К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Зарница - игра довольно противоречивая. Если смотреть на нее сейчас, она кажется апофеозом детской жестокости. Наверное, правильно говорят те, кто называет это войной. Война для детей. Хотя когда я участвовал в ней, она не казалась мне жестокой. Я просто хотел победить.

Мне довелось участвовать в 'Зарнице' два раза. Я прекрасно помню, как нас разделили и велели изготовить бумажные погоны, которые обозначали нашу принадлежность к тому или иному 'войску'. Я помню, что мама нарисовала мне замечательно-красивые погоны с государственно символикой, которые были пришиты к моей спортивной куртке. Они были желтого цвета и украшены триколором. Лишь на утро я обнаружил на своем соседе, который был из другой 'армии', что они прошиты у него по всей площади, мои же погоны были прострочены только по двум сторонам. Поэтому их красивость не значила ровным счетом ничего.

В этот момент я ощутил себя как солдат, которому вместо автомата выдали саперную лопатку и отправили на передовую. Уже тогда я понял, что чтобы 'выжить' мне придется приложить массу усилий, ибо тогда я только начинал интересоваться спортом и мои физические данные были явно не на высоте.

Цель игры для нашей армии была предельно простая: захват вражеского знамени, которое, по понятным причинам охранялось самыми сильными и взрослыми участниками. На тот момент мне было всего лишь девять или десять лет. Сейчас я уже этого не помню. Зато помню тот мандраж, который охватил меня, когда 'армии' проводили свою 'мобилизацию'.

Половина моих друзей отправилась в противоположную от меня сторону, и я понял, эта мысль словно стрела, пронзила мое сознание, что теперь друзей у меня нет. Теперь они враги. Моя цель - уничтожить всех тех, кто будет препятствовать выпполнению задания.

Надо сказать, что наши противники выбрали в качестве штаба односторонний холм. И подобраться к цели можно было только если поднимаешься в гору, где тебя хорошо было видно. Остальные пути были огорожены. Я уже не помню зачем, но не в этом суть. Решено было устроить массовую атаку, так как согласно прикидкам наших 'командиров', единичные вылазки не могли принести какого-либо успеха, а терять взрослых и сильных 'бойцов' не хотелось.

Я прекрасно помню момент атаки, когда большая часть нашей армии, с криками - 'Ура!!' - и - 'За Родину!' - устремилась в лобовую атаку. Несколько 'десантников', решили обходить холм сбоку, лесом, чтобы воспользоваться внезапностью. Но об этом я узнал позже, ибо я бежал в самом авангарде нашего неровного строя. Я сразу попытался забраться на гору, но руки соперников, оказались у моих плечей куда быстрее, чем я успел сделать половину пути наверх. Я увернулся и резким движением сорвал с кого-то один из погонов. Затем я полетел вниз по песочной насыпи не удержав равновесие и зажимая в руке погон зеленого цвета. Я пролетел так пару метров, расцарапал коленки и локти, наелся песка по самое 'нехочу' и заплакал. Мои погоны оставались на мне, но были уже потрепаны падением.

Один из педагогов поспешил мне на помощь и посоветовал выйти из игры. В этот момент я обернулся в сторону холма, где 'наши' безуспешно пытались взять 'неприятеля'. Видя, что импровизированная осада не приносит успеха, я вытер слезы и сопли, и сказав, что-то (уж и не помню что), бросился на подмогу 'своим'. В это время один из моих товарищей выходил из маленького леса в слезах и без погон. Я понял, что это уже не просто игра, мне хотелось расквитаться с обидчиками, причем несмотря на то, что они были моими одноклассниками и друзьями. Даже не помню, какие чувства обуревали меня. Но плаксой и неженкой быть не хотелось. я помню только одну фразу: среди врагов, друзей быть не может. Она прибавила мне решимости, тем более, что особо смелым я никогда не был.

Я пошел в обход холма и встретился с 'противником'. В равной схватке я лишился одного погона, мой соперник - обоих. Я продвигался вперед. Решая свою локальную задачу и будучи оторванным от основной массы, я поспешил вперед, к месту, где велись основные боевые действия. С расцарапанными руками, ногами и лицом (в 'бою' никто никого не жалел), я выскочил на поляну, где группа 'наших' из старших и ребят уже подбиралась к знамени противников, которое было укреплено на высокой березе.

Я присоединился к 'своим'. Одна из девченок, легкая и быстрая полезла на дерево, пока мы держали оборону. Я отбивался от соперников 'пустым' плечом, на котором болтались остатки погона желтого цвета, и держа 'целое' подальше от чужих рук. В конце концов, знамя было снято и мы бросились к своему 'штабу', держа оборону вокруг красного полотнища. Это была победа. Нас осталось совсем немного, но мы смогли выполнить задание. Я сумел 'выжить'.

Ну а теперь по делу.

Суть в том, что я уже успел забыть то, что изложил выше. Но это кино оживило во мне воспоминания, которые успели немало попылиться на дальних полках моего мозга. Теперь они снова живы и меня до сих пор пробивает мелкая дрожь от увиденного и вспомненного. Конечно, у нас была не совсем такая игра, как в фильме, но картина 'До первой крови' показалась мне лучше почти любого фильма о войне, так как на войне я не был, а маленьким был и в военно-спортивной игре участвовал. По этой причине мне прекрасно ясны все поступки и мотивы героев фильма.

Кроме того исполнение было просто на великолепном уровне. Сценарий Григория Остера оказался просто бесподобен, а его воплощение в жизнь и того лучше. Весь фильм я всей душой переживал за главного героя - Сашу, которому было поручено ответственное задание. Напряжение в фильме оказалось настолько высоким, что от него можно было бы батарейки заряжать.

Фильм наполнен такими красивыми аллегориями, что в одном из эпизодов, когда ребята идут сквозь 'братское кладбище', если можно так сказать, я едва сдерживал слезы, настолько все было символично и красиво.

В такой ситуации я просто не могу поставить ниже...

10 из 10

02 января 2011 | 04:02
  • тип рецензии:

Был настроен скептически перед просмотром, но фильм оказался на удивление неплох. Если честно, не ожидал от автора стебных «вредных советов» такого вполне себе интересного сценария. Возможный минус – слишком быстрое возникновение драматичных ситуаций, когда зритель еще толком и не начал сопереживать героям. Небольшое вступление не помешало бы. Мальчик, впоследствии оказывающийся главным героем, довольно долго почему-то не говорит ни слова, и я даже сначала принял его за немого. В конце фильма все «убитые» персонажи показаны символически стоящими на берегу моря, что, есть, наверное, довольно поэтичная метафора, но решена она немного неуклюже, имхо.

Эти шероховатости не сильно портят картину. Она интересна, динамична, драматична – первый час смотрится на одном дыхании – и очень правдоподобна: подтверждаю это, как бывший мальчишка, побывавший в подобных ситуациях. «До первой крови» можно рекомендовать, как один из наиболее качественных перестроечных фильмов.

11 февраля 2016 | 12:45
  • тип рецензии:

Дети без взрослых. Они вынуждены играть в Зарницу, полностью имитируя события войны. Лишь случайные свидетели вмешиваются и ужасаюсь потокам рвущегося из глубин сознания насилия разнимают детей. Ребята не просто имитируют убийства, они без особого труда могут начать пытать друг друга, полезть в драку с девочками или сексуально приставать к ним. В этом всем куда больше Танатоса, чем кажется. Фокин это ловко подмечает, выделяя эту ситуацию как нечто утопическое - то, что может произойти, но никогда произойти не должно.

Ну, а на практике большая часть актерского состава этой ленты больше в кино не сыграет. Взрослеющих ребят ждали непростые девяностые, и кто знает, как сложились судьбы этих молодых актеров. Одно лишь точно, что фильм в определенной мере оказался пророческим. В одночасье все это сокрытое насилие вырвалось наружу. Будто осознавали создатели фильма нечто такое, что иначе, чем предчувствием и не назовешь.

Впрочем, несмотря на замечательную идею и весьма занятный исторический момент фильм удался весьма посредственным. Виной тому слишком уж легкая проработка эпизодов. Режиссер стилистически так и не выбрал, что для него ближе - поэзия или баталии, реальность или иносказание. Потому и фильм будто вилял постоянно переходя из крайности в крайность - то девочке под одежду лягушку засунут, то нам показывают общие виды природы, явно взывая к общим основам морали.

Так уж вышло, что самая банальная тематика - показ имитации войны, военной игры у детей, выводит нас на куда более значимые темы, нежели антивоенная пропаганда. А у Фокина, наверное, не получилось все в полной мере расставить.

Именно потому последняя часть ленты кажется такой нестерпимо долгой. Смотреть уже неинтересно - все понятно. Потому и оценка не столь высока. Увы, но класс картины тут играет слишком важную роль, затмевая многое

4 из 10

18 ноября 2018 | 22:34
  • тип рецензии:

Сюжет, конечно прост как автомат Калашникова, но в том и прелесть духа того времени. Тем кто застал перестройку в этом или близком возрасте, отдудел Зарницы и детские военные лагеря - сюжетом не удивишь. Нынче детям это в диковинку. А тогда 3-я мировая война казалась не за горами и эти 'военные игры' были взаправдашние. Чем понравился сюжет - это тем что в фильме в лагерях нет взрослых (их не показывают, они вообще как будто отсутствуют). Дети воюют против детей. Отличие только одно - погоны. Если их тебе содрали - ты умер. В конце фильма главные герой и его напарник (малыш почти) попадают на зону 'мёртвых' - все 'убитые' дети без погон, философски и отречённо как зомби как бы не существуют и находятся вне игрового мира. Редкие взрослые попадаются только как статичные персонажи вне игры. Они никак не вмешиваются и не влияют на всё присходящее. Хотя нет - есть зачётная сцена автопогони. Один водитель помогает главгерою бежать, а другой помогает группе преследователей нагнать его. Есть жестокая (хоть и игровая) сцена взрыва воина-ребёнка в массовой битве. Сейчас бы такое запретили (в детском-то кино)! Видимо это был конёк спец. эффектов того времени, который было жалко резать. В целом для того времени достойный фильм для детей того времени.

23 июня 2014 | 15:10
  • тип рецензии:

Пожалуй, следует начать с того, что далеко не каждый фильм с участием детей является детским. За рубежом все зависит от тематики, но в России повелось по-другому – раз есть дети значит фильм детский. Тем не менее, то, что мы видим в «До первой крови» никак язык не повернется назвать зрелищем для детей.

Итак, детишки играют в зарницу, была такая игра в пионерских лагерях. Правила просты 2 команды играют в войну, цель захватить вражеский флаг, на плечах погоны: сорвали один – ранен, сорвали оба – убит. В общем, весь фильм и посвящен этой игре от начала до конца.

Но вот в чем загвоздка, постепенно дети забывают, что это всего лишь игра и начинают воспринимать происходящее вокруг них как реальность. И вот тут и начинается веселье, потому что у детей все взаправду и в ход идут взрослые методы ведения войны: военная тактика, хитрость, предательство и даже пытки. Интересно смотреть на то, как взрослые заражаются азартом детей, и вот мы видим двух мужчин, вовлеченных в погоню, рискующих своей и чужой жизнью и уже забывших о том, что это просто игра.

«До первой крови» - это очень жестокий фильм, некоторые детские поступки просто не поддаются взрослой логике, шокируют. Дети на вымышленной войне не ведают жалости ни к себе, ни к другим и уже готовы на все возможное и невозможное, для того чтобы победить.

Психологический триллер вот, наверное, более точное определение для этого фильма. Создатели не применив кровавой трэшатины все равно заставляют нас в ужасе вжать голову в плечи.

Еще забавный факт, кто бы вы думали, написал сценарий к этой жестокой и мрачной ленте. Григорий Остер – автор известных «Вредных советов».

Вывод следующий. Если ваша психика позволяет вам смотреть такие шокирующие фильмы, то непременно найдите «До первой крови». Но предупреждаю, если не готовы видеть, то, что нам предлагает это кино – не смотрите, потому что, посмотрев этот фильм единожды, вы не забудете его никогда.

Я как любитель такого жанра ставлю

9 из 10

21 января 2013 | 18:27
  • тип рецензии:

Прочитав в одном из постов в интернете о данном фильме, а именно 'изнасилование лягушкой', мне любопытной до всякого, стало безудержно нужно посмотреть данную киноленту. И знаете, фильм оказался восхитительным, с первой и до последней минуты. Особенно порадовало, что не было заезженной темы любви между враждующими лагерями. Огромный плюс уже только за это. Девочек 'убивали' беспощадно. И они были простыми рядовыми или санитарками (спасибо, что не было девочки - безупречного солдата).

Жестокость в этом фильме поражает, выгонять дымом и огнём соперника, чёрт, в этот момент я по истине переживала, как же он выберется не получив ожоги, где воспитатели! Диалоги порой слишком взрослые, но в тоже время, кому как не детям копировать взрослых. Предательство, хитрый план и жертвы на которые приходится идти и геройство маленького Сашки, который не заслужил обвинений, не заслужил должного отношения со стороны ребят, но зато стал героем, этой маленькой, но жестокой войны.

Вот только в детстве, на войне двора, меня избирали 'королевой', которой служили, а ведь хотелось так же смело сражаться бок о бок со своей верной армией. Я бы и сейчас сыграла в подобную игру, а разве бы кто-то отказался?

10 из 10

19 ноября 2013 | 12:47
  • тип рецензии:

Фильм меня потряс. В то время как на Западе изводят тонны крови, кучи оторванных конечностей и миллиарды долларов на компьютерные украшательства, чтобы показать жестокость войны и её воздействие на людей (причём в 80-90 процентах случаев цель оказывается не достигнутой), Владимиру Фокину удалось всё это с блеском проделать фактически на натурной съёмке, с минимумом спецэффектов. Возможно, что это лучшая мной виденная картина о войне, хотя войны как таковой здесь и нет.

Как-то так получается, что погружаешься в атмосферу фильма с первых же минут. А уж когда началась история главного героя... Напряжение буквально пронизывает зрителя. Все сцены выполнены очень качественно и работают на это. Например, о-о-чень медленно проезжающий мимо 'Икарус', демонстрирующий по очереди все три свои закрытые двери; момент, когда Саша, недоумевая, находит карту там, где спрятал и тут вдруг понимает всю ситуацию и то, как он безнадёжно сглупил; я уже не говорю про противостояние на склоне утёса и сцены погони.

Помимо красочного действия, фильм поднимает на удивление непростые (тем более, для детского кино) вопросы, самый главный из которых - можно ли (и нужно ли?) оставаться на войне человеком. И всегда ли стоят цели средств их достижения. Куча моментов, когда зритель 'проверяется на вшивость' перед самим собой. Допустимо ли 'ради победы' загонять девчонке лягушку под платье? Подраться с девчонкой? Отправить 'второсортных бойцов' на верную 'смерть' (история с 'морским десантом')? Бросить товарища в беде (момент с разбитой коленкой)? Клеветать на невинных? Умереть по-настоящему?..

Чётко видно, что разные герои реагируют на ситуацию по-разному. Одни легко принимают игрушечные, подставные 'цели' за реальные и идут для их достижения на подлость, на низость, на неоправданный риск, другие всё же сохраняют рассудок и сохраняют свои нравственные качества.

Особой статьёй идут ребята, ведущие себя как-то не по-детски изощрённо: командир разведки 'синих', 'дознаватель' 'зелёных'. Далеко пойдут. Наверняка они сейчас занимают посты где-нибудь в нашем правительстве или правлении каких-нибудь ТНК.

В общем, что ни сцена, то повод для раздумий. Музыка - по делу и к месту. И в целом 'берёт за душу'. Любителям 'вечных вопросов' всячески рекомендую.

До просмотра фильма я никогда не слышал про 'Зарницу', и очень удивлён, что в Советском Союзе устраивали подобное. По-моему, ничего кроме вреда такое мероприятие принести не может.

Не люблю разбрасываться высшими баллами, но здесь однозначно

10 из 10

20 апреля 2011 | 17:52
  • тип рецензии:

Забавно, что смотря на игры детей, мы зачастую не осознаём насколько это может быть серьёзно и значимо для них. Будь то куличики в песочнице или догонялки во дворе.

'До первой крови' рассказывает историю о детях, которые в пионерлагере играют в 'Зарницу'. Из военной формы - только бумажные погоны на плечах, но у детей всё серьёзно. Есть и штаб, и госпиталь, и даже кладбище, куда попадают 'убитые' игроки. В фильме нашлось место и военным хитростям, и пыткам, и захватывающей погоне по крымскому серпантину.

Весь фильм дети ведут себя как настоящие взрослые на настоящей войне. Лишь в момент звонка родителям в них снова просыпаются дети, которых отправили на лето в лагерь. Возможно, что сегодняшние 'враги' за рамками 'Зарницы' вместе едят в столовой во время обеда или рассказывают страшилки по ночам в комнате после отбоя, но война есть война, пусть и выдуманная.

Поражаешься, насколько точно создателям удалось передать реалии войны через детскую игру. За всё время просмотра в голову ни разу не пришла мысль, что на экране играющие дети - всё воспринимается абсолютно натурально.

Война - это война, как бы её ни называли.

8 из 10

05 января 2020 | 23:25
  • тип рецензии:

Когда я смотрел его в детстве, он произвел на меня неизгладимое впечататление: яркий, жестокий, динамичный. Описывать нет смысла - нужно смотреть. Фильм о таких же, как я, ребятах. Фильм для Детей.

Я всегда мечтал поучаствовать в такой же зарнице. Будучи вожатым в детских лагерях хотел организовать нечто подобное. Именно в таких масштабах и с неменьшими эмоциями. Детские лагеря должны быть такими. Менять детей и оставлять яркие воспоминания. Воспытывать что-то в ребенке, а не только развлекать его.

Сейчас этот фильм смотрится с легкой грустью. Задевает, но слабо.

10 из 10 за воспоминания о детстве

10 октября 2008 | 23:35
  • тип рецензии:

Утро в пионерском лагере начинается девичьим криком: 'Вставайте! Война!' С этой минуты война уже действительно идет полным ходом, и чтобы победить в ней, необходимо сорвать цветные погоны с плеч каждого вражеского солдата - члена противоположного отряда...

Фильм 'До первой крови', впервые наблюдаемый автором этих строк еще в младенчестве, является, как ни крути, эдаким малоизвестным миниатюрным шедевром. На заданные себе мысленно три ключевых вопроса - как это снято, о чем повествует и для кого - зритель по ходу просмотра получает максимально вразумительные, глубокие и развернутые ответы.

В центре изложенного чуть выше сюжета лежит попытка мальчика Саши реабилитироваться в глазах сверстников, считающих его (после некоторых остающихся за кадром событий) предателем и ябедой.

При всей ожидаемой незатейливости описательной части действие фильма развивается настолько грамотно, что происходящее смотрится ярко, динамично и далеко не всегда предсказуемо. Уловки, погони, военные хитрости командного состава - сценарий Григория Остера уделяет значительное внимание деталям и при этом ничуть не теряет в стремительности своей подачи.

Определенные эпизоды сняты чертовски крепко психологически, что некоторым образом приравнивает картину к ряду современных авторских проектов на тему школьных бесчинств ('Слон', 'Класс').

Кажется, еще немного и создатели перешагнут грань дозволенного, а смех в глазах взрослых, невольно вовлеченных в юношеское противостояние, сменится страхом совершенно справедливо.

Символика, аллегория (размазанная красная краска на погонах; прибрежный 'рай'для воинов, павших в неравном бою), четкий цветовой переход, знаменующий привыкание главного героя к дневному свету после длительного заточения - технически лента (особенно учитывая год своего создания) также не знает упрека.

'До первой крови' - своеобразная подростковая повесть о настоящем человеке, эмоционально тонкий, но практичный учебник для подрастающего поколения. Детскую психику фильм может просто вывернуть наизнанку, в сознательном же возрасте, выглядит как минимум очень сильно.

10 из 10

08 августа 2009 | 23:40
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: