Фильм 'Простая формальность' снят в 1993 году, когда Роман Полански - известный режиссер, Жерар Депардье - известный актер.
Оноф (Жерар Депардье), бегущий в проливной дождь вечером, задержан по подозрению пока непонятно в чем до прихода комиссара (Роман Полански). Оноф до прибытия комиссара совершает действия, которые усугубляют его положение. Появляется комиссар. Между двумя героями начинается то, что можно назвать допросом, а лучше диалогом, во время которого слышен стук печатной машинки.
Кто такой Оноф? Тот ли, кого себя выдает?
Ведь комиссар очень любит читать, знает наизусть отрывки из любимых книг. А в этом особенность творчества Романа Полански - в действие некоторых его фильмов вплетена книга: 'Девятые врата'; 'Призрак' - где герой - писатель. Либо кино - экранизация книг: 'Оливер Твист', 'Венера в мехах'.
При этом комиссар достаточно скромен. Скромного мнения и о своем карьерном пути, но мыслит он четко, вступая в беседу, диалог с подозреваемым, пытаясь вывести из неразберихи, хаоса ясную и четкую истину в произошедшем.
Нравится и интеллигентность комиссара. На протяжении всего фильма он соблюдает хороший тон в диалоге с подозреваемым, не опускаясь до унижений, давления.
Становится понятно, что Оноф - талантливый писатель. В последние годы у него кризис. Жерар Депардье сумел передать образ творческого человека, у которого буря в душе, подобная бесконечному ливню на улице в эту бескрайнюю ночь. Талант у него сочетается с провалами в памяти. Он не помнит, что делал некоторое время назад. Или пытается сыграть роль непомнящего человека.
Во время диалога между комиссаром и писателем в эту ночь может раскрыться до известной степени внутренний мир, душа писателя. То, что наболело, мучило. Истоки творчества. Чувства. Например, что писательство для Онофа - это спасение, способ обретения покоя от внутренних метаний. Именно так и может раскрываться душа человека, его внутренний мир. Наедине. В ночь. А комиссар выступает, как психотерапевт. Бывают случаи, когда люди едут поездом, разговорятся в купе, расскажут друг другу о жизни, прося совета, а потом выйдут и никогда больше не увидят друг друга. Но сила совета может повлиять на жизнь.
Снимать такие фильмы сложно. У Романа Полански позже будет фильм 'Резня', который также посвящен диалогу внутри замкнутого круга лиц, когда внутренний мир, душа человека также открываются даже с неожиданной стороны.
Здоровенный мужик куда-то бежит. Его перехватывает патруль и ведёт в полицейский участок, к следователю на допрос. Только как-то странно всё там у них выглядит: особняк посреди безлюдного леса, крыша давным - давно требует кровельщика, никто не курит, а дознаватель - отличный знаток литературы, но читал только произведения обвиняемого - вроде бы знаменитого автора. Правда, сам подследственный практически ничего из прошлой жизни не помнит. Полиция ли это? Совершил ли писатель какое-то преступление? Злой следователь или добрый? На эти вопросы в последние минуты фильма будет получен прозрачный и естественный ответ. Весь фильм полон, казалось бы, очевидных подсказок, но меня лично финал привёл в реальный катарсис.
Жерар Депардье сегодня - почти одиозная личность, в прошлом замечательный киноактер. Роман Полански сегодня - точно так же одиозная личность (заочно обвиненный и осужденный), и точно так же замечательный, хотя и не только в прошлом, кинорежиссер. И вот перед нами фильм с ними обоими, причем из прошлого, из того времени, когда оба были на гребне волны. Начинаем смотреть как смотрят детектив, где отгадка припасена на самый конец. Но, увы, отгадки не получаем. Всё остается таким же загадочным, как и в самом начале (это я передаю ощущения среднего зрителя, привыкшего к фильмам 'для всех'). Да что же это такое, восклицает зритель мысленно, а то и вслух, кто же убийца, кто же убит, да и было ли вообще это убийство?
И что это за такой странный полицейский участок с протекающей крышей, почему в нём не работают телефоны, не пишут авторучки, почему комиссар полиции даже не называет своё имя, не представляется, почему ведёт допрос без адвоката, чем грубо нарушает права подозреваемого?.. Сплошные 'почему' без надежды на 'потому, что...'. А вот потому! Потому что потому! - безмолвно отвечают зрителю авторы фильма. Так тебе и надо, господин средний зритель, привыкший к средним детективам, где бывает разгадка. Здесь тебе её не будет. Здесь тебе не то, что тут. Здесь без попкорна. Авторское труднопостижимое кино. Для интеллектуалов. Понял, а?.. Ну и ладушки. Утрись и возвращайся на свой диван, с которого ты вскочил от возмущения, не поняв концовки. Да её никто не понял, даже авторы! Чао бамбино, сорри!..
Картина начинается буквально с конца. После которого оглушенная, потерянная душа, забывшая, каким вообще образом она существует, несется куда-то с одной только мыслью о том, что сейчас произошло что-то. И ударила гроза. Какое-то аморфное происшествие, но разбираться возможности нет – нужно бежать. Потому что больше ничего не остается.
Главный герой Онофф, 'гениальный писатель', в какой-то момент претерпел не просто творческую импотенцию с последующим кризисом (совершенно, конечно же, обычное у гениев явление) – он упустил саму суть существования себя, своей человечности. И после происшествия его неизбежно встречает наряд полицейских-проводников с фонарями. Онофф пленен ими в каменной крепости отделения с протекающей крышей и Романом Полански в форме типичного следователя, знающего однако об арестованном писателе 'больше, чем он сам'. Допрос не будет остановлен, пока Онофф не разберется в самом себе и не поймет, где он оказался. Пока не поймет, что же на самом деле он совершил за последний вечер и за десятки лет жизни. Только тогда грозовые тучи обнажат чистое небо.
Торнаторе живо воссоздал образ кромешного хаоса в голове человека, пробудившегося от оглушающего удара после мучимой чередой из сотни кошмаров ночи. И вынужденного теперь восстанавливать по маленьким обрывкам всю свою жизнь. Окончательно пробудившись в этой лодке Харона посреди шторма, Онофф осознает форму своей 'гениальности', и только тогда, отбывая из этого временного пристанища в новый мир, ему будет позволено забрать с собой память о минувшей жизни – в огромном мешке с человеческими лицами. Память, которую до этого он, страдающий от уязвленного рассудка, не мог обрести, разгребая все нажитое.
'Я бежал, бежал, бежал к тебе, но твой дом оказался полицейским участком со странным комиссаром, который наизусть знал все мои романы... Надо все это записать.'
Пишут не потому что приходят идеи, а потому что ничего другого не умеют делать
Общее впечатление: Совершенно случайно наткнулась на это кино, решила что просмотра не миновать, тем более такой завлекающий синопсис.
Лента резко начинается, не давая подумать что происходит, перед нами бегущий человек в ночи, проливной дождь, слякоть, сдавленное дыхание и раскаты грома. От чего бежит этот мужчина? Куда? Да и зачем? Это предстоит нам узнать.
Главный герой Оноф (Жерар Депардьё) оказывается в полицейском участке, весь промокший и по уши в грязи, твердит что у него на завтра важная встреча с министром культуры, но у комиссара полиции (Роман Полански) иные планы. Он начинает цитировать отрывки из романа писателя, а продрогший автор не понимая в чем дело и за что он заперт в тесном мокром помещении, судорожно вспоминает события ушедшего вечера.
Самое интересное и интригующее — это потеря памяти героя, вы же понимаете что Оноф не просто так оказался в полицейском участке, он подозреваемый. И рассказывая чем же занимался он целый день, путается в показаниях, ошибочно говоря не то время, не тех людей, да и вообще он не помнит что произошло после 7 вечера, разве не абсурд?! А отрывки, показанные нам флэшбэками, лишь секундное мгновение, смешиваются и не дают сфокусироваться на истории, выплескивая еще больше загадок. Безусловно комиссар начинает догадываться, что Оноф не так чист как кажется. Но поверьте в фильме великолепный, шикарный твист, который удивительным образом меняет ваше сознание от увиденного и преподносит совершенно другую картину.
Безусловно, при просмотре фильма мы видим не только детективную напряженную часть, но и толику драмы от ГГ, где с каждой минутой знакомимся с его характером, историей судьбы и понимаем что скрывает герой. А атмосфера триллера с некой нуарностью создает невероятный настрой, погружая и затягивая все больше в фильм.
Центральные персонажи здесь Оноф и комиссар, и то как они парируют диалогами, будто пинг понг из слов, завораживают ваше внимание. И, конечно, актерская игра на высоте! Депардьё великолепен, за ним наблюдаешь, поражаясь его эмоциям, а их здесь великое множество)) Так же приятным удивлением для меня стал Полански, ибо я знакома с его работами, как режиссера, а здесь у Романа полноценная роль, и справляется он с ней отлично.
В итоге, фильм не то чем кажется, и финал приятно удивляет, расставляя все по своим местам. Я надеюсь у меня получилось вас завлечь, скорее посмотрите «Простую формальность», вы не пожалеете, я гарантирую.
Редкий случай, когда фильм заслуживает максимальной оценки. Даже не хочется много писать, чтобы не испортить новым зрителям впечатление от просмотра этого шедевра. Удовольствие они получат от всех аспектов фильма - тонкой и мастерской режиссуры, заставляющей фильм балансировать на грани психологической драмы, детектива, мистики и настоящего европейского артхауса; блестящей, атмосферной музыки; великолепной игры актёров, особенно Полански и Депардье; очаровательных маленьких деталей, типа ломающегося карандаша, достойно венчающих идеально выстроенную творческую пирамиду.
Любопытно, что в фильме 'Смерть и девушка', в котором Полански выступает уже в роли режиссёра и который снят в том же 1994 году, основной сюжетный ход, как мне показалось, имеет отдалённые параллели с 'Простой формальностью' - при всём несходстве обстоятельств и места действия. Если вы не поняли, какие именно, посмотрите оба фильма - не пожалеете!
Джузеппе Торнаторе уважаемый, итальянский режиссер, снявший ряд замечательных и шикарных фильмов. Как известно, одна из его ранних картин 'Новый кинотеатр Парадизо' получила Оскар за лучший иностранный фильм. У Торнаторе фильмы все как один прекрасны: 'Малена', 'Легенда о пианисте', 'Незнакомка'. Все эти фильмы шикарны, и каждый лично я люблю и выделяю.
Сейчас перед нашим внимание особенное кино Джузеппе Торнаторе под названием 'Простая формальность'. Почему особенное? Потому что именно для меня оно безусловно такое. Фильм нереально атмосферный и загадочный, но помимо всего этого главные роли в днем острым дуэтом играют легендарный, французский актер Жерар Депардье, а также Роман Полански - мой самый любимый режиссер.
Ночь, лес, ливень. Писатель Оноф бежит, сам не зная куда. Его встречают троя полицейский и арестовывают на первый взгляд сомнительного мужчину. И вот он уже в участке. Оноф не понимает за что его арестовали, и в чем его вина. Допрос проводит загадочный комиссар, и разговор двоих мужчин переплетается из душевного разговора в допрос с пристрастием, но самое странное то, что таинственный комиссар, постоянно цитирует фразы из романа Онофа...
- Не так трудно верить в бога. Я верил в него сотни раз, но, должен вам признаться, мне часто было за него стыдно. Он был бы непревзойдённым писателем, если бы не писал ничего, кроме пейзажей. (с) Оноф.
Кино гипнотическое и манящее, как какой-то двусмысленный сон. Все время пытаешься понять что происходит, разгадать загадку. Режиссер здесь играет со зрителем от первого и до последнего кадра. Находишься в странно состоянии при просмотре. Даже сложно сравнить с чем-то эту уникальную картину, ведь она исключительна. Смотрел ее два раза, и во второй замечал вещи, на которые сначала и не обратил внимание. И снова в этом весь режиссер.
Очень таинственное, на первый взгляд непонятное кино с чередой загадок и хитросплетений. Но как же хочется сразу понять и разгадать этот фильм, но не все так просто. Что касается дуэта Депардье и Полански, то без всяких похвал - было очень круто. Видеть Романа в кадре, а не за кадром, как часто бывает, всегда любопытно. Выбор их на героев из этой истории более чем удачный.
Мне очень нравится что в этом странном и запутанном детективе есть привкус мистики, чего-то загадочного и необъяснимого. Именно этот факт и делает данное кино таким очаровательным и туманным.
'Простая формальность' - мистико-детективный фильм 1993 года. Итог, любопытное кино с двойным дном. Фильм разговорный и интеллектуальный. Без всяких похвал заслуживает внимания. Спасибо!
Хотя нижеследующий текст и не раскрывает всех перипетий картины, всё же эта информация может испортить впечатление от просмотра фильма и поэтому рекомендуется к прочтению тем, кто фильм уже видел.
Итак, сюжет: Один известный писатель (а может и не писатель) попадает в полицейский участок (хотя, если честно - этот, стоящий на отшибе старинный дом, с протекшей крышей, сие заведение напоминает мало) по подозрению в убийстве (неизвестно кого). О том, что случилось накануне писатель не помнит и опереться на почву твердых фактов зрителю не представляется возможным. Да, и то – откуда твёрдая почва, когда непрекращающийся вселенский потоп превратил всю округу в непролазную грязь? Комиссар полиции, которого играет Роман Полански, оказывается большим знатоком творчества Оноффа. Так зовут писателя в исполнении Жерара Депардье. В ходе расследования дело ещё больше запутывается, вопросов и непоняток возникает всё больше. Актёрский дуэт на высоте. И, хотя я Депардье не долюбливаю, сыграл он безукоризненно.
Но, если кто-то решит, что это остросюжетный детектив окажется не совсем прав. Думается фильм скорее для зрителя, интересующегося вопросами бытия, нежели детективами.
Музыка маэстро Эннио Морриконе как всегда на высоте и добавляет атмосферности к происходящему на экране.
В целом - несколько подустав от современных блокбастеров, решил посмотреть что-нибудь из классики и фильм Джузеппе Торнаторе моих ожиданий не обманул.
'- Дайте мне немного бумаги, я хочу кое-что записать. - Задумка для новой книги? - Человек пишет не потому, что пришла задумка, а потому, что не может делать ничего иного.'
Джузеппе Торнаторе является моим из любимейших европейских режиссёров. Он всегда знает чем меня удивить, чем восхитить, какой жанр подобрать и как снять настоящее, живое кино, даже каст актёров у него великолепный, ведь он никогда не смотрит на имена и заслуги и подбирает своих исполнителей таким образом, чтобы они наиболее органично вписывались в концепции его фильмов. Картины Торнаторе 'У них всё хорошо' (1990), 'Легенда о пианисте' (1998), 'Малена' (2000), 'Лучшее предложение' (2012) и 'Двое во вселенной' (2015) произвели на меня неизгладимое впечатление. Но стыдно признаться, что его психологическая триллер-драма с элементами мистики 'Простая формальность' попалась мне на глаза совсем недавно, но я сразу же её посмотрел. И, разумеется, разочарованным не остался. А как тут разочаруешься, если к тому же главные роли сыграли звёзды первой величины к моменту 1993-го года Жерар Депардьё и Роман Полански, когда фильм вышел на экраны.
Начинается 'Простая формальность' одной из самых притягивающих сцен, когда снимаются триллеры, а именно в ночную пору под ливневым дождём бредёт одинокий мужчина... Этим мужчиной оказывается знаменитый писатель Онофф (Депардьё), его задерживают полицейские и отправляют в участок, где Оноффа допрашивает довольно странный комиссар (Полански). Вначале Онофф ничего не понимает и желает, чтобы его как можно быстрее выпустили, ведь он ни в чём не виноват, но комиссар не спешит этого делать и начинает психологически давить на писателя. У них начинается словесная дуэль, но внезапно комиссар начинает декламировать произведения Оноффа, чем немало его удивляет. Через какое-то время они чуть ли не лучшие друзья и вдруг комиссар снова меняет тактику и теперь сильнее давит на писателя, заставляя того вспоминать недавнее прошлое, чем причиняет боль Оноффу. Писатель предпринимает даже попытку к бегству, но задержан, его возвращают к комиссару и тот как ни в чём не было с лёгкой улыбкой на устах продолжает разговор на равных...
Можно растеряться от подобного поведения, но пока идёт диалог между Оноффом и комиссаром невозможно отделаться от навязчивых мыслей, заставляющих анализировать происходящее. Что же на самом деле происходит? А может Онофф какой-то кровавый убийца и комиссар ловко выводит его на чистую воду, ожидая скорого признания? А может Онофф - жертва обстоятельств и непомерного эго комиссара, который очень желает упрятать знаменитость за решётку, чтобы самому приобрести славу? А может это вообще какое-то роковое стечение обстоятельств и всё происходящее - это полный абсурд? Надо отдать должное Торнаторе, который так умело поставил психологический триллер, заставляющий зрителя включать мозг и строить собственные догадки. Но хочу предупредить потенциального зрителя, что предугадать развязку 'Простой формальности' один шанс на миллион. Лично меня после финала взяла оторопь и я ещё некоторое время не мог прийти в себя, узнав правду о допросе писателя Оноффа странным комиссаром. За столь закрученный сюжет и неожиданную концовку, конечно, надо благодарить ещё и литератора Паскаля Киньяра, написавшего сценарий для 'Простой формальности'.
Но похвалы заслуживает и оператор ленты Бласко Джурато, не раз работавший с Джузеппе Торнаторе. По сути у Джурато была сложная задача поддерживать нерв практически в статичном положении камеры, но он смог это сделать. Помощь при этом ему предоставили мастера реквизита, да и само место, где проводился допрос вызывает мурашки по телу, а этот постоянно льющий дождь с бесконечной молнией и громом добавляет напряжённой эстетики 'Простой формальности'. Опять же здесь на славу постарались мастера звука и света, а художник картины вообще получил премию 'Давид ди Донателло' (итальянский аналог 'Оскара'). И при всех хвалебных одах необходимо ещё раз упомянуть Джузеппе Торнаторе, который сплотил всю съёмочную группу для постановки отличного кино. А если уж говорить про Жерара Депардьё и Романа Полански, то тут можно лаконично заявить - гении!
Сложное кино, похожее по своей структуре на пьесу, но режиссёр его Джузеппе Торнаторе знает толк в настоящем искусстве и старательно выводит 'Простую формальность' в ранг больших достижений. Эстетичность, психологичность, саспенс, драматургия и блистательно подобранные локации - всё это есть в фильме. А когда в нём ещё и прекрасные роли исполняют большие актёры, разыгрывающие настоящую словесную дуэль с совершенно непредсказуемой развязкой, то такое кино надо смотреть обязательно.
9 из 10
P.S.: Одну из второстепенных ролей сыграл Тано Чимароза, знакомый нам всем по образу мафиози Розарио Агро из 'Невероятных приключений итальянцев в России'.
События картины развиваются в маленькой французской деревушке дождливой ночью. Спасаясь от страшной грозы, знаменитый писатель Онофф (Депардье) прячется в лесу. Он бежит, не разбирая дороги, но путь ему преграждают трое полицейских. Онофф к большому своему удивлению попадает под арест. Стражи порядка доставляют его в крохотный местный участок, где его встречает необычный полицейский комиссар (Полански). Задушевная беседа перетекает в серьезный допрос, но писатель не понимает, в чем его подозревают. Более того, Онофф никак не может вспомнить, как провел последние несколько часов и что делал до того, как попал под ливень. В главных ролях Жерар Депардье и Роман Полански, у Полански это первый фильм который не был поставлен им самим, а в котором он сыграл одну из главных ролей, причем отлично сыграл. Жанр фильма- драма с детективным сюжетом и даже присутствует мистика. Сюжет поначалу кажется банальным (писателя обвиняют в совершении убийства), но при просмотре фильма чувствуется что здесь что- то не так. Отличные диалоги, в общем-то весь фильм и поставлен на диалогах - противостоянии двух героев Депардье и Полански.
«Простая формальность» — мистико-детективный художественный фильм, где Джузеппе Торнаторе выступил не только режиссером и сценаристом, но также и монтажером, и автором песни.
'Простая формальность' - это далеко не формальный фильм режиссера Джузеппе Торнаторе, который несомненно доставит колоссальное удовольствие как минимум десятку моих бесценных и терпеливых друзей на Отзовике! Такой бесконечно 'вкусный' и неожиданный сюжет, великолепные диалоги, гениальная игра Жерара Депардье и Романа Полански, атмосфера, музыка, ассоциации, невозможный финал, - все наполнено высокопробной эстетикой, мыслью и глубиной!!! Какое же наслаждение я получил от просмотра, словами не передать! И конечно же фильм рекомендую!!!