• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Новости

Бес попутал: Фильмы мэтров не радуют зрителей ММКФ

На ММКФ показали два отечественных фильма — «Ке-ды» Сергея Соловьева и «Монаха и беса» Николая Досталя. Первый проект открывал смотр, второй завершил конкурсные показы фестиваля. КиноПоиск ознакомился с этими картинами и вынужден констатировать, что современный киноязык оказался не близок мэтрам отечественного кинематографа.

Фильм Соловьева основан на рассказе Андрея Геласимова Paradise Found. В нем речь идет о парне, который перед отправлением в армию знакомится в парикмахерской со странной девушкой Амирой. С новой приятельницей они идут выбирать ему кеды — единственное, что, как думает парень, будет ждать его по возвращении со службы. Соловьев несколько переиначивает завязку сюжета Геласимова в свойственной для себя хаотичной манере.

Фильм начинается с выбора парнем (режиссер дает герою прозвище Джаггер из-за сходства с вокалистом The Rolling Stones) кедов, роль которых играют красные кроссовки. Кеды не подходят, так как у Джаггера неожиданно обнаруживается заусенец, причем между пальцами. Чтобы избавиться от него, парень идет в педикюрный салон, где и встречает Амиру, которая, впрочем, как и в рассказе Геласимова, довольно-таки странная. Дальше в «Ке-дах» начинаются горячечные сны мальчика Бананана, композиционные отсылки к «Ассе» и хаос, царящий в «Черной розе — эмблеме печали». Только актуальный китч эпохи перестройки сменяется нарочитой абсурдностью.

В попытке выстроить диалог с нынешней молодежной аудиторией Соловьев снимает в главных ролях симпатичных молодых актеров Николая Суслова и Аглаю Шиловскую, а также прибегает к своему излюбленному музыкальному приему. Нынешний герой режиссера — это уже не Цой с жаждой перемен, а рэпер Баста с песней «Партизан». Вакуленко появляется и в одном из эпизодов картины в качестве гротескного участкового, приходящего забирать Джаггера в армию.

Громкая и довольно энергичная первая часть «Ке-дов» сменяется неожиданно серьезной драмой, где есть место брошенному мальчику-аутисту, непростым семейным отношениям, режущим глаз полноэкранным плакатным титрам «Лишь бы не было войны», а также грубым вставкам из фильмов «Дети капитана Гранта» Владимира Вайнштока и «Летят журавли» Михаила Калатозова. Причем сцену проводов Бориса на фронт Соловьев использует в «Ке-дах» практически полностью, неловко монтируя с собственной сценой проводов Джаггера в армию. Естественно, монтаж этот не в пользу Соловьева, который нагромождает фильм пацифистскими высказываниями, шутками на злобу дня и отсылками к классике, а в итоге лишь заставляет с ностальгией вспомнить его старые фильмы и констатировать, что режиссер остался в кинематографической эпохе 1980-х — начала 1990-х годов.

Николай Досталь со своим фильмом «Монах и бес» тоже пытается найти контакт с молодой зрительской аудиторией, причем, как и Соловьев, в довольно иносказательной форме. Главный герой фильма — насельник мужского монастыря Иван (Тимофей Трибунцев). Он и в огне не горит, и в воде не тонет, а еще является единственным из всех обитателей монастыря человеком, способным починить повозку императора Николая I. Тот, в свою очередь, после встречи с Иваном моментально принимает решение о реформе крепостного права.

Насельник — чудотворец, однако сила его, как выясняется, дарована ему не Богом, а бесом, введенным в сюжет в качестве рогатого человека, имя которому Легион (Георгий Фетисов). Если первую часть картины можно назвать абсурдистской комедией с карикатурными монахами, острыми, как кажется Досталю и сценаристу Юрию Арабову, шутками про современную политическую ситуацию и неловкими чудесами, сделанными в эстетике сказок Александра Роу, то вторая часть превращается в серьезную и нравоучительную притчу об обращении беса к вере божьей. Сделанную, впрочем, с тем же неловким монтажом и спецэффектами прошлого века.

Досталь и Соловьев, как, впрочем, и отечественные кинематографисты нового поколения (в чем мы убедились на «Кинотавре»), пытаются донести свои мысли о современной жизни в нарочито метафоричной манере, что полностью затмевает крупицы смысла картин, превращая их в раздутую пустоту. В то же время в параллельных программах ММКФ можно увидеть два замечательных (но не оцененных жюри) конкурсных фильма Каннского кинофестиваля. Это «Тони Эрдманн» и «Сьераневада», где на протяжении трех часов зритель следит за семейными конфликтами и спорами, снятыми с точным наблюдением за жизнью, за отношениями между людьми разных поколений и общественной ситуацией в мире. Это кино снято без каких-либо метафор и аллюзий, просто и оттого занимательно. Настолько, что три часа экранного времени проносятся незаметно, в отличие от коротких полуторачасовых притч про красные кеды и беса в человеке.

Читайте также
Новости Фильм «Ученик» стал лидером по числу номинаций на «Нику» Картина Серебренникова может получить премию в восьми категориях, тогда как «Рай» Кончаловского, возглавляющего «Нику», заявлен в пяти номинациях.
Новости Российские кинокритики выбрали «Рай» Фильм Андрея Кончаловского был назван отечественными критиками лучшим по итогам 2016 года. Актерскими наградами отметили «Зоологию» и «Монаха и беса».
Новости Фонд кино выбрал «Союз спасения», ММКФ — «Кеды» Соловьева Московский международный кинофестиваль выбрал для своего открытия новый фильм Сергея Соловьева «Кеды», попечительский совет Фонда кино принял решение выделить деньги на 15 проектов, кинокомпаниям облегчили работу со счетами в казначействе, а «Ленфильм» готов досрочно погасить кредит. Все новости отечественной киноиндустрии — в традиционном дайджесте КиноПоиска.
Комментарии (77)

Новый комментарий...

  • 4

    Calvin_ Candy 29 июня 2016, 15:43 пожаловаться

    #

    Соловьев когда то радовал, а Досталь третьесортный режиссеришко что от него вообще ожидать то.

    ответить

  • 10

    ДияЛокоя 29 июня 2016, 20:00 пожаловаться

    #

    что это за таинственные поиски «контакта с молодой зрительской аудиторией»?) будто кроме этого художника ничего интересует

    ответить

  • 4

    pahomi 29 июня 2016, 20:48 пожаловаться

    #

    Не тянут они на мэтров то, заказуха какая то

    ответить

  • 2

    Verba Volant 29 июня 2016, 20:55 пожаловаться «автора! автора!»

    #

    а кто автор(ы?) данного текста?

    ответить

  • 8

    Boaventura 29 июня 2016, 21:42 пожаловаться

    #

    че та я не припомню на Кинопоиске такого рода статей — абсолютно субъективная критическая статья в разделе новостей, странно

    ответить

  • 6

    Devil s Own 29 июня 2016, 21:57 пожаловаться

    #

    «Дороги в стране… как машины в стране, как и зарплаты, футбол, ЖКХ и конечно КИНО-о-у-о…» думаю продолжение знают многие!

    ответить

  • 3

    El_principe 29 июня 2016, 22:24 пожаловаться

    #

    ну от Соловьева и правда ничего хорошего ждать не приходится — он себя изжил)
    А «Монах и бес» только что посмотрел, достойное кино!
    Но думаю успеха у зрителя не возымеет.

    ответить

  • 3

    ГосПлан 30 июня 2016, 00:36 пожаловаться

    #

    Мэтры это те, что бюджет прожирают ежегодно, снимая пьяный бред?

    ответить

  • 5

    Миша-35 30 июня 2016, 00:50 пожаловаться

    #

    Простите за тупой вопрос, уважаемый режиссер: почему все-таки в кадре кроссовки, а не кеды, как заявлено названием? Не нашлось в реквизите? Если это какой-то сложный сюжетный ход с глубоким смыслом, искренне прошу прощения.
    А вообще в «Ке-дах», насколько можно судить по трейлеру, Соловьев верен себе, только в геометрической прогрессии. Нарезанные в трейлере эпизоды оставляют впечатление усложненной где-то в пять-шесть раз «Ассы». И тут не просто «сны мальчика Бананана» — главного героя, по-моему, еще и постарались сделать на него внешне похожим. В одной из сцен в профиль — вылитый Бананан, да и в других тоже. Тоже ищи глубокий смысл? Однозначную оценку картине, не посмотрев ее в целом и не прочитав рассказа, давать, конечно, тяжело, но что-то уж больно сложное Соловьев снял. В вычурных философско-метафорических изысканиях постановщика разобраться, судя по всему, будет ой как непросто. Честно скажу, не уверен, что вообще смогу это кино досмотреть до конца, не говоря уже о том, чтобы постигнуть его главные посылы.
    А вот «Монах и бес» посмотрю уже потому, что такой абсурдистско-церковной комедии в России точно еще не снимали и проект Николая Досталя в этом отношении вызывает любопытство. Не факт, что не буду разочарован, но внимание ленте уделю.

    ответить

  • 3

    Makaveli96 30 июня 2016, 08:11 пожаловаться

    #

    Мэтры живут в своем старом мире и ни черта не разбираются в современном, делая свои фильмы по правилам старой киношколы, но в 2016 году это уже никому не нужно и не интересно.

    ответить

  • 4

    bipolar 30 июня 2016, 10:07 пожаловаться

    #

    Автору спасибо за статью, но выводы необходимо делать уже после личностного просмотра

    ответить

  • 2

    audiovideofil 2 июля 2016, 18:01 пожаловаться

    #

    Какого просмотра?

    ответить

  • bipolar 2 июля 2016, 19:34 пожаловаться

    #

    Хороший вопрос, затрудняюсь ответить

    ответить

  • 3

    audiovideofil 2 июля 2016, 19:56 пожаловаться

    #

    Тогда так…

    КиноПоиск ознакомился с этими картинами
    Это личностный просмотр?

    ответить

  • bipolar 3 июля 2016, 12:04 пожаловаться

    #

    Чувак, я не понимаю что ты от меня хочешь, и в какую сторону ты клонишь

    ответить

  • 3

    audiovideofil 3 июля 2016, 14:41 пожаловаться

    #

    Проехали…

    ответить

  • 3

    Божия коровка 30 сентября 2016, 20:26 пожаловаться

    #

    Статья какая-то коньюктурная, написана с такой издевкой… Насчет «Ке-дов» ничего сказать не могу, а вот «Монах и бес» великолепный фильм. Обязательно куплю на диске.

    ответить

  • 1

    denisN 6 апреля 2017, 22:08 пожаловаться

    #

    бесам не понравились монахи-ожидаемо

    ответить

  • Среди той беспросветной пошлости, идиотии, тупости и халтуры, в которых погрязло российское кино, «Монах и бес» — луч света в темном царстве. Великолепный фильм.

    ответить

  • pupakin 23 сентября 2017, 15:26 пожаловаться

    #

    «Монах и Бес» первое нормальное отечественное не чернушное экзистенциальное и ли тупомордое бытовушное кино за такое громадное количество времени. Первое!
    Да не без огрехов в в сценари- разваливается на два куска, да спецэффекты детский сад. Но кино хорошее, хорошие диалоги и шутки, все растащат на афоризмы. Кино крайне приятное, отличные актерские работы, затрагивает такие думы, о которых давно уже в себе забыл. Кино притче-лубочное и такой формат оправдывает некоторые расстыковки.

    ответить

 
Добавить комментарий...