К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

СССР; начало 40-х – начало 90-х годов XX века

Мария Моисеевна /Алиса Фрейндлих/ - мать Бродского, заботливая и любящая мать и жена

Александр Иванович /Сергей Юрский/ - отец Бродского, фотокорреспондент, любящий и заботливый отец и муж

Иосиф Бродский /Григорий Дитятковский/ - поэт

Ох, сложновато, откровенно говоря, облечь свои мысли об этой картине в стройные предложения. Но придётся же попытаться. Хотя фильм этот – фильм-впечатление, фильм-эмоция, фильм-нерв, и воспринимается больше не разумом, а чувствами.

Во-первых, снят он крайне необычно, я, по крайней мере, ничего подобного ранее не видела. Перед нами какие-то обрывки воспоминаний, а порой мечтаний выгнанного из страны поэта. Всё происходящее поясняется закадровым голосом главного героя. И очень часто перемежается с мультипликационными вставками, причём, каждый подобный мультфильм снят в особой, не похожей на предыдущую, технике.

Во-вторых, фильм лично меня зацепил тем, что весь он о детско-родительских отношениях. Сложно, конечно, представить, каково было родителям, сына которых выгнали из страны и увидеться с ним они больше никогда не смогли до самой смерти. Сложно представить и чувства мужчины, которого не пустили даже на похороны родителей. Но прочувствовать все эти эмоции очень даже можно, и, на мой взгляд, создателям данного фильма это удалось донести до зрителя вполне удачно.

Немножко меня покоробило то, что родители Бродского были уж слишком возрастными, т.е. мальчику всего десять, его маме на тот момент было 45 по факту, а перед нами семидесятилетние мужчина и женщина, которым грим ничуть не помогает выглядеть моложе. Но передать эмоции своего персонажа, конечно, и Юрский, и Фрейндлих смогли более чем достоверно. Тут и говорить не о чем, мастера.

Интересно, что актёр, сыгравший Бродского в зрелом возрасте, очень на него похож внешне. И это его единственная роль в кино. Читала, что Дитятковский творит в театре.

Фильм снят по прозе Бродского, по его воспоминаниям, но не является биографией как таковой. Нам не показывают его жизненного пути, его становления, как поэта, его отношений с женщинами и другими близкими людьми. Только отношения с родителями, с небольшими вставками с теми же романтическими увлечениями, но опять же через призму отношений с родителями.

Картина получила Главный приз программы «К Востоку от Запада» на Международном кинофестивале в Карловых Варах. На премии Ника он забрал награды в номинациях Лучший фильм, Лучший сценарий и Лучший режиссёр, и номинировался здесь же в категориях Лучшая женская роль, Лучший звук и Лучшая работа художника-постановщика. А так же имеет номинации на премии Золотой орёл в категориях Лучший сценарий и Лучшая мужская роль второго плана.

Примечательно, что Нику за Лучшую мужскую роль получила Светлана Крючкова за свою роль в картине «Похороните меня за плинтусом». А в данной картине Крючкова так же появилась в эпизодической роли уже пожилой Анны Ахматовой. Я уже рассказывала о сериале «Луна в зените», где Крючкова исполнила роль Ахматовой и сделала это великолепно.

Мне фильм очень понравился, он эмоциональный и необычный. Рекомендую его всем любителям незамыленностей.

26 июля 2023 | 06:43
  • тип рецензии:

Было очень интересно ознакомиться с данным произведением, узнать поближе любимого автора, посмотреть на быт тех лет, на те полторы комнаты, в которых он рос.

Мне больше всего из всех представленных 2х часов понравилась концовка: мы видим автора, который прогуливается по Санкт-Петербургу 90х годов, вспоминает свое детство, приходит домой и встречается с родителями и соседями, как будто и не было всех тех лет в ссылке, как будто он просто на время уезжал и, наконец, вернулся. Они сидят за столом, как в старые добрые времена, смотрят телевизор и разговаривают. Кажется, что это идея режиссера-показать нам, как бы было, вернись он домой, пока не звучит фраза: «Папа, как ты умер?» И мы понимаем, что все это нереально, что это не фантазии создателей, а очень сильный момент, показывающий нам, как душа скитальца, освободившись, снова вернулась на Родину. Ведь Иосиф Александрович тоже умер, хоть и удивлен этому. Поэтому он здесь, снова со своей семьей. Очень сильный момент, очень трогательный.

Хочется так же отметить, что актеры сыграли здорово. Только в речи Григория Дитятковского мне не хватало той изюминки, присущей Бродскому картавости, которую мастерски передал Артем Смола. В этом, пожалуй, состоит мой минус этой картине.

В остальном, очень замечательный фильм. Всем, кто неравнодушен к творчеству Иосифа Александровича, будет интересно ознакомиться, я думаю.

«Только пепел знает, что значит сгореть дотла..»

7 из 10

30 ноября 2019 | 22:49
  • тип рецензии:

Иосиф Бродский... Несмотря на все тяжбы, встретившиеся на его жизненном пути, это имя стало культовым для любителей поэзии по всему миру. Он пережил всё: ссылки, цензуру, забракованные публикации и запреты на возвращение домой, но, как говорится, per aspera ad astra, и ныне Иосифа Александровича по праву считают одним из лучших поэтов 20го века. Нобелевская премия, переводы на многие языки мира (в основном английский, польский и итальянский), миллионы вдохновлённых поклонников и последователей, улицы, мемориалы и памятники, названные в его честь, песни, написанные на его творения, стихи, а также кино об авторе это полностью доказывают.

На сегодняшний день о Бродском снято множество фильмов, но поговорить я хочу о ленте «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», по моему субъективному мнению, наиболее заслуживающей внимания (а если не верите мне, то, думаю, «Ника», «Золотая ладья», гран-при на кинофестивалях «Зеркало» и «К Востоку от Запада» вас убедят).

Итак, «Полторы комнаты» снял Андрей Юрьевич Хржановский, отечественный мультипликатор, сценарист и режиссёр. «Это фильм по литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского», - вещает нам синопсис ленты. Всего одно предложение уже вводит в лёгкий ступор. Да, ИА был чудесным прозаиком, но ведь в первую очередь Бродский – поэт! По его стихотворениям можно создать невероятную фантасмагорию, разложить всю его жизнь по поэтическим строфам, но нет! За основу фильма взята проза.

Интригующе, не правда ли?

На первых кадрах появляется стойкое ощущение, что нас ждёт типичный байопик, немного нудный, монотонный, укладывающий жизнь автора за два часа от сих до сих, но в какой-то момент появляется… кот! Двухмерный, нарисованный когда-то самим ИА кот. Тот самый, которого Бродский будил, когда приходили особо дорогие гости. И вот этот котяра начинает читать стихи хозяина. Тут-то мы и понимаем, что с «типичным байопиком» мы погорячились, ибо кот – далеко не самая чудная (или чудесная?) вещь в фильме. Летающие виолончели, пегасы, сам Бродский, превращающийся то в корову, то в коня… И всё это опять же на скорую руку набросано нашим горячо любимым ИА. Фильм постоянно преподносит сюрпризы, будь то театр теней или внезапное камео Сталина, ведущего кулинарное шоу. Лента регулярно заигрывает с цветовой гаммой: ранние, почти забытые воспоминания окрашены в мрачные чёрно-белые тона, а дорогие сердцу моменты отдают лёгкой сепией. Плюс ко всему, в фильме начисто отсутствует хронология. Вот мы видим совсем юного «Осечку-школьника», а в следующий момент он уже вполне состоявшийся поэт. Понаблюдаем за Бродским-студентом, и снова в детство.

Но ни одна стилистика не вытянет на себе фильм без достойного сценария и ярких актёрских работ. Благо и здесь всё прекрасно. Сценарист и режиссёр идеально сплели воедино и биографическое составляющее, и творения самого Бродского, а благодаря отсутствию логичной хронологии фильм нескучно смотреть. Роль, а точнее роли Бродского исполнили аж три актёра: Евгений Аганджанян – в детстве, Артем Смола – в юности, и Григорий Дитятковский наиболее знакомого нам зрелого автора. Последнему стоит поаплодировать, ибо он, не имея за плечами опыта в большом кино, смог передать характер и эмоции того самого Иосифа Бродского, без купюр, без прикрас. Особого внимания заслужили родители Бродского, сыгранные более маститыми актёрами Сергеем Юрским («Золотой Телёнок», «Любовь и голуби») и Алисой Фрейндлих («Служебный роман», «Сталкер»). Думаю, о масштабах их таланта говорить излишне.

Неповторимую атмосферу фильму создала музыка. Легкий фортепианный аккомпанемент сменяется «Let my people go» великого Луи Армстронга. Но саундтреком «Сентиментального путешествия», бесспорно, стал «Случайный вальс» Леонида Утёсова. Вся музыка не просто дополняет повествование и добавляет необходимого настроения, но и виртуозно вплетена в сюжет, а потому даже после окончания фильма долго мучаешься вопросом: «А как же всё-таки правильно: «И лежит у меня на ЛАДОНИ незнакомая ваша рука»? Или всё же «На ПОГОНЕ»?»

В общем и целом, хочется отдать должное каждому, кто приложил руку к этой ленте: режиссёру и продюсерам, авторам сценария и художникам-постановщикам, монтажёрам и операторам, аниматорам, массовке, всему актёрскому составу, и, разумеется, идейному вдохновителю, тому, ради кого мы здесь сегодня собрались – Иосифу Бродскому.

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Громоздким названием чудесного фильма описывается вся жизнь Иосифа Александровича.

Описывается ярко, бесцеремонно и лаконично. А потому, вот мой совет в духе поэта:

«Не выходите из комнаты, пока не посмотрите это кино».

9 из 10

24 октября 2016 | 23:08
  • тип рецензии:

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» кино о человеке сложной судьбы, о его одиночестве, это кино об одном из талантливейших русских поэтов Иосифе Александровиче Бродском. Кино основано на произведениях поэта, в особенности, на его эссе «Полторы комнаты», где поэт мысленно возвращается в прошлое на свою Родину. Бродский, безусловно, заслуживает того, чтобы о нем сняли фильм и поэтому особенно приятно, что он, все-таки, был создан.

Фильм состоит из нескольких частей: детства, отрочества, юности и зрелости поэта. Во всех частях жизни поэта своя атмосфера. Кадр за кадром мы наблюдаем взросление поэта и становление его личности. О всех этих периодах жизни как бы рассказывает сам поэт, зритель слушает его рассуждения, тем самым погружаясь в его мысли. Сквозь всю эту картину четко чувствуется, каким добрым человеком был Бродский, ощущается его отношение к жизни, тоска по Родине и родителям, с которыми он так и не увиделся.

Зрителю может показаться странным, что Бродского в разные периоды жизни играют разные актеры, а его родителей те же самые (Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский), но в этом как бы передаются образы зрелости и мудрости родителей, их статичность во времени в глазах ребенка.

Кино атмосферное, теплое и очень душевное. Кино созерцательное, образное, немного сбивчивое и сумбурное, но, несомненно, хорошее.

Однако хочется внести «ложку дегтя». Назвать байкопиком это кино нельзя, слишком много личной оценки режиссера к жизни Бродского. Посоветовать эту картину можно только людям, очень хорошо знакомым с жизнью поэта. Незнающий человек может принять все факты, изложенные в картине как истину, что является большой ошибкой. Как полноценное художественное произведение, это кино часто отклоняется от реальности, поэтому полностью доверять изложенному, конечно же, не стоит. В картине нельзя проследить становления Бродского, как поэта. Мы просто наблюдаем его физическое взросление, но никак не поэтический рост. Не понятно, как именно Иосиф Бродский стал поэтом, с какого времени это началось и почему. Видна только личность, но не поэт.

Что можно сказать смело, так это то, что это кино для истинных ценителей поэзии, и особенно, ценителей и знатоков великого поэта Иосифа Александровича Бродского. Остальным оно может показаться нудным и неинтересным.

04 июня 2015 | 00:13
  • тип рецензии:

Прежде всего, хотелось бы начать с того, что в подобного рода фильмах, то есть биографических, всегда воспринимаю фильм, как кино и не более того, то есть заострять внимание на том, кто прав, а кто виноват, не имеет смысла, лучше насладиться искусством про искусство. Бродский, как личность, очень близка мне, как по крови, так и по своим суждениям, мир Бродского это неуловимая цепь событий, его искусство слова, это что-то особенное и неповторимое.

В основном, в фильме рассказывается об отрочестве Бродского, то, как на него в детстве влиял внешний мир, то кем были его родители и какими взглядами обладали они. Самое утонченная часть фильма для меня, это когда показывают мечты поэта от первого лица, то, как он размышляет будучи ребенком, его воображение, влечение, энтузиазм и наивность. Какая же жизнь была в то время, тоталитарное общество воспитывало людей с рождения, но как жить в рамках, когда твоя душа хочет летать. Этот режим, который испоганил жизни многим, в том числе Бродскому и его родителям.

На мой взгляд в фильме есть всё, что нужно, для достойного проекта, и даже больше. Режиссер не бросается в крайности, очень аккуратно и нейтрально показывая жизнь этого великого поэта, это может быть лишь домыслом, но на мой взгляд, режиссер показывает того Бродского, который у него в душе. Отличная мультипликация, качественная операторская работа, великолепно проделанный труд, который заставляет лишь аплодировать и погрустить вместе с фильмом.

16 февраля 2015 | 01:12
  • тип рецензии:

Биографические фильмы о великих людях всегда очень сложны в воплощении, особенно когда речь идет о личностях творческих. Режиссер должен рассказать о важных деталях становления тонкой натуры, попытаться разобраться в причинах возникновения творчества и в сложной судьбе автора. Известный российский режиссер-аниматор и сценарист Андрей Хржановский вместе с не менее знаменитым сценаристом и писателем Юрием Арабовым взялись за одну из главных личностей в отечественной литературе 20-го века – поэта Иосифа Бродского.

Биографический фильм рассказывает нам о воображаемом возвращении великого поэта в родной Санкт-Петербург. Постепенно погружаясь в воспоминания Бродского, мы видим его детство, юность и взрослые годы, переживаем вместе с ним самые памятные моменты на его пути.

Помимо игры актеров режиссер задействует еще несколько составляющих. Во-первых, анимация, которая играет важную роль в фильме. Она очень тонко и точно передает некоторые детали, атмосферу и настроение. Особенно я бы отметил две анимационные вставки. В первой мы видим, как агрессивная толпа комом сметает на своем пути все в доме Мурузи, где до революции проживали преимущественно представители интеллигенции. Это, пожалуй, является отличной иллюстрацией того исторического периода. Потом анфилада делится на крохотные комнатки, в которых ютятся по несколько человек. В одной из таких комнаток поселится Бродский со своими родителями. Вторая анимационная вставка, которую мне особенно хочется отметить, - интервью Бродского. Мы видим, как Иосиф Александрович ловко и иронично, местами даже саркастично отбивается от вопросов журналистов. Но вдруг в его сторону звучит: «Так, может, вы действительно сумасшедший?» Это предположение стрелой впивается в грудь поэта. От него уже не отбиться щитом самоиронии. Как мне кажется, авторы фильма этой вставкой дают нам прочувствовать, что такую тонкую натуру, как Иосиф Бродский, легко можно было смертельно ранить столь жестокими словами.

Еще одной составляющей фильма являются хроники как видео, так и тексты. Автор использует небольшие вставки с реальным Бродским. Зритель даже становится свидетелем вручения Бродскому Нобелевской премии. Довольно часто звучат стихи поэта, которые раз за разом погружают нас в атмосферу его творчества. Основой всего закадрового текста Бродского являются его личные записи и мемуары. Их использование добавляет достоверности происходящему на экране, ведь мы слышим не чьи-то байки и рассказы об Иосифе Александровиче, а слова самого поэта.

Картина «Полторы комнаты» наполнена символами. Отмечу несколько, по моему мнению, важнейших. Раньше всех появляются две вороны, которые олицетворяют родителей Бродского. Авторы обыграли их как анимационно, так и через реальных, живых ворон. Эти мудрые птицы всюду сопутствуют уже совсем немаленькому Бродскому. А в конце Иосиф отмечает, что гнездо, из которого так в свое время стремился сбежать, и есть самое важное в жизни. Кот-поэт – отражение самого Бродского, если я правильно понял замысел авторов фильма. Действительно, по-кошачьему грациозны стихи Иосифа. Еще один важный символ – город Санкт-Петербург, символизирующий родину, дом, в который так и не суждено вернуться хотя бы на некоторое время. К счастью, как сказал сам Бродский, «лучшая часть меня уже там – мои стихи».

Фильм Андрея Хржановского и Юрия Арабова – достойное полотно, отражающее жизненный путь великого поэта. Путь неровный и сложный, поэтому такой трагичный, как и истории других гениев, которым пришлось покинуть Россию в 20-ом веке.

7 из 10

14 декабря 2014 | 17:27
  • тип рецензии:

Атрибуты – любовь к архитектуре, Венеции, страсть к курению, ссылка в деревню за «тунеядство», допросы КГБ, психбольницы, эмиграция, профессорские должности в зарубежных университетах, Нобелевская премия.

Образ Иосифа Бродского – борца с советской властью – зачастую заслоняет все другие его ипостаси, поэтому можно сказать, что режиссер Андрей Хржановский поставил действительно хорошую картину, любовно рассказывающую о взаимоотношениях Бродского с родителями, которых сыграли Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, о взаимоотношениях поэта с родным гнездом. Фильм – фантазия на тему возвращения Бродского в Санкт-Петербург, основанная на произведениях Бродского и во многом на эссе «Полторы комнаты», посвященном родителям. Родители 12 раз подавали заявление с просьбой разрешить им повидать сына, но им было отказано и после операции на открытом сердце, перенесенной Бродским, и вынужденном уходе за ним. Сына они не увидели, видели только по телевизору, на вручении Нобелевской премии, Бродскому было отказано приехать даже на их похороны. «Из головы у меня не выходит эта картина – двое стариков, скитаясь по многочисленным государственным канцеляриям и министерствам в надежде добиться разрешения выбраться за границу, чтобы перед смертью повидать своего единственного сына, неизменно именно по-русски слышали в ответ двенадцать лет кряду, что государство считает такую поездку 'нецелесообразной'. Система сверху донизу не позволяла себе ни одного сбоя. Как система она может гордиться собой. И потом, бесчеловечность всегда проще организовать, чем что-либо другое. Основная трагедия российской жизни заключается в колоссальном неуважении человека к человеку. В общем, в презрении и отсутствии сострадания», - слышит зритель закадровый голос Бродского. И его поэзию. «Я плыву в облаках по прекрасным местам, где я был молодым, возле чаек и там, где кончается дым», - доносятся строки из «Баллады о маленьком буксире», когда Бродский опять оказывается (фантазия, не биографический факт!) в Санкт-Петербурге. В реальности на родину вернулись только его произведения, которые снова начали печатать. Что и следовало из его письма Л. И. Брежневу, в котором сказано: «Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге». И во всем этом чувствуется такая глубокая трагедия, хоть и без лишнего пафоса и патетики. А ещё с нескрываемой симпатией воссоздается образ поколения Бродского, «последнего поколения, для которого ещё важны культурные ценности», и образ Питера, любимого Бродским.

Цитата:

Один певец подготовляет рапорт,
другой рождает приглушенный ропот,
а третий знает, что он сам - лишь рупор,
и он срывает все цветы родства.
Отрывок «Одной поэтессе», 1965.

Да не будет дано
умереть мне вдали от тебя,
в голубиных горах,
кривоногому мальчику вторя.
Да не будет дано
и тебе, облака торопя,
в темноте увидать
мои слезы и жалкое горе.
Пусть меня отпоет
хор воды и небес, и гранит
пусть обнимет меня,
пусть поглотит,
мой шаг вспоминая,
пусть меня отпоет,
пусть меня, беглеца, осенит
белой ночью твоя
неподвижная слава земная.
Все умолкнет вокруг.
Только черный буксир закричит
посредине реки,
исступленно борясь с темнотою,
и летящая ночь
эту бедную жизнь обручит
с красотою твоей
и с посмертной моей правотою.
«Стансы городу», 1962.

14 апреля 2014 | 21:17
  • тип рецензии:

К сожалению, я только раз была в Питере, к сожалению, я не зачитывалась Бродским, и без сожаления я посмотрела этот художественный фильм, который возможно может быть биографическим, а может и не быть им, ведь сами авторы сказали мне-зрителю, что всякие сходства случайны. Но, без всякого сомнения, этот фильм посвящен истории жизни Иосифа Бродского.. . уже скрытой годами для нашего поколения.

' Засвети же свечу на краю темноты.

Я увидеть хочу то, что чувствуешь ты.

В этом доме ночном,

где скрывает окно,

словно скатерть с пятном,

темноты полотно.'

Прекрасную статью об этом фильме написал А. Рапопорт, я не смогу выразить лучше свои впечатления, поэтому наберусь смелости процитировать его с небольшими интерпретациями.

Этот фильм - выражение любви к творчеству Бродского Андрея Хржановского. Картина наполнена отрывками из произведений писателя, его рисунками, фотографиями из семейного архива, чудесно-сказочной атмосферой города на Неве, проникнута любовью. Фильм представляет собой кинофантазию (сделан в «смешанной технике»), где игровое кино переплетено с документальными кадрами и мультипликацией (высококлассной!! и проникновенной), а факты биографии – с вымыслом.

'Название картины происходит от мемуарного эссе «Полторы комнаты», написанного И. Бродским по-английски в 1985 году. Речь в нем о жизни семьи из трех человек – отец, мать, сын – в послевоенном Ленинграде, о скудном коммунальном быте и политической атмосфере той эпохи, о взаимоотношениях человека с всесильным беспощадным государством, о стареющих родителях, которым так и не разрешили увидеться с сыном после его вынужденной эмиграции в 1972 году.'

'Несомненная удача – актерский дуэт Алисы Фрейндлих и Сергея Юрского, сыгравших родителей. Оба они ленинградцы, оба великие актеры, оба помнят последовательно сменявшие друг друга военную, послевоенную, хрущевскую, брежневскую эпохи'

'Нельзя сказать, что персонаж «один к одному» похож на прототип, но при этом воспроизведение мимики, жестикуляции, манеры двигаться, петербургского выговора Бродского, этого его «чокающего» «что», бесконечных «да?», которыми он перебивал свою речь…

Зрителю подсказано: похожесть и непохожесть означают, что перед ним не биография, а «высокий вымысел», к которому предложено эмоционально подключиться, поверить', а посмотрев - стоит отбросить сомнения, предубеждения и читать... вся сущность и жизнь человека, который сам назвал себя поэтом, в его произведениях !

13 января 2014 | 16:04
  • тип рецензии:

Начну с того, что Бродский для меня это целый мир, мир упоительной пронзающей поэзии, мир глубокой личности диссидента, гонимого так горячо любимой им родиной, которая за его талант его же и сослала подальше, дабы не пошатнулись стены народного трезвоумия возведенные под красным знаменем.

Фильм для меня это открытие, практически олицетворение того Бродского, которого я люблю и которым восхищаюсь.

Мастерское погружение режиссером в душу поэта, взгляд на Советскую эпоху через призму самого Бродского, иллюстрация полета мысли гения, посредством мультипликации, все это щедрый дар создателей фильма любителям Бродского.

Талантливая игра А. Фрейндлих и С. Юрсова, исполнивших роль родителей Бродского, заслуживает уважения и восхищения, благодаря им повествование о детстве и юности Йоси еще сильнее пронизано достоверностью и искренностью, которых так не хватает в современном кинематографе.

Особое место в сердце у меня занял закадровый текст и особенно стихи, которые читает Сам Бродский, ведь лучше самого поэта этого никто сделать не сможет. Ну и конечно же «сокращенный кот» сопровождающий автора весь фильм – очень важная и трепетная изюминка фильма, ведь сам Бродский очень часто проводил аналогию между собой и котом.

Сентиментальная нота двух ворон, которые в случае, если реинкарнация существует являются родителями гения, встреча с которыми так и не состоялась заслуживает отдельной благодарности режиссеру.

Фильм красивый, трогательный, честный, многогранный, эмоциональный, как сама жизнь… Фильм подарок нам, любителям Бродского и дань уважения самому поэту. Искать претензии и ошибки нет никакого желания и необходимости, для меня он видимо станет «настольным фильмом», который из раза в раз будет заставлять трепетать сердце.

10 из 10

08 декабря 2013 | 21:34
  • тип рецензии:

Историю можно изучать по-разному. Обычно принятый способ – слушать лекции в больших, пыльноватых, как правило, залах; погружаться в научные труды, будучи окружённым высокими стеллажами молчаливых библиотек.

Но есть и другой вариант – проникаться эпохой, впитывая оставляемые ею впечатления – от бесед с её современниками, от прослушивания её музыки, просмотра фильмов, фотографий, чтения книг, описывающих данную реальность. Этот способ, пожалуй, менее достоверен, но субъективно – куда эффективнее.

Мне приходилось много размышлять, что же такое ностальгия, и как объяснить это чувство. В конце концов я нашёл себе (ей) якобы-научное объяснение: наши мысли, воспоминания – это электрический импульс по определённой цепочке аксонов, окончаний нервных клеток в мозгу. От того, по каким конкретно клеткам прошёл ток – зависит то, о чём мы подумали, что вспомнили. Со временем, наши мысли и чувства изменяются, нас занимают другие проблемы, старые горести заменяются новыми радостями, и наоборот. Но иногда бывает, что цепочка-для-мысли, вызываемая каким-то внешним раздражителем, оказывается совсем рядом с той, старой, давно не использующейся: запах черники пролегает рядом с прогулками по осеннему лесу. И стоит электричеству в мозгу слегка ошибиться – ррраз! – и ты внезапно возвращаешься к чувству десятилетней давности. Ты только думаешь, что его забыл – всё сохраняется, вопрос только в том, как добраться до правильной цепочки… Иногда эта связь не так явственна, как в случае с запахами. Это может быть форма, предмет, словосочетание, даже цвет… Фильмы о прошлом умеют иногда «зацепить» за нужный нервный хвостик.

Фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» - это как бы поток мыслей, вольно текущие воспоминания от лица Иосифа Бродского. Фильм возвращает нас в эпоху «той страны», прогоняет перед глазами сороковые, пятидесятые, шестидесятые годы. Поэт как бы возвращается в Россию, переживает заново отрывки из собственной жизни, беседует – уже где-то вне времени – со своими родителями… Мы видим разницу между эпохой Советского Союза, и условной современностью. Оценки здесь не даётся, лишь наблюдения за изменениями, столь сильно преобразившими российское бытие.

А помимо ностальгически-повествовательной составляющей, фильм, как и следует из названия, пропитан идеей возвращения назад, стремлением вернуть утраченное эмиграцией. Чувствуется вся сложность этого состояния – и простое, детское желание пройтись по хоженым дорожкам, и безысходное понимание, что прошлое в настоящем не найти, и опасение несоответствия ожиданиям от встречи – своим и чужим…

Дополняют общее впечатление и анимационные вставки, перемежающиеся закадровыми стихами, и символические мотивы, которыми полон фильм.

9 из 10

04 мая 2013 | 00:10
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: