Как снять шедевр за 12 лет и заняться сексом с Киллианом Мёрфи

Обсудить0


Ровно год назад Линклейтер привозил в Берлин третью часть своей растянувшейся во времени истории отношений героев Жюли Дельпи и Итана Хоука. Ричарда здесь любят: за «Перед рассветом» он получил «Серебряного медведя» за режиссуру, а в прошлом году принимал почетный приз Berlinale Camera Award. Сейчас все идет к тому, что «Отрочество» будет награждено «Золотым медведем».

У шестилетнего Мейсона (Эллар Колтрейн) родители в разводе. Его вместе со старшей сестрой Самантой воспитывает мать Оливия (Патриция Аркетт), так и не получившая высшего образования из-за рождения детей. Отец, Мейсон-старший (Итан Хоук), иногда берет детей к себе на выходные, но Мейсон и Саманта лишний раз убеждаются, что папа их хоть и очень любящий, но совершенно несостоявшийся в жизни человек. Однажды мальчик задаст ему вопрос: «Пап, а у тебя работа-то есть?» Но вразумительного ответа так и не получит.

Мейсон любит вопросы. «А бывают в жизни настоящие чудеса?» Отец в ответ рассказывает про китов, но мальчик вздыхает: «Значит, эльфов не существует». — «Ну да, эльфов нет». Все диалоги из фильма Линклейтера хочется слушать снова и снова. Они простые, но между тем полны житейской мудрости, ни разу не граничащей с банальностью.

Фильм начинали снимать в июле 2002 года, поэтому на экране отчетливо видны признаки времени. Обычный пузатый телевизор меняется на плоский, геймбой — на Xbox, телефоны-раскладушки — на коммуникаторы, разговоры по телефону — на профили в Фейсбуке. Мейсон и Саманта растут, постигают мир и пытаются найти свое место в нем. Акцент режиссера на мальчике. Он главный герой, но интересна и судьба родителей Мейсона. Оливия постоянно находит себе проблемных мужчин, но раздолбай Мейсон-старший в итоге женится на правильной девушке из религиозной семьи.

В роли Саманты снималась дочь режиссера Лорелея Линклейтер. Она с детства мечтала быть актрисой, но признается, что работа в отцовском проекте оказалась сложной. «Я даже просила его убить мою героиню!» — рассказала Лорелея на пресс-конференции.

«Отрочество» — сама жизнь в компактной, несмотря на 167 минут хронометража, форме. Она проносится у зрителя перед глазами, не пытаясь рассказать, сколько лет прошло и в каком году живут герои. За это отвечает музыка. Если в начале фильма Саманта поет «Oops, I Did It Again» Бритни Спирс, то к финалу слышны аккорды «Get Lucky», прошлогоднего хита Daft Punk. Вообще интересно наблюдать, как менялась поп-культура и какие события происходили, пока рос Мейсон. То он с сестрой стоит в очереди за книгой «Гарри Поттер и принц-полукровка», то рассказывает, как подбирал соседа по колледжу через интернет. Дыхание первых лет XXI века еще ни разу не было схвачено в кино настолько тонко и четко.


Скатываться в банальность Линклейтеру не дает ряд принятых им решений. «Я намеренно не показывал его первый поцелуй, потерю девственности. Это совсем другое кино. Здесь был важен переход между сегментами, и на это у меня ушло много времени». Для сохранения целостности восприятия Линклейтер снимал на пленку.

«Я продумал структуру фильма, но каждый год мы отдельно продумывали каждый сегмент, — рассказывает режиссер. — Снимали не ежегодно. Иногда были перерывы по 18 месяцев». Но что делали актеры между съемками? Давал ли Ричард какие-то инструкции своим героям? «Да не особо. Правда, Эллар иногда мне звонил, когда собирался подстричься. Например, узнавал, можно ли. Кстати, я никому не показывал отснятый материал». «И за это я тебе сильно благодарен», — басит Колтрейн с другого конца стола во время пресс-конференции. — А то было бы очень неловко». Патрициа Аркетт смеется: «Вам-то что! Вы взрослели, а мы с Итаном старели!»

Найти исполнителя главной роли было трудно. «Я не мог никого заставить работать в кино несколько лет по контракту, — поясняет режиссер. — Тем более ребенка. Но у Эллара очень клевые родители, которые позволили нам снимать его». Родители молодого актера смотрели пресс-конференцию, стоя на улице возле Sony-центра, где шла трансляция. Колтрейн признался, что съемки в фильме Линклейтера позволили ему пересмотреть отношения со своими родственниками.

Отсняв материал, Линклейтер возвращался к своим текущим проектам, параллельно монтируя «Отрочество». «У меня было 12 лет на монтаж фильма. Больше мне никто такой роскоши не позволит», — смеется режиссер. На вопрос о том, возможен ли сиквел, Ричард весело предполагает: «Ну а почему нет? Пусть кто-нибудь возьмет и продолжит эту историю. Удачи вам, ребята, в поисках денег!»

Все же Линклейтеру очень повезло с актером. Шестилетний Эллар — очаровательный ребенок с широко распахнутыми глазами, который превращается в гадкого утенка, а к финалу в кадре уже симпатичный 18-летний юноша. «Мда, если бы Эллар раскачался и стал каким-нибудь рестлером-здоровяком, нам бы пришлось рассказывать совсем другую историю», — говорит режиссер.


Конкурс Берлинале-2014 не блещет шедеврами в этом году, но появись «Отрочество», скажем, в Канне-2013, жюри пришлось бы помучиться, выбирая между «Жизнью Адель» и жизнью Мейсона. Картина Линклейтера еще проявит себя в наградном сезоне. Запомните ее.

Еще одна любимица Берлинского фестиваля появилась на днях со своей конкурсной работой. Клаудия Льоса впервые посетила Берлин с драмой «Молоко скорби». Тогда молодую постановщицу — Клаудии было 32 года — жюри во главе с Тильдой Суинтон наградило «Золотым медведем», а чуть позже «Молоко скорби» боролось за «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Немудрено, что для своей новой полнометражной картины, уже англоязычной, Льоса смогла привлечь известных и занятых актеров в лице Дженнифер Коннелли, Киллиана Мёрфи и Мелани Лоран.

«В воздухе» начинается с натуралистичной сцены рождения поросенка. Нана (Дженнифер Коннелли) работает по ночам на ферме, а утром мчится домой к двум сыновьям, Ивану и Галли, за которыми следит дедушка. Иван помешан на соколах, а Галли серьезно болен, и Нана везет мальчишек за тридевять земель к целителю — странному Архитектору (Уильям Шимелл), мастерящему из тонких веточек чудодейственные храмы. Отчаявшиеся родители больных детей едут к нему, но кто получит возможность исцеления, решает жребий.

Галли не повезло, и белый камешек достался другому ребенку, слабовидящему Тимоти. Однако поездка к Архитектору не прошла зря. Нана узнала, что и сама обладает чудесными способностями. Спустя 20 лет журналистка (Мелани Лоран) ищет встречи с Наной. Она разыскивает Ивана (Киллиан Мёрфи), который по-прежнему занимается соколами, живет с прекрасной женой (Уна Чаплин из «Игры престолов») и сыном. Он не видел свою мать с тех самых пор, как она покинула семью, чтобы лечить людей на краю света. Иван зол на Нану, однако отправляется вместе с журналисткой в путешествие за полярный круг, а перед зрителями разворачивается трагическая история семьи. Сможет ли Иван простить свою мать?

Большую часть «В воздухе» снимали в Виннипеге, Канада.

«В воздухе» действительно полон воздуха — морозного, колючего пространства непонимания, отстранения. Нана отказывается от собственной семьи, Иван закрывается от остального мира, журналистка ставит всю свою жизнь на карту в поисках целительницы. Финал этой притчи о чувстве вины и прощении объединит всех троих, чтобы освободить их от груза страхов и обид. Критики называют англоязычный дебют Льосы претенциозным, однако на фоне большинства конкурсных фильмов Берлинале это, как и картина Линклейтера, редкий представитель действительно авторского кино, так что претенциозность легко оправдывается режиссерским взглядом. Как и «Отрочеству», «В воздухе» громко аплодировали после пресс-показа, что в Берлине редкость.

На пресс-конференции после показа появились все звезды фильма. Мелани Лоран вспоминала, как снималась на третьем месяце беременности. «В первый же день съемок у нас с Киллианом была сцена секса в машине. Типа: „Привет!“ — „Привет!“ — „Пойдем и займемся сексом“. Помню, было ужасно неудобно, ведь мне из-за беременности было вечно жарко, а Киллиан постоянно замерзал», — заливисто хохотала Лоран. Дженнифер Коннелли тоже приехала в Берлин и отважно раздавала автографы поклонникам на улице, будучи без пальто и в открытых босоножках.

«Мне кажется, кинематографисты ответственны за постановку вопросов и не всегда обязаны давать на них ответы, — говорит сама Клаудия Льоса, в которую актеры, по их словам, буквально влюбились. — Мы сейчас живем в такое время, что люди разучились верить и доверять. Акт прощения уже сам по себе становится чудом в этом мире. Прощать сложно. Мне кажется, фильм об этом».

Итак, Берлинале-2014 получило лидера конкурсной программы как минимум среди прессы и зрителей. Редкое единодушие проявляется в связи с «Отрочеством». Но кому отдаст «Золотого медведя» жюри во главе с продюсером Джеймсом Шамусом, мы узнаем в субботу вечером.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

14 сентября 20231
31 мая 20218

Главное сегодня

24 апреля24
Вчера4
Вчера1
Вчера3
Вчера8
Вчера0
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

в своё время неизгладимое впечатление оставило 'Молоко скорби' Льосы, увиденное совершенно случайно, да ещё в кинотеатре. После этой статьи прямо-таки ощутила приятное посасывание под ложечкой) жду с нетерпением её новую работу.

1