К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм показывает нам последние годы жизни Винсента Ван Гога. Режиссёр (Джулиан Шнабель, среди прочего снявший 'Скафандр и бабочку' про парализованного человека) создал фильм так, что кажется, будто события развиваются в короткий временной отрезок. Однако в реальности они заняли гораздо больше времени — и это стоит понимать при просмотре, иначе покажется, что нервные потрясения и встречи с людьми наполняли совершенно каждый день Ван Гога.

Зрителю демонстрируют более чем двухлетний период жизни великого художника (1888 — 1890 годы, время его творческого расцвета): тут вам и несбывшиеся мечты Ван Гога основать братство художников, и его переезд на юг Франции, и ссора с Полем Гогеном, и история про отрезанную мочку уха, и пребывание художника в психиатрической больнице... И последние дни его жизни.

Однако мне не очень хочется пересказывать вам дальнейший сюжет — в этом нет никакого смысла. В фильме и так всё есть — смотрите и наслаждайтесь. Я же скажу о другом. На мой взгляд, фильм 'Ван Гог. На пороге вечности' надо или смотреть внимательно — или вовсе не приближаться к нему. Почему же?

Этот фильм — слишком интимный, атмосферный, и даже, не побоюсь этого слова, чувственный. Уникальный характер фильма достигнут благодаря нескольким факторам: актёрская игра (особенно прекрасен Уиллем Дефо в образе Ван Гога), трогательная, красивая музыка, разговоры главного героя с людьми (которые его никогда не понимают и считают Ван Гога полоумным, а его картины — мазнёй и глупостью) и также визуальный ряд.

Обратите особое внимание на диалоги. Вот Ван Гог в начале говорит с Полем Гогеном, и Гоген роняет такую фразу: '(они) называют себя художниками, а по сути — кучка бюрократов'. Поль Гоген небезосновательно презирает практически всех собравшихся в баре художников — за исключением Ван Гога, так как последний, как и Гоген, ищет себя и стремится выразить себя в картинах, а не заработать денег и прославиться.

Или вот Ван Гог разговаривает с хозяйкой гостиницы: хозяйка не знает, кто такой Шекспир, и сознаётся, что ей проще читать лёгкую и простую литературу — когда есть время после работы. И женщина искренне не понимает, как может Ван Гог читать Шекспира и восхищаться им, если сам же говорит, что некоторые моменты из Шекспира — для него загадка! Надо ли объяснять, насколько точно этот диалог показывает разницу между простым человеком и гением?

Таких диалогов в фильме много: со служанкой, с братом Тео, с врачом, со священником... Кроме них, обратите ваше внимание и на визуальный ряд. В фильме есть несколько моментов, где режиссёр нагнетает депрессивности и тревоги (шатающаяся камера, тревожные цвета), однако больше всего в фильме всё-таки света — солнечного света, который так любил Ван Гог.

Есть в этом кино момент, который мне больше всего нравится: с 22-й минуты по 30-ю, когда Ван Гог выбирается в бескрайние солнечные поля, и там рисует, рисует, рисует... А в конце дня он смотрит на заходящее солнце и плачет. Это ли не буддийское сатори — внезапное просветление, краткий миг, когда мир вдруг открывается во всём подлинном великолепии?

Подобное сатори случается как раз-таки на природе, когда ты сильно устал от жизни и хотел бы уже умереть — и вот какая-нибудь абсолютная, казалось бы, мелочь (скажем, качающийся на ветке воробушек) прошибает тебя насквозь, и ты становишься идиотом из одноимённой книги Достоевского. Ты плачешь и простираешь руки свои в эту бесконечную синеву, и мучит тебя ровно одна мысль: всему этому ты совсем чужой... Понимаете?

Художников вообще — на свете много. Но большая их часть — ремесленники, то есть умелые и стойкие труженики своего дела. Есть и шарлатаны — без них никуда. Однако все они, ремесленники и шарлатаны, скучны. Потому скучны, что взаимозаменяемы. Как винтики. Умрёт один — и его место всегда займёт другой. Жизненно, не правда ли? Но незаменимые есть — и это гении человечества, после смерти которых остаётся зияющая пустота. И хорошо, когда судьба даёт гениям шанс подарить потомкам наследство — как это сделал Ван Гог, оставив нам свои картины.

Проблема, однако, в том, что при жизни гения обычно невозможно распознать — слишком уж много стало подделок, симулякров и копий, и слишком уж он, гений, неприметен и тих среди миллиардов бит информации. Универсальный и справедливейший судья здесь — Время. Только Время расставляет всё по местам, и становится понятно, кто достоин войти во врата Вечности, а кто так и сгинет без вести в густом тумане небытия. Так вот.

Винсент Ван Гог — личность каких поискать. Таких как он — единицы. Единицы есть тех, кто наугад протаптывает какую-то свою тропинку в тёмном лесу человеческой жизни. По сути, Ван Гог — это горьковский Данко: он тоже вырвал своё сердце и осветил нам дорогу из тёмного леса. Да, некоторые из поздних картин Ван Гога ('Урожай', 'Подсолнухи') и правда будто бы наполнены солнечным светом — хотя в то же время художника бросало в мрачные тона, и он рисовал тёмные, депрессивные произведения (см. 'Пшеничное поле с воронами').

Видимо, Ван Гога в последние перед смертью годы кидало из стороны в сторону — а может, так происходило с ним вообще всю жизнь? Он тянулся к свету, но окружала его в основном тьма и зловещие вороны над полями... Винсент рисовал свет — и мечтал о нём, и лелеял его, однако последними его словами перед смертью были, по легенде, всё-таки эти: 'Печаль будет длиться вечно'.

Но Винсент Ван Гог всё же нашёл свою колею и выбрался из чужой — и за это ему честь и хвала. Однако бремя свободного и уникального человека оказалось для него непосильным — если верить в версию самоубийства художника. Кстати, в фильме Джулиана Шнабеля показана другая версия смерти — убийство, и она тоже вполне вероятна, так как Ван Гог раздражал и пугал местных жителей и, возможно, от него решили однажды избавиться.

Как бы там ни было, Ван Гог не вынес жестокого бремени подлунного мира — и в 1890 году, в самый разгар лета, в июле, он навсегда ушёл от нас в Страну пшеничных полей и спелых подсолнухов. В страну, где всё пронизано солнечным светом и где совсем нет зловещих ворон.

И да простит меня Винсент Ван Гог за то, что я помочь ему не смог.

12 апреля 2022 | 06:36
  • тип рецензии:

Необычный байопик (фильм-биография) от Джулиана Шнабеля – первый просмотренный фильм этого режиссёра. Удачный, не смотря на редкие выходы в прокат фильмов. Поэтому про характерные особенности говорить сложно.

Сам сюжет рассказывает нам о творчестве Ван Гога, причем определенный этап жизни, когда Винсент формировался как художник. Трагическая судьба, непризнанного гения современниками. Достаточно необычная подача для биографического фильма: не скучная и сухая, как это бывает, а живая и красочная. Главное удалось показать художественную и философскую части жизни художника. Художественная часть заключается во вдохновении художника живой красочной природы, точнее её естественной красоты и самобытности. Игра желтых и оранжевых тонов, лучи солнца, ложащиеся на вспаханные поля, леса и чистое голубое небо. А философская часть – экзистенциональный кризис главного героя, который видит то, что не видят другие и старается выложить на плотно с помощью красок. К тому же затрагиваются главные вопросы философии: отношение красоты и Бога, что есть человек и иные. Сам Ван Гог вёл отшельнический образ жизни, ни с кем не общался, кроме своего брата Тео и с Полем Гогеном (современник и еще один представитель импрессионизма). Сюжет раскрыл не только основные черты характера художника, но и его отношение к делу и его творческий путь как художника.

Стоит отметить достаточно необычные «фишки» оператора, начиная с раскачивающейся картинки – довольно смелый зум, изменения положения камеры. И, так называемый, эффект «очков» – «желтых очков» показывающий взгляд самого художника. Все это освежает картинку и отражает ментальное состояние главного героя.

Отдельно хочется отметить игру Уиллема Дефо, который является одним из самых лучших трагических актеров. Гениев сложно сыграть, но ему удалось, именно переход из обычного творческого состояния в некий психоз, спровоцированный триадическими поворотами судьбы. Кто как не Дефо может показать боль от разочарования и радость восхищения от написания картины. Полное перевоплощение от внешнего вида, до характера художника. Смена его состояний и колебания.

Очень запомнилась сцена диалога Винсента (Уилльем Дефо) и священника (Мэдс Никкельсен) – столкновение двух позиций, двух взглядов на жизнь. «Для меня красота – это природа, а природа – Бог». Стоит один раз посмотреть и все понять.

Жизнь выдающихся людей, порой тягостна и сложна, а еще сложнее её показать в естественном виде.

08 марта 2022 | 00:57
  • тип рецензии:

К своему счастью или несчастью просмотрел этот фильм только после просмотра 'Ван Гог. С любовью, Винсент', который и выпущен на год ранее, чем обозреваемая кинокартина. Поэтому, возможно, моя оценка фильма 'Ван Гог. На пороге вечности' и оказалась настолько низкой, хотя дело не только в этом.

Что хотел показать фильм 'Ван Гог. На пороге вечности'? Показать настоящий образ Ван Гога? Но ещё далеко до просмотра всех этих фильмов я крайне случайно ознакомился с биографией этого художника через книгу Ирвинга Стоуна 'Жажда жизни'. В фильме Ван Гог показан будто наивный ребёнок, открытый миру, которого все предают и унижают, а ему только требуется родительская ласка в виде 'обнимашек' со своим братом Тео. Возможно, это отчасти правда, но в то же время это никак не вяжется полностью с образом Ван Гога, который жил до этого в бедном бельгийском шахтёрском посёлке проповедником, где старался вести борьбу за права трудящихся. Для меня Ван Гог из известных фактов в его биографии это далеко не глуповатый 'ребёнок' или 'дитя природы', а взрослый и думающий человек, который только слишком остро и сильно воспринимает страдания даже очень чуждых людей. Да, актёр в фильме очень сильно и похоже сыграл Ван Гога, но дальше 'выпрыгнуть' ему не позволяют рамки всего фильма, рисующего из него шаблонный образ наивного дурачка, ловящего на палец бабочек.

Если в фильме хотели передать образ всех картин Ван Гога, то для меня это полный провал по сравнению с 'Ван Гог. С любовью, Винсент'. Я очень далёкий любитель любого музейного искусства, знаком со всем крайне поверхностно, но если вы хотите знать почему людям нравится искусство Ван Гога, то лучше смотреть его картины и знаменитые репродукции, а не его биографию. Если вы хотите узнать его как историческую личность, то зачем тогда смотреть в данном фильме все эти ненужные длинные и унылые пейзажи с постоянными походами Ван Гога в жёлтой шляпе по полям Франции, если можно сразу посмотреть его картины? Ведь его картины известны не фотографической точностью, а именно субъективностью передачи образа автором, который ну никак не изобразить без самих картин художника.

А тут как раз этот фильм по передаче настроения картин, безусловно, проигрывает фильму 'Ван Гог. С любовью Винсент', который рисовали несколько лет масляными красками на холсте из репродукций и в схожей манере с художником. Для меня в фильм 'Ван Гог. На пороге вечности' всё было окончательно опошлено, когда Ван Гог и Гоген во время разговора о серьёзных художественных вещах совместно помочились с обрыва, будто выражая всё своё презрение и несерьёзность к сказанному во время их диалога. Тем самым создатели 'Ван Гог. На пороге вечности' показали, что относятся к таким разговорам в фильме, как к 'пустышке', что, скорей всего, и есть на самом деле. Для меня сцена обмочения двух известных художников никак не образ их полного слияния с природой или их бунта против академической живописи.

Что же в итоге получается? Ни хорошей передачи настроения картин Ван Гога, ни полное историческое изучение его биографии, так как затрагиваются всего несколько последних лет его жизни, да и то куцо. Весь фильм забит наискучнейшими длинными походами Ван Гога по пейзажам с долбящей по ушам пианинной музыкой да краткими биографическими моментами, которыми, я думаю, не будет 'осчастливен' зритель, требующий больше конкретики.

Смотрите другие биографические кинокартины о Ван Гоге, смотрите его картины, а не эту фильм-'пустышку'.

05 августа 2020 | 17:32
  • тип рецензии:

Возможно, это обусловлено спецификой жизни Ван Гога и его мировосприятия, но фильм хоть и бесконечно душевный и красивый, к сожалению, довольно скучный и, честно говоря, утомляющий и неинтересный.

Очень рваное, неровное повествование, почти постоянно скачущая и болтающаяся слева-направо камера, режущие глаза очень близкие ракурсы, прямо вплотную к персонажам – в сумме означает, что к концу фильма начинает болеть голова и немного подташнивать. Фильм очень монотонный и вязкий, в нём буквально утопаешь, как в болоте, и ждёшь, как бы поскорее из него выбраться.

Единственное, что порадовало и оставило хоть какое-то положительное послевкусие, так это сам Ван Гог в исполнении потрясающего Уильяма Дефо. Во-первых, это очень точное попадание в плане выбора актёра, потому что он просто вылитая копия Винсента. А, во-вторых, Дефо великолепный актёр, и также великолепно отыгрывает все душевные переживания и психологические скитания Ван Гога.

Его отрешённость и абстрагированность от всех и вся, его откровенное отшельничество, муки творчества и непризнанность этим поколением. То, что он чувствует себя опережающим время и эпоху, но оттого вынужден быть вечно непонятым изгоем. Всё это прекрасно видно, просто вглядываясь в его мимику.

4 из 10

02 мая 2020 | 22:56
  • тип рецензии:

Один из лучших фильмов о Художнике, его истоках творчества, его экзистенциальном одиночестве; о не-человеческом (хоть в ницшеанском, хоть в евангельском смысле слова) подвиге любви к миру, который в каждом мгновении твоей жизни отказывает тебе во взаимности. Впрочем, от Джулиана Шнабеля другого и не ждал. Режиссер избежал соблазна стилизовать видеоряд под художественные приемы своего главного персонажа, но тем не менее работа оператора и общая визуализация поражает своей внешней завершенностью и согласованностью с внутренним миром живописца. Ну и Уиллем Дефо сделал, пожалуй, свою лучшую работу со времен 'Последнего искушения Христа'.

07 апреля 2020 | 15:11
  • тип рецензии:

Картина снята потрясающе!

Отлично передается колорит, присущий мировосприятию художника. Особое внимание уделяется сценам, позволяющим прочувствовать тонкую душевную организацию Ван Гога в момент его единения с природой и холстом.

Зритель наблюдает за происходящим размытым взглядом художника. Вероятно, этот прием используется, чтобы показать непростые взаимоотношения творца с реальностью и своим сознанием. Вспыльчивый и страстный, Винсент порой забывает об окружающих. Он остается наедине со своим внутренним миром. Многие считает его психически больным, и Ван Гог, действительно, нездоров. Он оказывается одержимым искусством.

Данный фильм предлагает возможность подсматривания за творческим процессом художника. Вследствие удачного выбора актера Уиллема Дефо на роль главного героя, почти кажется, будто это настоящий художник, живший в 19 веке. Зритель помещается рядом с живописцем и наблюдает за характерной для Ван Гога манерой письма: новым, живым и динамичным штрихом. Процесс заряжает энергией, и создается впечатление, что полотно зарождается при физическом присутствии зрителя около художника.

В целом, изображение непростой и трагичной судьбы художника, так и не признанного при жизни, передано довольно точно. Винсент Ван Гог был бедным и простым человеком, носившим дырявые носки и жившим на содержании у брата Тео. Художник общался с провинциальными, отчасти, глупыми людьми, не понимавшими его творческие интенции. Он родился немного раньше, чем это нужно было для мирового искусства. Лишь после смерти о Ван Гоге стали говорить как о новаторе и серьезном живописце.

Его притягательная, душевная и загадочная натура оставляет теплый след в душе многих, даже несмотря на каплю безумия, которая горячила кровь художника. Благодаря фильму зритель приближается к личности творца и раскрывает великую тайну его полотен. Картина оставляет после себя легкий привкус печали, а в момент финальной сцены волоски на теле поднимаются из-за мурашек.

10 из 10

02 апреля 2020 | 18:19
  • тип рецензии:

Джулиан Шнабель с самого начала себя зарекомендовал как человек творческий, находящийся в постоянном поиске собственной реализации и оценки публики. До того как он стал уделять наибольшее время кинематографу, он был довольно популярным художником, славящимся своим стилем неоэкспрессионистизма. Также он показал себя и скульптором, а его детища выставлялись во многих авторитетных музеях и на выставках. К кинематографу Джулиан Шнабель вплотную подошёл в 1996-ом году, когда по собственному сценарию поставил картину 'Баския', повествующую об американском художнике Жан-Мишеле Баския и, собственно, друге самого Шнабеля. Картина была неплохо встречена, в особенности в критической среде, за что и была в числе номинантов на приз Венецианского кинефестиваля. В 2000-ом вышла ещё одна независимая работа Шнабеля 'Пока не наступит ночь' с Хавьером Бардемом в главной роли. И вновь главный герой был выходцем из творческой среды. А в 2007-ом году к Шнабелю пришёл самый громкий успех (если не сказать оглушительный) - его картина 'Скафандр и бабочка' с Матьё Амальриком и Эмманюель Сенье в главных ролях была восторженно принята как публикой, так и у критиков. Ворох престижных наград и номинаций были вполне заслуженными.

Шнабель в свойственной ему манере взял небольшой перерыв на три года после успешных 'Скафандра и бабочки', а затем снял драму с оглядкой на социально-политическую обстановку в Ираке 'Мирал'. И внезапно картина прошла практически незамеченной. Да и скупые отзывы в основном кренились в сторону отрицательных оценок работе Шнабеля. При этом художник и скульптор не брал в 'Мирал' за основу сюжета биографию какой-либо известной личности. Видимо, посчитав это ошибкой, в 2018-ом, то есть спустя целых восемь лет после 'Мирал', Шнабель вернулся к излюбленному жанру - драматическому байопику. И для экранизации он взял персонаж известный каждому человеку на планете. Им стал Винсент ван Гог. Тот самый о котором ходит множество мифов и домыслов. Типа того, что он продал при жизни лишь одну картину, а великим художником, работы которого продаются и поныне по бешеным деньгам, стал уже после смерти; или что ван Гог в приступе безумия, напившись абсцента, вызвавшего галлюцинации. В общем, известен ван Гог не только своим творчеством, но легендарной аурой, создавшейся уже после кончины великого постимпрессиониста.

Джулиан Шнабель в содружестве с известным сценаристом Жан-Клодом Каррьером решил не экзальтировать публику и так уже на половину выдуманной биографией Винсента ван Гога. Вместе этого он предложил глубокую драму, обрамлённую сложным психологическим состоянием великого художника, величие к которому придёт уже после того, как он опробует смертный одр. И избрал стилистику и атмосферу холодного, словно на постоянном сквозняке, состояния главного героя, который находил утешение лишь в общении с женским полом: он быстро влюблялся, но также быстро разочаровывался в избранницах, при этом будучи весьма скромным и неловким в романтических связях, что, несомненно, ломало и так уж истерзанную психику художника. Его любовь к алкоголю также не прошла мимо сюжетного действия, но при этом это вовсе не уклон, а лишь констатация горького факта из биографии великого таланта. Часть картины уделена и отношениям Винсента с младшим братом Тео ван Гогом. И если пристально всматриваться в структуру картины, то вполне можно увидеть знакомые очертания из известной трилогии 'Три цвета', созданной ещё одним гением (не по праву забытым) Кшиштофом Кьесловским.

Но, признаться, вся эта холодная, вызывающая озноб и депрессию атмосфера лично мне пришлась не по вкусу. Конечно, понятен тот факт, что тем самым Джулиан Шнабель хотел передать внутреннее состояние главного героя, дабы зритель имел возможность буквально ощутить его муки и терзания. Однако, такой подход больше вызывает судороги, нежели желание глубоко и тщательно анализировать картину. К тому же задействованные длительные сцены, лишённые каких-либо диалогов, будто бы принуждают отвлечься и отбросить апатичные мысли, навеянные атмосферой фильма. С другой стороны, все слова, что есть в ленте, напротив, вызывают интерес. В особенности запоминаются диалоги Винсента с братом. И, конечно, жуть берёт, когда Винсент ван Гог оказывается на грани сумасшествия (есть такое поверье, что гениальность и безумие разделены очень тонкой гранью). И тут надо отдать должное высокому профессионализму Уиллему Дэфо, воплотившему столь сложный персонаж. Актёр в который раз продемонстрировал свою разносторонность и дар настоящего драматического актёра. Не зря же Дэфо был в числе номинантов на 'Оскар' за свою искусную работу.

Но всё же при том, что у ленты Джулиана Шнабеля имеются ярко выраженные положительные стороны (в особенности игра Уиллема Дэфо), всё же та дремучая атмосфера, нордическая стилистика, порой слишком затянутые сцены не вызывали положительных эмоций и не было особого интереса. И остался нераскрытым вопрос, что же так старался нам передать Шнабель? Помешательство творческого человека? В принципе, об этом можно было и так догадаться. Поэтому особой глубины и выразительности эта работа всё же не имеет. И в этом 'Ван Гог. На пороге вечности' имеет общие черты с другой биографической драмой 'Дикарь' о жизни другого великого художника - Поле Гогене.

5 из 10

P.S.: Интересно, что полное имя Винсента ван Гога - Винсента Виллем ван Гог (Vincent Willem van Gogh), а образ его воплотил Уиллем Дэфо (Willem Dafoe). Так что их можно назвать немного тёзками. Символично!

27 марта 2020 | 15:49
  • тип рецензии:

Общее впечатление: Первое что бросается в глаза — необычная сумбурная съемка. Очень странные виды, как природы, так и крупных планов лиц. Порою создавалась ощущение, что я смотрю глазами художника, оно и понятно, иногда съемка шла от 1-го лица. И погружение в такую атмосферу — колоссальное. Ведь так все эмоции передаются лучше. По началу картины меня сбивало это с толку, признаюсь честно, не всегда я расположена к таким видам. Но смею заметить, что съемка такая же индивидуальная как и сам Ван Гог. Необыкновенный художник, который видел прекрасное в повседневных вещах, простых, там, где проходящий мимо человек мог сказать «Фи, ничего необычного», Ван Гог видел неприкрытую красоту природы.

Это кино не совсем вся жизнь Ван Гога, лишь часть, затронутый отрезок, но зритель видит насколько критично относились к его работам люди и простые спешащие по делам женщины, и врачи, и школьники, и даже знатоки искусства. Обидные слова брошенные художнику, могли забить в нем талант, однако, Ван Гог продолжал творить, ведь он не мог иначе. Именно бескрайние поля, цветы запечатленные быстрыми мазками, ясный день, привлекали внимание художника, формировав его особый стиль. Одержимый живописью, он проводил много времени на природе, в уединении, хоть рисовал он быстро, но большую часть наслаждался спокойствием.

Пожалуй, Ван Гог был несчастен, это проявлялось в его болезни (страдал психическим расстройством) и непризнании. И поведение великого художника отлично показал Уиллем Дефо. Очень многое читалось по лицу актера, мимика главное оружие и ясно было без слов, что в данный момент испытывает персонаж.

Музыкальное сопровождение, словно волны океана, наплывом протянулись про минутам, то резко, то еле слышно можно уловить звуки классической музыки. Но напряженные музыкальные моменты отлично подобраны в ритм фильму.

В итоге, кино необычные, эксцентричное своей подачей, но интересное на вкус, ведь внутренний мир художника так хрупок, обидно что гения признали только после его смерти.

8 из 10

19 декабря 2019 | 16:33
  • тип рецензии:

Винсент Ван Гог определенно один из самых известных художников за всю историю, а судьба нидерландского гения была очень и очень трагична. Казалось бы, идеальное сочетание для производства стандартного голливудского байопика (возможно, так и было в предыдущих попытках), но не в этот раз.

Режиссером картины выступил Джулиан Шнабель – художник-неоэкспрессионист, а с 1996 года еще и режиссер. Его дебютная картина повествовала о Жане-Мишеле Баския, трагично известном художнике, который сотрудничал с Энди Уорхоллом и вместе с Джулианом Шнабелем стоял у истоков неоэкспрессионизма. И если «Баския» был талантливым дебютом и скорбью по другу, то «На пороге вечности» - это уже крепкая работа известного режиссера, посвященная своему кумиру, но по-прежнему такая же личная и интимная.

Сюжет рассказывает о периоде жизни Ван Гога с момента, когда он переезжает в Арль и до его смерти, то есть о последних годах его жизни. Однако, сразу хочу отметить, что треть фильма мы будем смотреть как Уиллем Дэфо в роли Винсента будет ходить по живописным местам, искать натуру и рисовать. Но это совсем не скучно!

Во-первых, Уиллем Дэфо в роли Ван Гога бесподобен. Есть такая стандартная дежурная фраза об очень хорошей игре актера, что он не сыграл ее, а прожил. Вот тут она идеально подходит. И вроде бы Дэфо не походит совсем на Ван Гога, и нет никакого грима скрывающего этот факт, и разница в годах у них значительная (62-летний Дэфо играет 37-летнего Ван Гога), но ты смотришь фильм, и нет никаких сомнений, что это самый настоящий Винсент Ван Гог.

Во-вторых, натурные места невероятно прекрасны. Как им такими не быть, ведь съемки фильма проходили именно в тех местах, где жил и писал свои картины Ван Гог. Здорово, что они остались такими же, как и 130 лет назад.

В-третьих, потрясающая техническая часть. Отличная колористика картины, особенно когда светлый яркий день, кадр так и полнится воздухом, свежестью и жизнью. Интересная операторская работа (Бенуа Деломм), к которой нужно будет привыкнуть, так как много близких планов, камера всегда в движении, принимает странные ракурсы, подчеркивая душевную неуравновешенность художника. Часто будут эпизоды снятые через желтую линзу – любимый цвет Ван Гога, но так же символизирующий сумасшествие.

В-четвертых, это очень талантливый саундтрек, который подчеркивает фильм, идеально его дополняет. Композитором выступила Татьяна Лисовская и это ее дебют. Выше всяких похвал.

В фильме отличные диалоги, в которых раскрываются вопросы об искусстве, эволюции искусства, о прекрасном и безобразном, о роли художника, его предназначении. Один из самых запоминающихся диалогов будет у Винсента Ван Гога с священнослужителем в исполнении Мадса Миккельсена, в котором Ван Гог размышляет на тему, что его творчество для людей, который еще не родились. Очень мощно и трогательно.

Актеры второго плана все отличные. И Мадс Миккельсен, и ОскарАйзек (Поль Гоген), Руперт Френд (Тео) и Эмманюэль Сенье (мадам Жину). Очень симпатично смотрелся в эпизодичной роли Матье Амальрик, сыгравший доктора Гаше.

Таким образом, перед нами авторское полотно Джулиана Шнабеля, который с большой любовью пишет портрет своего кумира. Уиллем Дэфо играет одну из лучших своих ролей, потрясающий артист. Фильм может быть слегка медитативным, неспешным, но смотреть его одно удовольствие, благодаря актерской игре, музыке, технической части фильма. Думаю, что эстетика и мысли фильма должны многим запасть в душу и сердце, точно так же как и творчество самого Винсента Ван Гога.

9 из 10

08 октября 2019 | 07:42
  • тип рецензии:

Утонченно, возвышенно, модно. Джулиан Шнабель, Уиллем Дэфоу, Маддс. С такими именами по плечу решение любых проблем. Тем более имя Винсента ван Гога известно наверное каждому жителю нашей планету. Оставалось только снять визуально насыщенную историю, перемежая предположения о том, каким видел окружающий мир великий мастер и фрагменты из его известной всем биографии. Собственно, так все и получилось.

Фильм иногда кажется вдохновенной попыткой погружения во внутренний мир Мастера. Дэфоу похоже идеально подходит на роль художника. Ни одной ошибки - будто эта роль дело всей его жизни. Миккельсен заставляет нас вспоминать о Понтии Пилате и теме приставаний к детям. Эманюэль Сенье я и попросту не узнал. И разве такого расклада мало для хорошей оценки. Вот оно - настоящее искусство.

А вот и нет. Слишком уж амбициозной оказалась цель. Очевидно, что у Шнабеля были самые высокие притязания. Он стремился создать нечто великое, безусловное и точно 'заразил' своим перфекционизмом всех членов съемочной группы. Видно, что старались все, дополняя при этом друг друга. Однако именно по причине указанного перфекционизма, чрезмерной рафинированности этот фильм и нужно судить весьма самым строгим образом. Ну вот, кстати, отличается ли он существенным образом от снятого несколькими годами ранее 'Родена'? Обе ленты возвышенны, вдохновенны, биографичны и не более того. Рассказывая о неимоверно известных персонах авторы не стремятся удивить зрителя, перевернуть стереотипы. Отнюдь. Эти ленты лишь укрепляют сложившиеся догмы. Ну право, мне было совсем неинтересно следить за впадающим в безумие человеком, отрезавшим свое ухо. И стоит ли всерьез обсуждать биографические факты, источники и прочее?

Увы, Шнабель сделал лишь сделал роспись на красочной шкатулке позабыв ее открыть. Такая вот, понятная для Америки, упрощенная история искусства укрепляющая мифы и возводящая стену между копиями и подлинниками. Впрочем, для Уиллема Дэфоу роль вышла действительно знаменательной. Вне зависимости от оценок фильма его талант и вдохновение затмевают многие просчеты создателей.

5 из 10

11 сентября 2019 | 23:57
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: