История о молодой вдове, взявшей управление винодельней в свои руки после смерти мужа и повлиявшей на всю историю вина.
Изначально я была скептически настроена к данному фильму, потому что сразу понятна расстановка сил: очевидно, что перед нами очередной байопик о сильной и гениальной женщине, противостоящей жестокому патриархальному миру на рубеже 19-20 веков.
Создавая феминистскую историю, авторы сделали крен в сторону романтичной мелодрамы об отношениях мужа и жены, и только ближе к самому финалу вдруг вспомнили, в чем, собственно, проблема главной героини. Удивляет еще тот факт, что сама биография и выдающиеся заслуги Вдовы Клико перед индустрией практически вынесены в титры, хотя вот уж где можно было разгуляться фантазии сценаристов! В результате мы получаем недо-фем-байопик, косплеящий все романы Джейн Остин. Кстати, последнее неслучайно: фильм хоть и о Франции, но с чисто английским флером — его продюсер Джо Райт экранизировал дюжину английских романов, в том числе «Гордость и предубеждение».
Нельзя сказать, что фильм совсем уж плох: операторская, художественная и актерская работы здесь так красивы, что буквально спасают 'Мадам Клико' от низких оценок. Если вы не ждете чего-то большего, то можете насладиться вкусными деталями из мира виноделия: закат в виноградниках, винный погреб, свет в бутылках, ужины при свечах и т.д.
Если ничего не ожидать - то эстетическая картинка вполне может стать усладой для вечера. С бокалом вина, конечно же.
'Мадам Клико - фильм-мотивация. Он о женщине, которая знает, чего она хочет. И удивительно - в самый трудный момент, момент утраты самого близкого человека, знание себя и вера в себя очень ей помогают.
События фильма происходят во Франции начала XIX века, идут так называемые Наполеоновские войны. Положение женщины в это время серьёзно ограничено - она не может управлять хозяйством (мы бы сейчас назвали это 'бизнесом'), общественное мнение, репутация значат гораздо больше в обществе, чем личные потребности и желания. В таких непростых условиях героиня фильма умудрилась воспитать в себе искусную чуткость к себе, без которой интуиция не работает, настойчивость, храбрость, интерес к миру. Этот интерес проявляется в исследовательской позиции, в открытости новому, творческой деятельности, благодаря чему вдова Клико преуспевает в своём деле настолько, что даже пушечные ядра пролетают мимо по странной траектории, а конкуренты (между прочим мужчины, прочно занявшие рыночную нишу) остаются далеко позади.
Мне очень понравилась Хейли Беннетт в главной роли, я ей поверила, её естественность располагает к себе. Мне не хватило пространства в фильме, но по задумке автора этого, по-видимому, не требовалось. Внимание зрителя направлено на сильный образ и внутренние переживания вдовы Клико.
Для меня этот фильм подсветил важность упорства в своём деле, показал пример стойкости и контакта с собой, ещё раз на доступном примере отразил разницу между мышлением мужчины и женщины.
Шампань, Франция, начало XIX века. Потеряв мужа, мадам Клико решает продолжить дело его жизни - заботу о винограднике и создании лучшего шампанского в мире...
Признайтесь, давненько вы коротали вечерок за бокалом 'Вдовы Клико' урожая 1811 года? Ну или хотя бы 2011-го? Нет? Ну тогда какой-никакой заменой вам может служить автобиографическая лента об истории этой самой вдовы (в нашем прокате смущённо переименованной в 'Мадам Клико' - как будто в статусе вдовы есть что-то неприличное...)
История действительно примечательная. Прожив с мужем всего семь лет, но успев зажечься его страстью к виноделию, Барба-Николь Клико остаётся вдовой с маленькой дочкой и неприбыльным виноградником - покойного мужа больше интересовали эксперименты с составом напитка, чем B2B продажи. Свёкр хочет выгодно продать виноградник, но Барба-Николь не ищет простых путей. Она решает взять бизнес в свои руки, рискует, экспериментирует и... Математический феномен 'ошибки выжившего' спойлерит нам результат - если бы смелая вдова потерпела неудачу, никто не вспомнил бы о ней спустя двести лет. А раз уж мы здесь и обсуждаем её персону - значит все получилось. Не без проблем, конечно - иначе и смотреть было бы незачем. Вдову ждет стандартный набор неурядиц киновинодела - неурожай, дожди, жара, холод, а потом ещё и русские войска - все это на фоне красивейших видов!.. Впрочем, помимо пушек и преследования Наполеона, русские оказались весьма охочи до игристого напитка, который вдова смело отправляет в Россию почти контрабандой - и создаёт спрос, моду, бренд... Остальное, как говорится, история.
О чем история (по крайней мере, Википедия) умалчивает, так это о причинах смерти её мужа. Не знаю, является ли показанная история фактом или вымыслом, но семь лет супружества не были для героини безоблачными - поведение мужа становится все более эксцентричным, если не сказать шизофреничным... Решение авторов смешать в одном флаконе и становление вдовы и флешбеки её замужества довольно затормаживает фильм. Если вы привыкли к быстрому клиповому монтажу, то точно заскучаете. Действие тянется крайне неспешно, под умиротворяющую музыку, причём в одних и тех же декорациях. Приемлемый уровень энергии лента набирает ближе к концу, когда во 'флешбечной' части муж окончательно слетает с катушек, а во 'вдовьей' части неинклюзивные мужчины начинают активно ставить палки в колеса индивидуальной предпринимательнице - ещё бы, их заткнула за пояс женщина! Шерше ля фам, это ей даром не пройдёт! Так что если вы не уснёте на середине фильма, то будете вознаграждены. За это стоит выпить. Жаль, что под рукой нет бутылочки 'Вдовы Клико'...
'Мадам Клико' - это абсолютно проходное кино, несмотря на то, что посвящено оно незаурядной женщине, жившей и добивавшейся успеха в эпоху великих перемен. Проходным его делает то, что из интереснейшей истории ее жизни сделана очередная лубочная иллюстрация к самому примитивному феминизму. Я уверена, что ни одна из выдающихся феминисток прошлого, да и сама мадам Клико не сказала бы спасибо за то, в каком виде этот самый феминизм здесь подан. 'Мужчины - это гнусная иерархия (читай эксплуатация), тираны, завистники, наркоманы и неудачники, а женщины - это товарищество, равноправие, круглые столы (я рыдала на этом месте) и, конечно же, успех'. Этим идейное содержание фильма исчерпывается.
Если отвлечься от повестки, то самое привлекательное в фильме - это история любви мадам Клико и ее мужа, которая после его смерти для мадам Клико продолжилась любовью к делу его жизни: виноделию. Любовь к человеку, естественным образом превратившаяся в любовь к профессии, которой он научил, показана ярко и трогательно, Хейли Беннетт, сыгравшая главную героиню, здесь однозначно на высоте. Фильм насыщен вкусными деталями из мира виноделия: виноградные лозы, погреба, бутылки, изящнейшие бокалы, естественно, само вино. Эта картинка радует глаз и позволяет получить удовольствие от просмотра. Если бы эти две составляющие были показаны без идеологической надстройки (которая и пришита-то на редкость белыми нитками), то фильм, я уверена, смотрелся бы лучше и оставлял гораздо более приятное послевкусие.
Тем не менее, за красивое напоминание о знаменитой француженке готова поставить