всё о любом фильме:
Andrey Krupnov
Andrey Krupnov, Россия, Москва, 42 года, 19 октября 1974, М
Добавить в друзья

 заходил 5 часов назад

Регистрация: 26 августа 2013 Рейтинг комментариев: -33 (116 - 149) Обновления сайта: 0
 

Оценки пользователя

все оценки (142)

 


Подтверждение удаления
Вы можете удалить не более пяти своих рецензий. После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить не более . После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить только еще одну. После удаления этой рецензии вам больше не будет доступна функция удаления рецензий. Вы уже удалили пять своих рецензий. Функция удаления рецензий более недоступна.

Рецензии на фильмы: 73

Биография этой женщины настолько незаурядна, что она удостоилась за последние 2 года сразу двух экранизаций. Первой был французский фильм «Маргарита» 2015 года, снятый не строго по биографии, но, скорее по её мотивам, вторым — картина 2016 года, название и сюжет которой претендуют на достоверную биографичность.

Что же такого выдающегося было в мисс Дженкинс? Формально она является одной из первых представительниц «маргинальной» музыки, т. е. исполнения музыкальных произведений при полном отсутствии слуха, голоса и чувства ритма. Людям, выросшим на российских попсе и шансоне и слышавшим пьяного Лепса и Киркорова без фонограммы, трудно понять, что в этом особенного, поэтому имеет смысл сделать более развёрнутое пояснение.

Споры о том, что важнее для успеха в выбранной (особенно творческой) профессии — упорный труд или талант — ведутся, наверное, столько же, сколько существуют все перечисленные понятия. В наше время, с расцветом политкорректности, преобладающим стало мнение, что для успеха нужен 1 процент таланта и 99 процентов труда. Что неявно, но и недвусмысленно подразумевает возможность достигнуть вершины для каждого человека, кто будет прилагать достаточно усилий в заданном направлении. Ты не можешь повернуть в проходе супермаркета, чтобы задницей не снести пару стеллажей, но ты хочешь танцевать балет? У тебя такие руки, что ты не можешь провести ни одной ровной линии, но видишь себя художником? Не в состоянии удержать свою мысль дольше десяти секунд, но считаешь себя писателем? Вперёд, главное упорство и стремление к цели! И, конечно, практика, практика, практика!

Всегда находятся люди, согласные поддержать этот самообман. Кто-то из корысти, кто-то из жалости, кто-то из ложно понятых любви и заботы. И человек продолжает жить в иллюзии своей одарённости, всё глубже погружаясь в омут бездарности. Картина мира в его голове настолько расходится с истиной, что впору уже задуматься о медикаментозном лечении, но нет — если обычный человек всерьёз считает себя Наполеоном, мы готовы упрятать его в жёлтый дом, а если бездарь убеждена в своём таланте — можем даже похлопать из уважения к усердию, особенно если у исполнителя есть достаточно денег, чтобы подогреть наш энтузиазм.

К счастью зрителей, создатели фильма обладали не только деньгами, но и талантом, в результате чего история Флоренс Дженкинс ожила и, несмотря на стопроцентную «костюмность» экранизации, оказалась вполне актуальной.

Игре Мерил Стрип в этом фильме предъявляли претензии в том, что актриса «клоунничает». Но это было бы верно только в том случае, если рассматривать «Флоренс Фостер Дженкинс» как драму страдающего непонятного героя, каковой она ни в коем случае не является. Это острая сатира, причём её объектом является не «героиня» музыкальных залов Америки вековой давности, а наши современники, утратившие представление о границе между талантом и бездарностью и заодно — адекватность восприятия мира в принципе. Стрип показывает сумасшедшую как она есть, и это самый добрый портрет, который можно было изобразить.

Самообман главной героини не мог бы продолжаться долго, если бы его не поддерживали искусственно. Её супруг Сент-Клер Бейфилд (Хью Грант) и нанятый им аккомпаниатор Косме МакМун (Саймон Хелберг) имеют на то множество причин. Если МакМун, которого только пригласили аккомпанировать «певице», ещё думает о своей репутации, и готов сбежать даже несмотря на предложенную ему увесистую пачку денег (понадобилась ещё более увесистая, чтобы он остался), то Бейфилд уже настолько давно и задорого продал свою совесть, что врёт с убедительностью посыпанного радиоактивным пеплом ведущего теленовостей, тем более, и работа у него похожая.

Как в своё время выжившему из ума диктатору приносили каждое утро отпечатанную лично для него в одном экземпляре газету «Правда», так и от Флоренс заботливо прячут всё, что может вернуть её из «матрицы» в реальную действительность. Но реальность всё равно заявляет свои права и сурово наказывает тех, кто её игнорирует.

Примечателен персонаж вульгарной, но искренней в своих чувствах жены одного богача, который регулярно посещает «концерты» Флоренс Дженкинс. Впервые столкнувшись с её «пением» даже она, не семи пядей во лбу, приходит в шок и хохочет до истерики над «певицей» и зрителями, которые с каменными лицами её слушают. Но сила убеждения (а ещё больше — угроза лишиться доступа к деньгам мужа) заставляют и её стать горячей поклонницей «таланта» и даже использовать свою лужёную глотку для того, чтобы затыкать рты новым скептикам. Какая уж тут костюмная драма — всё актуально до невозможности. Может быть, отчасти и поэтому фильм был довольно прохладно встречен критиками и не оценен Академией — смотреться в зеркало не всегда приятно.

Современный мир полон бездарными, но громогласно заявляющими о себе певцами, актёрами, режиссёрами, музыкантами, художниками (да-да, и кинокритиками тоже). Они придумывают своему «творчеству» красивые названия и иногда даже складное объяснение (хотя чаще ограничиваются высокомерным «я художник, я так вижу»). Они устраивают концерты, выставки и просмотры, восхищаются друг другом и поддерживают друг в друге иллюзию того, что всё создаваемое ими — действительно искусство. Сейчас это стало почти мейнстримом и, в отличие от времён Флоренс Фостер Дженкинс, смеяться над такими «творцами» стало признаком не здравого рассудка, а дурного воспитания. Рассудок нынче не в моде, а критерии его здравости расширились до полного исчезновения. Флоренс Дженкинс повезло немного меньше. Просто она была первой.

2 мая 2017 | 10:39

Как говорил старик Мюллер, «маленькая ложь рождает большое недоверие». Но это только в том случае, если ложь изобличена. А если нет? Ведь мы так привыкли жить во лжи, что перестали замечать те мелкие (и не очень) случаи, когда говорим неправду, искажаем её, недоговариваем или просто молчим, скрывая что-то важное.

Шкаф, хранящий все секреты человека (буквально — все), в наше время уменьшился до размеров маленькой коробочки с экраном и несколькими кнопками. Нажмёшь на одну из них — и эти скелеты дружными рядами начнут выбираться наружу, изменяя облик хозяина иногда до полной неузнаваемости.

Тема стопроцентной откровенности существует в человеческой культуре как разновидность экстремального развлечения. Известна игра «правда или желание», в которой рассказывание правды о себе ставится на одну доску с выполнением неприятных или опасных заданий оппонентов. В сериале «Теория лжи» персонаж Брендана П. Хайнса имел «патологию» — абсолютную неспособность ко лжи, что регулярно создавало напряжённые ситуации между ним и окружающими.

Ближе всего к сюжету «Идеальных незнакомцев» можно считать «Игру в правду», пьесу 2005 года француза Филиппа Лелюша, поставленную в 2007 в «Театре Ателье», а в 2013 вышедшую на экраны. Управляющая идея везде одна и та же — как поведут себя люди, узнав об окружающих правду, всю или хотя бы часть той, которая ранее оставалась скрытой? Разница по большей части в обстоятельствах раскрытия этой правды и, собственно, в тех тайнах, которые раскрываются в процессе «игры». Хотя набор этих тайн тоже стандартен: супружеская измена и другие формы предательства доверия, социально неодобряемое поведение, нарушение закона.

Весь этот набор всплывает на поверхность в «Идеальных незнакомцах», тем более, что большинство героев фильма — очень старые знакомые, и лишь один человек является новичком в их компании. Предательство как коньяк — чем дольше хранилось неоткупоренным, тем более сильное впечатление производит.

Команда аж из пяти сценаристов, словно проведя мозговой штурм, выдала такое разнообразие подлостей и гнусностей, совершаемых людьми в отношении своих близких, что их собственным родственникам и друзьям впору поволноваться. Как и положено, клубок разматывается постепенно, от невинных смс-ок в начале до откровенных мерзостей ближе к финалу.

«Идеальных незнакомцев» стоит посмотреть не ради самой идеи, но ради её воплощения. С каждой новой порцией сора, извлечённого из-под ковра, атмосфера в квартире становится всё более напряжённой, а узы, связывающие друзей, супругов и влюблённых, начинают натягиваться, как леска, на которой повисла слишком крупная и сильная рыба, грозящая утопить рыбаков вместе с лодкой. Режиссёр Паоло Дженовезе умело оркестрирует попарные столкновения, объединяя их в общую большую драму вскрывшейся лжи. Запас сюрпризов и откровений в фильме настолько велик, что их хватит до самого последнего кадра, так что, даже если в какой-то момент показалось, что «дальше всё понятно», стоит отказаться от этой мысли.

Впрочем, проблему — не значит решить её. Когда во все тёмные углы бьёт яркий свет, можно ли жить в такой обстановке, и, если можно, то как? Авторы фильма дают свой, в достаточной степени философский ответ на этот вопрос. Соглашаться с ним или нет — личное дело каждого, в той же самой степени, в какой личным делом является заполнение своего шкафа скелетами собственных постыдных тайн. После просмотра фильма у каждого зрителя будет возможность подумать, и над тем, и над другим. И даже, возможно, что-то предпринять. Как минимум, до тех пор, пока содержимое телефона спрятано от посторонних глаз.

21 апреля 2017 | 17:49

Сценарий «Времени первых» писали сразу пять человек, что лично меня сразу насторожило. Творчество — процесс интимный, индивидуальный, а артельным способом чаще всего можно произвести только какой-нибудь дрянной сериал про ментов и бандитов. Но в данном случае результат оказался на удивление удачным. В фильме есть история — не только в том смысле, что он основан на реальных событиях, а в том, что эти реальные события (и достроенные сценаристами сопровождающие сцены) составляют стройную драматургическую конструкцию с выстроенной интригой, выраженным конфликтом, понятной мотивацией, живыми и привлекательными персонажами. Во «Времени первых» есть, на что посмотреть, есть, кому и чему сопереживать, есть, о чём подумать после просмотра.

Если задаваться вопросом «О чём фильм «Время первых»?», то, с моей точки зрения, фильм о борьбе жизни и смерти, ведущейся на земле и в космосе, во внешнем мире и в голове каждого человека.

Генерал Каманин, с незатейливой прямотой сталинского мясника-командира, предлагает отправить двух космонавтов на смерть, лишь бы «наши космические секреты не достались врагу». Ему противостоит Сергей Павлович Королёв, чья и без того великая личность стараниями наших кинематографистов приобретает во всех смыслах космический масштаб. Для Генерального конструктора, прошедшего ад ГУЛАГа, человеческая жизнь была и остаётся высшей ценностью, ради сохранения которой не жалко никаких сил и средств.

Это же противостояние продолжается и на орбите, где аврал и штурмовщина, навязанные космической отрасли ради тщеславного желания нового генсека обогнать Америку, приводят к возникновению, кажется, всех нештатных ситуаций, какие только были возможны. И лишь находчивость и мужество космонавтов, вместе с изрядной долей везения, позволяют им выполнить задачу.

Наконец, на человеческом уровне смерть так и норовит проникнуть в сознание: вымуштрованный системой ветеран Беляев произносит слова «как родина прикажет» с фатализмом японского камикадзе, зато сын врага народа Леонов не готов сдаваться и умирать ни по приказу родины, ни без него.

Тема противостояния с Америкой заставляет вспомнить другой недавний фильм о космической гонке — «Скрытые фигуры». Американцы не скрывали, что соревнуются с Советским Союзом, но, в отличие от последнего, у них не было цели осуществить запуск первыми любой ценой, тем более, ценой человеческой жизни. Алан Шепард полетел вторым, но он полетел в полностью готовом и испытанном корабле (насколько первый в истории страны космический запуск вообще может быть «полностью» готовым). Советскому Союзу удалось, ценой сверхусилий и с большим везением, прийти первыми ещё в нескольких забегах (первая женщина в космосе, первый полёт автоматической станции на Луну, первый выход в открытый космос), но потом случилось неизбежное: системный подход победил штурмовщину, и лунную гонку СССР проиграл вчистую, сделав для приличия вид, что «не очень-то и хотелось». Да и вообще, если сравнить проблематику двух фильмов, то американцев соревнование с СССР волновало лишь как одна из проблем, тогда как для Советов «победа» над американцами была самоцелью. Генсек во «Времени первых» так и заявляет Королёву: повтори с живыми людьми то, что сделал на испытательном полёте — и получай звезду «героя». То, что испытательный полёт закончился катастрофой и уничтожением корабля, генсека не волновало. И это ещё одна проекция борьбы жизни со смертью, которой наполнен фильм.

Из актёрских работ в фильме самым живым, ярким и «цепляющим» стал как раз персонаж, созданный Владимиром Ильиным. Его Королёв живёт и работает на пределе человеческих возможностей, вкладывая частицу себя в каждую деталь каждого космического аппарата, соединяя свою нервную систему с каждым из находящихся на орбите. Его немного неуклюжая прихрамывающая походка в сочетании с упрямым взглядом исподлобья сделали образ Главного объёмным и очень по-человечески настоящим.

Что касается дуэта главных героев, то нужно заметить, что при всех выдающихся талантах как Миронова, так и Хабенского, играть им оказалось трудно. Дело, видимо, в том, что в российском кино так и не появилось жизнеспособного образа сильного мужчины. Наша традиция предполагает или ходячего сборника пафосных цитат и геройских афоризмов, высеченного из цельного куска то ли гранита, то ли картона, или трагического героя, который слишком хорош, чтобы дожить до конца фильма. Из относительных исключений вспоминается разве что Борис Галкин в дилогии «В зоне особого внимания» — «Ответный ход», но там в обоих случаях речь шла об учениях, а не «боевых» задачах. Сыграть человека, который преодолевает сложнейшие препятствия и приходит к своей цели, но не утрачивает при этом человечности и естественности, оказывается невероятно сложно. Во «Времени первых» задачу создания героического, но человечного образа решали двое из лучших актёров российского кино, и они с ней справились.

В недостатки фильму можно вменить картонность персонажей даже не второго, а третьего плана, в первую очередь членов семей главных героев. Но этот недостаток является следствием имеющихся у фильма достоинств — если становятся заметными огрехи третьего плана, значит на первом и втором всё достаточно хорошо.

Говоря о визуальном ряде фильма, нельзя не вспомнить «Гравитацию», которая мало того, что похожа по фабуле, так ещё и была вдохновлена теми событиями, которые легли в основу «Времени первых». С момента выхода фильма Куарона прошло уже 4 года, это огромный срок с точки зрения развития технологий визуализации, но картинка во «Времени первых» самое большее не сильно отстаёт от американского фильма. Особенно это заметно в сценах с самолётами, которые выглядят слишком «нарисованными» для современного кино.

Очень символичным оказался образ одинокого радиолюбителя, который сумел сделать то, на что оказалась неспособна вся государственная машина. Эпизод с ним настолько же хорош, насколько короток, и именно его морзянка ставит окончательную точку в споре о том, кто победит. И в космосе, и на земле человек и его жизнь были и будут сильнее смерти.

11 апреля 2017 | 14:04
Подтверждение удаления
Вы можете удалить не более пяти своих рецензий. После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить не более . После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить только еще одну. После удаления этой рецензии вам больше не будет доступна функция удаления рецензий. Вы уже удалили пять своих рецензий. Функция удаления рецензий более недоступна.

Поиск друзей на КиноПоиске

узнайте, кто из ваших друзей (из ЖЖ, ВКонтакте, Facebook, Twitter, Mail.ru, Gmail) уже зарегистрирован на КиноПоиске...