Когда стало известно, что для работы над сценарием «Пробуждения силы» привлечен сам Лоуренс Кэздан, на счету которого пятый и шестой эпизоды «Звёздных войн», многие фанаты выдохнули. Имя Кэздана стало своеобразным залогом качества фильма. КиноПоиск поговорил со сценаристом о творческой свободе, любви и отсутствии Дарта Вейдера.
Когда стало известно, что для работы над сценарием «Пробуждения силы» привлечен сам Лоуренс Кэздан, на счету которого пятый и шестой эпизоды «Звёздных войн», многие фанаты выдохнули. Имя Кэздана стало своеобразным залогом качества фильма. КиноПоиск поговорил со сценаристом о творческой свободе, любви и отсутствии Дарта Вейдера.
Будущий сценарист получал образование в Мичиганском университете, намереваясь стать преподавателем английского. Учился Кэздан у Кеннета Торпа Роу, знатока Шекспира и современной драмы. Но больше всего Роу славился своим курсом написания театральных драм. Он помог Артуру Миллеру сделать первые шаги на Бродвее, а книга его ученика Роберта Макки «История на миллион долларов» стала бестселлером у сценаристов всего мира, в том числе и в России.
К сожалению, после обучения Кэздан не смог получить работу преподавателя и пошел в рекламу. Профессия копирайтера ему не нравилась, и со временем Лоуренс перебрался в Лос-Анджелес, чтобы стать сценаристом. Надо сказать, что он был упорным человеком. Его сценарий под названием «Телохранитель» отвергали 67 раз, и в итоге он был продан студии Warner. Планировалось снимать фильм с певицей Дайаной Росс в главной роли. Однако лента стала очередным долгостроем, а Лоуренс познакомился со Стивеном Спилбергом, который приобрел у него сценарий комедии «Континентальный водораздел». В начале 1980-х Лоуренс Кэздан получил заказ на сценарий фильма про археолога Индиану Джонса, снял криминальную драму «Жар тела» и приступил к сценарию фильма «Звёздные войны: Империя наносит ответный удар». Остальное — история.
Кэздан наливает себе чай, пока я устраиваюсь на очередном белом диване. «Будете чай? Или кофе?» — интересуется сценарист. Благодарю, но у нас всего 10 минут, как обычно, и надо умудриться поговорить о ленте, которую еще никто не видел.
В разговоре с автором книги «Нобрау» Джоном Сибруком вы назвали «Звёздные войны» фильмом «об антагонизме Голливуду».
Надо же! Это было очень давно.
Ваше мнение с тех пор не изменилось?
Ты знаешь, пожалуй, тогда так оно и было. 40 лет назад Джордж Лукас был юношей, который обнаружил, что Голливуд — довольно враждебное место. Это, кстати, не так, имей в виду. В качестве Империи он видел студии. Конечно, Империя может быть аллегорией чего угодно, но для Джорджа это был кинобизнес. А он хотел быть свободным и делать все что угодно. К сожалению, опыт, полученный в Голливуде, стал противоположностью свободы. Ему говорили, что снимать, а потом требовали монтировать фильмы, как надо продюсерам. Universal очень жестко поступила с его «Американскими граффити» и даже не хотела поначалу выпускать в прокат. Конечно, Джордж расстроился. Но совершенно неважно, с какими прегрешениями студий ему пришлось столкнуться. Важно, как он к этому относился. Он начал бороться с Империей.
Помнится, Рональд Рейган назвал Советский Союз империей зла.
Было дело, было. Как видишь, каждый видел в Империи что-то свое!
Но сейчас вы работаете с Джей Джей Абрамсом и одним из крупнейших конгломератов развлечений — Disney. Как обстояло дело с творческой свободой?
Полная свобода. Disney купила права на франшизу уже после того, как я был приписан к фильму.
Думаю, Disney невероятно верила в Кэти (Кэтлин Кеннеди, занявшую пост президента Lucasfilm), ставшую как бы наследницей Джорджа. Джордж лично выбрал Кэти на эту позицию, а до того долго готовил ее к передаче дел. У них огромная совместная история успехов. Кроме того, они старые друзья. Так что Disney не вмешивалась ни во что. По крайней мере я лично не заметил. А я следил за каждым этапом разработки. Когда мы закончили первый вариант сценария, то поехали на студию, чтобы послушать их комментарии. И все комментарии были очень позитивные. Студия нас поддержала. Конечно, были вопросы, но ничего серьезного. Потом мы продолжили работать над фильмом еще два года. И я ни разу не слышал, чтобы Disney сказала: «Нам это не нравится. Переделайте».
Это приятно знать. Многие считают, что студия диснеефицировала франшизу.
И я такое слышал, но это неправда. Студия доверяла Джей Джею, Кэти и всем, кто работал над фильмом. Мне вообще кажется, что секрет успеха Disney как компании состоит в умении оставить людей в покое. Поэтому у них сложились такие хорошие отношения с Pixar и Marvel. Они не притворяются, будто понимают в работе больше них.
Все шесть фильмов франшизы — это, по сути, история одной семьи. «Пробуждение силы» продолжит эту традицию?
Да, разумеется. Сага всегда имела в своей основе историю семьи.
Я и представить не могу, кто и кем кому приходится!
Так это же прекрасно! Будет интересно смотреть!
Предположу, что Рэй — дочь принцессы Леи, потому что она похожа на бабушку Амидалу, и что она точно обладает Силой и является джедаем.
Я ничего не скажу, но думаю, что тебе понравится!
Кэздан загадочно улыбается и прихлебывает чай.
А вообще приятно, что в центре этого постера красивая девушка, правда?
Очень приятно! К слову о девушках. Можно я вас поблагодарю за мою любимую романтическую комедию «Французский поцелуй»?
О, спасибо! Слушай, а что у тебя там на футболке написано?
«Javva the Hutt». Ну, как кафе на Lucasfilm. У них там очень крепкий кофе подают!
Здорово, не был там! Я передам Алану Бруксу, который написал «Французский поцелуй», что его все еще помнят.
К слову, как насчет романтики в «Звёздных войнах»? Насколько для вас важна романтическая линия в сюжете?
Очень важна. Как и в жизни. Кино и жизнь для меня во многом похожи. Везде приходится справляться с какими-то жизненными проблемами. И «Звёздные войны» без романтики были бы для меня тягомотиной. Знаешь, все становится лучше, когда есть романтика и юмор. Надеюсь, «Пробуждение силы» в этом плане не подведет.
А сочинять новые «Звёздные войны» без Дарта Вейдера трудно было?
Не сказал бы. Этот персонаж отлично показал себя, с него хватит. Это настолько мощная фигура в первой трилогии! Да и в приквелах тоже. Но его влияние будет чувствоваться в «Пробуждении силы».
Вы сказали в интервью Empire, что такого персонажа, как Кайло Рен, еще никогда не было.
Сказал и буду настаивать. Такого актера, как Адам Драйвер, еще поискать надо. Он великолепный. На самом деле нам вообще очень повезло с ребятами. Оскар Айзек, Дэйзи и Джон — в «Звёздных войнах» никогда не снимались такие актеры. Видеть их рядом с Харрисоном, Кэрри и Марком... Они замечательные, правда.
Так, у меня остался один вопрос, и он будет дурацкий.
Валяй!
Те знаменитые слова «Нет, я твой отец» — как вы их написали? Буквально? На печатной машинке?
Благодарю сценариста, забираю диктофоны. «Знаете, как вас зовут в России? Лоуренс». Кэздан посмеивается: «Ло-У-ренс! Как забавно. Передай своим, что я Лоренс. Как Аравийский».
Ну, Аравийский у нас тоже Лоуренс. Такие вот трудности перевода.
«Звёздные войны: Пробуждение силы» в российском прокате с 17 декабря.