'Короткая ночь стеклянных кукол' - дебютная работа итальянца Альдо Ладо.
Начинается картина очень неплохо: нам обозначают занятную, многообещающую завязку. Какое-то время смотреть действительно интересно. Но, начиная со второй половины, смотреть просто уныло. Не отвратительно, картина просто не вызывает никаких эмоций. Картонные второстепенные персонажи, высосанные из пальца конфликты. Шпионский фильм, но никак не хоррор.
В фильме есть очень экзотические локации. Что уж там, прекрасный Будапешт, столица СР Венгрии - услада для глаз. Ровно как и декорации, наполнение помещений. Музыка Энио Морриконе замечательна. Мешают восприятию скрытые политические контексты. Концовка понравилась, она по-настоящему скрасила вторую половину фильма. За сцену, где главный герой шагает в полубреду отдельное спасибо сценаристам. Это было сильно.
Актёры. Жан Сорель сыграл неплохо, но мог и лучше. Выбор Ингрид Тулин довольно спорный, но и не плохой. Довольно сильно сыграла Барбара Бах.
Таким образом, 'Короткая ночь стеклянных кукол' - нечто среднее между ужасами и шпионским фильмом. Не самого плохого качества при этом.
Блуждая в дебрях фильмов 70-х годов прошлого столетия нам на глаза попадается фильм Альдо Ладо 'Короткая ночь стеклянных кукол'. Сразу хочется сказать, что для первого фильма он сделан на удивление хорошо. У него есть ритм, нет никаких скомканных сцен и блужданий. Есть правда звездная Ингрид Тулин, которая периодически перетягивает на себя одеяло, хотя оно того и не всегда стоило. Ведь есть главный герой, попытки которого докопаться до истины близки ко многим уже современным триллерам вплоть до 'Кода Да Винчи', простите. Жан Сорель тут по-прежнему хорош, как он был хорош в большинстве фильмов 70-х. И также пытается утвердить себя постельными сценами, но тут их по видению режиссера не так много, чтобы не сбивать темп повествования. На фоне дерганных джалло той поры фильм смотрится монстром умения снимать. Все сцены выстроены по законам кино, нет суперперевертышей в финале.
Нагнетаемая атмосфера разорвется апокалипсисом в финале, и олицетворять этот апокалипсис с помощью Ингрид Тулин было совсем необязательно, но что есть, то есть. В современном ремэйке этот фильм мог бы выглядеть абсолютным трэшем, но здесь - это триллер в стиле Хичкока, с типично итальянской развязкой. No one lives. Про финальную сцену оргии промолчу, режиссеру было по силам и вообще оставить героя не добравшимся до этого клуба, одно только понимание, что есть какой-то тайный клуб, в который нельзя войти уже наводило бы достаточно саспенса и смотрелось бы крайне эстетски. Но еще раз скажу, для первого фильма все выдержанно и сильно и стильно! Заявка на дальнейшее творчество очевидна. Барбара Бах могла быть и Джейн Биркин, и Сильвия Кристель. Хочется отметить Эннио Морриконе, который не делает никаких лишних движений для фильма, не сочиняет запоминающихся вестерновских мелодий (подобно Николаи для Серджио Мартино в 'Оттенках тьмы'), а только монотонно нагоняет напряжение, которое к финалу становится фееричным. Последние шаги героя в полубреду можно трактовать как угодно. Развязка в стиле фильма ужасов, да это страшилка и неожиданная страшилка! Сделано из ничего, но потом фильмов про секты наснимали огромное множество и отметились в них все известные режиссеры жанра.
Еще раз повторюсь, на фоне ищущих свой стиль других итальянских режиссеров 70-х годов этот фильм - образец уравновешенности и понимания финальной цели, хотя в конце концов это и приведет к предсказуемости и монотонности следующих фильмов, снятых в жанре триллера (например, 'Призрак' Полански).
Первая половина фильма вызывает безоговорочно положительные эмоции: неспешное повествование, интеллигентность в подаче материала и чувство меры в снятии пражских пейзажей. Само по себе изложение истории как бы умершим, в том числе и из морга, вполне себе сюжетно занимательно и смотрится.
Увы, как это часто бывает, чем ближе к разгадке, тем скучнее и досаднее становится за фильм, а предложенное обоснование секты - откровенная глупость, достаточно напыщенная. Честное слово, из Морриконе, Праги и Барбары Бах можно было бы извлечь и побольше - пустенькой концовкой режиссер скомкал многообещающее начало. Зачем в фильм взяли пустую Ингрид Тулин, кроме как демонстрировать платки на голове, я так и не понял.
Галерея маньяков: Миры Альдо Ладо - Короткая ночь стеклянных кукол
Прага. Иностранный репортер делает острые репортажи вступая в противоборство с режимом. Он встречается с молодой красавицей и рассчитывает на серьезное продолжение отношений. Впрочем, его бывшая любовница очень переживает его уход от нее. Да и сам главный герой, вместо того, чтобы уехать что-то ищет в Праге. Ну а вскоре пропадает его девушка...
Режиссер фильма Альдо Ладо приятно поразил меня. Вместо ожидаемого шпионского триллера я столкнулся с весьма неожиданной концовкой. Не вдаваясь в детали просто отмечу, что Альд Ладо показал нам весьма странную и страшную секту. Уверен, что в годы 'железного занавеса', советские критики усмотрели бы в картине множество скрытых политических подтекстов.
Но, я думаю что Альдо Ладо снял простой конспирологический 'маньячный' триллер. Снял весьма неплохо. Хотя, многие элементы картины можно было бы усилить.
Мне кажется, что этот фильм предвосхитил появление 'А теперь не смотри' Николаса Роуга. Только экзотическая Венеция была изменена Альдо Ладо на мистическую Прагу. Собственно, Прага является одним из главных персонажей фильма. Ведь показ видов города занимает одно из центральных логических ударений в фильме.
Нужно отметить и актерский состав. Барбара Бах, сыгравшая небольшую роль - просто великолепна. Ее природная красота существенно усиливает впечатление от картины.
Не менее хорошо смотрится и ее визави - актриса Ингрид Тулин. Муза Ингмара Бергмана, как обычно серьезна и сексуальна. Хотя, в ряде моментов мне и показалось, что она немного переигрывала. Все же фильмы ужасов и триллеры - не слишком типичный для нее жанр. Однако, ее звездность, известность и фактурность - сделали свое дело. Роль удалась.
Небольшую колоритную роль умело сыграл и Марио Адорф.
Ну а главная роль досталась Жану Сорелю. Актер уверенно справился с ней, продемонстрировав все свои лучшие качества. Остается удивляться как артист его диапазона не стал мировой знаменитостью.
В итоге:я не думаю, что это картина получилась у Альдо Ладо идеальной. Но, оригинальный замысел в совокупности с качественным актерским ансамблем делают свое дело и вытягивают фильм на весьма приличный уровень. Хотя, картину можно было сделать существенно сильнее
О «Короткой ночи стеклянных кукол» часто можно встретить два мнения: что это очень плохой джалло, и очень хороший фильм. На мой взгляд не верны оба. Прежде всего к giallo эта лента вообще не имеет никакого отношения, кроме характерного названия. Что же касается критериев оценки «хороший / плохой», то тут уместно будет вспомнить политическую ситуацию на рубеже 60-х – 70-х годов: противостояние левых и правых сил в тогдашней Европе, довольно значимое влияние Советского Союза и всего социалистического лагеря на формирование европейской политики, на брожение умов в среде творческой интеллигенции и т.п. Так вот, если рассматривать дебютную работу Альдо Ладо как смесь конспирологического детектива и политического памфлета, то она, возможно, была весьма неплоха. В конце концов, позволила же она ему занять место пусть и не на Олимпе итальянского кино, но где-то неподалеку. Вот только растеряв со временем политическую остроту и актуальность фильм превратился в занудное, затянутое, малоинтересное действо, отсутствие динамики в котором не компенсируется ни достоверным психологизмом, ни актерскими работами, ни даже мало-мальски интересными мизансценами. Ставший притчей во языцех эпизод с оргией стариков в финале смотрится на фоне всего предыдущего действа подобно прыщу на сером, незапоминающемся лице. Взгляд-то он, конечно, притягивает, но такого счастья и даром не надо.
Интересные и яркие актеры: Жан Сорель, Барбара Бах, Ингрид Тулин, – конечно, вытягивают «Короткую ночь стеклянных кукол» на общий средний уровень, но и только. А ведь не увлекись синьор Ладо малопонятными потомкам политическими аллюзиями, история поисков американским журналистом своей пропавшей подруги в древней и загадочной Праге могла остаться интересной и спустя сорок лет после того, как была рассказана впервые. Но уж слишком карикатурными оказались большинство антагонистов главного героя, слишком явно режиссер демонстрировал свои политические взгляды, слишком много сатирического начала вложил он в якобы мистико-драматический сюжет, чтобы фильм оставался интересным на протяжении десятилетий. Одной Черной Мессой, даже с оргией в духе фильмов студии «OMA» тут было явно не обойтись…
С другой стороны, современники Альдо Ладо, похоже, оставили без внимания политические эскапады режиссера, и отдали дань довольно экзотическим локациям, в которых происходит действие, необычному сюжетному ходу, когда рассказчиком является тело в морге, еще живое, но принимаемое всеми за мертвеца, наконец, тем самым дьяволопоклонникам, которых обыватель и без того был готов видеть в каждом коммунистическом лидере, не говоря уже об агентах КГБ. И обывателю этому было абсолютно наплевать, что Прагу снимали в Югославии, что высмеивал Ладо не только и не столько геронтократию соцлагеря (в те годы не такую уж, кстати, и «геронто-»), а собственным политикам тоже доставалось… Да и вообще, что он кого-то высмеивал. Зато в кадре было много соблазнительной Барбары Бах (тогда еще не жены Ринго Старра), зато имелись зловещие кей-джи-би (неважно, что в Чехии они по другому назывались) и была Черная Магия с ее последующим разоблачением. Что и требовалось, дабы завлечь почтенную публику в кинотеатры. Voilà!