Проблемы людей пожилого возраста, где бы они не находились – в Польше, Беларуси или России, везде одинаковые. Постоянные разговоры о приближении смерти, заранее собранные вещи, учения молодого поколения. Они имеют на это право – уже хотя бы потому, что повидали больше и более опытны в плане жизни. Однако этот фильм заранее смещает акценты на совсем иные приоритеты. Причём делает это как-то прямо и грубо.
Фильм действительно угнетает – обстановкой, речами, техническими приёмами. Уже приветственное заявление Евы-Катерины Маховой о том, что «жизнь человека в Беларуси ничего не стоит» резко сводит документальный проект на политический подтекст. Делается это решительно и безапелляционно, что без сомнения загоняет зрителя в узкие рамки, заставляя принять за него навязанные выводы. На мой взгляд, это не дело кинематографа, который должен сам дать зрителю свободу восприятия.
Операторские приёмы не блещут оригинальностью. Каждый раз – это съёмки пожилых людей в помещении на расстоянии ровно 1-2 метра. Никаких крупных планов, никакого движения. Даже натурные съёмки достаточно редки. Абсолютно отсутствует в киноленте и какой-либо музыкальный фон. Всё это быстро утомляет, нагнетая ощущение и является скорее не задумкой оператора, а техническими просчётами съёмочной группы. Даже хронометраж картины в 96 минут, характерный скорее полноценным художественным фильмам, нежели работам жанра, непомерно раздут, и при учёте вышеизложенного не идёт ленте на пользу.
В целом, задумка неплоха и даже очень важна. Фильм актуален для любой страны мира. Однако его техническое исполнение и идейное смещение всё портят. Все эти сравнения с Европой, как бы невзначай, через кадры ТВ-шоу, поданы слишком топорно и грубо. Режиссёр всегда имеет возможность сослаться на случайность происходящего, однако с основной заявленной идеей фильма это совсем не вяжется. Речь всё же идёт о пожилых людях, нежели о политике.
Что странно – режиссёр практически не интересуется биографией своих героев, их прожитым опытом, который может быть полезен зрителям и значительно разнообразить, информационно насытить картину. Предполагаю, что Еве-Катерине Маховой они совсем были и не нужны. Будто её герои – не живые люди с собственными жизнями, а простые куклы. Одни и те же разговоры о смерти, снятые как под копирку и срежиссированные человеком за кадром.
Эти долгие молчаливые кадры иногда хронометражем по несколько минут не наводят зрителя на какие-либо размышления, хотя наверное и могли бы, ведь никоим образом предварительно для этого не подведены. О политическом контексте «Перезимовать» говорит и факт того, что в ноябре 2018-го режиссёр киноленту сняла «по причине вмешательства в отбор «класса чиновников». Хотя никакого препятствия фильм не встретил и вполне мог найти своего вдумчивого зрителя. Будто основной задачей Евы-Катерины Маховой было скорее попротестовать, и не столько своим творением, сколько собственными околокартинными заявлениями.