К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Что случается тогда, когда в стремлении рассказать что-то настолько красиво ты забываешь о самом главном - о самой истории, о ее орагнике внутри контекста, о ее движении во времени, о ее пластике и динамике?

Да...Ничего.

Ты так увлекаешься стилистикой и наведением красивости, что на первый взгляд история превращается в изумительную квинтэссенцию стиля и шарма, а при более детальном изучении - трещит по швам, не выдерживая никакой внутренне критики, даже не самого погруженного зрителя.

Потому что интересной истории здесь просто нет.

В ней нет живых героев; есть визуальные аллюзии на героев, которые несмотря на то, что движутся в кадре, открывают рты и издают звуки, никакого сюжетного движения не создают.

Нет в ней и реального конфликта, когда ты не высасываешь его из всех возможных мест, собирая по кусочку все штампы 'времени и места', чтобы уже новые люди увидели и изумились, чтобы что-то там себе почувствовали. 'Хорошие рокеры' - фиксируйте, отвратительные комсомольцы, строй, режим, время и люди. Режиссер неплохо подчеркивает этот разрыв актерским кастом даже на уровне статистов.

Но 'Лето' лишено объема. Оно органично в виде прекрасной, хоть и вычурной, но такой стильной открытки, которую можно положить под стекло и любоваться красивыми людьми, красивыми кадрами, представляя уже что-то свое, даря этой безупречной плоскости свой объем, наполняя его чем-то реальным.

Увы. режиссеру не удалось скроить все цельно, без натужного собирательства всевозможных культурных штампов о том самом времени, где все ходили строем и было плохо. Особенно таким шаблонным хорошим ребятам - умным, веселым и, конечно же, ключевое тут - внутренне свободным.

И как не прискорбно, но попытка изобразить свободных духом творцов режиссеру не удалась; он просто воспользовался еще одним укоренившимся штампом о том, как должны выглядеть рок-бунтари и около рокерская тусовка, что говорить, как выглядеть, как тусоваться.

И штамп этот родом не из 80-х годов 20 века, отнюдь. Это порождение уже очень свежее, переосмысленное много много раз, закономерно обросшее все новыми и новыми современными медиа-культурными якорями, которые будут понятны здесь и сейчас и к тому времени имеют уж очень опосредованное отношение.

Вообще очень сложно оценивать фильм, который понравился больше в формате трейлера, чем в своем полнометражном исполнении. Сумбурное и слабое повествование с массой всевозможных компиляций из неоткуда и в никуда здесь переплетается с мастерской и тонкой работой оператора Опельянца, поверх еще обязательно наложится отличный саунд фильма, сотканный из известных, легендарных композиций. Что, конечно, не останется незамеченным и не отмеченным зрителем. А бонусом пойдут молодые и красивые лица актеров, которые что-то играют в предложенных им рамках; и не сказать, что плохо играют - скорее нормально, местами мило.

А что в итоге? А в итоге у нас история как бы о реально живших, творивших, менявших что-то внутри и даже вокруг, людях, которая на поверку совершенно не о них. Они тут не больше, чем ширма, призванная обозначить вехи, масштабы, колорит.

История о времени, которое будет показано так, как его уже миллион раз показывали другие киноделы, ибо контраст он нужный самый, а реальность она скучная, историчная правдивость? Да кому она нужна, у нас тут песня о рок-героях, а не о серой массе пролетариев.

А рок-герои-то ненастоящие. За всей это громадой, растянутых во времени, телодвижений не нашлось времени, а может и возможностей, раскрыть в чем собственно заключалась эта самая уникальность героев, чьи именно помнят до сих пор, чьи пени поют до сих пор, почему именно они стали теми, кем стали. Где этот тайный ингредиент, разливающийся магией музыки и слова? Ни Роман Билык, ни Тео Ю - нам это не покажут, увы, хотя Билык, конечно, очень старается в кадре, это видно, плюс какое-никакое визуальное сходство никто не отменял, а Ю просто отыгрывает некого молодого человека, опираясь всецело на имя героя, на его удельный вес образа и наполненности, которая за этим именем уже закреплена временем и смыслом. Точка.

Вот и получается, что органичнее всего рассказала о своем персонаже Ирина Старшенбаум, которая легко и прекрасно сосуществовала в предложенном контексте, и да, это выглядело очень органично.

К сожалению, лично моему, фильм 'Лето' из подавшего надежды уверенно перекочевал в стопку к не оправдавшим себя.

10 июня 2018 | 21:11
  • тип рецензии:

«Лето» - лучший на сегодняшний день фильм Кирилла Серебренникова, снятый по воспоминаниям вдовы Майка Науменко Натальи. Как и другие работы Серебренникова фильм распадается на множество смысловых и художественных элементов, имеющих различные аспекты интерпретации в зависимости от особенностей самого интерпретатора. «Лето» это и трогательная история о Ленинграде начала 80-х, о зарождении питерского рок-клуба и о поисках себя, когда тебе всего 19 лет и перед тобой открывается весь мир. Это и музыкальная фантазия о незабываемом настроении молодости, полное мелодий, которыми живут и дышат герои фильма: от знаменитых «Алюминиевых огурцов», «Дряни», «Восьмиклассницы» и «Бездельника» до «Psycho Killer» Talking Heads, «The Passenger» Игги Попа и «Perfect day» Лу Рида. Это и пронзительный кино-этюд о дружбе, любви, об искренних, честных, добрых, благородных отношениях между людьми, которые так редки в современную эпоху.

Но прежде всего «Лето» это фильм о свободе, поэтому его главные символы это окна и двери, которые постоянно открывают музыканты и закрывают функционеры. О возможности достижения состояния внутренней свободы и гармонии в несвободной стране, по иронии судьбы снятый режиссером, лишенным этой свободы прямо на съемках фильма. «Лето» кино о том, что в любое время, в любом обществе есть люди, которые в силу юности и таланта абсолютно бесстрашны и бескомпромиссны и не подчиняются никаким внешним авторитетам. Ведь летом как раз и возникает то непередаваемое ощущение бескрайней свободы, когда можно просто выпить пива на закатном побережье Финского залива, побегать голышом вокруг костра и послушать музыку, которую завораживающе поют твои друзья. Ощущение жизни «по душе», жизни «бездельников», для которых нет никаких внешних ограничений и запретов. Причем «бездельники» Науменко и Цой показательно не сражаются в фильме с системой, как не сражались с ней «бездельники» Бродский и Довлатов в недавнем «Довлатове» Германа мл. Для них этой системы просто не существует и такая отстраненность, инаковость их бытия разрушает ее намного эффективнее и быстрее, чем любые открытые и организованные протесты.

В «Лето» Серебренников специально рассказывает про события, которые происходили до записи альбома «45» – первого альбома группы «Кино», задолго до первой славы Цоя и Науменко, появления отечественного щоу-бизнеса и коммерческой музыки. Ведь для режиссера главные герои его фильма не просто формирующиеся музыканты, не просто фанаты прогрессивного и авангардного западного рока, но и яркие представители поколения начала перемен, взрослеющего в год смерти «дорогого Леонида Ильича». Поколения, которое росло в эпоху без смартфонов и социальных сетей, получало информацию не из Интернета, а из книг и могло очень просто жить без денег в убогих коммунальных квартирах, радуясь самым простым и элементарным вещам. Возможно последнего поколения чистого, незамутненного и не зомбированнного сознания.

Изумительно тонко передав образ жизни этого поколения стандартными кинематографическими средствами, его образ мира Серебренников отобразил оригинальными вставками, показывающими внутреннее настроение своих героев, ту музыку, которая звучала в их голове. Стилистика этих вставок, взятая из «Бесконечной поэзии» Алехандро Ходоровски, позволила не только показать зрителям, как из десятков образов, символов, звуков в голове музыкантов рождались их знаменитые песни, но и перейти от некоего условного байопика с элементами рок-оперы к коллективному психоделическому трипу, прочно связавшему все события на экране в единый смысловой концепт.

Примечательно, что и Серебренникову в «Лето» и Герману мл. в «Довлатове», независимо друг от друга, удалось удивительно точно показать, что в душную эпоху брежневского застоя с руководящей и направляющей ролью КПСС, функционерами, которые грозят «всех пересажать» и комитетом глубокого бурения, изымающим невинные любительские фильмы, многие молодые люди были намного более свободными, искренними, творчески, нравственно и духовно развитыми, чем их потомки, родившиеся и живущие уже в другой стране. Именно для последних, в противовес героям своего фильма, Серебренников специально ввел персонаж «Скептика», как некоего усредненного человека из сегодняшнего времени, который не понимая ту эпоху и ее героев, ломает четвертую стену и критикует все с позиции современности.

Кроме великолепной режиссуры Серебренникова и прекрасного саундтрека в «Лето» невозможно не отметить профессиональную операторскую работу Влада Опельянца. Для полного погружения в атмосферу начала 80-х он сделал «Лето» черно-белым, а некоторые эпизоды вообще снял на пленку старыми камерами с оптикой прошлого века. Эта причудливая визуализация словно подчеркивает ностальгию по ушедшей эпохе черно-белой фотографии. Ряд мизансцен специально снималось длинными кадрами и они выглядят элементами документалистики внутри художественного кино, придающих фильму еще большую эмоциональность и достоверность. Вместо душных павильонов фильм снимался в реальных питерских квартирах, никак не изменившихся за почти сорок лет с их причудливой неевклидовой геометрией. И хотя снимать «Лето» в маленькой квартире было намного труднее, чем в павильоне Серебренников специально пошел на этот шаг, чтобы актеры смогли более органично и естественно передать ощущение единения героев в маленьких комнатушках коммунальных квартир, лишающих людей своего личного пространства.

С первых кадров «Лето», конечно бросается в глаза, что Билык и Тео Ю не похожи внешне на своих прототипов, но потом на это перестаешь обращать внимание, потому что актерам действительно удалось аутентично передать всю сложность, хрупкость и многоплановость внутреннего мира Науменко и Цоя. Рома Зверь сумел уловить и воплотить на экране загадочную меланхоличность, ранимую интеллигентность и удивительную рефлексивность Майка, а Тео Ю, озвученный Денисом Клявером, очень естественно и органично передал не только энергетику, но и главное качество Цоя – его отстраненность, некую инопланетность, так отличавших его от многих других ярких и самобытных музыкантов той эпохи.

В целом, несмотря на всю глубину, смысловую многослойность и политическую иносказательность, «Лето» получилось очень легкой, светлой, волшебной и чистой одой настоящей Свободе. Свободе личности, отношений, творчества и самой жизни. И хотя оттягиваемый всеми силами финал фильма, обрывается, неожиданно, на полуслове, как когда-то трагически оборвалась жизнь Цоя и Науменко, оставляя зрителей наедине с черным экраном, вглядываясь в завораживающую совершенность и законченность этого образа, твое сознание наполняется одновременно невесомым ощущением полноты бытия, присущее героям той давно ушедшей эпохи, делающим тебя таким же живым и свободным, как и вечно живой Виктор Цой.

09 июня 2018 | 15:13
  • тип рецензии:

Хотя 'Лето' фильм о Викторе Цое - на самом Цое, фильм заостряет внимание очень поверхностно. В принципе тут нет ничего удивительного, если помнить что 'Лето' это фильм по воспоминанием жены Майка Науменко - Натальи Науменко. Легкая интрижка между Натальей и Цоем ставится во главу угла, и пытается задавать тон повествованию.

И все таки 'Лето' - это даже не про эту интрижку! Фильм тяжело назвать срезом эпохи, но 'Лето' хоть и поверхностно, но показывает все прелести и тяжести андерграунд тусовки того времени. Вот так проскакивая галопом по всем значительным темам, картина не заостряется ни на чем конкретном, и приобретает хороший такой иронический тон.

И удивительно, но этот тон идет фильму, 'Лето' получилось легкой и воздушной картиной - о молодости, любви, стремлениях и надеждах. О первых шагах Виктора Цоя, о вкладе Майка Науменко, и об удивительной тусовке которая всколыхнет чувство ностальгии у всех, кто провел молодость с гитарой.

Музыка. 'Лето' музыкальный фильм, время без песен занимает меньше хронометража, чем время с песнями, одной ногой 'Лето' даже наступает в жанр мюзикла, в фильме есть удивительные самобытные клипы, точно попадающие под общее настроение фильма. Но уйдя в сторону легкости, фильм теряет всю драму, и не несет никакого серьезного посыла, так, разве что поностальгировать...

06 сентября 2020 | 20:38
  • тип рецензии:

«Лето» Кирилла Серебренникова просто обязано было стать громкой премьерой, даже если бы Министерство культуры, одной рукой выдавая режиссёру призы за высочайшие достижения в развитии и обогащении национальной культуры, другой не подписывало протоколы следствия, в которых оно признаёт себя потерпевшим от действий развившего и обогатившего культуру режиссёра. Слишком значительна заявленная тема, слишком масштабны личности двух главных героев фильма: отца русского рока и его главной звезды.

Серебренников в первых сценах фильма рисует отношения Майка и Цоя с Ионанна Крестителя и Христа, когда первый понимая, что «идущий за мной сильнее меня», по сути отказывается от дальнейшего развития собственной карьеры ради продвижения восходящей звезды русского рока. Библейская аллюзия вполне прямолинейна – когда Цой впервые приходит к Майку, тот отдыхает со своей компанией на берегу Финского залива, а его подопечные бросаются в воды залива, как в Иордан. Посмотрев и послушав невесть откуда взявшегося новичка, Майк серьёзнеет, и с этого момента беззаботная жизнь первой советской рок-звезды превращается для него в сакральную миссию.

Однако уже в следующих кадрах начинается то, за что, вероятно, БГ и назвал сценарий «Лета» «ложью от начала и до конца». Фильм оказался совершенно не про русский рок начала 80-х, горластый и ершистый, гениальный и корявый, как и положено андеграунду, пробившемуся сквозь асфальт, в который советская система закатала эстраду, и через несколько лет спевшему на её похоронах. «Лето» - гимн вполне современной тусовочке и её автопортрет. Если ты внутри – перед тобой открываются любые возможности, тебе спишутся любые грехи, тебя выведут на авансцену в прямом и переносном смысле слова. И всё, что для этого нужно – понравиться старшим товарищам и слушаться их.

В этом смысле крайне показательна сцена, где цензор рок-клуба Анна Александровна рассматривает, допускать ли новичков – пока ещё группу «Гарин и гиперболоиды» - к выступлению на сцене клуба. Героиня Юлии Ауг, которую за глаза характеризуют как «злобную тётку в плохом настроении» после недолгой обработки со стороны «своих» оказывается просто милашкой, не только не ставящей новой группе препон, но и откровенно лоббирующей её перед более упёртыми товарищами.

Напрашивается параллель с финальной сценой фильма «АССА», где настоящий Цой приходит к такой же чиновнице, но, вместо покорного выслушивания замшелой инструкции, просто встаёт и идёт на сцену. В «Лете» Цой порывается было взбунтоваться, но тут же, будучи одёрнут товарищами, смиряется и покорно отправляется «за компотом».

Цой 87-го у Соловьёва отказался сдавать экзамен на лояльность, он шёл напролом и требовал «Перемен!» Через 31 год у Серебренникова Цой – конформист и приспособленец, он чётко знает своё место и не выходит за рамки, очерченные ему властью, столь же послушно раздвигая ягодицы перед худсоветом, как призывники делают это перед комиссией в военкомате. Такой Цой никогда не напишет и не исполнит ни «Перемен!», ни «Песню без слов», но он гарантирует себе место в концертной сетке и на красной дорожке, куда выйдет в положенном по случаю смокинге, ни в коем случае не нарушая торжественность момента неугодными лозунгами и призывами. Гораздо сытнее и спокойнее быть «первой жабой на болоте» (или второй, пока продолжает царить Майк), чем «встать и выйти из ряда вон».

Настоящим и единственным истинным рок-героем к концу фильма достаточно неожиданно становится персонаж как всегда бесподобного Александра Горчилина, который, как положено настоящему панку, набухавшись, проблевавшись и похмелившись, одним решительным прыжком вырывается за тесные прокуренные и пропитые стены и бежит, в экстазе раскинув руки, в настоящую неограниченную свободу. И, разумеется, оставшись при этом с голой задницей – кадр, который можно определённо признать самой точной и удачной метафорой в фильме.

Исполнитель роли Цоя Тео Ю отличается от Цоя настоящего столь же драматически, как отличаются их поступки на экране и в жизни. Вообще Тео Ю – это главный мискаст фильма и полный актёрский провал. И дело совершенно не в том, «похож или непохож», это не самое главное для актёра, даже изображающего историческое лицо. Физическое сходство – работа гримёров. Дело в том, что Тео Ю не просто не создал убедительного образа Цоя – он не создал вообще никакого образа. Если бы за его персонажем не стояла тень реального Цоя, было бы вообще непонятно, с чего этот странный парень вдруг приобрёл такое влияние и на Майка, и на его жену, и на всех окружающих, почему его песни завоюют сердца миллионов, а его харизма заставит его поклонников десятилетия после его гибели повторять мантру «Цой жив!»

Рома Билык, он же Зверь, изображая отца русского рока Майка Науменко, старается изо всех сил, что невозможно не отметить, но его Майк выходит всё-таки слишком одномерным, непонятным ни самому себе, ни зрителю. Причины его поступков – самая большая загадка фильма, ответ на которую кроется отнюдь не в игре актёра, а в том, что именно ему дали играть.

Ирина Старшенбаум играет молодую Наталью Варлей, она мило улыбается и хлопает глазами, впрочем, по роли ей больше решительно нечем заняться. Её отношения с героем Тео Ю, их начало, развитие и развязка настолько же естественны в контексте событий сюжета, как мультипликационные накладки в соответствующих сценах фильма.

Сами эти накладки, как и весь визуальный ряд «Лета» – это, наверное, самое большое его достоинство. Владислав Опельянц выполнил ещё одну мастерскую работу, что бы ни было показано в фильма, показано оно превосходно.

«Лето» поспешили назвать лучшим фильмом Кирилла Серебренникова. Возможно, с точки зрения свободы самовыражения режиссёра это действительно «самый» его фильм. Но как цельное художественное произведение он явно уступает позапрошлогоднему «Ученику». Там была мощная драматургическая первооснова Мариуса фон Майенбурга, и режиссёру по сути оставалось только не испортить её, тем более, у него был блестящий опыт сценической постановки. В результате получился мощный фильм с сильными актёрскими работами, и конфликтом, держащим в напряжении от начала и до конца. В «Лете» драматургия не в пример более рыхлая и слабая, нет ни центрального конфликта, ни внятной мотивации персонажей, в результате чего актёры играют непонятно что, и «Лето» смотрится как история без начала и конца. А при таких условиях никакие режиссёрские ухищрения, хоть с мультипликацией, хоть без неё, ситуацию не спасут.

«Лето» честно признаётся в своей неисторичности, так что её нельзя поставить фильму в упрёк. Тогда о чём он? Возможно, фильм - просто повод для того, чтобы с большого экрана прозвучали песни, определившие лицо и настроения целого поколения. И пусть Цой и Майк вышли покурить, их гитары пока ещё есть, кому держать. И это уже здорово.

08 июня 2018 | 01:10
  • тип рецензии:

...занимаются чем-то, отдалённо похожим на актёрскую игру в мероприятии, отдалённо похожем на художественный фильм.

Планировал написать большую рецензию о том, как Серебренников сделал ещё раз что-то в своём стиле, выдав это за кино. Но кто это будет читать, кому это интересно? Лучше я расскажу, почему этот фильм не имеет отношения ни к Виктору Цою, ни к Питерскому рок-клубу 1980-х.

Клуб появился на базе Театра народного творчества в 1981 году. Главный зал этого театра, хорошо известный по фотографиям (а многим и по личным воспоминаниям), должен быть на экране. А его - нет. Знаменитый буфет театра тоже не показан.

Группа 'Странные игры' выступала под этим именем с 1983 года и не могла выступать раньше, чем группа 'Кино'. Песня 'Мои друзья всегда идут по жизни маршем' одна из первых песен Цоя (1981), и во время, показанное в фильме, была многократно обкатана на концертах и квартирных встречах.

Ночные танцы у костра - Серебренников обошёлся без голых мужиков? Конечно, нет!

Сумасшедший в электричке с воплями 'Америка наш враг' и т.д. - это вообще к чему? Ещё раз показать, как творцам было тесно в советской клетке? Начало 1980-х, 'магнитофонная культура', рок-музыка звучала везде, фраза 'на нашем кассетнике кончилась плёнка, мотай!' из песни Цоя - как раз про магнитофон на батарейках, который таскают с собой. Конечно, приставания пьяного поехавшего в электричке могли быть, но это был бы очень редкий эксцесс.

Подрисовки к кинокадрам - Серебренников хотел сделать цитату из фильма 'Игла' (с Цоем в главной роли), а получился дебильный и неуместный плагиат.

Дальше в том же духе. Псевдо-фильм с дилетантским вторичным сценарием (основан на дневниковых записях Натальи Науменко, опубликованных в книге Александра Житинского 'Цой Forever'). Непонимание как сценаристом, так и режиссёром времени, которое они взялись воплотить на экране, советских реалий, и, главное, героев фильма.

Ещё: мискастинг (простите за иностранное слово, обозначающее плохой подбор актёров). Рост Виктора Цоя - 184 сантиметра, он был одним из самых высоких в рок-клубе. Рост актёра Тео Ю, играющего Цоя, 178 см.

Ещё: 'патлы' в Питерском рок-клубе не были особо популярны, эпоха уже не та, 'битлы' вышли из моды. Очередной промах Серебренникова.

Ещё: Майк Науменко в описываемое время в солнечных очках ходил мало, и не выступал в них.

Ещё: Майк Науменко любил 'клеить модельки', и в фильме в квартире над столом висит вроде бы одна такая. Вот только Серебренников снова облажался. Это жестяная детская игрушка 'Ил-62' с инерционным моторчиком, не имеющая отношения к пластиковым моделям. Скажете, мелочи? А я снова повторю: режиссёр вообще не понимает то время и не пытается понять его.

Резюмируя: Серебренников снял бездарный арт-хауз фильм про вымышленное время в вымышленной стране. Фильм про героев из своей головы, которые по недоразумению носят имена известных советских рок-музыкантов. Если 'творчество' Серебренникова нравится, разочарованы не будете. Если нравится творчество Виктора Цоя, лучше посмотрите фильм 'Игла' и многочисленные реальные его выступления и интервью.

P.S. Работа оператора и монтажёра в данном фильме так ужасна, что удачно вписалась в общий чудовищный стиль. Звуковое оформление тоже из стиля не выбивается: давать фоном классическую гитару в фильме про русский Рок - до такого мог додуматься только Серебренников.

3 из 10

12 июня 2018 | 00:57
  • тип рецензии:

Посмотрел байопик режиссёра Серебренникова под названием ЛЕТО. Нет... не то! Не понятно о чем хотел снять фильм режиссёр. .. об эпохе зарождения рок-н-ролла в СССР или истории Майка Науменко и Вити Цоя. Ни то, ни другое, не третье не удалось, на мой взгляд.

Не удалось перенести зрителя в эпоху 80-х, особенно тех, кто жил в это время и этой музыкой, ходил на рок концерты и слушал живьём Аквариум, Зоопарк, НАУ, Кино, Ноль или Аукцион. Стилизованные советские кухни, магнитофоны, комсорги и портвейн не передают атмосферу того времени. Неожиданная эклектика троллейбусных сцен и в электричке придаёт какой-то хипстерский современный тон, внося полную временную дезориентацию.

Не впечатляет и актёрский состав. Непонятная актриса Старшенбаум путешествует весь фильм без конкретного образа. Рома Зверь в роли Майка, экранные Цой, Свин и БГ не впечатляют отсутствием своей уникальности. В голове сразу возникают гениальные и по сей день фильмы Соловьева «Асса», «Чёрная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви». .. там гениально было все! - актёрский состав, сцены, монологи, квартирные сейшены. .. начало и финал! Соловьев - мастер сцен, образов и тонкий художник, понимающий вкус эпохи ! Серебренников нет ! Не смог, не хватило мастерства. Уберите песни Майка и Цоя в фильме ЛЕТО, которые создают определеную звуковую атмосферу, и все остальное превратится в уныло тоскливое кино. Но... при всём сказанном, это кино имеет право на существование и на соответствующее место на полке.

04 июля 2018 | 18:45
  • тип рецензии:

Фильм не о Цое, не о Майке, не о взаимоотношениях, и не о 80-х. Он о роке. О русском роке. О его зарождении и развитии в условиях цензуры. Об изменении мышления в головах молодежи умирающего государства. Роман Билык отлично сыграл Майка, передал весь драматизм его жизни. Тео Ю в роли Цоя справился, но не достаточно он харизматичен для этой роли. Горчилин в роли Панка именно тот самый классический панк-рокер 80-ых, на которого ориентируется все панк-направление даже в современном мире. Самую большую лепту в дух фильма внес, конечно же, Скептик. Офигенный персонаж, которого не было.

Музыкальное оформление достойно отдельной оценки. Каверы записаны настолько качественно, что в чем-то превосходят даже оригинальные песни. Сам вокал очень приближен к оригиналу. Даже Рома Зверь, несмотря на свою уже устоявшуюся технику пения, смог почти полностью изобразить Майка Науменко.

Послевкусие после просмотра фильма исключительно летнее, с запахом вечерней прохлады после знойного дня.

10 из 10

01 марта 2019 | 12:06
  • тип рецензии:

Про ' Лето' Серебренникова. Не являюсь поклонником творчества этого режиссера. Тем более, это кино про очень важных и любимых для меня людей. Но прочитав столько положительных отзывов, от уважаемых мною друзей, решился глянуть, несмотря на то, что когда первым делом начинают хвалить оператора, то, почти всегда - фильм дрянь.

Начну с хорошего. Даже с потрясения. Это Пётр Погодаев. Про него все молчат, а ведь этот якут, фантастически спел за Цоя все песни в этом фильме. Когда я смотрел картину, я не понимал, откуда такое качество ранних цоевских песен, нельзя так почистить древние записи, а оказывается их пел в фильме не Цой, а Петя из Якутии, это потрясает. Вообще саунд классный. Очень понравились музыкальные вставки. Талантливо сделаны клипы на Игги Попа, и особенно 'Пёрфект дэй' Лу Рида в исполнении Елены Кореневой. Удачна мультяшная стилистика из 'Иглы.'

Неожиданно понравился Никита Ефремов в роли БГ. Роль крохотная, но достойная. Похож.

И вот это страшное слово - Похож, не Похож... Тут дело такое, если ты снимаешь фильм про известных людей, всегда прежде всего будут говорить - 'похож, не похож.' И как бы ты не заявлял, что это, мол фантазия на эту тему, это, мол, не главное... А что же главное тогда? Ведь Оливер Стоун снял фильм 'Дорз',будь он неладен, и теперь будь добр обмани меня так же... Есть достойные примеры замечательных байопиков - Ганди, Чаплин или 'Сид и Нэнси', наконец...

Весь фильм я вижу Рому Билыка по прозвищу Зверь, в ужасном парике с чужого плеча и очках авиаторах на пол лица, в которых он почти все время, ведь очки, это единственное, что похоже на Майка. Ходит эдакий надменный Рома, изображает Звезду... Я очень люблю Майка, другой Майк, ну совсем другой... Майк - был начитан, умен, часто остроумен, и в то же время жутко застенчив и угловат, как часто выпивающие люди- говорил торопясь, витеивато и сбивчиво... Одевался в отличие от Ромы Зверя, довольно таки бедно и не совсем опрятно. У Майка были плохие зубы. И Звездой рок-н-ролла Майк был на сцене, а не в жизни..

Когда я впервые увидел Цоя во 'Взгляде' в году 87-м, это был анонс фильма Асса, то меня прежде всего поразил вздёрнутый вверх подбородок певца.

У корейского артиста в фильме Серебренникова нет того подбородка, да и вообще, кроме некой восточности и опять же чудовищного парика, больше ничего нет, любой играющий на гитаре восточный человек мог запросто сыграть в этом фильме. Говорил за него певец Клявер, неплохо, кстати говорил.

Курят в фильме много, курят Беломор, тут согласен, так и курили. Пьют много, но не пьянеют, совершенно не пьянеют, даже Прекрасный и ужасный Свинья, Андрей Панов, который был знаменит своими кошмарными пьяными выходками, тут показан очень милым, даже в пьяном угаре.

Про сюжет, ну тут совсем неинтересно.

Музыка фильм спасает, музыка хорошая, ее много. Если молодые люди после просмотра фильма, заинтересуются ленинградским рок- клубом, то миссия фильма неплохая...

22 августа 2018 | 11:03
  • тип рецензии:

Почему мы смотрим кино, будь то голливудская комедия или европейский артхаус?

Ответ в конечном счете всегда сводится к одному — иммерсивность.

Во время просмотра фильма К. Серебренникова “Лето” ты, как зритель, погружаешься в происходящее на экране? Нет. На это есть несколько причин.

— Систематическое появление реплик литературного характера. Конечно, до пафоса “Кислоты” им далеко, впрочем, как и до обычной разговорной речи. Это еще усиливает плохая актерская игра.

— Филипп Авдеев от начала и до конца играет на сцене театра, а не на съемочной площадке. Видимо, Авдеев, а вместе с ним и Серебренников, не считают, что есть разница между театром и кино. В качестве примера, сцена на природе, в кадре Виктор и Леня. Тео Ю и Филипп Авдеев. Киноактер и театральный артист.

С Ириной Старшенбаум схожая ситуация. Некоторые сцены без театральщины, но только некоторые.

— Клиповые вставки. Идея отличная, снято интересно. Зарубежные песни того времени, выбор понятен. Но адовый акцент и фальшивый вокал все портит, получается какая-то карикатура и стеб.

На возможный аргумент, что “так и есть, этого и добивался режиссер”, отвечу: Александр Кузнецов пафосно подводящий черту после каждого клипа, говорит об обратном.

— Присутствие “Панка”, которого играет Александр Горчилин. Если его убрать ничего не изменится. Да, персонаж интересный, но какой в нем смысл? Ввести, чтобы хоть как-то поддержать скучный сюжет?

— Сюжет неинтересный. Но не одним сюжетом цепляют нас фильмы. Атмосфера из которой тебя постоянно выбивают плохой актерской игрой? Психологизм, внутренний мир героев, которого нет? А что есть, что остается в конечном счете? Ничего.

2 из 10

05 мая 2022 | 01:56
  • тип рецензии:

Удивительно, но при абсолютно выигрышной теме фильм выглядит унылой мешаниной сцен, вызвавшей у меня вместо «летних» эмоций исключительно недоумение. Вроде бы фильм называется «Лето». Что ж, где же лето? Лента чёрно-белая, с довольно медленным темпом повествования и постоянно унылыми лицами главных героев. Где лето, где молодость, где любовь? Вместо этого какая-то серая картинка, в которой с трудом угадывается «летний» настрой советской неформальной молодёжи. Для сравнения посмотрите фильмы «Стиляги» (2008, реж. Валерий Тодоровский) и «Дом Солнца» (2009, реж. Гарик Сукачёв) на эту же тему. В «Лете» же вставки на несколько секунд, стилизованные под старые съёмки, содержат гораздо больше «летних» эмоций, чем фильм в целом.

Может, «лета» нам прибавит мелодрама? Но любовный треугольник Цоя, Майка и его жены получился каким-то невнятным: после парочки случайных встреч Наташа почему-то влюбляется в постоянно хмурого и бормочущего что-то под нос Цоя – почему? Между ними происходит... да почти ничего не происходит. Майк на это реагирует... да почти никак не реагирует. Где конфликт, где эмоции?..

Может, в этом и идея, что фильм на самом деле про «реализм», будничную реальность позднего застоя, где нет места любви и жизни? Но нет, множество сцен фантазий героев, на которые нам потом указывают – «этого не было», говорят об обратном, равно как и фигура Скептика. И если это тогда чьи-то фантазии, то чьи? Некоего Скептика – а кто это вообще, и почему его мнение нам должно быть важно? (О том, что много чего из показанного действительно не было, я даже не буду разжёвывать и отсылаю к мнению БГ и Алексея Рыбина. Но да ладно – здесь мы сделаем скидку на традиционное оправдание «это же художественное произведение».)

Музыкальная составляющая в фильме крайне неровная. Казалось бы, «Лето» эксплуатируют ностальгию по Цою и Науменко, но мы ни разу не услышим оригинальное исполнение их песен, за исключением титров. И если голос и манеру исполнения Цоя ещё пытались стилизовать, то Рома Зверь превратил песни «Зоопарка» в примитивный рокапопс начала XXI века – кто-то всерьёз должен поверить, что в начале 80-х, даже в фантазиях героев, музыка могла звучать именно так?

Клиповые вставки с анимацией в «Лете» инородны. Безусловно, герои того времени слышали и слушали песни Дэвида Боуи и Игги Попа, но их фантазии с корявым переложением англоязычных песен с русским акцентом – как это вообще сочетается с показанной вселенной фильма, пусть и под соусом «этого не было»? Переделка «All the Young Dudes» под электронику так вообще выглядит извращением, на месте которого естественнее звучал бы даже негритянский рэп из «Джанго освобождённого». Свои мысли рок-музыканты того времени выражали по-русски и, по идее, от них можно было бы ожидать переводного или авторского текста, наложенного на чужую мелодию – как это остроумно сделали в тех же «Стилягах».

В финальных же титрах Серебренников решил поставить песню «Кино» «Кончится лето» – возможно потому, что там тоже есть слово «лето». Логично, правда? Только это уже откровенная тупость – поставить в фильм про, казалось бы, лето, молодость и любовь одну из предсмертных песен Цоя, даже не задумавшись о её смысле.

4 из 10

10 июля 2020 | 19:13
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: