К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

На самом деле фильм получился просто скучным. Сыграли на привлечении мэтров отечественного кино, но… Объективно А. Фрейндлих и С. Юрский уже не в том возрасте, чтобы изображать на экране одну и ту же пару на протяжении добрых 30 лет. Тут не помогут ни шиньоны, ни «штукатурка». Нереально.

А, коли так, то и смотреть сразу становится неинтересно. Потому что нет погружения в эпоху. Сплошная условность. Хотя, не спорю, коммуналку изобразили весьма колоритно. Впрочем, и тут без возведения в абсолют, чреватого, как известно, абсурдностью, не обошлось. Чего стоит только бурное (судя по магнитуде колебаний и разрушительным последствиям) сношение за ширмой – в тех самых, надо полагать, 0,5 комнаты, о которых говорится в названии картины.

Крайне сложно проникнуться высоким духом поэзии в предложенных условиях, а без этого, в свою очередь, не получится понять, в чем же собственно трагедия происходящего. Я больше скажу: возникают серьезные сомнения, что она вообще имела место быть. Потому как… не тянет «это» (маленькое, плешивое, в очочках) на «достояние республики». На тунеядца и смутьяна – легко. На моську, добрым дядей Сэмом прикормленную (омарами – не чем-то там), из-за океана храбро на медведя тявкающую – тоже запросто. Опять-таки заслуженная премия очень органично в эту схему вписывается. Я, заметьте, не говорю, что так всё и было, но… Могло ведь? Обратное-то не доказано – вот о чем речь! Чего тогда, спрашивается, брались?

Я так понимаю, ты историю взялся рассказать, так ты заинтересуй аудиторию-то! Она может полюбить твоего героя или, напротив, воспылать к нему лютой ненавистью, но она не должна, как мне кажется, относиться к нему как к ничтожеству, чьи жалкие потуги не вызывают ни малейшего колебания/движения в душе. А здесь вот что-то такое получилось.

Старенькие родители, коих лишили сына (если абстрагироваться от причин и методов), – это понятно. Возвращение домой – тут тоже всё ясно. Но, думается, не мешало бы более четко обозначить предпосылки сложившегося положения вещей. Дать им конкретную оценку (пусть и авторскую, личную), охарактеризовать как-то. А то ведь не вяжутся никак между собой сентиментальная манера повествования и задранные выше головы ноги на палубе не самого дешевого, думается, океанского лайнера.

Так вот и получилось, что очередное «глубокое психологическое кино» прошло мимо меня. Не оставив, что характерно, и следа.

Ну и ладно.

5 из 10

31 мая 2010 | 16:33
  • тип рецензии:

Ещё одно замечательное произведение российского кино. Рассказанное прекрасным киноязыком. Переданное великими актёрами с величайшей теплотой.

О чём же, всё-таки, фильм? О поэте Иосифе Бродском? О судьбе еврея в советской России? Из двух десятком людей, спорящих на эту тему, мне близка точка зрения Сергея Юрского.

Фильм, как я его воспринял, совсем не о поэзии. И не о поэте Иосифе Бродском, хотя он и соткан из вольной интерпретации его биографии. Этот фильм - покаяние перед своими родителями. Покаяние запоздалое, но всё же. Покаяние не Бродского, а автора фильма. А через него и зрителя. Надпись в конце об этом говорит: 'Посвящяется нашим родителям'. Бродский - это, как бы сказать, фон, средство выражения. И центральная сцена - когда он вернулся через годы в свою квартиру и разговаривает со своими родителями.

Этот фильм не о Бродском. Этот фильм о нас с вами. О главном для нас с вами. И это в фильме хватает за горло. 'Не жалейте потраченного времени, и на вопрос 'стоит ли смотреть этот фильм' отвечу - конечно, стоит, я его очень люблю!' Сергей Юрский.

10 из 10

12 марта 2011 | 11:55
  • тип рецензии:

Ностальгия (др.-греч. νόστος — возвращение на родину и др.-греч. άλγος — боль) — тоска по родине, по родному дому. Все современные словари русского языка фиксируют также второе значение термина — «тоска по прошлому».

Именно тоска по прошлому и есть основная тема фильма. Не об Иосифе Бродском, как многие подумали. Нет в фильме ни слова о его творческом становлении, о его несчастной любви, о сыне, а в байопике о гении, казалось бы куда без этого.

Наверно главная проблема фильма в том, что он обманывает ожидания людей. Они ждут какого-то обычного банального стандарта по классическим замыленным, но так хорошо знакомым канонам. А тут бац! Летающие рояли, мультипликационные коты, акценты на родителях и никаких тебе важных деталей из становления поэта.

А они и не нужны. Не об этом фильм. А о потерянном рае. Мечтая вырваться из гнезда потом всё больше о нём скучаешь. Ностальгия. Тоска по тому, чего уже не вернёшь, по вещям которые так дороги сердцу. Хотя бы по хронометражу фильма можно об этом догадаться. Период детства, юношества подробно показан. А период взросления нет. Мельком. И сразу же переход к взрослому уже старому Бродскому. Признанному, известному, одинокому. У которого из хорошего остались только воспоминания.

Он ведь не вернулся, хотя мог. Но ничего родного в этой стране у него не было. Всё что ему было свято, всё что он любил он выразил в своей поэзии. И через неё вернулся на родину. Этого ему было вполне достаточно. Но боль, боль испытываемая от расставания красной нитью проходит через его стихи в эмиграции.

По-моему именно это и хотели сказать авторы. Детство- это период жизни, когда восприятие человека непосредственно, оно цепляется только за яркие моменты, как положительные, так и отрицательные, в кои и формируется человек, как личность. Бродскому повезло, у него счастливое детство. Была семья в которой всё было хорошо. Спокойно, тихо, умиротворённо. Родители, пркатически главные воспитатели его таланта не понимали его стихов, но великим поэтом помогли стать Бродскому именно они, зародив в его душе искру тепла и любви.

Можно провести аналогии с 'Ностальгией' Тарковского, только в этом фильме вдобавок ещё показана предистория. Она делает фильм ярче. Тем более своеобразный язык режиссёра: мультипликация, черно-белые кадры хроники с вкраплёнными героями, кадры с самим Бродским, его стихи за кадром. Этакая смесь, непревычная, но выделяющаяся на фоне обычных картин других режиссёров. Ведь и не побоялся рискнуть. С первого взгляда эти экзерсисы кажуться каким-то позёрством, рисованием автора перед публикой. Но это если не вникать. Не ради эпатажа, а ради связи с прошлым поэта. Мир внутренний имеет право на выражене иными средствами. Здесь можно не держаться правил. Воображение рисует свою картину и здесь фантазия бесконечна как явление.

В общем фильм идеально скомпонован. Профессиональная работа. Где всё на высоком уровне. И режиссёр, и актёры, и сценарист, и оператор. Многими не понят, но это временное явление. Хорошие фильмы часто не понимаются современниками. Но время течёт. Всё меняется. И этот фильм ещё возьмёт своё.

11 декабря 2010 | 13:20
  • тип рецензии:

Биографические фильмы о великих людях всегда очень сложны в воплощении, особенно когда речь идет о личностях творческих. Режиссер должен рассказать о важных деталях становления тонкой натуры, попытаться разобраться в причинах возникновения творчества и в сложной судьбе автора. Известный российский режиссер-аниматор и сценарист Андрей Хржановский вместе с не менее знаменитым сценаристом и писателем Юрием Арабовым взялись за одну из главных личностей в отечественной литературе 20-го века – поэта Иосифа Бродского.

Биографический фильм рассказывает нам о воображаемом возвращении великого поэта в родной Санкт-Петербург. Постепенно погружаясь в воспоминания Бродского, мы видим его детство, юность и взрослые годы, переживаем вместе с ним самые памятные моменты на его пути.

Помимо игры актеров режиссер задействует еще несколько составляющих. Во-первых, анимация, которая играет важную роль в фильме. Она очень тонко и точно передает некоторые детали, атмосферу и настроение. Особенно я бы отметил две анимационные вставки. В первой мы видим, как агрессивная толпа комом сметает на своем пути все в доме Мурузи, где до революции проживали преимущественно представители интеллигенции. Это, пожалуй, является отличной иллюстрацией того исторического периода. Потом анфилада делится на крохотные комнатки, в которых ютятся по несколько человек. В одной из таких комнаток поселится Бродский со своими родителями. Вторая анимационная вставка, которую мне особенно хочется отметить, - интервью Бродского. Мы видим, как Иосиф Александрович ловко и иронично, местами даже саркастично отбивается от вопросов журналистов. Но вдруг в его сторону звучит: «Так, может, вы действительно сумасшедший?» Это предположение стрелой впивается в грудь поэта. От него уже не отбиться щитом самоиронии. Как мне кажется, авторы фильма этой вставкой дают нам прочувствовать, что такую тонкую натуру, как Иосиф Бродский, легко можно было смертельно ранить столь жестокими словами.

Еще одной составляющей фильма являются хроники как видео, так и тексты. Автор использует небольшие вставки с реальным Бродским. Зритель даже становится свидетелем вручения Бродскому Нобелевской премии. Довольно часто звучат стихи поэта, которые раз за разом погружают нас в атмосферу его творчества. Основой всего закадрового текста Бродского являются его личные записи и мемуары. Их использование добавляет достоверности происходящему на экране, ведь мы слышим не чьи-то байки и рассказы об Иосифе Александровиче, а слова самого поэта.

Картина «Полторы комнаты» наполнена символами. Отмечу несколько, по моему мнению, важнейших. Раньше всех появляются две вороны, которые олицетворяют родителей Бродского. Авторы обыграли их как анимационно, так и через реальных, живых ворон. Эти мудрые птицы всюду сопутствуют уже совсем немаленькому Бродскому. А в конце Иосиф отмечает, что гнездо, из которого так в свое время стремился сбежать, и есть самое важное в жизни. Кот-поэт – отражение самого Бродского, если я правильно понял замысел авторов фильма. Действительно, по-кошачьему грациозны стихи Иосифа. Еще один важный символ – город Санкт-Петербург, символизирующий родину, дом, в который так и не суждено вернуться хотя бы на некоторое время. К счастью, как сказал сам Бродский, «лучшая часть меня уже там – мои стихи».

Фильм Андрея Хржановского и Юрия Арабова – достойное полотно, отражающее жизненный путь великого поэта. Путь неровный и сложный, поэтому такой трагичный, как и истории других гениев, которым пришлось покинуть Россию в 20-ом веке.

7 из 10

14 декабря 2014 | 17:27
  • тип рецензии:

На мой взгляд - лучшее, что создано в отечественном кино за последние годы. Особенно для тех, кто помнит своё детство, любит Петербург, кошаков и хотя бы раз читал Бродского.

К сожалению, широкий прокат фильму не грозит. Но постарайтесь посмотреть. Этому Городу редко с такой искренностью признаются в любви.

...Вы говорите с родителями о погоде? давно признавались им в любви?

Вы цените Петербург и часто ли смотрите вверх?

Вы возвращаетесь на родину?

Помните ли детство? Продолжаете ли его?

- Мы никогда не понимали твои стихи, - сказала мама Иосифу. Разве для них важна его нобелевка? для них важен мяукающий красивый умный сын и то, что он покушал вчера.

На улицах Лениграда можно было встретить Ахматову и Шостаковича.

На улицах Петербурга можно встретить разве только Фрейндлих и Крючкову. Да и улицы поменялись. Хржановский исследует имперский Петербург, Ленинград, нынешний город - и в каждом из них находит что-то красивое

После фильма ноги сами несут себя к решетке Летнего сада со стороны Мойки. Это ведь плохо - увидеть решётку в фильме и не иметь возможности к ней пройти сразу же. Это же счастье - иметь такую возможность. Догонять чаек на Фонтанке. Идти без плана, сейчас налево, а потом - почему-то направо. И малыши, которых выгуливают родители, смотрят на эти дома, отражения. Особое воспитание - воспитание этим Городом. Тут ненароком вырастит нобелевский лауреат.

8 из 10

07 ноября 2009 | 18:16
  • тип рецензии:

К сожалению, я только раз была в Питере, к сожалению, я не зачитывалась Бродским, и без сожаления я посмотрела этот художественный фильм, который возможно может быть биографическим, а может и не быть им, ведь сами авторы сказали мне-зрителю, что всякие сходства случайны. Но, без всякого сомнения, этот фильм посвящен истории жизни Иосифа Бродского.. . уже скрытой годами для нашего поколения.

' Засвети же свечу на краю темноты.

Я увидеть хочу то, что чувствуешь ты.

В этом доме ночном,

где скрывает окно,

словно скатерть с пятном,

темноты полотно.'

Прекрасную статью об этом фильме написал А. Рапопорт, я не смогу выразить лучше свои впечатления, поэтому наберусь смелости процитировать его с небольшими интерпретациями.

Этот фильм - выражение любви к творчеству Бродского Андрея Хржановского. Картина наполнена отрывками из произведений писателя, его рисунками, фотографиями из семейного архива, чудесно-сказочной атмосферой города на Неве, проникнута любовью. Фильм представляет собой кинофантазию (сделан в «смешанной технике»), где игровое кино переплетено с документальными кадрами и мультипликацией (высококлассной!! и проникновенной), а факты биографии – с вымыслом.

'Название картины происходит от мемуарного эссе «Полторы комнаты», написанного И. Бродским по-английски в 1985 году. Речь в нем о жизни семьи из трех человек – отец, мать, сын – в послевоенном Ленинграде, о скудном коммунальном быте и политической атмосфере той эпохи, о взаимоотношениях человека с всесильным беспощадным государством, о стареющих родителях, которым так и не разрешили увидеться с сыном после его вынужденной эмиграции в 1972 году.'

'Несомненная удача – актерский дуэт Алисы Фрейндлих и Сергея Юрского, сыгравших родителей. Оба они ленинградцы, оба великие актеры, оба помнят последовательно сменявшие друг друга военную, послевоенную, хрущевскую, брежневскую эпохи'

'Нельзя сказать, что персонаж «один к одному» похож на прототип, но при этом воспроизведение мимики, жестикуляции, манеры двигаться, петербургского выговора Бродского, этого его «чокающего» «что», бесконечных «да?», которыми он перебивал свою речь…

Зрителю подсказано: похожесть и непохожесть означают, что перед ним не биография, а «высокий вымысел», к которому предложено эмоционально подключиться, поверить', а посмотрев - стоит отбросить сомнения, предубеждения и читать... вся сущность и жизнь человека, который сам назвал себя поэтом, в его произведениях !

13 января 2014 | 16:04
  • тип рецензии:

«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» кино о человеке сложной судьбы, о его одиночестве, это кино об одном из талантливейших русских поэтов Иосифе Александровиче Бродском. Кино основано на произведениях поэта, в особенности, на его эссе «Полторы комнаты», где поэт мысленно возвращается в прошлое на свою Родину. Бродский, безусловно, заслуживает того, чтобы о нем сняли фильм и поэтому особенно приятно, что он, все-таки, был создан.

Фильм состоит из нескольких частей: детства, отрочества, юности и зрелости поэта. Во всех частях жизни поэта своя атмосфера. Кадр за кадром мы наблюдаем взросление поэта и становление его личности. О всех этих периодах жизни как бы рассказывает сам поэт, зритель слушает его рассуждения, тем самым погружаясь в его мысли. Сквозь всю эту картину четко чувствуется, каким добрым человеком был Бродский, ощущается его отношение к жизни, тоска по Родине и родителям, с которыми он так и не увиделся.

Зрителю может показаться странным, что Бродского в разные периоды жизни играют разные актеры, а его родителей те же самые (Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский), но в этом как бы передаются образы зрелости и мудрости родителей, их статичность во времени в глазах ребенка.

Кино атмосферное, теплое и очень душевное. Кино созерцательное, образное, немного сбивчивое и сумбурное, но, несомненно, хорошее.

Однако хочется внести «ложку дегтя». Назвать байкопиком это кино нельзя, слишком много личной оценки режиссера к жизни Бродского. Посоветовать эту картину можно только людям, очень хорошо знакомым с жизнью поэта. Незнающий человек может принять все факты, изложенные в картине как истину, что является большой ошибкой. Как полноценное художественное произведение, это кино часто отклоняется от реальности, поэтому полностью доверять изложенному, конечно же, не стоит. В картине нельзя проследить становления Бродского, как поэта. Мы просто наблюдаем его физическое взросление, но никак не поэтический рост. Не понятно, как именно Иосиф Бродский стал поэтом, с какого времени это началось и почему. Видна только личность, но не поэт.

Что можно сказать смело, так это то, что это кино для истинных ценителей поэзии, и особенно, ценителей и знатоков великого поэта Иосифа Александровича Бродского. Остальным оно может показаться нудным и неинтересным.

04 июня 2015 | 00:13
  • тип рецензии:

Историю можно изучать по-разному. Обычно принятый способ – слушать лекции в больших, пыльноватых, как правило, залах; погружаться в научные труды, будучи окружённым высокими стеллажами молчаливых библиотек.

Но есть и другой вариант – проникаться эпохой, впитывая оставляемые ею впечатления – от бесед с её современниками, от прослушивания её музыки, просмотра фильмов, фотографий, чтения книг, описывающих данную реальность. Этот способ, пожалуй, менее достоверен, но субъективно – куда эффективнее.

Мне приходилось много размышлять, что же такое ностальгия, и как объяснить это чувство. В конце концов я нашёл себе (ей) якобы-научное объяснение: наши мысли, воспоминания – это электрический импульс по определённой цепочке аксонов, окончаний нервных клеток в мозгу. От того, по каким конкретно клеткам прошёл ток – зависит то, о чём мы подумали, что вспомнили. Со временем, наши мысли и чувства изменяются, нас занимают другие проблемы, старые горести заменяются новыми радостями, и наоборот. Но иногда бывает, что цепочка-для-мысли, вызываемая каким-то внешним раздражителем, оказывается совсем рядом с той, старой, давно не использующейся: запах черники пролегает рядом с прогулками по осеннему лесу. И стоит электричеству в мозгу слегка ошибиться – ррраз! – и ты внезапно возвращаешься к чувству десятилетней давности. Ты только думаешь, что его забыл – всё сохраняется, вопрос только в том, как добраться до правильной цепочки… Иногда эта связь не так явственна, как в случае с запахами. Это может быть форма, предмет, словосочетание, даже цвет… Фильмы о прошлом умеют иногда «зацепить» за нужный нервный хвостик.

Фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» - это как бы поток мыслей, вольно текущие воспоминания от лица Иосифа Бродского. Фильм возвращает нас в эпоху «той страны», прогоняет перед глазами сороковые, пятидесятые, шестидесятые годы. Поэт как бы возвращается в Россию, переживает заново отрывки из собственной жизни, беседует – уже где-то вне времени – со своими родителями… Мы видим разницу между эпохой Советского Союза, и условной современностью. Оценки здесь не даётся, лишь наблюдения за изменениями, столь сильно преобразившими российское бытие.

А помимо ностальгически-повествовательной составляющей, фильм, как и следует из названия, пропитан идеей возвращения назад, стремлением вернуть утраченное эмиграцией. Чувствуется вся сложность этого состояния – и простое, детское желание пройтись по хоженым дорожкам, и безысходное понимание, что прошлое в настоящем не найти, и опасение несоответствия ожиданиям от встречи – своим и чужим…

Дополняют общее впечатление и анимационные вставки, перемежающиеся закадровыми стихами, и символические мотивы, которыми полон фильм.

9 из 10

04 мая 2013 | 00:10
  • тип рецензии:

Начну с того, что Бродский для меня это целый мир, мир упоительной пронзающей поэзии, мир глубокой личности диссидента, гонимого так горячо любимой им родиной, которая за его талант его же и сослала подальше, дабы не пошатнулись стены народного трезвоумия возведенные под красным знаменем.

Фильм для меня это открытие, практически олицетворение того Бродского, которого я люблю и которым восхищаюсь.

Мастерское погружение режиссером в душу поэта, взгляд на Советскую эпоху через призму самого Бродского, иллюстрация полета мысли гения, посредством мультипликации, все это щедрый дар создателей фильма любителям Бродского.

Талантливая игра А. Фрейндлих и С. Юрсова, исполнивших роль родителей Бродского, заслуживает уважения и восхищения, благодаря им повествование о детстве и юности Йоси еще сильнее пронизано достоверностью и искренностью, которых так не хватает в современном кинематографе.

Особое место в сердце у меня занял закадровый текст и особенно стихи, которые читает Сам Бродский, ведь лучше самого поэта этого никто сделать не сможет. Ну и конечно же «сокращенный кот» сопровождающий автора весь фильм – очень важная и трепетная изюминка фильма, ведь сам Бродский очень часто проводил аналогию между собой и котом.

Сентиментальная нота двух ворон, которые в случае, если реинкарнация существует являются родителями гения, встреча с которыми так и не состоялась заслуживает отдельной благодарности режиссеру.

Фильм красивый, трогательный, честный, многогранный, эмоциональный, как сама жизнь… Фильм подарок нам, любителям Бродского и дань уважения самому поэту. Искать претензии и ошибки нет никакого желания и необходимости, для меня он видимо станет «настольным фильмом», который из раза в раз будет заставлять трепетать сердце.

10 из 10

08 декабря 2013 | 21:34
  • тип рецензии:

'Полторы комнаты или ... ' - фильм лоскутное одеяло. В одно полотно соткали и документальные кадры с нобелевским леуреатом и неплохую анимацию про кота и ворон и неплохих актеров Фрейндлих и Юрского в ролях родителей Бродского. Есть очень большое сомнение, что получившаяся бурда имеет какое-то отношения к настоящему Бродскому или даже к настроению Ленинграда того времени. Но ведь сами создатели кино подстраховались и отметили в конце фильма, что любые совпадения являются абсолютно случайными, ведь и правда Бродский так и не вернулся на родину даже с коротким туристистическим визитом.

Но созданноее, вытканное в течении 10 лет, полотно имеет огромное значение в том смысле, что говорит хотя бы о том, как видели то время, ту эпоху и личность Бродского далеко не самые глупые люди нашего времени: режиссер Андрей Хржановский и сценарист Юрий Арабов. А это поверьте мне тоже весьма и весьма очевидно. А любителей выяснять истину про сильных сего приглашаю к мемуарам. Благо, их в последнее время стало немало. На самый разный вкус.

03 сентября 2009 | 18:11
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: