Гид по фильмам Райнера Вернера Фассбиндера — аутсайдера, создавшего немецкий киномейнстрим

С 15 апреля на КиноПоиск HD можно будет посмотреть «Фассбиндера» — байопик немецкого режиссера, снятый Оскаром Рёлером. Рассказываем о том, почему Фассбиндер был настоящей суперзвездой, как он изменил отношение немецких зрителей к родному кино и истории страны и с каких картин надо начать знакомство с его фильмографией.

Среди режиссеров-классиков первого ряда Фассбиндер — наименее известный и изученный. Отчасти дело в том, что в его фильмографии нет общепризнанного хрестоматийного шедевра вроде «Персоны» Бергмана или «Расёмона» Куросавы. Важнее другое: неудобные, колючие, очевидно, небогатые фильмы немецкого режиссера как будто сопротивляются зрителю, не желая его любви. Но внимательное отношение к фильмам РВФ (Фассбиндера, как Жан-Люка Годара, поклонники зовут инициалами) позволяет увидеть в них противоположное стремление. Оно выражено в названии одной из его картин — «Я только хочу, чтобы вы меня любили». Фассбиндер, в отличие от его ровесников по «новому немецкому кино», считавших, что немецкий режиссер морально обязан быть аутсайдером, хотел быть популярным, зрительским, мейнстримным автором.

При этом Фассбиндера часто изображают отщепенцем и бунтарем. Так оно в чем-то и было. Режиссер одевался как рок-звезда (военные сапоги, косуха, черные очки) и постоянно становился героем желтой прессы. К примеру, большая часть бюджета «Замужества Марии Браун» ушла на то, чтобы выкупить у папарацци компрометирующие фото из гостиничного номера Фассбиндера. Его знали все, и он раздражал всех — и левых, и консерваторов (несколько его работ были подвергнуты жесткой цензуре).

Но богемный образ жизни, работа на износ и злоупотребление психоактивными веществами не мешали профессиональной эффективности Фассбиндера, который сам продюсировал свои работы и стремился к окупаемости. Первый полнометражный фильм снял в 24 года, умер в 37, но успел поставить больше 40 картин, 2 телесериала и 24 спектакля. Начиная с дебютных «Страх съедает душу» и «Богов чумы», режиссер искал возможность национального немецкого кино, при этом черпая вдохновение в Голливуде. Для послевоенного поколения немцев (именно к нему принадлежал Фассбиндер, родившийся через несколько недель после капитуляции рейха) сама идея чего-то национального была дискредитирована гитлеровским режимом. Коллеги РВФ стремились к интернационализму, о чем прямо говорили подписанты Оберхаузенского манифеста 1967 года. Но не он сам.

Купите этот фильм в Магазине КиноПоиск HD

Что смотреть и в каком порядке

«Лили Марлен»

Самый голливудский фильм Фассбиндера (и немецкого кино 1980-х).

Главной темой для создаваемого им немецкого киномейнстрима Фассбиндер сделал именно травму нацизма. Большинство соотечественников режиссера этого вопроса предпочитали не касаться, но Фассбиндер понял, что без конфронтации с прошлым, принципиально вытесненным из буржуазной немецкой культуры 1970-х, новую идентичность не построить. Его главный, самый успешный фильм — «Замужество Марии Браун» (сборы — 4 млн марок дома и 1 млн долларов в Штатах, прокат в 25 странах мира, включая ГДР!) — настойчиво на понятном примере одной семьи проводил непрерывную связь между иллюзиями военного времени, травмой поражения (военного и морального) и потребительским раем, наступившим в 1950-е.

Раскрыв для послевоенной Германии ее собственную историю, Фассбиндер изменил немецкое кино. Сразу же после успеха «Замужества» были сняты «Жестяной барабан» Шлёндорфа (победитель Канн) и «Подводная лодка» Петерсена (шесть номинаций на «Оскар»). В 1984-м на телевидении начинается показ знаменитой саги Эдгара Райта « Родина», в которой история Германии показана через несколько поколений одной семьи из Рейнской области. Постепенно историческая перспектива в немецком кино перестала привлекать инвесторов и зрителей, но формат жанрового высокобюджетного фильма  успешно работал все 1980-е.

Один из последних фильмов РВФ, «Лили Марлен», снят непосредственно о Второй мировой. Причем режиссер нашел сюжет, в котором история нацизма оказалась крепко связана с сентиментальным и национальным. Имя из заглавия — название песни, которую обожали солдаты по обе стороны фронта (настолько, что в 1943-м ее перевели на английский). С одной стороны, это всенародный ностальгический шлягер про любовь, с другой — орудие нацистской пропаганды, использовавшей песню для поднятия боевого духа солдат. Такой двусмысленностью отмечен весь сюжет фильма, в котором певица Вилли параллельно помогает еврейскому Сопротивлению и выступает на концертах перед нацистской элитой, а также встречается с Гитлером (за кадром).

Образцом для Фассбиндера тут оказываются американцы. Режиссер, большой поклонник старого Голливуда, в «Лили Марлен» хотел добиться пышности американского кино 1950-х (которое, не будем забывать, очень многим обязано немецким эмигрантам). Сюжет полнится захватывающими поворотами и мелодраматическими подробностями. И — парадокс — самый немецкий из фильмов Фассбиндера снят на английском языке с международным актерским составом, а потом переозвучен. Это придает «Лили Марлен» ощущение условности: кино словно зависло между двумя мирами.

«Тоска Вероники Фосс»

Лучший фильм режиссера, концентрат женской темы в его кино.

У Германии Фассбиндера женское лицо. Впрочем, если говорить о трилогии «Замужества Марии Браун», «Лолы» и «Тоски Вероники Фосс», то нужно сделать уточнение: речь идет не просто о Германии, а о Западной Германии — государстве, в котором прошла вся жизнь режиссера. Действие этих картин разворачивается в ФРГ времен послевоенного экономического чуда, и Фассбиндер вскрывает смутную растерянность и меланхолию нации, которая пытается забыть о своем прошлом в уютном благополучии настоящего.

Мария Браун — сильная женщина, которая пытается найти счастье в послевоенной ФРГ. Трагический финал фильма (Фассбиндер не режиссер хеппи-эндов) разворачивается на фоне национального триумфа и единения: сборная Западной Германии, только недавно допущенная до международных соревнований, выигрывает чемпионат мира по футболу 1954 года.

Лола — певица и проститутка, свидетельница и участница коррупционных схем небольшого баварского городка. Аморальная подоплека экономического чуда показана через обращение к роману «Учитель Гнус» Генриха Манна и к его экранизации — «Голубому ангелу» с Марлен Дитрих; Фассбиндер меняет обстоятельства сюжета и переносит его в 1950-е.

А предпоследний фильм режиссера, «Тоска Вероники Фосс», рассказывает о вышедшей в тираж актрисе, которая была звездой нацистского кино и, по слухам, любовницей Геббельса, но не нашла себе места в новой реальности, как Глория Суонсон в «Бульваре Сансет» Билли Уайлдера. Эстетская, болезненная «Тоска Вероники Фосс» представляет Фассбиндера в его лучшей режиссерской форме. Стремление к пышности, характерное для его поздних работ, здесь оттенено строгостью черно-белого изображения, в котором характеры и ситуации выглядят заостренными и очищенными от лишнего.

«Я только хочу, чтобы вы меня любили»

Идеальный пример социального кино, снятого для ТВ.

Фассбиндер снимал не только о прошлом. Источником вдохновения для него могло стать что угодно вплоть до криминальной хроники; часто режиссер находил драматургический материал в обывательской незаметной жизни. В европейском кино 1970-х такой подход вообще был популярен: итальянские коллеги Фассбиндера выпускали левацкое кино о несправедливости капиталистического порядка, о пролетариях в это десятилетие снимал и его кумир Жан-Люк Годар («Все в порядке»). Отчаяние рабочего класса, живущего в ловушке товарно-денежных отношений, Фассбиндер зафиксировал в ряде камерных фильмов — от «Любовь холоднее смерти» через «Продавца четырех времен года» и «Кулачное право свободы» до телефильма «Я только хочу, чтобы вы меня любили».

Цветистое название картины с ходу заявляет подоплеку поступков героя. «Я только хочу» рассказывает о молодом рабочем Петере, который очень хочет всем нравиться. Но, как мы знаем, всем нравится только червонец, и Петер об этом тоже догадывается. Ради уважения окружающих, а главное, для того чтобы мама и жена были довольны, он влезает в долги и изматывает себя работой ради дополнительных денег. В пессимистичной трактовке Фассбиндера капитализм распространяет свое разрушительное влияние на все сферы человеческой жизни. Даже любовь порабощена им и сведена к финансовым транзакциям.

«Страх съедает душу»

Ремейк голливудской мелодрамы. Тоже с социальным подтекстом.

На обочине общества происходит и действие «Страх съедает душу» — одного из лучших фассбиндеровских фильмов. Здесь режиссер говорит о подлинном чувстве, хотя и крайне необычном, таком, что само слово «любовь» для описания сюжета кажется неудовлетворительным. Сделанный в перерыве между съемками двух фильмов об ужасах патриархата — гротескной, почти комедийной «Марты» и костюмной трагедии «Эффи Брист Фонтане», — «Страх съедает душу» рассказывает историю союза стареющей немецкой уборщицы и молодого иммигранта из Марокко. Их не объединяет ничего, кроме одиночества, и этот странный роман для обоих героев становится средством противостоять настороженному безразличию мира.

«Страх съедает душу» — очень вольный ремейк фильма Дугласа Сирка «Все, что дозволено небесами». В голливудской картине богатая стареющая вдова влюбляется в молодого садовника, что вызывает недовольство ее детей и друзей. У Фассбиндера окружающие так же резко реагируют на связь немки Эмми и африканца Али: фашизм, напоминает РВФ, не исчез в 1945 году, а только затаился. Но мезальянс для Фассбиндера становится еще и драматургическим средством. Романтические препятствия (в этом случае это и возраст, и культура, и язык) — обязательный элемент любимого Фассбиндером жанра мелодрамы. Красочные фильмы Сирка с их эмоциональным накалом, драматичными поворотами и чувственной цветовой гаммой были одним из главных источников вдохновения для Фассбиндера — не только в «Страх съедает душу», но и в «Марте», «Кулачном праве свободы» и «Лоле».

«Горькие слезы Петры фон Кант»

Камерное квир-кино. Довольно театральное.

Фассбиндер, не скрывавший своей бисексуальности, одним из первых начал в своих работах анализировать положение ЛГБТ в европейском обществе. «В год тринадцати лун» — история трансгендерной женщины, для которой переход фактически становится изгнанием из бинарной социальной и культурной системы. «Кулачное право свободы» — трагедия молодого рабочего Фокса, жизнь которого разрушает крупный выигрыш в лотерею. Фокс — гей, а к гибели его приводят буржуазные дружки: в квир-тусовке действуют те же законы эксплуатации, что и в большом мире. Наконец, последний фильм Фассбиндера — экранизация культового гей-романа Жана Жене «Керель», криминальной портовой антиутопии.

В «Горьких слезах Петры фон Кант» сходятся две магистральные линии творчества РВФ — женская и квир. Здесь в кадре нет ни одного мужчины, сюжет — история женского любовного треугольника. Это первый фильм Фассбиндера, сделанный под влиянием Сирка, и тут в его эстетике появляется кэмп — сознательное, одновременно искреннее и ироничное дурновкусие, которое является важным элементом квир-культуры. Но холодная, отстраненная актерская подача напоминает о том, что РВФ начинал в экспериментальном театре.

Театральная кэмповая условность «Горьких слез» позволяет Фассбиндеру описать несуществующий мир совершенной свободы, где каждый, а точнее, каждая, может как угодно проявлять свою сексуальность. Вообще-то, в реальной Германии 1970-х гомосексуалам приходилось вовсю отбиваться от обвинений в «извращенности». Но во многих фильмах Фассбиндера этот вопрос уже решен, сексуальность персонажей там не является проблемой — ни для них, ни для окружающих, ни для самого режиссера. Героини «Горьких слез» абсолютно свободны в своей частной жизни, в том числе свободны быть обычными немками с обычными проблемами. А проблемы для Фассбиндера всегда социальны: драма Петры и ее подруг строится вокруг властных и экономических отношений в семье и паре. Героини много говорят о кризисе брака, ссорятся, мирятся, ревнуют, манипулируют друг другом и эгоистично используют социальное и финансовое положение партнеров для достижения корыстных целей.

«Третье поколение»

Острополитический фильм, критикующий всех.

Кумир Фассбиндера — Годар — различал «политическое кино» и «кино, снятое политически»: первое использует общественные отношения как тему, второе не рассказывает и описывает, а принимает политические принципы как свои собственные. Фильму, «снятому политически», не обязательно специально акцентировать социальные проблемы. Так что это определение можно дать и «Страх съедает душу», и даже фильму «Почему рехнулся господин Р?», где о политике вообще не говорят. В этой странной для Фассбиндера картине, снятой совместно с Михаэлем Фенглером, добропорядочный гражданин превращается в убийцу без какой-то ясной причины — просто потому, что буржуазная, «правильная» жизнь для человека невыносима. Это ощущение нагнетается весь фильм, состоящий из сцен тоскливого быта и пустопорожних разговоров.

Прямо говорить об актуальной повестке Фассбиндера заставил кризис 1977 года (левые радикалы из RAF совершили ряд громких политических убийств, их лидеры, включая Андреаса Баадера и Ульрику Майнхоф, погибли в тюрьме при загадочных обстоятельствах). РВФ поучаствовал в коллективном фильме «Германия осенью». В одном из эпизодов сам режиссер в кадре обсуждает события с матерью, таким образом сталкивая личное и политическое (у Фассбиндера они всегда связаны).

Через год он выпустил «Третье поколение» о террористической ячейке (в названии, возможно, имеется в виду новое поколение левых радикалов, пришедших в движение после того самого 1977-го, когда основная масса боевиков второго поколения RAF была убита или арестована). Это сложный многофигурный фильм, в котором режиссер занимает неудобную позицию вне схватки. Государственные чиновники в нем показаны как провокаторы, использующие слепую энергию молодежного бунта в своих политических целях. А левые активисты выставлены группой буржуа, страшно далеких от народа, они проводят время за игрой в «Монополию» и без конца цитируют друг другу умные книжки. Как и всем прочим героям вселенной Фассбиндера, им не хватает любви и способности любить — фильм начинается с посвящения «тем, кто по-настоящему любит, то есть, вероятно, никому».

«Мир на проводе»

Страннейший sci-fi, первый киберпанк в истории кино.

В начале карьеры Фассбиндер говорил, что чередует «фильмы о буржуа» и «фильмы о кино». Под вторыми он подразумевал игры с жанрами и оммажи любимым кинематографистам, то есть неонуары «Боги чумы» и «Американский солдат», а также вестерн «Уайти». Есть у него и фильм о киносъемках — «Предостережение святой блудницы», где коллектив вымышленной картины «Родина или смерть» в ожидании режиссера предается скуке и разврату (здоровые отношения в любой группе людей, по Фассбиндеру, едва ли возможны).

К «фильмам о кино» относится еще «Мир на проводе» — единственный опыт РВФ в жанре научной фантастики. Двухсерийная экранизация романа Даниэля Галуйе рассказывает о системе виртуальной реальности «Симулякрон», населенной неотличимыми от живых людей «индивидуальными единицами». Картина Фассбиндера наполнена экранами и зеркалами, в которых реальность выглядит зыбкой; герой «Мира на проводе» скоро начинает подозревать, что уже находится внутри «Симулякрона». Это пророческий фильм, на 26 лет опередивший «Матрицу». Но для самого Фассбиндера виртуальная реальность — реализация «мифа тотального кино»,  то есть кино, полностью копирующего настоящий мир. Впрочем, не факт, что в постмодернистской вселенной Фассбиндера что-то можно назвать настоящим.


Автор: Андрей Карташов

Фото: Rudolf Dietrich / ullstein bild via Getty Images, kpa / United Archives via Getty Images

На что они готовы пойти, чтобы завладеть семейным бизнесом? Сериал с Юлией Снигирь в духе «Наследников»
В главных ролях:Алексей Гуськов, Юлия Снигирь, Игорь Гордин, Ростислав Бершауэр, Наталия Вдовина, Павел Попов, Ангелина Пахомова
Режиссер:Илья Ермолов
Смотрите по подписке

Смотрите также

20 января 20206
1 августа 202042
20 июня 201934
22 марта 2019104

Главное сегодня

Вчера8
Вчера0
Вчера11
28 апреля2
28 апреля5
26 апреля3
28 апреля4
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к некоторым материалам остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.