Статьи

Кошмар на нашей улице: Как русский хоррор выходит из подполья

В российском кино революция фильмов ужасов. Почему только сейчас? И чем нас будут пугать?
Кошмар на нашей улице: Как русский хоррор выходит из подполья
«С.С.Д.»

Российский хоррор из просто кошмарного становится профессионально ужасным. Скоро в прокат выходит фильм «Русалка. Озеро мертвых», снятый на аутентичном российском материале. Начинаются съемки «Яга. Кошмар темного леса» — такого же сугубо российского макабра. Объявляются конкурсы хоррор-сценариев, а короткометражки ужасов превращаются в полный метр. Это не отдельные случаи — это настоящий тренд.

Из чего родилась новая волна русского жанрового кино? Что мешало нашим режиссерам снимать интересные хорроры раньше? Насколько все хорошо теперь? КиноПоиск рассказывает страшную историю нового русского хоррора — в лицах и леденящих кровь подробностях неудач и открытий.

Трейлер фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Под гнетом комедий

Фильмы ужасов покорили нашу публику еще во времена видеобума. Но с последующим развалом централизованной системы кинопроката любые попытки снимать русские хорроры оставались штучными и незаметными, обреченными на статус культовых диковин для любителей. «Упырь», «Господин Оформитель», «Змеиный источник» так и не нашли своего зрителя. Только когда «Ночной дозор» доказал, что отечественное кино умеет быть зрительским и даже экспортируемым (парадоксально, что фильм, ставший дома синонимом дорогого блокбастера, за границей ценили, наоборот, за уникальную провинциальную атмосферу обшарпанности), русский хоррор попытался пустить корни.

«Господин оформитель»

«Господин оформитель»

Первая же попытка захлебнулась. Режиссер из Владивостока Павел Руминов пал жертвой собственных амбиций. Руминов снял концептуально классную, но слишком эстетскую ленту «Мертвые дочери» — о призраках, под страхом смерти требующих от живых творить добро. Мертвые девочки потерялись за нервной манерой съемки оператора Федора Лясса, очевидно, призванной компенсировать статичность сюжета, а преждевременные комплименты постановщику (например, включение фильма в англоязычный сборник «Кто есть кто в современном хорроре») перегрели ожидания публики.

Несколько следующих опытов лишь выжгли ростки надежды. «Фобос. Клуб страха», «Путевой обходчик», «С.С.Д.» слепо копировали американские жанровые формулы слэшера, которые никак не приживались на российской почве и в российских обстоятельствах.

Причины этих неудач вполне очевидны. Ведь зачем снимается фильм ужасов? Для эмоциональной встряски. В сытой и благополучной американской провинции безликое зло с мясницким ножом в руках — вполне рабочий способ стрессовой терапии, помогающий ценить монотонный покой. В России же каждый новостной выпуск затыкает за пояс фильмы Джона Карпентера. Зрители выбирают в кино эскапизм. Нам подсознательно важно вырваться из панельно-офисных будней и хотя бы на экране решить проблемы, которые не по плечу в реальности.

Поэтому кассой в России всегда правил глянцевый комедийный инкубатор. Хоррор ушел в гетто. Но в комедии случился кризис перепроизводства. Предложение многократно превысило спрос, а рынок оказался неожиданно мал. С обострением политической ситуации мы остались без украинских кинотеатров, о зарубежных продажах речи тем более не шло. Национальные комедии — плохо экспортируемый товар, ведь локальные шутки обычно перестают работать в переводе. Преодолеть культурный барьер удалось только похмельному «Горько!» — права на ремейк фильма были проданы в Мексику.

Гроб на колесиках

Горшочек не варил, над клонированными форматами («Цветок дьявола», «Мантикора») зритель смеялся в голос. Хоррор существовал только в полулюбительском анабиозе. Самым важным фильмом оказалось копеечное «Владение 18» клипмейкера Святослава Подгаевского — первый фильм ужасов, который всерьез попытался скрестить голливудские тропы с балабановской Россией. Мешок бетонной новостройки, пустые квартиры, глухие звуки шагов на незаселенных этажах — Подгаевский нащупал ту вариацию хоррора, которая одинаково аутентично смотрелась и в экстерьерах Пасифик-Хайтс, и на улице 25-летия Октября.

«Владение 18»

«Владение 18»

Фильм затерялся в ограниченном прокате, но следующий сценарий Подгаевского изменил все. «Пиковая дама. Черный обряд» получилась ровней любому блумхаусу (Blumhouse Productions, студия-производитель низкобюджетных хорроров вроде «Паранормального явления» или «Прочь». — Прим. ред.). Подгаевский заставил своих персонажей, обитателей типовой трешки, расхлебывать последствия увлечения наивным спиритизмом. Призрак дамы страшно клацал зубами и выстригал несчастным жертвам клочья волос. Да, в сценарии были очевидные несостыковки, а фабула была заимствована с крипипасты (онлайн-собрание страшного городского фольклора и любительской прозы в жанре хоррора), но фильм собрал в прокате нестыдные 130 млн рублей.

Главной концептуальной победой авторов «Пиковой дамы» стал принципиально новый подход к жанровому формату. Их предшественники пытались разыграть американскую страшилку с русскими актерами, а «Черный обряд» эксплуатировал оригинальный отечественный культурный код — ритуал заклинания Пиковой дамы так или иначе знаком практически всем постсоветским детям. Отказавшись от прямого заимствования сюжетных схем и обстоятельств у классики жанра, Подгаевский вернул хоррорам непредсказуемость, а значит, и способность пугать.

Выпущенная той же командой «Невеста» закрепила успех формулы русского ужаса: эффектный пролог в духе русской классики (баре, крепостничество, тайна старой усадьбы), совершенно чеховские, вечно актуальные типы в кадре, но при этом абсолютно универсальный материал. Свадьба — один из ритуалов, одинаково понятных в любой точке мира (не это ли в свое время помогло «Горько!»?). Сюжеты о невинной девочке, которая должна сразиться с потусторонним, тоже в общем-то интернациональны. Неудивительно, что права на американский ремейк были приобретены еще до премьеры картины, а сценарий англоязычной версии «Невесты» пишут авторы «Заклятия».

«Невеста»

«Невеста»

Яркий кассовый дуплет убедил рынок в востребованности жанра. Продюсерская команда «Невесты» и «Дамы» разделилась на две производственные компании — «10/09» Владислава Северцева и QS Films Ивана Капитонова и Святослава Подгаевского. Каждая готовится завоевать рынок, и у каждой своя стратегия. Северцев инвестирует в сценарные конкурсы и короткометражное кино. Его первым релизом стал симпатичный «Спойлер» Евгения Колядинцева, лаконичный саспенс про книгу, в которой героиня читает собственное будущее. По сценарию того же Колядинцева снимается «Рассвет» с Оксаной Акиньшиной и Аглаей Тарасовой в главных ролях (что-то связанное с феноменом осознанных сновидений и тоской по умершему). Пионеры хоррора Капитонов с Подгаевским продолжают разыгрывать фольклорную карту: выходит «Русалка», запущена «Яга» — русская готика с ведьмами и похищениями детей.

«Район тьмы». Первая серия

Но настоящий бум жанр переживает в малой форме. Подвижник-любитель Арсений Гончуков силой одного энтузиазма создал два сезона веб-сериала «Район тьмы» — причудливую смесь ужасов и фестивальной чернухи. Дед Мороз с бензопилой, пьющие сотрудники органов, коллектор тарантиновской формации — авторы то и дело скатываются из иронии в предельный натурализм.

«Три» Павла Хвалеева, этакая «Клетка» в инди-упаковке (европейский город, эпидемия не пойми чего, путешествие в чужое подсознание), вышла на Netflix, минуя кинотеатральный прокат.

Короткометражка «Переход» о токсичных отношениях и монстрах, живущих под кафельной плиткой, получит полновесный ремейк силами все того же Владислава Северцева. Капитонов присматривается к «Этой твари за дверью», истории про нечто, штурмующее квартиру матери-одиночки в обычном спальном районе. Написанный Романом Волобуевым «Пассажир» — ретрохоррор о космонавте, который вернулся с орбиты не один — участвовал в прошлогодней программе «Кинотавра», а на недавнем питчинге в Фонде кино заявлен к полному метру.

«Переход», режиссер Арсений Сюхин

Кажется, что формула найдена. И, как все гениальное, она очень проста и очевидна: вместо того чтобы копировать чужое, необходимо рассказывать свое. Русский фольклор самобытен и удивителен как для отечественного зрителя, так и для зарубежного. Русалки, домовые, жар-птица, Пиковая дама, Баба-яга — мир любит экзотическую обертку, а страх (в отличие от юмора) интернационален. Очень может быть, что русские хорроры впишутся в мировой киноконтекст, так же как туда когда-то вписались итальянские вестерны или гонконгские экшен-триллеры. Черная рука уже на их улице!

Читайте также
Статьи Поднимите веки: 8 фильмов пострашнее «Реинкарнации» В восторге от хоррора Ари Астера? Тогда готовьтесь к худшему — составили список картин, еще более жутких и неординарных.
Интервью Джон Карпентер: «Иногда самое страшное — это тишина» К выходу трейлера нового «Хэллоуина» поговорили с создателем старого о том, почему он принял участие в работе над сиквелом.
Новости Мэл Гибсон снимется в третьей части франшизы «Вий» Выход второй части фильма перенесен на конец 2018 года.
Комментарии (87)

Новый комментарий...

  • 40

    Katherine Grossman 4 июля 2018, 12:03 пожаловаться

    #

    «Руминов снял концептуально классных, но слишком эстетских «Мертвых дочерей.»
    Какое оригинальное определение. Андреасян тоже, получается, снимает концептуально классные, но слишком эстетские фильмы.

    ответить

  • 3

    bogert 4 июля 2018, 12:06 пожаловаться

    #

    В октябре еще «Гости» выйдут — там тоже на нашем материале, Леонид Андреев, спиритизм + мистика в проклятом доме.

    ответить

  • Интересно, насколько долго ещё наши собираются эксплуатировать затёртый до дыр русский фольклор? Оригинальные сказки всё ещё увлекательней и страшнее.

    ответить

  • Кажется, что формула найдена. И как все гениальное, она очень проста и очевидна: вместо того, чтобы копировать чужое, необходимо рассказывать свое.

    Найдена ли? Зачем творчеству, мать ее, формула?.. Если таланта нет (звучит абстрактно, пускай), понимания нет — тут хоть свое, хоть чужое…

    ответить

  • 6

    Norman94 4 июля 2018, 13:58 пожаловаться

    #

    Ждём ужастики про барабашку/кощея-бессмертного/домового etc.

    ответить

  • Так ведь все это уже было — у Роу и Птушко.

    Люди, зацените лучше классику, а не очередную «Пиковую даму 3 в 3D». Полезнее для пищеварения и потенции, какие красотки в тех сказках — одна Нинель Мышкова чего стоит.

    ответить

  • 20

    Norman94 4 июля 2018, 14:25 пожаловаться

    #

    Ну там сказки, а я про суровые русские ужасы, типа вот: группа студентов-алкашей приезжают бухнуть в лес, а там неподалёку во время раскопок ожил кощей бессмертный и ака Джейсон Вурхиз сначала медленно выслеживает своих жертв, а потом убивает их. А в конце какая нибудь Александра Бортич вступит с ним в противоборство (проткнёт яйцо). Ну и в конце она типа радуется свободе, прибегает омон, все дела, но тут Кощей оживает и потом ждём вторую часть.

    ответить

  • Ну.. по крайней мере, звучит интереснее «Пиковой дамы 3 в 3D». Только можно, чтоб Кащея не Козловский играл? И Бузову на роль первой жертвы?)

    ответить

  • 12

    Norman94 4 июля 2018, 14:32 пожаловаться

    #

    На роль кощея можно Гоголя всея Руси Петрова, а на роль жертв — состав из камеди вумен)

    ответить

  • Чую, Варнава долго не протянет.. Но Бузову все-таки располовинить, шоб мало.. энтих самых.. половин не показалось. Бу-га-га

    ответить

  • 7

    Norman94 4 июля 2018, 14:40 пожаловаться

    #

    Бузова пусть заглавную тему фильма напишет и песенку споёт, что кино пугало не только сюжетом)

    ответить

  • Раз-два: Оля к вам пришла..
    Три-четыре: Закрой все двери..
    Пять-шесть: Крепче стисни крест…

    ответить

  • 6

    Norman94 4 июля 2018, 15:27 пожаловаться

    #

    Cемь-восемь: Дом 3 построим

    ответить

  • Девять-десять: мало половин, мало, мало…

    ответить

  • 7

    gala-gala 5 июля 2018, 06:52 пожаловаться

    #

    а вдруг если Бузову располовинить-станет две Бузовых?:)

    ответить

  • 2

    antuff 4 июля 2018, 17:43 пожаловаться

    #

    аха-хах точно)) второе яйцо же целым осталось))… спасибо посмеялся…

    ответить

  • 41

    Forrull 4 июля 2018, 12:32 пожаловаться

    #

    Как русский хоррор выходит из подполья
    Если коротко — никак. Но как же чёрт побери, красиво автор материала описывает весь этот балаган плагиата и низкопробности, серьёзно!

    ответить

  • Ну да, симпатишненько. Очень может быть, что русские хорроры впишутся в мировой киноконтекст, так же, как туда когда-то вписались итальянские вестерны или гонконгские экшен-триллеры. — вот это в частности. Но.. где же предпосылки? «Пиковая дама» что ли «окно в Европу» нам прорубит? Ну.. странно, товарищи, странно..

    ответить

  • 4

    Forrull 4 июля 2018, 12:40 пожаловаться

    #

    Учитывая, что вестерны и триллеры были реально оригинальными жанрами, а не их эксплуатацией… что же вы сразу так обламывать, дайте людям помечтать, а то наивных же у нас так мало.

    ответить

  • Да я тоже наивен — верю в лучшее. Верю, что када-нить, када-нить.. коммунизм построим «русские хорроры впишутся в мировой киноконтекст» (ц). Хм.. и даже не исключаю сего. Но намеков, итить.. нет пока даже намеков..
    Стремитесь, пжлста, товарищи, стремитесь к этому самому.. киноконтексту. У мя все.

    ответить

  • 3

    Лог-а-Лог 5 июля 2018, 03:47 пожаловаться

    #

    «Гвозди» 2003 г. 
    «Видения ужасов» 2006 г. 

    Там стремились высказать новое, в контексте и не только. И даже получилось. Не знакомы? Тогда нефиг на русский хоррор пенять, в нём в таком случае не только вы, но и все остальные не разбираются.

    ответить

  • Почему не знакомы? Исканова знаю. Вы меня в некомпетентности чтоль уличить пытаетесь?;) «Философию ножа» тож знаю, некрореалистов знаю, «пыль» знаю, мавроматти знаю… чего там еще знать надо, шоб невеждой не прослыть?)). Только весь энтот андеграунд я нахожу недостаточным- шоб говорить о «киноконтекстах». Видимо, серьезнее воспринимаю определение «киноконтекст», чем вы.

    п. с. Надо ли грить — что автор статьи об этих работах — молчок — не дает им оценки. Комментирую я статью, а не вашу картину мира, сорян.

    ответить

  • 5

    Лог-а-Лог 5 июля 2018, 11:12 пожаловаться

    #

    Только весь энтот андеграунд я нахожу недостаточным- шоб говорить о «киноконтекстах»
    Искать не умеете и видеть — это всё снобская болезнь. Королев инди зато на пустом месте запросто можете обнаружить. Но это тоже один из симптомов.

    ответить

  • Зависть — плохое чувство, боритесь с ним пжлста.

    ответить

  • Denis Valer'evich 12 июля 2018, 08:34 пожаловаться

    #

    отчаянные потуги затушить очередной пожар в зоне своего сфинктера, традиционно — струёй на голову оппонента!!))

    ответить

  • Это вы мне? *По крайней мере — уведомление пришло как ответ на мое сообщение*))
    Хм, ну я оппонента не оскорблял. Да и пожара не было — просто объясняю, шо мол так и так))

    ответить

  • 9

    StalinGulag 4 июля 2018, 13:02 пожаловаться

    #

    Преодолеть культурный барьер удалось только похмельному «Горько!» — права на ремейк фильма были проданы в Мексику.
    Господи, позорище то какое!

    ответить

  • Теперь нам остается переснять «Есению», yeah.

    ответить

  • Хотя… постойте! https://www.kinopoisk.ru/film/karmelita-2005-418648/
    Мы и тут впереди планеты всей!

    ответить

  • 5

    Norman94 4 июля 2018, 13:59 пожаловаться

    #

    Лучше С. С. Д. у нас ничего не сняли. С. С. Д. тоже тухляк, но выигрывает за счёт Анфисы Чеховой (побольше бы её в фильмы такого жанра, но увы — мечты)

    ответить

  • выигрывает за счёт Анфисы Чеховой

    Поправочка: за счет молочных желез Анфисы Чеховой. Сама госпожа Чехова была не всегда убедительна и даже несколько одномерна.

    ответить

  • 7

    Norman94 4 июля 2018, 14:20 пожаловаться

    #

    Анфиска сама по себе прекрасна)

    ответить

  • Было бы еще неплохо — научись она играть кого-то кроме Анфиски. Ну из той передачки, ну про секас.. Ну ты помнишь — где сидит такая фря с коктейлями у стойки сиськи-письки обсуждает..

    С другой стороны, Чехова вроде как отечественный кинематограф не осаждает, поэтому говорить пока не о чем)

    ответить

  • 4

    Norman94 4 июля 2018, 14:28 пожаловаться

    #

    Ну ты помнишь — где сидит такая фря с коктейлями у стойки сиськи-письки обсуждает..

    Ну я и говорю, что она идеальный кадидат для российских ужасов))

    Но о чём говорить, она сейчас в семью ушла(К сожалению

    ответить

  • Harry-topor 4 июля 2018, 14:02 пожаловаться

    #

    Фильмы Михалкова или Козловского — по-настоящему страшно.

    ответить

  • Думаю что мексиканцы потому и купили права на ремейк похмельного «Горько», а не на английский «Свадебный разгром» https://www.kinopoisk.ru/film/512801/ что в отличие от автора статьи нашли в нем что-то ещё кроме похмелья.
    Забавно что рейтинг КиноПоиска (который как известно по объективности уступает лишь британскому правосудию) этой английской свадебной комедии выше, чем у «Горько», при том, что шутки там присутствуют не то что ниже пояса, а ниже плинтуса. И кроме алкоголя там еще и наркотики употребляют. (:

    ответить

  • 3

    VargVickerssen 4 июля 2018, 14:30 пожаловаться

    #

    Кто про что, а Шива про баню.
    Говорят, что помимо Мексики еще Таджикистан хочет права купить.
    Еще полгода ремонт в Москве поделают всей страной- и купят!
    Вы Крыжовникову не родственница?Или может сами снимались в этих ослепительных щедеврах?
    Можно не отвечать, вряд ли кто решится на такой публичный каминг-аут.

    ответить

  • 7

    Alexandr Kinolove 4 июля 2018, 14:27 пожаловаться

    #

    Жанр уже в принципе себя исчерпал. Сначала потерял популярность слэшер, теперь фильмы по призраков, зомби и т. п. нечисть. Недаром люди голосуют деньгами за дешёвый «Прочь» и ему подобные фильмы. Гораздо интереснее посмотреть на свежую идею, а не очередного полтергейста в подвале. Искать самые большие ужасы стоит внутри человеческой сущности. Будущее за психологическими и социальными хоррор — триллерами (если оно вообще есть у такого старого жанра). Привидения и прочая ерунда давно отживают своё в ужастиках (хотя и снимаются десятки подобных картин, потому что затрат требуют небольших, а фантазии минимальной), а наши только заявить о себе в нём решили. Всё как всегда. «Пиковую даму» и «Обряд» видел. Нестрашно, скучно и шаблонно. Как всегда, опоздали лет на 10 — 15. А вот фольклор — это вполне, потому что пока ещё более — менее ново, но и такое кино надоест, если его лепить пачками.

    ответить

  • 20

    Gerc0g 4 июля 2018, 14:57 пожаловаться

    #

    Толковый комментарий, но со скептическим взглядом на будущее жанра категорически не согласен. Ужасы — фундаментальный жанр (как комедии и драмы), обладающим неисчерпаемым спросом. Другое дело, что меняются стилистические тенденции, теряется мода на определенные поджанры и субжанры: готика, слэшеры, зомби-тематика. Но в том то и сила жанра, что она адаптируется под изменения в психологии масс и постоянно находит свежие возможности пугать и страшать)

    ответить

  • за дешёвый «Прочь» и ему подобные фильмы. Гораздо интереснее посмотреть на свежую идею

    Хм, свежая идея. В «Прочь» завязка из 60-х: из моего любимого «Угадай, кто придет к обеду?» (1967), а концовка — ну.. в «Доме дьявола» аналогичная. Мне «Прочь» нравится, но это, скорее, комедия (местами — даже пародия), мимикрирующая под хоррор, идейно — что-то из социологии и психологии, а не парапсихологии, трансцендентального чего-то (что характерно для лучших фильмов ужаса, как утверждает пиратская коробочка ДВД с «Кошмаром на улице Вязов» и с чем я в принципе — согласен).

    ответить

  • 1

    Alexandr Kinolove 4 июля 2018, 16:10 пожаловаться

    #

    Многие «Угадай, кто придет к обеду?» в глаза не видели, я вас уверяю. А при желании, естественно, у всего есть корни. Абсолютно у всего, что сейчас популярно и пользуется спросом. В любом случае, подход надо менять. Однотипные ужастики про привидений уже не тянут жанр. Они его топят.
    Мне «Прочь» нравится, но это, скорее, комедия (местами — даже пародия), мимикрирующая под хоррор, идейно — что-то из социологии и психологии, а не парапсихологии, трансцендентального чего-то
    Вывод тут один. Жанр должен трансформироваться, иначе канет в лету. Нет, конечно, даже эти однотипные ужастики про чертей из табакерки всё равно кто — то будет смотреть, но это ни что иное как регресс, застой и путь к смерти жанра. Всё должно развиваться. В своё время, людей также закормили боевиками и жанр почти умер. Сейчас, правда, по прошествии определённого времени, он подает спорные признаки жизни, но о массовой популярности речи уже не идёт. Тоже самое может случиться и с хоррорами. Но это лишь моё скромное мнение.

    ответить

  • Просто сложилось впечатление, исходя из вашего комментария, что лучший способ снять фильм ужасов — это его не снять. А возродить жанр (в некой невыясненной абстрактной форме) — можно только его умертвив..

    Хоррор крайне серьезен в плане вовлечения зрителя — в то, что происходит на экране. Хоррор не всем подвластен, задача хорошего фильма ужасов — сделать зрителя участником событий, а не просто сторонним равнодушным наблюдателем. Задача режиссера — заставить чувствовать (при помощи естессно художественных приемов — поэтому заодно хоррор издавно считается одним из самых визуально изобразительных жанров), в конце концов — чувствовать страх. Не развивать рефлекс собаки Павлова скримерами, а создавать напряжение и (вот оно заветное и банальное, но такое правильное слово) атмосферу. Вот именно таких хорроров — где ты становишься одним из действ. лиц, где ты чувствуешь и переживаешь этот экспириенс (яркий пример — «Иди и смотри», хоть это и не жанровое) сегодня сильно не хватает.

    Это жанр с большим коммерческим потенциалом, поэтому фильмейкеров на него тянет, как Тишку на колбасу: этим объясняется огромное кол-во бездарных ужастиков. Вывод: чувствовать! Не хватает исчо, черт побери, креатива. Ну вы посмотрите даже на оформление титров франчайза «Пятница 13» — вылетающий под музыку Манфредини шрифт, разбивающий стекло вдребезги, а не просто белые буквы на черном экране. Казалось бы, а ведь простой слэшак. А ведь и не простой, судя по всему..

    ответить

  • 3

    shady8108 4 июля 2018, 18:31 пожаловаться

    #

    Однотипные ужастики про привидений уже не тянут жанр. Они его топят.
    совсем недавно Реинкранация вышла, по типичному шаблону, казалось бы, но ничего она не топит, мягко говоря)

    ответить

  • 1

    DikCinema 6 июля 2018, 02:20 пожаловаться

    #

    Будущее жанра хоррор наступит, когда кто-нибудь додумается, наконец, правильно экранизировать творчество Лавкрафта, По, Ходжсона и подобных авторов, реализовать их идеи на киноэкране во всей красе. «Самый сильный страх — это страх неизведанного», не зря эта цитата так известна. Сам Кинг, родоначальник и Король тех «человеческих» ужасов, о которых вы пишете, вдохновлялся Лавкрафтом. Человеческая натура и сущность знакома самому человеку, более-менее. А вот то, что лежит за ее пределами, и абсолютно не зависит от нее, — нет. То, что человек может быть лишь случайным недоразумением, ничего не значащим на фоне большой Вселенской картины, намного более ужасно, нежели идея того, что человек — божественное творение, которому суждено покорить мир, и что в его натуре сокрыт великий смысл.

    ответить

  • 4

    Jun-Jun 4 июля 2018, 14:38 пожаловаться

    #

    Как? Никак. Посмотрите на инди-хорроры на западе и как там пытаются сделать качественно, интересно, а потом у нас. Там, потом у нас.

    Но виноват, конечно, зритель, в том, что выбирает качество.

    ответить

  • 3

    makrophag 4 июля 2018, 15:38 пожаловаться

    #

    «Принципиально новый подход к жанровому формату…», если под этим подразумевается сборная солянка штампов, то да — это «принципиально новый подход». Впрочем, мне «Пиковая дама» понравилась: и актёры в кадре не изображают дерево, и атмосфера тоже есть. Все остальные работы у Подгаевского слабее: «Невесту» подвёл слабый сценарий, в «Маршрут построен» кривляются весь фильм люди, которые почему-то считают себя актёрами, «Конверт» занятную идею не вытянул на весь фильм, «Владение 18» портит как техническая реализация, так и элементы чернухи вкупе со слабой игрой актёров.
    Про «ССД», «Фобос», «Диггеров», «Мёртвых дочерей», «Дизлайк» можно вообще не вспоминать, несмотрибельная дрянь.
    Одна более-менее удачная «Пиковая дама» — это пока далеко не ренессанс отечественного хоррора.

    ответить

  • 2

    El_principe 4 июля 2018, 15:44 пожаловаться

    #

    Я очень надеюсь, что проект «Рассвет» выстрелит — там отличный режиссер.
    И да — видно, что комедии смещаются хорорами, но главное чтобы акцент делался на качество, а не на количество.

    ответить

  • 9

    space_monkey 4 июля 2018, 17:20 пожаловаться

    #

    давно уже пора тащить русский народный фольклор в жанр, столько потенциально жутких вещей можно снять (если талантливо снимать, конечно). просто нужно немного поднажать, и, кто знает, нарисуется российский Джеймс Ван со своими атмосферными приёмчиками :D

    ответить

  • 9

    mustan9 4 июля 2018, 17:35 пожаловаться хм-хм

    #

    Извините за категоричность, но в России и всем пост-советском пространстве, никогда, повторяю, никогда достойно не снимут три жанра: хорор (ужастики), сай-фай (фэнтэзи), и порно.
    будет только «уникальная провинциальная атмосфера обшарпанности».

    ответить

  • 3

    Лог-а-Лог 5 июля 2018, 01:18 пожаловаться

    #

    Как это порно у нас достойно не снимают, вы что… советую посмотреть классику жанра — замечательный фильм «Моя свинья», вроде за 2006 год кажется. Народ который помнит начало 00-ых должен знать, в чем там суть.

    ответить

  • 1

    DikCinema 6 июля 2018, 02:35 пожаловаться

    #

    Уже сняли: Балабанов в 2007-ом. «Груз 200» называется.

    ответить

  • 4

    Nigan 4 июля 2018, 18:27 пожаловаться

    #

    Хочется надеяться на успех отечественных производителей. «Змеиный источник» по настоящему страшный фильм.

    ответить

  • 2

    Daniyar Dark Knight 4 июля 2018, 18:40 пожаловаться

    #

    Пока ни одного достойного русского хоррора не выходило. Все они смотрелись вторично и клишированно.

    ответить

  • DikCinema 6 июля 2018, 02:36 пожаловаться

    #

    Даже «Груз 200» от Балабанова?

    ответить

  • Явно не хоррор. А скорее чернуха.

    ответить

  • DikCinema 6 июля 2018, 18:46 пожаловаться

    #

    Нет такого жанра — чернуха)

    ответить

  • Я бы отдельно создал этот жанр для данного фильма)

    ответить

  • 4

    BiN_BuS 4 июля 2018, 19:37 пожаловаться

    #

    Хотел бы написать что фильмы жанра комедии и ужасов не достижимы для русского кинематографа, но потом вспомнил что весь русский кинематограф мертвый полностью

    ответить

  • Прочитал, окей, а где же хоррор выходит из подполья?

    ответить

  • 1

    chert.ant 4 июля 2018, 21:36 пожаловаться

    #

    Ведь зачем снимается фильм ужасов? Для эмоциональной встряски. В сытой и благополучной американской провинции безликое зло с мясницким ножом в руках — вполне рабочий способ стрессовой терапии, помогающий ценить монотонный покой…
    Зрители выбирают в кино эскапизм. Нам подсознательно важно вырваться из панельно-офисных будней и хотя бы на экране решить проблемы, которые не по плечу в реальности.
    Получается, благополучие зрителя напрямую связано с успехом жанра хоррор?

    ответить

  • 4

    DEN15 4 июля 2018, 21:57 пожаловаться

    #

    И пусть они узнают Бабу Ягу не только по «Джону Уику»!))

    ответить

  • 2

    Yuri_Burov 4 июля 2018, 23:57 пожаловаться

    #

    Ведь зачем снимается фильм ужасов? Для эмоциональной встряски. В сытой и благополучной американской провинции безликое зло с мясницким ножом в руках — вполне рабочий способ стрессовой терапии, помогающий ценить монотонный покой. В России же каждый новостной выпуск затыкает за пояс фильмы Джона Карпентера.

    Браво! Мысль не глубокая, но идеально описывающая жанровость русского кино.
    И я бы сказал, что не только ужасы попадают под эту статистику, но и триллеры, боевики, приключения и фантастика. Вот и остается — история, военный патриотизм и спорт. Или вообще, три в одном.
    Эх, никогда иностранцам не понять нашего ежедневного российского триллера с нотками треша с ЖКХ, общественным транспортом и сервисом обслуживания во всех инстанциях)

    ответить

  • 6

    Лог-а-Лог 5 июля 2018, 01:11 пожаловаться

    #

    Андрей Исканов задолго до этой попсятины снимал у нас концептуальные оригинальные нестандартные хорроры за копейки, чисто за идею, вместе с никому можно сказать неизвестным Александром Шевченко, пусть у них и была во многом трэш-эстетика.

    Фильмы Подгаревского конечно миленькие, пушистые, но тоже тем не менее хороши в своем направлении, особенно его дебютный «Владение 18», который так и остался его единственным лишенным клише оригинальным (особенно по сюжету) и цепляющим хоррором, несмотря на некоторые минусы (а у кого их нет).

    ответить

  • 5

    Лог-а-Лог 5 июля 2018, 01:14 пожаловаться

    #

    «Змеиный источник» это не хоррор, а триллер, тем не менее хорошо что упомянули, таких фильмов сегодня не снимают, а Гусева тогда…

    ответить

  • 5

    Лог-а-Лог 5 июля 2018, 01:16 пожаловаться

    #

    Написанный Романом Волобуевым «Пассажир»

    Чуть не проблевался от этой строчки…

    ответить

  • 5

    Bon Temps 5 июля 2018, 03:04 пожаловаться

    #

    как всё занятно подано на блюдечке. русский хоррор воспрял духом и прям полетел. жаль, что не уточнили — все приёмы и скримеры, которые выдают за новшества, в западном кинематографе изжили себя ещё в середине 00«s.
    ни графикой, ни сценарием, ни игрой, ни атмосферой, ни идеями удивить это не может.

    ответить

  • 4

    StanleyRiddick 5 июля 2018, 05:40 пожаловаться

    #

    Мировой прокат пересытился глупыми ужастиками. Наши «реформаторы-инноваторы» начали снимать глупые ужастики.
    Зачем насиловать клавиатуру, если можно описать весь трэш хоррор-индустрии в Раиссе одним коротким предложением?

    А, ну да, это ж рекламопост, не иначе.

    ответить

  • 3

    skanay 5 июля 2018, 06:01 пожаловаться

    #

    Где это русский хоррор выходит из подполья? Да все российские фильмы ужасов были ужасны! И в 2000 («ССД» например, или «Мёртвые дочери»), так и современные тоже.» «Владение 18» что страшный фильм? С его то убогим графонием. Или «Невеста» с его лютой бредятиной сценария. Или «Маршрут построен» с тем же убогим графонием и скримерами ради скримеров. Давайте будем честными, русские ужасы как были в гробу, так там и остались. Да и там им самое место.
    И кстати, удивился что кто-то на западе будет снимать ремейк «Невесты», особенно если учесть что суть сюжета это плагиат на действительно хороший фильм «Ключ от всех дверей»

    ответить

  • DikCinema 6 июля 2018, 02:37 пожаловаться

    #

    «Груз 200» был великолепен. Но то был Балабанов.

    ответить

  • skanay 6 июля 2018, 02:45 пожаловаться

    #

    Во первых это не ужасы. Можно в этом убедиться посетив страничку этого фильма. Во вторых лично я к творчеству Балабанова отношусь скептически. Смотрел у него только «Жмурки», и в принципе он мне понравился. Но почитав про другие его фильмы, как то не возникает желания их смотреть.

    ответить

  • DikCinema 6 июля 2018, 18:51 пожаловаться

    #

    Ну «Иди и смотри», получается, тоже не ужасы, раз на страничке КП у фильма этот жанр не указан. И ваше личное отношение к картине и творчеству Балабанова тут не имеет никакого значения.

    ответить

  • С русскими ужасами конечно туговато, но кое-что интересное найти можно. Упомянутый в статье «Упырь» и «Прикосновение» которые вышли в 90-е весьма неплохие и атмосферные фильмы, хотя техническая сторона у них хромает. Также в статье упоминается «Змеиный источник», но это психологический триллер, а не фильм ужасов. Но фильм классный. Также недавно вышел крайне любопытный «Мертвым повезло». Концовка так себе, местами видна малобюджетность, но это весьма неплохой слэшер с элементами комедии, который как минимум заслуживает ознакомление. Ну и в советское время можно найти парочку неплохих мистических триллеров, вроде «Дикой охоты короля Стаха» или «Злого духа Ямбуа».

    ответить

  • 1

    DikCinema 6 июля 2018, 02:41 пожаловаться

    #

    Не забывайте про «Груз 200») А в советские времена, кстати, ужасы снимать умели: как в жанровых фильмах вроде «Вия» и «Десяти негритят», так и в качестве элементов тех же сказок (серьезно).

    ответить

  • 3

    Denisok 5 июля 2018, 09:41 пожаловаться

    #

    Да все верно на самом деле. Нашим не нужно копировать, нужно создавать что то свое, ибо на это хотя бы интересно будет взглянуть. Вот на «Путевой обходчик» идти и смотреть не хотелось, потому что весь фильм можно пересказать не смотря его. Мы это видели тысячу раз. А вот на «Яга. Кошмар темного леса» я схожу, потому что интересно будет взглянуть на то, чем пугали с детства) Потому что наши сказки показывают нам персонажа, но не объясняют на сколько он зловещий и смертоносный.

    ответить

  • 5

    Lex_kz 5 июля 2018, 10:12 пожаловаться

    #

    Российские ужастики — ху*ня. Комедии тоже ху*ня. Только бесконечные сериалы про ментов и братков, да кривляющиеся армяне с полупидарами на ТНТ. естессно я буду Карпентера смотреть!

    ответить

  • 1

    papakmax 5 июля 2018, 12:26 пожаловаться

    #

    Ну «Переход» то отличный.
    А вообще у Кошкина было 2 отличных наброска ужасов на русском материале. Понятное дело, такое не снимут.

    ответить

  • 2

    reanna 5 июля 2018, 16:06 пожаловаться

    #

    За «Змеиный источник» обидно. Такой добротный и пугающий русский триллер, чуть ли не пособие для начинающих сценаристов и режиссёров, а народ не оценил…

    ответить

  • 4

    regorgitated 5 июля 2018, 18:40 пожаловаться

    #

    У нас с автором статьи (видимо, как и с господином Подгаевским), кажется, разные мнения по поводу того, что такое «аутентичный российский материал». Ну капнули там в начале «Невесты» пятиминуткой российского девятнадцатого, ну обратились к пиковой даме, а не к какой-нибудь Кровавой Мэри — ну и что тут такого аутентичного, где здесь русский фольклор? И по трейлеру «Русалки» тоже уже видно, что и там ничего аутентичного нет смысла искать, и следующее творение Подгаевского будет точно такой же уже давно опостывлевшей американщиной. Ну есть же такие вещи, как якутский «Проклятая земля» — да, копеечный, да, может, немного неуклюжий, зато есть и фольклор, и душа. Ну чего ж в эту степь не идти.

    ответить

  • 2

    Alex Croft 5 июля 2018, 21:54 пожаловаться

    #

    Формула безусловно найдена. Российские кинематографисты отлично делают, что продвигают хороры по сугубо русским байкам, легендам и фольклорным существам. Однако расти им ещё стоит ого-го

    ответить

  • 3

    DikCinema 6 июля 2018, 02:44 пожаловаться

    #

    Я бы не стал публиковать такую статью при современном положении жанра ужасов в этой стране, вот честно)

    ответить

  • Ванек 2012 7 июля 2018, 13:47 пожаловаться

    #

    Ну когда выходил фильм Дизлайк, то ведь тоже говорили что жанр ужасов выходит из подполья))) и что это прорыв, нечто новое в жанре)) да и впринципе про вне недоужастики которые снимают в россии всякие бездари, которые прошли в кино по кумоству, говорят также, а в итоге пустышка-пародия на голливудские ужасы. Но эта проблема касается не только данного жанра в Рашке нашей!

    ответить

  • 2

    beregynja 11 июля 2018, 23:38 пожаловаться

    #

    Ура-ура-ура! Наконец-то бреут аутентичный русский материал, и не просто берут — он успех имеет!

    У славян такое богатое фольклорное наслдие — просто черпай огромной ложкой! И еще так не использовано!

    ответить

 
Добавить комментарий...