К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В эпоху Перестройки советский кинематограф, освобождённый от цензуры, стал более контрастным. Именитые режиссёры вроде Гайдая продолжали снимать шедевры, но появилась и другая категория фильмов, более тёмная и менее приятная. «До первой крови» — один из самых неприятных фильмов советской эпохи, поскольку тотальная пропаганда ненависти в нём находится примерно на том же уровне, что в лентах про Ленина конца 1930-х гг. Но если в тех фильмах главные герои — взрослые люди, то здесь — дети, которые ещё даже не подростки.

Всё, что происходит по сюжету — это игра в «Зарницу». То есть, никаких настоящих убийств и никакой настоящей крови нет. Но, честно говоря, какие-нибудь «Дети кукурузы» воспринимаются в разы добрее, хотя там как раз всё по-серьёзному и в плане крови, и в плане опасностей. В разговорах, взглядах и тем более поведении детей в «До первой крови» чувствуется такая лютая злоба и такая взаимная неприязнь, что зрителю хочется либо выключить фильм, либо натравить на персонажей какого-нибудь убийцу. Потому что, играя в войну, герои ведут себя так, будто они на настоящей войне. Это, как бы сказать… одержимость!

Да, фильм именно про одержимых детей. Одержимых не каким-нибудь демоном, а игрой. Не компьютерной, а настоящей, которая на ободряющем свежем воздухе. Ни разу за весь фильм, который длится чуть больше часа, мы не увидим ни одного игрока, который напомнил бы всем адекватно, что «Зарница» — это, на секунду, игра. Всё это как будто ночной кошмар, который ещё и подпитывается постоянно звучащей тревожной музыкой.

В отрыве от общей атмосферы происходящего сюжет построен на сплошной несправедливости. Саша — один из участников команды Синих — долго бегает от преследователей из команды Зелёных, порой даже обращаясь за помощью к случайным встречным из мира взрослых. Видя соприкосновение этих двух миров, ещё сильнее хочется задать вопрос в духе «что у вас происходит в головах?» Ну не может быть, чтобы дети, находясь в лагере на курорте, настолько погружались в игру, что забывали про человечность и недавнюю дружбу. Разве что все они из неблагополучных семей, но в таком случае стоило на это хоть как-то намекнуть. А фильм не намекает. Ни одной, повторюсь, ни одной позитивной ноты в общении детей вы не увидите от начала и до самого конца. Не девочки и мальчики, а чудовища, которые с настоящим оружием в руках устроили бы сущий ад.

После просмотра «До первой крови» желание заводить детей пропадёт, наверное, у каждого. Одна лишь мысль, что ещё незрелые люди способны на такую злобу, повергает в шок. Я теряюсь в догадках о том, как и почему родилось такое кошмарное, неприятное кино.

1 из 10

03 ноября 2022 | 11:19
  • тип рецензии:

На картину 'До первой крови' я наткнулся случайным образом - бродил по КП в поисках интересного фильма. Увидев интересную и совсем не советскую афишу, решил, что надо обязательно глянуть, независимо от сюжета.

На картинке был чёрно-белый снимок девочки с цветными погонами вместо глаз. К слову, я не сразу понял, что это погоны, а воспринял их как абстрактные картинки, с какими-то тайными символами.

Хочу сказать, что я очень люблю фильмы, которые снимали в период перестройки. Это и 'Кин-дза-дза', и 'Город Зеро', и Курьер', и 'Облако-рай', и 'Небеса обетованные' и т.д. и т.д.

Смотря на цепляющую афишу этой картины, я искренне верил, что она дополнит указанный выше список после моего просмотра, но увы...

Если говорить о плюсах, то, конечно, надо отметить игру юных актёров, которые полностью справились со своей задачей, интересную и нестандартную задумку, и южные пейзажи, на которых происходит действие картины.

Но суровая правда состоит в том, что как зритель я очень скучал и не переживал за главных героев. Я не верил в эту ситуацию и выпил целых две кружки кофе, чтобы дотянуть до финальных титров.

6 из 10

Поскольку у фильма много положительных рецензий и кроме ощущения сонливости и скуки (которые вполне можно списать на мое дурновкусие) мне предъявить нечего.

25 октября 2021 | 10:26
  • тип рецензии:

Этот фильм снят в необычайной для своего времени атмосфере. Смотришь как завороженный, переживая вместе с героями, окунувшись в мир детской, казалось бы, игры в 'Зарницу'. Постоянное движение, и даже камера не стоит на месте, самозабвенно следуя по пятам устремленных к победе ребят.

Конечно, хотелось бы увидеть больше сюжетных линий, но и главенствующая определяет полноту фильма, где юный Сашка, однажды заподозренный в 'стукачестве', выбирает путь полной самоотдачи не только ради защиты своей чести, но и ради всей команды. Все это выливается в неожиданное русло, и финальные минуты потрясают до глубины души!

8 из 10!

15 июля 2021 | 00:14
  • тип рецензии:

Выдающийся, но почему-то недооценённый фильм о реальной жизни и реальной войне, спрятанных в антураже детской военно-спортивной игры. Вчерашние пионеры, бегавшие тайком ночью купаться на море или игравшие друг с другом в общие игры, следующим утром становятся смертельными противниками из двух враждебных лагерей. И я даже не беру в кавычки слово «смертельными», ибо начавшаяся игра непостижимо быстро делает детей жестокими охотниками на людей, способных в азарте схватки перешагнуть через любые моральные нормы, без колебаний рискующими своими и чужими жизнями.

Сообщается, что победившая сторона будет поощрена катанием на настоящих военных катерах и стрельбой из настоящего оружия, но скоро награда перестаёт быть важной для всех, война начинает вестись только ради войны. Самые сильные, ловкие и смелые легко убивают слабых и робких, и война кажется им праздником. Но внезапно выясняется, что на войне может умереть любой, достаточно только чуть расслабиться, потерять бдительность или просто оказаться не в нужное время не в нужном месте. И тогда — конец игры, уход в небытие, где всё становится не важным, и ты остаёшься только наедине со своими мыслями и тоской от осознания, что ничего уже нельзя изменить или переиграть заново.

Отдельной нитью по фильму проходит история, как остаться собой в мире, где человек человеку — волк. Особенная сцена, когда герой случайно попадает в мир мёртвых. Это не рай или ад, это и не Вальгалла, это, скорее, античный аид, где нет ничего, кроме множества одиноких тоскующих теней бывших солдат из обеих армий, невидящими глазами наблюдающими, как меж их пальцев утекает песок, и как волны прибоя накатывают на пляж.

Фильм изобилует погонями, схватками, интригами, но вместе с тем и глубоко психологичен. Авторам удалось совместить несовместимое: экшн и философию, детскую игру и реальную жизнь, непрофессиональных актёров-детей, которые великолепно отыгрывают свои роли (впрочем, не все). И всё это при скромных бюджетных и технических возможностях.

Детский ли это фильм? — И да, и нет. По крайней мере, когда я сам смотрел его в детстве, он воспринимался как добротный приключенческий фильм про таких же советских детей, каким был и я сам. И вчера, пересматривая его уже со своим сыном, я следил за его реакцией на увиденное. Сын задал всего один вопрос: «Кто же, в конце концов, победил?» И только с возрастом начинаешь открывать этот фильм с другой стороны. Что характерно, многим женщинам этот фильм не нравится, считают его слишком «тяжёлым», хотя самое жестокое, что там случается — это разбитая коленка младшеклассника (ну и сцена с взрывом человека, которую воображает себе во время атаки опьянённый боем малолетний солдат).

Великолепна сцена, когда ГГ сталкивается с врагом один на один на краю пропасти, и они узнают друг друга и пытаются договориться, разойтись миром, чтобы не умереть уже по-настоящему. Но договориться нельзя. «- Мы же с тобой в теннис играли!» «- Но это теперь не важно. Ведь война!» «- Я даю честное слово, что дам тебе пройти. А ты?»» — Честное слово теперь тоже ничего не значит. Война.» Недостатки у фильма, конечно же, есть: это и некоторые шероховатости сценария, и, местами, слабая игра некоторых актёров, и недостаточно яркие кадры (мы-то уже привыкли к цифровым картинам с буйством красок в высоком разрешении с компьютерными спецэффектами). Впрочем, отдадим должное авторам — они выжали максимум возможного, а лучшего на подобную тематику с тех пор так и не сняли, ни у нас, ни за океаном.

Стоит также упомянуть, что фильм создавался во времена, когда страну охватила истерия пацифизма, на излёте Холодной войны, когда интеллигенция хором вещала нам из каждого утюга, что жить нужно подставляя врагу другую щёку, а не готовиться к бескомпромиссной борьбе, в которой победителей может и не быть. И это без сомнения наложило свой отпечаток на фильм. Тем не менее, «До Первой Крови» — один из лучших фильмов, можно даже сказать — «антиутопий», которые я когда-либо смотрел.

23 января 2021 | 13:26
  • тип рецензии:

Забавно, что смотря на игры детей, мы зачастую не осознаём насколько это может быть серьёзно и значимо для них. Будь то куличики в песочнице или догонялки во дворе.

'До первой крови' рассказывает историю о детях, которые в пионерлагере играют в 'Зарницу'. Из военной формы - только бумажные погоны на плечах, но у детей всё серьёзно. Есть и штаб, и госпиталь, и даже кладбище, куда попадают 'убитые' игроки. В фильме нашлось место и военным хитростям, и пыткам, и захватывающей погоне по крымскому серпантину.

Весь фильм дети ведут себя как настоящие взрослые на настоящей войне. Лишь в момент звонка родителям в них снова просыпаются дети, которых отправили на лето в лагерь. Возможно, что сегодняшние 'враги' за рамками 'Зарницы' вместе едят в столовой во время обеда или рассказывают страшилки по ночам в комнате после отбоя, но война есть война, пусть и выдуманная.

Поражаешься, насколько точно создателям удалось передать реалии войны через детскую игру. За всё время просмотра в голову ни разу не пришла мысль, что на экране играющие дети - всё воспринимается абсолютно натурально.

Война - это война, как бы её ни называли.

8 из 10

05 января 2020 | 23:25
  • тип рецензии:

Дети без взрослых. Они вынуждены играть в Зарницу, полностью имитируя события войны. Лишь случайные свидетели вмешиваются и ужасаюсь потокам рвущегося из глубин сознания насилия разнимают детей. Ребята не просто имитируют убийства, они без особого труда могут начать пытать друг друга, полезть в драку с девочками или сексуально приставать к ним. В этом всем куда больше Танатоса, чем кажется. Фокин это ловко подмечает, выделяя эту ситуацию как нечто утопическое - то, что может произойти, но никогда произойти не должно.

Ну, а на практике большая часть актерского состава этой ленты больше в кино не сыграет. Взрослеющих ребят ждали непростые девяностые, и кто знает, как сложились судьбы этих молодых актеров. Одно лишь точно, что фильм в определенной мере оказался пророческим. В одночасье все это сокрытое насилие вырвалось наружу. Будто осознавали создатели фильма нечто такое, что иначе, чем предчувствием и не назовешь.

Впрочем, несмотря на замечательную идею и весьма занятный исторический момент фильм удался весьма посредственным. Виной тому слишком уж легкая проработка эпизодов. Режиссер стилистически так и не выбрал, что для него ближе - поэзия или баталии, реальность или иносказание. Потому и фильм будто вилял постоянно переходя из крайности в крайность - то девочке под одежду лягушку засунут, то нам показывают общие виды природы, явно взывая к общим основам морали.

Так уж вышло, что самая банальная тематика - показ имитации войны, военной игры у детей, выводит нас на куда более значимые темы, нежели антивоенная пропаганда. А у Фокина, наверное, не получилось все в полной мере расставить.

Именно потому последняя часть ленты кажется такой нестерпимо долгой. Смотреть уже неинтересно - все понятно. Потому и оценка не столь высока. Увы, но класс картины тут играет слишком важную роль, затмевая многое

4 из 10

18 ноября 2018 | 22:34
  • тип рецензии:

На фоне умиротворенных морских пейзажей разыгрывается неожиданная по своему драматизму и накалу страстей история. «Повелитель мух» в реалиях советского пионерлагеря стартует одновременно с объявлением начала военно-спортивной игры «Зарницы». У каждого участника к одежде пришиты погоны, потеря которых равносильна внутриигровой смерти. Отправленный в разведку Саша при себе имеет еще и очень важную для соплеменников карту с дислокацией своего лагеря. Попав в окружение противников, мальчик прячет схему в укромном месте, а сам попадает в плен. Враги не срывают с него погоны, а отпускают его и выжидают, когда юный солдат допустит ошибку.

Как таковых шокирующих сцен в фильме нет, но количество жестокости всё же потрясает. Через призму детской игры зрителю преподносят животный ужас настоящей войны, на которой раскрываются самые темные и потаенные уголки человеческой души. Призванная вызывать патриотическое чувство долга перед Родиной «Зарница» в неокрепших юных умах принимает несколько иное значение в виду пробуждающихся первобытных инстинктов и естественного стремления к выживанию. Ненависть, предательство, размытые понятия долга и чести — вещи из-за которых дети на экране внезапно превращаются в очередных жертв чужих политических интересов, достигаемых ценой крови невинных.

«До первой крови» — это фильм о том, как сложно и важно остаться человечным, не взирая на пугающую враждебность мира. Главный герой в прямом смысле слова взрослеет прямо на глазах. Постоянное преследование закаляет его характер, будто подготавливая к предстоящим непростым моральным дилеммам. Саша — это способный на настоящий подвиг маленький человек, чьи грехи символично смоет первым дождем.

Снять настолько, без шуток, остросюжетный и в то же время глубокий фильм за три копейки с непрофессиональными актерами — дело посильное далеко не всем. Режиссер Владимир Фокин великолепно воплотил в жизнь сценарий детского писателя Григория Остера. Рекомендуется для желающих получить внезапный и необычный экспириенс от советского кинематографа.

8 из 10

31 марта 2018 | 23:25
  • тип рецензии:

В разгаре пионерское лето. Школьники отдыхают в пионерском лагере и, конечно, как положено советским детям, они должны готовиться к борьбе за светлое будущее и поэтому взрослые устраивают им военную игру «Зарница».

Итак, наши герои, обычные дети играют в «Зарницу». Игра увлекательная, интересная, нужно и силу проявить, и ловкость, и смекалку, и военную хитрость, и выносливость, а где-то и мужество. Но именно здесь и выявляется сущность героев: кто трус и подлец, а кто – истинный герой.

Перестройка на дворе в самом разгаре и поэтому нет идеологических лозунгов, дети играют. Но почему-то жестокость в игре зашкаливает. Фильм смотреть страшно, но нужно, чтоб родителям задуматься о том, какими зверями могут оказаться их чада.

8 из 10

31 января 2018 | 23:33
  • тип рецензии:

Впервые увидел его в детстве - и тогда фильм произвёл на меня очень тягостное впечатление. Помню ещё, что смотрел его вместе с бабушкой, и она объясняла мне некоторые моменты. Бабушка была педагог, причём очень хороший, и с детьми, лагерями и 'зарницами' была знакома далеко не понаслышке. Было видно, что она тоже разделяет мои ощущения от просмотра. Было очень непохоже на привычные советские фильмы о детях...

В детстве я понимал название фильма как что-то вроде 'Рембо: первая кровь': то есть, будто имелась в виду первая жестокость, совершаемая героями, первое понимание ими опасности мира и его несправедливости. Впрочем, вполне возможно, что и авторы фильма это имели в виду.

Еще тогда вызвало диссонанс самое начало. Мирный пейзаж, пионерлагерь... И вдруг девочка встревоженно кричит: 'Вставайте! Война!!!' Мелькнуло было, что фильм будет о Второй мировой или о военном времени. Но дети вскакивают с постелей в восторге: ура! Война! Наконец-то!..

И вот я захотел пересмотреть фильм уже взрослым, спустя много лет после первого просмотра. И впечатление оказалось ещё более тягостным. Нет, фильм отнюдь не детский. Нет, это не просто фильм о жестокой игре, в которую начинают играть всерьёз. В виде аллегорий и схем здесь показана война вообще: кто-то гибнет, даже не поняв, что случилось; неприметный и слабый оказывается героем; героя объявляют предателем; людьми жертвуют, как пешками; правила честной 'игры' сразу же отбрасываются - да и были ли они вообще? Дети воспринимают военную игру, как настоящую войну. Тот, кто будет играть - проиграет. Восторг сменяется обидой и настоящим страхом.

И многие взрослые поначалу смотрят на войну, как на приключение. Вспоминается сцена с 'убийством' девочки-часовой: давайте переиграем заново! я же еще и не поиграла толком - только здесь стояла! Воочию видно, как грань между игрой и войной размывается в сцене сражения: в воображении детей из деревянных автоматов летят настоящие пули, воображаемый взрыв разрывает на куски юного бойца.

Другая сильная сцена: 'убитые' ожидают конца игры. Бывшие противники сидят или стоят на берегу рядом, безмолвные и неподвижные, безучастные, как надгробия. Смерть примиряет всех, понимаем мы.

Как уже замечал один рецензент, это сильнейшая антивоенная картина. Зарубежные фильмы с целыми армиями массовки, грандиозными декорациями, обилием реалистичных взрывов и компьютерных самолетов не передают и половины эмоций, заключенных в этом фильме, простом и бесхитростном.

8 из 10

17 апреля 2017 | 09:56
  • тип рецензии:

Был настроен скептически перед просмотром, но фильм оказался на удивление неплох. Если честно, не ожидал от автора стебных «вредных советов» такого вполне себе интересного сценария. Возможный минус – слишком быстрое возникновение драматичных ситуаций, когда зритель еще толком и не начал сопереживать героям. Небольшое вступление не помешало бы. Мальчик, впоследствии оказывающийся главным героем, довольно долго почему-то не говорит ни слова, и я даже сначала принял его за немого. В конце фильма все «убитые» персонажи показаны символически стоящими на берегу моря, что, есть, наверное, довольно поэтичная метафора, но решена она немного неуклюже, имхо.

Эти шероховатости не сильно портят картину. Она интересна, динамична, драматична – первый час смотрится на одном дыхании – и очень правдоподобна: подтверждаю это, как бывший мальчишка, побывавший в подобных ситуациях. «До первой крови» можно рекомендовать, как один из наиболее качественных перестроечных фильмов.

11 февраля 2016 | 12:45
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: