мое самое первое знакомство с незабвенной троицей в лице Труса, Балбеса и Бывалого произошло именно во время просмотра короткометражного фильма Леонида Гайдая 'Самогонщики'. Произошло это в далеком детстве и тогда эта история меня неплохо так повеселила в первую очередь потому, что она была веселой, динамичной и предельно находчивой. Во взрослом возрасте я тоже пересмотрела эту историю и оказалось, что она ничуть не утратила своего обаяния.
Главными героями, как я уже написала выше, выступают трио аферистов - Трус, Балбес и Бывалый. Они отправились в лес, в старую хижину, чтобы в обход советской власти и законов варить самогон. Для этого у них есть все, что надо, включая специальный аппарат, который работает на полной мощности. Бутылки с самогоном очень быстро заполняют собой шкафы, однако рано радоваться нашим самогонщикам, потому что их пес Шарик решил вдруг поиграть и забрал одну очень ценную деталь, а именно какую-то трубку.
Ну а далее в фильме начинается самая интересная часть, а конкретно погоня за Шариком. Снята она была в лучших традициях немного кино, включая фильмы с Бастером Китоном и Чарли Чаплином. Здесь Леонид Гайдай использует технику ускоренного монтажа и динамичной съемки, благодаря чему ритм истории стремительно ускоряется и складывается такое впечатление, что трус, Балбес и Бывалый могут смело идти на 'Олимпиаду' и занимать там призовые места. Здесь также не обошлось без парочки трюков, которые были очень умело вставлены в сюжет и при этом они не выглядят совершенно не реалистично.
Интересно, что также, как и немая классика, фильм Гайдая лишен диалогов, но при этом в нем есть прекрасное музыкальное сопровождение от Никиты Богославского, который сочинил для этой истории не только мелодии, но и одну просто замечательную песню. Ее поют Вицин, Никулин и Моргунов, когда делают свой самогон и если вы хоть раз ее услышите, то обязательно запомните на очень долго. Она имеется свойство цепляться по полной программе.
'Самогонщики' является просто идеальной зимней короткометражкой, которая пускай и никак не связана с Новым годом, но в ней есть своя удивительная атмосфера, которая навевает уют и прекрасное настроение. Конечно же это кино стоит посмотреть абсолютно всем, включая тех, кто ныне не особо знаком с советским кинематографом.
Одними из любимых героев Леонида Гайдая всегда были Трус, Балбес и Бывалый, которые появились в огромном множестве фильмов режиссера. Сыграли их такие популярные советские комики, как Георгий Вицын, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. В полнометражных фильмах постановщика они по своему обыкновению играли второстепенные роли злодеев, которых неизменно ждало наказание. Выводить их на первый план в большом кино не было художественного смысла, а вот в коротком метре трио вечных хулиганов смогло попасть на первый план без особых проблем. И как раз они оказались в центре внимания небольшой, но очень обаятельной комедии «Самогонщики».
Происходит действие сюжета морозной и снежной зимой в каком-то глухом лесу, где стоит деревянная избушка, в которой окопались все те же Трус, Балбес и Бывалый. Но так как они не привыкли к честной работе, то они задумали вот здесь, вдалеке от милицейских нарядов и случайных туристов, делать самогон. У них есть большой запас сахара, дрожжей и воды, аппарат работает исправно, так что процесс закрутился по полной программе. Но все риски наши ребята не просчитали.
Оказывается, что их пес гораздо умнее самих хозяев и он отбирает у них очень важную деталь аппарата, после чего убегает в лес. Конечно же, Трус, Балбес и Бывалый тоже становятся на лыжи и отправляются в большую погоню, которая проведет их через целый лес и закончится совсем не так, как они ожидали. Но понятно здесь одно: юмор в короткометражке отличный, а трио главных героев, пускай они и нарушители закона, как всегда выглядит максимально обаятельно.
В короткометражных фильмах про Труса, Балбеса и Бывалого режиссер Леонид Гайдай старается обходиться без диалогов, полагаясь на юмор немного кино. Отчасти в его «Самогонщиках» можно найти мотивы комедий с участием Бастера Китона и Чарли Чаплина. А единственная сцена с разговорами здесь носит музыкальный характер, когда герои во всю делали самогон и в порыве эмоций начали петь свою знаменитую песню.
Еще в этом фильме можно выделить много смешных трюков, которые происходят во время погони. Конечно, некоторые сцены пришлось снимать при участии каскадеров, но я считаю, что на результат это никоим образом не повлияло, ведь самое главное здесь то, что фильм вышел комичным, энергичным и спешным.
«Самогонщики» вышли классной развлекательной короткометражкой, которая стала культовой фактически сразу после премьеры. И даже сейчас эта история смотрится на полном позитиве и смешно. А это значит, что юмор Гайдая не стареет.
Трус, Балбес, Бывалый и что с ними случилось зимой
Эта лента является полноценным продолжением «Пса Барбоса» и тоже снята Гайдаем спустя несколько месяцев. Такие же радостные и смешные, «Самогонщики» вновь показывают нам Труса, Балбеса и Бывалого, которые на сей раз, как несложно догадаться, промышляют самогоном.
И вновь знакомая тема, актуальная даже сегодня! Наверняка ведь у каждого есть такие приятели, которые любят хлебнуть рюмочку-другую. Особенно зимой, под Новый Год, где-нибудь в уютном загородном домике, где никто не донимает и никто не пристаёт. Кроме верного пса, разве что. Барбос, уже заставивший хулиганов побегать в прошлом фильме, здесь появляется только в заставке и явно пародирует льва из Metro-Goldwyn-Mayer. В основном же сюжете фигурирует другая собака из почётной категории двор-терьеров. Почти разумный питомец подобно своему «коллеге» решает преподать хозяевам-нарушителям морально-нравственный урок, и дальше как в песне: вот кто-то с горочки спустился… на лыжах, под снежный обвал… Впрочем, и в домике хлопот хватает: уследить за драгоценными бутылями, расставить их, да так, чтоб ничего не разбилось. А разбить немудрено, когда под рукой вертится падкий на спирт Трус.
Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов – актёры, таланту которых можно восхищаться вечно. Достаточно сказать, например, что в реальной жизни Вицин вообще не потреблял ничего алкогольного. Легко ли в это поверить?! Эмоции неподдельные, мимика, движения… и всё это без слов, не считая одной-единственной песни. Вот это действительно игра, а не попытки притворства, что частенько бывает в более поздних фильмах. Справедливости ради стоит отметить и пса, который – как верно некоторые замечают – играет лучше, чем многие современные российские актёры. Звучит смешно, но ситуация грустная, да уж. У Гайдая, как видно, вообще было пристрастие к животным в фильмах. Собаки, кошки, свиньи и даже медведи появляются в его лентах чаще, чем у многих других режиссёров. Работа с нечеловеческими актёрами требует особых навыков, но Гайдай, кажется, покорил и эту вершину.
Весёлая история о любимых героях (точнее, антигероях), которую очень приятно пересматривать раз за разом.
Режиссер Гайдай прекрасно понимал, что этих героев (Трус, Балбес и Бывалый) нужно срочно возвращать. Они ведь нашли своего зрителя, моментально стали любимчиками. Короткометражка “Самогонщики” появилась (через пару месяцев после Пса Барбоса) в 1962 году. Какие произошли изменения? Давайте посмотрим.
Первое, самое главное – Трус, Балбес и Бывалый спели шикарную песню. В “Барбосе” же они молчали, если помните. Второе, сменилось время года, сейчас уже это зима, а не лето. Третье, главные герои сидят в избе и варят самогон. На рыбалку, естественно, забили. Пустились (так сказать) во все тяжкие. Нашли работу, которая по душе, а-ха-ха.
Барбос присутствует (хотя странно, могли бы его уже давно выгнать, после той истории с рыбалкой). Забавные звуки на месте. Крутая погоня, конечно же. Небольшая деталь, в “Барбосе” они убегали от самого Барбоса. В “Самогонщиках” пытаются его догнать, потому что паршивец решил украсть часть самогонного аппарата.
Честно, долго думал, какая короткометражка мне симпатизирует больше. Положа руку на сердце, все-таки именно “Самогонщики”. Почему? Тут смешных моментов было побольше. Чего стоит сцена, когда Балбес пробует самогонку и его нос становится красным. А еще пьяненький Трус болтался с огромным бутылем в руках, это уже до слез.
Леонид Гайдай не только повторил свой же успех, так еще и умудрился сделать шаг вперед, как комедиант. Снять комедийный шедевр – тяжелая работа. Пройтись по протоптанной дороге и не поскользнуться – еще труднее. Да, поэтому я оцениваю “Самогонщиков” чуточку выше (на полбалла где-то). А вам советую посмотреть обе истории. Они замечательные, честное слово.
Сильная режиссура и первоклассные актеры (Вицин, Никулин и Моргунов). Если “Самогонщиков” назвать сиквелом, то он удался на все сто процентов. Классика!
P.S.
Заставка с Барбосом в самом начале – такой воздушный поцелуй льву из “MGM”. Кстати, Барбос всегда пугал гораздо сильнее, этот его рык, ох…
Леонид Гайдай, по-прежнему преследуя стилизацию немого кинематографа и комедии в частности, представил публике в 1962 году небольшой юмористический очерк под названием 'Самогонщики'.
Это история про трёх комичных авантюристов-мошенников, которые промышляют различными нехорошими делами: самогоноварением и браконьерством (что можно увидеть в предыдущей короткометражке режиссёра, вышедшей чуть ранее).
Делая акцент на пантомиму и динамику (с небольшой долей мюзикла), Гайдай отсылает нас в начало 20-х, где фильмография подобного характера пользовалась большим успехом, вспомнить тех же Чарли Чаплина и Гарольда Ллойда, с их постоянными погонями и каламбурами.
В отличии от представленной ранее новеллы ('Пёс Барбос и необычный кросс'), данная работа обладает более объемным сюжетом и, что не может не радовать, нелинейным повествованием. Говорить о главных персонажах Никулина, Вицина и Моргунова тоже особого смысла нет - про этих замечательных Актёров сказано и так очень много. Определяя же сценарий, как образец фельетона, немного более печалит то, что что тематика алкоголя становится главенствующей в советских фильмах 60-70х. Хоть и ссылки на то, к чему приводят последствия от оного явно обозначены, это не отменяет факта, что вся комедийная составляющая завязана на 'бутылке' (та же самая 'Ирония судьбы', на пример).
Хоть в России и СССР культура 'выпивки' имела свой уникальный... характер, но всё же, настоящее зло необходимо высмеивать чуть тоньше, иначе велик риск попасть под стереотипы (собственно, так всё и сложилось).
Где-то там, далеко в лесах, где давно уже не было видно милиционера, обосновались они, верные товарищи и по совместительству хитрые аферисты Трус, Балбес и Бывалый. Но вместо того, чтобы заниматься полезным для общества делом и, скажем, следить за зверями и вообще исполнять функцию санитаров леса, они начинают гнать самогон. Да еще и в каких масштабах! Закрутив своей агрегат по полной программе, ребята сами того не заметили, как целый шкаф заполнился их драгоценным продуктом, и в пору было бы праздновать, как вдруг случается непредвиденное!..
Решивший немного подурачиться пес-барбос умыкает у Труса, Балбеса и Бывалого критически важную спираль, без которого вообще не можно гнать самогон. А так как такую вещь поблизости точно не найти, наши товарищи начинают погоню, которая поставит на уши целый лес. Но собачку так просто не поймать, потому что смекалки у нее в разы больше, чем у аферистов, которые могут опять получить по заслугам от доблестной советской милиции.
Короткометражная комедия Леонида Гайдая раскрывает нам уморительные детали из преступной биографии всенародно любимой троицы. И знаете, с годами этот фильм совершенно не стареет. Может быть он не будет понятен людям с Запада, для которых самогоноварение в диковинку, но нам то эта история понятна, как никому другому. А значит не вызвать улыбку она просто не может!
Очень хочется похвалить актеров. Все-таки Вицин, Никулин и моргунов могут дать фору многим современным артистам. И самое интересное то, что они действительно равны. Никто не выделяется, каждый отличено дополняет собой друга. И даже жаль, что Гайдай не решился снять с ними еще парочку фильмов. Труса, Балбеса и Бывалого много не бывает.
А по итогу мы имеем отличный праздничный фильм, который длится совсем недолго, но без которого и Новый год не совсем праздник. Конечно тут нет елки и Деда Мороза, но позитив от просмотра несомненен. Так что не забывайте о «Самогонщиках», которые вам точно придутся «к столу».
Позже объясню смысл названия своей рецензии; Только что я закончил смотреть 'Самогонщиков' с Никулиным, Моргуновым и Вициным в главных ролях, и разберу данную короткометражку (но не так, как я обычно разбираю, а в форме сплошного текста).
Настоятельно рекомендую посмотреть эту короткометражку. Я сам не любитель комедий, и большинство шуток для меня не смешные.. Но вот эта короткометражка заставила меня улыбнуться, даже немного посмеяться. Очень много комичных ситуаций, в которые попадают главные герои. Хватило всего двадцати минут на то, чтобы поднять настроение на весь оставшийся вечер.
Что касается дома, где нелегально гонит 'самогон' тройка, и живёт их собака: Меня поразил факт, что дом 'внутри больше, чем снаружи'. Поскольку короткометражка была создана в 1962 году, создаётся впечатление того, что англичане украли такую идею для ТАРДИС из сериала 'Доктор Кто', которая как раз 'внутри больше, чем снаружи'. Это ещё сильнее подняло мне настроение.
Краткий вывод: Советские комедии - самые лучшие в мире. Они действительно заставляют улыбнуться даже того, кто не терпит современных комедий...
Любой, кому доводилось пробовать свежеперегнанный первач, не забудет его одурманивающего вкуса. Не правы те, кто провозглашает водку истинно русским напитком. Только самогон, господа, только благословенная «спиртяга», за которую и с законом пободаться не зазорно. Неподготовленного дегустатора и запах способен опьянить – тут вицинский Трус не особо приукрасил картину, но лишь обжигающий глоток позволит прикоснуться к древнейшему ремеслу. В стране Советов перегонка была уголовно наказуема, что мало кого останавливало, и, пересматривая по сотому разу короткометражку Гайдая, невольно проникаешься энтузиазмом любителей чего покрепче. Причем ни тогда, в 62-м, ни сейчас не имело значения, как относились к ядреному алкоголю сами экранные самогонщики, и насколько близки им были национальные застольные традиции. Вицин, и это общеизвестно, в рот не брал ни капли. Моргунов с Никулиным к выпивке относились положительно, но меру знали. Словом, с трудом можно было представить эту троицу вместе да за реальным употреблением, и тем удивительнее, что объединяясь перед деловито размахивающим руками Гайдаем, они открывали в себе непривычные качества.
Среди вороха комедийных моментов «Самогонщиков» остается незаметным главный: как хозяева не прогнали пса Барбоса после беготни от зажженной динамитной шашки? Вот она, щедрость настоящего русского характера! И действительно, некогда шпынять собаку, когда агрегат работает в круглосуточном режиме и требует неусыпного контроля над процессом. Роли распределены точно в соответствии с прозвищами, но не закрадывается и тени сомнения – кружке первача все радуются абсолютно одинаково. Гайдаю удалось добиться от своих актеров такого вхождения в образ, что хмельное настроение становится настоящим и единственным главным героем. Лишь оно способно подтолкнуть к издевательской шутке над псом, только оно заставляет защищать драгоценный аппарат, не обращая внимания на дрожь в коленках. Даже занимающая треть ленты новая погоня, на этот раз за Барбосом, а не от него, исполнена в совершенном ином, отличном от «Необычного кросса» ключе, и дело не в наступившей зиме. В отчаянно преследующих хвостатого воришку самогонщиков влюбляешься еще сильнее, чем в них же, снимающих пробу. Все дело опять же в демонстрации национальных черт. Трудолюбие, упорство, выдумка – профессия героев на самом деле вторична, если им удается передать гамму ярчайших эмоций.
Как насчет кары правосудия за перегонку? В легкой комедийной, остроумно-сатирической форме Гайдай ловко лавирует между определениями «не положено» и «хочется». Короткометражка вышла в самый, пожалуй, пиковый период народного единения, вызванного полетом Гагарина в космос. Отчасти в этом кроется причина живучести духа непокорности, и в детальном соблюдении всех тонкостей такого русского занятия, как самогоноварение. Леонид Гайдай был еще на пути к полномасштабным творениям комедийного искусства, и потому каждый новый шаг обогащал его проникновенный стиль, наполненный любовью, заботой и уважением ко всему, что он снимал, и ко всем, кого он снимал. В последнюю очередь думается об истинном отношении к человеческим качествам Моргунова, Вицина и Никулина, если на экране они были настоящей дружной командой, внемлющей каждому слову умудренного жизнью и закаленного взаимоотношениями с властями капитана. «Пес Барбос и необычный кросс» оказался первым таймом увлекательного матча, а «Самогонщики» - вторым. И как оказалось сразу же при их появлении на экране – победным.
«Без каких-нибудь особенных затрат…», - эта первая строчка из песни, которую исполнило трио Труса, Балбеса и Бывалого. Строчка словно зеркально отображается на саму жизнь кинематографа советских лет. Съёмки посредством ограниченных денежных ресурсов. Я не думаю, что большой кассой располагал режиссёр двух этих фельетонов Леонид Гайдай.
Выходит, что данный фельетон создан несколько позднее, нежели «Пёс Барбос и необычный кросс», в котором присутствуют те же и почти там же. Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов… Да разве эти люди нуждаются в представлении? Это артисты с большой буквы! У мэтра Леонида Иовича не могло быть иначе. У него заиграл каждый актёр. Но вернёмся к повествованию.
Гнать самогон – это незаконно. А в те годы – это было сроку подобно. Даже в той песенке пропето о том, что за решёткой просидеть можно было круглый год.
Производство домашнего напитка показано чуть ли не по нотам. (Конечно, с некоторыми оговорками). Весело и так воздушно выглядят решения шайки-тройки замаскировать свою избушку зельеварения, поставив предварительно табличку с надписью «Заповедник». Виден страх героев перед служителями закона. Само собой, Трус боится больше.
А вот собака не только не боится, она решает всё по-своему. Конечно, здесь указано, мол, снег не тает от змеевика, который только-только был в работе. Но можно пойти и дальше и понять, что пёс не смог бы даже схватить эту улику в свою пасть. Но разве это важно, когда речь идёт о шедевре и классике?
За собакой, которая, видимо, решила изобличить эту троицу (которой не за зря поставлен памятник в Перми) пускаются в погоню наши любимые самогонщики. На пути у них будет снег (красивая же зима была в тот год!), деревья (след от лыжни Балбеса способен порвать живот; сколько раз ни смотрю, всё равно смешно). А пёс (Барбос; это ведь он!), тем временем, близится к пункту «Б», который, видимо, он сам себе наметил…
Фильмы Гайдая, ведь способны (каждый из них) стать учебником для других кинодеятелей. Но пользуются этим учебником не все.
Данную карпульку принято телевизионщиками показывать в новогодние дни вкупе с такой же карапулькой «Пёс Барбос и необычайный кросс». И ценность этих гайдайевских творений невозможно переоценит. Ведь в них показано чёть больше чем много.
Ну, во-первых, здесь впервые появились Трус, Балбес, Бывалый. И пёс. Причём, появляется ещё в заглавной заставке как «Метро Голден Майер». И вот что мы имеем:
«Без каких-нибудь особенных затрат сделан этот самогонный аппарат».Так поют герои этого фельетона. Смешно здесь всё. И хоть больше не было произнесено ни слова, то Леонид Гайдай нашел, как показать фильм смешным и без слов.
Герои варят своё варево, пробуют его, при этом боясь милиции. Но пёс, что наблюдал за всем этим, не выдерживает неуважительного отношения к себе, хватает змеевик и был таков. Герои пускаются вдогонку. И эта картина, длящаяся лишь 14 минут ещё насмешит этими догонялками.
Завершается сие тем, что… А собственно, зачем мне говорить чем оно завершается? Вдруг кто-то не видел. Так вы смотрите! А если вы знаете это наизусть, - так пересмотрите!