К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Этот фильм - экранизация пьесы Шварца, который, в свою очередь, адаптировал сказку Андерсона, добавив персонажей и счастливый конец.

Эти герои стали очень реалистичными и близкими нам. У одного человека есть две ипостаси. Первая - добрый, наивный, альтруистичный идеалист Учёный. Вторая - злобный, коварный, лживый двойник Тень. И кто из них будет главным, решаем мы сами. В реальной жизни тень не убежит от нас, но она все так же может делать пакости, и далеко не мелкого масштаба. Здесь гениально перевоплотился Олег Даль, иногда кажется, что это братья-близнецы.

Очень интересны здесь женские образы. Первый - недалекая и глупая Принцесса. Она вроде бы и не злая, но она никакая. Учёный её идеализировал, вот все неприятности на него и посыпались. Её сыграла Анастасия Вертинская.

Второй - гламурная и модная артистка Юлия Джули. В ней есть ещё что-то человечное, однако стоит пригрозить, что певица потеряет свои платьица и туфельки, она тут же встает на стезю зла. Она судит о людях по степени их популярности. Творчество у неё поверхностное, оно не учит чему-то правильному: это глупые песенки о бабочках, стрекозах и лужайках. Её сыграла Людмила Гурченко, и это её роль. Вот только у меня в голове все сидел комический образ Раисы Захаровны, вот незадача:)

Третий образ - простая и добрая Аннунциата. Её не назовешь раскрасавицей, однако она заметно отличается от всех жителей города. Аннунциата, будучи служанкой, не сразу обращает на себя внимание Учёного. Только потом он осознает, кто на самом деле его любит и ценит. Она же спасает нашего героя от смерти, и потом уходит с ним из гнилого королевства. Эту героиню показала нам Марина Неёлова.

Очень показательна здесь судьба Доктора. Это добрый человек, однако он разочаровался в жизни, и теперь ему все равно на всех. Пример Учёного, Христиана-Теодора, возможно, вдохновит его на подвиги. Здесь Георгий Вицин отошел от привычного ему амплуа Труса, и показал драматического персонажа, давно разуверившегося в победе добра.

Об остальных скажу так: наверняка вы знаете парочку Пьетро, работающих оценщиками в городском ломбарде, и парочку журналистов под условным именем Цезарь Борджиа, которые заботятся не о правде, а о том, как бы собрать побольше сплетней в своих статьях.

Этот фильм больше не для детей, а для взрослых и для подростков, начинающих выходить в свет. Здесь и о том, почему нельзя все идеализировать, и о том, что нельзя смотреть на все сквозь пальцы, и что жалкие Тени не смогут жить без настоящих людей, и что добро никогда не будет побеждено злом, даже если будет убито, оно обязательно вернется.

8 из 10

31 октября 2023 | 14:11
  • тип рецензии:

Страшная, до мурашек в голове, сказка Шварца о писателе, потерявшем тень, отправившуюся вместо него к принцессе, в которую он влюбился, и взявшем власть.

Надежда Кошеверова - один из главных советских киносказочников, на счету которой Старая, старая сказка и, конечно, Золушка. Театральная декоративность, условность окружения, словно из брехтовского картонного театра, компенсировалась яркими, на грани гротеска и почти библейской святости характерами... Чего только стоят Мачеха и Золушка или солдат и принцесса.

Тень - произведение более сложное... Кто-то найдёт в делении человека и тени добро и зло, человека и совесть... Но, думается, это больше о прагматике и лирике человеческой натуры. Ну или о рациональности и чувственности как сторонах одной медали. И Шварц, и Кошеверова явно отдают предпочтение второй, составляющей фундамент личности... Раздвоение стало бенефисом для Олега Даля, который и непластичность и холодность тени, и доброту и мягкость писателя делает одинаково убедительными.

Слабых ролей нет - Миронов неожиданнен в роли Борджиа (!), Этуш обаятелен даже в маленьких и отрицательных ролях, Неелова стала романтичной Вертинской, а Вертинская капризной Нееловой, и вечно бурчащий антигерой-конформист Гердт...

И как вообще Шварц появился в 30-40-е гг. с такими философскими и неплакатными пьесами-шедеврами. Тень пугает и рефлексирует в чем-то сильнее даже Дракона.

08 декабря 2017 | 00:53
  • тип рецензии:

29 сентября 2017 года я посетил ПККИК и посмотрел спектакль по пьесе Е. Шварца “Тень”, в котором рассказывается о молодом учёном по имени Христиан-Теодор, который приехал в маленькую южную страну, чтобы изучить ее историю. Как мы поймём позже, он попал не в сказку, а в мир людских пороков, где в роли оценщиков в ломбарде выступают людоеды, медицина бессильна, искусство “близоруко”, а уличные торговцы предлагают яды и ножи. Эта пьеса о предательстве равнодушии и цинизме которые собраны в одном образе Тени. Если хоть один раз поступить не по совести, отвернуться от преданного и любящего тебя человека, то Тень сразу же возьмёт над тобой верх. Добро победило, но главному герою пришлось дорого за это заплатить: он потерял веру в людей, наивность и любовь “Он поступал как безумец, шел прямо, не сворачивая, он был казнён – и вот он жив, жив, как никто из вас”. Меня поразила игра актёров: Христиан – Теодор (Евгений Абашев), Тень (Василий Швецов). Они идеально подходили под эти роли, создавалось ощущение что они проживали все эпизоды происходившие с ними. Говоря о световой атмосфере во время спектакля, мне очень понравилась задумка включать красный свет когда показывались людские пороки: насилие, жадность, власть и так далее. Музыкальное сопровождение идеально вписывалось в эту атмосферу. В целом постановка мне очень приглянулась, она была поучительная и целесообразна. Я бы посоветовал всем прочитать пьесу – сказку “ Тень” Е. Шварца и сходить на этот спектакль.

30 сентября 2017 | 13:53
  • тип рецензии:

Нельзя не отметить, что в далёком 1971-м, вероятно подустав от киноэкспериментов 1950-начала 1960-х, Надежда Кошеверова обратилась к поискам новых форм, позволившим бы обогатить её творческую фильмографию, внеся в неё долю гротеска и абсурда. Стоит признать, что её творческие порывы в некоей мере увенчались успехом. Начав свою новую картину с незатейливой цитаты братьев Люмьер, Кошеверова предлагает нам любопытнейший образчик политического фарса, справедливо пользующийся популярностью даже спустя десятилетия.

Некий Учёный, полный сил и светлых помыслов, преисполненный обаяния и голубизны глаз, да и вообще Олег Даль, прибывает в некую, как мы поймём позже (а может и раньше) кап. страну, пороки которой обнажены настолько, что видны даже её обитателям (что уж говорить про зрителей действа). Здесь в роли оценщиков в ломбарде выступают людоеды, медицина бессильна, искусство близоруко и чуждо народу, бизнес на пару с журналистикой стремятся не только погасить светоч науки, но и помогают поработить народ, а министр финансов самостоятельно в фильме объяснит, что он из себя представляет. Вместе с тем светлоглазый светоч истины (конечно же я говорю об Учёном) невольно соблазняется лоском и блеском капитализма (сколь прекрасная и недоступная, столь недалёкая и туповатая Принцесса), да настолько что тёмная сторона его многогранной натуры уходит из-под контроля и, применяя всё мастерство и таланты, заложенные в нём, берет верх не только над самим Учёным, но и над этим ничтожным королевством. Учёный близок к гибели, но, право, не стоит голову терять, и вот уже в сопровождении прелестной и добросердечной девушки, которой столь чужда та среда, в которой она живёт, главный герой нашей поэмы бросает последний взгляд на карикатуру столь ненавистного ему кап. общества, вынося ему окончательный и неподлежащий обжалованию приговор.

Вердикт о фильме: сурово, безаппеляционно и бескомпромиссно.

30 мая 2015 | 17:23
  • тип рецензии:

В пьесе Шварца и в этом снятом по ней фильме имеется персонаж, наступающий на хороших людей. И в конечном счете наступающий на себя. Это певица Юлия Джули, губившая Ученого. Шварц позаимствовал у Андерсена образ девочки, наступившей на святое (на хлеб), чтобы не запачкать свои новые башмачки. В 'Тени' говорится, что девочка провалилась под землю, но потом вылезла. И продолжает наступать на хороших людей и на себя самоё, чтобы только сохранить свой имидж, материальное благополучие. И чтобы выглядеть блестяще с точки зрения принятых норм. Певицу заставляют участвовать в эпизоде, который скомпрометирует искреннего и бескорыстного Ученого. Юлия сопротивляется, пытается отказаться. И тогда министр угрожает лишить ее возможности выступать, сломать ее карьеру. Звучит и еще одна угроза, забавная для нас:'Завтра же газеты разберут по косточкам вашу фигуру, вашу манеру петь, вашу частную жизнь.' Но для Юлии Джули это не забавно, это страшное предупреждение. Потому что есть люди, для которых важно выглядеть, а не быть. И ради того, чтобы шикарно выглядеть в дорогой шубе, они лягут в постель с отвратительным стариком, будут восхвалять фашизм, предадут близких...

Однажды я видела на телеэкране современную Юлию Джули. В передаче с участием Гордона обсуждался фильм 'Юрьев день', были приглашены режиссер Серебренников и актриса, исполнявшая роль благополучной дамы, потерявшей сына и вставшей на жертвенный путь. Она поёт в церковном хоре, ухаживает за ранеными, заключенными, бездомными, превратившись в мать и святую покровительницу для чьих-то сыновей в надежде на то, что где-то другая женщина позаботится и о ее исчезнувшем сыне. Зрители, заполнившие аудиторию, фильм раскритиковали. Примечательно выступление одной из зрительниц, озвучивших свою позицию. Она сказала:'Ведь это певица! Ее ожидала карьера в Европе! И до такой степени ОПУСТИТЬСЯ...'

Это, наверное, то, что я ненавижу в современных людях больше всего. Наступить на хлеб, на человеческие страдания, даже на единственного сына. Только для того, чтобы сохранить свои новые башмачки, чулочки и платьица. Ехать и блистать в Европе, хотя сын потерян в одном из городов России. Не ждать его, не задуматься о собственных грехах и страданиях других матерей и сыновей. Стать сиделкой, санитаркой - для кого-то это синоним понятия 'опуститься'.

А Шварц, как всегда, четко обозначил и обрисовал явление...

8 из 10

05 февраля 2015 | 23:59
  • тип рецензии:

Сколько бы не прошло лет, сколько бы не сменилось поколений, этот фильм всегда будет вечен! Потому что добро - не умирает! Да, конечно 'Тень' не блещет спецэффектами, нет вспышек, неизвестных существ и бойни, но в этом-то и прелесть! Этот фильм так искренен, как только может быть искренен маленький ребёнок. А как может быть иначе, если он создавался для детей, но не только для них, а для детей во взрослых! Ведь кто сможет, просматривая эту картину, не улыбнуться? Даже на лице самого ворчливого взрослого появится ухмылка, потому что это сказка! Она не может не вызывать эмоций.

Про игру актёров можно сказать: Великолепно! Благодаря их простоте и искренности, фильм превосходит все современные экранизации сказок. Олег Даль так умело разделился на две части, что я в детстве думала, что Христиана-Теодора и Теодора-Христиана играли два близнеца, потрясающее перевоплощение! Анастасия Вертинская - настоящая Принцесса, умело сыграла и гордость, и влюблённость. Марина Неёлова поразила своей девичьей наивностью и искренностью, вряд ли кто-то смог бы сыграть влюблённую девушку как она. Андрей Миронов - как всегда шикарен и бесподобен, что не говори, но он великолепен в любом образе, даже людоеда. Владимир Этуш - просто прекрасный комедийный актёр, украсил своим юмором весь фильм.

'Христиан-Теодор: Странно... Вчера вечером мне казалось что я приехал в страну сказок, но ваша страна увы похожа на все страны в мире...

Цезарь Борджиа: Сказки? Скучнейшая проза жизни, серые будни!'

Да, хотя сюжет и основывается на простой бытовой истории, предательство друзей, но сказка не теряет свою волшебность.

Вечная борьба Добра и Зла, как и подобает, заканчивается победой Светлых сил. Так и должно быть. В каждом из нас идёт такая битва, а фильмы, наподобие 'Тени', помогают нам определиться.

За сказку:

10 из 10

07 декабря 2010 | 13:39
  • тип рецензии:

Несколько месяцев назад я открыла для себя гениального актера Олега Даля. И тогда 'запоем' посмотрела огромное количество фильмов и записей спектаклей с его участием, получив при этом невероятное эстетическое удовольствие. Этот фильм - для меня особенный. Если честно, я считаю себя человеком достаточно взрослым и любовь моя к сказкам осталась в безоблачном детстве. Но этот фильм - сказка для взрослых. Добрая, чудесная сказка для тех, кто в них уже не верит. Очень оригинальный сюжет. Замечательные, талантливые актеры. Олег Даль. Ученый и его тень. Две противоположности, исполненные настолько... не знаю даже, как правильно сказать... лично для меня высшая степень актерского мастерства - искренность. И она в этих образах у Олега Ивановича присутствует сполна.

Кроме Олега Даля, очень запомнился мне Георгий Вицин (доктор). Вроде бы и не главная роль, но такая опять-таки искренняя, такая яркая! Знаете, про этот фильм все-таки невозможно рассказать, хоть и хочется написать еще очень и очень много, но в таком случае потеряется волшебство в этой истории, потеряется зачарованность зрителя, который не в силах оторваться от происходящего на экране. Да и зачем отрываться? Давайте оторвемся от порой скучной реальности, где добро всегда побеждает зло только в теории, а порой и вообще нельзя различить, где добро, а где зло, и погрузимся в сказку, необычную, запоминающуюся, справедливую!

30 апреля 2010 | 21:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: