Лето

Расписание и билеты
год
страна
слоган-
режиссерКирилл Серебренников
сценарийМихаил Идов, Лили Идова, Кирилл Серебренников, ...
продюсерИлья Стюарт, Мурад Османн, Михаил Финогенов, ...
операторВладислав Опельянц
композитор-
художникАндрей Понкратов, Татьяна Долматовская
монтажЮрий Карих
жанр биография, музыка, драма
сборы в России
зрители
Россия  200.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
цифровой релиз
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время126 мин. / 02:06
Номинации (1):
Смотрите в кино:
398 сеансов в 69 кинотеатрах
Фильм рассказывает о самом начале творческого пути Виктора Цоя и группы «Кино», о его взаимоотношениях с Майком Науменко, его женой Натальей и многими, кто был в авангарде рок-движения Ленинграда 1981 года. Это история о Ленинграде 80-х, о любви, поисках и больших надеждах — о настроении, которое останется с нами навсегда.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.80 (378)
ожидание: 96% (4791)
Рейтинг кинокритиков
в мире
59%
10 + 7 = 17
6.0
в России
100%
14 + 0 = 14
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Думаю, что основная проблема «Лета» Кирилла Серебренникова еще до выхода заключалась вот в чем: многие хотели увидеть в нем какую-то беспрекословную документальность, забыв, что это фильм художественный. Пусть и основанный на воспоминаниях Натальи Науменко, вдовы Майка, но все же художественный, игровой, представляющий собой прежде всего видение режиссера. Если об этом помнить во время просмотра, то даже откровенные ляпы и несоответствия будут восприниматься без особого раздражения.

    «Лето» стоит смотреть, как кино о молодости, о начале жизни, когда столько хочется, а окружающая действительность не очень соответствует фантазиям и мечтам. Когда серому и обыденному хочется противопоставить хлесткие тексты, громкий звук и широкую улыбку, а на непонимание соседей по коммуналке и вышестоящих чиновников просто махнуть рукой. Это фильм о том, как зарождаются звезды и как мальчишки с окраин города становятся героями. О том, как бывает мучительно больно во время творческого застоя. Особенно, когда в этот момент видишь, как кто-то другой срывает аплодисменты и завоевывает популярность твоих соратников и друзей. Это фильм о музыке, о творцах, о дружбе и, конечно, о любви. Не надо подмечать в нем поразительные сходства или несходства актеров с реально жившими людьми, гораздо приятнее его смотреть, абстрагировавшись от фактов и сосредоточившись на истории, рассказанной умело и сочно, с вкраплениями нехитрых, но забавных и фантасмагоричных музыкальных номеров, с периодическими появлениями персонажа Скептика, который специально для самых занудных зрителей размахивает надписью «Этого не было». Лучше смотреть его как сказку об ушедшем времени и о людях, которых больше нет, но чьи песни и сегодня цитируются, поются и освещают нам скучные дни и страшные ночи.

    21 июня 2018 | 12:34

    Я жду ответа. Больше надежд нету.

    Скоро кончится лето. Это…

    Про фильм «Лето».

    Смотрите, когда что-то плохо — слова для критики всегда найдутся. Когда что-то хорошо — есть только одно слово. Хорошо. Это как у Толстого, помните? Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. У счастливых семей все сходится, как пазл. А у каждой несчастливой семьи индивидуальные проблемы — где-то сценарий провисает, где-то актерская игра не дотягивает, где-то операторская работа топорная, а в какой-то семье ну прям вообще все не сложилось. Понимаете меня?

    Фильм «Лето» настолько хорош, что о нем нечего сказать. Потому что идеально. Потому что в нем все так, как и должно быть. Он не мог бы быть лучше. Я ожидала унылое зрелище вроде «Довлатова». Про моего неповторимого Довлатова. А получила что-то такое искреннее и чистое, как слеза.

    Смотреть «Лето» — это не то же самое, что смотреть обычное кино. Смотреть «Лето» — это жить и быть. Поразительно, как Кириллу Серебренникову удалось так раскрыть своих героев. Мы видим историю зарождения легенды — фильм про группу «Кино», кстати — своими глазами. Но проживаем через призму чувств Майка Науменко. Сквозь его чистое сердце. Сквозь возвышенность его таланта над советским бытом. Это удивительное и гениальное решение со стороны режиссера. Ведь Виктор Цой — это три аккорда да черная копна волос. Что творилось в его душе, когда руки, испачканные сажей и масляными красками, брали в руки гитару, не понимал и он сам. А уж Серебренников тем более. Поэтому Цоя в фильме мало. Потому что он загадка, которую не нужно разгадывать — ответ может оказаться слишком простым.

    21 июня 2018 | 12:21

    Хочется сказать, что не ожидал от «Лета» особых откровений или чего-то невероятного, но ему удалось меня удивить и оставить сильные впечатления. Так как на фоне практически всего нынешнего русского кинематографа «Лето» выглядит как настоящее произведение искусства, чистая и неподдельная история, нарочито локальная и максимально абстрагированная от остального российского творчества (по крайней мере, так всё выглядит). Это очень живой и чувственный фильм, говорящий на простые и понятные темы, а самое главное делающий это с настоящей искренностью. Пусть даже и не всё там правда, что-то является художественным вымыслом, но насколько я знаю этот фильм никогда и не позиционировался как исторически достоверный или максимально правдивый. Это скорее ностальгия, воспоминания и размышления, чем строгая биографическая драма. В любом случае, у меня никак не получается сказать, что этот фильм где-то соврал и был неискренним.

    Сейчас в российском историческом и основанном на реальных событиях кино есть обидная тенденция показывать реально существовавших людей с плохой стороны и с крайне наплевательским отношением (как например Князя Владимира в «Викинге»). Именно поэтому «Лето» выглядит ещё приятнее, так как тут уважительно относятся к прототипам героев и не стараются выпячивать какие-то их отрицательные стороны. Лично моё мнение, что попадание в характер как минимум Цоя, который можно понять из его песен, почти стопроцентное. Персонажи здесь все живые люди, характеры которых очень грамотно прописаны и которые вполне неплохо раскрываются по мере фильма.

    Хочется сравнить «Лето» с не так давно выходившим «Довлатовым», который тоже очень хорошо передавал атмосферу показанного времени. Однако, в отличие от «Довлатова», где создатели настолько озаботились атмосферой, что опустили почти весь сюжет и историю, в данном фильме внешние составляющие идут рука об руку с внутренними. Моменты, которые, казалось бы, сделаны только для создания атмосферы здесь ещё и двигают сюжет, во время них всё время происходит что-то развивающее историю. Да и сама атмосфера тут создана прекрасно, очень красиво и с душой. По-моему так и должен выглядеть идеальный баланс между внешними и внутренними взаимодополняющими параметрами картины. В самом сюжете всё замечательно. Я не увидел ни одного неоправданно глупого момента, и ни одна сцена не показалась мне лишней. Хоть историю нельзя назвать сложной и запутанной, но это идёт ей только в плюс, ведь она очень простая и понятная, а другая здесь и не требуется.

    Про актёров хочется сказать отдельно, ведь тут они даже не играют, а будто бы живут ролями. Это очень странное ощущение, когда ты видишь на экране не актёров, а самых обычных людей, которых как будто сняли на камеру, такое в кино встречается очень редко. Но всё же играют все замечательно. Корейский актёр Тео Ю хоть и не очень похож на настоящего Виктора Цоя, но характер передал весьма точно и прекрасно вжился в роль. Роман Билык почти шедеврально изобразил Майка Науменко, терзаемого сомнениями насчёт вторичности их творчества по отношению к западному и невозможностью отыскать какой-то собственный творческий путь, однако всё равно являющегося сильной и вполне состоявшейся личностью. Ведь что нового могут они донести людям, если у них уже есть Beatles, Rolling Stones и т. д.? Ну и, конечно же, Ирина Старшенбаум отлично воплотила образ жены Науменко, являясь, по сути, украшением фильма и одним из главных стержней его эмоциональной составляющей. Остальные актёры смешались в одно целое и прекрасное дополнили главное трио.

    Отдельно также хочется сказать про персонажа по имени Скептик, который появляется в определённые моменты и говорит, что всё происходящее неправда, расставляя тем самым все точки над «i» и фактически говоря, о чём именно это кино. Лично мне это видится прекрасным решением, которое позволят донести до людей определённые мысли, говоря предельно понятным языком.

    Ну и конечно в техническом плане всё сделано на высшем уровне. Чёрно-белую съёмку сейчас встретишь очень редко, а тут она выглядит очень красиво и прекрасно подчёркивает дух всего фильма. И нужно ли говорить про музыку? Разумеется, с экрана звучат песни и Виктора Цоя и Майка Науменко, которые в любом случае вызывают и радость и грусть, а последнее выступление Цоя в фильме так и вообще невольно пробивает на сильные эмоции.

    В общем, «Лето» — это чистейший фильм, который, как мне кажется, должен быть понятен практически любому. Он напрочь лишён всех превратностей современного русского кинематографа и максимально честен в своей подаче. Пока что это лучший российский фильм, который я видел в 2018.

    10 из 10

    6 июня 2018 | 00:52

    Для себя я из фильма «Лето» открыл Майка Науменко и ленинградский рок-клуб. Собственно этим фильм и интересен. Ну и еще забавными музыкальными вставками про «То чего на самом деле не было».

    Почему я не говорю про Цоя, да потому что он вышел неубедительным. Не то что бы плохим — нет, именно неубедительным. Я согласен с мнением одного видеоблогера — человек который играет Цоя, должен вырасти на его песнях, каждой клеткой своего тела пережить то, о чем поет Виктор и естественно понимать русский. К корейцу Тео Ю вобщем-то нет претензий, как смог он вжился в роль и сыграл, но этого оказалось недостаточно.

    А вот Науменко в исполнении Ромы «Зверя» получился очень мощным. Я правда не следил за творчеством настоящего Майка, но почему-то мне сразу поверилось, что он именно таким и был, в темных очках, философом и во многом альтруистом.

    Отдельное спасибо за то, что рассказали про ленинградский рок-клуб — я вообще не знал, что такой существовал в начале 80-х годов. Это стало откровением для меня, получается, что цензура еще в брежневские времена в Ленинграде уже пропускала довольно много свободомыслия, очень интересно!

    Личность Артемия Троицкого заинтересовала, даже залез в ютуб и посмотрел на него сейчас, легендарная фигура на мой взгляд.

    Именно личности и то какими они показаны в фильме «Лето» мне были интересны, сюжет-то здесь очень простой и играет роль клея как раз между персонажами.

    Спасибо Кириллу Серебренникову за то, что показал Питер 35-40 лет назад, за атмосферность и конечно за первый (какой-никакой) фильм про Цоя, спасибо!

    7 из 10

    20 июня 2018 | 02:35

    «Лето» Кирилла Серебренникова просто обязано было стать громкой премьерой, даже если бы Министерство культуры, одной рукой выдавая режиссёру призы за высочайшие достижения в развитии и обогащении национальной культуры, другой не подписывало протоколы следствия, в которых оно признаёт себя потерпевшим от действий развившего и обогатившего культуру режиссёра. Слишком значительна заявленная тема, слишком масштабны личности двух главных героев фильма: отца русского рока и его главной звезды.

    Серебренников в первых сценах фильма рисует отношения Майка и Цоя с Ионанна Крестителя и Христа, когда первый понимая, что «идущий за мной сильнее меня», по сути отказывается от дальнейшего развития собственной карьеры ради продвижения восходящей звезды русского рока. Библейская аллюзия вполне прямолинейна — когда Цой впервые приходит к Майку, тот отдыхает со своей компанией на берегу Финского залива, а его подопечные бросаются в воды залива, как в Иордан. Посмотрев и послушав невесть откуда взявшегося новичка, Майк серьёзнеет, и с этого момента беззаботная жизнь первой советской рок-звезды превращается для него в сакральную миссию.

    Однако уже в следующих кадрах начинается то, за что, вероятно, БГ и назвал сценарий «Лета» «ложью от начала и до конца». Фильм оказался совершенно не про русский рок начала 80-х, горластый и ершистый, гениальный и корявый, как и положено андеграунду, пробившемуся сквозь асфальт, в который советская система закатала эстраду, и через несколько лет спевшему на её похоронах. «Лето» — гимн вполне современной тусовочке и её автопортрет. Если ты внутри — перед тобой открываются любые возможности, тебе спишутся любые грехи, тебя выведут на авансцену в прямом и переносном смысле слова. И всё, что для этого нужно — понравиться старшим товарищам и слушаться их.

    В этом смысле крайне показательна сцена, где цензор рок-клуба Анна Александровна рассматривает, допускать ли новичков — пока ещё группу «Гарин и гиперболоиды» — к выступлению на сцене клуба. Героиня Юлии Ауг, которую за глаза характеризуют как «злобную тётку в плохом настроении» после недолгой обработки со стороны «своих» оказывается просто милашкой, не только не ставящей новой группе препон, но и откровенно лоббирующей её перед более упёртыми товарищами.

    Напрашивается параллель с финальной сценой фильма «АССА», где настоящий Цой приходит к такой же чиновнице, но, вместо покорного выслушивания замшелой инструкции, просто встаёт и идёт на сцену. В «Лете» Цой порывается было взбунтоваться, но тут же, будучи одёрнут товарищами, смиряется и покорно отправляется «за компотом».

    Цой 87-го у Соловьёва отказался сдавать экзамен на лояльность, он шёл напролом и требовал «Перемен!» Через 31 год у Серебренникова Цой — конформист и приспособленец, он чётко знает своё место и не выходит за рамки, очерченные ему властью, столь же послушно раздвигая ягодицы перед худсоветом, как призывники делают это перед комиссией в военкомате. Такой Цой никогда не напишет и не исполнит ни «Перемен!», ни «Песню без слов», но он гарантирует себе место в концертной сетке и на красной дорожке, куда выйдет в положенном по случаю смокинге, ни в коем случае не нарушая торжественность момента неугодными лозунгами и призывами. Гораздо сытнее и спокойнее быть «первой жабой на болоте» (или второй, пока продолжает царить Майк), чем «встать и выйти из ряда вон».

    Настоящим и единственным истинным рок-героем к концу фильма достаточно неожиданно становится персонаж как всегда бесподобного Александра Горчилина, который, как положено настоящему панку, набухавшись, проблевавшись и похмелившись, одним решительным прыжком вырывается за тесные прокуренные и пропитые стены и бежит, в экстазе раскинув руки, в настоящую неограниченную свободу. И, разумеется, оставшись при этом с голой задницей — кадр, который можно определённо признать самой точной и удачной метафорой в фильме.

    Исполнитель роли Цоя Тео Ю отличается от Цоя настоящего столь же драматически, как отличаются их поступки на экране и в жизни. Вообще Тео Ю — это главный мискаст фильма и полный актёрский провал. И дело совершенно не в том, «похож или непохож», это не самое главное для актёра, даже изображающего историческое лицо. Физическое сходство — работа гримёров. Дело в том, что Тео Ю не просто не создал убедительного образа Цоя — он не создал вообще никакого образа. Если бы за его персонажем не стояла тень реального Цоя, было бы вообще непонятно, с чего этот странный парень вдруг приобрёл такое влияние и на Майка, и на его жену, и на всех окружающих, почему его песни завоюют сердца миллионов, а его харизма заставит его поклонников десятилетия после его гибели повторять мантру «Цой жив!»

    Рома Билык, он же Зверь, изображая отца русского рока Майка Науменко, старается изо всех сил, что невозможно не отметить, но его Майк выходит всё-таки слишком одномерным, непонятным ни самому себе, ни зрителю. Причины его поступков — самая большая загадка фильма, ответ на которую кроется отнюдь не в игре актёра, а в том, что именно ему дали играть.

    Ирина Старшенбаум играет молодую Наталью Варлей, она мило улыбается и хлопает глазами, впрочем, по роли ей больше решительно нечем заняться. Её отношения с героем Тео Ю, их начало, развитие и развязка настолько же естественны в контексте событий сюжета, как мультипликационные накладки в соответствующих сценах фильма.

    Сами эти накладки, как и весь визуальный ряд «Лета» — это, наверное, самое большое его достоинство. Владислав Опельянц выполнил ещё одну мастерскую работу, что бы ни было показано в фильма, показано оно превосходно.

    «Лето» поспешили назвать лучшим фильмом Кирилла Серебренникова. Возможно, с точки зрения свободы самовыражения режиссёра это действительно «самый» его фильм. Но как цельное художественное произведение он явно уступает позапрошлогоднему «Ученику». Там была мощная драматургическая первооснова Мариуса фон Майенбурга, и режиссёру по сути оставалось только не испортить её, тем более, у него был блестящий опыт сценической постановки. В результате получился мощный фильм с сильными актёрскими работами, и конфликтом, держащим в напряжении от начала и до конца. В «Лете» драматургия не в пример более рыхлая и слабая, нет ни центрального конфликта, ни внятной мотивации персонажей, в результате чего актёры играют непонятно что, и «Лето» смотрится как история без начала и конца. А при таких условиях никакие режиссёрские ухищрения, хоть с мультипликацией, хоть без неё, ситуацию не спасут.

    «Лето» честно признаётся в своей неисторичности, так что её нельзя поставить фильму в упрёк. Тогда о чём он? Возможно, фильм — просто повод для того, чтобы с большого экрана прозвучали песни, определившие лицо и настроения целого поколения. И пусть Цой и Майк вышли покурить, их гитары пока ещё есть, кому держать. И это уже здорово.

    8 июня 2018 | 01:10

    Лето. Природа. Тёплая ночь. Прыжки через костёр. И песни под гитару вкупе с бескрайней свободой, которую не могут ограничить никакие рамки. Будь то рамки советской эпохи с закрытыми воротами на замок, рамки одежды или даже рамки самого фильма. «Лето» Кирилла Серебренникова не подстраивается ни под какие существующие оправы, оно говорит по-своему, оно дышит, живёт и постоянно движется сквозь то, что было, сквозь то, чего не было и быть не могло, прямиком навстречу тому, что ещё будет.

    На самом деле эта история вовсе не о молодых годах Виктора Цоя. Ну, почти не о них. Несомненно, большое экранное время будет уделяться великому певцу, а зритель почувствует, когда настоящий фанат в зале рядом начнёт подпевать знаменитому «Когда-то ты был битником» или вовсе не стареющей «Восьмикласснице». Вместе с Цоем зритель будет негодовать, когда эти творения будут называть шуточными. Вместе с Цоем зритель познает лёгкую влюблённость и прочувствует настоящую широту души дружбы. Но отнюдь не Виктор является тут главным лицом. Пожалуй, в центре внимания находится больше его друг, лидер группы «Зоопарк» Майк Науменко. Состоявшийся женатый человек, живущей музыкой как своей, так и этой зарубежной, что поют враги народа. Понимающий, что границ у рока нет. Майк готов переводить все тексты на родной язык, дабы в будущем эта книжечка переводов помогла какому-нибудь начинающему талантливому пареньку, да и показала всю истинную красоту этих непонятных слов. И Майк — тот настоящий друг, который окажет любую помощь своему товарищу, будет истинным наставником, указывающим верную тропу одарённому приятелю. Но у Майка есть в жизни важная опора, без которой не было бы так просто, — верная, любящая и поддерживающая жена в исполнении Ирины Старшенбаум. Женщина, что заботится о любимом сыне, обсуждает музыку со своим любимым и дышит такой же свободой, как и мир её мужа. Её может захватить подростковая влюблённость, где томно и со смущением парочка держится за ручки, которая сосуществует вместе с преданной и искренней любовью к главному человеку в её жизни. И всё же, эта история не о сложных, непонятных и чувственных отношений троицы, не о их любовном треугольнике, а история о людях, которые не променяют свою жизнь ни на что другое.

    Серебренников, хоть и концентрируясь на главной тройке во главе истории, рисует тоненьким карандашом в блокноте истинный портрет советского рока и людей, живущих им. Эта картина не о конкретном ком-то, а о духе времени в целом. Когда во всём мире гремят Sex Pistols, здесь похожие ребята выступают в душном рок-клубе, где не допускается ни танцев, ни уж тем более плакатов в поддержку любимого исполнителя. Но музыка и свобода не могут оставаться в этих рамках, пускай так это и кажется. Отнять её не может никто. И если ты это знаешь, то весь мир будет петь с тобой. Серебренников совершенно необычным образом совмещает завораживающий визуальный стиль с чудесной музыкальной составляющей, когда поёт каждый, начиная от пассажиров электрички и заканчивая расстроенной женщиной под дождём. Музыкой пропитан каждый чёрно-белый кадр ленты, которая покажет свой цвет в самый подходящий момент.

    Несомненно, подобные музыкальные номера перетягивают одеяло на себя, что в какой-то момент становится скучновато глядеть за обычными разговорами героев. Режиссёр не сильно старается уделить внимание намечающемуся любовному треугольнику, лишь придавая ему лёгкий драматичный налёт. И это вполне подходит духу и темпу рассказываемой истории. Постепенно проникаешься искренностью и душевностью героев, будь то героиня замечательной Старшенбаум, удивительно настоящего и сильного Ромы Зверя, который раскрывает свой актёрский потенциал по полной, или же простой паренёк на втором плане, так громко и подшофе поющий что-то. На первом плане, пожалуй, рассказ о рокерском духе, необузданном и бушующем, который захватывает не только главных героев и всех вокруг, но и самого зрителя, который волей-неволей, но произнесёт заветное fa-fa-fa-fa…

    Визуально-музыкальное повествование «Лета» завораживает. Как будто ожившие записи с блокнота в чёрно-белой гамме воплощают чистую любовь к творчеству и фанатам этого творчества. Словно художник, Серебренников выводит такие сюрреалистичные плавные штришки, смешивающие реальность и вымысел, скептицизм и воодушевление, музыку и душевность, что в итоге составляющие складываются в одно удивительное путешествие, где то, что было, сосуществует с тем, что могло бы быть, а то, чего не было, с тем, чего хотелось бы. Но вовсе не важно, было это или никогда бы не могло быть. Не сильно важно, как сильно хотелось бы, чтобы было иначе. Рамки не стоят ничего, если в душе горит огонь. И сквозь тёмную тёплую летнюю ночь, где главенствует алкоголь и песни под гитару, будет ощущаться этот жар огненной свободы, которая будет создавать в сердцах людей благодаря музыке, для которой также нет никаких пределов, ещё долгое и долгое время истинное наслаждение. И этот яркий пламень сдвинет любые границы, что останется просто прыгнуть сквозь эти рамки к бескрайнему морю, падая и спотыкаясь на пути, но с безумной улыбкой окунаясь в него с головой.

    9 июня 2018 | 13:42

    Когда произносят имя «Виктор Цой», то в голове неизменно всплывают мысли о том, прошлом, мире с его тяжестями и о человеке, который смог увидеть его иначе. Но когда говорят слово «Лето», то в голове тишина с такой покалывающей теплотой на пальцах. Сразу всплывают воспоминания из детства или юности, эти песни, мечты, гуляния за ручки, комары и мокрые купальники.

    Всегда очень страшно и одновременно волнительно писать рецензии на фильмы, потому что в них вкладываешь что-то своё, порой очень далекое от замысла автора. И сейчас я даже и не знаю, правильно ли я увидела в этом фильме больше настоящего «Лета», чем далекого «Виктора Цоя».

    Фильм такой приятный, но это сложно объяснить на пальцах. Когда ты видишь ламповую картинку с шикарной музыкой, которую ты можешь и не знать от своей безграмотности (это я про себя), но прочувствовать сердцем обязан. Когда каждый отрывок из жизни далёких людей, которые возможно существовали совсем в другом внутреннем или внешнем обличье, становится чем-то знакомым. Когда все абсурдные с первого взгляда современные дополнения придают истории нужный смысл. Именно тогда пазл складывается. Фильм нравится. И ты потом слушаешь. И думаешь. И вспоминаешь своё. Покупаешь себе старенький проигрыватель, ищешь потрепанные пластинки у друзей родителей в гараже, врубаешь их на всю и пытаешься хотя бы чуть-чуть понять. Хотя бы на мгновение прочувствовать то время, которое близкое, но непосильно далекое от нас.

    Мне было смешно. И мне было грустно. Сердце сжималось от глобального понимания и от безграничного восхищения персонажами, что смотрели на меня с экрана. Три небольших истории «Лета», три души и три мелодии.

    Актеры, которые совсем и не актеры. В какие-то моменты кажется, что вроде бы они как-то не так играют. А потом вдруг понимаешь, что и не нужно здесь играть. Они просто живут. Иногда как-то криво или смешно. А иногда до боли пронзительно.

    Песня «Дерево» меня тронула, будто бы в этот самый момент я сидела не в кинотеатре, а в том зале, и Цой, тот Цой, пел её для меня.

    Мне кажется, что сейчас нам не хватает именно того, что в самой душе фильма. Какой-то раскрепощенности, своих истинных мыслей, никакой оглядки на чужих. Ламповости, которую мы неизменно ищем в старом. Возможно, это боль каждого поколения, а, может, так всё и должно быть. Но самое важное уметь в любой ситуации врубить самую любимую песню на всю, сбросить всё старое и не нужное и рвануть в закат, в море, навстречу свободе, навстречу себе. Навстречу «Лету».

    17 июня 2018 | 17:27

    Снятый по воспоминанием жены Майка Науменко Натальи «Лето» стал глотком свежего воздуха на переполненных ужастиками и глупыми комедиями отечественных экранах. Картина рассказывает о первых творческих шагах молодого лидера группы кино — Виктора Цоя (Тео Ю) и его взаимоотношениях с лидером на тот момент уже довольно популярной группы «Зоопарк» Майком Науменко (Роман Билык) и его женой Натальей (Ирина Старшенбаум). Вместе с другом Леней (Филипп Авдеев) Витя Цой вливается в круги ленинградского андеграунда и начинает писать свои знаменитые в будущем «Алюминиевые огурцы, «Когда твоя девушка больна», «Бездельник N1» и другие. Фильм о том, что влияло на будущую легенду русского рока и что значит быть свободными, даже в условиях весьма жесткого режима.

    Опальный режиссер Кирилл Серебренников в своем кино тоже хочет быть свободным и независимым, наверно, именно поэтому его привлек образ кумира 80-х Виктора Цоя. Музыкант показан в чем-то не слишком решительным, но в то же время поступающим так, как решает нужным, не признавая запретов. Цой, безусловно, был героем своего времени для многих советских граждан. Как и любой творческий человек, Виктору доводилось влюбляться, даже симпатию к жене своего друга и в чем-то наставника он не скрывал. Как вспоминает сама Наталья (как это показано в картине) их «роман» был скоротечен, но, возможно, благодаря этому увлечению и родились главные хиты раннего творчества группы «Кино». Далее Виктор встретил будущую жену Марьяну (Юлия Лобода) и пути его с Майком и его семьей несколько разошлись, но то самое лето, когда они были молодыми, счастливыми и свободными навсегда повлияло на их дальнейшую творческую, в первую очередь, жизнь.

    Одной из особенностей картины стоит считать ее черно-белый цвет. Но несмотря на аскетичные цвета кинопленки, лето с его яркими красками все равно ощущается. Когда ты можешь выражать то, что думаешь и чувствуешь — это прекрасно. И создатели картины дают нам такую пищу для размышлений на примере происходящих в нашей же стране событий 40-летней давности. Фильм, конечно, нельзя назвать мюзиклом, но идея сделать в нем маленькие музыкальные вставки, которых не было в жизни, в стиле «Стены» Алана Паркера, впечатляет. И, разумеется, всем знакомые песни Цоя — актуальны всегда.

    На роль Витора Цоя был подобран немецко-корейский актер Тео Ю. Он родился как раз в тот год, о котором повествует кино. Несмотря на то, что ему пришлось играть молодого совсем парня, Тео справился с ролью хорошо, вжился в роль и с уважением исполнил роль знаменитого рок-музыканта. Пусть внешне он и не похож на Цоя, но образ передан, на мой взгляд, довольно точно. Рома Зверь — лидер группы «Звери» филигранно сыграл Майка Науменко, как профессиональный актер, что отметили многие критики. Чуткой и выразительной получилась Наталья Науменко, роль которой прекрасно исполнила актриса Ирина Старшенбаум. Отдельное спасибо Александру Горчилину за такой «отрыв» и эпатаж и нестареющей Елене Кореневой за прекрасный эпизод с женщиной в красном платье.

    Слышал высказывания современников Науменко и Цоя, например Бориса Гребенщикова, о том, что картины — это не о Ленинграде 80-х. Возраст не позволяет мне спорить, но правильный посыл картины передан, ведь художественное кино было бы скучно смотреть только на основании «сухих» фактов. Небольшие домыслы и украшательства преображают картину, чем и отличают ее от документального кино. Всем любителям группы «Кино», русского рока и просто хорошего кино необходимо увидеть «Лето».

    9 из 10

    19 июня 2018 | 14:00

    Музыкальную драму Кирилла Серебренникова «Лето» можно назвать одним из самых знаковых отечественных фильмов этого года. И дело вовсе не в скандалах, связанных с режиссером картины, и уж точно не в том, что это дебютная роль в кино Ромы Зверя. Просто «Лето» — действительно сильный фильм, заслуженно получивший признание на Каннском кинофестивале за саундтреки. Как бы Андрей Звягинцев, будучи в составе жюри, не пытался объяснить своим коллегам, о чем этот фильм, вряд ли хоть один из иностранцев понял всю его суть. Здесь не так важна сама история, о которой многие спорят. Атмосфера Ленинграда 80-х, бунтарский дух панк рока, лето и музыка — наша с вами история. В этом фильме именно все это выходит на первый план.

    Главный герой фильма — музыкант Майк Науменко, лидер группы Зоопарк. В начале 80-х он уже был на пике популярности и регулярно давал концерты в Рок клубе на Рубинштейна. Имея влияние в кругах музыкантов, он помогает начинающей группе молодого и еще никому не известного Виктора Цоя. Цой — талантливый, немногословный и гордый, ему на тот момент около 19. Он много репетирует и пишет первые песни «Алюминиевые огурцы» и «Восьмиклассницу». Майк помогает ему с записью первого альбома, в то время как работа над его собственными хитами продвигается с трудом. Кроме того ситуация усугубляется еще тем, что его жена, Наталья Науменко, увлекается многообещающим гитаристом.

    После скандала, связанного с реакцией Бориса Гребенщикова на сценарий к этому фильму, даже не хочется рассуждать о точности биографических данных. Пусть это художественный вымысел, все равно только очевидцы событий знают, как было на самом деле, да и то забыли уже большую часть. Чтобы в этом не было никаких сомнений, Серебренников ввел в свою картину моего самого любимого персонажа — скептика. Этот герой разговаривает напрямую со зрителем (дерзко смотрит прямо в камеру), кричит или показывает ярко красную табличку в черно-белом фильме — этого на самом деле никогда не было.

    Ключевую позицию в этом фильме занимает все таки музыка. Главные герои и все их окружение живут только музыкой и идеями о свободе. Слушая эти знакомые песни мы глубже чувствуем эпоху, погружаемся в атмосферу фильма. Конечно, не обошлось без самых знаковых песен группы Кино и Зоопарк, а также многочисленных бессмертных хитов рока того времени. Персонаж Майка Науменко много времени проводит перерисовывая самые знаменитые обложки альбомов и переводит на русский тексты песен. Это рассказ о зарождении русского рока — о том, как Цой был одним из первых, кто писал свое, а не пытался подражать Западу. Науменко был хорошим музыкантом, но сейчас никто не вспоминает о группе Зоопарк, тогда как Цой жив.

    Свобода и музыка показаны на контрасте с общественностью — куда же без этого. Как в «Стилягах» Тодоровского, общественность высказывает свое негативное мнение, активно осуждает и ждет, что музыканты будут проявлять активную жизненную позицию. Хотя это 80-е, Сталина нет уже почти 30 лет. Мне больше всего понравилось, как в этом фильме показана организация концертов: улыбающиеся лица, прилично одетая молодежь, которым нельзя даже подпевать. Они хлопают в перерыве между песнями и лишь легонько отбивают такт ногами под любимые песни. Как человек, который давольно часто ходит на рок концерты, я не могу себе представить, как можно было это выдержать!

    Ну и Ленинград. Город восхитительный и великолепный. Прогулки по крышам и подворотням, старые трамваи и знакомые улицы. Этому городу даже не нужны декорации, чтобы воссоздать ту атмосферу. Шикарная коммунальная квартира, в которой жили Майк и Наталья — широкая лестница и старинная лепнина на потолке смотрит на то, кто создается история. Такая милая хозяйка в исполнении Лии Ахеджаковой, которая поражается современной моде, но все таки принимает этих бунтарей.

    Фильм получился очень ностальгический. Ностальгия по времени, молодости и дерзости, по Ленинграду и портвейну в граненых стаканах, песнях под гитару и купанию голышом в заливе. Это именно воспоминания, а не попытка экранизировать биографию героев — в них есть пелена теплой грусти. Когда в последний раз в этом городе было такое теплое лето?

    14 июня 2018 | 21:51

    Лето. Черно-белые 80-ые. Лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко (Рома Зверь) и его жену Наташу (Ирина Старшенбаум) знакомят с патлатым задумчивым корейцем Виктором Цоем (Тео Ю). Майк сразу замечает в Вите потенциал большой звезды и влюбляется в его творчество, а его жена — в самого Витю.

    Даже если абстрагироваться от политической и ситуативной подоплеки, которая окружила «Лето» ещё задолго до выхода (арест Кирилла Серебренникова, нервные досъемки, монтаж «на дому») — все равно это обаятельно талантливое кино. И, как ни странно, самый аполитичный фильм скандально известного режиссера. Здесь нет броских вызовов закостенелой системе, а если они и есть, то в конце каждого подобного выпада появляется мифический Скептик с табличкой «Этого не было», тем самым разрушая четвертую стену и превращая «Лето» в ностальгическую фантазию; если угодно — в «Ла-Ла-Лэнд» эпохи брежневского застоя. Музыкальные номера под Игги Попа, Лу Рида и Talking Heads — главная находка Серебренникова. Грузные советские тетеньки, распевающие как в плохом караоке «Фа Фа Фа» из Psycho Killer — за это можно простить вялую драматургию и куцо прописанных персонажей (например, бедняга Рома Зверь старательно пытается не напортачить, инфантильно прячась за стильными авиаторами — но узнаваемый голос, так неподходящий Науменко, все же спрятать не удаётся).

    Как и недавний германовский «Довлатов», «Лето» — это не стандартный байопик про бремя талантливого человека, а срез эпохи. В данном же случае — жизнерадостный панегирик про романтику ленинградских квартирников, духоту коммуналок и затхлость советских ДК, где творили люди: свободные, талантливые и, что главное, счастливые. Цой еще не поет про перемены — его друзья пока что идут по жизни маршем до пивных ларьков, а он сам еще тот еще бездельник, гуляющий с восьмиклассницей. Даже основной лейтмотив сюжета — мимолетная интрижка Вити и Наташи отходит на второй план — куда ценнее наблюдать за яркими перформансами Панка (прототип его — Свин из «Автоматических удовлетворителей») или прогулками Майка и Боба (харизматичный Никита Ефремов в роли молодого Бориса Гребенщикова) по крышам ночного Ленинграда. Вездесущий Скептик ругает советских рокеров в лице Майка за то, что те поют бессмысленные песни про Сладкую N, в то время как Боб Дилан поёт про Вьетнам — но разве оно им надо? У них в душе лето — шумное, беззаботное — с запахом беломора и привкусом дешевого портвейна. И все понимают, что лето, как, впрочем, и молодость, быстро заканчивается. Но ведь именно летом звезда по имени Солнце светит намного ярче.

    11 июня 2018 | 15:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: