Спасибо Станиславу Говорухину за фильм 'Артистка'. Фильмы МАСТЕРА мне всегда нравились, особенно 'Благословите женщину' и 'Ворошиловский стрелок'. Они поражают своей жизненностью и простотой - натурально, как в жизни, без дурацких спецэффектов. Все происходящее на экране в 'Артистке' умиляет, согревает душу, т. к. все картинки знакомы (особенно коммуналка, как в Питере на Петроградской, где я жила). Родные лица великолепных актеров - состав потрясающий. Евгения Добровольская просто душечка, ее глаза взрослого ребенка пронизаны чистотой и искренностью. Неподражаем их тандем с Ароновой Марией! Герой Александра Абдулова - гротесковая фигура, карикатура, что необычно для этого актера. Мир праху его! Ученый в исполнении Юрия Степанова милый, чудаковатый человек, и внешне вроде непривлекателен, но оказался достоин любви актрисы.
Диалоги уморительны и замечательны тем, с какой легкостью и живостью они произносились актерами, чувствовалось, что они сами наслаждались, разыгрывая эти сцены. Особое спасибо сценаристу. Стоит отметить и камерное музыкальное сопровождение, что помогает расслабиться. Вот почему один из авторов комментарий и уснул при просмотре фильма. При нашем ненормальном ритме жизни, когда некогда даже перевести дыхание, такие фильмы просто необходимы, чтобы прийти в себя от этой каждодневной суеты.
Всем нам давно известно, что свои лучшие фильмы С. Говорухин снял ещё в 20 веке. Они вошли в Золотой Фонд. Исключением не стали и картины, которые были им поставлены в конце 90-тых. Когда Советский Союз давно распался, и снимать кино было совсем непросто. Последние лет 8-10 мэтр отечественного кинематографа 'ушёл на пенсию'. Не прерывая при этом свою деятельность. С этого момента его работы стали не в коем случае плохими, просто не такими заметными или даже качественными. Сохраняя в них достойную планку, он чем то похож на своего голливудского коллегу. Которого зовут Вуди Аллен.
Собрав алмазный состав на площадке, 'Артистку' сняли всего за месяц. Учитывая то что режиссёр решил её поставить в перерыве между съёмками другой картины, можно предположить что это не самое важное для него произведение. Не думаю о его намерении, просто как то убить время. Скорее всего он долго не может сидеть без дела. А тут подвернулся заманчивый сценарий. С такими актёрами который - грех не воплотить. Приятно когда звёздные артисты демонстрируют, почему они ими являются. В результате Абдулов и Добровольская получили по 'Золотому Орлу'. М. Аронова и 'Нику' к нему в придачу. Фильм также выигрывал главные призы. Как два российских, так и один на фестивале в Болгарии. Что доказывает его художественную ценность, и довольно высокую оценку коллег. Зато кинотеатральных зрителей 'Артистка' не особо заинтересовала. Большинство поедателей попкорна, не сильно жалуют фильмы в подобной стилистике. Где вместо масштабного экшна, 15 съёмочных объектов и нет спецэффектов. Поэтому провал в прокате крупно не удивляет. Хоть Говорухин этого и не заслуживает.
Фильм конечно же не для всех. Но если вы поклонник сыгравших в нём актёров, то я вам его советую. Их работы здесь прелестны. Также любителям хорошего тонкого юмора, и приличной музыки Е. Доги. Хотя киноманы в любом случае не должны пропустить очередной фильм легендарного постановщика. Говорухин показывает здесь мастер-класс тем, как снять кино на скорую руку. Получив при этом 8 наград.
В силу ряда причин я прекрасно знаю всю кухню, которую попытался показать нам Говорухин и потому эта картина мне чрезвычайно близка и мне приходится пропускать через себя каждый ее кадр. Может быть поэтому, несмотря на то, что это вовсе не шедевр, что-то заставляет меня смотреть этот фильм снова и снова.
Говорухин - и поныне 'самый советский режиссер'. Оказавшись с развалом СССР, как и все кинематографисты старой школы, в глубоком кризисе, в конце 90-х смог найти в себе силы, чтобы снимать кино, которое стало альтернативой массовой кинопродукции. Как ни странно, альтернативность его творений именно в том, что он продолжил снимать про героев, которых новая капиталистическая Россия стала забывать и так, как предпочитали больше не снимать.
И ранее Говорухин предпринимал успешные попытки исследовать женские судьбы. Сейчас он с присущим ему восхищением женщинами сделал героиню своего фильма артисткой и заставил бороться с неудавшейся карьерой в театре, 'неснимаемостью', 'немедийностью', неизвестностью, бедностью, глупостью коллег и самобичеванием, одиночеством и ухаживанием ненужных кавалеров, неудачными браками и депрессией - со всем, с чем борется практически 90% таких же не медийных, не снимаемых, одиноких, мечтающих о хоть какой-нибудь роли актрис.
Говорухин намеренно театрализует представление. По сути это двухактный телеспектакль, разыгранный в декорациях двух московских квартир, и большой шумный мир не касается ни этих героев, ни их истории. Мира попросту не существует. Артистка живет своим театром, коммуналкой и закадычной подружкой. Все герои этого фильма, за некоторым исключением - пережитки прошлой эпохи, не сумевшие себя толком найти, очень одинокие. Даже оптимистка Муся, несмотря на все свои четыре удачных брака - очень одинокий человек, не говоря уж о несчастном Босякине, потрепанном Гусятникове или бедняге Викентии.
России здесь как будто нет. Хотя черты мелко-капиталистического строя проникают в этот обособленный мирок. Артистка мечтает сыграть Гертруду в театре, и главную роль в сериале у какого-то мажорного режиссеришки. Мечты измельчали, желания оскудели, люди настолько загнаны и измучены, что сомнительная мелкая удача кажется им величайшим счастьем. И влюбляется героиня не в романтического героя, а в то, 'что было' - что само пришло, что не пило и не било, и с какой-никакой перспективой. И то хлеб. Обидно. Но в этом Говорухин оказался правдив, к сожалению, пожалуй, только в этом.
Картина пронизана как светлой грустью, так и порой просто неконтролируемым идиотическим оптимизмом, что, конечно, не прибавляет ей правды. Странно, что прокатчики не догадались выпустить это кино под Новый год, на мой взгляд - это отличная рождественски-новогодняя история, в которую верить сложно, но верить хочется. Несмотря на то, что картине иногда не хватает легкости, свойственной именно новогодним лентам, в ней есть главное - надежда, лучик света в конце тоннеля, отеческое похлопывание по плечу - ну-ну, все образуется, все будет хорошо, будет и на нашей улице праздник.
Конечно, хотелось бы, чтобы фильм был острее, не таким лубочно-сказочным, не таким пряно-приятным. Даже мир театра и кино, показанный Говорухиным - сделан в эдаком гротескно-умильном стиле, с мягким юмором, с дружелюбием и пониманием, достойным самого Конфуция. На самом деле все куда неприятнее, мерзее, страшнее, обиднее и жестче, чем тут изображено. Он даже как будто не заметил, что старого советского театра уже нет, что театр, кроме алкоголя и старых самолюбивых 'народных артистов' разрушает блат, культ бабла, кумовство, коммерция и мн. другое. Уж и не знаю, может, он и вправду наивный дед, снимающий ностальгическое кино, делающий вид, что на дворе все еще 70-е... а может, просто по-другому не умеет или боится, что не сможет совладать с современностью и скатится в жалкое и позорное обезьянничание, как это нередко бывает с нашими мэтрами. Несомненно, он стремился достичь того светлого лиризма, который сопровождал картины Данелии, Рязанова, Козакова и в некоторых моментах, даже несмотря на мобильники в кадре, ему это удается.
Добровольская сыграла хорошо. Ей веришь. Есть такие характеры. Другое дело, что такие характеры - вечно обливающиеся слезами и заливающие ими все вокруг - не так уж интересны зрителю, по крайней мере, мне. Добровольская всякий раз пытается превратить фильм в трагедию, а сюжет, стиль, настроение, да и избранная режиссёром линия этого не позволяют, но и жизненной трагикомедии не выходит, слишком уж пережимает со своими горестями актриса, и получается такая мелодрамка, которая могла бы превратиться в совсем уж дешевенький спектакль, если б на нужный уровень ее не выводили великолепная Аронова и не менее великолепный Абдулов. Собственно, здесь какие-либо комментарии излишни. Я вообще не помню, чтобы Абдулов играл плохо, а здесь - в роли быдловатого простоватого интеллигентного электрика с видами на талантливую артистку и ее жилплощадь - просто шикарен. Я знаю таких людей. Вот прямо один в один! Сыграно блестяще даже в моменты, где текст совершенно топорный и артисту совсем нечего играть!
Вот Степанов понравился значительно меньше. Не стоит и говорить, что примером ему наверняка служили роли Мягкова у Рязанова. Но Мягков - актер потоньше, полиричней, что ли. Хотя и он несколько переигрывал в 'Служебном романе', здесь же Степанов играет с большим нажимом и как-то не верится, что вот такой он дурак и тютя. К тому же, это тоже типичный советский стереотип ученого-паразитолога: лысый очкастый мамочкин сынок. Степанов мне показался несколько искусственным. Бондарчук показал себя типичным Бондарчуком, а Певцов - Певцовым, Ефремов был хорош в несколько шаблонной роли алкаша-актера, впрочем, и он явился как бы пережитком советской эпохи - когда актеры бегали, занимали 'трешку' на опохмел. Аронова достойна стоячих оваций - именно она во многом смогла вытянуть этот фильм на уровень лирической комедии. Живой, яркий, радостный, сворачивающий пространство вокруг себя, ее персонаж просто фонтанирует идеями и энергией! С такой - никакой театр не страшен!
Говорухин снял новогоднюю сказку, нетипичную лишь тем, что большинство у нас уже разучились так снимать. Здесь царствует железный режиссерский расчет: фильм будут смотреть уставшие от засилья западного и любящие старое советское кино. Это правда работает. Я сам лучше пятый раз пересмотрю 'Артистку', несмотря на всю ее сказочность, чем пойду на какой-нибудь новый российский фильм. К тому же если брать общую картину характеров и обстоятельств - не так уж Гворухин наврал. Получилось кино, которого сейчас не хватает, и которому нужно учиться. Потому что добро, простые истины у простых людей, преодоление понятных проблем, сочувствие - еще никто не отменял. А сейчас в нашем кино это просто нет. Кому у нас сочувствовать? Ворам, быдлу, нарикам и мажорам?
Единственное слово, которым можно охарактеризовать этот фильм, как ярлык, с коим он останется в моей памяти, - милый.
Не припомню плохих картин с вечно молодой Евгений Добровольской. Все они душевные, ибо глаза актрисы, словно у крохотного котенка. Его нужно обязательно приласкать и согреть. Или посочувствовать, глядя на него на экране. Мы привыкли, что актеры купаются во всенародной любви, лучах славы и не нуждаются в деньгах. Но это редкостные везунчики. Таких как Анна, в исполнении Добровольской, моя бабуля называла 'артистка погорелого театра'. Вся жизнь у нее такая - сплошной пепел, на котором от всей души хочется сыграть 'Гамлета'.
На Марию Аронову я обратила внимание после 'Охотников за бриллиантами'. И будто в раз открыла для себе этот Талантище. Да, обычно дамы, играющие подружек главной героини, все такие вот никакие на экране. Но только не Аронова! Ее, как обычно много, шумно и звонко. Но это совершенно не напрягает. Она разбавляет унылую жизнь героини Анны.
Мужчины в фильме, как на подбор - Абдулов, Певцов, Бондарчук, Степанов, Ефремов... Я бы сравнила этот фильм с 'дневником Бриджит Джонс' - лад русский. а тема одна. И смотреть его женщинам, да почаще, чтобы вера была, надежда не оставляла, и тогда придет любовь... со своим уже Певцовым или Бондарчуком.
После просмотра фильма обязательно остается общее впечатление. Ты уже забыл, что видел, а потом название всплывает где-то и - оп! - вспомнил. И тут приходит послевкусие. У 'Артистки' оно светлое. Рекомендую этот фильм любителям советского кинематографа, ибо тогда и снимали такие хорошие, добрые фильмы.
Очень милый фильм. Мне его рекомендовали, и я прочитала несколько рецензий предварительно, но все рано не ожидала, что будет так здорово.
Вот все же абсолютно просто. Сюжет предсказуем, возможно, даже банален. Героини как будто знакомы, какие-то похожие персонажи уже встречались в других фильмах. В чем же, собственно, дело? Даже не знаю. Может, в том, что нет в картине ни одного лишнего эпизода, она проста и лаконична, нет какого-то подспудного морализаторства и попытки навязать определенное мнение о том или ином персонаже. Да и артисты сыграли отлично, очень естественно, порой трогательно, порой зажигательно. Герои фильма запомнятся надолго, в этом я уверена, причем не только главные, но и второстепенные персонажи хороши. Да, и еще есть в фильме просто восхитительные детали: тапочки-зайчики, например:)
Финал немного разочаровал, он, на мой взгляд, невнятный.
Станислав Говорухин собрал великолепный актерский ансамбль и создал очередной шедевр – тончайший психологический фильм с массой оттенков и нюансов. Как и любое произведение высокого искусства в фильме показана только малая часть, того, что хотел рассказать режиссер. Это только надводная часть айсберга, остальное надо додумывать, к чему современный зритель не очень-то привык. Конечно, это не банальная сказка о Золушке и принце, как посчитали многие. Это фильм о настоящей жизни, об очень непростых и очень интересных людях. И режиссер дает четкий ключ, к пониманию фильма, назвав его «Артистка». Ну, не любит главная героиня главного героя, а превосходно играет эту любовь. Настолько превосходно, что и сама иногда в это верит. И отнюдь не безоблачное будущее ждет главных героев… Короче, смотрите и думайте сами!
Рискую вызвать негодование, но мне фильм с его тонким психологизмом показался даже интереснее пьес Чехова. Не пытаются герои решать мировые проблемы, а просто живут, как многие из нас. Но вовсе не так примитивно, как показывается в большинстве современных сериалов.
Слабенькое кино, однако. Вроде бы неплохих актеров позвали, но что-то не получилось. Не зацепило. Посмотрел, в середине не уснул, и ладно. Ждал большего. Опять же жанр какой-то средний: и не драма, и не комедия. Не поймешь. Хороший актер Ю. Степанов – очень оригинальный. И роли у него, как правило, интересные. А тут… Так себе, прямо скажем. Безликий аморфный персонаж. Вообще мне показалось, что картину вытащил А. Абдулов. Даже в таком созвездии его личность – безусловно, альфа. Добрая половина юмора, опять же, завязана на его герое. Ну, плюс Певцов-Ефремов – «на подтанцовке». И всё. Женщины не впечатлили. Не то, чтобы плохо, но просто невыразительно как-то. Да и сюжет, честно сказать, какой-то простенький. Ни интриги, ни морали. В общем, не факт, что и пересматривать потянет. Разве что совсем уже от скуки.
Сейчас мало именно русских фильмов. С нашим менталитетом.в конце концов с русской душой.
Говорухин вовремя снял это кино. Когда наши дети растут не на лирических российских комедиях, а на взрывах, войнах и сексе.
Блестящий актерский состав. И все сыграли на высшем уровне.
К сожалению, в последнее время русский кинематограф терпит значительные изменения, и эти изменения происходят далеко не в лучшую сторону. За последние годы русские картины могут мало чем порадовать. В последнее время выпускается много пустых, ничем не запоминающихся картин, после просмотра которых остаётся грустный осадок в душе, становится грустно за наш кинематограф, за наше русское кино. После «Артистки» осталось всё–таки больше положительных эмоций.
Картина «Артистка» собрала довольно много ярчайших деятелей русского кино. Актёры очень порадовали, так что говорить, актёры тут, действительно, состоявшиеся профессионалы. Мария Аронова, Александр Абдулов, Евгения Добровольская и многие другие, которые играют душой и просто искренне. И снято всё это не плохо довольно опытным режиссёром Станиславом Говорухиным. Если в общем, вся съёмочная бригада поработала хорошо, но, конечно, можно было бы куда лучше.
Но в общем, «Артистка» оставляет довольно положительное впечатление после просмотра. Сюжет банальный, конечно есть пару отличных моментов, никаких ярких красок и красивой обстановки, практически нет музыки. Всё это как–то вытягивают отличные актёры и желание режиссёра показать простую жизнь. И в общем, получается не так уж плохо.
Подводя итог, можно сказать что получился достаточно добрый и светлый фильм, но в общем, он никакого впечатления не произвёл. Зато остались положительные эмоции.
Отечественный фильм нового времени. Ни одного молодого актера. Судя по всему картина, нацеленная в лучшем случае на бальзаковскую аудиторию. Вопрос: стоит ли?
Ответ: стоит. Ну а какое российское кино сейчас смотреть, если не Говорухина?! По крайней мере представление иметь надо. Начал просмотр вразвалочку, параллельно почитывая книгу. Но очень скоро отложил ее в сторону, т.к. картина оказалась занятной. Фильм очень русский, он здорово передает все нюансы нашего быта. И все стоящие перед нами простые русские бабы и мужики – свои в доску. Возможно, актеры так удачно явили нам эти персонажи как раз потому, что и играть-то им особо ничего не пришлось.
И, конечно же, главная фишка картины – великолепно прописанные диалоги, над которыми смеешься весь фильм. Отличная работа сценариста. Впрочем, не исключаю, что всё это рождалось на съемочной площадке.