Статьи

«Меня как будто кто-то подменил»: Памяти Олега Табакова

Каким запомнят актера Олега Табакова кинозрители? Идеалистом эпохи оттепели, циником времен брежневского застоя или благообразным господином из современного кино?
«Меня как будто кто-то подменил»: Памяти Олега Табакова
Олег Табаков

Олег Павлович Табаков скончался 12 марта в возрасте 82 лет. Самые известные роли Табакова последних десятилетий — художественный руководитель чеховского МХАТа, сооснователь «Современника», основатель «Табакерки». В 1990-е и 2000-е актер, на счету которого осталось более 160 ролей в кино, снимался куда реже, чем в прежние годы, уделяя все больше и больше времени работе в театре. Но каким Табаков останется в памяти зрителей?

Вот «Тугой узел» Михаила Швейцера, дебют Табакова в кино. Роль — Саша Комелев, вчерашний школьник, сын секретаря райкома. Он чист, прямодушен, принципиален, ханжество взрослых кажется ему отвратительным. Герой, во всем созвучный эпохе, ведь на дворе середина 1950-х, и что-то светлое носится в самом воздухе (впрочем, картина вызвала недовольство в партии, была перемонтирована и вышла на экраны под названием «Саша вступает в жизнь»).

«Тугой узел»

«Тугой узел»

Или вот Олег из «Шумного дня». Схватив со стены отцовскую шашку, он рубит мебель, купленную женой брата — прелестной, но ограниченной мещаночкой (тип, который так любили обличать в советском кино). Долой все эти хищные вещи века, которые готовы сожрать человека. Брат с женой съезжают на новую квартиру, а Олег с молодым задором декламирует:

«Как будто в начале дороги стою, отправляясь в путь.

Крепче несите, ноги, не дайте с дороги свернуть!

Я знаю: тропинки бывают, ведущие в тихий уют,

Где гадины гнезда свивают, где жалкие твари живут.

Но нет мне туда дороги, пути в эти заросли — нет.

Крепче несите, ноги, в мир недобытых побед!»

Молодой и прекрасный герой Табакова шел по черно-белым улицам оттепельной Москвы прямиком в светлое будущее. Но на смену пылкой юности пришла взрослая жизнь, в которой шашка покрылась пылью, а за разбитую мебель пришлось заплатить. Влюбленный в театр актер Искремас погибал в финале фильма «Гори, гори, моя звезда», зато Николай Ростов из «Войны и мира», как известно, остепенялся, становился строгим помещиком и преумножал свой капитал.

«Гори, гори, моя звезда»

«Гори, гори, моя звезда»

На место интеллигентным мальчикам приходит герой обаятельный и лукавый. С этакой барской ленцой, но твердо стоящий на ногах. Такой своего не упустит, не будет крушить мебель, а скорее побежит занимать очередь за чешским буфетом. «Ну а с завтрашнего дня не узнать меня», — пел кот Матроскин из мультфильмов про Простоквашино.

В 1970-е Табаков играет и Марка Твена («Марк Твен против»), и Илью Ильича Обломова (который тоже идеалист, благо что известен лежанием на диване — не случайно в грезах главному герою фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» видится русский рай), но появляются и совсем другие роли. Взбалмошный Людовик XIII из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», «голубой воришка» Альхен из «12 стульев» и, конечно же, самый известный (и самый лучший в этой череде) Матроскин.

«Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

«Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

Впрочем, даже эти новые прагматичные герои Табакова были персонажами скорее комическими, чем отрицательными. Добродушными, с обаятельной улыбкой, готовыми посмеяться над своими слабостями вместе со зрителем. Тут же рядом уже и откровенно комические герои, например грозная мисс Эндрю из «Мэри Поппинс» — свисток, словечки на немецком и церемония поднятия флага, но все это как-то совсем нестрашно, несерьезно. Или Кащей Бессмертный с золотыми зубами («После дождичка в четверг»). С таким злом приятно сталкиваться, поскольку каждому оно знакомо по детским книжкам, и каждый знает, что в конце его обязательно победят.

«Человек с бульвара Капуцинов»

«Человек с бульвара Капуцинов»

Но время идет дальше. И вот уже и смешные злодеи, обаятельные плуты, улыбчивые самодуры тоже отходят на второй план. Герой Табакова стареет, но со старостью к нему возвращается некое величие. Не отблеск потерянного идеализма юности, но некий притягательный лоск времени. Молодость утрачена безвозвратно, но появилась возможность остепениться. А иногда и проявить принципиальность, показать благородство. Вот он важный генерал, ставший президентом, великий муж, которому нужно научиться быть простым человеком из «Президента и его внучки». Вот добродушный и благородный московский генерал-губернатор в «Статском советнике». Вот невозмутимый инспектор Йенсен из «Что сказал покойник». Даже кок из «Сироты казанской», несмотря на всю веселость, кажется человеком обстоятельным, даже значительным.

«Статский советник»

«Статский советник»

Мальчик-идеалист в юности, добродушный прагматик и циник в зрелые годы, благообразный начальник к старости... Что могут сказать все эти метаморфозы об актере? Ничего. Это только слепок времени, хроника перемен последних шестидесяти лет. В конце концов, зрители не так наивны, чтобы путать самого актера и его роли. Табаков потому и велик, что сумел передать своими ролями те едва уловимые изменения эпох, что кажутся сегодня такими значительными на расстоянии.