К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Ужас окутал Германию, когда в чистые и ухоженные дома пришел «освободитель»!'- какая прелесть. Что же тогда окутало советскую Россию когда пришёл 'освободитель от коммунистической заразы'? Видимо подходящего в сравнении слова просто нет. Однако по-порядку.

Во время Отечественной войны 1812 года армия Наполеона, состоящая из цивилизованных французов, вела себя по варварски. В качестве примера: иконы из разграбленных православных храмов использовались в качестве мишеней (баловство в сравнении со сжиганием фашистами целых деревень со всеми жителями). Российская армия (из отсталых славян) во Франции вела себя в сравнении с французами как собрание аристократов. Это признаётся современными историками, даже историки Франции, как минимум, не отрицают. Не сомневаюсь, что и тогда было всякое, и с прекрасными француженками тоже. Однако ветер истории унёс то, что в сравнении с общим правилом - НИЧТО. Что изменилось за 133 года? Отношение к чужой вере, культуре? Вот не верится, что мы даже и через 200 лет, т.е. сегодня, в этом плане изменились. Про отношение лидеров Германии и СССР в 1945 к вопросу, который обсасывается в в этом фильме, пояснять мало-мальски грамотному человеку надеюсь глупо. Приказ Сталина от 23 февраля 1942 года N 55 чётко и ясно излагает правильное поведение. Ну а как относилась держава к его мнению сейчас знает любой школьник, про преследование инакомыслия в то время страшилок в избытке. Про отношение солдат к приказу генералиссимуса комментировать наверное не стоит, смертная казнь всё же дисциплинирует.

Ещё не все ветераны Великой Войны ушли из жизни, а мода на обливание грязью их победы крепко вошла в киноискусство. Этот качественный, без преувеличения, фильм внёс свою лепту. К достоинствам фильма приплюсовать то, что он снят типа на основе реальных событий и неокрепшее сознание современной молодёжи уже стоит на главных площадях страны с плакатами 'а может не надо было сопротивляться тому, что несло нам свет цивилизации?'. Ещё немного такой моды и текст плакатов будет ещё интересней (надеюсь хотя бы живых ветеранов к тому времени уже не будет.

06 января 2013 | 20:37
  • тип рецензии:

Любой фильм, так, или иначе затрагивающий темы второй мировой войны грешит стилизациями и карикатурностью, и «Анонимная…» не исключение, возможно карикатур здесь даже больше, чем где-либо. Мы привыкли к советским военным фильмам, где русских солдат изображали грубоватыми, добродушными простолюдинами, готовыми пожертвовать своей жизнью во имя родины, и вдруг нам показывают обратную сторону Луны. Только вот кто показывает, как показывает и такова ли вообще обратная сторона? Книгу, по которой поставлен фильм, выпустили анонимно, несмотря на имя, автор остался неизвестен, так что вообще напрашивается горьковское – «а был ли мальчик?». С автобиографиями и мемуарами, да и художественной литературой сегодня творится такая чертовщина: пишут двадцать человек, а издают под одним именем, безработные филологи в Москве под видом перевода с иностранного выдают свои собственные опусы, биографы придумывают нереальную жизнь реальных героев, автобиографы в этом деле грешат особенно плодотворно, герои сходят со страниц романов в реальную жизнь, да что там, в авторстве Шекспира и Пушкина уже давно многие сомневаются. А тут вот целый фильм «забалобенили» на основе смутных воспоминаний какой-то неизвестной фрау. Аноним ведает нам анонимную историю про анонимные деяния советских солдат.

Если судить по этому фильму, то русские солдаты – это сексуально озабоченные варвары, которые только и заняты были поиском, обнаружением и изнасилованием фроляйн, именно изнасилованием, причём не брезговали даже климатичными старухами. Первое впечатление такое, будто целью отечественной «реконкисты» было не взятие Берлина, а овладение немецкими женщинами (своеобразное похищение сабинянок). Солдаты пришли в самом начале и забаррикадировались в небольшом квартале, который превратили в некое подобие русского гетто, где на протяжении всего фильма они беспрерывно кутили: жрали, пили, поедали глазами неказистых немок, отпускали в их адрес сальные шуточки, лапали, насиловали, тягали под руки их полуживые тела по улице. Война уходит из этого гетто, с экрана, из фильма. Теперь только русские и немки. Секундами становится обидно, а скорее жалко лапотного народца славянского, который имел, а точнее, которого имела тяжёлая история, история, похожая на зловонного русского солдата, придавившего своим грязным телом белую скукоженую немочку. Никчемный, жалкий, убогий, забитый, юродивый народец, который изредка способен на великие дела. И вот, его вроде как лишают последних символов достоинства и награждают необузданной страстью к насилию. Однако таково только первое впечатление. В целом создатели фильма ретушируют эту дикость, пытаются изображать всё объективно, пробиваются через табу на изображение позорного периода своей истории. Но всё же, всё время хочется крикнуть – «не верю!».

В игру актёров, особенно русских, которые не могут сыграть искренне, потому что изображаемое ими время и люди далеко позади, отчуждены, инородны и даже ненавистны (хотя уже хорошо то, что не было этого тошнотворного гламурного лоска, которым искрят актёры современных русских фильмов и сериалов про отечественную войну). Немцы играют лучше только потому, что до сих пор не знают, что такое – это «загадочное русское». Они смотрят на русских изумлёнными, непонятливыми, вопросительными глазами, отчего складывается впечатление глубокой игры. Вспомнилось, как американские солдаты всерьёз доносили верховному руководству о виденных ими в Берлине русских, которые были все как один полутораметровые монголоиды, издающие непонятные звуки вместо слов. Европейцы и сегодня смотрят на славян под подобным углом зрения. Ну да ладно.

Сцены собственно насилия поставлены сумбурно, смазано, статистически, что лишает зрителя соучастия, сопереживания героиням. В этом плане, ни один фильм так и не превзошёл впечатляющий реализм сцены изнасилования в фильме реж. Гаспара Ноэ «Необратимость» (2002) с Моникой Белуччи в главной роли, а касательно изнасилований во время войны фильм Элема Климова «Иди и смотри» (1985), и Брайана де Пальма «Военные потери» (1989). Но возможно, режиссёр и не преследовал этой цели, возможно, он учитывал неписанный закон военного времени, где насилие, в том числе и над женщинами неизбежно, является сопутствующим, побочным эффектом, нормой. Мне кажется, что целью фильма была судьба не только немецких женщин, но и вообще женщин во время боевых действий. Я всегда почёсывал щёку, когда в исторических книжках натыкался на лексическую формулу – «…убивали всех, даже женщин и детей». Думал – что же это за гуманизм такой забавный? Почему «даже»? Что хорошего в том, что мужчин перебьют, а женщины останутся? Наивный болван. Это «даже» - есть бессознательное возмущение попранием святого, возмущение природы, поскольку женщины – это продолжение жизни, их оставляла сама природа для продолжения рода, чтобы они могли пополнить население и произвести на свет новых мужчин, которые отправятся со временем на новую войну. Мужчина заменяем, женщина – нет. И фильм нам показывает, что только женщины могут перенести тяжесть отрицательно заряженного бытия, поскольку они извечные союзницы материи. Они могут приспособиться к материальным ужасам и пережить их (в плане выживания женское сообщество напоминает мне еврейский народ).

Мужчины, с их идейными принципами, с духовными метаниями, со своим соблюдением чести слишком эфирны, нестабильны, срезаемы. Крушение идеи и остановка духа призывает мужчин поступить с жизнью по чести, что часто заканчивается достойным уходом из мира. Так поступил господин Кох. Это единственный второплановый герой фильма, которому действительно можно посочувствовать. Кох не выдерживает морального (духовного) давления, хочет вернуться к своим, а старая женщина этажом выше всё время беспокоится за стол из красного дерева (материальное). И в этом её сила, этим она намного сильнее Коха, этим она преодолевает Коха, идеи, идеологии, Гитлеров, войны и смерть. Простой обыватель Кох защищает свою честь, а интеллигентка Марта (Нина Хосс) жертвует ею ради выживания, ради жизни, ради продолжения истории. В данном случае, осквернение чести есть женское жертвоприношение, направленное на поддержание стабильности мира. Мы имеем дело со способами выживания самой природы, где культура слетает как ненужная, тормозящая и гибельная шелуха. Главная героиня, расстающаяся с принципами, честью, интеллигентностью и культурой – есть символическое явление самой великой проматери всего сущего (Tellur Mater).

Такова идеальная картинка. В частностях фильм нудноват, противоречив, неправдоподобен и неубедителен. Я ему не поверил, я поверил только тому, что сам придумал.

Людям с повышенной патриотической чувствительностью смотреть не рекомендуется.

4 из 10

10 марта 2010 | 13:55
  • тип рецензии:

Наверное, так теперь учат в немецких школах. Если не учат, то будут учить через 20-30 лет.
Фильм не немецкий. Фильм американский. Фильм политический, с целью ухудшить отношения между Германией и Россией.

Фильм основан на автобиографической книге 'Безымянная' ('Anonymous'), написанной немецкой журналисткой и редактором, где автор описывает, что случилось с ней в апреле-июне 1945 года. Эта книга не имеет НИКАКИХ документальных подтверждений. В советской армии действовал специальный приказ:

Из Приказа И.Сталина 23 февраля 1942 года № 55

'
Красная Армия имеет своей целью изгнать немецких оккупантов из нашей страны и освободить советскую землю от немецко-фашистских захватчиков. Очень вероятно, что война за освобождение советской земли приведет к изгнанию или уничтожению клики Гитлера. Мы приветствовали бы подобный исход. Но было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством. Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское — остается.'

Нарушение этого приказа означало СМЕРТНУЮ КАЗНЬ.

Естественно, случаи изнасилования были. Но они были единичными. Столько же случаев было и на западном фронте. Я не говорю про случаи изнасилования русских женщин немецкими солдатами. Это астрономическая цифра. Но мы, русские, таких фильмов не снимаем и до такой мерзости не опускаемся. Потому что это была война.

Этот фильм - художественный, а не документальный. Этот фильм нарушает международный закон о разжигании межнациональной розни. Этот фильм - просто глупая и безумная фантазия автора.
Вторая тема в фильме - взаимоотношения слабого человека и 'оккупантов'. Обстоятельства, при которых произошла оккупация, не оправдывают страдания женщины. Это война. Американцы в таких случаях убивают всю нацию. Ядерной бомбой.

Этот фильм - тень на именах тех людей из Красной армии, которые искренне сражались и умирали против фашизма, для того, чтобы мы сегодня могли жить. Этот фильм - пример того, как твоё имя и твой вклад в развитие мира может быть извращён через 60 лет.

Итог: этот фильм нельзя оценить. Нельзя оценить фантазию.
Ещё один продукт информационной войны.

28 октября 2008 | 14:15
  • тип рецензии:

Рецензий на картину написано уже порядочно, сюжет и сопутствующие факты разобраны досконально. Поэтому моя заметка просто обрисовывает впечатления после просмотра:

Перед экраном сел со стойким и уверенным ожиданием махровой клюквы. Вводные данные о картине к тому располагали. Поляки и немцы в авторстве, Сидихин, как приглашенный 'красный элемент' на постере (нет, актер мне безусловно нравится, тут скорее ожидание использования его имиджа) и конечно же острая тема, вызывающая с завидной регулярностью споры, что называется 'до кровавых соплей'.

Таки обсуждением трагедии 'двух миллионов' немок я как раз заниматься совершенно не буду. Ибо это лишь 'красочный фасад' показанной истории.

Внезапно, фильм оказался очень глубоким полотном, на заднем плане которого разворачивается кропотливая, детальная панорама 'превращения нации в население' (цитата из фильма). Не читал первоисточник, мне почему-то кажется, что и там эменно это было основой, а совершенно не 'клубничка', хайпово выдранная из общего контекста. К моему удивлению, в киноленте отнюдь не смаковались 'зверства русских' - мерзких отталкивающих кадров почти нет. Режиссер очень тонко балансирует зрительским вниманием на весах отвратительности пьянства и выходок ряда красноармейцев и брезгливостью к местным обитателям, приспосабливающимся к выживанию с минимальными лично для себя проблемами.

В этом месте я прямо чувствую гневное полыхание читающих мою заметку... Но продолжу утверждать свое мнение - фильм гораздо больше выворачивает наизнанку самих немцев, нежели 'порочит светлую память Войнов Освободителей'. Особенно показателен эпизод ближе к финалу, в котором собравшиеся в гостиной дома местные обитатели за праздничным ужином с яблочным пирогом и 'трофейными' продуктами, под предводительством 'старшей по дому', улыбчивой пожилой фрау Витве со смехом обсуждают и шутят на единственную животрепещущую для 'общества' тему - кто, с кем и как... Эдакий концентрированный апофеоз приспособленчества.

