К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Дауншифтеры, дикари, люди, отказывающиеся от благ материального мира - кто они? Они осознаются нами сейчас как приверженцы определенной моды, можно сказать даже эмигранты. Однако в случае с гольдом Дерсу Узала стоит говорить о той первобытной ступеньке неотделимости человека и природы. То, что воспринимается цивилизованным обществом как дикость, на самом деле и есть истина в ее широком понимании. Все мы дети природы, просто многие об этом забывают. В том-то и причина привлекательности Дерсу. Он возвращает нас к самим себе. Учит не мудрствовать лукаво, а все необходимое для жизни и радости искать в себе и вокруг себя. Поблизости. Проста эта житейская мудрость как силы природы, но нужно неукоснительно подчиняться ее законам.

Хотелось бы также провести аналогию с книгой. На мой взгляд, сам дух книги Куросавой был передан великолепно. Ощущение после книга и фильма остаются схожими, а это редко бывает. Однако стоит отметить, что некоторые моменты можно было бы раскрыть шире. Например, такое красочное описание явления миража и то, как анималистически его объяснял Дерсу, обрезана также была и сцена с мудрым китайцем. К тому же жалко, что замечательный эпизод со сном Арсеньева был безжалостно выброшен из контекста.

В целом, фильм оцениваю как очень достойный высокой оценки и соответствующий духу книги.

28 июня 2013 | 15:47
  • тип рецензии:

Дерсу Узала (1975)

Это второй в истории полнометражный художественный фильм производства СССР, который был награжден премией 'Оскар' в номинации 'лучший фильм на иностранном языке'. Самый интересный момент в том, что режиссером выступил японский киноклассик Акира Куросава.

Сомнений в том, что фильм будет отличный у меня не было - Куросава уже работал с русским материалом, когда снимал свою адаптацию 'Идиота' Достоевского. Но фильм в целом превзошел мои ожидания. Это чудесная, трогающая за душу история дружбы двух абсолютно непохожих друг на друга человека. Один военный исследователь Сибири капитан Арсеньев, олицетворение цивилизованности (блестящая роль Юрия Соломина) - образованный, умный, смелый человек. Второй олицетворение природы сибирский охотник Дерсу Узала (Максим Мунзук) - он неграмотный, может быть даже дикий человек, которому образованность заменяют природная мудрость и смекалка. Обоих объединяет разве что глубокая порядочность, и случайное знакомство перерастает в дружбу. Кстати, что поражает - в картине вообще нет отрицательных героев (разве что за кадром) - но от этого, картина не становится слащавой, наоборот - более трогательной.

Но картина хороша даже не сюжетом. Удивительно с какой любовью показана природа Сибири, трудно поверить, что это снимал японец. Картинка великолепная глаз не оторвать. Мощнейшая атмосфера - не знаю как Куросава этого добивался, но если я в его фильме вижу снежную бурю - мне аж холодно становится, будто я нахожусь рядом с героями фильма. Это чудесный эффект, настоящая магия кино. Даже вполне статичные сцены, в которых вроде бы ничего не происходит - смотрятся завораживающе.

Кроме того, невзирая на тот факт, что фильм о дореволюционной России снимал иностранец - здесь нет никакой 'клюквы' (хотя например Михалков в 'Сибирском цирюльнике', где показан примерно тот же период, насовал этой клюквы под завязку, а вроде как русский режиссер).

В общем, резюмирую - настоящий шедевр, который показывает насколько мощным талантом обладал Куросава, умудряясь снимать гениальное кино, на совершенно незнакомом материале. Смотреть обязательно, 'Оскар' в данном случае более чем заслужен.

03 марта 2013 | 20:37
  • тип рецензии:

Поражена количеством и качеством восторженных отзывов. Подозреваю, что те, кому понравился этот фильм, первоисточник не читали.

Я читала, поэтому мне есть с чем сравнивать.

Начну с того, что этот фильм я смотрела в детстве, и единственное, что мне оттуда запомнилось - пурга на озере. И само название. В юности попалась в руки книга 'Дерсу Узала'. Прочитала. Понравилось. Правда, осталось непонятным, где история с попаданием в пургу. Недавно перечитала. Поняла, что это вторая часть цикла, описывающая экспедицию 1907 года, нашла первую часть - 'По Уссурийскому краю', об экспедициях 1902 и 1906 годов. Понравилось ещё больше. Посмотрела обе экранизации - 1961 и 1975. Впечатление - если старый фильм производит впечатление несколько наивного, но динамичен и смотрибелен, то новый жутко затянут, причём в два раза большее экранное время вложили примерно такое же количество эпизодов, и сцены получились порой почти скучными. Может быть, именно в этом и есть тот самый высокохудожественный замысел, за который фильм так оценили, но по-моему, это сильно ухудшило впечатление. И если бы ещё их хотя бы разбавляли панорамами Сихотэ-Алиня, на котором большей частью действие происходило, но нет! - на переднем плане постоянно какие-то кусты.

Итак, что там есть хорошего:

Сам первоисточник. Те немногие эпизоды, которые создатели всё-таки сочли нужным поместить. Хотя за 136 минут умеючи можно было поместить туда почти все яркие и ключевые моменты, не перевирая при этом хронологию (как непонятно зачем сделали в фильме).

Пурга на озере Ханка. Пожалуй, это самое удачное, что есть. Эпизод, запомнившийся с детства и так и оставшийся самым ярким впечатлением всей картины. Даже расставание на рельсах не выглядит долгим.

Образ Арсеньева, очень удачно воплощённый Соломиным. Примерно таким он и предстаёт в своих книгах.

Русские солдаты - участники экспедиций. Очень приятное, доброе впечатление.

Ещё запомнилась интересная находка режиссёра - льдинки, повешенные в лесу на новогоднюю ёлку.

Самый конец фильма. И было действительно щемящее чувство. Хочется сказать - верю! несмотря на то, что почти весь фильм впечатление было обратное.

Что не понравилось.

Исполнитель роли Дерсу или режиссёрская трактовка образа. Для тех, кто не читал книги, это глаз не режет и выглядит, возможно, вполне естественным. Я первоисточник читала, причём совсем недавно. Это совсем не то! Очень самоуверенный, почти наглый, почти что навязывающий своё мнение - видимо, режиссёр таким образом попытался поставить его на передний план, загородив самого Арсеньева. Очень резкий диссонанс с подлинным Дерсу, к которому проникаешься искренним сочувствием и уважением. Исполнитель роли Дерсу в фильме 1961 года гораздо ближе к оригиналу.

Неоправданно затянутые сцены, настолько, что становится скучно смотреть. Даже сцену на плоту умудрились снять так, что не чувствуется ни напряжения, ни опасности, притом из фильма неясно, зачем нужно было рубить ещё одно дерево и почему Дерсу остался на плоту последним. Пребывание в Хабаровске, напичканное какое-то отсебятиной, я досмотрела только из уважения к первоисточнику. На таком материале можно было бы сделать яркий приключенческий фильм, который смотрелся бы на одном дыхании - здесь же не нашлось места даже для лесного пожара и зимней голодовки, которые есть в старом фильме. Да, я понимаю, что книги Арсеньева - это не только познавательно-приключенческая литература, но и наполненная глубоким смыслом, о людях, живущих в гармонии с природой, о том, что необразованный человек-нехристианин может быть гораздо лучше, честнее и гуманнее, чем изначально привычные автору эталоны поведения, об эволюции его собственных взглядов вследствие общения с Дерсу, о дружбе и взаимовыручке в критических обстоятельствах - но здесь не смогли сделать даже приключенческий фильм!

Итог:

за то, что этот фильм вообще сняли и кто-то, возможно, захочет прочитать книги, по которым он снят, за образ Арсеньева, пургу на озере Ханка

8 из 10

Просто рука не поднимается поставить меньше Арсеньеву, который эти книги написал. Лучше прочитайте их, а не довольствуйтесь экранизацией.

07 июля 2012 | 03:33
  • тип рецензии:

О Людях и не только

Как можно жить среди серых стен серых городов, когда есть тайга? У таежного охотника Дерсу свой взгляд на то, как можно жить, а как нельзя. Как можно жить среди алчных и плохих людей, когда есть тайга? У таежного охотника Дерсу свой взгляд на то, кого можно назвать человеком, а кого нельзя. И это тот самый чистый взгляд, не замутненный благами цивилизации, наивный взгляд человека, чей разум не пропитан стереотипами нового мира. Ему нет места в новой системе ценностей. Вместе с гольдом Дерсу умерла целая культура (от чьей руки и при каких обстоятельствах?..), так же как с появлением телеграфных столбов умер Дикий Запад. И нам повезло, что Арсеньев сумел сохранить ее хотя бы на бумаге. Спасибо ему за это.

Фильм великого режиссера Акиры Куросавы в свое время меня потряс. Это история о настоящей дружбе и о любви к природе. Это, наверное, лучший биографический фильм, который я видел. Фильм правильный, настоящий, живой и добрый. А еще он бесподобно красив. Панорамы тайги в тысячи раз красивее насквозь фальшивой (читай - компьютерной) Пандоры. Спасибо оператору и, конечно, режиссеру.

Картина Куросавы резко контрастирует с той грязью, что льют на нас с экранов и мониторов. В наш век высоких технологий, когда голливудские режиссеры признают, что снимают дерьмо, потому-что оно приносит прибыль, а представители авторского кино пытаются переплюнуть друг друга в откровенности, делая ставку на эпотаж, такие фильмы как 'Дерсу Узала' нужны как воздух. А воздух с каждым годом все грязней. Я уже подумываю собрать походный рюкзак и рвануть в тайгу.

9 из 10

18 мая 2012 | 21:05
  • тип рецензии:

Японский режиссер Акира Куросава - величайший мастер кино XX века. Его творчество повлияло на мировой кинематограф, но за рубежом он всегда пользовался большей популярностью, чем у себя на родине. Начало 1970-х годов, стали сложными в творчестве режиссера. Критика, не принимала новаторства Куросавы, он впал в депрессию и хотел покончить жизнь самоубийством. Пытаясь обрести душевное равновесие, Акира решил: «Настало время, экранизировать одну, из любимых книг». И с этим предложением, он обратился в Госкино СССР. Роман, выдающегося русского путешественника, географа, этнографа, писателя и исследователя Дальнего Востока, Владимира Арсеньева, вошел в основу картины «Дерсу Узала».

Тайга, как много в этом слове… Бесценное творение природы, богатое уникальным животным и растительным миром! Куросава, снимал в тайге, о которой писал Арсеньев, причем с настоящим уссурийским тигром! Его герои, в экспедиции, находили женьшень (лекарственное растение восточной медицины). На Дальнем Востоке, где в течение восьми месяцев (в условиях, максимально приближенных к «боевым») проходили съемки, актеры и создатели фильма, не всегда радовалась погоде. Но, как говаривал Дерсу: «Солнце и луна – главные люди, они пропадут – пропадут и люди. Стихии воды, огня и ветра – живые». И обращаться к живому нужно бережно. В жизни работает закон круговорота (не только воды). Что отдаешь – то и получаешь!..

Но как, же мал, человек, перед величием природы! В фильме, одним из драматичных моментов является борьба с ветром, водой, морозом. Это настоящий «урок выживания мужчины», в экстремальных условиях. Герой Ю. Соломина, почти отдавшись на растерзание природы, спасается выручкой Дерсу. Если у человека прекрасная душа – он отдает все, что имеет, не задумываясь. Для него помощь человеку – само собой разумеющиеся вещи. Так и обретаются настоящие друзья. В этом случае, Узала говорит: «Спасибо - не надо. Вместе ходим, вместе работаем»!

Эта картина – о «лесном человеке» и русском ученом В. Арсеньеве... Но в первую очередь, «Дерсу Узала» - о жизни человека в гармонии с природой. Волнителен момент, когда друг (от чистого сердца) говорит, другу: «Мой дом – твой дом»! Но человеческое сердце, всегда тоскует по своему дому. В. Арсеньев (его играет Соломин), после топографической съемки в тайге, всегда возвращался к семье. А Дерсу – стремился к месту, в котором: крик птиц, зверей, треск костра – объединял в себя Людей - все живое, что можно было почувствовать, проникаясь душой.

9 из 10

20 декабря 2011 | 11:36
  • тип рецензии:

Суровая природа Уссурийского края. Холодный сильный ветер, сугробы по колено, голодные хищники, блуждающие неподалёку. На фоне этой жестокой красоты разворачивается трогательная история, знакомая практически каждому.

Картина, предстающая зрителю, вряд ли отличается от картины, предстающей читателю одноимённого произведения. Правда, в книге больше половины повествования - рассказ о природе Тайги с использованием огромного количества научных терминов, из-за чего не так много внимания уделяется дружбе Арсеньева и Дерсу. В фильме же эта ошибка исправлена: и красота Уссурийского края, и взаимоотношения главных героев - всё максимально раскрыто, что не может не радовать.

Забавный старичок-отшельник Дерсу Узала, разговаривающий с лесными духами и тиграми, может показаться сначала довольно странным. Он утверждает, что 'Солнце - это люди', и удивляется, почему в городе не принято спать на улице в палатках. Но благодаря своей детской наивности Дерсу Узала поселился в сердцах людей как прототип доброты и искренности. А также бесконечной мудрости. Короткими, немного смешными фразами он выражает бессмертную истину: порой люди - звери, а звери такие, какими люди должны быть.

Пожалуй, единственное, что не очень понравилось в этом фильме - актёрская игра (кроме двух главных героев). Но режиссёр поработал на славу: самые красивые места бескрайней Тайги запечатлены в этом фильме - спасибо Акире Куросаве!

Душевный фильм. Дерсу Узала - очень хороший люди.

9 из 10

18 апреля 2011 | 22:02
  • тип рецензии:

Это отлично от того, что я раньше видела у Куросавы, но в то же время стиль японских фильмов всё-таки прослеживается: это статичные кадры с продуманной расстановкой персонажей.

Фильм очень душевный. Я бы назвала его одним из лучших фильмов о дружбе.

Меня восхищает образ Дерсу. Он выглядел простодушно, члены экспедиции поначалу старались подшутить над ним, но он всегда выглядел на голову выше их. Постепенно и герой Юрия Соломина(Арсеньев) искренне привязывается к нему.

'Я был восхищён этим гольдом он обладал удивительной проницательностью, выработанной всей его жизнью в тайге. К тому же у него была прекрасная душа: он позаботился о человеке, которого не знал и может быть никогда не встретит...'

'Я таких ещё не встречал. Редкий человек. Дай, Бог, ему здоровья!'

Темп у фильма очень неспешный, присутствуют паузы в диалогах, но он настолько подходит этой истории, что делает это своим плюсом. Отличная закадровая музыка, хотя вместо неё чаще слышно пение птиц и звуки леса, что придаёт кинокартине неповторимое очарование.

10 из 10

15 февраля 2011 | 13:36
  • тип рецензии:

Недавно посмотрел замечательный и красивый, очень запомнившийся своей грацией красок и видов тайги, фильм японского режиссера, Акиры Куросавы ('Семь самураев', 'Ран', 'Рай и Ад'), снятого совместно с советскими деятелями киноискусства.

При просмотре меня то и дело приятно поражало качество операторской работы (за что большое спасибо операторам Федору Добронравову, Юрию Гантману и Асакадзу Накаи), монтаж музыки (спасибо также композитору Исааку Шварцу ('Луна Парк', 'Послушай, не идет ли дождь', 'Дикарка') за музыку, подпитывавшую напряженную и таинственную атмосферу фильма), который даже сейчас, на заре 2011 года, кажется невероятно продуманным и тонким; игра актеров, которые полностью передали характеры своих героев, раскрылись на полную, передав мысли героев мимикой и движениями.

Очень мастерски и рафинировано передана природа тайги, её некоторый оттенок тайны, скрытности; обобщенности от всего мира. Это местность, поставленная в полный и точный противовес цивилизации. Здесь тайга предстает перед нами как мир густых лесов, родников, переливающихся под игривыми солнечными лучами, многочисленных соединяющихся и разъединяющихся троп; мир, полный опасностей и секретов, живущий по своим законам, в своеобразной гармонии.

Наблюдая за этим миром в сопровождении приятного, милого и приятного человека-хранителя этого мира, апостола этой покойной и прекрасной тайги Уссурийского края, Дерсу Узала, можно невольно вспомнить нарисованный при помощи новейших технологий мир, представленный как нечто эфемерное, ложное, а я имею ввиду тот самый, в котором живет народ Наави, всем известной и нашумевшей на весь мир картины Джэймса Камерона 'Аватар'. После просмотра 'Дерсу Узала' я усомнился в красоте Пандоры, потому что мир, который показали мастера спецэффектов Камерона - не настоящий, не побоюсь повторения, - ложный, слишком фэнтезийный и сказочный, чересчур. А тайга Дерсу (Максим Мунзук) - это настоящий, существующий мир, раздавленный железным промышленным сапогом всемогущей и безжалостной цивилизации, стремящейся расширить свои границы на всю Землю, уничтожая миры первозданные, нерукотворные, прекрасные...

Мельком, в самом начале фильма, Акира Куросава показывает картину: 1910 год (время после основных событий картины, после смерти Дерсу, где писатель-путешественник и географ Владимир Арсеньев (Юрий Соломин), по работам которого (книги 'По Уссурийскому Краю' (1921), 'Дерсу Узала' (1923)) и написан сценарий к фильму, приехал искать могилу Дерсу), та самая тайга. Во всю идут работы, связанные с лесопереработкой и стройкой. Цивилизация наступает на природу.

Всем известно пристрастие японских деятелей культуры к природной гармонии, которая и является для них духовной. И здесь Куросава внес эту страсть, превращенную в более сдержанную форму, в сожаление о том, что так жестоко с природой поступает цивилизация, автор сопереживает природе, которую здесь олицетворяет Дерсу Узала.

Естественно, после просмотра 'Дерсу Узала', появившегося намного раньше, чем 'Аватар', мир Пандоры потерял для меня свою оригинальность и вопиющую красивость, и, вследствие оного, лично мне, на него уже не хочется смотреть с тем вожделением, какое я испытывал во время сеанса в кинотеатре. Катарсис иссяк, его сдуло ветром земной красоты Уссурийской тайги. Да, фантазировать - это хорошо, но когда это уже становится идеальным предметом визуального зомбирования масс, то ситуация выходит из-под контроля, зарождается фанатизм.

Но вернемся непосредственно к 'Дерсу Узала'. Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. Два с половиной часа я наблюдал за жизнью прекрасной тайги, судьбой Дерсу и экспедиции Арсеньева. Арсеньев и его группа - посланники от лица цивилизации, призванные сделать топографические съемки местности для дальнейшего освоения территории. Следовательно, они - марионетки большой и плохой игры, которая продолжается и сейчас, и которой противостоят различные мировые организации по защите окружающей среды, дай им Бог здоровья. Но они, прежде всего, люди и, попав в этот дивный мир, хоть и отдаленно, но проникаются его чистотой и свежестью духа.

Если бы они не пришли туда, амба (как Дерсу зовёт тигра) не почувствовал бы опасность надвигающейся урбанистической бури, а Дерсу бы не выстрелил в разъяренного зверя, тем самым не нарушив запрет, наложенный на него, хранителя, тайгой. Это еще одна мысль - как порой бывает жесток случай.

Но они пришли, породив цепную реакцию событий. Выстрелив в зверя, гольд Дерсу вынужден покинуть тайгу, иначе амба его казнит как преступника, нарушившего самый главный таежный гольдский закон природы.

В этом плане Дерсу можно только сожалеть - он и есть человек природы и по его состоянию души, попавшей в сети цивилизации, можно судить о состоянии природы, ибо Дерсу и натура связаны прочным канатом гармонии духовной, языком природы, единой верой в красоту и устойчивость прекрасного.

'После того происшествия Дерсу переменился - он стал угрюмым и раздражительным' (После нарушения закона тайги, осквернения её)

Фильм замечательный и обязательный к просмотру каждому, кто хочет окунуться в мир природы, проникнуться сожалением к ней, прочувствовать её. Финальные сцены - прибытие Дерсу в Хабаровск, чтобы скрыться от амбы, очень эмоциональны, сильны, раскрывают смысл (сущность) существования Дерсу - ему хорошо только рядом с природой, город ему невыносим, цивилизация замыкает его, угнетая его высоко духовное и приобщенное с природой сердце. Мы должны беречь мир природы - он очень хрупок, неподвижен, благ, безмятежен и нежен, как младенец, который никогда не растет, остается чистым и безгрешным. Данный шедевр кино заставляет задуматься по этому поводу.

Вместе с тем режиссер показывает и то, как природа даёт человеку те или иные испытания, которые он просто обязан выдержать. И одна из таких схваток с природой показана в фильме в напряженной сцене, когда опытный Дерсу и не готовый к таким испытаниям Арсеньев борются с наступающим морозом, предвестие которого - стремительно садящееся за горизонт солнце...

Премия Оскар за лучший иностранный фильм подтверждает, что эта картина - эталон, один из лучших фильмов о природе, чувственный, глубокий и блестяще поставленный. Одна из изюминок 'Дерсу Узала' в том, что он легко понимается и он не может не пробудить ощущение красоты этого девственного и прекрасного мира. Берегите природу и человека - самые великие сокровища, созданные Богом и привнесенные в этот мир.

10 из 10

04 января 2011 | 10:10
  • тип рецензии:

Я человек очень стойкий на всякого рода трагедии и драмы, но после просмотра этого великолепного фильма я плакала. Будто оплакивая родного мне человека...

Эта история о самой искренней и крепкой дружбе: современного(в пределах хронологии фильма) горожанина и 'лесного человека'. Зритель удивительно быстро и крепко привязывается к Дерсу, не имея ни малейшей надежды на обратное. Герои фильма также испытывают к этому смелому гольду исключительно теплые чувства. Не перестаешь удивляться - как много знает этот старичок! Он в меру весел и в меру строг. Прошлое его, к сожалению, не лишено трагизма. Дерсу, словно тот последний, кто способен поставить людей на путь истинный.

'Люди в лес ходить, зверей стрелять, а нам кушать нечего!'

'Зачем снимать? Это значит женьшень тут нет! Человек приходить, копать, пустую работу делать!'

Дерсу всегда готов прийти на помощь. Он попросил у капитана соли и спичек, дабы оставить их в хижине для того, кто придет сюда - 'помог человеку, которого никогда не увидит'

Фильм степенен и плавен, как равнинная речка, он будто бы идет в реальном времени.

Особо впечатлительным не рекомендую смотреть.

Десятибальная шкала мала для оценки данного фильма, но все же

10 из 10

08 ноября 2010 | 20:22
  • тип рецензии:

Историю 'Дерсу Узала' можно рассматривать в трех временных пластах. 1902-1907 годы, когда происходят события автобиографического романа. 1964-1975 - в свет выходят две экранизации, одна из которых принадлежит великому Акире Куросаве, и 2010 год, акцентирующий внимание на том, что с развитием урбанизации, возрастает значимость этой щемящей истории о дружбе геолога Арсеньева и гольда Дерсу Узалы. Действительно, прошло уже более ста лет, а один эпизод из жизни одного человека стал более чем известен всему миру. Историй интересных много, но лишь некоторые награждают высокими премиями, и еще меньше становятся документом эпохи и манифестом. 'Дерсу Узала' - это манифест смертельного взаимодействия человека и природы.

В красивейших суровых таежных пейзажах разворачивается история освоения Уссурийского края времен Российской империи. Группа геологов во главе с Владимиром Арсеньевым встречает на своем пути нанайца Дерсу Узалу, который уже много лет один одинешенек живет среди тигров, медведей и пронырливых китайцев, ворующих пушнину и женщин. Дерсу выражает мысли фольклорно, по-чукотски, так что иногда моя его не понимай, но в его словах много мудрости, той, без которой не выжить в безлюдных краях. Сам по себе, он олицетворение симбиоза с природой, когда-то потеряв семью, Дерсу обрел ее сызнова в окружающем мире. Мы привыкли считать северные народы даже не глупыми, а шаманскими. Каждый эвенк, чукча, нанаец для нас шаман с бубном или оленевод, и в этом есть доля истины. Вода для них 'люди', огонь - 'люди', ветер - 'люди' и когда эти 'люди' сердятся, может произойти трагедия. Будучи природным человеком, Дерсу Узала способен предотвратить эти трагедии, так он спасает Арсеньева в снежный буран, смастерив из травы и топографического инструмента берлогу. Замечательный охотник, меткий стрелок, Дерсу проводит исследовательскую группу по укромным уголкам Уссурийского края, невообразимо облегчая работу геологам, открывая им философию жизни в этом суровом крае. Но когда зрение у Дерсу слабеет и Арсеньев забирает друга в город, оказывается, что ничто не способно предотвратить трагедии, которую приносят с собой люди. 'Злые вы, уйду я от вас' - есть такая поговорка, и после 'Дерсу Узала' она кажется очень осмысленной. Став для семьи Арсеньева родным человеком, Дерсу Узала задыхается в городе (Хабаровск) и просит отпустить его обратно в таежные сопки. Арсеньев дарит слабовидящему другу новейшую винтовку с отличным прицелом. И вот маленький человек, переживший все опасности первобытных лесов, обитающий в местах, где простому горожанину не выжить и трех дней, становится жертвой простого разбоя. Это очень грустно.

Честно говоря, я не могу передать, какие чувства захлестнули меня после просмотра этого фильма. Да, он снят очень красиво, есть моменты столь напряженные, что на месте не усидеть, большую часть фильма смотреть не так интересно, но в конце, после трагического финала охватывает такая печаль и обида за маленького, но храброго Дерсу, что не передать. И будучи таким же городским человеком, который, наверно, не способен понять обожествление и поклонение духам леса, кажется, что человек столь испорчен жадностью, что дальше некуда, а мир катится куда-то в пропасть. Даже о китайской экспансии забываешь, которая актуальна не только сто лет существования этой истории, но, пожалуй, весь период взаимоотношений России и Китая.

'Дерсу Узала' принадлежит Акире Куросаве, действие фильма разворачивается во время русско-японской войны. Не знаю, играло ли это роль, при сотрудничестве Куросавы и СССР. Но Оскар за лучший иностранный фильм создатели получили более чем обоснованно. Есть истории камерные, не выходящие за пределы самих себя, 'Дерсу Узала' история тоже камерная, однако, столь глубокая, что и Вселенной мало, чтобы вобрать в себя весь ее смысл.

9 из 10

28 февраля 2010 | 00:09
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: