всё о любом фильме:

Бразилия

Brazil
год
страна
слоган«Suspicion breeds confidence»
режиссерТерри Гиллиам
сценарийТерри Гиллиам, Том Стоппард, Чарльз МакКоуэн
продюсерАрнон Милчен, Патрик Кассаветти
операторРоджер Прэтт
композиторМайкл Кэмен
художникНорман Гарвуд, Джон Бирд, Кит Пэйн, ...
монтажДжулиан Дойл
жанр фантастика, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.68 млн,    Франция  1.02 млн,    Испания  263.4 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время138 мин. / 02:18
Номинации:
Сэм Лаури вполне доволен своей жизнью, он предпочитает работу мелкого клерка и согласен мириться с необустроенным собственным бытом вопреки воле матери, входящей в элиту системы. Но внезапно он встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить её, он решается сменить работу.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
45 + 1 = 46
8.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Сцена битвы с самураем, обвешанным электродеталями, пародирует сновидческое сражение Люка Скайуокера со своим отцом в пятом эпизоде и одновременно символизирует любовь Гиллиама к фильмам Акиры Куросавы.
    • Арнон Милчэн рекомендовал на одну из ролей в фильме Роберта Де Ниро.
    • Год создания фильма — 1984 — совпадает с названием известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла. Первоначально фильм должен был называться «1984 ½» и музыкальной темой должна была быть песня Malia Elena, однако в середине съёмок режиссёр изменил тему и название, как более подходящую содержанию. Кроме того, офис министра информации в фильме располагается на 84 этаже здания.
    • В фильме спародирован знаменитый эпизод из картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин»».
    • С этим фильмом Терри Гиллиам объездил 80 стран и в каждой ему говорили одну и ту же фразу: «Знаете, а в вашем фильме есть частичка и нашей страны».
    • В 2004 году фильм «Бразилия» был включён журналом Total Film в двадцатку величайших английских фильмов всех времён. В 2005 году кинообозреватели журнала Time Ричард Корлиш (Richard Corliss) и Ричард Шикель (Richard Schickel) назвали «Бразилию» в числе 100 лучших фильмов всех времён. В 2006 году «Channel 4» незадолго до показа по «BBC Four» признал «Бразилию» одним из «50 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть».
    • Лейтмотивом фильма является песня 1939 года «Aquarela do Brazil» Эри Барросо, исполняемая в различных вариациях — от возвышенных и воодушевляющих до угрожающе зловещих.
    • На роль, которую получила Ким Грайст проходили кастинг такие актрисы, как Келли МакГиллис, Эллен Баркин, Кэтлин Тёрнер, Джейми Ли Кёртис.
    • Терри Гиллиам сожалел по окончании съемок о том, что отклонил кандидатуру Эллен Баркин на главную женскую роль.
    • В сценах снов Сэма Лаури использованы виды неба, созданные для «Бесконечной истории» Вольфганга Петерсена, но не вошедшие в нее.
    • еще 7 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Наиболее амбициозный проект талантливого художника, аниматора, режиссёра и комического актёра Терри Гиллиама, который, расставшись с абсурдно-юмористической британской группой «Монти Пайтон» (из её состава участвует в «Бразилии» только Майкл Пейлин), дал полную волю своей неиссякаемой фантазии. Вдобавок ко всему в этом фильме, грандиозном по декорациям и размаху съёмок, он ещё сильнее подчеркнул манеру острой социальной сатиры, опробованную в несколько сказочной форме в «Джэбберуоки». И явно намекнул не только на знаменитый пророческий роман «1984» Джорджа Оруэлла (тем более что работа над лентой шла в том же 1984-м!), но и на традиции кафкианского, уже мрачно-абсурдного стиля. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 7857 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Бразилия» может показаться многим зрителям достаточно странной, картину Терри Гиллиама понимают немногие, да и вообще она выделяется среди фильмов подобного жанра. Скорее всего, это психологическая фантастика, насыщенная очень сильным юмором и превосходными спецэффектами.

    По сюжету действие фильма разворачивается как бы в будущем, но… Мир «Бразилии» полон ненормальных людей и сумасшедших технологий, будущее для нас, современных людей, кажется плодом больного воображения. Мне, лично, сложно представить, как это смотрели зрители 80-ых. Конечно, они не знали про будущие чётких плазменных телевизоров, «чудес» пластической хирургии, разумной роботехнике или нанотехнолониях, им казалось, что происходящее на экране будет и в реальности. Но режиссёр Терри Гиллиам скорее всего не показывает нам, как будет выглядеть мир совершенных технологий, а иронизирует его. Всё, что мы видим в этой картине, даёт понять, на что только не идут люди, чтобы опередить друг друга в революционных технологиях. Следящие за гражданами роботы, увеличительные стекла для компьютеров в качестве чёткости изображения, пластические хирурги, чуть ли не каждую неделю обновляющие лицо одному и тому же пациенту. Мир сошёл с ума, скажете вы. Только к этому и катиться человечество.

    Но это только фон, на котором происходят главные события, дающие ещё больше хлеба для ума. Главный герой в исполнении очень хорошего актёра Джонатана Прайса  — обычный клерк, с некоторыми преимущественными способностями. Он живёт в мечтах, которые пытается исполнить слишком глупыми, не всегда эффективными и, если посмотреть со стороны, просто необдуманными способами. Ему сниться девушка, в которую влюбляется, когда встречает её наяву. Но каждый раз, когда он пытается до неё добраться, ему всё-время что-то или кто-то мешает. Такие совпадения не случайны. В финале мы понимаем, что герой просто псих, который натворил много ужасных поступков, но уже не может их исправить. Потому что живёт в совсем другой, альтернативной реальности, которую создал сам герой у себя в голове. По началу ему просто снился этот мир, а потом он овладел разумом героя. Это устрашает и даже настораживает.

    9 из 10

    «Бразилия» — это отличная картина, прекрасно пропитанная иронией, высмеивающей достижения человечества, и очень красивой метафорой, преукрашенной по-настоящему завораживающими и правдоподобными спецэффектами. Мир людей полон сумасшедших изобретений, на которые человек и полагается, совершая ошибки. Мир людей полон иллюзий, которые овладевают разумом и обманывают его. Мир людей строится на мечтах, которые не всегда исполняются, и мы этого даже не замечаем. Человечество сошло с ума, и в картине Терри Гиллиама это прекрасно показано.

    21 октября 2010 | 12:50

    Большая история про маленького человека, существующего в антиутопичном мире технологий.

    Сэм Лаури- это классический персонаж, взятый со страниц Гоголя или Достоевского, который хочет изменить черствый, странный, желчный мир исключительно с помощью своих героических фантазий. При этом мы видим в нем единственного адекватного человека. Все остальные герои- гротескны, гиперболизированны, что свойтвенно этому миру. Они зацикленны исключительно на себе и своих проблемах, придумывают себе самые глупейшие цели и стараются их достигнуть.

    Но даже в этом гниющем обществе есть место самому великому чувству- любовь, которое заставляет героя идти на хоть какие-то поступки. Любовь — это некий толчок для Сэма, чтобы он наконец перестал быть тем ничтожеством, что он представляет из себя. Стать настоящим рыцарем для своей возлюбленной, для всего мира в целом.

    Если вы смотрели фильм Ричарда Айоади «Двойник» 2013 года, где главную роль играет Джесси Айзенберг, то можно заметить, что оба героя схожи. Такой же неуверенный в себе клерк в костюме и с чемоданчиком в руке. Он существует в такой же обстановке: серый, монотонный офис, где за станками сидят такие же как он, друг за другом, как шахматы. Он делает ту же работу: печатает цифру за цифрой, в его голове исключительно номера. Он так же влюблен в некую прекрасную даму, которая по его мнению ему недоступна. Он так же мечтает, представляя у себя в голове все самое прекрасное и невероятное, что может только с ним произойти. Но в них есть и различия. Какие? Посмотрите оба фильма. (они оба хороши)

    Борьба с системой- основная идея картины. Кажется, что ты смотришь какую то экраницазию очередной антиутопии Оруэлла или Хаксли. Гиллиам в «Бразилии» продумал каждую мелочь, словно писатель, создающий свой собственный мир. И в этом нельзя усомниться. Действительно, созданное режиссером червивое яблоко визуально сильно отличается от нашего с вами. Однако, нельзя не заметить, что все человеческие черты, которые заложил Гиллиам в каждого из героев, свойственны и нашему обществу, иногда, и нам самим. Во всей фантасмагории мы видим абсолютно знакомые нам черты характера: эгоизм, безразличие, равнодушие, желание выгоды и другие человеческие пороки, которые мы так в себе яро отрицаем.

    Несмотря на своеобразную стилистику всех фильмов Гиллиама (такой хаотичный и кислотный мир понравится не каждому, не все поймут), режиссер показывает самые человеческие чувства и, главное, доказывает их первостепенную важность в жизни любого общества.

    5 октября 2014 | 13:24

    Предположу, что мир, который нам дают увидеть в данном фильме — не что иное, как проекция мира, который мог бы получиться в случае слияния гитлеровской Германии и СССР на равных основаниях. Как же этот фильм захватывает! Он одновременно вводит в депрессию и поднимает у вас уровень счастья за счёт того, что вы не живёте в том мире.

    Временами секунды тянутся медленно, но этот недостаток компенсирует концовка фильма. Динамично-фантастическая и в какой-то мере трогательная. Мне в память не приходит ни один фильм, который смог бы поднять из глубин сознания столько чувств, не затягивая при этом в сам сюжет.

    31 мая 2008 | 20:23

    О «Бразилии» я узнал из передачи Большая Рыба с Юрием Грымовым. Он очень рекомендовал к просмотру этот фильм и всячески его расхваливал. Мне стало интересно, что же это за кино, и я решил посмотреть.

    Первое, что привлекло мое внимание с началом просмотра это необычные декорации: мрачные, грязные улицы и помещения, набитые всевозможными трубопроводами, шлангами… Все это создавало депрессивную, но притягательную атмосферу.

    Мир «Бразилии» является кривозеркальным отражением мира нашего. В своем творении Гиллиам гипертрофирует недостатки нашего общества, доводя их до полного абсурда. Здесь затронута и сфера обслуживания, пластическая хирургия, реклама, бюрократия. В фильме большое количество рекламок, лозунгов и прочих не слишком заметных отсылок к нашей реальности.

    Бюрократический аппарат погряз в бумагах. Кругом бланки, штампы, формы. Но в системе происходит сбой, что приводит к серьезным последствиям. Главный герой, погрязший в системе, осознает всю неправильность мира, и выступает против нее.

    «Бразилия» длится два часа и в некоторых моментах бывает довольно нудной, но несмотря на это смотреть интересно и не скучно.

    Вердикт: это потрясающая картина. Хорошая актерская игра, атмосфера, сюжет, сама идея фильма производят неизгладимое впечатление. Кино, повествующее о мире, общественных проблемах и попытке создать идеальное общество.

    Настоятельно рекомендую к просмотру.

    6 марта 2011 | 21:22

    В своё время этот фильм режиссёра Терри Гиллиама наделал большого шуму: его антиутопия «Бразилия» (ничего общего со страной Южноамериканского континента название фильма не имеет, кому интересно, что же значит здесь «Бразилия», то советую покопаться в истории создания картины) стала олицетворением жанра, ею восхищались все критики, зритель был повергнут в шок неординарностью и депрессией, зрителя словно загоняли в глухой угол, потому что ни о каком хэппи-энде никто и не предполагал, настолько всё было мрачным и сковывающим.

    Терри Гиллиам и сценаристы Том Стоппард с Чарльзом МакКиуном создали феноменальное действо из откровенных насмешек над бюрократическими системами. Нам предложили посмотреть альтернативную историю того, как мы можем жить в будущем. Там не будут роботы помогать нам во всём и вся, не будет атаки компьютерного мозга, не будет героических героев, спасающих мир; «Бразилия» — это мир, где над каждым человеком висит куча бумажек, которые надо заполнить, а если сделаешь это неверно, то эта же система тебя же и поглотит со своей кучей формуляров, правок и уведомлений.

    Каким-то образом Гиллиам ещё и намекнёт на ужас социалистического строя, но тогда он проигрывает в знании строя, но всё же, откидывая эту мысль, «Бразилия» выступает как всеобщий манифест против засилья чиновничьей власти. Посмотрев данный фильм, нельзя отделаться от воспоминаний от сцен, где банальные механические устройства доставляют почту, делают яичницу или пододвигают стул. Это не то, как мы могли себе представить светлое будущее, это что-то серое, сжатое, невзрачное и отталкивающее.

    Галлиам верно поступил, убрав из фильма все радужные цвета, они появляются лишь тогда, когда главный герой летает во сне, как нечто такое, что даёт крохи надежды на пресловутое светлое будущее. Гиллиам мало наделяет героев своим собственным разумом, все пользуются тем, что им даёт система. Как пример: мама главного героя и её подруга помешены на пластических операциях (кстати, любителям неестественной красоты, не надо ли вам глянуть эту картину?), не видя иного смысла в существовании. Страх перед системой и отсутствие собственного мышления — это мечта любой тоталитарной системы. И даже данные моменты были прекрасно отсняты оператором ленты Роджером Прэттом, его заслуги в постановке в фильме нельзя не рассмотреть, великолепно проделанная работа.

    Главную роль в фильме сыграл Джонатан Прайс. Этот актёр не был знаменитым ни до выхода «Бразилии», не стал им и после её премьеры, но я отдам должное при выборе этого актёра — он чуть медлительный, очень добрый и мягкий, но что-то подсказывало, что внутри у него существует стержень и огонёк, который может вспыхнуть пламенем. Встреча с героем Роберта Де Ниро как раз этот огонёк и распалит, а потом ещё и встреча с героиней его снов — Ким Грейст — создаст огромный костёр. Кстати, о Роберте Де Ниро. Его герой имеет сильную сторону — он повлияет на развитие всей истории и героя Прайса изменит на корню, но, на самом-то деле, сцен у него будет не так уж и много. Но вообще небольшие роли у нескольких актёров (например, Кэтрин Хелмонд и Боб Хоскинс) имеют огромное влияние для того, что понять весь дух фильма. А ещё в плюсы фильма можно занести то, что так или иначе ставишь себя на место его героев, отчего отвращение к системе возрастает в разы.

    «Бразилия» — это значимое событие в мире кинематографа. Это не блокбастер, но его влияние на развитие нельзя недооценить. Смотришь — и пугаешься, так не хочется такого будущего и чтобы Гиллиам стал предсказателем. Безусловно, кино, которое надо посмотреть.

    9 из 10

    P.S.: Через некоторое время Терри гиллиам вновь вернётся с новой антиутопией «12 обезьян» и опять же не хочется, чтобы он стал предсказателем, но его фильмы — это серьёзное кино, которое заставляет думать.

    7 июля 2013 | 17:08

    Конечно, когда Терри Гиллиам ездил со своим фильмом по всему миру, люди во многих странных были поражены сходством увиденного и их повседневности, и это естественно для такой тематики. Странно, что в 85 году, когда фильм вышел во всем мире, его показали и на одном фестивале в Москве. Может быть это и надумано, но мне кажется, что нашлось какое-то количество чиновников, которые могли бы изменить судьбу этих нескольких показов, но просто не увидели за близкой скорее к правым каким- то движениям эстетикой едкой и, на мой взгляд, очень талантливой, сатиры на Советский Союз. На самом деле, троечники.

    Упомянутая стилистика фильма поражает воображение. Гиллиам долгое время работал в очень популярной на британском телевидении группе Мойти Пайтон — они делали скэтч-шоу и сняли несколько фильмов, до сих пор считающихся авангардными для английского юмора. Он попал туда как художник и делал вначале маленькие мультипликационные вставки в середине каждого выпуска, и, став режиссером, попал в один ряд с такими визионерами настоящего как Дэвид Линч или Вонг Кар Вай. Собственно, этот статус он получил, наверное, именно после этого фильма (а еще были «12 обезьян», «Барон Мюнхгаузен» и, конечно, «Страх и отвращение в Лас-Вегасе»). Оттягивается Гиллиам в первую очередь в той части фильма, которая соответствует снам главного героя, под конец пролезшим и в реальность, но и другая сделана с большим вкусом. Это такое будущее с точки зрения человека из середины сороковых или даже тридцатых со всеми этими бесчисленными трубами, строго технологическими решениями в стиле «Популярной механики» и смешением викторианского и футуристического — вы это сможете увидеть разве что в «Метрополисе» — и это не случайно. В визуальном решении фильма режиссер ориентировался на самое близкое к фильму литературное произведение — «1984» Джорджа Оруэлла (в принципе, в фильме кое-что заимствовано и из «О дивный новый мир», и из «451 градус по Фаренгейту», а к экранизации последнего режиссером Франсуа Трюфо можно найти отсылки).

    Забавно, что «Бразилия» вышла в 1985 году, и ее рабочим названием было «1984 1/2», одновременно намекающее и на Оруэлла, и на Феллини (из «8 1/2» взята, в некотором смысле, вторая часть фильма). Получается взгляд в будущее из мира прошлого, легко находящий и изобличающий сходные черты сразу и фашизма, и коммунизма, и американского маккартизма (вполне в духе Оруэлла), и даже новой, послевоенной европейской религии — бюрократии. Здесь система подчиняет человека и ни во что не ставит его индивидуальность, все люди носят одинаковую одежду и следуют идиотской казуистике, а ценность информации давно превысила ценность искусства. Здесь самые важные организации — министерство регистрации, где работает герой вначале фильма, и уже упомянутое министерство сбора информации (оба их здания внешне выглядят очень правильно — в стиле 30-х годов — времени потерянного поколения и, соответственно, формирования самых страшных идеологий). Они ничего не создают, а вся страна живет либо в огромных небоскребах, либо в маленьких, одинаковых вагончиках, которые развозит на своем грузовике возлюбленная героя. Однако «Бразилию» отличает от трех естественных литературных источников то, что, по сути, мир в фильме не тоталитарен. То есть здесь действительно существует диктат системы, и люди, выступающие от ее лица, неограниченны в правах (хотя стоит им уйти с рабочего места, и они становятся так же беззащитны, как и все остальные). Но система не обладает харизмой. Система не может увлечь за собой. Система в данном случае совершенно беспристрастна и одинаково некомпетентна по отношению ко всем.

    Одна из особенностей фильма в том, что в нем не показано давления диктатуры политического режима и нет обычной в таких произведениях серой массы людей, не понимающих ценности индивидуальности. Все действующие герои — обычные люди. Они изображены комично и, конечно, гротескно, они становящиеся озлобленнее и циничнее по ходу повествования, но, в общем-то, это нормальные люди. Вот главный герой — вполне положительный персонаж. В отличие от своего «приятного во всех отношениях» приятеля, он не карьерист, он даже вроде рефлексирует и вообще романтик в душе, хотя про него и говорят с укором, что у него нет желаний, амбиций и чаяний. Вроде бы он уже взрослый человек с вполне сформировавшимися взглядами на жизнь. Когда он помогает сбежать девушке, в которую влюблен, он оправдывается перед Джил — я всего первый день на работе — и в ответ слышит недобрый смех.

    Получается, что его наивность — это сознательная жизненная позиция, суть которой — не обращать внимания на то, что происходит вокруг, и надеяться на то, что все будет хорошо и без него, не отвечать ни за что, по своему желанию нарушать правила или быть верным им — по сути, очень циничная позиция. То, что нам не показывают конкретных людей, находящихся на самом верху (даже большой начальник из все того же министерства, друг покойного отца Сэма Лаури, всего лишь заместитель министра, а существует ли сам министр — кто знает) оказывается очень важным. Жителей этого мира никто не принуждает. Они сами давно отказались от свободы. Они не ценят красоту — и уродливые трубы заполнили все их пространство в угоду функциональности. Им не важно, чем они занимаются на работе, они честно приходят каждый день в одно и то же время и честно стараются поменьше сделать и побольше времени оставить на просмотр «Касабланки». Все в их жизни стало рутиной, и даже постоянные взрывы (то ли совершенные террористами, то ли вызванные неисправностями труб) уже стали обыденностью, их стараются не замечать за обедом в дорогом ресторане и отгораживаться от них ширмой. Они бюрократизировали и исказили само общение между собой (и не надо это путать с толерантностью). Они легко отказались от ценности и бремени гражданского общества (и получается «Бразилия» ровно о том же, о чем и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», снятый по роману Хантера С. Томпсона). Теперь их протест заключается в том, что они соглашаются выполнять возложенные на них системой обязанности, но делают это спустя рукава. Либо уединяются в кабине грузовика, получая свободу в обмен на одиночество. Собственно, одиноки они все.

    «Бразилия» — это «Оруэлл, переписанный Хармсом», и (если абстрагироваться от визуальный составляющей, которая так объемна, что ее тяжело переварить) очень смешной фильм. Над этой стороной сценария работал Том Стоппард (автор вариации «Гамлета» «Розенранц и Гильденстерн мертвы»). Видимо он же внес что-то кафкианское в сюжет, одновременно смешное и страшное. Вторая же сторона напоминает об Уильяме Берроузе и фактически созвучна финалу книги «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи.

    16 декабря 2013 | 17:04

    Полет фантазии Терри Гиллиама, который оставил свой след в кинематографе, как создатель абсурда, имеет место быть и в его картине «Бразилия», которая является упрощённой версией классической антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». В «Бразилии», Терри Гиллиам представляет футуристический мир, в котором правительство погрязло в бесконечных войнах, мир, где гражданские свободы уничтожаются во имя безопасности, мир, где пытки становятся официальной государственной политикой, наконец мир об иллюзорности внутренних свобод человека.

    «Бразилия» — это скорее фильм об атмосфере царящей в обществе, о состоянии души, нежели об истории. Некое метафорическое путешествие в систему разрушения личности, в тёмный мир страха и изоляции. Мрачная футуристическо-сюрреалистическая драма-фантазия, которая является предупреждением против крайностей безудержного правительства, дегуманизации личности, одновременно является и великолепным фильмом, полным беспрецедентных визуальных находок.

    15 июня 2011 | 15:10

    «Бразилия» — это как любезный ответ антиутопии Оруэлла (съемки картины начались как раз в 1984 году) с легким приветом Францу Кафке. Тоталитарный режим и абсурд бюрократической машины. В центре картины — одна из шестеренок системы, попытавшаяся что-то поменять. Насколько успешно — увидите сами.

    Отойдя от студии «Монти Пайтон» со съемками абсурдных черных комедий, Терри Гиллиам пустился в свободное плавание, но, как видно, в стилистическом отношении далеко не уплыл. Плотное сотрудничество с безумным сообществом английских пересмешников сформировало его творческое видение, подчерк, любовь к абсурду, фарсу и китчу, но все же постановки Гиллиама получаются несколько злее и гротескно-мрачнее, нежели монтипайтоновские поделки. Он нащупал тонкую грань между комедией и трагедией, постоянно качаясь из стороны в сторону, издеваясь над восприятием зрителя, который иной раз и не знает, что ему делать — плакать или смеяться.

    Жанр социальной антиутопии, к которому Гиллиам обратился на этот раз, по умолчанию позволяет вовсю размахнуться своими излюбленными приемами. Однако на этот раз не обошлось без перебора. Пытаясь напичкать картину как можно большим количеством ярких зарисовок абсурдной Системы, англичанин слишком расщедрился дарами своей неуемной фантазии, забыв о повествовательной канве, которая двигалась достаточно вяло и невнятно, то и дело буксуя на одном месте. Однако финал удалось сделать логичным и достаточно ловким, что не привело к тому разочарованию, которое ощущалось уже с первой половины ленты.

    3 февраля 2012 | 12:08

    Со времен принятия постулатов теории авторского кинематографа, впервые озвученной Трюффо сотоварищи в небезызвестном «Кайе дю синема» в середине пятидесятых прошлого века, не появлялось, пожалуй, режиссера более одержимого, непримиримого, самобытного и уникального в своих стилистических решениях, чем Терри Гиллиам. Ван Гог от кино, Гиллиам из тех творцов, о чьих произведениях никогда не говорят просто «фильм». Их ждут, смотрят и пересматривают строго в контексте лингвистической конструкции «фильм Гиллиама».

    Итак, «Бразилия» Терри Гиллиама. Впечатляюще декорированная антиутопия, фаршированная необычайно едкой социальной сатирой. Один из лучших жанровых образцов и, возможно, вершина творчества гуру кинорежиссуры.

    Согласно походящему на эфемерный идеал начинающего сценариста сюжету, Сэм Лаури (индифферентный Прайс) где-то в не столь отдаленном будущем обременяет себя бесперспективной авантюрой из категории «человек против системы». Среди контактов Сэма начальник с руководящей фамилией Курцманн (педантичный Холм), эксцентричная, имеющая хорошие связи и плохого косметолога (Броудбент) матушка (Хелмонд), а также давний приятель (экс-монтипайтоновец Пэлин), спец по работе с людьми. На досуге Сэм любит погрезить наяву, где, кроме враждебных великанов в ориентальных доспехах, его посещает расчудесная красавица (Грайст). Выстрелом в заснеженных горах сюжетной фабулы становится эпизод с арестом безобидного мистера Баттла, чьей соседкой сверху является живое воплощение дивы из снов (снова Грайст), взамен саботажника мистера Таттла (Де Ниро). Оставляя позади скупую на события жизнь, Сэм с головой ныряет в мир бьющей фонтаном антиутопии с неотъемным тоталитаризмом и бюрократизмом…

    Ставшая притчей во языцех история наполненного пертурбациями противостояния Гиллиама и студийных боссов во время съемок и на этапе выпуска в прокат «Бразилии» по сути являет собой некий знак солидарности, символизм единения режиссера с выстраданными им героями, с миром его фильма. Меняем Сэма на Терри, выдуманную ультра-бюрократию на киностудийные реалии и получаем нечто похожее на рассказ о злоключениях клерка Лаури, переложенный на бумагу жизни. И в самом деле, что двадцать лет назад, что сейчас, многие зрители готовы с той или иной степенью саркастического восхищения узнать в сюжете «Бразилии» что-то из их насущного быта. Иногда кажется, еще немного, и в кишащем молодыми мужиками автобусе женщине-инвалиду больше не уступят место, сумасшедшие поборники чистоты станут выгуливать своих мопсов с заклеенным задом, а от жертв повсеместных терактов будут буднично отгораживаться специальными ширмами. И смех и грех. Обещанная социальная сатира в деле. Нашлось здесь место и ненавистной бумажной волоките с взаимно-обратными рекомендациями по посещению при оформлении каких-либо документов в различных госинстанциях. Метко, остро и до зубовного скрежета узнаваемо.

    То был гимн содержанию. Дифирамбы форме петь, наверное, излишне. Еще со времен работы в составе «Монти Пайтон» Гиллиам нашел свой неповторимый стиль в ремесле визуализации, питаемой неуемной фантазией. Он был верен себе тогда, в 85-ом, он верен себе сейчас. Что, вместе с другим сказочником Голливуда Бертоном и французом Жене, несомненно, позволяет ему занимать одно из самых почетных мест в международном пантеоне режиссеров-визионеров.

    Откровенно наслаждающиеся процессом жутко талантливые лицедеи играют в ритме заглавной музыкальной темы: феерично и, несмотря на довлеющий мраком антураж, как-то очень беззаботно. Попытки Де Ниро украсть своими эпизодами весь фильм не венчаются успехом, но отнюдь не по причине какой-то слабины со стороны мэтра.

    На самом деле, у каждого из нас своя Бразилия. У Сэма Лаури это страна изумрудных лугов и одетых багрянцем небес, где есть собственный домик, укомплектованный дамой сердца. У Терри Гиллиама — мир, где можно сказать продюсерам нет, где отсутствует повод мастерить ироничный плакатик «Сниму фильм за еду» для выступлений на пресс-конференциях, мир абсолютной творческой независимости. А у какого-нибудь соседского фантазера Бразилией будет мечта иметь работу, смысл которой состоял бы в курортном отдыхе, а размер зарплаты определялся квалитетом этого процесса: чем лучше отдохнул, тем больше получил. Но по факту все по-прежнему оказываются прикованными к своим креслам: первый — на «приеме» у приятеля в Министерстве Информации, второй — в кабинете каких-нибудь братьев Вайнштейнов, а третий — в пыльном офисе одного из многочисленных мегаполисов…

    И чтобы вернуться, надо только закрыть глаза.

    25 сентября 2009 | 13:38

    «Бразилия» тот случай, когда меньше всего хочется упоминать о книгах. Шедевр Терри Гиллиама я смотрела, отключив мозг. Чтобы любые отсылки, совпадения и прочая постмодернистская чушь не мешали получать истинное эстетическое удовольствие от происходящего и чтобы кульминация поразила прямо в сердце, без выкриков:«Я же говорил!» Этого мига мне пришлось ждать очень долго — несколько месяцев. Но сигнал, то ли свыше, то ли из глубины изголодавшейся души, был подан, и я приступила к просмотру.

    За слегка наигранным тоном скрывается настоящая трагедия. Ведь что это значит — потерять личность для такого человека, как Сэм Лоури? Это хуже смерти.

    Из мира сокрытых желаний, окрыленный любовью, приобретшей вполне реальные очертания, Сэм готов ради нее — Джил на все. Но его подвела чрезмерная уверенность в собственной неприкосновенности. Мамочка не поможет, а лучший друг закончит свою работу и рука его не дрогнет.

    Мечтать никто не запрещает. Это пока ты закрыт в своей квартирке, под толщей сна или уставившись в монитор, но как только ты решишься воплотить их — здесь уж, извините, нам не по пути.

    Так что радуйтесь, пока можете, пусть и комнатной, но все же свободе. Ловите их все, загребайте руками, ближе к сердцу, цветные и черно-белые мечты. И молчите в тряпочку. А если не захотите молчать, значит вы счастливый человек. мне до вас — как до звезды.

    И в тишине я напеваю:«Bra-zi i i i l…»

    10 из 10

    17 июня 2009 | 19:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>