Я посмотрела этот фильм и была ещё больше разочарована в российском кинематографе, потому что часть «Пиковая дама. Черный обряд» была намного лучше, там лучше был композиционно выставлен сюжет, да и история более ярко раскрывалась, постепенно окуная зрителя в происходящее.
Главная линия вертится вокруг брата и сестры, Оли и Артёма, которые после гибели матери попадают в старую школу-пансион, расположенную в старинном особняке за городом. Там уже в первую ночь без непонятной мне причины мальчик начинает бродить по особняку за призраком матери. Как бы это ни было странно, он, маленький ребёнок, пошел посреди ночи за погибшей матерью, не боясь темноты, огромного дома и всех мистических составляющих, которыми так и хотят русские режиссёры напичкать свои работы, причем делая это не совсем умело и уместно.
Его сестра, Оля, хочет сбежать в эту же ночь, бросив своего братика. Я думаю, что насколько сильно бы она его не любила, в реальной жизни она не смогла бы бросить свою «родную кровь» посреди старого особняка на плечи незнакомых людей, которые ничуть не внушают доверия. Но её побег, понятное дело, срывают возникшие в комнате ребята, желающие выпить пива.
Как по мне, так тут сюжет развивается слишком быстро, не давая возможности к адаптации, к принятию тех обстоятельств, которые зрителю должны предлагаться. Это сбивает с линии повествования, теряется основная суть. Я ещё не успела привыкнуть к тому, что они остались сиротами, их жизнь закинула в эту треклятую школу, так уже развиваются новые события, на осмысление которых тоже не предоставляется времени.
Есть такое понятие как композиция, и я совершенно не понимаю, почему некоторые личности, относящиеся к искусству, пренебрегают использованием этого термина в реальной жизни в своих работах. В «Пиковой даме» еле-еле просматривается экспозиция, зритель получает информацию о героях не в начале, чтобы хотя бы иметь представление, о чем пойдет речь. Также очень сложно какой-то определенный эпизод назвать кульминацией, потому что тут задаётся такое мнимое напряжение практически с первых секунд, причем ничем не оправданное (кроме ночных похождений маленького мальчика по дому с мертвой матерью за ручку).
Почему-то именно нашим людям присуща такая способность, как обострение всего вокруг просто до абсурда, «раздувание из мухи слона». Так и здесь получается именно это, навязываемый страх ни только не пугает, но и вообще отталкивает.
Честно, если б не моё любопытство и надежда на то, что финал «спасёт мир», то я бы отключила фильм спустя 10-15 минут просмотра.
Также есть некоторые вопросики и к актерской игре. Мне не понравились те оценки, которые пытались делать актёры, это было несколько неумело и как-то чересчур наигранно, их эмоции не передавали того настроения, которое необходимы было для веры в кино такой направленности. Было много штампов, от которых студентов театральных и кино ВУЗов избавляют ещё на первом курсе. Вот я испугалась и зажала рот рукой, при этом выкатила глаза, будто собираюсь их вытащить; вот я показываю свою любовь и прижимаю руку к груди в «области сердца».
Так как этот фильм относят к жанру «ужасов», то я очень надеялась, что там будут У-ЖА-СЫ, но не тут-то было. Где-то потерялся тот страх, который так усердно был навеян красноречивым описанием. И даже боязнь сверхъестественного не поменяла моего мнения.
Злой призрак в закрытой школе — повод для сюжетов множества хорроров, не правда ли?
Всевозможные хорроры и слэшеры - почва, конечно, благодатная, так как зрительская аудитория никогда не иссякнет, поэтому-то и жанр самый эксплуатационный и выходит фильмов оного по несколько десятков в год. Из-за этого сказать что-то новое в жанре весьма проблематично, но, как Вы поняли, никого это не останавливает. Вот и отечественный кинематограф придерживается уже устоявшихся тенденций, правда, восторгаться и козырять нам нечем. Ни один фильм, даже распиаренная трилогия 'Гоголь', и близко не добрались до уровня классики советского кинематографа 'Вий', выпущенного ещё в далёком 1967-ом году.
И вот однажды наш кинематограф получил нового режиссёра - Святослава Подгаевского, экс-клипмэйкера, подвязавшегося на съёмках фильмов ужасов, зачастую пользуясь для своих сюжетов родным фольклором. Фильмы оказывались средними либо же среднего уровня, но в коммерческом плане Святослав Подгаевский зарекомендовал себя весьма хорошо. Так что никого не должно удивлять, что ему раз за разом выделяют бюджет для съёмок нового хоррора, хотя рассчитывать на положительные отклики вряд ли приходится. Одним из самых показательных фильмов с авторским почерком Подгаевского стала 'Пиковая дама: Чёрный обряд', выпущенная на экраны в 2015-ом году.
И 'Пиковая дама: Чёрный обряд' собрала в прокате чуть более 145 миллионов рублей при затратах в 45 миллионов. Это, естественно, коммерческий успех, так что неудивительно, что выпускающие студии задумались по поводу сиквела. Раздумья не заняли много времени: спустя три года, но уже без Подгаевского, зритель мог лицезреть ленту под названием 'Пиковая дама: Зазеркалье'. Правда, выход хоррора ознаменовался скандалом, связанным с финансовыми вопросами, ведь часть денег на съёмки выделялись из 'Фонда кино'. Определённую сумму студии должны были вернуть, но то ли забыли, то ли не захотели. Но, в целом, конфликт быстро стих, вероятно, что сей вопрос урегулировали.
В сиквеле практически нет никакой взаимосвязи с предшественником, если не считать главного антагониста - злобного призрака либо демона, который является в образе дамы в стародавнем чёрном платье и вуали. Правда, благодаря усилиям сценаристов мы немного узнаем из истории появления Пиковой дамы, не щадящей детей, вызывая страх и ужас, а бывает, что и таинственную их гибель. Действие 'Зазеркалья' развивается в одном из самых традиционных сеттингов для жанра - в школе закрытого типа для привилегированных детей. Наивно и банально, но дальше мы, как зрители, сталкиваемся с прочей тривиальностью. Главными персоналиями становятся подростки, которые по глупости своей становятся объектом злобы Пиковой дамы.
Молодые актёры достойны упоминания, чтобы было более понятно с чём придётся столкнуться с 'Зазеркальем'. Главная героиня - ученица старших классов по имени Оля (Ангелина Стречина). Она потеряла маму, ненавидит отчима и сводного младшего брата, ходит с высоко задранной головой, словно она самый несчастный и таинственный ребёнок в мире, попробуй подступись к ней, ведь она такая независимая. Её новая подруга - Алиса (Анастасия Талызина), прямо-таки воплощение разнузданных подростковых нравов, мечтающая про потерю девственности (если там есть что терять) с преподавателем. Соня (Алёна Швиденкова) страдает от излишнего веса и не может себе отказать в поедании всякой снеди. Самовлюблённый, наглый и борзый Кирилл (Владислав Коноплёв) бесит своим поведением и тупым юмором. Вообще, все действующие лица, в особенности тинейджэры, бесят от начала и до конца. Столь заезженные персонажи встречаются повсеместно, стоит хотя бы включить каналы 'ТНТ' либо 'СТС' и столкнёшься с кучей копий подобных образов.
Единственная возможность, чтобы вытянуть фильм из шаблонной прорвы - это придать достойное обрамление в виде выразительных и убедительных скримеров. И видно, что Александр Домогаров младший старался действительно сделать страшное кино, соответствуя канонам жанра, но размаха, опыта, а возможно и таланта не хватило, чтобы поразить публику. Есть несколько неплохих сцен, где эмоциональный фон наконец-то набирает нужный мистический градус, но как только очередной подросток делает шаблонную ошибку, чтобы не спастись, а скорее усугубить ситуацию, то все старания Домогарова младшего превращаются в пустышку и весь фон испаряется во мгновение.
В общем, 'Пиковая дама: Зазеркалье' - это фильм из разряда 'на безрыбье и рак - рыба', как у нас говорится. Может пора создать что-то своё, что-то авторское, возможно, что рискованное, а не затёртую кальку с прорехами и тогда, хотелось бы, наш кинематограф повернёт на правильную дорожку.
В каждой стране, регионе или области существуют свои городские легенды, зловещие сказки и поверья, которые по обычаю рассказывают на ночь, чтобы как следует напугаться. Толком никто не знает, откуда подобные истории берутся, однако они оказываются настолько популярными и зловещими, что передаются из уст в уста и их истоки со временем уже просто не сыскать. А если нет возможности точно проверить, откуда растут корни того или иного ужастика, значит его невозможно опровергнуть и завсегда есть шанс, что нечто подобное существует взаправду. В особенности интригующей является легенда о так называемой Пиковой Даме, которую можно призвать в темное время суток трижды произнеся ее имя. Конечно же, с большей долей вероятности ее дух никогда перед вами не явится, но в тоже время как знать, шутка это, или настоящий кошмар, которого стоит избегать всеми возможными способами. В некоторых случаях наша вера в потустороннее подкрепляется взвинченным психологическим состоянием, а также прочими сопутствующими факторами, благодаря которым совершенно несложно уверовать в то, что мистика реально и заигрывая с мистикой взаправду открывают портал в другой мир. Так или иначе, порой всем нам хочется напугаться, пощекотать себе нервы, а после как ни в чем не бывало переступить эту страничку необычайных развлечений и двигаться дальше. Именно поэтому среди самой широкой аудитории настолько популярны как городские легенды, так и полнометражные хорроры, которые частенько привлекают к просмотру целые толпы зрителей, рыскающих в поисках безобидных развлечений, способных поднять уровень адреналина в крови и расширить зрачки. Подыскивая удачную идею для съемок своего самого главного фильма, способного запустить карьеру на новые высоты, режиссер Святослав Подгаевский решил остановиться как раз на истории Пиковой Дамы, сняв по ее мотивам первый в действительности успешный российский хоррор 'Черный обряд'. Однако продюсерам было понятно, что из противостояния детей и зловещего духа можно было бы сделать франшизу, а потому спустя некоторое время на свет появилось также и 'Зазеркалье', которому не удалось достичь высот предшественника, но и катастрофическим провалом фильм назвать нельзя.
Итак, сюжет фильма знакомит нас Олей (Ангелина Стречина) и ее младшим братом Артемом (Даниил Муравьев-Изотов), в жизни которых произошла жуткая трагедия. Потеряв в результате кошмарного происшествия маму, ребята по сути остались сам на сам со своими проблемами, так как отец Артема, и по совместительству отчим Оли, решает отправить детей на воспитание в специализированный пансион, расположенный за городом. Данное место заимело весьма добротную репутацию среди респектабельных родителей, так как их отпрыски могли там находиться целыми неделями под постоянным контролем администрации и вместе с тем получали качественное образование, обучаясь небольшими группами воспитанников. Однако оказавшись в старинном готическом здании, в котором ну просто обязаны обитать призраки и происходить всякая потусторонняя чертовщина, Оля решила, что ей точно здесь нечего делать. Проявляя свой бунтарский характер как по отношению к другим ученикам, так и своему малолетнему брату, девушка совершенно не собирается подстраиваться под систему, но сбежать из пансиона гораздо сложнее, чем кажется. Когда же Оля находит для себя подходящую компанию сверстников и отправляется вместе с ними на исследование таинственных помещений здания, к которым каким-то непостижимым образом тянет Артема, то раскрывается истинная суть зловещего особняка, который вызывает страх отнюдь не на пустом месте. Судя по всему, здесь некогда обитала та самая Пиковая Дама, утаскивающая в иной мир несчастных детишек, и если ее призвать, то в пансионе скорее всего начнется очередная глава пиршества коварной мистической злодейки. Естественно, ребята решают проверить свою удачу на прочность и последствия не заставят себя долго ждать.
В работе над продолжением 'Пиковой дамы' не принимал участие режиссер Святослав Подгаевский, переключившийся на совсем другие проекты и решивший не связываться с тем, что уже проходил. Однако это совершенно не смутило продюсеров, которым была не так важна фигура постановщика, как возможность сыграть на популярном бренде и привлечь к просмотру как можно больше зрителей, вдохновленных оригиналом. Дабы избежать малейших судебных тяжб относительно прав и вместе с тем никого не обидеть, было принято решение снять фактически обособленную, никак не связанную с первой частью сюжетную линию. Единственным связующим между оригиналом и вольным сиквелом стал заголовок, говорящий о Пиковой Даме, и этого было уже более, чем достаточно для того, чтобы на фильм обратили внимание. Не имея возможности вернуть к работе Святослава Подгаевского, студийные боссы обратили свое внимание на еще одного молодого и подающего кинематографиста, Александра Домогарова младшего, сына известного российского актера, который также решил пойти по стопам Подгаевского и отчасти Джеймса Вана, мечтая стать одним из наиболее примечательных жанровых постановщиков. И стоит признать, что амбиции Домогарова зиждились отнюдь не на глиняных ногах. В качестве режиссера-дебютанта в полном метре он проявил себя с довольно сильной стороны, хотя огрехов в его работе оказалось также предостаточно.
Фильм оказался хорош в технических и визуальных аспектах, в нем оказалось немало в действительности красивых, лощеных моментов, которые словно позаимствованы из 'Заклятия' и других американских фильмов ужасов. Конечно, несколько странно наблюдать за декорациями готического особняка в российских реалиях, тогда как все прочие местные хорроры разворачиваются в совсем иных, более приземленных локациях, но в подобном нюансе также есть свои атмосферные особенности, к которым довольно быстро привыкаешь и начинаешь их принимать, как должное. Также в 'Зазеркалье' есть пускай немного, но все же определенное количество страшных моментов, которые способны вызвать напряжение. Хотя по большей части фильм стоит назвать скорее мистическим детективом, но не хоррором в его классическом понимании. И вот здесь стоит плавно перейти к тому, а что же с 'Зазеркальем' то не так. У фильма ощущаются серьезные проблемы с динамикой. Создатели имеют в своем активе роскошную городскую легенду, которую стоило бы использовать по назначению, однако вместо того, чтобы сосредоточиться на ее особенностях и заинтриговать нас неожиданными, ошеломительными открытиями, бессовестно тянут время и глушат на корню все перспективные начинания. Опять перед нами раскрывается совершенно не увлекательная и не цепляющая подростковая драма со всеми возможными шаблонами. К тому же актерская игра подавляющего большинства ребят вызывает откровенно печальные чувства, так как они то переигрывают, то откровенно скучают в кадре и складывается впечатление, что исполнителям абсолютно все равно, что будет происходить с их героями в дальнейшем. А в таком случае и зрителям ожидать чего-то поразительного в плане драмы и отношений также не стоит. И это приводит нас к тому, что «Зазеркалье» так и не смогло выйти за пределы шаблонного мышления своих авторов, хотя в целом тут и не все так плохо.
Продолжение крепкого ужастика о даме-детоубийце. И в плане качества, он такой же добротный, но не открывающий чего-то нового. Хотя разговоры о каких то открытиях это демагогия. Этих открытий нет нигде, на западе тоже. Главное поставить и создать атмосферу так, чтобы смотреть было интересно. А с этим у 'Пиковой дамы' всё в порядке. Если в первой части чувствовалась теснота квартиры, то переезд в замок, на мой взгляд, открывает больше возможностей для 'кино-манёвра'. Актёры на своём месте, играют убедительно. Все разные и со своими странностями. Операторская работа, картинка и декорации, - всё на высоком уровне и снято красиво. Напомнило хмурое и гнетущее британское имение.
Российский ужастик не просто существует, но и здравствует, находясь на уровне с американскими. Теперь дело за количеством и разнообразием сценариев. Но то что есть сейчас, уже неплохо. Больше фолька и непредсказуемости. Жду третью часть.
Не играй с тьмой — рецензия на мистический хоррор «Пиковая дама: Зазеркалье» (2019 г.)
Рецензировать «Пиковая дама: Зазеркалье» волей-неволей придется в сравнении с фильмом Подгаевского. По сути это две части франшизы, связанные общей фабулой, одним центральным злодейским персонажем, только сняты разными режиссерами. И тем интереснее попытаться понять — у кого как получилось, лучше или хуже, драматичнее или наоборот. По сути у нас никогда до этого не было фильма ужасов, получившего продолжение, так что несомненно задача интересная.
Ещё до «Пиковой дамы: Зазеркалье» мне довелось посмотреть в сети трейлер «Пустите детей», первого фильма Домогарова-младшего, снятый по новелле Стивена Кинга, и он весьма впечатлил, правда самого фильма по-прежнему нигде нет. Так что придется начинать уже с полнометражного фильма, стартовавшего в прокате на днях, и хочется подробно разобрать как его достоинства, так и недостатки.
Итак, после гибели матери, дети из состоятельной семьи попадают в частный пансион, стоящий посреди леса (здесь очень сильна аналогия с «Закрытой школой»), где учатся дети очень богатых людей. С самого начала манера поведения, повадки и прочее этих элитных деток вызывают только отторжение; зреет у меня как у зрителя нехорошая мысль — скорее бы заявленная дама явилась и всех перебила. Вот здесь кроется уже расхождение с фильмом Подгаевского, у него дети были обыкновенные, простые, жители обыкновенных спальных районов, они вызывали сочувствие и сопереживание. У Домогарова-младшего ни один персонаж не вызывает ни сопереживания, ни сочувствия. «Пиковая дама: Зазеркалье» технически сделан в разы лучше, чем фильм Подгаевского, да и пугает он впечатляюще. Многие БУ!-моменты сделаны настолько хорошо и новаторски, что поневоле думаешь о приходе в наше кино нового замечательного хорормейкера, который затмит многих действующих ныне. Хорошо если это будет так, потому что в рецензируемом фильме уже видна крепкая рука мастера, но дело немного в ином.
Пиковая дама Зазеркалье - Если сравнивать оба фильма, то становится понятно, что у Подгаевского помимо неплохо выстроенного визуального ряда, получилась еще и глубокая история о том, как темная сила пытается разрушить семью. И несмотря на многие недостатки и провисы сюжета, лента подвержена пересмотру и долгой жизни. В ленте Домогарова-младшего институт семьи представляют брат и сестра (отец за кадром, мать погибла в начале фильма), вот только очень важный элемент их отношений выстроен без особого усердия. Опять же сравним, в фильме Подгаевского персонажей было меньше, но каждый был частью драматургического замысла, каждый на своем месте. Но у Домогарова-младшего прорисовка характеров схематична, весьма схематична, зато он очень неплохой визуалист, и в отличии от Подгаевского он выстраивает очень эффектную пугалку, со множеством новаторских приемов, и по-настоящему страшными хоррор-сценами, сочными и эффектными.
Вся добрая половина фильма, до входа героев в то самое зазеркалье смотрится на одном дыхании, о зазеркалье так громко заявленном в названии, чуть позже. В каких-то моментах явления призрака возникали ассоциации с «Оно» в женском обличье. И если бы над режиссером не довлела воля продюсеров, и, как понимаю, наложенное вето следовать канонам первого фильма то возможно он и попробовал углубить мотив этого сходства. Так что данная лента более яркий, эффектный киноаттракцион с родными, до икоты пугающими мотивами. Да, здесь картинка преобладает над драматургией, но мне кажется, что это не так уж плохо, если сделано талантливым человеком. А то что Домогаров- младший талантлив, мне после этого фильма уже предельно ясно, и я с удовольствием буду следить за его дальнейшим творчеством и ждать новых картин.
Теперь о том самом Зазеркалье. К сожалению вот это как раз и не получилось, хотя подсознательно все время ждешь этого Зазеркалья. Ждешь, чтобы авторы хоть немного открыли нам завесу того мира, откуда приходит мстительный призрак. Но к сожалению этого Зазеркалья в фильме минут на пять-семь и напоминает ту же самую беготню из «Рассвета»; после напряженной и эффектной первой части фильма совершенно не смотрится. Мир Зазеркалья, к сожалению, авторам эффектно показать не удалось. Зато в этом фильме есть очень жестокие натуралистические сцены, в том числе и с участием детей, это тоже в чем-то новаторство.
Ну что же, делаю вывод; впервые за много лет недавние «Гости» и вот этот фильм после просмотра не отпускают, заставляют думать о себе. После «Рассвета » же я не испытывал ничего, кроме негодования. С нетерпением жду этих фильмов для просмотра в домашнем кинотеатре, они займут достойное место в моей видео коллекции. Российский хоррор потихоньку выходит из кризиса.
Российские фильмы ужасов обладают одной особенностью, не присущей фильмам этого жанра снятых в других странах. Они оглушают, но не пугают. И во время просмотра, и после него стойко присутствует ощущение блуждания на ватных ногах в тумане и с мешком на голове. Такой эффект возникает в первую очередь из-за игры актёров, которую даже с натяжкой не назовёшь посредственной. Это уровень сельского ДК или школьного драмкружка, но не более. Им сказали что будут снимать фильм ужасов, они и рады стараться. Напустили на себя флёр таинственности, замедлили речь в диалогах, появилась 'рапидность' в движениях, slow motion. Не обошлось и без 'фирменной' изюминки, столь характерной для отечественного кинематографа последних лет - нечленораздельного бормотания себе под нос. Наблюдая за сомнамбулами сам невольно впадаешь в оцепенение. Актёры не вживаются в роль обычного человека в жизнь которого пришли сверхъестественные обстоятельства, они просто снимаются в фильме ужасов. Такая ситуация повторяется из фильма в фильм. Так было и в первой части и в Рассвете и это творение положительным исключением не стало.
Далее...Фильм не оправдывает своего назначения. Если не можете донести до зрителя никакой полезной мысли, то если это фильм ужасов - испугайте его. Но нет. и тут осечка. Есть один приём который делает фильм ужасов именно фильмом ужасов. Это опять же присутствие в обыденности сверхъестественного. Заметьте - в обыденности. когда ты понимаешь, что такое может произойти и с тобой. Просто сделайте второстепенную бытовую линию с нативным колоритом. С привычным спальным районом, маршруткой-газелькой, лифтом, балконом. Не нужно помпезных строений в сосновом бору, не нужно двухсотлетних каменных надгробий - это всё антураж сказки, фэнтези. Это всё не из настоящей жизни. Стало быть и то, что в этой среде происходит, тоже не по-настоящему. Есть замечательный отечественный фильм 1992г.,представитель этого жанра. Там без бюджета и эффектов авторы добились просто леденящего страха. А тут...резюмируя скажу что всё ушло в минус: и игра актёров, и атмосфера фильма, и сюжетная линия, и декорации. Один лишь плюс - оператору. Он единственный, кто старался.
Снятая в 2015 году «Пиковая дама: Темный обряд» Святослава Подгаевского стала первой более-менее успешной ласточкой в жанре коматозного российского хоррора. Вскормленные «Астралом», «Заклятием» и прочими «Проклятиями Аннабель» отечественные зрители, конечно, традиционно плевались на «наш ответ» западным страшилкам, но в прокате «Пиковая дама» показала себя сравнительно неплохо, а уж за рубежом на нее и вовсе последовал небывалый спрос.
К сожалению, дальше наш русский Джеймс Ван – Подгаевский – сильно сдал, выпустив ряд совершенно однотипных ужастиков, где менялась только титульная нечисть, да декорации, и надежды на возрождение на Руси жанра, который, в общем-то, всегда был нам близок, постепенно затухают с самим жанром.
Нет ничего удивительного в том, что за хорроры наши режиссеры не спешат браться. Легкомысленный и не серьезный жанр, призванный на два часа развлечь зрителя, думается некоторым. Это вам не ура-патриотические пеплумы о подвигах героев истории и не байопики о прославленных деятелях отечественного спорта. Хорроры просто принято недооценивать, считая их низкопробной жвачкой для средних умов. И когда с таким отношением и на чистом желании получить быструю прибыль средней руки режиссер берется снимать непритязательный хоррор, он, тем самым, забивает еще один ржавый гвоздь в крышку гроба всех возможных перспектив получить когда-нибудь качественную историю и смену градуса зрительских настроений.
Новость о том, что «Пиковой даме» готовят вторую часть, восприняли с ожидаемым скептицизмом. Однако на пост режиссера внезапно был назначен не Святослав Подгаевский, а совсем еще неопытный Александр Домогаров-младший, сын, как это логично предположить, Александра Домогарова-старшего, которого (сына, а не отца) вы, скорее всего, вспомните, как одного из двух горе-сноубордистов в долгоиграющей франшизе «Ёлки». Александр обратил на себя внимание кинообщественности в 2017 году, когда принял участие в инициативе Стивена Кинга, согласно которому любой желающий может приобрести у короля ужасов право на экранизацию любого его рассказа всего за 1 американский доллар. Молодой режиссер выбрал рассказ «Детки в клетке» и снял по его мотивам короткометражный хоррор «Пустите детей», которые критики приняли более чем благосклонно, и, вероятно, поэтому «Фонд кино» одобрил кандидатуру Домогарова- младшего в качестве режиссера сиквела «Пиковой дамы».
Хотя, признаться, «Пиковая дама: Зазеркалье» - не сиквел, а в большей степени ремейк, использующий знакомые мотивы из детской страшилки в новых декорациях. История знакомит нас с братом и сестрой Ольгой и Артемом (Ангелина Стречина и Даниил Муравьев-Изотов), которые в трагической аварии теряют мать. Отец ребят определяет их в специальный дом-интернат, в котором давным-давно было поместье одной сумасшедшей графини, о которой поговаривали, что якобы она заключила сделку с самим Дьяволом и приносит ему в жертву детские жизни. Крестьяне расправились с домовладелицей, публично остригли ее и сожгли, но перед смертью графиня прокляла своих обидчиков и, по легенде, сумела спрятать свою душу в старинное зеркало, ставшее проходом в мрачное Зазеркалье. В наши дни о графине уже мало кто помнит, а ее поместье снова наполняет звонкий детский смех. Ровно до тех пор, пока Ольга со своими одноклассниками не находит потайную комнату с большим зеркалом, на поверхности которого они видят символ призыва покойницы и не решают произнести вслух свои заветные желания в надежде, что Пиковая дама придет и исполнит их.
Уже в открывающей сцене «Зазеркалье» ударяется в клише, когда главные герои оказываются участниками ДТП, в котором гибнет их мама. Автомобиль избегает лобового столкновения с грузовиком и оказывается в реке. Можно вспомнить пяток фильмов, где был похожий сюжетный твист, даже среди российских картин. Как будто не существует более оригинального способа сделать детей сиротами… Это при том, что дети в машине ведут себя до безобразия неестественно, а мамаша словно нарочно выезжает на встречную полосу, чтобы угомонить двух малолетних наглецов таким радикальным методом.
Дальше – больше. Интернат, в котором оказываются дети, выглядит как образцовый дом с привидениями, но совершенно не вписывается в реалии постсоветской России. Дом графини, построенный, как было сказано, где-то в XIX веке, напоминает какое-то готическое мракобесие с узкими стрельчатыми окнами, в которые почти не проникает свет и кладбищем чуть ли не на территории. Кто бы вообще додумался делать образовательное учреждение рядом с кладбищем?
Ну да это мелкие придирки. Главная проблема «Зазеркалья» - в скомканном сценарии, который пытается выдать больше интриги, чем в нем изначально заложено. Сценарист и по совместительству режиссер словно бы пытался пересказать разом сюжеты нескольких своих любимых хорроров, но запутался в деталях и выдал что-то, похожее сразу на «Оно», «Кошмар на улице Вязов», «Астрал» и «Зеркала», но при этом утратил собственную самобытность. Призрак Пиковой дамы в картине вроде бы имеет собственные мотивы для того, что она делает, но, увлекшись нагнетанием саспенса, молодой режиссер потерял нить повествования и свел финальный твист к предсказуемой банальности, которая просчитывается искушенным зрителем на раз. Делая референсы в сторону знаменитых хорроров, Александр Домогаров-младший мог бы завершить историю более красиво и тонко, как поступил Иэн Софтли в «Ключе от всех дверей». Это был бы куда более справедливый и вменяемый финал, нежели прямое копирование концовки «Зеркал». Но что получилось, то получилось.
Впрочем, есть за что «Зазеркалье» и похвалить. Перед нами, наконец-то, крайне удачная работа оператора, использующего камеру не только для съемки статичной картинки, но и поиска необычных ракурсов. Конечно, прием с плавным перемещением камеры с героя на место предполагаемого появления призрака и обратно мы уже видели ранее все у того же Джеймса Вана, но отрадно видеть, что наши киноделы перенимают положительный опыт и внедряют его по назначению. Так же порадовала работа художника-постановщика и декораторов. Хоть интернат и мало походит на отечественные образчики архитектуры, дом получился по-настоящему жутким и внушающим некоторый трепет. Пожалуй, это тот случай, когда грамотно подобранные декорации делают половину всей работы.
Противопоставление инфернальному злу обыкновенных детей сегодня, кажется, снова в тренде, и Домогаров-младший поспешил в этом тренде закрепиться. Однако ребята из интерната вызывают все же меньше положительных эмоций, нежели схлестнувшийся с Пеннивайзом «Клуб неудачников» или спрингфилдские подростки из «Кошмара на улице Вязов». И дело тут снова в клишированном сценарии, где фигурируют набившие оскомину архетипы – Мажор, Шлюха, Ботаник, Страшная подруга, Тихоня. Герои настолько поверхностно прописаны, что за них даже не получается переживать. Да и как переживать за сценарную функцию, которую можно охарактеризовать одним словом?
К сожалению, нагнетаемого саспенса и неплохих декораций «Зазеркалью» не хватает, чтобы стать первым по-настоящему крепким образцом отечественного хоррора.
Зеркала – это глазницы ада, и смотреться в них лучше не надо
Нечасто в нашей стране ужастики получаются настолько удачными, что потом снимают продолжение. Пусть и непрямое, но всё же. Во всём мире принято считать, что зачастую сиквел хуже оригинала. Мол, изначальная история хороша своей новизной, непредсказуемостью. Что любое или почти любое продолжение обречено на сравнение с частью первой и, естественно, не в пользу второй ленты. Конечно, исключения есть, и очень даже знаковые. Как в мире хоррора, так и в боевиках, фантастике и прочих жанрах. Тем не менее, успешный сиквел по сей день остаётся штучным товаром.
Попробуем разобраться, удался ли «Пиковая дама: Зазеркалье» или стал блеклой тенью первого фильма. Не смотря на не слишком высокие(зря, между прочим) сборы даже по сравнению с «Пиковая дама: Чёрный обряд», безусловно, по совокупности факторов фильм Александра Домогарова-младшего получился интереснее и целостнее. Остановимся поподробнее на сильных чертах сиквела.
Во-первых, крепко сбитая история, которая не ответвлялась в ненужные стороны, не отвлекала зрителя от действа, помогая сохранять концентрацию и интерес до самого финала. В то время как «Чёрный обряд» разделился на две части: хоррор и детективную составляющая, которая как раз сильно провисала, а может, ей попусту не хватило изюминки.
Во-вторых, в новых – Анастасия Талызина и просто не затёртых лицах. К примеру, очень хороша Ангелина Стречина – основное действующее лицо «Зазеркалья». Она в этом году уже в двух ужастиках проявила себя с лучшей стороны. Помимо нынешнего, речь идёт о фильме «Гости», который совершенно незаслуженно получил наинижайшие оценки по версии рецензентов Кинопоиска, но по факту, очень качественный, стильно снятый хоррор, о котором расскажу Вам в отдельной рецензии. Школьный учитель, а также ещё один персонаж-всезнайка, которому дали погоняло Добби, также пришёлся ко двору. За ним интересно было наблюдать и сопереживать. Сам факт, что актёрский ансамбль ещё не успел сильно примелькаться в других кинолентах, определённо пошёл на пользу истории. И всё же, справедливости ради, каст «Чёрного обряда» не менее хорош, так что по этому показателю у обоих фильмов равенство, может даже первая «Пиковая дама» чуть вперёд вырывается.
В-третьих, очень красивые декорации, эффектные локации, чувствуется атмосфера как в каком-нибудь знаковом западном ужастике. Это ли не показатель правильно выбранного вектора развития? Русский хоррор прогрессирует сейчас не только в литературе, но и на киноэкранах. Всё больше появляется новых фильмов ужасов, даже тематических сериалов, что каких-нибудь лет пять-десять назад казалось утопией. Не всегда, но стала проводиться работа над ошибками, а потому качественных творений становится значительно больше, что не может не обнадёживать.
Остановимся на картинке подробнее, поскольку она того всецело заслуживает. Визуальная составляющая вышла безупречной, можно сказать, сочной и прожаренной до хрустящей корочки. Уж простите подобную фривольность, но настолько было приятно наблюдать за слаженной работой тандема режиссёр-оператор. Планы, экспозиция, всё поставлено на солидном уровне, давая основания утверждать о превосходстве фильма «Пиковая дама: Зазеркалье» над «Пиковая дама: Чёрный обряд» по части съёмок.
В-четвёртых, сама хоррор-составляющая. Скримеры оказались весьма неплохими, иной раз и вовсе пробирающими до мурашек. Равно как и большой акцент на образе Пиковой дамы, мелькавшей то тут, то там, не давая смотрящим забывать о своём присутствии. По числу страшных моментов продолжение на голову превзошло фильм Святослава Подгаевского. За это спасибо сценаристам «Зазеркалья» и, разумеется, Домогарову-младшему, режиссёру проекта, сумевшему подать всё под острым соусом. Саспенса в фильме предостаточно. По сути, зритель в непрерывном напряжении находится минуты с десятой и до конца просмотра. Сюжет не назовёшь лихо закрученным, но при этом есть интересные находки и любопытные твисты, хотя, конечно, большинство из них излишне предсказуемы. Тем не менее, хуже кинолента от этого не стала. Хронометраж однозначно стоило сделать больше, улучшив мифологическую часть нарратива. Тем более, раз поднята тема была школьным учителем на одном из занятий, то стоило её развить, добавив фильму дополнительных штрихов. А так получился половинчатый эффект: вроде висящее ружье и выстрелило, но лишь из одного ствола, когда палить нужно из обоих одновременно.
В-пятых, отсылки к другим известным мировым хоррор-хитам. В некоторых случаях, это аллюзии, как например, с героиней, вместо плитки шоколада грызшей стекло, спрятанное в цветастой обёртке. Заметим вскользь, что «Окулус» где-то рядом. С точки зрения атмосферы, на ум приходиь «Женщина в чёрном» 2012г. Также дух фильма «Зеркала» и щепотка эстетики «Сайлент Хилл» едва заметно улавливается. А сцена с ребёнком в воде, изящный реверанс в адрес экранизации Кинга «Оно», снятого в 1990.
Музыкальное сопровождение временами совсем незаметно, что, конечно же, большая ошибка и упущение композитора. Вероятно, Сергей Штерн сам до конца не понимал, каким должен выйти музыкальный фон фильма, потому зачастую слишком тихо было, что никоим образом не пошло на пользу «Пиковой даме: Зазеркалье». Тревожные мелодии способствуют большему погружению в фильме, давая возможность проникнуться общей нервной атмосферой, ощутить страх и волнение всеми фибрами души. Так что в этом аспекте уверенно лидирует «Пиковая дама: Чёрный обряд», в котором на славу развернулся Павел Руминов, известный, в первую очередь не как саунд-мастер, а как режиссёр.
Пару слов о режиссёре кинокартины. Александр Домогаров-младший – фигура малоизвестная в жанре, но уже первыми работами располагает к себе зрителя. Человек, по сути, делает первые весомые шаги в жанре, попутно набивая шишки и учась на ошибках, но уже сейчас можно смело рассуждать о его большом
потенциале. Он не боится тяжёлых задач, не останавливаясь на достигнутом, делает уверенные шаги вперёд, в темноту, в конечном счёте выходя из неё победителем(или оставшимся в живых, если хотите). Тому наглядное подтверждение «Пустите детей», недавняя короткометражка по рассказу Стивена Кинга «Детки в клетке», которая, не сомневаюсь, ещё наделает немало шума на всём постсоветском пространстве.
Конечно, любые оценки – это, прежде всего субъективизм в чистом виде. Хотя бы по причине разнообразия зрительских предпочтений. В рассматриваемой рецензии постарался максимально непредвзято расписать плюсы и минусы нового ужастика, попутно проведя беглое сравнение с фильмом «Пиковая дама: Чёрный обряд». И вам самим решать, уважаемые поклонники хоррора, какая из частей пришлась больше по душе. Вот только «Пиковая дама: Зазеркалье» однозначно нуждается в просмотре.
Итак, у нас выкристаллизовалась вполне ясная картина. Фильм можно при желании пересмотреть, это не одноразовое кино, равно как и «Пиковая дама: Чёрный обряд», так что оба фильма стоит заслуженно похвалить. Если франшизе быть и «Зазеркальем» импровизированная кино-вселенная не завершится, лично я вижу именно команду Домогарова-младшего у руля проекта. Причём, стоит рискнуть и довериться полностью тому её составу, что трудился над короткометражкой по Стивену Кингу «Пустите детей».
В российский прокат вышел 'всеми ожидаемый' сиквел хоррора «пиковая дама: черный обряд». Помня качество оригинала, сложно было представить, что сиквел выйдет хотя бы проходным, но, на удивление, он вышел на 5 голов выше оригинала. Поставил картину Александр Домогаров младший, ранее снявший короткометражку по рассказу Стивена Кинга «пустите детей». Режиссер он, как оказалось, мощнейший! Но обо всём по порядку.
Фильм не является прямым сиквелом черного обряда (слава богу), а значит у авторов была относительная творческая свобода, чем, собственно, они и воспользовались. Фильм больше напоминает нашу версию «заклятия» Джеймса Вана.
Сюжет повествует нам о брате с сестрой, которых после смерти их матери отправляют в частную школу-интернат. Само здание школы является бывшим поместьем той самой злополучной пиковой дамы, что, собственно, и вливается в противостояние детей и твари.
Авторам удалось создать удивительно пугающую и одновременно загадочную атмосферу. Само здание своей архитектурой вызывает лёгкий восторг. В общем, декораторы молодцы. Одно из главных достоинств картины.
Как я упомянул выше, фильм очень схож с фильмами Джеймса Вана, что не есть плохо. Домогаров взял оттуда всё самое лучшее и с уважением перенёс в свою ленту. Правда, один раз он просто точь-в-точь перенёс скример из второго заклятия, но это простительно режиссёру-новичку (по сути), ибо было очень крипово. Вообще, на тему скримеров тут можно долго говорить: некоторые скримеры были не страшными и вообще лишними, а некоторые наоборот — дико криповые, способные вызвать мурашки по коже.
С режиссурой тут вообще все замечательно! Домогаров прекрасный постановщик. Иногда даже не замечаешь, что это русский фильм. В общем, прекрасная работа режиссера ещё один плюс в копилку фильма.
А вот со сценарием огромные проблемы. Он отвратительный: полон дыр, глупостей, клише и совпадений. Героям постоянно везёт, сначала они не понимают, что натворили, а потом будто с помощью потусторонней силы становятся сверхразумами и выдают просто гениальное решение проблемы. Все сюжетные ходы можно предугадать со стопроцентной точностью. Ужасно халтурная работа.
Актеры — ещё один значительный минус фильма. Они все переигрывают и ведут себя максимально неестественно. Ни одного актеры, кто хоть бы немного старался — нет. Это, конечно, промах режиссёра, но лично я не могу это отнести к режиссуре. Уж слишком понравилась постановка Домогарова?
С технической стороной у фильма все прекрасно. Отличная картинка и все связанное с этим. А вот с музыкой все не очень хорошо. Ни одной запоминающейся композиции.
Итак, что же мы имеем? С одной стороны ужасный сценарий и отвратительные актерские работы, но с другой отличную атмосферу и прекрасную постановку с хорошей картинкой. Лично мне эти минусы не помешали насладиться фильмом. Однако к посмотрел рекомендовать не буду, уж слишком своеобразное творение.
Никогда не думал, что смогу заставить себя пойти на фильм ужасов от Фонда Кино. Но зря, он действительно отчасти ужасен.
Что это было?
Такой вопрос я задал минимум шесть раз:
1. Директриса входит в залитую дневным светом комнату и спрашивает героев, почему они не спят, если на дворе полночь. Извините, что?
2. Абсолютно глухой сторож, который только спустя десять минут скрипа половиц, криков «мама!» и интенсивных диалогов заподозрил неладное.
3. Шум в подвале, когда всё попадало и ребята решили свалить, не привлёк абсолютно никого.
4. Резервуар с водой, стоящий там около сотни лет, но при этом никак не повлиявший на состояние досок пола, идеально отражает внимание режиссёра к деталям. И погодите, почему его вообще там оставили?
5. Очевидно водителю грузовика с продуктами не пришла в голову идея закрыть кузов.
Герои:
1. Главная героиня: честно не помню её имени, но да не суть. Абсолютно не раскрытый персонаж, которая, казалось бы, не испытывает ничего кроме испуга и раздражения. Мало того, что она не винит себя в смерти матери (хотя стоило бы), так и ей вообще не интересен этот факт. Обычный угрюмый подросток, думающий о том, как свалить из интерната.
2. Чокнутый младший брат гг: нет, серьёзно — он видел свою мать ещё задолго до их появления в усадьбе, в самом начале фильма, у этого мальца действительно с головой большие проблемы. Так ещё и сестра его хейтит, оставляя в подвале с незнакомыми ей людьми и кровавыми петаграмами, перед этим крича на него возле гроба матери.
3. Озабоченная-звезда-школы: нет, ну это совсем уже клише. Такие есть в каждом дешёвом фильме ужасов. Красотка-стерва, которая до конца не верит в происходящее, и только спустя три-четыре «случайных» смерти в её голову приходит мысль «ой, а ведь это странно».
4. Подружка звезды: менее стервозная, но ещё более тупая. Я так и не понял, она действительно подумала, что её разыгрывают друзья, делая невозможное, или она всё же поняла, что что-то не так и решила бросить вызов исчадию ада с помощью… эм, поедания шоколада?
5. Крутой парень: очередное клише, спасибо, что он хоть не капитан спортивной команды. Подкачанный мажор, залетающий в любые передряги со слов «Вы что, боитесь?» и, по классике жанра, вскоре жалеющий об этом.
6. Лузер: единственный, у кого изначально есть хоть какие-то шансы выжить. Один из тех парней в фильмах ужасов, которые на наших глазах практически умирают, а потом эпично появляются в кадре как ни в чём не бывало.
7. Учитель с секретиком: очень странный персонаж. Я конечно понимаю, он разбирается в старых традициях, но сколько ваших учителей истории знают про «лестницу Иакова», символ переселения души и ещё кучу всяких подозрительных вещей, включая наличие резервуара с водой в местах проведения ритуала?
8. Директор с секретиком: деньги многое делают с людьми, но мало того, что ей было абсолютно плевать на детей, так она ещё и постоянно подбирается максимально незаметно на каблуках, знает историю поместья, защищает Пиковую Даму и решает присесть у могилы её сына.
9. Волан-де-Морт в чёрной фате: довольно жуткий антагонист, который и желания толком не выполняет и хп отнимает. Да ещё и волосы на заметном месте отстриг, это же некрасиво.
Итог:
Клишированные персонажи + невнимательность к деталям + банальность идеи + куча возникающих вопросов + ожидаемые скримеры = практически каждый фильм от ФК.
Из хорошего только очень даже неплохая операторская работа, красивые декорации и актёрская игра мальчика, которая лично мне зашла.