Макс Фэрбербёк создал очень сложную и разностороннюю картину, со множеством оттенков, граней, затрагиваемых тем. Зритель видит в людях на экране самые разносторонние позывы, устремления. эмоции. Мы наблюдаем, как на наших глазах слетает аристократичная вуаль стыда ради более комфортного существования под гнетом обстоятельств, наблюдаем смятение от осознания восторженных заблуждений в собственной расовой исключительности и ужаса приятия зверств войны. Всепоглощающий страх за свою шкуру, заставляющий бросить на растерзание того, кто только что пытался помочь тебе. И горькое разочарование спасительницы, вдруг оказавшейся жертвой за закрытой 'друзьями' дверью. Отрадно, что живых и ярких персонажей мы видим не только в ряду главных героев истории, актеры второстепенных ролей не менее выразительны. У них есть свои внутренние истории, сторонние штрихи, как например малозначительная в общем контексте, но чрезвычайно важная для живости фильма линия симпатии медсестры Маши к майору. Александра Куликова одним взглядом на главную героиню безупречно передала сложную смесь Машиного презрения к врагу, падшей женщине и сопернице, оценивающего интереса к представителю чужого мира и одновременно жалость к жертве из женской солидарности. Гениально!

Вообще конечно актерский состав чрезвычайно порадовал. Незнакомые мне зарубежные актеры сыграли выше всяких похвал. Масса очень убедительных эмоций. Волнительно, живо, достоверно. Российских актеров в титрах неожиданно для меня оказалось добрая половина, большинство знакомых и заметных, подобраны такие вот прям харАктерные типажи. Удивило даже промелькнувшее в толпе лицо Максима Коновалова - примечательный актер и роль простого статиста... Возможно по причине 'высокой степени локализации' картины мы не увидели пресловутой клюквы. Красноармейцы имхо выглядят в кадре достоверно. Правильная русская речь, отсутствие западных штампов, достоверно выглядящий антураж. Даже 34-ки в кадре захвата улицы идут верной модификации. Лица и характеры, как уже говорил, разнообразные, колоритные. Между красноармейцами видны свои взаимоотношения. И это крайне оживляет картину, выгодно выделяя её из массы подобных, где интересными персонажами можно назвать лишь главных героев, а остальные, тем более 'враждебная сторона', отрисованы безликой массой.

Гневные критики говорят, что русские в фильме показаны сплошными дебоширами, алкашами и насильниками... Гммм, критики, сдается мне, вы видите то, что хотите видеть. Красноармейцев в фильме много, и да, в кадр часто попадают социопатические личности, но не забываем, что главными фигурантами фильма являются жители дома, превращенного в некую общину-бордель. Вхожи сюда в основном именно маргинальные элементы, несомненно имевшие место, положительные личности сюда не заходили. Даже по такой простой логике считаю неверным опускаться до обвинений в очернении всей Красной Армии. Да и среди регулярно мелькающих в кадре лиц прямо пышет положительным спокойствием и добротой адъютант майора Рыбкина круглолицый бурят.

Отдельно подмечу уловленную и тонко переданную режиссером грань соприкосновения двух миров - 'цивилизации и диких советских варваров', чьи представители смотрят друг на друга совершенно разными взглядами, но одинаково полными страха и ненависти. А еще, они даже себе боятся признаться, что одинакового в них гораздо больше, чем разного...

21 октября 2019 | 13:26
  • тип рецензии:

Как и в любой войне тут нет одной правды. Нет правды у советских солдат, насилующих мирных немецких женщин, нет ее и у этих женщин... такова война, и такова судьба побежденных во все времена.

Эти мальчики, парни, мужчины вернулись после войны домой, к своим семьям... что они вспоминали об этой войне? Почему никто в своих воспоминаниях не рассказывал об этом?

Фильм стоит посмотреть, хотя бы для того, чтобы посмотреть на войну с непривычной стороны. Чтобы узнать что-то новое о ней. Что-то еще более неприятное, чем все наши имеющиеся о войне знания.

02 января 2010 | 16:07
  • тип рецензии:

Если русские причинили бы нам только малую часть того, что мы причинили им, то в Берлине не осталось бы ни одного немца.

Повторяю наверно многих, но в этой фразе заложен больший смысл, чем просто изречение одной немки в картине.

С первых минут испытывал чувство не спокойствия, потому что современный, здравомыслящий человек, конечно же не может спокойно смотреть на происходящее, но вторая составляющая того ощущения говорила, «А как вы хотели, по голове чтобы вас гладили?» Суть в простом, кино рассказывает о том, какие муки испытывали немецкие женщины, когда советские войска вошли в Берлин, и как жестоко солдаты обходились с ними, насилуя и унижая.

Не знаю, смотрел кино вчера, продолжительность, без малого 3-и часа, в целом картина снята сильно, отличная игра актёров, наших и немцев, смотрится взахлёб, но весь фильм не покидало чувство, что будто бы принуждают извиниться весь русский народ.… Но не понимаю, ну а как? Что хотели они, после того что произошло? О какой гуманности говорят эти женщины? Почему весь фильм не говорится та самая фраза «Если русские причинили бы нам только малую часть того, что мы причинили им, то в Берлине не осталось бы ни одного немца»? Почему именно на этом не поставлен акцент. Нет, я не призываю к насилию, я просто не понимаю, почему у майора Андрея, помните в тех первых моментах, должна была проснуться жалость? Как он там сказал, «чего там, 2-е минуты потерпеть». В тех словах он мягко давал ей понять, что это то малое, что может причинить вам советский народ.

Ну да, наверно сейчас, из гуманистических соображений можно сказать что жестоко, и может вызвать некие упрёки у некоторых людей. Но одумайтесь, нам ставят в пример всего произошедшего страдания немецких женщин, ставят как упрёк, вы освободители, мол, мы вас ждали, а тут здрасьте, русские свиньи!? Ужасно.

Почему то даже после окончания фильма делают акцент на том, сколько женщин было изнасиловано, ну почему говорят об этом? Да потому что фильм снят об этом. Мол вот, посмотрите что творилось.… Дык пусть тот же самый режиссер возьмёт дневник обычной вдовы, или рядового солдата, и опишет всё то, что происходило с ним, и то, что видели эти глаза. В общем думаю разумно, что кино запрещено для показа в России, так как, зная наш народ, это вызвало бы бурю разногласий, и кучу критики.

Не знаю… можно конечно со мной поспорить, и начать говорить про то, что я заметил именно это, о чём написал выше, но я заранее обращусь к вам: Вы знаете свою историю? Вы уважаете всех тех, кто тогда отдал свои жизни?? Вы сами что испытываете, когда видите, слышите или читаете про страдания советского народа, который не хотел той войны?! Что вы каждый раз испытываете 9 мая? А так, знаете, победителей не судят.

«Если русские причинили бы нам только малую часть того, что мы причинили им, то в Берлине не осталось бы ни одного немца»

20 сентября 2010 | 00:27
  • тип рецензии:

Говорили немецкие жители о поведении солдат красной армии. Красноармеец рассказывает как у него в деревне немцы разбивали голову младенцам о кирпичную стену. 'Слышал или сам видел?' - 'Сам'. Ни в коем случае в этом фильме не оправдывают действия фашистов или беспощадность советских солдат! Это не пропаганда! Фильм показывает обратную сторону войны.

В основу сценария положен дневник немецкой журналистки Марты Хиллерс, в котором Она повествует, что за первые несколько дней после взятия Берлина была неоднократно изнасилована советскими солдатами. Такая же судьба постигла многие сотни тысяч немецких женщин.

Информация о массовые бесчинства советских солдат дошла до Сталина, 19 января 1945 года Сталин подписал приказ, который требовал не допускать грубого отношения к местному населению на освобождаемых территориях. Главный герой майор Андрей сначала закрывает глаза на действия своих солдат - 'У нас все ребята здоровые'. Но затем за маской черствого командира проявляются грустные глаза советского интеллигента, играющего на фортепиано и хорошо знающего историю и немецкий, он вынужденно стал военным.

Практически уверен, что все что показано в этом фильме было на самом деле! Очень реалистичны персонажи. Браво Сидихину, который не побоялся критики и снялся в этом фильме, который не приняли в Германии и даже не пустили в прокат в России!

Смешно читать о том, что это все фантазия и выдумка! Учите историю! Не бойтесь правды! Война - это страшное слово!

10 из 10

21 декабря 2009 | 10:26
  • тип рецензии:

Была в фильме одна фраза, сказал ее советский солдат, который жил на дому у замужней фрау: `Все люди плохие`.

И да, и нет. В том смысле, что войну начать = на войну обязать противника. И не стоит ждать терпимости от изголодавшегося вооруженного человека репродуктивного возраста, замкнутого в положение нехватки всего, чего вчера было. Надо сказать, что доведи человека до такого состояния - не жди от него ничего хорошего.

У пропаганды же 2 стороны: с одной ее можно везде всунуть, а с другой - везде увидеть. Получается, что преувеличить/преуменьшить при претензии на объективность не срабатывает - нужно анализировать факт. Строго говоря, человек способен на такое - вот, собственно, и все. И не стоит, наверное, никому обманываться насчет подвигов.

За подобным анализом фактов стоит абсолютно иное понимание как истории, так и своего места в ней: быть благодарным деду за победу над фашизмом девальвируется не потому, что дед на самом деле не сражался, а потому, что:

а)то, за что он сражался, в определенные моменты времени расценивалось так же, как нами сейчас фашизм. То есть для немцев были все те же мужья и сыновья, сражающиеся за волю и правду, тогда как коммунизм был ужасом; история сыграла с человечеством злейшую шутку.

б)убивать в ответ - это результат условия. И не стоит обманывать себя, говоря что всяческое мародерство - это побочный продукт обороны/нападения. Это его неотъемлемая часть, поэтому урок таков: стоит лишь начать, отдача последует тут же.

С исторической точки зрения дедов жалко, а обязывать себя невозмещаемым долгом перед ними - значит раз и навсегда обмануть самих себя, даже не попробовав ответить на вопрос, интересовавший каждого: `а кто я в этом мире?`.

Поэтому Сидихин, говоря в интервью, что фильм пропагандой не является, обращается, скорее, с призывом отбросить ярлыки и посмотреть в глаза факту. Для человека - 1 человека - не существует закона больших чисел, когда дело касается его самого. В вопросах жизни и смерти особенно.

Фильм стоит посмотреть уже хотя бы для того, чтобы задаться простым с виду вопросом: `а зачем нужна война?`.

П.С.: С вооруженными силами в наше время человечеству придется что-то решать.

24 ноября 2009 | 23:18
  • тип рецензии:

Сама по себе идея показать одну из граней войны, которую не очень любят афишировать, не вызывает у меня негатива. Негатив вызвала ее реализация.

Да, на войне насилуют женщин. Более того, до 20-ого века это считалось нормальным (Вперед, в крепости бабы и выпивка). Становление Международного гуманитарного право происходит только в 20 веке. В советской армии насилие нормальным уже не считалось и за это было предусмотрено наказание. Но, понятно, что в реальности правосудие на войне работает не очень эффективно.

Опять же, среди военных, конечно, бывают разные люди с разными наклонностями. Для некоторых война - это хорошая возможность реализовать свои садистские наклонности.

Но, проблема в том, в фильме вся советская армия - это сборище извращенцев, которым нравится именно насиловать и издеваться над немками, бить их, плевать им в лицо. Это вызывает недоумение, потому что все-таки большинство мужчин - нормальные и предпочитают, чтобы женщина тоже была хотя бы немного возбуждена. А с учетом того, что многие солдаты - молодые парни, девушек не знавшие, - не факт что они вообще смогли бы кого-нибудь изнасиловать.

При этом все немки в фильме, в лучшем случае, терпят советских солдат. О том, что может возникнуть какая-то симпатия или что кто-то из женщин тоже захочет как-то реализовать свои сексуальные потребности - нет даже намека. 'Дикие варвары' немкам отвратительны, но они терпят.

Я понимаю, что это художественный фильм. Но он снят с претензией на достоверность и глубокое раскрытие серьезной темы. Поэтому ожидаешь, что фильм будет не таким топорно черно-белым.

Вот у меня, к примеру, дед тоже Берлин брал. И еще некоторое время там служил. Про изнасилования он мне не рассказывал. Он, молодой, симпатичный парень (есть его фотография из Берлина, где он стоит - стройный, подтянутый, кудрявый в идеально чистой выглаженной форме) освоил по немецки три слова - девушка, тушенка и трахаться. В голодном, разрушенном Берлине, где оставались почти одни женщины, многие из которых потеряли мужей, этого скромного словарного запаса хватало, чтобы иногда найти 'романтическое приключение' и без применения насилия.

Конечно, до американцев, у которых в большом количестве была главная 'ногираздвигательная валюта' - сигареты, думаю, нашим было далеко. Но все-таки я склонен полагать, что большинство связей с женщинами носило добровольный или условно-добровольный характер, хотя насилия, конечно, тоже было не мало. Опять же насилие - это риск, вдруг она дойдет таки до комендатуры и нажалуется, а простого солдата жалеть никто не будет.

Если подводить итог - создатели фильма и актеры переборщили с черной краской (с белой для главных героев, как мне кажется, тоже переборщили) и фильм может показаться реалистичным только тем, кто действительно считает русских дикарями-извращенцами. Жалко, потому что некоторые мысли и некоторые кадры в фильме вполне неплохи.

08 августа 2018 | 01:49
  • тип рецензии:

Страшный фильм.

Страшный потому, что заставил меня задуматься о разнице между тем, что человек мнит о себе и тем, что он есть на самом деле.

Такие же как и мы, только по воле судьбы родившееся в другое время, люди попадают в мясорубку и жизнь все расставляет на свои места. Идеология, моральные принципы, воспитание - все летит в тартарары. Остается только то, что есть за душой.

И если есть за душой милосердие, сострадание, чувство собственного достоинства и настоящая любовь к своей Родине (России ли, Германии), то есть у человека будущее, если нет...

Героям фильма пришлось пройти эту проверку.

Мне - нет, потому чувство справедливости заставило меня смотреть на происходящее не с высоты моей сытой жизни, а с уважением к тем, кто прошел через это.

Сам сюжет не слишком меня задел: про изнасилования, грабежи, расправы с мирным населением (и с немецкой и с русской стороны) я знал с детства - ветеранов я застал еще бодрыми старичками и не раз слышал рассказы о войне, в том числе и те, которые никогда не напишут в книгах или газетах.

Таковы правила войны. Что уж такого страшного, чтобы принудить к сексу женщину, если ежедневно видишь смерть друзей, трупы детей и выжженные дома? Завтра ни ее, ни тебя может не быть в живых.

Тем, кто сильно возмущаются тем, что русских солдат показали 'неджентльменами', могу привести статистику: из русских парней 1920-1921 года рождения до конца войны дожили 3%. Задумайтесь, через что они прошли к тому моменту, когда оказались в Берлине. Наверное, на жизнь они смотрели совсем не так, как мы, сегодняшние.

Но за поступками, жесткими в условиях войны, русские люди все равно остались людьми. Это потрясло по-настоящему. Русское милосердие, милость к побежденному и прощение за зло, которое было им причинено.

'Мы вас не звали в Россию, это вы к нам пришли' - эта мысль повторяется на протяжении всего фильма. И это не оправдание, это прощение, через всю горечь потерь.

Хочется привести в качестве иллюстрации сцены из фильма, но воздержусь, смотрите сами.

Актеры играют великолепно. Сидихин потряс. Эпизодические герои - а русских играют только русские актеры - показали верх мастерства. Я запомнил всех, я запомнил момент потрясения, когда за пару минут в небритом солдате в русской форме вдруг потрясающе четко высвечивается его характер, его душа, его полный потерь путь до Берлина.

Простите за чванство, но мне кажется, так могут играть только русские актеры.

Спасибо им и мое глубокое уважение.

Про немцев.

Я много общался с немцами и все типажи были для меня узнаваемы, достоверны - чопорные старушки, умеющие себя держать в руках в любых обстоятельствах. Немецкие пары, в которых жена пойдет на все, чтобы поддержать престиж мужа в его глазах. Чистоплотность и светская вежливость, скрывающая истинные чувства немца.

Про героиню нет смысла говорить, надо смотреть. Нина Хосс великолепная актриса. Образ, который она создала, очень глубокий - женщина, с качеством, присущим только истинным женщинам любой национальности - состраданием в сердце. Достаточно сильная, чтобы через свою боль и растоптанное достоинство быть в состоянии увидеть в насильниках не врагов, а людей, так же страдающих, как и она.

Итак, правда, которую я не хотел знать...

Мы сами отвечаем за себя и свои поступки. Война - не оправдание. Нет смысла делиться на русских и немцев, нет смысла искать правых и виноватых.

Надо проявить уважение к тем, кто прошел эти испытания и остался человеком.

Ибо неизвестно, прошел бы их я

Прошу прощение за многословность, но уж сильно фильм задел за живое

10 из 10 разумеется

Спасибо всем создателям фильма. Спасибо нашим русским актерам.

15 августа 2010 | 16:04
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: