К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Так уж получается, что детско-юношеские фильмы зачастую имеют зрительскую аудиторию, значительно выходящую за рамки школьного возраста. Такое кино, неся на себе отпечаток детства и ностальгию по минувшему времени, заставляет вновь и вновь возвращаться к нему, превращаясь из наивно рассказанной истории в свидетеля сугубо личных переживаний. Можно было бы, конечно, признать такую трансформацию главным признаком удачно сделанного фильма, однако в отдельных случаях представляется интересным рассмотреть произведение в контексте его времени и места более глобально.

Детский музыкальный фильм 'Выше радуги', поставленный Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем, рассказывает незамысловатую историю, в центре которой старшеклассник Алик, который не любит физкультуру, зато сочиняет красивые стихи и путешествует 'где-то между будущим и прошлым', встречая на своём пути немало любопытных сказочных персонажей. Волшебница Сирена наделяет его даром и неожиданно для всех Радуга демонстрирует лучший результат на соревнованиях по прыжкам в высоту. Мюзикл зритель впервые увидел в один из январских дней 1987 года. Для целевой аудитории того времени — очередной лист календаря, с высоты дня сегодняшнего — начало конца красной империи, новый этап перестройки, провозглашение гласности. Связь может казаться надуманной, но многое лучше видится на расстоянии. Следующей крупной ролью Дмитрия Марьянова (Алик Радуга) после работы у Хилькевича стала роль выпускника школы Паши в ленте Эльдара Рязанова 'Дорогая Елена Сергеевна'. Две картины появляются с небольшой разницей по времени (чуть более года) и завершают советский период творчества актера. Непримечательный, на первый взгляд, факт при ближайшем рассмотрении лишний раз убеждает, что порой фильмы смотрят нас значительно внимательнее, чем мы смотрим их, а искусство — отнюдь не ремесло, а скорее магическая сила, с которой еще нужно совладать. Если творец не имеет абсолютной власти внутри своего произведения, то вне его рамок он и вовсе заложник времени, которое способно расставить события в самом неожиданном порядке. Так и в этом случае, два фильма удивительным образом обнажают суть бурных процессов второй половины 80-х. В добром, наивном мире персонажей «радуги», как и в жизни всей огромной страны, уже ощущается некая новизна. На старой плёнке аскетичного советского кинематографа появляется доселе невиданный брейк-данс, а главный герой поёт фальцетом. Но, как и модернизированная пропаганда горбачевского времени не справилась с настроением масс, так и светлый романтизм Алика Радуги вдребезги разбивается о жестокую реальность в «Дорогой Елене Сергеевне». Неторопливый «Синий зурбаган» сменяется бешеным ритмом Кипелова, друг-спортсмен превращается в пьяного хулигана, романтические отношения — почти в изнасилование, утонченная Сирена (она же Светлана Михайловна) — в забитую жизнью серую училку, над которой издеваются ученики из её же класса. Перечислять можно долго — настолько зеркально выглядит ситуация. Интересно, что в обоих случаях герой Марьянова даже говорит не своим голосом, но тем злее ирония, потому что, будучи собранным по частям, гармоничнее и более естественно выглядит Павел из фильма Рязанова, нежели мечтатель Алик, нелепо открывающий рот под фонограмму Владимира Преснякова.

В сухом остатке, то есть в отрыве от контекста и ностальгии, «Выше радуги» даёт не так уж и много. Главное достоинство ленты — великолепная музыкальная составляющая. Без особого ущерба фильм мог быть превращен в радиоспектакль, изобразительная часть здесь выглядит вторичной, но благодаря оператору — всё-таки не лишней. Иными словами, заставляет выделяться картину только сплав тёплых воспоминаний и талант советских музыкантов и исполнителей. В остальном же, это обыкновенный ширпотреб, который на этот раз вытянуть актерской игрой получилось точно не выше радуги — слишком мало места для маневров в силу простоты сценария и обилия танцев и песен. Однако невозможно не отдать должное создателям: начальные титры не обманули — это действительно «очень современная и очень музыкальная сказка».

6 из 10

18 июня 2014 | 22:11
  • тип рецензии:

Музыка великолепная. Все песни - попадания в десятку.

Весь же остальной фильм - досадная шелуха. Сценарий прямолинеен и примитивен, а исполнение... Дети постоянно скалятся и щурятся - как и во многих советских фильмах, что это, недружелюбное освещение съёмочной площадки? Ужасная озвучка. Общее свойство - небрежность. Актёры не играют, а суетятся, движения неловкие и угловатые, как в самодеятельности. Костюмы и реквизит убогие. Хореография как на колхозной дискотеке. Всё сляпано на коленке, второпях, и тем не менее неоправданно затянуто. Халтура, неуважение к зрителю. В то голодное время прошло на ура, теперь же есть с чем сравнивать.

Фильм почти забыт и это вполне заслуженно.

19 сентября 2013 | 09:42
  • тип рецензии:

Это удивительно светлый, удивительно тёплый фильм. Работа Г. Юнгвальд-Хилькевича, о которой редко вспоминают - может быть в силу того, что этот фильм находится в тени 'Мушкетёров' и 'Ах, водевиля'. Но от этого он не менее выигрышный.

В фильме прекрасная хореография, постановочные номера, замечательная музыка (лучшая, на мой взгляд песня 'Сирена' из репертуара Аллы Борисовны). Несколько подкачал сюжет - но это-то и притягивает: мир детства, фантазий начинающего поэта, первая влюблённость, первые мысли о вступлении во взрослую жизнь и т.д. Великолепные диалоги: один телефонный разговор Радуги и отца на фоне танцующей Леночки чего стоит..

Это один из тех редких фильмов, которые хочется пересматривать, причем с любого места и фрагмента. Что характерно: фильм, вроде бы детско-юношеский по жанру, однако просматривается не только и не столько подростковой аудиторией - по настоящему его оценить, как мне кажется, способны именно взрослые, в которых не исчезла романтика юношества.

25 июня 2013 | 01:13
  • тип рецензии:

Мне 42 года. Я не написал ни одной рецензии ни на этом сайте ни где бы то ни было в другом месте...В 1986 году у меня не было ничего из того, чем могут похвастаться современные подростки... Я читал запоем книги, одну за одной...И мечтал. И были в этих мечтах и острова и корабли и пираты и удивительные способности...Мои мечты были неосязаемыми и неосознанными. И тут во время летних каникул я совершенно случайно наткнулся на эту ожившую картинку из собственных фантазий и. ..как модно нынче говорить - залип. Картинка, музыка, сюжет - во все это втрескался с одной мыслью 'Как они узнали, что это живет во мне???' Я смотрел и не хотел расставаться с этим ожившим миром моих ЛИЧНЫХ переживаний, моих мечтаний.

Сейчас, спустя четверть века я смотрю этот фильм со слезами на глазах...Мое детство, мое милое, чистое, доброе детство...Оно живет на экране - оно по прежнему беззаботное, удивительное, готовое подхватить и унести тебя в 'синий Зурбаган'. Фильм - мечта, фильм - надежда, фильм - обещание, фильм - рассказ о ТВОЕЙ силе и о ТВОЕЙ свободе с которыми ТЫ рожден... Люблю его и рекомендую всем, кто верит и задумывается о своем месте в этой жизни!

19 апреля 2013 | 23:17
  • тип рецензии:

Мы все остаемся детьми - кто-то больше, кто-то меньше, но осознание этого приходит не всем и не всегда, порой мы просто очень спешим, а нужно лишь посмотреть вот, например, 'Выше радуги' - и мир станет светлее, и все сложности и условности немножко отступят, и накатит эйфория и счастье. Счастье, от которого наворачиваются слезы.

Потому что это сказка об идеальном мире современного подростка (пусть и рассказанная 25 лет назад), о чистой мечте без шелухи стереотипов и без налета массовой культуры, о реальной свободе самовыражения и просто о СВОБОДЕ, как таковой.

В детстве мне просто очень нравилось то, что происходило на экране, вот просто это все было моим, очень созвучным с собственным мироощущением. Сейчас я понимаю, отчего так было. Этот фильм каждым мгновением действия выражает мечту об идеальном мире, в котором мы все хотели жить. От простых банальных вещей вроде одежды героев и мебели в их квартирах и обстановки в их спортивных лагерях, до более серьезных детских чаяний о понимающих и современных родителях, адекватно воспринимающих своего ребенка и учителях, живущих на одной волне с детскими талантами, до того самого настоящего, за что фильм и становится любимым - за свободу мысли - когда парень сочиняет стихи, а одноклассники его за это не бьют, а уважают, а девочки восхищаются им больше (ну, или хотя бы не меньше), чем спортсменами, а его за это опять не бьют :) И за ту свободу мечты, когда ты можешь ни с того ни с сего начать петь и танцевать, потому что так чувствуешь - а все подхватывают, потому что это нормально и твои чувства всем понятны.

И эта чистая сказка при этом абсолютно не наиграна, не слащава и не напоминает утопию - наоборот, всему веришь, потому что чувствуешь так же, а иначе и быть не может.

К сожалению, все современные сказки грешат очень сильной связью с явлениями, актуальными и популярными в тот момент, когда они создаются, и проверку временем не проходят, в них нет истинного волшебства, они про другое и не про то вообще.

А 'Выше радуги' - это, похоже, универсальная сказка на все времена, но не только поэтому я могу назвать фильм шедевром. Даже отдельные аспекты заслуживают внимания - совершенно великолепная музыка, которая тоже остается как бы вне времени и не приедается, и гениальные визуальные образы, вроде и знакомые, но все равно какие-то потусторонние и от этого еще более чарующие.

И все это вкупе достигает апогея к концу фильма - и я рыдаю под 'Острова', как и поется, 'зачем - не знаю', наверное, от того, что мечта все равно со мной, никто не отнимет, и это слезы счастья, ведь эту мечту можно гарантированно прочувствовать, в очередной раз посмотрев любимый фильм.

10 из 10

14 ноября 2011 | 17:59
  • тип рецензии:

Прошло уже 25 лет, но я прекрасно помню день, когда впервые посмотрел 'Выше радуги'. Были каникулы, время обеденное, стояло безмятежное жаркое лето: только что благополучно закончился 9-й класс, а выпускной 10-й, будущая 'взрослая' жизнь и многое-многое другое были еще за горами... Я случайно включил телевизор и... 'прилип' к экрану.

Сложно словами описать те душевные переживания, что всякий раз испытываешь, когда смотришь эту картину. Но в миг первого знакомства с миром, который 'Выше радуги', за плечами будто бы выросли крылья. Вся жизнь в 15 лет была впереди, а тут еще крылья! Прекрасной казалась вся Вселенная, исполненная бессмертной любви и романтики! И радость, и счастье, и порыв к свету, солнцу, фантазии и свершению всех, самых драгоценных желаний... Восторг, до замирания сердца. Наверное, это, что-то сродни второму рождению.

Сейчас, спустя четверть века, далеким и милым видится этот странный и прекрасный день полета с настоящей мечтой, однажды и навсегда поселившейся в душе...

Счастлив, что эта картина, словно звезда в тусклом сумраке нашей современности, продолжает порою озарять путь мне и многим моим ровесникам.

Помните, в «Зимнем вечере в Гаграх», старый степист говорит: «… Я отдал бы все, что мне осталось, за один только день». Давно ушедший день.

10 из 10

03 ноября 2011 | 16:49
  • тип рецензии:

В советское время кинематограф был в значительной степени другим, нежели во времена сегодняшние. Можно вспомнить много аспектов, объясняя то в чем именно другим: несомненно намного более высокий уровень основанный на многолетних наработках, которые сейчас почему-то забыты, намного более кропотливый труд и серьезное отношение, намного более добросовестное и, что ли, 'человечное' отношение к своему делу нежели мы обычно наблюдаем сейчас. Доказательство этому масса, не побоюсь этого слова, 'вечных' шедевров, которое оставило нашему и мировому зрителю то значительно время. Но если не главное с точки зрения искусства, то самое существенное отличие которое я упомянул вначале, это именно общественная роль которую выполняло кино как и многие другие виды искусства в той стране. Думаю все знают, что просто так на экраны тогда почти ничего не попадало, кино в той или иной степени должно было чему-то учить советского человека, ну не то чтобы даже именно учить, может даже просто что-то в себе нести, и посыл, заложенный в творение, свободой выбора и, что говорить, объективностью отличался далеко не всегда.

В данном случае речь идет о пласте кинематографа тех лет который лично у меня большей частью вызывает какое-то просто несказанное отвращение. И дело тут даже не в отношении к периоду истории или советскому кинематографу, который я считаю одним из самых сильных в мире, дело в его декоративной и абсолютно пустой составляющей, вроде данного фильма. Многие меня упрекнут, мол фильм-то детский, и поэтому изначально должен нести в себе что-то сказочное и чистое. Но почему-то лично я в детстве такие фильмы просто терпеть не мог. Все эти бесконечные мелко морализаторские истории про хороших мальчиков и девочек щедро приправленные костюмированными свистоплясками с тонкоголосыми ля-ля-ля и тра-та-та, под аккомпанемент такой же пустой советской эстрадной музыки, засахаренной до какой-то просто эпилептической стадии. Куклачев? Ну это вообще просто без комментариев... Короче говоря, детское кино-то оно детское, но к юному зрителю надо относится как к ребенку, будущей личности, а не 'засюсюкивать' как послушного диванного пуделя, полностью огражденного от реальной жизни. Вот лично я в возрасте для которого такие фильмы предназначены как-то особо остро это осознавал, даже не то что сейчас...

Другой вопрос - зачем и с какой целью всё это происходило, а цель была несомненно воспитательная, т.е. воспитать с детства видимость того чего на самом деле не было, и делалось это на высоком уровне, о чем свидетельствует и данный фильм. Многие и сейчас часто испытывают ностальгию по тем временам и счастливом детстве, в том числе и на примере подобных высокохудожественно декорированных и оторванных от реальности сказок, но так уж повелось что прошлое мы часто вспоминаем по его декорациям, а не по реальным вещам, которые в те времена сводились к разрываемой противоречиями нежизнеспособной стране, дефициту, очередям, пустым полкам магазинов, лицемерию правителей и глубокому идеологическому застою доведенному чуть ли не до маразма (хотя последнее актуально и сейчас). Лично мне и сейчас занятно с исторической точки зрения наблюдать это расслоение фактически двух реальностей, но восторгаться её надуманной декоративной частью по-моему не иначе как заблуждение. И третий спорный момент это сама суть этого 'воспитательного' пласта, который как мы уже поняли, являлся частью чего-то большего. С ранних лет советского человека приучали быть добрым, отзывчивым, справедливым и чистым как в помыслах так и в поступках, в том числе и путем культурного влияния, но имело ли это ощутимый результат на самом деле? Это очень спорный и сложный вопрос. Можно бесконечно ругать бездуховность, цинизм и безразличие молодого поколения нынешнего времени, но факт в том что его уже не заставишь забыть обо всём на свете за пару импортных джинсов и блок жевательной резинки, как поколение воспитанное на всех этих бесконечно чистых и несущих добрые помыслы сказок. Лицемерие рождает лицемерие. Но каждый тут сделает свой вывод сам и кто-то вообще не согласится с характером моей субъективной рецензии. А моя отрицательная оценка это даже не оценка именно этому отдельно взятому фильму, это протест в целом, попытка отделить настоящее от эрзаца, наигранности, может даже лжи.

14 мая 2011 | 11:32
  • тип рецензии:

Вспоминая детство, в сознании всплывает фильм, связанный с летом и счастьем. В картине «Выше радуги», снимался забавный светловолосый мальчишка, покоривший своей улыбкой и озорством. Миллионы зрителей запомнили непосредственного Алика Радугу, поэта, романтика и фантазера. Поверили его чистой душе, который, вместе с друзьями-сверстниками, поведал, о чем мечтали школьники в 80-х гг. прошлого столетия. Также как и сейчас, мальчишки влюблялись в молоденьких учительниц, представляя, их глаза, озерами Байкал и Иссык-Куль. Мечтали сразить любимых учителей и одноклассниц, рифмой, успехами в спорте и юмором…

Семья, Алика – творческая, мать – костюмер, отец – сочинитель популярных песен. Радуга – поэт, мечтающий о кораблях, пиратах и сокровищах. Ему говорят, что личности из него не выйдет, его любимая учительница физкультуры, БИМша, Бутырина Ирина Михайловна, пытается привить задорному мальчишке любовь к спорту. А парню кажется, физкультура и стихи несовместимы.

Говорят, мысли материальны, вот и Алик намечтал себе Сирену, а за чудо, совершенное его фантазией – она совершила чудо для поэта. Наградила возможностью прыгать выше всех, только дар этот пропадет, если соврать…

В картине, мечтатели не только дети, но и взрослые. Это герой Куклачева (друг из полена), отец (вечно хандрящий и со странностями), учительница истории (Светлана Михайловна, вылитая Сирена) и Ирина Михайловна, понимающая стихи Радуги.

Диалоги прописано легко, становится тепло и уютно от милых шуточек и размышлений о жизни. Например, тренер по легкой атлетике, набирая команду, говорит: «Я из вас все соки выжму, и морковный, и яблочный, и желудочный»! Из разговора матери отцу Алика: «Все время болеешь, выпей хину, вдруг когда-нибудь заболеешь малярией. Выпил? А теперь выпей цианистый калий – все равно умрешь»! Сирена Михайловна - Ирине Михайловне: «Скажите, Ирочка, вам хотелось бы повалять дурака»? И начинает танцевать:).

Этот фильм о сокровенных желаниях и о том, что можно соврать, ценой исчезновения дара. Как думаете, ради любви, настоящий романтик, возьмет вину на себя?

«Выше радуги» наполнен замечательными хореографическими номерами, с популярным в прошлом, танцем, брейк, элементами цирка и клоунады. Костюмы сказочной эпохи Зурбагана, вымышленного города из «Алых парусов», яркие, местами похожие на морских обитателей. На фоне основной истории, про школу, фантазии об Ассоль, Сирене и пиратах смотрятся, как волшебные сны…

Песни, в фильме, исполняют Алла Пугачёва, Михаил Боярский и Владимир Пресняков. Навсегда запомнились композиции «Зурбаган», «Кот в мешке» и «Сирена»…

Вся жизнь – это бег, давайте помечтаем над книгой или фильмом о том, что все мы - поэты своего счастья и можем прыгнуть выше своей головы!

10 из 10

27 марта 2011 | 09:39
  • тип рецензии:

Время, которое ушло безвозвратно, наше поколение может увидеть лишь в фильмах. Это те ленты, которыми восхищались наши родители, на которые они бежали со всех ног, прогуливая учебу. Чтобы только посмотреть, как Алик Радуги прыгнет выше своей головы. Или, как, например, Михаил Боярский скажет фразу настоящего отца: 'Как поднимется, так и опустится!'.

Этот фильм о счастливом детстве в абсолютно незнакомой нам стране. О том, как подросток видит мир сквозь волшебство и поэзию, сквозь настоящее творчество. Множество прекрасных, ярких героев, которых не встретишь в обычной жизни, помогают Алику стать прекрасным спортсменом. Однако, чтобы самому по-настоящему чего-то добиться в жизни, дара недостаточно. Нужны усилия, кропотливая работа. Везде бегом: на свидание к девушке бегом! И только так можно будет потом сесть и сказать себе: 'Я прыгнул выше радуги'.

11 июля 2010 | 11:44
  • тип рецензии:

Мне 26 лет, и это единственный фильм в мире, который я смотрю со слезами, ничего не могу поделать, слёзы наворачиваются сами собой, непонятно почему и от чего. Скорее, это связано с тем, что понимаешь, что такого времени уже никогда не будет, наши дети никогда не увидят той жизни, при которой снимался этот фильм, когда практически не было преступности, дети могли гулять где угодно, когда страна не была отравлена алкоголем и наркотой, когда люди понятия не имели о словах: коррупция, доллар, и всяких таких уродливых слов. Не вернуть те времена уже никогда. И это печально.

Единственный фильм, который я могу смотреть по несколько раз в сутки и отвлекаться от всего этого дерьма, что нас окружает!

16 июня 2010 | 01:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: