К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Третья совместная работа режиссера Дмитрия Астрахана и сценариста Олега Данилова. Нельзя не обойти вниманием тот факт, что рассматриваемый фильм вышел всего спустя два года после хита 'Ты у меня одна', поэтому прошлая картина, естественно, наложила свой отпечаток во многих отношениях и в части аспектов сравнение с ней будет неизбежно.

Вообще, говоря о творчестве Астрахана можно сказать, что именно 'Ты у меня одна' стал той самой культовой картиной, которая не только обессмертила имя режиссера, но стала своеобразным символом наступившей эпохи. Это фильм, который проникнут атмосферой трагической безысходности, сквозь которую пробивается та самая воля к жизни русского человека, который может и умеет переживать все - любые экономические, социальные, политические потрясения и в своем роковом фатализме умеет оставить место для радостного и смелого взгляда в будущее, даже если оно окутано сплошной мглой, прокричав молчащей вечности 'Все будет хорошо'. Более того, именно в этом фильме нашло выражение уникальное чувство 'экзистенциальной идентичности', потерявшегося в безвременье капитализма и товарно-рыночных отношений настоящего советского человека.

Фабула истории довольна проста: главный герой фильма - живущий в глубокой бедности советский инженер, имеющий возможность познать все радости цивилизованного мира с молодой и богатой подругой детства, в конечном счете сознает горькую истину - он не может этого сделать. В этой трагической доле горького существования, в невозможности променять эту 'скупую жизнь' на чужое, 'заемное' бытие, и, что самое интересное, в той парадоксальной, но искренней радости, с которой протагонист принимает свою участь, авторам фильма удалось ухватить какую-то скрытую истину, глубинную сущность души русского человека, ту самую неуловимую черту характера, к которой вновь и вновь возвращаются русские классики, видя в ней и проклятие и спасение. В наиболее емкой форме иллюстрирует Ницше, говоря 'Я бы отдал все счастье запада за то, чтобы на русский лад быть печальным'.

Таким образом, возможно, сами того не подозревая, Астрахан и Данилов ушли в своей хрестоматийной картине в области больших форм и высокого искусства. У них получился фильм не только идеально отображающий картину мира эпохи девяностых, но и аутентичный исторический типаж советского гражданина, который эту эпоху преодолевает. После такого нечаянного открытия, интересно узнать куда же повернула авторская мысль и не растеряла ли она по пути всего своего богатства.

Если жанр 'Ты у меня одна' можно определить как реалистическую драму, то вот 'Все будет хорошо' заходит уже в совершенно другие области и может быть репрезентирован как идиллическая мелодрама. Но это только на первый взгляд, потому что сам фильм намного глубже, чем кажется.

Лента начинается как некая сентиментальная история о любви и деньгах. Несмотря на тот факт, что сравнительно с прошлой картиной 'Все будет хорошо' сделан уже в несколько иной эмоциональной тональности, приобретя некоторые чисто фантастические и комедийные нотки, но вот что касается нарратива, то тут все исполнено но тем же самым лекалам. Данилов и Астрахан, не мудрствуя лукаво, решили сделать самый логичный шаг - использовать ту же самую драматургическую формулу, те же сценарные ходы и сюжеты, но при этом попытаться копнуть еще глубже, добавив многочисленных персонажей, а также развернув историю на сто восемьдесят градусов.

В центре повествования любовный треугольник. Молодая девушка Ольга с детства влюблена в своего соседа Колю. После возвращения из армии, счастливая пара планирует расписаться. Но тут, на их жизненном пути встречается Петя - нобелевский лауреат, сын миллиардера, красавец и спортсмен с безупречным характером. Совсем скоро Петя, конечно же, покоряет молодое девичье сердце, которое разрывается от противоречий.

За самой незамысловатой, казалось бы даже банальной историей, которую переписывают уже тысячелетия, скрывается настоящая кладезь разнообразных тончайших психологических и философских моментов. Начать следует с того, что в фильме множество сюжетных линий, строящихся на одном и том же философском аспекте. Чтобы понять их структуру, надо уяснить для себе, что чувство любви рождается в первую очередь ввиду идиллического недостатка и нехватки. При этом, чем сильнее этот недостаток, тем более душа пылает идеалистическими страстями. Собственно говоря, любая сюжетная линия фильма следует этому принципу. Во-первых, отец Пети - всемирно-известный миллиардер, мог бы заполучить любую девушку, однако, до сих пор отчаянно страдает по своей сокурснице, матери Коли, которая некогда его бросила. Интересно, что он появляется перед ней во всей красе - в шикарном костюме, с охраной, немедленно начинает сыпать деньгами и даже организовывает свадьбу для сына возлюбленной. Все это ради того, чтобы произвести впечатление и компенсировать прошлое поражение. Тоже самое касается его сына Пети - не является ли основной причиной его влюбленности как раз тот факт, что девушка завтра выходит замуж? Такая же идиллическая картина наблюдается у деда в исполнении Михаила Ульянова, его любовь строится вокруг нежных воспоминаний о пропавшей супруге, поэтому вместо ежедневных супружеских перебранок у телевизора, он проливает слезы над фотографией жены, также горько как и над своей ушедшей молодостью. Весь нарратив блистательно используется формула вечно ускользающего объекта желания. Персонажи не просто живут, но горят, страдают какой-то внутренней никогда неутолимой жаждой о несбыточном, совсем как в русских классических романах. Разрешается ситуация не менее интригующе. С одной стороны, вроде бы все благополучно оканчивается хэппи-эндом, с другой клубок психологических противоречий затягивается настолько крепко, что единственным выходом оказывается его разрубить. Астрахан и Данилов блистательно использовали оба варианта, показав, что за красивой сказкой о прекрасной, счастливой, богатой жизни всегда стоит горькая, жестокая и беспощадная правда бытия, того самого, страшного, монотонного и скучного бытия, которым живут миллионы.

'Все будет хорошо' - из разряда фильмов, которые кардинально меняют свой жанр от начала к завершению. То, что казалось волшебной сказкой оказывается грубым арт-хаусом правды жизни. Даже само название картины, фраза, которую произносят персонажи по ходу действия меняет эмоциональный окрас в зависимости от контекста. Где-то она звучит как оптимистическое, самонадеянное восклицание молодых, веселых и счастливых молодожен, а где-то уже как трагическое самовнушение, самообман героя-одиночки, оказавшегося волею судеб в экзистенциальном тупике, в этой тюрьме однообразного бытия, и даже в перспективе не представляющего есть ли из нее иной выход, кроме смерти. Пожалуй, в этом главная прелесть фильма Астрахана - он не боится быть разным, бросаться из крайности в крайность, твердо веря в то, что всегда отыщет выход. Поэтому кто-то будет смеяться над его карикатурность, потом удивляясь его жесткому реализму, а кто-то плакать от счастья за главных героев, ужасаясь тому, какой ценой оно построено. И наконец, каждый зритель по своему воспримет эту простую, но глубокую истину о том, что все-таки 'Все будет хорошо'.

11 декабря 2022 | 21:47
  • тип рецензии:

Боготворю и обожаю фильмы Астрахана из 90-х, будь то хрестоматийные 'Всё будет хорошо', 'Ты у меня одна' или совершенно забытые 'Зал ожидания' с 'Контрактом со смертью'... Как ни парадоксально, вот этот вот наш с вами фильм самый сложный из них из всех. Я лично признаюсь откровенно, что понял его только с четвёртого раза.

После первого просмотра я решил, что основной посыл фильма - это благородный поступок на фоне общего абсурда, хотя, конечно, линию алкаша с ребёнком оценил сразу. Кстати, у меня одного сцена в театре - любимое место в фильме?

Однако не со второго и даже не с третьего раза об этом фильме у меня сложилась-таки наконец целостная картина, потому что я провёл аналогии. Сказка-то да, это, безусловно, сказка! Причём сказка уже на знакомый сюжет, но на российском языке и насквозь пропитанная духом эпохи. Этот фильм - вольная фантазия на тему сказки о Мэри Поппинс.

ПОДОЖДИТЕ кидать в меня тапком — ну вы пересмотрите, пожалуйста, фильм! Сколько раз вы его смотрели, один? Два? Когда последний раз?

На самую обычную улицу в самый обычный дом ветром заносит волшебников с неба - и начинаются инфернальные чудеса. Причём как в переносном, так и в самом буквальном смысле - японца-то не забыли с его доктором и делегацией? Вполне в духе времени, что для России середины 90-х годов в роли Мэри Поппинс на зонтике выступают олигарх из Америки и пассионарий из Японии. Это англичанам нужны сверхсилы, потому что они сами себе заграница, а для жителей общаги из фильма даже старый знакомый персонаж Збруева - уже небожитель!

Я, разумеется, сравниваю с советским мюзиклом Квинихидзе, а не с повестью, хотя её тоже читал. Дело не в том. Вся суть: что линия алкоголика с женой и сыном, что линия главных героев и их родителей, что линия дедушки и даже линия девчонки с музыкантом - это всё волшебство, принесённое ветром.

Ну и последняя отсылочка, чтобы уже больше не возвращаться к этой теме. Представьте себе такой поворот сюжета: в конце Мэри Поппинс предлагает взять одного из детей с собой, в свой волшебный мир! Только одного из двоих. Не посоветовавшись с родителями. С условием иногда прилетать в гости, конечно, но... Как вам такая драматургия?

И теперь стал понятнее разговор бывших влюблённых - героев Збруева и Мазуркевич. Да не нужен ей этот волшебный мир, ей лучше здесь, в её реальном мире, к которому она привыкла и искренне его принимает и любит таким, какой он есть! Как жена и сын искренне любили и принимали своего папу-алкаша. Беззаветно и вопреки.

Ещё кое-что расшифрую. Здесь даже на страничке Кинопоиска написано в разделе интересных фактов, что по математике не дают нобелевскую премию. Но это ключ к разгадке фильма! Вы, кстати, видели полную версию? В полной версии более подробно показана линия персонажа Збруева с сыном. Там есть сцена, как он совершил вот это своё открытие - листок бумаги был весь исписан примерами 2х2=4. Это даже не язык абсурда, это зрителю показывают, что дело вообще не в нобелевской премии. Просто волшебство и потусторонний мир. Параллельная вселенная.

Пару слов о финале. Мираж главного героя: '... из Америки нас выгнали!..' Тут небольшой психологический момент, до которого я додумался не сам, мне его подсказали. Когда человек совершает какой-то благородный поступок в пользу другого, и потом многократно вспоминает этот момент - всё равно где-то в глубине души продолжает колоть обида: 'а чтоб ты провалился!' Обида за то, что ты в принципе оказался перед выбором: поступить благородно, но невыгодно для себя, или - или!

А так вообще в принципе фильм в том числе и о том, что человек должен всего добиваться самостоятельно - и при этом в любой ситуации оставаться самим собой! Никакой другой отец не стал бы драться с ментами за то, чтоб его ребёнок первый раз в жизни посмотрел балет. Никакой другой дед не стал бы... помните ведь, что сделал Дедушка? Потому эти двое героев и были напрямую вознаграждены посланниками потусторонних сил! Им было даровано нечто такое, что они были не в силах обрести самостоятельно. Им было даровано здоровье.

Что же касается главных героев и их родителей... По-моему, возможность добиться всего самому, как может добиться любой человек - это тоже дарование! Чего ты добился сам - то ты в итоге имеешь. Это твоё. Твоё от тебя никуда не уйдёт. Если ушло - значит, не твоё.

В конце концов, даже персонаж Збруева как будто был раньше таким же, как все они. Но если вдуматься - такой ли это уж светлый образ? А если волшебство исходит не от представителя светлых сил, стоит ли вообще его принимать?

... Так кто же в итоге счастлив и у кого в итоге всё будет-то хорошо?

На этом, пожалуй, закончу рецензию.

10 из 10

P.S. Многое из того, что я недосказал в этой рецензии, подробно разобрано мной в рецензии к советскому фильму 'Мэри Поппинс, до свидания!' Она доступна в моём профиле, можете посмотреть. Да и наша с вами сказка - она как будто добрей и светлее английской. Хотя...

22 мая 2022 | 10:59
  • тип рецензии:

Фильм зацепил с первого просмотра, с тех пор сбилась со счета, сколько раз его смотрела и пересматривала. Очень сильный и крутой фильм про выбор, мечту и цель в жизни, который и определяет всю человеческую жизнь.

Тот, кто к чему-то стремится, обязательно найдет возможность дойти к своей цели - будь то встреча с женой в доме престарелых или другая жизнь. Тот, у кого нет мечты, так и будет жить, недоумевая, почему у него такая судьба, да и то в случае, если станет хоть о чем-то думать.

Люди часто живут по инерции, своими мелкими делами и страстями, не поднимая голову к небу, к звездам, не мечтая о чем-то большем. Бытие не всегда определяет сознание - фильм об этом. Можно жить в трущобах, но стремиться к чему-то и выйти из низов и добиться всего, если хочешь и веришь.

Очень сильный фильм.

09 мая 2020 | 13:42
  • тип рецензии:

Я очень любил этот фильм в детстве. Не знаю, что меня завораживало больше: убитое общежитие с алкоголиками или сцена драки со спецназом или же актерский состав, хотя, разве в детстве я мог по достоинству оценить его.

Но сейчас, пересмотрев его в десятый, но самый осознанный раз, я понял вот что. Этот фильм не про утрированную русскую жизнь, он про выбор. Этот фильм про то, как важно сделать выбор, как надо уметь рисковать, как надо уметь уважать выбор других.

Вот Катя. Она в свое время сделала неправильный, но свой выбор, и когда у неё появился шанс изменить всю жизнь, она осталась верной своему выбору и уважительно отнеслась к выбору других людей.

А вот Верка. Она сделала выбор 'ждать', хоть это одно из самых мучительных состояний для женщины.

Все люди делали свой выбор, и Астрахан умудрился снять в одном фильме, что будет, если чаша весов перевесит в ту или иную сторону.

И, конечно, не могу не обратить внимание на эстетику пары Петя и Оля. Он - глоток свежего воздуха, она - жаждущая этого воздуха. Есть, правда, еще Коля, который этот воздух портит запахом перегара и отсутствием мечты.

Summertime... and the living is easy

06 мая 2020 | 18:25
  • тип рецензии:

Да, этот фильм сейчас кажется уже устаревшим, потому что он был снят как раз для людей, которые пережили распад СССР, для которых Америка казалась раем и мечтой. Но и сейчас этот фильм является приятным воспоминанием из детства, ностальгией. Несмотря на некоторую сказочность сюжета - этот фильм реалистичен.

Ведь были такие общежития, где все работали вместе, все друг друга знали, у всех были общие беды и общие радости. По сути эти люди, не будучи родными, становились одной большой семьей и поддерживали друг друга. Так что общежитие выглядит правдиво. И женщина с мужем-пьяницей, и молодой парень, отслуживший в армии и мечтающий о семье, и непризнанный гений Тузов, и замотанная жизнью тетка-комендант, и юная девушка, стремящаяся к знаниям и учебе, и одинокий пенсионер. Все герои прописаны живо и правдивы. Пожалуй, только певец Сергей, да и сам Петя не очень реалистичны.

Но все же как изменилось мое отношение в фильму. В детстве казалось все просто. Петя - просто принц из сказки, умный, образованный, а Коля - без царя в голове и без мечты. Но вот стала постарше и поняла, насколько этот фильм сложный и многослойный. И три главных героя очень неоднозначные персонажи.

С одной стороны Оля вроде бы хорошая девочка, умная, целеустремленная. Всему училась сама, и это заслуживает уважения. И нельзя осудить ее за то, что она тянется к Пете и жизни в США. Ведь это шанс вырваться из нищеты и стать другим человеком. Но с другой стороны... бегать между двумя мужчинами и вести себя так легкомысленно? Замуж за одного собралась, целуется с другим и не только.

Петя. Нобелевский лауреат, образованный парень, молодой гений. Но вот достиг бы он этого без отца? Ведь не у всех была возможность учиться в престижном университете США. С одной стороны Петя умный, обаятельный, совсем не высокомерный. Но как он вел себя с Олей. Очень самонадеянно. Видимо, Оля не первая и не последняя, кого он пытался охмурить. И его не смутило, что она невеста другого парня. Оля ему еще ничего не обещала, а он уже начал строить планы.

Коля. Да, он без мечты в жизни, но вообще, какие мечты могут быть у людей, кто борется за выживание? Тут не до мечтаний. Они хотели тогда лишь получить зарплату, прокормиться, а мужчины искали утешение в выпивке. Но тем не менее, этот Коля такой же, как и миллионы других работяг. Не всем же быть лауреатами, кому-то нужно работать на фабриках и заводах и просто жить. С одной стороны, он был заботливым старшим братом для Оли. Наверное, им и не стоило переступать эту черту. Но я все равно не считаю Колю плохим. Кто сразу же решил помочь дедушке поехать в дом престарелых? А кто заставил парней извиниться перед Верой после их дурацкого розыгрыша? Так что он мне кажется одним из самых сложных персонажей, несмотря на отсутствие этой самой мечты.

Повеселили бизнесмен-японец, Тузов, Федорцов в роли соседа, который вечно носится по общежитию и собирает народ на обсуждение очередной новости. И, конечно, командировочный со своим плащом. Ну и фраза 'Ну и хрен с ним плащом' ушла в народ. И в ней есть своя мудрость. Не стоит переживать из-за всего на свете.

Мазуркевич отлично сыграла хозяйку общежития. Бывшая красавица стала уставшей от жизни женщиной. И мне жаль, что она упустила свое счастье. И она сама понимает, что ее место здесь.

Ну и бизнесмен Смирнов тут стал доброй феей, которая решила протянуть руку помощи и вытащить из нищеты Олю и Колю.

И, конечно, запомнился герой Михаила Ульянова. Если человек что-то хочет, его ничто не остановит! Конечно, не совсем правдоподобная история, но хорошая и трогательная. Как и история Самсоновых. Отец хоть и пьет, но и в самом деле любит сына.

В общем, история оптимистичная и все и в самом деле кончилось хорошо. И даже высокомерная 'Мисс Телевидение' нашла свое счастье. Но меня до сих пор мучает вопрос? Ведь общежитие живет потому, что есть завод. А смог ли этот завод выжить в 90-е и не закрыться, как множество других фабрик? Ведь тогда судьба этого общего дома станет еще тяжелее и беднее... Но будем надеяться, что у этих людей тоже все сложилось хорошо, как гласит название фильма.

07 июля 2019 | 01:32
  • тип рецензии:

Во первых строках сей рецензии хочу отметить, что Астрахан является одним из моих любимых режиссеров, в частности за позднеперестроечные фильмы, которые живо показали крушение надежд людей, в частности, интеллигенции и советского 'среднего класса' этих ваших инженеров и прочих МНСов, которые мечтали о лучшей жизни без КПСС и советской системы. Но сейчас речь не об этом.

Фильм 'Все будет хорошо!' - зеркало русской жизни середины 90-х. Прямое и натуралистичное отображение быта все еще советских людей, которые после развала СССР так и остались жить в 1990-91 годах по уровню жизни, быта и по мышлению тоже. За поверхностной несерьезностью данного фильма скрывается мощный социальный подтекст плюс все приметы времени, смотря на которые сегодня остается только удивляться: неужели люди и вправду так мыслили? А в конце концов все можно подытожить простой идеологемой, которая нынче понятна даже школьнику - 95% граждан бывшего Союза оказались на обочине и на дне жизни, 5% стали немыслимо богатыми. Речь идет как раз о тех самых 95%, то есть о нас с Вами. В общем и целом в фильме очень остро, практически на грани безумия обнажена мысль: все будет хорошо! Мол, вот, все скоро образуется, приедет дядя на белом мерседесе и увезет нас всех на Канарские острова на личном самолете. Доллары, лимузины, 'свидание с Америкой'... Сейчас все это кажется наивным до глупости, а тогда многие верили в чудо. Мол, вот приедет барин и обо всех нас позаботится: и денег даст кучу, и от алкоголизма излечит, в Японию богатую свозит в путешествие и жену вернет бедному инвалиду, и работу хорошую сыщет. Все эти чудеса, включая строительство Диснейленда в провинции, молодого ученого, ставшего миллинером, доведены до абсурда. Но, быть может, так и надо с нами, если наше общество с упорством идиота уверенно ступает на одни и те же грабли?

Понятное дело, картина не оскароносная, но за одну только сцену на проходной завода, с пенсионером, умершим в первый день пенсии (!) - я бы дал этому фильму 'Нику'. Или 'Оскар'. Впрочем, западному и европейскому миру этого не понять. Ни за что и никогда. Фильм-то оказался пророческим - сижу в 2к18, пересматриваю и с ужасом понимаю - а ведь ни черта толком не изменилось! И вот уже сегодня олигархи в Правительстве и пенсию ту несчастную хотят отобрать. Но 'все будет хорошо!'... Собственно и фильм-то я посмотрел благодаря тому, что кто-то выложил из него данный отрезок, что называется, на злобу дня.

При присмотре вспомнились слова одного из деятелей культуры того времени, которые лучше всего вывыражает мякотку фильма и всего происходящего в те годы: 'Людям казалось, что только свободы достаточно, чтобы зажить как в развитых странах. Оказалось, что кроме свободы, надо еще и работать'.

В детстве, когда фильм шел по ТВ, я толком не понимал, о чем идет речь, и больше смеялся, ибо воспринимался он как комедия. Сегодня же фильм наводит на серьезные мысли, несмотря на кажущуюся внешнюю несерьезность. Спасибо Дмитрию Астрахану и всем актерам, снявшимся в этом замечательном и удивительном фильме.

7 из 10

11 августа 2018 | 22:24
  • тип рецензии:

Рейтинг - 8! 96,4 % положительных отзывов! 'Да это должен быть шедевр' - подумал я. И шедевр был... первые три минуты.

А потом начинается бред. Создатели фильма ставят главную героиню перед выбором - либо красивый, умный, влюбленный в нее гений миллионер, живущий за границей (кстати, даже не извращенец), либо нищий и тупой работяга с завода. Кого же она выберет то (с учетом, что она специально учит язык, чтобы свались куда подальше)? Вот это интрига, вот это драма!!!

Да более тупой сюжет для фильма сложно придумать! Он должен был закончится на 1 минуте! О чем там вообще снимать?

К примеру, я понимаю, в том же сериале Бригада сомнения главной героини: она любит Сашу, он отличный парень, честный, надежный, состоятельный, но он бандит и в любой момент его могут посадить, или на тот свет отправить вместе с ней и ребенком. В принципе, для 90-х вполне правдоподобная ситуация. А тут...

И, как это не редко бывает в нашем кино, актеры, играющие второстепенных персонажей, на голову выше главных героев, которые ну просто никакие. Но, учитывая общую абсурдность сюжета, это даже и не важно.

И если бы рейтинг был 3 или 4, я бы даже не заморочился писать все это. Но тут - 8!!! Почитав другие отзывы, я, в принципе, понял почему. Фильм специально снят для того, чтобы 'домохозяйки' за 40 (в широком смысле слова) занимались своим любимым делом - плакали. Рецепт прост - немного ностальгии, простенькая любовная история с принцем и золушкой, собственно и все - потекло. Достаточно ли это для того, чтобы ставить фильму высокие оценки - на мой субъективный взгляд - нет. Думаю, для любой публики, которая не ностальгирует по 90-м, фильм уже будет не интересен.

Надеюсь, кто-то, прочитав мой отзыв, не станет смотреть фильм и посмотрит что-то получше (благо выбор огромен). Как мне кажется, все те, кому фильм мог бы понравится, уже его смотрели. Фильм остался в 90-х вместе с МММ и Хопер-инвестом. И ровно также, как нам не понять почему люди несли деньги в МММ, также нам и не понять, зачем снимали подобные фильмы. Главная мысль фильма - надо мечтать. Вот они и мечтали - и те, кто строил пирамиды, и те, кто нес туда деньги. А еще жаловались порноактрисы в США и Западной Европе - красавицы из СНГ и Восточной Европы отбили у них всю работу, соглашались на любые извращения и за гораздо меньшие деньги. Они, видимо, тоже мечтали.

Лично мне из фильмов 90-х нравятся только Жмурки - трэш фильм о трэшевом времени - все по честному.

И что еще стоит отметить, популярные фильмы 90-х сейчас никому не интересны, а вот советская классика смотрится с удовольствием. Время - самый честный судья, отделяет зерна от плевел.

05 августа 2018 | 17:20
  • тип рецензии:

Когда фильм хотят похвалить, часто говорят, что он «вневременной, о вечном», но какие-то фильмы, совершенно напротив, хороши именно тем, что принадлежат исключительно своему времени. Фильмы Дмитрия Астрахана – наверное, самого доброго российского режиссера – плоть от плоти «лихих 90х» со всеми неотъемлемыми приметами новой свободной жизни. Кто-то уже уехал в Америку – рай земной, как известно, – и вернулся с чемоданом американских президентов, кто-то изо всех сил туда стремится; кто-то крутится на родине, хотя все кричат: «Уродина!» – и с ними порой хочется согласиться. Удивительное, ни на что не похожее время, когда в свободном доступе внезапно появилось все, кроме денег, на которые можно было бы что-то из этого всего купить. Время бесконечных возможностей, которые покорятся тем, кто сможет переступить через других (или через себя); осыпающихся «хрущевок», так и не доживших до коммунизма, и дворцов с позолотой и евроремонтом; время рекламы и «МММ», малиновых пиджаков и тонированных «мерседесов»; время неугасимой надежды на завтрашний день и полнейшей неуверенности в сегодняшнем. Эпоха стремительного полураспада прежнего мира, из которого мог бы появиться, в огне многотонного взрыва, дивный новый, но появился только бетонный купол вместо железного занавеса. Не то чтобы «маленькому человеку», вечному незаметному обитателю русского искусства, в каком-то времени жилось вольготно, но завихрения дикого капитализма слишком уж враждебны для него, привыкшего относительно спокойно существовать в советской системе интеллигентно-инженерных ценностей.

Герои Астрахана именно такие: тихие, работящие, недостаточно амбициозные и пробивные для новых времен, застрявшие в бесприютности разваливающихся домов и монотонности нелюбимой работы и тихо пьющие – в основном от необходимости хоть чем-то занять руки и голову. Они повторяют, что «все будет хорошо», но сами едва ли в это верят – в основном потому, что никто даже помыслить не может, что же это за «хорошо» такое. Все равно как верная Соня говорит дяде Ване, что они отдохнут – когда-нибудь в следующей жизни. Сурово – зато правда.

Про эту суровую правду, в которой сила, в 90-е и позже было сказано много. Астрахан потому и добрый, что назло здравому смыслу и поперек логике снимал по формуле «правда хорошо, а счастье лучше». «Все будет хорошо» – квинтэссенция его наивного подхода: фильм по дерганому и бестолковому сценарию, переполненный экс-машинными богами aka волшебник в голубом вертолете. Если задуматься над сюжетом, выйдет, что жизнь может хоть как-то наладиться только в том случае, если сумасбродный миллионер вдруг вспомнит любовь юности и приедет строить Диснейленд в захолустном городишке да еще и привезет с собой не менее сумасбродного японского партнера (в кимоно и с катаной, конечно же), который лечит алкоголизм наложением рук. И тут впору восхититься, как авторам в принципе пришел в голову весь этот бред, не выдерживающий никакой критики, даже если воспринимать показанное как сказку.

Только это не бред и не сказка – скорее попытка убедить самих себя в том, что кошмар не вечен, что как-нибудь когда-нибудь все образуется, даже если пока непонятно, как. И этого порой так не хватает, что хочется послать к черту логику и еще раз посмотреть, как модный певец возвращается к своей девушке ровно через год – потому что обещал. Как вроде бы безнадежно спившийся мужик дерется за своего сына пока тот, раскрыв глазищи, смотрит балет из президентской ложи – потому что у ребенка должна быть сказка. Можно с большим удовольствием выкинуть на свалку истории развесистую клюкву про двадцатилетнего обладателя Нобелевской премии по математике, но я не готова расстаться с этими странными чудаками, которые в смутные времена цеплялись за какие-то странные принципы – возможно, потому что у них не было ничего более существенного. И не готова осуждать людей, которые в смутные времена снимали на коленке и за пять копеек кино, в котором было хоть немного света и надежды. Поэтому даже сегодня, если мне грустно, я вспоминаю деда, который с флагом средней школы мчится по трассе в инвалидной коляске, зацепившись альпенштоком за грузовик, и слышу мелодию – привязчивую, немного банальную, как и весь фильм, бледно аранжированную, но переполненную жаждой жизни, до идиотизма оптимистичную. И как-то думается, что все будет хорошо: не в следующей жизни, а в этой – не потому, что каждый день внезапно станет похожим на праздник, а потому, что мы живы.

25 июля 2018 | 16:17
  • тип рецензии:

Главная прелесть фильма, это то что режиссеру очень хорошо получилось отобразить дух начало 90-ых. Почти развалившаяся страна, заводы на грани банкротства, зарплата мизерная, денег хватает только на еду. Одни сдаются и от горя спиваются, другие верят в перемены и стараются быть оптимистами, они не сдаются да еще и подбадривают других. У людей в фильме мало радости и поэтому главная ихняя радость это общение между собой. Благодаря общению люди очень сильно сближаются и живут чуть ли не одной семьёй. Люди простые, добрые, наивные, они не понимают что государство изменилось, что коммунизма больше нет и им теперь нужно самим думать о себе. Теперь не государство отвечает за них, а они сами отвечают за себя. Они этого пока еще не понимают. Они просто живут, работают и верят что государство скоро наведет везде порядок и всё скоро измениться, они просто живут и радуются тому что имеют. И тут к ним приезжает миллионер, как сейчас называемый предприниматель. Он в отличии от них все прекрасно понимает, он занимается предпринимательством. Из-за того что ему просто нес кем конкурировать, он зарабатывает кучу денег. Люди в фильме просто не верят что можно быть таким богатым, они смотрят на него и думают что это просто какой то сверх человек. Он раскидывается подарками направо и налево, сын у него нобелевский лауреат, потому что он получил заграничное образование, если бы каждый из них получил такое сверх образование, то и они точно стали бы такими же умными. Все они в это искре не верят, потому что они смотрели заграничные фильмы. К ним приезжает Японец, они некогда не видели Японцев, им кажется что это человек с другой планеты. Про заграницу они ничего не знают, они лишь видели фильмы и читали книги. Им кажется что это какой то рай, что в загранице люди живут на берегу озера, ходят в шелках и каждый день устраивают балы в своих огромных коттеджах.

Это очень интересно, потому что сейчас нас заграницей уже не удивить, нас не удивить шампанским, дорогими обоями, красивым холодильником и тонким телевизором. Нас этим уже не удивить, мы насытились. Но мы потеряли вот эту картинку которую показал нам режиссер. Люди уже не такие доверчивые и открытые. Мы уже не живем как семья душа в душу с соседями. Мы реже стали ходить в гости, меньше стали общаться друг с другом, мы изменились.

Этот фильм - сказка, он показывает чего мы потеряли после падения коммунизма и чего мы приобрели благодаря загранице. Некоторые люди не поймут этот фильм, потому что они не когда не жили в коммунизме и они просто не увидят в этом фильме ничего хорошего.

25 января 2017 | 18:21
  • тип рецензии:

В фильме показана эдакая полуглубинка со смесью патриархальных устоев в стиле «что ты! что ты! до свадьбы нельзя», стойким ожиданием парней с армии, и одновременным кромешным блудом (несмотря на ту же патриархальность), отсутствием вменяемых понятий о чести и достоинстве, беспробудном бытовом пьянстве и нарочитой маргинальности во всём.

А в центре всего история так называемой любви двух молодых людей. Она – с трепетным удовольствием дождалась его с армии, а он – немедленно потащил её под венец. Прелесть и романтика!.. Мать ему говорит «а где вы жить собираетесь», на что он в ответ лишь добродушно мычит. Ещё большая прелесть и романтика!.. Надо сказать, что все основные персонажи в фильме показаны безыдейными лопухами, не имеющими никаких планов на жизнь, ни даже мечты. В этом смысле следует согласиться с тем, что отрицательный по сути персонаж ловеласа-похитителя значительно выгодней смотрится по сравнению со всей остальной массовкой – у него уже есть всё (очевидно же – благодаря хорошо осознаваемой цели в жизни), а чего недостаёт, он всё равно возьмёт ни мытьём, так катаньем.

Что касаемо сути сюжета. С одной стороны хорошо, что ГГ избавился от своей молодой супруги, ведь и в самом деле, зачем ему нужна баба, которая накануне свадьбы металась между молотом и наковальней, не решаясь сделать правильный выбор, – чего от такой можно ждать в будущем?.. С другой стороны, плохо, что фильм, таким образом, из просто депрессивного окончился сокрушительной депрессивной точкой – ни на чём, с единственным голословным тезисом «всё будет хорошо». У главного героя, – доброго, но решительного идиота, – не хватило ума, несмотря ни на что, принять подарок судьбы в виде квартиры, ведь он всё равно собирался когда-нибудь жениться. А так – завидный жених, с готовым семейным гнездом. Работая честно на заводе, ох, не скоро бы он её ещё получил!..

К слову, завод, увы, показан не в ореоле замечательного символа «та заводская проходная, что в люди вывела меня», а в виде безликого стада рабочих, ломящихся через эту проходную. Показаны не люди Труда с большой буквы, а корявая массовка для кино-эпизода. Создатели фильма вольно или невольно ярким маркером подчеркнули, какая безликость и бессмысленность существования ждёт ГГ в будущем. Он обречён, бесповоротно и навечно. Судя по контексту повествования, самое большее, что его ждёт, – жениться и влачить такую же жизнь, как и все остальные в его общаге.

Ярким самобытным мазком получился в фильме японец. Он и комичный, и правильный одновременно. Интересный персонаж.

Но единственным откровенно радостным и незамутнённым пятном на всей истории оказался герой Устинова, которому досталась роль инвалида-колясочника, с многолетней, случайно потерянной любовью, которая, наконец, нашлась, воскресла и воскресила вместе с собой к жизни двух несчастных стариков.

Двуличная роль получилась у залётного олигарха, который нахально и безответственно грелся у камина былой любви, но при этом издевательски над ней же хихикал. Мудры были его наставления сыну, что верная женщина многого стоит, но при этом он коварно и подло настаивал на том, чтобы её же и соблазнить, украсть у мужа. Да и вообще по понятным причинам всякий «олигархизм» плохо воспринимается нормальными людьми, потому что всегда на поверхность вылезают уши вопроса «откуда у тебя это бохасьтво, Вань?». Так что вся эта празднично-филантропная мишура, окружавшая его, вызывала больше тошноту, чем приятные чувства.

Эпизод с сиськами – откровенное режиссёрское надругательство над чувствами верующих в лучшее, после которого понимаешь сокрушительную обречённость этого персонажа остаться в памяти вульгарной шлюхой, милой и забавной, но шлюхой. Никакая психически здоровая женщина не повела бы себя так в подобной ситуации.

Вывод. В фильме показана не конечная ещё стадия дна жизни в виде абстрактной общаги, где все бухают, изменяют, живут или одним днём, или воспоминаниями, и всё время ждут счастья, которого не достойны. Фильм не научит ничему хорошему, как это свойственно большинству перестроечных чернушных картин, так что ничего не потеряет тот, кто его не посмотрит. Но есть в нём весьма стойкий и приятный налёт духа «Покровских ворот», где гремучая смесь разнородных героев со своими характерами и проблемами образуют замечательный клубок долгоиграющей интриги с приятными нотками комедии. К сожалению, дух есть, а фильм – говно.

26 января 2015 | 19:16
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: