«Дворец» Романа Поланского: возмутительная комедия, застрявшая в 1999-м

Обсудить0

В российский прокат вышел «Дворец», где Роман Полански и его давний соавтор Ежи Сколимовский («Иа») снова объединились, чтобы разыграть серию похабных анекдотов (в ролях — эскадрилья великих «сбитых летчиков»). Станислав Зельвенский разбирается, факап ли эта вызывающе легковесная и кринжовая картина или просто прощальный «фак» Поланского современному кинематографу.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

31 декабря 1999 года в роскошном отеле в Швейцарских Альпах готовятся к встрече нового тысячелетия. Вкрадчивый, но решительный менеджер (Оливер Мазуччи) носится по этажам, пытаясь потушить ежеминутно вспыхивающие пожары. Среди гостей — эксцентричный финансист, порноактер на пенсии, французская аристократка с собачкой, пластический хирург, пожилой английский миллионер с юной женой, шумная компания русских с чемоданами долларов, скромная семья из Чехии и другие. Кому-то не досталось номера, у кого-то возникли срочные личные проблемы, кто-то и вовсе не доживет до утра.

Чуть больше шестидесяти лет назад студенты киношколы в Лодзи Ежи Сколимовский и Роман Полански за несколько дней сочинили сценарий фильма «Нож в воде», который запустил режиссерскую карьеру последнего, одну из самых извилистых, но и блестящих в истории кино. Сейчас, когда одному из них 85, а второму — 90, а любая работа автоматически рассматривается как вероятное творческое завещание, два великих поляка снова написали совместный сценарий. И неизбежно сознавая символический вес этого жеста, поступили единственно, наверное, возможным для себя образом — сделали фильм максимально, демонстративно невесомым.

Полански всегда был известен среди друзей как мастер анекдота — длинного, обычно разыгранного в лицах, как правило, похабного. «Дворец» — это именно оно, похабный анекдот. Вульгарная шутка. Показанный на прощание заинтересованной общественности средний палец.

Пестрый актерский состав по большей части состоит из людей, которым либо давно наплевать на свои репутации в условно приличных кругах (Микки Рурк, Джон Клиз, Фанни Ардан), либо репутаций на Западе у них просто нет и беспокоиться не о чем; к таким относится, скажем, наш соотечественник Александр Петров. У Петрова роль, как и у всех тут, небольшая, но не совсем эпизодическая. В окружении телохранителей и моделей он веселится, обстряпывает темные дела с российским послом, а также смотрит российское телевидение: Полански не поленился показать фрагменты из обоих новогодних обращений 1999 года, прощального ельцинского и оптимистичного путинского, благо оба обладают сегодня мощным трагикомическим потенциалом.

Фанни Ардан

Микки Рурк играет, как ни странно, не экс-порноактера (эта роль ушла еще одному «проблемному» дружку режиссера — Луке Барбарески), а финансиста, который рассчитывает сказочно разбогатеть на Y2K. Пока он спаивает лепрекона-бухгалтера, за ним ходит незнакомый доселе чех (в сопровождении жены и дочерей-близняшек) с криком «папа!». Рурк со своим париком и загаром (оба откомментированы в фильме) выглядит смешно, но довольно дисциплинированно.

Роль Фанни Ардан, «маркизы», выстроена вокруг чихуахуа, который отказывается гадить на заснеженной улице и делает это прямо на одеяло (обстоятельная линия, растянутая на добрый десяток эпизодов), а также вокруг молодого водопроводчика, которого она намеревается соблазнить.

Джон Клиз, любвеобильный миллионер, дарит молодой жене живого пингвина и участвует в возмутительном эпизоде в духе фильма «Клерки». За пластическим хирургом (португалец Жоакин де Алмейда) охотятся дамы, похожие на маму из «Бразилии». Жена российского посла, выпив водки, падает лицом в черную икру. Опьяневший бухгалтер заказывает моделям Наташе и Зойке шампанское 1938 года. Кто-то мочится. Кого-то тошнит. Полански не стесняется шуточных отсылок к собственному наследию («Что это был за фильм, где герой ходит с пластырем на лице?..»), хотя происходящее на экране больше напоминает апокалиптическую новогоднюю вечеринку на корабле в финале «Горькой луны».

Микки Рурк

То, что фильм, написанный то ли как итальянская комедия из 1960-х, то ли как российская из 1990-х, поставлен Поланским с его обычной первоклассной, заваленной всевозможными наградами командой (оператором Павлом Эдельманом, композитором Александром Деспла, монтажером Эрве де Люзом и так далее), дополнительно умножает сюрреализм этого безумного, неловкого и не очень-то, прямо скажем, смешного мероприятия. «Дворец» даже трудно назвать сатирой: в отличие от какого-нибудь «Треугольника печали», авторы, в сущности, и не стремятся никого высмеять. С кем Поланскому и Сколимовскому сейчас сводить счеты — с русскими бандитами из 1990-х? С богатыми дураками? Со стариками, женатыми на молодых (притом что жены обоих сосценаристов младше их на тридцать с чем-то лет)? Конечно, нет. Это акт чистейшего хулиганства, своего рода бескомпромиссный польский перформанс. Не высокомерный приговор цивилизации, а принципиальный отказ от так называемого цивилизованного разговора.

Впервые этот материал был опубликован 3 сентября 2023 года.

На что они готовы пойти, чтобы завладеть семейным бизнесом? Сериал с Юлией Снигирь в духе «Наследников»
В главных ролях:Алексей Гуськов, Юлия Снигирь, Игорь Гордин, Ростислав Бершауэр, Наталия Вдовина, Павел Попов, Ангелина Пахомова
Режиссер:Илья Ермолов
Смотрите по подписке

Смотрите также

9 апреля146
29 февраля18
27 февраля30
14 февраля7

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня0
Сегодня6
Вчера2
Вчера3
26 апреля2
Вчера4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации