К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Наверное, самым простым, но отнюдь не самым правильным было бы назвать этот фильм байопиком. Жизнь Иосифа Бродского, думаю, заслуживает не только двухчасового фильма, но и целого цикла фильмов. Впрочем, еще одной ошибкой было бы назвать «Полторы комнаты» кино о Бродском. Недаром авторы в конце вывели до боли знакомую фразу о нереальности событий фильма. Надпись эта, конечно, говорит не о выдуманности истории, а скорее о более глобальной реальности, чем принято показывать в рамках отдельно взятой биографии.

На фоне современного и одновременно конъюнктурного флешбекового фильма «Исчезнувшая империя» Шахназарова и еще более раскрученных «Стиляг» Тодоровского, «Путешествие на родину» смотрится как глоток свежего воздуха. Фильм Хржановского действительно отражает и прошлое, и настоящее, пусть и субъективно, пусть через призму одного человека, но отражает.

Но самое главное: это кино снято человеком «того» времени. Хржановский современник и ровесник Бродского. Младшему поколению судить о прошлом трудно. Но та советская (в хорошем смысле слова) интеллигентность проникает в душу из каждого кадра. Сейчас уже так снять не смогут. И этим тоже ценен этот фильм. Прибавив к вышесказанному высокий профессионализм исполнения, одни фамилии Юрский и Фрейндлих говорят за себя, и тот огромный труд, который был затрачен на производство, получим некий кино-анахронизм, даже несмотря на применения современной компьютерной графики.

Бродский, если судить по фильму, больше любил не Россию, а Питер. Поэтому и главный герой возвращается именно в город, а не в страну, и вспоминает он именно жизнь города. На экране Петербург преображается перед нами от блокады до современных сотовых телефонов, рекламы и бандитов. Преображается не только город, но и люди. Юношеские размышления героя, на фоне поколения шестидесятников, выглядят, если опустить абсурд выражения просто-таки пророческими. Это и потребность маргинальной молодежи в хорошей литературе и разговор «на лавочке» о будущем, об индивидуальности, о шкурности интересов и массовой культуре. Этот момент неплохо бы показывать современным «неформалам», которые в пьяном угаре забывают не только о Достоевском и Толстом, но и об элементарных рамках приличия. Раньше протест был хоть и асоциальным, но культурным. Сейчас это даже не протест, а элементарное нарушение общественной морали. Преображение - одна из основных тем фильма.

А вообще в «Полторы комнаты» намешали столько всего, что на выходе должен был получиться совершенно невкусный винегрет. Эклектические экзерсисы Хржановского порой переходят всякие границы, но это никак не мешает повествованию, а даже помогает ему. Режиссер, долго работающий с мультипликацией, естественно не смог отказаться от неё и в кинематографе, благо Бродский баловался рисунками. К мультипликации (совершенно различной) примешивается известная кино-игра «в цвет», плюс фильм располосован документальными и псевдодокументальными кадрами, а местами и легкими экспериментами с наложением звука и картинки. Кажется, к этой смеси добавить нечего, но авторы продолжают играть, мешая реализм, исторические факты и детские мечты, и еще умудряются вставлять совершенный в изобразительном плане символизм.

Отдельно можно отметить и сюжетную составляющую. На первый взгляд она отсутствует и предстает перед нами в качестве набора случайных снимков, как выражается сам герой. Но на второй или даже третий мы видим историческую картину времени сталинизма и пост-сталинизма. Великий вождь народов предстает перед нами в виде повара, а далее в виде разбитого бюста. Это и фантазии мальчика, и в тоже время желание режиссера. Фраза «Товарищ Сталин умер» - некое освобождение для всего, в том числе и для сексуального либидо. Атмосферу тоталитаризма мы знаем и так, но ведь детали и мелочи – никогда не бывают лишними. Иногда эти детали чистая «бытовуха», но и она замечательно преподнесена.

Параллельно со страной растет и узнает мир еврейский мальчик Йося – будущий эмигрант и нобелевский лауреат. Тема еврейства тоже проскакивает в картине Хржановского. Без неуместного фанатизма, но в тоже время с необходимым юмором. Становление Бродского как поэта мы не видим, но этого и не нужно. Звучащие стихи – хоть в исполнении самого автора, хоть в исполнении посетителей пивнушки, где сидит молодой Шестокович, громогласно кричат о советском гении-тунеядце.

Вот герой читает эротическую книгу, вот он соблазняет девушку, вот рассуждает о русской литературе, а потом получает «нобелевку» или ностальгирует по родине с непременными песнями и матом.

Проза Бродского, его мечты, мысли, мнения о нем, домысли и неподтвержденные факты - богатый материал для фильма. Но самое важное – это использование такого материала. Многие видели фильм «Мой – муж гений» - еще про одного нобелевского лауреата Ландау. Так вот он тоже пытался основываться на чем-то похожем. Получилось, мягко говоря, не убедительно, а местами даже пошло. Но интеллигентность, о которой упомянуто выше, просто не может дать себе возможность скатываться в пошлость.

Хотя если кто-то хочет узнать про Бродского, лучше прочитать книгу или же найти документальный фильм. «Полторы комнаты» - это кино для интеллектуалов, любящих старую актерскую школу, хороший юмор, потрясающие кадры, готовые в любую минуту стать фотографиями, смесь из изысков и простоты, в общем, любящих все хорошее, но с известной долей вкуса и в меру. Бродского там мало и в тоже время его бесконечно много.

«Полторы комнаты» хочется пересматривать и пересматривать. Нет, это не шедевр мирового кинематографа и фильм совсем не гениален, но когда устаешь от великого, хочется окунуться в такой вот теплый приятный мир, где о сложном – просто, о простом – сложно, о Бродском как о человеке, о стране как о доме и о стихах как о стихах.

8 из 10

06 сентября 2009 | 01:56
  • тип рецензии:

На мой взгляд - лучшее, что создано в отечественном кино за последние годы. Особенно для тех, кто помнит своё детство, любит Петербург, кошаков и хотя бы раз читал Бродского.

К сожалению, широкий прокат фильму не грозит. Но постарайтесь посмотреть. Этому Городу редко с такой искренностью признаются в любви.

...Вы говорите с родителями о погоде? давно признавались им в любви?

Вы цените Петербург и часто ли смотрите вверх?

Вы возвращаетесь на родину?

Помните ли детство? Продолжаете ли его?

- Мы никогда не понимали твои стихи, - сказала мама Иосифу. Разве для них важна его нобелевка? для них важен мяукающий красивый умный сын и то, что он покушал вчера.

На улицах Лениграда можно было встретить Ахматову и Шостаковича.

На улицах Петербурга можно встретить разве только Фрейндлих и Крючкову. Да и улицы поменялись. Хржановский исследует имперский Петербург, Ленинград, нынешний город - и в каждом из них находит что-то красивое

После фильма ноги сами несут себя к решетке Летнего сада со стороны Мойки. Это ведь плохо - увидеть решётку в фильме и не иметь возможности к ней пройти сразу же. Это же счастье - иметь такую возможность. Догонять чаек на Фонтанке. Идти без плана, сейчас налево, а потом - почему-то направо. И малыши, которых выгуливают родители, смотрят на эти дома, отражения. Особое воспитание - воспитание этим Городом. Тут ненароком вырастит нобелевский лауреат.

8 из 10

07 ноября 2009 | 18:16
  • тип рецензии:

Удивительное и неожиданное кино...Режиссёр - мультипликатор на восьмом десятке снимает такое! Такое ощущение, после этого кино, как будто на остановке трамвая или в аэропорту нашёл на лавочке старую книгу или журнал...Пролистал нехотя, несколько страниц и оторваться уже не смог. Дочитал, оглянулся, сглотнул комок у горла, а трамвай ушёл или самолёт улетел, но это такой пустяк по сравнению с тем, что разбередили в твоей душе - сострадание, любовь, грусть и надежду...

Замечательный микст из хроники, мультипликации и игрового кино, пожалуй это сильнее 3-х или даже 4D - после них болит голова и подташнивает, а после этого фильма ноет душа и слеза щиплет глаза. Если после кино ты копаешься в своей душе и тебе стыдно за себя, значит авторы работали не зря и не для рейтинга или проката...Кино о Бродском? Ну, скажу крамолу, но Иосиф Александрович там - повод, первопричина для разговора-исповеди, для покаяния и признания в любви. Всё или почти всё там к месту и ненавязчиво: хроники, прекрасная мультипликация, чудные пейзажи и виды несуществующего Ленинграда, и конечно, стихи...Думается режиссёр сам исповедовался, в этой работе, перед всеми кого любил и потерял - перед родителями, любимыми, друзьями и врагами. Мультипликация - выше всяких похвал, тут с Хржановским у нас могут потягаться человека 3-и, с актёрами не всё однозначно, но материал для них был хорош, а Фрейндлих и Юрский могут и инструкцию к огнетушителю сыграть! Можно бесконечно обсуждать и разбирать эту работу Андрея Юрьевича, но всё будут словеса, а лучше сходите и посмотрите, а потом думайте и...любите, пока ещё не поздно!

Это не просто хорошее кино, это сразу 150% или полтора Кино!

31 мая 2010 | 22:58
  • тип рецензии:

'Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину'- фильм- музыка, фильм- поэзия, фильм-ассоциация, поэтому давать определенную оценку этому произведению просто невозможно. Это фильм не для рационального подхода- здесь могут быть только эмоции, чувства, образы. Разбирать сценарий тоже бесполезно и просто не нужно. Самое лучшее, что мы, зрители, можем сделать- восхищаться неповторимой работой режиссера, столь чувственно, тонко и концентрированно передавшего такое нежное и такое горькое чувство любви к своей Родине, корням, родителям.

В этом фильме сразу все. Здесь Россия, как политическая структура, ее история, ее культура, ее люди. Здесь искусство- мимолетное, но вечное, индивидуальное, но всеобъемлющее, старинное и современное. Наконец, здесь Люди- близкие или незнакомые, богатые или бедные, русские и иностранцы, Отец и Мать... Здесь Родина и Дом- страна, город, дом, улица, любимые места, обеды за столом, рыжий кот, картошка, папа, который расскажет об истории любого здания северной Венеции и мама, которая всегда перед едой наливает такой кислый, но такой полезный гриб. Все это соединяется всего лишь в одном фильме! Весь мир человека- его мечты, фантазии, надежды, радости и печали, вопоминания, стремления... Все-все в фильме создает неповториму гармонию впечатлений, чувств и эмоций, находящих свое художественное воплощение в стихах Мастера, словно мягкой волной омывающих главного героя, а за ним и зрителя, на протяжении всего времени фильма.

Повествование, словно неспешная стихотворная рифма, течет сквозь воспоминания и реальность. Ничего в 'Путешествии...' не кажется вымышленным, но в тоже время ты вряд ли сможешь увидеть мир именно таким на самом деле. Мир, как никогда ранее точно, показан глазами поэта, но мы все равно чувствуем, что фильм про каждого.

Видеоряд прерывается анимационными вставками, которые полностью завершают картину- ассоциацию. Анимация- это самые смелые и наивные детские фантазии, это сны, граничащие с реальностью, это душевная боль вдали от корней... Анимация, столько примитивная, но выполненная на высочайшем художественном уровне, заслуживает отдельного восхищения.

Невероятен в фильме Хржановского образ Петербурга. Это город- призрк, город-мечта, произведение искусства. Одновременно, это самое дорогое, самое родное и реальное место на земле, которое безмолвным очарованием заставляет снова и снова возращаться в свое лоно. ТАКОЙ северную столицу увидишь мало в каком фильме. Невероятно и то, что режиссер показывает преимущества русского города, не принижаю при этом заграницу. Наоборот, он демонстрирует, что и там русские люди не отрываются от своих корней. Но тоска по дому не оставляет сердце никогда...

'Сентиментальное путешествие...' для всех, кто любит или, наоборот, не ценит свою Родину- страну, город или дом. Это фильм про тех, кто душой всегда стремится к прекрасному, старась выразить свои мысли в искусстве, не смотря ни на что. Это фильм о том, как прекрасна и как, порой, ужасна Россия, тяготящаяся своим прошлым и настоящим. Россия- удивительное место, где бесконечно прекрасное сочетается с ужасающе уродливым. Но люди... Люди делаю мир лучше своими стихами, надеждами, Любовью.

'Полторы комнаты...'- фильм о Любви. О любви ко всему самому светлому, что есть в жизни каждого человека- наважно, русский он или иностранец, старый, молодой ли... Есть Дом и Родители, которые всегда любят и ждут, не смотря ни на что. К самым близким всегда стремится наша душа, мы чувствуем их любовь и заботу, даже когда их уже нет с нами на этой прекрасной земле...

P. S. 1 Я даже не говорю про неповторимые стихи Бродского, невероятную актерскую игру, прекраснейшую музыку и работу Юрия Арабова, которые выше всяких похвал!

P. S. 2 'Путешествие...' произвело на меня сильнейший эффект- фильм сильно давит и опустошает, оставляя после себя исцеляющую боль. Я плакала практически все последние полчаса, хотя, возможно, это перебор (ну, ничего не могла поделать!)

02 июня 2010 | 21:33
  • тип рецензии:

Хоть фильм и является выдумкой по заявлению авторов, но в полной мере передает как атмосферу и настроение того времени, когда рос и жил Бродский, так и - конечно в некотором, а не совершенном роде - характер самого писателя.

Писать об этом фильме довольно тяжело, тем более притом восторге, что мне пришлось испытать за время его просмотра, которое так сильно и не поддается описанию могущему стать другим понятным. Так что я ограничусь высказыванием, что «Полторы комнаты» - это фильм, точно высокая поэзия, точно глоток свежего воздуха, по которому истосковалась душа, и глотнув – опьянела от упоения, как после прочтения глубокой, пестрящей разнообразными образами поэмы, заставившей погрузится в нее с головой и пережить от начала до конца.

Конечно, есть у меня и сомнения, что фильм по вкусу придется молодежи, и чем моложе молодежь, тем меньше шанса, что станет она наслаждаться этим кино. Это больше для старшего поколения, это больше для читающего человека, это больше для человека, что принимает прекрасное и расширяет свой кругозор, это, наконец, для человека готового открывать для себя новое, даже если оно проистекает из «старого» (прошлого).

И как хороши в своих ролях великолепные наши актеры! Григорий Дитятковский, Сергей Юрский и неподражаемая и очаровательная Алиса Фрейндлих, - это сказка и наслаждение, смотреть за их игрой.

А так же старые песни и вечная музыка; световые переходы и стилизация съемок под то время, которое оно отражает; мультипликационные вставки и отражение воображения; некоторая театральность в игре и обстановке; стихи и само повествование, которым просто заслушиваешься. Все это и режиссерское мастерство Андрея Хржановского породило киновеликолепие, где есть все необходимое – пища для ума и глаз, бальзам для сердца и души...

09 сентября 2009 | 12:41
  • тип рецензии:

Пожалуй, эту строку из дневников Бродского я бы выбрала в качестве эпиграфа к этой уникальной во всех отношениях картине, в которой необычайно органично сочетаются поэзия и историчность, метафоры и документалистика, мультипликация, графика и акварель поистине прекрасного Петербурга.

Ирония смягчает горечь, которой было предостаточно в семье Нобелевского лауреата. Ностальгическая мелодия, объединяющая фрагменты этих воспоминаний о поэте, так трогает и волнует душу, как будто фильм касается очень близких тебе людей, хотя, к стыду своему, к знатокам поэзии я не могу отнести себя даже с натяжкой, не говоря уже о биографии Иосифа Бродского…

Поразительный фильм, дающий мощный импульс задуматься о времени, о судьбах, о скоротечности жизни и вечности живой энергии таланта, которая с легкостью пронзает века…

Пожалуй, подобного фильма мне еще видеть не доводилось.

Оператору Владимиру Брылякову и художникам, а также Григорию Дитятковскому, Алисе Фрейндлих и Сергею Юрскому за их изумительной проникновенности работы я бы присудила главные премии на всех кинофестивалях, где будут номинированы «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину».

Полагаю, не случайно авторы сценария Юрий Арабов и Андрей Хржановский отметили в титрах, что их картина ни в коей мере не претендует на биографичность. Безусловно, она намного масштабнее истории одной семьи.

Идеальный фильм для семейного просмотра. Наверняка пересматривая его когда-нибудь уже со своими, наши дети будут тепло вспоминать обстоятельства первого своего знакомства с этим шедевром...

Особо рекомендую эмигрантам, поэтическим настроенным зрителям с богатым воображением, ценителям настоящего авторского кино, а также всем, кого волнует красота Петербурга и отечественная история ХХ века.

Категорически не рекомендую антисемитам и националистам всех мастей.

10 из 10

13 декабря 2009 | 22:45
  • тип рецензии:

Просмотрела предыдущие записи, много замечательных, точных эпитетов тонких и умных людей - это радует...О своем восприятии: у меня есть одно правило - если не хочется перечитывать книгу, пересматривать кино или возвращаться к чему то (например, в Венецию) еще и еще раз, значит необязателен был и первый раз. И наоборот.

Так вот по этому критерию: эссе Бродского я могу перечитывать много раз, фильм Хржановского и Ко я пересматривала многократно и с каждым разом видишь в нем все больше! По сути в нем нет ни одного случайного кадра (а с первого просмотра трудно каждый нюанс увидеть, причем, я вовсе не тугодум..).

А каков музыкальный фон - это чудо! А про Алису мой сдержанный сын сказал: 'Это уж не игра, это что-то большее...'.Не говорю уже, что при первых просмотрах не только я, но и некоторые мои мужчины, любящие Бродского, не смогли сдержать слез (вроде стыдно реветь, но ничего поделать не можешь...) А сколько точнейших деталей: картошка, спрятанная в варежку, 'вот беленький, наступи...' (кормит курицей) и т.д. и т.п. а разговоры по телефону, а реакция Вашего величеста ' Оглянись честной народ, боже, кто тебя. ..'

Короче: тем, кому фильм понравился, советую пересмотреть его еще - увидите многое.

ЭТО настоящее!

04 июня 2010 | 17:48
  • тип рецензии:

Великолепный, проникновенный, пронзительный, очищающий, потрясающий... Моего словарного запаса мало для того, чтобы выразить ту гамму эмоций, которую я получила, посмотрев этот чудесный фильм. Хохотала в юморных местах (Книга о вкусной и здоровой пище, Сталин просто бесподобен). Какая-то душевная благодать охватывала в анимационных кусках. А уж в сцене пения по телефону всей квартирой просто плакала тайком, потому что не одна смотрела (по вечной привычке скрывать некую слабость, думаю, не я одна такая). Сюжеты с воронами просто душу переворачивают. Мне кажется, что в этом фильме - сама душа поэзии, тончайшая и неуловимая. И в то же время насколько реалистично показан советский быт, как будто окунулась в ушедшую эпоху, хотя и не жила никогда в коммуналке.

Огромное спасибо создателям фильма, я думаю это настоящее искусство, пробуждающее в людях лучшее, спрятанное нами поглубже и не часто доставаемое.

10 из 10

01 июня 2010 | 15:00
  • тип рецензии:

Иосиф Бродский утверждал идею индивидуализма. Под индивидуализмом он имел ввиду самостоятельность и 'оригинальность мышления', независимость и 'разноликость'. Андрей Хржановский, классик отечественной анимации, взявшись за кинематографическое повествование о Бродском, прекрасно уловил это убеждение поэта. Фильм, соответственно, очень по-бродски получился не похожим ни на что. В наш прагматичный век картина кажется сказочной выдумкой, словно бы пришедшей из другого, более поэтического и светлого мира.

'Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину' - это не стандартная биография, построенная по принципу школьной задачи 'из пункта А в пункт Б вышел поезд'. Это остроумная и добрая фантазия, игра, основанная, в первую очередь, на произведениях поэта. Не случайно, по мнению некоторых, аналогом фильму среди литературных жанров могло бы быть только стихотворение. На первом плане здесь не сухие факты из жизни человека, а сам человек, его чувства, впечатления, ассоциации, мысли, его творчество, в общем, та суть, что составляла его внутренний мир. Дабы подобные вещи передать, Хржановский совмещает в своей ленте целый набор различных изобразительных техник: Вы увидите здесь и игровое кино, и документальное, и псевдодокументальное, есть и фотография, и, самое восхитительное, - прекрасно исполненная анимация. Благодаря всему этому 'аттракциону' на наших глазах реальная жизнь героев переплетается с вымышленной, сны - с мечтами и фантазиями, а прошлое, дробясь на многочисленные слои, - с современностью. Словами самого Хржановского, получается 'волшебное кино'.

Многие из нас верят в то, что человека после смерти ждёт встреча с близкими ему людьми. Такая посмертная встреча становится сюжетной основой фильма. Уйдя из жизни, Иосиф Бродский, в исполнении Григория Дитятковского, наконец-то отправляется в долгожданное путешествие на родину, в нынешний Санкт-Петербург, к своими родителями, играют которых великие Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. Поэт не видел отца с матерью с момента вынужденной эмиграции в 1972 году. В середине 80-х родители умерли, поэтому, когда пал 'железный занавес', смысла возвращаться поэт не нашёл. Нужный момент настал лишь после его смерти. 'Путешествие - лучшее время для воспоминаний', и, плывя на пустом корабле, Бродский вновь переживает многие дорогие ему моменты своей жизни.

Вот он видит блокаду и эвакуацию, а вот он во сне вместе с котом порхает в небе Ленинграда и Венеции. Вот в голодные послевоенные годы он вместе с 'вождём' совершает фантастическую экскурсию по 'Книге о вкусной и здоровой пище', а вот тот самый 'вождь' умирает. Вот он живёт в коммуналке 'самого красивого дома в Петербурге', где комната его семьи разделена фанерной перегородкой так, что из одной комнаты получается 'полторы', а вот он представляет, как до революции в том же самом доме бывали Блок, Ахматова, Мережковский. Он вспоминает своих родителей, девушек, друзей, своего кота, тех, кто повлиял на его становление. Он вспоминает 'музыку на костях', 'антисоветские' беседы, американскую выставку в Сокольниках, и другие 'мелочи', что составили его жизнь и нашу историю. И он вспоминает стихи, рождавшиеся под впечатлением от всех этих встреченных событий и явлений. В его теплых и ироничных, лишенных стенаний и горечи воспоминаниях, - жизнь целой страны и целого поколения, первого, не пожелавшего мириться с навязываемыми советскими догмами, и последнего, “для которого были ещё важны культурные ценности”.

Бродский, к огорчению многих, в этом фильме не являет собой идеализированный образ поэта, тем более он не выглядит страдальцем, “проклятым коммунистическим режимом”. Бродский здесь очень прост, для кого-то, быть может, даже приземлён. Но в этой его простоте как раз и просматриваются черты, которые позволяли ему выделяться на фоне других, а именно: неудержимая и свободная фантазия, и стремление к независимости и самостоятельности. “Если кто-то не согласен с моим мнением, то это только прекрасно”, - провозглашает поэт своё кредо на одной из шестидесятнических вечеринок. Бродский призывает “быть собой” не только словами, но и собственным примером. Что бы ни случилось, спор с другом или с представителем ГБ, ссылка в деревню, или высылка за границу, он остаётся собой, то есть человеком и поэтом. Всё вокруг он воспринимает с неизменным терпением и со спасительной иронией. Трудности его не тревожат: 'Что тут вспоминать?' - говорит он о них. И даже самая большая трагедия его жизни – вынужденная разлука с родителями, на первый взгляд не кажется нам трагедией: в перерывах между разговорами с матерью по телефону, поэт продолжает кутить и распевать песни с друзьями-эмигрантами. Но ведь часто самые горькие моменты жизни именно так и выглядят, незаметно, без эмоциональных взрывов, буднично, тихо и невыносимо тоскливо.

Фильм посвящён “памяти наших родителей”. Именно родители и их дом в “полторы комнаты” стали для Бродского символом не только родины или детства, но и символом всей его жизни. В памяти он не расстаётся ни с домом, ни с родителями, он мысленно всегда остаётся с ними. И даже после смерти матери и отца, поэт видит их в двух воронах, поселившихся в его доме в Нью-Йорке. Пройдя свой путь, Бродский убеждается в том, что всё настоящее, всё ценное и важное было только в домашнем “гнезде, из которого так нестерпимо хотелось бежать”. Пройдя через непонимание, презрение, разлуку, эмиграцию, Бродский вернулся в своё гнездо, удивительным образом не расплескав ничего из того лучшего, что было ему здесь дано. Правда, возвращение состоялось не в этой жизни, а в той, другой, да?

9 из 10

16 ноября 2011 | 23:42
  • тип рецензии:

Лучше фильма о Бродском и не придумаешь.

Мне тут открылись две самые основные темы его жизни. Самая первая, зародившаяся вместе с ним самим как личностью - тема его пронизывающей индивидуальности. Бродский он такой один, и, как известно, если Евтушенко за то, он против. Всё вопреки и во имя себя. Это чудесно, это Бродский.

И вторая тема это скука по родному дому. И не родине вовсе, а по дому. По самому теплому, где тебя накормят самой вкусной картошкой и суетливо не заметят новую пассию, которую ты победно ведешь через коридор коммуналки. И ты в 22, как любой уважающий себя, ленинградский интеллигент будешь уже мечтать о смерти на Васильевском острове. Но в реальности умирать будешь в свободолюбивом Нью-Йорке.

И вот годы спустя Хражовский все-таки перевез Бродского через Атлантику и дал ему возможность умереть дома.

И кино это, это не фантазия никакая, этот фильм больше похож на правду, чем то, что мы можем прочитать в энциклопедической биографии Бродского. Там-то на не раскроют секрета его кошачей распевности.

10 из 10

27 сентября 2011 | 01:17
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: