Умер Анджело Бадаламенти, который сам стал персонажем Дэвида Линча и сделал дрим-поп таким, каким мы его полюбили

Обсудить0

12 декабря стало известно, что умер композитор Анджело Бадаламенти, ему было 85 лет. Величие и влияние Бадаламенти на кино и поп-культуру трудно переоценить: его музыку вы слышали и в хорроре «Кошмар на улице Вязов 3», и в нежной драме «Долгая помолвка», и даже в военном блокбастере «Сталинград» Федора Бондарчука. Но, конечно, важнейшим в его карьере стало сотрудничество с Дэвидом Линчем: вместе они сделали 19 проектов, среди них — «Дикие сердцем»; «Синий бархат», «Малхолланд Драйв» и «Твин Пикс», музыка из которого стала не менее культовой, чем сам сериал. По просьбе Кинопоиска  один из ценителей творчества композитора написал портрет-некролог в шести картинах.

Александр Кондуков

Музыкальный журналист, бывший главный редактор Rolling Stone Russia

Пианист

Анджело Бадаламенти — пианист по своей природе. Музыка меняла его биографию, вела сквозь темные миры, сделала уникальным. Он ездил из родного Бенсонхерста в Бруклине на Манхэттен в музыкальную школу, где, кроме фортепиано, изучал композицию и игру на французском рожке и при этом выступал в барах. Бадаламенти, как и всякий барный музыкант, был также классным импровизатором. Его мир — это интерпретации и импровизации, в его темах все как бы слегка растянуто. Музыка Бадаламенти напоминает живопись Эль Греко, который дарил благородство испанским донам; она похожа на королевство кривых зеркал, собранное из мягкого баса.

Главная в жизни Бадаламенти «Laura’s Palmer Theme» — зеркальный вариант одной из заготовок Линча, которому требовалась простая музыкальная история. Мелодия, напоминающая ветер, шумящий где-то в листве. То, что у них получилось, положило начало музыке жанра «дрим-поп» — такого, как его знают дети 1990-х. Продукция лейбла Italians Do It Better и конкретно группа Chromatics — продолжение идей Линча и Бадаламенти.

Партнер

В мир Дэвида Линча Анджело попал солидным 49-летним мужчиной. Приме «Синего бархата» Изабелле Росселлини требовался специалист по вокалу, который мог бы сделать ее певицей хотя бы ненадолго. Линчу работа Анджело с его музой понравилась, и тот закончил композитором ленты.

Еще Дэвиду нужен был тапер в стиле нью-эйджа, который с помощью пианино и синтезаторов мог бы обыгрывать и зеркалить его фантазии. В лице деликатного и покорного Бадаламенти режиссер его получил. В довольно лютом мире Линча Бадаламенти — это голос бога или иных высших сил, которые в состоянии найти для явлений злодейства и роковой любви идеальный ракурс и оставить о них добрую память. Благодаря музыке Анджело ленты Дэвида никогда не оставляют дурного послевкусия.

Персонаж

Есть справедливое мнение, что многие из тех, с кем работал Дэвид Линч, даже внешне выглядели как персонажи из его фильмов. Анджело — тоже типаж. Бруклинский италоамериканец, явно набожный и, возможно, склонный к созданию мелодий, которые разбивают сердца или помогают заниматься любовью. Для своих партнеров Линч всегда находил возможность выступить в камео: в «Малхолланд Драйв» Анджело, мужчина явно не самый жестокий, семьянин и тихоня, получил от Дэвида зеркальный подарок. Линч увидел его в роли гангстера с залысинами, до дрожи пугающе требовательного к качеству эспрессо.

Бадаламенти в «Малхолланд Драйв»

Рокер

Самого Линча, как бы он ни отнекивался, по роду его дарования стоит называть рок-музыкантом. И при этом способным певцом! Его ломкий мягкий тенор напоминает и блюзменов, и героев провинциального американского инди-рока 1990-х Grandaddy и The Flaming Lips, также отлично работающих с темами опасной ностальгии. У Дэвида и Анджело великолепный опыт работы с рок-музыкантами.

Но если говорить о Бадаламенти-интерпретаторе, то у него имеется даже полноценная рок-дискография. Прежде всего это порождение эйфорического поп-рока 1990-х — совместная пластинка с вокалистом группы James Тимом Бутом, который ненадолго ушел из группы в творческий отпуск и нашел коллег. Кроме Бадаламенти, в коллективе состояли сбежавший из Suede гитарист Бернард Батлер, а также Брайан Ино, будущий продюсер Radiohead Найджел Годрич и Тим Сайменон из Bomb The Bass на ролях второго плана. Проект Booth And Bad Angel, то есть «Бут и плохой ангел Бадаламенти», — это настоящий маленький роуд-муви о группе мужчин, смешавших нью-эйдж и даб Анджело с британским стадионным напором. Инструментальные фрагменты в «Hands In The Rain», где Тим Бут поет без слов, — лучшая линчевская музыка, к которой Линч никакого отношения не имел. Но у Анджело, впитавшего эстетику режиссера, уже не могло быть по-другому.

Товарищ

Есть легенда, по которой Бадаламенти работал под псевдонимом для звезд 1960-х Нины Симон и Ширли Бэсси, что усложняет его простую в общем-то биографию. Ведь принято считать, что главный патрон в карьере Анджело — Дэвид Линч, который к эпосам в целом не склонен и держится сюжетных конструкций, больше напоминающих криминальную хронику. Деловая польза от Дэвида тоже была вполне осязаемая: у Бадаламенти не было недостатка в знакомых из числа знаменитостей.

Боно, Дэвид Боуи, Долорес О’Риордан, Пол Маккартни, врезавший Анджело по руке в Букингемском дворце, когда Бадаламенти пытался увильнуть на просмотр очередной серии «Твин Пикс», Pet Shop Boys и Pretenders — вот каких друзей подарил композитору Дэвид Линч. И такой набор возможен лишь в его сюрреалистическом кино. Обычно это были мимолетные свидания; иногда Бадаламенти скромненько выполнял свою работу за синтезатором во время выступлений в телеэфире, как это было с танцевальным перформансом Booth And The Bad Angel на шоу Джулса Холланда на BBC. Случалось, что Бадаламенти становился и центральным персонажем в проектах — так было с пластинкой Марианны Фэйтфулл «A Secret Life», где от артистки только голос, который Анджело очень удачно использовал в качестве инструмента подходящего ему тембра.

Дэвид Линч, Джули Круз и Анджело Бадаламенти

Легенда

Анджело — тот человек, без которого мир Дэвида Линча сложно представить, а сам Бадаламенти невозможен без Линча. Именно благодаря сериалу «Твин Пикс» у него есть «Грэмми» «за лучший поп-инструментал», вместе они работали над «Дикими сердцем», «Шоссе в никуда» — фильмами, которые по своей энергетике не были похожи ни на даб, ни на дрим-поп. В «Шоссе» рядом с Анджело плечом к плечу был уже Трент Резнор из Nine Inch Nails, который сделал «Dub Driving» Бадаламенти сердцем своего гиперамбициозного саундтрека с Боуи, Лу Ридом и Smashing Pumpkins. И, надо сказать, тяжелый ритм Анджело совсем не проигрывал напористым рок-божествам 1990-х.

Есть в фильмографии Бадаламенти и русский след — это «Сталинград» Федора Бондарчука. Конечно, Анджело был удивлен: пока он летел представительским классом в Москву, где его ждал для репетиций оркестр, он размышлял, что батальное полотно Бондарчука должно было быть озвучено творениями Стравинского, Шостаковича и Прокофьева, а вовсе не итальянца из Бруклина. Впрочем, фильм в большей степени был не про бой, а про человеческие отношения. Композитор вспоминал, что через пару дней после завершения монтажа Бондарчук, до этого получивший от американца полтора часа готовой музыки, позвонил ему и попросил написать еще один трек, «чтобы все обрыдались». Так состоялось знакомство Анджело и Анны Нетребко, которая появилась в студии в джинсах и без косметики, и Федор Бондарчук в конечном счете получил неоклассику «Stalingrad’s Theme».

Из странного в карьере Бадаламенти не только «Сталинград». Опять-таки благодаря славе совместных работ с Линчем заказов было немало. «Эвиленко», «Пляж» — лишнего хватало, хотя маэстро утверждал, что от многого отказывался. Иногда его видели совсем не в том качестве, в котором он был силен, то есть пронзительным лириком. Могучего Бадаламенти, если есть интерес, можно оценить в саундтреке «Города потерянных детей» Жан-Пьера Жёне и Марка Каро. Здесь он в новом для себя королевстве кривых зеркал — немного растерян, но справляется. К сожалению, возраст и ощущение, что в принципе все в жизни сделано, не позволило ему развиваться в эпоху супергеройского кино. Хотя этого никто и не просил.

Эпилог

Последняя вышедшая работа Линча и Бадаламенти — музыкальный альбом «Thought Gang» — собрание наработок 1990-х, которое напоминает даже не отчет о содеянном, а некий эскиз будущего полотна. Здесь, конечно, гораздо больше от хоррор-блюзов Дэвида в духе 1950–60-х, от которых он не может отделаться, как от прилипшей в кинотеатре жвачки, но есть и фирменный бадаламентиевский даб в «Frank 2000 Prelude». Во время прослушивания этого инструментала в голове будет не меньше ассоциаций, чем отражений в примерочной: и мир джазового нуара Барри Адамсона, и темные эксперименты героев британской электроники вроде Massive Attack и Death In Vegas.

Как и те, на кого повлиял Бадаламенти, он экономен в средствах: вот вам несколько аккордов, из которых растет застывший и прекрасный мир, заставляющий возвращаться в него заново, даже когда не хочешь. Очевидно, что уход Анджело станет поводом для новой волны признаний в любви к нему, новых оценок его вклада в кино, в поп-музыку, в дрим-поп, в постпанк. В мир той музыки, где зеркальные отражения от крышки его рояля живут собственной жизнью.

Чтобы сбежать от реальности, они изобрели свой мир — с колдунами и лесниками. Панк-сказка о легендарной группе
В главных ролях:Константин Плотников, Влад Коноплёв, Даниил Вахрушев, Илья Ловкий, Данила Рассомахин, Валери Зоидова, Дарья Мельникова, Васса Бокова
Режиссер:Рустам Мосафир
Смотрите по подписке

Смотрите также

Почему саундтреки Дэвида Линча так завораживают

ВидеоПочему саундтреки Дэвида Линча так завораживают

20 февраля 20207
В — Вигвам, К — Кофе, У — Упадок. Азбука Дэвида Линча

В — Вигвам, К — Кофе, У — Упадок. Азбука Дэвида Линча

20 января 202115
Как Дэвид Линч работает с музыкой и звуком
Шум и яркость

ПодкастКак Дэвид Линч работает с музыкой и звуком

18 октября 20198
Анджело Бадаламенти снова напишет музыку к сериалу «Твин Пикс»

Анджело Бадаламенти снова напишет музыку к сериалу «Твин Пикс»

26 мая 201542

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

История «Короля и Шута», рассказанная участниками группы, семьей Горшка и их друзьями. Самый большой текст Кинопоиска!

17 марта39
История «Короля и Шута», рассказанная участниками группы, семьей Горшка и их друзьями. Самый большой текст Кинопоиска!
За что мы любим Джона Уика? Готовимся к возвращению самого опасного киллера
Эволюция кинообраза

За что мы любим Джона Уика? Готовимся к возвращению самого опасного киллера

Сегодня3
«Все страхи Бо»: что известно о новом фильме Ари Астера, режиссера «Реинкарнации» и «Солнцестояния»?
Индустрия

«Все страхи Бо»: что известно о новом фильме Ари Астера, режиссера «Реинкарнации» и «Солнцестояния»?

Сегодня1
«На солнце, вдоль рядов кукурузы»: что показали и чего не показали в новом фильме Сарика Андреасяна
Как это смотреть

«На солнце, вдоль рядов кукурузы»: что показали и чего не показали в новом фильме Сарика Андреасяна

Сегодня5
Краткая история казахстанского кино, часть 1. От «Ивана Грозного» до Рашида Нугманова
Киношкола

Краткая история казахстанского кино, часть 1. От «Ивана Грозного» до Рашида Нугманова

Вчера0
Превосходные подводные съемки и виртуозный монтаж: Квентин Тарантино — о своей любви к «Человеку-амфибии»
Видеосалон

Превосходные подводные съемки и виртуозный монтаж: Квентин Тарантино — о своей любви к «Человеку-амфибии»

Вчера7
Как «Кит» исследует разрушительную ненависть к себе
Крупным планом

ПодкастКак «Кит» исследует разрушительную ненависть к себе

Вчера1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации