Это была его первая полнометражная работа. Но как точен был Данелия. В его картине было все - и юмор, и безупречность актуальной темы, и неподдельные страдания, и жестокость, и психологический подтекст, и, что немаловажно, надежда на лучшее. Самое значимое, что Данелия сумел построить повествование не о ребенке, а от его лица. Он сумел показать мир глазами малыша, вероятно на войне лишившегося отца.
— Иди-ка сюда, детка! Вот тебе конфетка!
— Спасибо! [Сережа доверчиво разворачивает конфету и понимает, что кроме фантика ничего нет. Понимает это и дядя Петя, что подтверждает его задорный смех]
— Дядя Петя, ты дурак?
Разумеется, после этой выходки устами жестокой матери пояснит зрителю, что так вести себя со взрослыми не следует. Но на самом деле все точки уже расставлены. Смелость в выражении своего мнения очаровывает и у зрителя не остается никаких сомнений относительно Сережи. Это настоящий герой.
Но одного героя в ленте Данелия мало. В лице отчима Сережи и председателя колхоза Коростелева нам предложен образ уравновешенного и спокойного, мудрого человека. Коростелев всегда принимает ответственность на себя, поэтому и не повышает голоса. Поэтому он так внимателен к каждому окружающему его человеку. Но без вдохновенной игры Сергея Бондарчука столь яркого образа не получилось бы...
Мне очень понравилось как показан конфликт, возникший между матерью Сережи и Коростелевым. Женщину ее сын будто стесняет. На протяжении всей ленты она к нему чрезмерно резка. Не случайно и принимается решение о том, что в Холомогоры Сережа не поедет. Получается, что при всей легкости ленты Данелия поднимает достаточно непростую тему - о том, как непросто жить детям, лишенным материнской любви.
Финал ленты получился необыкновенным. Тут и искренние переживания, и смешение реальности с фантазией... и жестокость, и жизнеутверждающий оптимизм.
Конечно перед нами совсем иной, неизвестный многим Данелия. Тот кто снимал 'Кин-Дза-Дза' и 'Осенний марафон' вероятно стал уже совсем иным человеком, с качественно иным инструментарием и выбором тем. Но в 'Сереже' есть обезоруживающие искренность и смелость, которые не могут оставить равнодушными зрителя даже в наши дни
Красивый и наивный фильм, совместно снятый Герогием Данелием и Игорем Таланкиным, повествует о наивном маленьком мальчике Серёже, который сталкивается с взрослыми вопросами в меру своего понимания и развития. Это невероятно трогательная и добрая история, которая демонстрирует мир глазами ребёнка (снова у меня эта фраза в текстах). Фильм наивно и любовно представляет небольшую деревушку, в которой и растёт мальчик.
Столкновение с ответственностью происходит при появлении «нового папы». В этом прелесть картины. Мы всё понимаем, что произошло, но Серёжа видит всё по-своему. Он тут хозяин, он мужчина, пусть и маленький, а появляется какой-то Коростелёв, которого почему-то мать защищает и не прогоняет. Изменение в жизни мальчика сначала не существенные, порой, даже приятные, но главный герой раскрывается через общение с дворовыми приятелями, которые старше него. Тут нам и сила старших, и авторитет дворовый, и зависть – всё, что так было близко в детстве самому зрителю, режиссёры собрали в одно кино.
Через Серёжу мы узнаём о жизни других детей, об их планах, о мечтах. Кто-то хочется уехать учиться в столицу, кто-то хочется заниматься своим ремеслом, кто-то планирует возглавить совхоз. Наивность мальчика веселит, то он хочет руководить совхозом, как Коростелёв; то стать капитаном дальнего плавания, как дядя мальчика Кости, то Серёжа хочет набить тату. Впечатляет, как мальчик хочет попробовать всё, как любопытство сопровождается опасными последствиями, но через все трудности зритель проходит вместе с Серёжей.
Фраза при встрече с дядей Петей стала «крылатой», зато она чётко показывает позицию Серёжи. Перемены в семье затрагивают Серёжу, а пополнение выделяет вечный конфликт «старших братьев», когда первому ребёнку уже не уделяется достаточно внимания. Мы видим, как единственный ребёнок в семье, становится на второе место, как положение Коростелёва укрепилось так, что уже он, как глава семьи, принимает решения. Но отчим из него вышел замечательным: он один может понять Серёжу, он чувствует переживания мальчика, именно он подходит к Сергею, когда мать занята младшим братом Алексеем. Любознательный Серёжа напоследок сталкивается с тем, что теперь он не принимает решения, теперь он стал обузой, что выливается в сильную драму.
Кульминация картины великолепно отражает понимание и уважение к самому старшему мужчине в доме, и ты по-настоящему радуешься Серёженым достижениям. Картина очень хорошая. Детский подход к взрослой проблеме позволяет насладиться и ностальгическими нотками, и оценить объём информации, постепенно сваливающийся на Серёжу.
Когда мир приходил в себя после потрясения фильмом «Психо», в маленькой деревне близ совхоза, мальчик Сережа узнал, что у него будет новый папа.
В 1960 году 30 летний Георгий Данелия, будучи еще только начинающим режиссером, в паре с Игорем Таланкиным выпускает фильм по мотивам одноименного рассказа «Сережа».
История близка каждому: в мире, где есть ты сам, мама, много друзей и целый мир неизведанного, даже в рамках небольшой деревушки около совхоза, ты сталкиваешься впервые с вопросами взрослого масштаба: новые люди, новые задачи и проблемы, в разрешении которых твое слово почему-то не имеет вес. Новый папа Коростелев- вопреки распространенной бытности оказывается честным и надежным другом, но даже будучи важным человеком, чье слово имеет огромный вес в судьбах множества людей – председателем совхоза, он не может порой решить проблемы в собственной семье.
Долгая работа велась на пробах, из тысяч мальчиков уникальным явлением стал 6-летний Боря Бархатов. Сын инженера-химика, затмевал на съемках «Отелло» Сергея Бондаручка и его «Дездемону» Ирину Скобцеву. Маленький мальчик без опыта и знаний о кино, не пытался на съемочной площадке строить из себя кого-то кроме самого себя, был прост и выразителен, потому и был веделен среди всех. Так и вышло, что случайный приход Бори Бархатова на «Мосфильм», принятое худсоветом решение об участии звездного Сергея Бондарчука, который в свою очередь сам мимоходом утвердил Ирину Скобцеву,- вся череда случайно сведенных людей создала стихию творческой мысли, благодаря которой и состоялся выход фильма, мнение о котором со временем поднялось до знакового фильма для 60-х годов в целом, и ярчайшего дебюта Данелии в частности.
В фильме представлена прекрасная работа оператора, именно благодаря ракурсам «сверху» и «снизу» мы чувствуем масштаб события для того или иного персонажа, а так же отношения между персонажами целом, как например: в разговорах Сережи с мамой, камера зачастую смотрит снизу, и смотрящий чувствует себя маленькими и беспомощными, как отчитаный Сережа за то что «назвал дурака дураком», но в диалогах с названым отцом камера снимает с роста взрослого и зритель чувствует, что теперь беседа ведется на равных.
Кинокартину снимали два режиссера сразу, и вместо конфликтов в видении той или иной сцены была установлена договоренность о поочередном командовании, и наложении табу.
Как говорил сам Георгий Данелия, этот фильм показал ему, что не всегда нужен единоличный контроль режиссера, благодаря такой вольности, свободное течение художественной мысли сделало картину более эмоциональной там, где изначально была прописана «проходная» сцена.
Фильм вышел простым, бытовым и понятным, что не умаляет его общественной значимости для целой нации: фильм учит духовному родству между чужими, в общем понимании, людьми, понимающему человеческому общению вне рамок возраста и статуса. В итоге «Дядя Петя, ты что, дурак?»,- вопрос адресованный каждому зрителю в зале, заставляет провести в собственном сердце исповедь перед своей совестью.
«Знаете что? А у меня есть сердце. Мне мама сказала, оно стучит. Послушайте…»
С этих слов начинается необыкновенно трогательный фильм «Сережа» - дебютная полнометражная картина режиссера Георгия Данелия по одноименной повести Веры Пановой. Один из моих любимых фильмов о детстве, точнее, о детях. Очень добрая и светлая картина о том, как маленький ребенок видит большой мир взрослых. «Сережа» - один из тех фильмов, от которых просто становится тепло на душе. Все работы удивительно талантливого режиссера Данелии снискали большую народную любовь («Мимино», «Не горюй», «Слезы капали» и многие другие). И «Сережа», по праву, входит в число любимых зрителями советских фильмов. Я уверена, чтобы снять на столько по-детски простой, искренний, непосредственный фильм о ребенке, взрослому человеку нужно самому быть в душе ребенком – чистым, неиспорченным и восторженно смотрящим на мир. «мы все родом из детства», - написал Антуан де Сент-Экзюпери. Все, что связано с ним занимает особое место в сердце каждого человека. Воспоминания из детства навсегда остаются в душе.
Самая главная находка этого фильма – исполнивший главную роль маленький актер Боря Бархатов, т.е. Борис Павлович. Дело в том, что мальчику не понравилось, когда его звали Борька. И он всем сделал выговор: «Я к вам обращаюсь с уважением, и вы меня тоже должны уважать». С тех пор все на съемочной площадке уважительно называли его по имени-отчеству. Удивительно, как сыграл свою роль 5-летний Боря. Его светлая головка, большие, открытые, не по-детски мудрые глаза, хрупкая фигурка в коротких штанишках – все в нем трогает и умиляет. Говорят, что невозможно переиграть детей. И это правда. Но и взрослый актерский состав фильма – блестящий. Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева в роли родителей Сережи являются еще одним украшением фильма. Дуэт двух главных героев картины Сережи и Коростелева (С. Бондарчук) невозможно не отметить. Большой, сильный, умный, справедливый и ласковый человек, настоящий мужчина, который сдерживает все свои обещания, даже данные 5-летнему ребенку. Он единственный из взрослых, кто относится серьезно к маленьким, но очень важным для Сережи проблемам. Он воспринимает его как личность, разговаривает, как с взрослым и старается объяснить ребенку как устроена жизнь. «Понимаешь, брат, есть такое слово «надо», - говорит он Сереже в серьезном мужском разговоре, объясняя, почему они не берут с собой в Холмогоры.
Пообещав, он не забывает купить Сереже долгожданный «велисапет», который в тот же день разобьют взрослые мальчишки. Захлебываясь от слез, Сережа приносит свой «велисапет», точнее, то, что от него осталось, Коростелеву. На что он, по-доброму улыбаясь, говорит: «Лихо вы его». Ну, не горюй. Починим». Именно Коростелев, приемный отец Сережи, становится его лучшим другом.
В фильме много забавных, смешных и в то же время трогательных до слез моментов. Один из таких эпизодов – проводы Женьки на учебу в город. Вереница малышей идет по середине большой дороги за грузовиком, который увозит их друга. В сценарии это был проходной момент, но в фильме он получился одним из самых запоминающихся.
Сам Данелия говорил, что успех картины во многом связан с их «непрофессионализмом, творческой наивностью, чистотой. А от неумения родилось что-то такое, за что «Сережу» так полюбили зрители».
Увидеть удивительный мир глазами маленького ребенка помог зрителю и оператор картины Анатолий Ниточкин. С первых кадров зритель видит окружающий мир, большой и невероятно интересный, с высоты роста 5-летнего мальчика.
Такие картины, как «Сережа», нужны нам, зрителям, большинство из которых уже взрослые серьезные люди, чтобы не забыть, что мы тоже были маленькими, и быть внимательней к своим детям.
«Детство – корень души человеческой», - написал Баграт Шинкуба. Это выражение очень емко и точно определяет его важность в жизни каждого человека. И только мы, взрослые, в ответе, будет оно счастливым или нет у наших детей.
Как только я прочитала повесть Веры Пановой, то сразу же решила посмотреть и фильм, снятый по этой повести. Скажу сразу, книга меня впечатлила, тронула до глубины души, и было интересно, сможет ли экранизация добиться от меня тех же эмоций.
И знаете, у фильма Данелии и Таланкина это получилось, даже с большим успехом, чем у повести. Жизнь глазами маленького мальчика, вроде, ну что там может особо заинтересовать взрослого человека? А вот и нет. Фильм этот о воспитании, о том, как мы порой беспечно обесцениваем детские эмоции и чувства, не придаем им должного значения. А это ведь хоть и маленькие, но люди, и на мир они тоже смотрят серьезно, просто со своей колокольни, со своими страхами и восторгами, которые многим взрослым понять трудно. А вот маленькому мальчику, герою фильма, повезло, в его жизни появляется такой взрослый, который мир его понимает и принимает, да и сильно подстраивать и ломать не хочет. Это Коростелев, отчим Сережи.
В фильме очень точно переданы доверие и понимание, которое возникло между маленьким Сережей и взрослым Коростелевым. Мне кажется, это отличный пример того, какими должны быть отношения родителей и детей. И, конечно, до слез доводит последняя сцена, когда взрослый не дает миру своего сына пошатнуться, несмотря ни на что.
Кстати, не все, что было в книге, вошло в фильм, нет истории взаимоотношений Сережи с бабушкой и прабабушкой, а также не было прабабушкиных похорон, но картина от этого не сильно пострадала, а может, и была бы хуже, больно уж там мрачные переживания у Сережи. А так фильм можно посмотреть и с детьми, хотя все же, он больше именно для взрослых.
Конечно, не малую долю в успех фильма внесла и актерская игра.
Да, от Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука другого и не ожидалось, но для меня главным героем этой картины все же стал самый младший из актеров, Боря Бархатов. Какой же талантище, так сыграть чувства и переживания в таком возрасте, многие взрослые коллеги могли бы позавидовать.
Сергей Бондарчук прекрасно подошел на роль Коростелева, хотя при чтении повести я его другим себе представляла, но и кино-Коростелев мне тоже понравился.
Хороша и Ирина Скобцева, она мне показалась несколько мягче книжной мамы, но это даже к лучшему, потому что при чтении я мысленно эту маму все время упрекала - ну как можно оставаться такой сухой и безучастной к чувствам собственного ребенка.
Очень рада, что посмотрела эту экранизацию, от меня ей 10 баллов, и это абсолютно заслуженно.
Удивительно добрый фильм! Трогательный до слёз. Фильм не столько для детей, сколько для взрослых. Потому что он очень мудрый!
Я рос без отца, и поэтому так завидую маленькому Серёже! У него появился прекрасный даже не столько отец, сколько старший друг и товарищ. Когда в доме появляется настоящий Мужчина с большой буквы, мальчику легче расти и развиваться, он даже становится увереннее в себе. Сломали велосипед? Не беда! Починим! И вот Серёжа снова разъезжает на своём двухколёсном! Пороть ремнём? Это глупо! Когда можно договориться по-мужски. В Холмогоры? Да конечно возьмут Серёжу туда, не смотря на протесты матери, иначе бы Коростелёв не был бы Коростелёвым! Такие детей не бросают, даже на время! Даже на короткое!
Но как удивительно играет Боря Бархатов! Да какая это игра? Это просто образец на десятилетия вперёд! Чувствовать, переживать, плакать, радоваться так, будто ты живёшь жизнь, а не снимаешься в кино. И это дебют Георгия Данелии, яркий и гениальный дебют, определивший его успех.
Да и просто, иногда так приятно оторваться от современной повседневности и погрузиться в атмосферу добрых 60-х, тем более, когда это счастливое (или даже не очень) детство отдельно взятого мальчика Серёжи.
Очень приятный и добрый советский фильм, который понравится, как детям, так и взрослым. Наверное, я даже скажу, что этот фильм нужно посмотреть родителям со своими детьми. Он действительно учит многому. Причем в очень простой и довольно забавной форме повествования.
Нам показывают мир глазами маленького ребенка, мальчика, у которого появился новый папа. Его переживания по этому поводу, некоторую озадаченность перед неизвестным. Да и вообще весь мир в его возрасте открывается по-другому. Мир такой неизвестный и еще неизведанный, поэтому надо все успеть узнать и попробовать. Главный герой, которого очень здорово сыграл Борис Бархатов, представляется нам тем самым открытым, доверчивым и добрым советским ребенком. И смотря на эту доверчивость и открытость вновь задумываешься о том, что дети, как губки впитывают всё, и именно от нас, взрослых, зависит то, как они потом будут жить. Поэтому вопрос правильного воспитания, любви, порядочности, ответственности по отношению к ребёнку – это очень важный вопрос. Который в фильме поднимается практически постоянно.
Но, тем не менее, то ли картина не попала в моё настроение, то ли запись фильма (1960 год, между прочим), которая, прямо скажем, была не лучшего качества, оставила такое впечатление, но лично мне было довольно скучновато смотреть эту ленту.
В общем и целом, идея фильма становится понятна практически сразу же, и лишь незадолго до титра «Конец фильма» в сюжете происходит событие, которое ставит перед героями картины право выбора и, на какой-то момент, фильм действительно увлекает вопросом – «а как же они поступят?». Но, увы, это лишь под конец. На протяжении всего фильма события практически не развиваются и картина кажется скучной
«Сережа» - без преувеличения легендарный дебют Г. Данелии и И. Таланкина в игровом кино, заслуживший множество международных наград и теплый прием даже в советской прессе. Став выразителем гуманистических настроений «оттепельного» кино, «Сережа» был очень созвучен своему времени – оптимистичному и полному надежд. Моментальные аналогии, возникающие при просмотре этой незамысловатой картины, с фильмом «Человек идет за солнцем», свидетельствует, к сожалению, не в ее в пользу: если картина Калика продуктивно сочетала поиск киноязыка с импрессионистической структурой, ослабленным нарративом и ярким детским восприятием жизни, то лента Данелии и Таланкина напоминает скорее эскиз, многие сцены выглядят любительскими, недоработанными (особенно в ее первой половине).
Смелым шагом постановщиков было поместить в центр повествования в прямом смысле слова «маленького человека», задающего недетские вопросы – они снимали фильм о вхождении ребенка в жизнь, избегая показывать конфронтацию детского и взрослого миров в болезненной форме (как это обычно было принято в кино от Виго до Трюффо). Сережа и воспитывающие его взрослые заинтересованы в диалоге – он тянется к ним, они пытаются помочь ему, однако, драматизму в картине все равно есть место.
Главная слабость ленты – в несоразмерности продолжительных рыхлых эпизодов, не всегда умело сочетающих комизм и серьезность, и насыщенного финала, в котором сюжетное напряжение сгущено до предела. Эта разбалансированность структуры сильно вредит общему впечатлению. Возможно, она была предопределена композицией самой повести В. Пановой, обострившей коллизии не сразу, но, дав читателю возможность погрузиться в детское мировосприятие, впоследствии взяв его за горло нешуточным конфликтом.
«Сережа» - в каком-то смысле лента компромиссная, иначе как объяснить то большое внимание, которое уделено режиссерами изображению совхозного хозяйства и положительных характеристик героя Бондарчука, что сегодня не могут не вызвать улыбку у зрителя, знающего всю подноготную деревенской жизни в советские времена? Однако, главным достижением картины стал выбор исполнителя на главную роль, который справился с задачей блистательно: непосредственность реакций Бори Бархатова вкупе с несколько суровой, оттого непередаваемо комичной, серьезностью в поведении, словах и поступках, способна покорить самого взыскательно зрителя. Такого серьезного ребенка в кино мы еще не видали!
Идеологически рискованные эпизоды с татуировками, знаменитый, пошедший в народ диалог «про конфетку», многие иные симпатичные сцены не идут ни в какое сравнение с неподдельным драматизмом финального конфликта между чувством и долгом: режиссеры и сценаристы сделали почти невозможное, полностью устранив оценочные характеристики в подаче острой коллизии, в результате чего обе стороны оказались правы. Крик Сережи: «А я?!» - своеобразный вопль «маленького человека» против правильной, просчитанной объективной истины, которой так любили потрясать марксисты (против нее потом взбунтуется и Олег во «Вступлении»).
Этот выразительно снятый (посредством короткофокусной оптики) эпизод вызывает в памяти финальные слова Фирса из «Вишневого сада»: «Человека забыли…», звуча обвинением ХХ веку, принесшему личность в жертву эфемерным «всеобщим» целям. Счастливый финал (резкая перемена мнения взрослых) – не столько уступка цензуре, сколько дань времени, еще верившему в человечность советской системы, в «социализм с человеческим лицом». «Оттепельное» кино жило иллюзиями своей эпохи, от этого никуда не денешься. До ввода танков в Прагу было еще далеко…
Тем не менее, и сейчас «Сережа» радует даже самого взыскательного зрителя своей теплой, человечной интонацией и, несмотря на все формальные недочеты и некоторую наивность концепции, свойственную кинематографу тех лет в целом, служит хорошим противоядием нашему циничному времени. Искусство, заблуждающееся в мелочах, но проникнутое любовью к людям, ценнее художественных артефактов, которые пусть и свободны от иллюзий, но мизантропичны в своей основе.
Сергей, Сереженька, Сережка…. Маленький сорванец в коротких штанишках и белой рубашонке, запачканной на пузике. Пугая кур, он вприпрыжку выбегает из дворика, догоняя мальчишек постарше. Их родителям еще помнится война, но они - эти послевоенные дети, родившиеся как надежда на мирную жизнь, на безоблачное небо, на теплый хлеб на столе, - уже беззаботно резвятся. Их светлые лики, искристый смех, их шалости и провинности. И пусть где-то разбилось стекло, но это всего лишь мячик, и пусть сломался велосипед, но не под кованым сапогом немецкого солдата.
Первый маленький шедевр Данелия – солнечный дождь, пролившийся на землю надеждой, лучезарная тропа, ведущая к равнинам оттепели через леса и вечную мерзлоту сталинских лет. Данелия. Уже через три года он уверенно зашагает и по Москве, и по всей стране. Его назовут мастером, полюбят зрители и признают за рубежом. Еще будет в его жизни марафон по осеннему парку, будут капать слезы, будет и путь к единственному причалу. Все это будет, но пока он всего лишь дебютант в полном метре, деля на двоих с Игорем Таланкиным радости и горести от работы над фильмом. Сегодня – 12 августа 1960 года – на экраны вышел его дебют, его творение, родился его первый «ребенок».
Бесхитростная и незамысловатая повесть Веры Пановой, представляющая зарисовку из нескольких дней жизни мальчика Сережи, благодаря трудолюбию и кропотливому подходу Данелии, превратилась в оду о добре, любви и взаимопонимании. Глазами пятилетнего мальчика мы видим этот мир, в котором нет места глупости, злу и предательству. Присмотритесь: с копной соломенных волос, проговаривая медленно буквы, а порой их и не выговаривая, рассматривая окружающих пугливым взглядом, он похож на маленького котенка, испачкавшего мордочку в молоке. Его лучистый образ светится, делясь добротой, идущей от самого сердца, которое у него оказывается есть. Он узнал об этом только что от мамы – про сердце-то: стучит оно маленькое в груди. Взрослые мальчишки скептически смотрят на Сережку. Мол, удивил - да оно у каждого есть. Им же невдомек, что Сердце – искреннее и чистое, как у этого мальчугана, семенящего за ними следом, снующего и шебаршащего, словно мышь, - есть не у каждого. Вокруг него кружит девочка-косичка с конопушками на лице, и мальчонка бросается в пляс, чудаковато притопывая ногами и размахивая руками, словно залихватский танцор. Мама нежно делится новостью, что у Сережи будет новый папа. Ведь нельзя без папы, правда? И впрямь нельзя. Без мужественного, высокого и сильного. В гимнастерке и с настоящим военным ремнем.
Данелия не стал подыскивать для места съемки удивительные пейзажи и натюрморты, сконцентрировавшись лишь на одном важном аспекте – солнечном свете. Поэтому, камера, скользнув по деревенской улочке, выходящей на высокий берег реки, все чаще возвращается к крупным планам детских лиц, всматриваясь в их лохматые прически, перепачканные щеки, разбитые коленки. Ребята бегут, толкаются, обрадованно катятся на велосипедах, словно красные яблоки с опрокинутого наземь блюдца. Скупая монохромная картинка излучает свет, одаривая ощущением неповторимого счастья, вдруг сменяющегося мягкой грустью. И это незамутненная чистота каждого фрагмента становится символом мирной жизни. Драматургия проста, но Данелии не нужно глубинных драм, чтобы простыми и доступными средствами донести мысль о детской душе и ее порывах. Скорее важно, чтобы зритель отыскал в себе этого маленького несмышленыша, щурящегося на солнце. Фильм не преследует воспитательную цель, которой будут наделены картины семидесятых, хотя среди детворы и есть Васька-шалопай, готовый пойти по кривой дорожке. Но и для него найдется хороший пример для подражания в лице кряжистого дяди - морского капитана.
Ракурсы, тщательно подобранные оператором Анатолием Ниточкиным – также дебютантом - передают каждый взгляд ребенка, каждый поступок: робкое стремление сделать себе наколку, непреодолимое желание пальнуть из рогатки по воробьям или встревожить всю округу, ударив по колоколу на звоннице. Чуть вздернутый носик, глазки-пуговки, кулачок, зажавший былинки, - камера дарует кадры, каждый из которых в отдельности, как маленький портрет кисти Василия Перова или Дональда Золана. Она устремлена то из-под грозного гребня сельского петуха, на которого опасливо поглядывает, прыгая по ступенькам крыльца, махонький Сережка, то из-под уличной скамейки, демонстрируя на переднем плане болтающиеся ножки в сандалиях. И где-то там - вдали - резвятся дети, и бредут с пастбища коровы. Сережка что-то выкрикивает им, но мы видим лишь эти стоптанные сандалии.
Фильм «Сережа», казалось бы, не дает точку отсчета потрясающей полувековой фильмографии режиссера. Однако уже виден автор, который будет смеяться сквозь слезы, печально глядя глазами Леонова или Басилашвили. Здесь его герой - маленький мальчик, но уже полон мудрости взгляд пятилетнего Сергея, отличающего безошибочно «дядю-дурака» от доброго и благодушного отчима. И пусть он недоверчиво называет отчима по фамилии, пусть, нахмурившись, смотрит на его армейский ремень с большой латунной бляхой, но верит, верит, что этот широколицый улыбчивый взрослый станет его отцом, его семьей. В фильме нет зла как такового, нет безразличия, но есть черствость, вернее, ее задатки, сидящие в каждом. И в матери, ревностно оберегающей маленького братика, «купленного» по желанию Сережки, и в отчиме Коростелеве, боящемся за здоровье мальчугана, обвязанного компрессом. Сергея нельзя брать с собой в дальнюю поездку в Холмогоры: ведь у него распухают «желёзки». И это добросердечная черствость не по нутру Сереже, не может он ее понять, и его тоненьким голоском Данелия пытается достучаться до всех родительских сердец.
Спрятавшись под внешней легкостью, лента несет авторскую мысль, которой всегда будет следовать Георгий Николаевич. Твердой режиссерской рукой Данелия не загоняет маленького персонажа в стереотипный образ советского подранка. И с этого фильма данелиевский герой будет расти, взрослеть, а потом уж и стареть, но оставаться ребенком в душе, вот также морщась, когда нужно пить этот «плотивный» рыбий жир, который уж лучше вылить самим рыбкам: пусть они его и пьют. И зрительская сопричастность делает эту личную историю добросердечия общечеловеческой, общенациональной. В этом фильме найдется каждый из нас. Кто-то увидит себя родителем и призадумается, насколько крепко он обожает своих детей. А кто-то узнает себя в маленьком Сережке, который ревнует и боится, что его перестанут любить.
На протяжении всего фильма по моим щекам текли слезы - восторга и умиления. Это что-то невероятное и удивительное! Даже сейчас, от одного только воспоминания, слезы наворачиваются на глаза. Насколько все жизненно, правдиво и трогательно. Это кино надо показывать всем потенциальным или 'начинающим' родителям. Здесь и масса примеров различных проявлений детской психологии, и отрицательные примеры поведения взрослых с детьми (дядя Петя, который 'ты дурак', некоторые поступки мамы - 'Если дети примутся нас критиковать, как мы их будем воспитывать?'), и замечательный пример для подражания (Коростелев), который старается строить отношения с приемным ребенком на основе равенства и настоящей мужской дружбы. Даже советуется с ним, 'кого будем покупать, мальчика или девочку?'.
— По-моему, это глупо — драть ремнем.
— Глупо. И дети плачут.
Очень мудро заметил Коростелев:
- Ни по какой педагогике нельзя отчитывать парня за то, что он дурака назвал дураком.
Замечательный образ создал гениальный Меркурьев. Дядя главного деревенского хулигана, капитан, весь в наколках, тоже со своими методами воспитания. На детей дядя Костя произвел столь сильное впечатление, что они всей гурьбой бросились колоть себе татуировки.
Все сыграли потрясающе, но, конечно, особняком стоит маленький Боря Бархатов. Со своими глубокими чистыми глазами, искренним открытым взглядом, невероятно точно передавший гаммe всех детских чувств, открытий, разочарований и радостей (и как только детей 'заставляют' играть?!)