К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Сердца четырех. (реж. Юдин, сценаристы Файко, Гранберг). Их два фильма, две лучших комедии середины 20-го века. Одна – «Сердца четырех», снятая в 1941 году, сразу перед войной. Другая – «Небесный тихоход», снятая в 1946 году, сразу после войны. Об обоих фильмах при отсутсвии отрицательного можно сказать много одно и того же положительного.

«Серда четырех» это точное, ювелирно сделанное, тонкое, психологически верное, человечное, смешное чудо. С ним приятно жить, радоваться, любить его актеров, его героев.

Это фильм-наставник, фильм-учитель, фильм культуры, фильм отличных людей, фильм хороших манер.

Прошло двадцать лет после гражданской войны, родилось новое время, сформировались новые социалистические отношения и выросло новое поколение – ученые, профессора, инженеры, учителя, станционные работники, маникюрши, люди гражданские, люди военные. Все живут вместе в коммунальных квартирах, все социалистически равны и не равны. Маникюрша (Ирина Мурзаева) от Зощенко может выговаривать университетским ученым доцентам по теории вероятности все то, что они про них думают, а те будут отвечать им вежливо: «Приезжайте, там все вам будут очень рады…», хотя ей там не будут рады, не будут не рады, будут обычно, хлопотливо, соглашаться, не соглашаться, как всегда бывало в коммунальных квартирах, где встречались на общей кухне ученые доцентши и маникюрши.

Выросшие наполовину до революции, наполовину после революции, часто без образования родители, и их после революции родившиеся, выросшие, выучившиеся, образованные дети, при которых их заботливые старые матери были домработницами.

Два этих обстоятельствах во многом определяли ту перед войной нашу жизнь, и многие мы, теперь, уже старые, хорошо понимаем это. Мы учились в университетах, в аспирантурах, жили в общежитиях, наши необразованные родители навещали нас, и многие из нас стеснялись их и говорили им не разгуливать без особой нужды по коридорам. Это было грустно, и это было…

И фильм, «Сердца четырех», прекрасное смешное чудо, есть чудо и об этом тоже. Чудесные люди и их актеры, наши актеры, наши люди. И весь этот чудесный фильм о нас. Какими мы были, какие мы есть, какими должны быть.

Какими? – Как герои фильма «Сердца четырех».

Умная строптивая (на козе не подъедешь) Галина Мурашова (Валентина Серова) и старший лейтенант Павел Колчин (Евгений Самойлов), великолепная пара для строптивицы.

Премилая увлекающаяся студенточка первого курса с переэкзаменовкой на осень Шурочка Мурашова (Людмила Целиковская) и ее, равный ей по жизни, молодой, изучающий лягушек ученый Глеб Заварцев (Павел Шпрингфельд), прямо-таки созданы друг для друга.

Неповторимый старый профессор астрономии Аркадий Васильевич Ершов (Андрей Тутышкин), старый холостяк, неунывющий, веселый старый профессор, не чуждый (без всякой перспективы) поухаживать за симпатичными молодыми студентками и молодыми доцентшами.

Великолепный Эммануил Геллер, темпераментный запоминающийся ждущий в очереди у телефонной будки командировочный и одновременно такой же темпераментный опаздывающий к поезду грузин.

Фильм «Сердца четырех» есть несомненная удача творческого кино-коллектива. Сценаристы и режиссер, актеры, все талантливы, все необходимы, все к месту. Валентина Серова, Евгений Самойлов, Людмила Целиковская, Павел Шпрингфельд, Андрей Тутышкин, Всеволод Санаев, Ирина Мурзаева, Эммануил Геллер создали шедерв. Возможно, что их роли в этом фильме есть лучшие роли из всех, которые они играли.

25 ноября 2015 | 20:05
  • тип рецензии:

Ах, эти советские фильмы! Что они пробуждают в сердце моём? Может быть, это тоска по невозвратно ушедшим годам и безвозвратно ушедшей стране? Ведь я рождён в СССР! А может это просто ностальгия? Как по тому времени, так и по фильмам, которые изменили свой формат и обездушились в большинстве своём…

Кстати, затронул я такое зыбкое понятие как ностальгия. Для каждого она своя. И тут самое время вплотную поговорить о фильме, который возродил на экране до того мощную ностальгию в умах и сердцах зрителей, что даже пробудил уснувшее сознание народа. Того народа, который забрёл далеко в этом самом заблудившемся мире.

Так вот, скажу теперь менее витиевато. Фильм показывает времена и места, которые вскоре прекратят своё существование. Я не знаю, какой бездарностью нужно быть, чтобы не знать, что для нашей страны значит 1941 год! Надеюсь, таких меньшинство. Хотя количество таких субчиков будет расти. 1941 год – это самый год рождения этой картины. Скоро всё постигнет разруха. И восстановить удастся только спустя какое-то время. А теперь представьте как била ностальгия тех людей, которые помнили те улицы, те парки, которые уничтожила война!..

Я тут порылся в Википедии и узнал, что кое-что восстанавливали уже аж в 1988 году! И, таким образом, Евгений Самойлов (Колчин) и Всеволод Санаев (Еремеев) кое-что доозвучили уже в преклонных летах. Тут говориться о том, что в фильме заметны их старческие голоса. Но я, признаюсь, не заметил голосов 76-летних артистов… Может, я не столь внимателен. Но я смотрел ради удовольствия, а не ради нахождения побочных мелочей!

Сюжет прост. Причём настолько, что развязку я угадал почти в прологе. Вот само как только Галя (Валентина Серова) столкнулась (в прямом смысле) с Колчиным, а Шура (Людмила Целиковская) появилась на одной сцене с Глебом (Павел Шпрингфельд), я догадался к чему кривая выведет. Но как это будет, это оставалось загадкой. Нынешние множественные комедии и то более предсказуемые. А потом мне на секунду показалось: «Да ну! Неужели всё-таки не бывать этому!»…

Фильм интересен также цепкими фразами героев. Особенно Гали и Колчина. Как они парируют теми же выражениями колкости друг друга – это отдельный гвоздь программы.

Собственно, возраст фильма пусть не смутит никого! Он очень интересен!.. А факты можно найти легко. Нынче под рукой интернет. Кое-где, оказалось, всё-таки и тут не обошлось без товарища Сталина. Но омрачать лёгкую комедию не хочется.

9 из 10

22 сентября 2013 | 23:07
  • тип рецензии:

Этот фильм снят семьдесят лет назад - целая человеческая жизнь! Снят в стране, которой больше нет, с участием кинозвёзд, уже покинувших этот мир. И может показаться, что 'Сердца четырёх' - это фильм-миф о мифических людях, живших в мифической стране. Отчасти так оно и есть... Однако всего лишь отчасти. По большому счёту это обыкновенная романтическая комедия, десятками штампуемая по всему миру, не говоря уже о Голливуде. Всё очень мило и непосредственно, весело и забавно.

Что примечательно - комедия 'Сердца четырёх' нисколько не устарела, не покрылась пылью, а весьма актуальна. Достаточно легко представить себе 'Сердца четырёх' так, если бы они были сняты в наши дни в США, с участием голливудских звёзд, с современными попсовыми песенками в качестве саундтрека и с обязательным хэппи-эндом! Тогда я бы поставила такому фильму примерно 6-7 баллов из 10.

Но вышло так, что фильм 'Сердца четырёх' был снят в 1941 году в СССР, что говорит само за себя. 1941 год - год переломный, после которого жизнь будет мериться категориями 'До' и 'После'. Ужасное время, которое поглотит человеческие жизни десятками миллионов. Эпоха, которая немецким сапогом жестоко и бесправно растопчет огромнейшее количество человеческих мечт, желаний, надежд и стремлений.

'Сердца четырёх' должны были бы быть сняты в иное время, не столь ужасное и трагичное. В таком случае его ждала бы другая судьба - более успешная. Взять хотя бы 50-е годы, вполне удачный отрезок времени для подобного кино. Но 'сороковые, роковые' не пожалели никого и ничто!

И вот именно за то, что 'Сердца четырёх' родом из 1941 года, мне он очень полюбился! Вся инфантильность, открытость и наивность героев ещё лучше помогает понять трагизм того, что произошло в нашей стране с июня 1941 по май 1945.

Они так верили, надеялись и любили, так хотели счастья, а ждало их совсем иное - расставания, боль, страх, смерть - постылые ужасы войны!..

10 из 10

25 января 2011 | 00:23
  • тип рецензии:

Удивительный фильм для эпохи предчувствия второй Мировой врйны - все ждали катастрофы и о любви думали в последнюю очередь. Поэтому фильм К. Юдина был признан 'критиками' как 'не отвечающим требованиям времени' и положен 'на полку', до 1944 года, когда Советское правительство 'вдруг' поняло, что 'простому' народу жизненно необходимы гуманистические темы Любви, Надежды, Веры. ..

Наверняка, режиссёр не имел ввиду конкретно именно эту 'сверхидею', но, скорее всего, подсознательно чувствовал, что общечеловеческое понимание счастья и личные переживания, имеют более важное значение, чем 'партийная линия'. государства и 'триумфа строителя коммунизма'. Поэтому эта картина на излёте войны имела колоссальный успех (пятое место тогдашнего 'рейтинга' лучших фильмов) - люди изголодались по 'простым' человеческим отношениям.

Другая цель просмотра этой картины - дуэт двух 'супер актрис' сталинского времени - В. Серовой и Л. Целиковской: первая - почти официальная героиня советского героико-романтического кино ('Жди меня'), а вторая - ветреная 'стрекоза' ('Антон Иванович сердится'), каковой, по выражению Сталина, 'не может быть настоящая советская девушка'. Обе закончили свою творческую жизнь довольно печально...

А пока - беспечное лето, высокое солнечное небо, радости молодой жизни. И никакой политики...

Если вы знаете этот фильм - пересмотрите ещё раз.

А тому, кто посмотрит в первый раз, я завидую.

19 февраля 2010 | 00:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: