Пасмурное утро, сирена воздушной тревоги, боевой вылет, сбитые самолеты противника, возвращение на базу, мясной пирог, алкоголь, сигареты, секс, невысказанные мысли, отрешенное созерцание, сон, повторить…
После выхода Innocence Осия от переутомления и проблем со здоровьем хотел уже было завершить карьеру режиссера в анимации, но, к счастью, не завершил и мы с вами получили довольно интересный проект, нарочито упрощенный в одних деталях, но при этом максимально детализированный в других. Первое, что обращает на себя внимание – это маскимально простенькая рисовка и анимация большинства персонажей. Ладно, на самом деле это второе. Первое – это блестящая (в противовес изображению людей) техническая детализация воздушной техники и очень-очень качественная 3D-анимация воздушных боев. Но с точки зрения интриги второе куда интереснее. Всю первую половину фильма зрителя не покидает ощущение, что что-то не так. То есть да, понятно, футуристический мир победившей винтовой техники на ДВС, это само по себе оригинально, особенно по соседству с плоскими цветными телевизорами, но тем не менее, основная странность именно в героях, их поступках, действиях, взглядах, жестах. Главный герой Юити Каннами, которого переводят на новую воздушную базу по первому времени просто ходит и молча смотрит по сторонам, изредка задавая вопросы, на которые никто не отвечает прямо. И создатели фильма тоже не торопятся ничего объяснять зрителю. Кто такие «килдрены»? Почему летчики называют себя детьми? Куда делся предыдущий пилот самолета, на который пересадили Юити? Почему они все столько курят? Множество вопросов без ответов, но, главное, все это действительно хочется узнать. И чем ближе к концу фильма, тем чаще ты начинаешь думать, «ааа, вот оно что…». То, что сначала казалось футуристическим боевичком внезапно закручивается в лучших традициях Филиппа Дика и оказывается нехилой драмой.
На самом деле у этого аниме больше общего с предыдущими работами Осии во вселенной GitS, особенно с Innocence, чем кажется на первый взгляд. И я даже не про музыку Кавая. Периодически в фильме встречаются загадочные вставки с гигантским симфонионом (кажется, эта штука именно так называется) будто один в один перекочевавшим из особняка Кима. Фамилия главной героини Кусанаги. Безэмоциональные лица летчиков напоминают лица фарфоровых кукол-андроидов, особенно когда начинаешь понимать, что там к чему по сюжету, и уже не хочется ругать авторов за «лажовую лицевую анимацию», как в первые 20 минут. Это все приятно и интригует. Скажу честно, проект вышел весьма оригинальный и зайдет не для всех, но я, к своему собственному удивлению, пожалуй, получил от просмотра большое удовольствие.
Великолепная работа Мамору Осии! Он еще раз подтвердил для меня свой статус Культового режиссера и потрясающего, неординарного, выдающегося человека и создателя аниме! Жаль, что я лишь сейчас познакомился с этим фильмом, спустя 4 года с момента его выхода. Но это нисколько не умаляет великолепия сего творения. Даже спустя 15-20 лет это аниме останется актуальным.
На протяжении всего просмотра меня не покидало чувство глубокой тоски и ощущение трагичности и конечности жизни, предчувствие той черты, которая отделяет день сегодняшний и завтрашний. Именно тот день, который может не наступить. Эмоции, пробуждаемые этим фильмом, можно назвать грустными, если бы не одно 'но'. Эта лента вызывает желание жить и проживать каждый день так, как если бы он был нашим последним днем. Для меня это работа Мамору Осии останется в памяти на долгое время. Я с огромным удовольствием буду пересматривать это аниме еще ни один раз.
Что же касается рисовки, она действительно очень красивая и насыщенная. Здесь очень много деталей, на которые хочется обратить внимание. Нельзя не сказать и про великолепные сцены воздушных боев, заслуживающих отдельного слова. Динамика сражений на фоне неспешного и даже томного повествования на базе, словно завораживает своей реалистичностью и предчувствием неминуемой гибели. В то время, как сюжет преподносит все новые и новые части сложного, но такого знакомого пазла. Знакомого в хорошем смысле этого слова. Ты будто бы главный герой, проникаешься этим дежавю и стремишься понять его причину, даже догадываясь, что причина-то окажется из числа тех, о которых лучше не знать. Ко всему выше перечисленному добавлю потрясающий саундтрек, добавляющий легкий налет нуара на размеренное и неспешное действо, заранее обреченное на трагический финал. Но с другой стороны, все это закономерно и не вызывает негативных мыслей, особенно если вы знаете или хотя бы слышали о предыдущих работах Мамору Осии.
Потрясающая вещь, которая, несомненно - достойна вашего внимания, даже если вы мало знакомы с тематикой аниме и индустрии в целом.
Для начала следует отметить, что я совершенно не знаком с произведениями Осии Мамору, не знаком с особенностями художественного повествования, характерными звукозрительными образами и проблематикой его творчества. Возможно именно поэтому просмотр фильма вызвал довольно противоречивые эмоции: от 'да какого черта здесь происходит?', до пробегания мурашек во время очередной паузы в диалоге персонажей. К слову, паузы в этом аниме едва ли не более содержательны, чем сами диалоги - Мамору удалось аккумулировать в них все то, что невозможно передать словами... или бессмысленно говорить.
Начнем с первоосновы фильма. Во время просмотра у меня сложилось впечатление о наличии мощного литературного первоисточника (он таковым действительно и оказался). Детально проработанный мир, который по капле, будто бы нехотя выдает суть происходящего на экране - это не авторский просчет, это осознанный художественный прием. Мамору рассказывает не о конкретном мире и не о конкретных персонажах, даже сюжет здесь имеет вторичное значение. Не озвученные вопросы, на которые нет ответа ни у автора, ни у кого из нас - вот та основа, которая образует художественный каркас фильма. И чем меньше конкретики мы находим в мотивах действий персонажей, в их диалогах и в самом сюжете, тем отчетливей и ярче становится содержание этих сакральных для каждого вопросов.
Всеобщая гнетущая апатия, царящая на территории авиабазы сменяется динамичными догфайтами, которые, признаться, выглядят превосходно. Разящий переход наблюдается и в поведении пилотов - сонные подростки бродящие по авиабазе теперь полны энергией и принимают молниеносные решения в ходе воздушных боев. Неудивительно, ведь их создавали именно для этого. Все что они умеют это сражаться - а вот что делать все остальное время их не научили. Понимая, что чего-то лишены одни замыкаются в себе, другие одевают маски благополучия, а третьи в поиске хотя бы какой-то реальности вступают в эрзац-отношения с коллегами. Яма Кёку - единственный герой, который пытается выбраться из болота безысходности, окружена вакуумом, созданным остальными закрывшимися в свей скорлупе персонажами, что лишь подчеркивает атмосферу тщетности всего происходящего.
Перед нами волнующий, драматический, анимационный фильм режиссера Мамору Осии, который финансировала американская, гигантская кинокомпания Warner Bros. Pictures. Аниме получилось тонкое и глубокое, холодное и с двойным дном. Его история весьма необычна, и смотрится все в небольшом гипнотическом состоянии.
Мир в котором живут герои из этой истории жесток и амбициозен. Бизнес стали делать на войне в небе. Происходят невероятные смертельные игры авиации, и за всем этим следит весь мир. Пока военные убивают друг друга в небе, это все транслируется телевидением, и гражданские жители за всем этим напряженно следят. История разворачивается возле нового, молодого пилота по имени Юйти. Сам герой является генетическим модифицированным человеком и никогда не постареет. Прибыв на базу, он знакомится с холодной начальницей. Связь с ней откроет ему шокирующие тайны…
Аниме создано в такой спокойной, умиротворенной атмосфере. История тянется медленно, но заставляя зрителя думать, все анализировать, ведь сюжет непростой и здесь много тайн и скелетов в шкафу, в которых придется разобраться. Даже сами главные герои не сразу открываются зрителю. Они далеки и непоколебимы, но в процессе становятся зрителю ясны. Мне очень запомнились полеты в небе, все было нарисовано шикарно и смотрелось заворожено. Что интересно, так это то, что в этом аниме, одни создатели отвечали за горизонт и весь антураж, другие за персонажей, а третьи за нарисовку персонажей. Все детально продуманно, и за это спасибо.
Это именно то аниме, в котором сюжет, а главное концовку предугадать нельзя. Все слишком закручено, все выскользнет из рук зрителя и не понятно, что будет в конце. Именно это мне и понравилось. Хочу обратить внимание на финал, он был крайне удачным, таким задумчивым и неожиданным. Просто идеально.
«Небесные тихоходы» - интересный и незаурядный, анимационный фильм 2008 года. Он полон тайн и свежей истории в мире аниме. Мультфильм серьезный и амбициозный, холодный в хорошем смысле слова и интересный. Я оцениваю его положительно. Спасибо!
- Живи! До тех пор, пока не сможешь что-нибудь изменить.
У Мамору получилось создать аниме, где нарисованные персонажи могут быть живее смотрящего эту картину зрителя. Трудно найти столь же реалистичные фильмы как этот, где герои ведут себя столь естественно — вымучивают улыбки, когда сказать нечего, молчат, когда говорить не хочется, непринужденно подшучивают, внимательно смотрят, когда действительно что-то хотят узнать о другом персонаже. За весь фильм ни разу не создается ощущение наигранности происходящего. Мы застаем героев как бы даже и не ждущих того, что сейчас будет какая-то сцена. Таких глубоко проработанных и разных характеров я не встречал давно — ни в игровых, ни в анимационных фильмах. Мамору предлагает нам самим понять предысторию картины, отношения персонажей друг к другу, их мысли, сразу показывая их на деле. Однако картина вовсе не пытается вывести это на первый план, нет, повествование идет очень буднично, и потому может показаться поверхностным, ведь от фильмов в основном как раз и не ждут повседневности.
Это картина о буднях авиационной базы, в условиях вроде как идущей где-то войны.
Разве можно придумать большую и лучшую метафору человеческой повседневности? Регулярные боевые вылеты и бои, сменяются регулярными возвращениями… Куда? Зачем? Почему? Нет. Все это совершенно не важно. Важно то, что происходит. Переговоры во время воздушных боев, неспешные прогулки вокруг и около базы, разговоры с обслуживающим персоналом и другими летчиками, недосказанность окружающего мира, и поступков других людей, как и своих собственных и незнание того, что будет завтра…
Кажется, что у летного состава базы наступил вечный день сурка, а каждый персонаж находится на своей (и потому интимной) волне. Над этим миром стоит неотчетливый, но хорошо ощущаемый тотальный фон совершенной непреодолимости обстоятельств. Судьба пилотов фатальна и неизбежностью, и непредсказуемостью, а потому внутреннее они чувствуют, что чтобы они не делали, результат и смысл все равно определяют не они. «Все делают вид что не понимают!» — вопиет одна из них, пытаясь по крупицам собрать свою личность. Каждый из летчиков пытается подыскать свой ключ к происходящему с ними:
«Как только все закончится… Погуляем по незнакомому городу?»
Технически, а лучше сказать Художественно аниме стоит в ряду самых лучших произведений японской анимации из всего что я видел. Все два часа наслаждаешься самим процессом происходящего, его внутренней гармоничностью. Получился практически безупречно точный и безошибочный фильм.
Это аниме, где простой пёс смотрит на небо, и в его глазах что-то видно; где одни открывают другим двери, а те не сразу садятся в машины, выдерживая неподдельные паузы… Это аниме акцентированных прикосновений, аниме способное выхватывать ключевые моменты, находя в них почти невыразимую красоту.
Да и что можно сказать о кино, где позывной главного неуловимого антагониста — «Учитель», главного механика — «Мама»?
-Дзинро тоже здесь останавливался?…
-Да… Что с того?
-Просто Юдогава говорил, странные вещи… том что вы убили Дзинро…
-Возможно… я захочу… убить и тебя.
9 из 10
P.S. Символично, что Карма преодолевается лишь после титров.
Не совсем верно начинать обзор картины с её технической части, но в данном случае это допустимо, поскольку перед нами работа профессионалов с большой буквы этого слова. Сказать, что рисовка и в особенности анимация великолепны – значит показать себя ужасным занудой и привередой. С самых первых минут The Sky Crawlers приковывает взгляд зрителя и не отпускает до финальной сцены. Качество графического оформления поднято на высочайший уровень, а головокружительные воздушные сцены во стократ усиливают производимое впечатление. Даже работы Синкая не производили столь ошеломительного эффекта. Прибавьте к этому музыкальное оформление от Кэндзи Кавая и вы получите возможность полного погружения в мир The Sky Crawlers. Сцена главного воздушного боя – это самые сливки всей визуальной части фильма: создается ощущение, как будто сам сидишь за штурвалом истребителя и готовишься нанести сокрушительный удар по противнику под рев двигателей самолетов и непрекращающегося огня пулеметов.
Сюжетную основу Небесных Скитальцев составляет история о служебной жизни пилотов одной из противоборствующих корпораций. Можно условно разделить все действие на две части: в первой мы наблюдаем за довольно однообразной и временами скучной повседневности героев, и это своего рода пролог, который неспешно готовит зрителя к главному конфликту, который разворачивается во второй части. Не вдаваясь в сюжетные подробности, скажу, что самое большое, что мне не понравилось в The Sky Crawlers – это то, что японцы в очередной раз не смогли удержать себя от того, чтобы не впутать в сюжет «зловещую» и загадочную историю об экспериментах над детьми. Мне это решение показалось весьма специфичным и неоднозначным.
The Sky Crawlers не давит зрителя своей атмосферой, не пытается навязать свое видение сюжетной проблематики и ни в коей мере не провоцирует. Идет ровное повествование о жизни, о войне, о людях, принимающих в ней участие, но ни разу не делается акцентов на том, плохо все это или хорошо. Здесь нет выводов, здесь нет морали. Находить ответы на поставленные вопросы - прерогатива зрителя, поэтому в Небесных Скитальцах мало, что лежит на поверхности. Конфликт судьбы героев состоит в том, что конфликта нет, как бы парадоксально это ни звучало, что их жизнь зависла между землей и небом, между прошлым и настоящим. Зачем им жить, если они не могут отличить день сегодняшний от дня, минувшего несколько лет назад? А потому у них нет никакой надежды на будущее. Каждый из героев по-разному пытается разрешить проблему своей духовной замкнутости: одни делают вид, что им все безразлично, другие пытаются забыться в мирских наслаждениях, третьи просят о том, чтобы их лишили жизни и так далее. Но чтобы обрести будущее и самого себя необходимо, порвать замкнутый круг, что и пытается в итоге сделать главный герой.
Тем не менее, я не рекомендую к просмотру это аниме всем и каждому, потому что нацелено оно на зрителя опытного и взрослого. Эта история, которая не имеет ни начала, ни конца, потому что это история о войне, которая, не прекращаясь, идет в сердцах людей...
Загадочное, безнадежное, чарующие и прозаично грустное с легким налетом нура, такими тегами я могу описать свое ощущение от просмотра
'Небесных Скитальцев'
Скажу сразу, с прошлыми работами Мамору Осии я не знаком, посему сравнивать Скитальцев с ними не буду. Ограничусь лишь той палитрой эмоций и впечатлений которые я получил исключительно от Скитальцев. А получил я их весьма не мало.
Начать пожалуй стоит с графики и рисовки, которая если и не блещет детальностью прорисовки персонажей, то точно захватывает своей глубиной цвета и объемностью слоев, столь чудесно передающих настроения картины. Томительные статичные кадры или то динамичные моменты авиабоев, ни разу не выглядят скучно и вряд ли смогут оставить зрителя равнодушными.
Отдельно стоит отметить качество саундтреков, так гармонично заполняющие настроением безмятежность на авиабазе. А так-же четкость и чистоту звука, каждый шорох, каждый шаг и движение героев раздается эхом подобным до падения камешка в воду. Все это создает непередаваемую словами гармоничную атмосферу, наряженной безмятежности.
Что же до сюжета, то уже после просмотра половины картины, появляется чувство что фильм сделан по книге. Возникает много вопросов, о прошлом и природе отношений героев друг к другу. Возможно отсутствие ответов это своеобразная трактовка безысходности происходящего, а может отсутствие важных элементов книги. Как бы то ни было, но к середине картины общий фон и настроение отходят на задний план, а вперед выходит сюжет и персонажи, которым к сожалению, оказывается, сказать нечего. Во всяком случаи зрителю, друг другу же им ничего говорить не нужно. Судя по взглядам нарисованных персонажей, я могу сделать вывод, что все они про друг друга знают, и все как один испытывают определенный груз безысходности своей ситуации, и говорить в сложившихся обстоятельствах им, попросту, нечего. Они могут лишь молча смотреть друг на друга и мечтать об ином исходе. В таких случаях зритель оказывается за бортом, ему не хватает действия что-бы взаимодействовать с персонажами, что неминуемо ведет к скуке. Но как бы там ни было, а картина сполна насыщена эмоциями, и в надлежащем расположении духа, может прийтись очень кстати, составив вам компанию в какой нибудь пасмурный или дождливый вечер.
Под конец стоит сказать, что не смотря на отсутствие надлежащего пояснения происходящего, картина не оставит вас абсолютно ни с чем. А вполне сможет оставить вам любопытную пищу для размышлений в виде банального вопроса 'А стоит ли оно того?' Ведь фоном для отношений персонажей служит, хоть и не настоящая война, 'но необходимость' простого человека в жестокости, как в методе осознания ценности жизни так и физического ощущения себя живым.
Когда вы смотрите Осии Мамору нужно знать на, что обращать внимание. Его любимую тему можно легко не заметить и тогда вам будет совсем не понятно за что его хвалят. Проблема в том, что эта тема лежит за рамками традиционных качеств аниме: дизайн вселенной, работа с личностями персонажей и их эволюционированием, философские контексты. Всего этого у Мамору нет, как нет обычно и сюжета.
Тема Мамору - сокрытое созерцание. Его миры обычно достаточно обыденны, но меткий глаз хорошо с Мамору знакомый сразу начинает выделять мелкие детали, которые автор расставляет в кадре. Это солнечный квадрат от окна, это скрип деревянной лестницы, заклёпки на спинках сидений в кафе которые образуют перспективную сетку, это небольшие паузы в разговорах, это чуть более длительная остановка самолёта на посадочной полосе, чуть большая, чем можно пауза перед тем как завести машину, это манера на десятки минут стопить сюжет. Если бы Мамору делал фильм явно и открыто созерцательным, по минуте экспонируя свет от солнца на деревянной лестнице, то просто был бы еще одним артхаусным мультипликатором, который демонстрирует Японскую созерцательность артхаусным зрителям. Есть шарм в том, что Мамору-созерцание почти угадывается. Подход Мамору явно просматривается на фоне простой коммерческой мультипликации, но для того, что его увидеть надо внимание - т.е. нужно включить своё созерцание. Здесь нельзя просто отмахиваться от неё в духе 'Японская созерцательность - как же - знаем' по минуте смотря в деревянную лестницу и заваливаясь из созерцания в обыкновенный транс.
До 'Небесных тихоходов' я бы посоветовал посмотреть первые два фильма 'Патлабор' (другое название 'Полиция будущего'). Там подход Мамору более чётко просматривается, в нём меньше скрытости.
'Небесные тихоходы' - история о возвращении, о вечном возвращении и, наверное, поэтому они так печальны и ослепительно прекрасны. Место действия - небо, время - всегда. Настоящие войны, кажется, кончились, но людям необходимы кровавые зрелища, поэтому есть нечто вроде реалити-шоу: воздушные бои с участием 'киллдренов', детей, которые никогда не повзрослеют, а умереть могут только в сражении. Они выглядят, как пилоты Второй мировой, летают на винтовых самолетах диковинной конструкции, курят, как герои нуара, и отчаянно хотят быть настоящими. Вырасти, родить, умереть. Но могут лишь взмыть в небо и вернуться на пустынную базу, где их встретят хмурая женщина-механик, смешная собака и строгая девочка-офицер, чья любовь страшнее вражеской эскадрильи. Можно сказать, что этот пропитанный густой меланхолией двухчасовой анимационный фильм по романам Хироши Мори - для милитаристов, романтиков и фетишистов. Но еще он для тех, кто помнит, что историям нет числа, и все они изначально не о людях, а о героях и богах, играющих в свои детские игры, сюжетами которых служат любовь и смерть, а площадками - вечно молодая земля и пустое огромное небо.
В будущем, затерянном среди растрёпанных облаков, две мировые корпорации ведут бесконечную войну исключительно передовым родом войск – авиацией. Винтовые истребители, напоминающие прототипы конца Второй мировой войны, бороздят небесный простор и устраивают воздушные дуэли и сражения.
Молодой пилот Юйти Каннами прибывает на военную авиабазу, которой командует молодая женщина Суйто Кусанаги. Он не помнит, где служил до этого, но в первом же бою проявляет неожиданное летное мастерство, сбивая сразу двоих противников. Жизнь на базе однообразна и почти медитативна, и для пилотов базы её скрашивает только драйв боевых вылетов, – но Каннами вскоре увлекается загадочной Кусанаги, еще не зная, к чему могут привести отношения с ней…
«Небесные скитальцы» - новое двухчасовое анимэ от создателя «Призрака в доспехах» Мамору Осии – это экранизация известной в Японии книжной серии Хироси Мори. Мультфильм с неторопливой вступительной сцены посадки самолета захватывает своей созерцательностью и медитативным настроением. Помимо воздушных боёв, сцены ленивы и просты, но вместе с тем полны значимых движений, за которые зацепляется взгляд. Кусанаги роняет потухшую спичку на взлетную полосу, светловолосый пилот аккуратно складывает газету – детали врезаются в память, и позже, когда мультфильм откроет свои секреты, придают его идеям дополнительную глубину и значительность.
В сценах с самолётами неожиданно появляется 3D, потрясая объемом и реалистичностью графики воздушных боёв. Экшена в мультфильме немного, он дан урывками – но все сцены, в которых самолёты танцуют друг с другом в воздухе, намертво приковывают внимание и от них захватывает дух.
Через весь мультфильм тянется линия таинственного пилота вражеской корпорации по имени Teacher («Учитель»). Фюзеляж его истребителя украшен изображением черной пантеры, и из схваток с этим воздушным асом никто не выходил живым. Каннами, совершенствующий своё летное мастерство, мечтает сразиться с Teacher-ом, и в конце концов столкнётся с ним в небе. Их красочный бой – одна из самых роскошных сцен мультфильма.
«Небесных скитальцев» надо смотреть, полностью отрешившись от дневной суеты, дел и звонков. Это анимэ – как звенящая в совершенной тишине капля, разбивающаяся о металл: жадно ловишь каждый звук, словно вслушиваясь в звучание колокольчиков где-то в небесах. Мультфильм побуждает к созерцательности и размышлениям – о юности и взрослении, о дружбе, любви и смерти, о неторопливом течении жизни, в которой всё – как должно быть, и вместе с тем наполненной тоской о неизъяснимом.
«Каждому поколению своя война», как сказано у мудрых китайцев. Сладость мирно текущей жизни не так уж сладка, если она - без горечи войны, потерь и едкого порохового дыма. Не было еще поколения людей на Земле, при жизни которых не происходило ни одной войны.
Людям, которые могут умереть завтра, ни к чему становиться взрослыми. Юность – это неспокойствие и несогласие, собственные правила и своя игра. Но если эти люди любят, если устали от бесконечной печали и бросили вызов устоявшемуся порядку, единственное, что может быть ставкой – вечная молодость.