Кинематограф развивается настолько стремительно, что оценить по достоинству фильмы, вышедшие полвека назад, почти невозможно. Чтобы добросовестно ругать или хвалить их, необходимо представить событие в контексте эпохи. Т. е., условно говоря, реконструировать значимость премьеры 'Мистера Икса' для среднестатистического советского гражданина.
Это - не легче, чем воссоздать, как в точности двигалась фаланга Александра Македонского.
Поэтому остается расстаться с претензиями на объективность и 'вкушать' произведение как самоценное. Благо, к этому есть как минимум один повод - познавательный. 'Мистер Икс' создан по всем законам довольно диковинного жанра оперетты, который заслуживает внимания как минимум в силу своей неординарности.
Кроме того, это хороший пример тогдашней 'попсы', т.е. легкого, развлекательного жанра. Ведь развлечение - единственная цель оперетты. Если взять голые сюжетные схемы, то большинство сегодняшних комедий/мелодрам строятся по тем же лекалам и эксплуатируют те же темы. Однако 'Мистер Икс' - не в пример утонченнее, остроумнее и душевнее. Поэтому это не тот случай, когда сюжет нужно уважать, но вместе с этим не доставать с музейной полки. Напротив, было бы хорошо, если бы историю циркача в маске экранизовали снова, так сказать, подновив краски - только с условием, что изящная музыка Имре Кальмана не претерпит ремиксовых извращений, а роль Теодоры Вердье не достанется какой-нибудь Лизе Боярской.
Что же касается экранизации 1958 года, о которой даже сказать нечего - настолько идеально все в ней сделано, то градус субъективного удовольствия, полученного от нее, я могу сублимировать в
6 из 10