Торонто-2017

Красота по-канадски: Чем важен фестиваль в Торонто

Как Торонто из провинциального фестиваля фестивалей за 40 лет превратился в едва ли не главное событие мировой киноиндустрии и чуть не потопил Венецию?
Красота по-канадски: Чем важен фестиваль в Торонто
«Эйфория»

С фестиваля в Торонто неофициально стартует оскаровская лихорадка. То, какие картины получат призы киноакадемии, начинают обсуждать именно после него. Десятидневный смотр ежегодно привлекает почти полмиллиона зрителей и более тысячи журналистов.

Фестиваль фестивалей

Вот уже несколько лет в последние дни Венецианского кинофестиваля можно наблюдать типичную картину: в пресс-центре на острове Лидо вдруг становится ощутимо просторнее, речь звучит преимущественно итальянская, очереди на показы для журналистов редеют. Все это указывает на простой факт: стартовал смотр в Торонто, и большая часть аккредитованной прессы покидает Европу, несмотря на то что до конца фестиваля остается еще несколько дней. Все знают: первые дни показов в Торонто пропускать нельзя ни в коем случае, ведь именно там стоит ловить будущих оскаровских номинантов.

Собрать все лучшее, что было на мировых смотрах (в Каннах, Венеции и Берлине), и показать это разношерстной публике, населяющей Торонто, — именно с такой целью в 1976 году создавался фестиваль в столице канадского штата Онтарио. Мероприятие так и назвали — Фестиваль фестивалей. Публика оказалась благодарной: 127 фильмов первого фестиваля посетило 35 тысяч человек, а к 2015 году аудитория выросла до полумиллиона зрителей.

Актер Вуди Харрельсон на кинофестивале в 2016 году / Фото: Getty Images

Актер Вуди Харрельсон на кинофестивале в 2016 году / Фото: Getty Images

Смотр обзавелся собственным зданием на участке, который безвозмездно предоставила семья режиссера и продюсера Айвена Райтмана, и работает, по сути говоря, круглый год, организуя выставки, ретроспективы, поддерживая канадских режиссеров, знакомя детей и подростков с миром кино. Спустя 40 лет миссия и цели фестиваля в Торонто звучат куда амбициознее: стать глобальным центром мировой кинокультуры, поменять взгляд на мир через кино.

Для того чтобы показать в Торонто все лучшее, что есть в мировом кинематографе сегодня, в 2016 году отборщики отсмотрели почти семь тысяч фильмов, выбрав из них 400 (сотня из которых — это короткометражки). С 1994-го Фестиваль фестивалей сменил название на более солидное TIFF (кстати, эту аббревиатуру фестивалю приходится делить со схожими мероприятиями в Токио, Трансильвании, Трумсе и Салониках), но свою концепцию смотр не поменял. Это по-прежнему фестиваль для зрителей, а купить билеты на показы, пусть и по очень хитрой, но весьма демократичной схеме, может любой желающий. Нет у TIFF и конкурса в традиционном понимании, но есть награда «Выбор публики», которая вручается по итогам зрительского голосования в нескольких категориях — игровому фильму, документальному и фильму из программы Midnight Madness («Полуночное безумие»).

Статусный и удобный

В 1981 году приз зрительских симпатий в Торонто достался спортивной драме «Огненные колесницы», и за этим сразу последовало четыре «Оскара». А пять лет спустя, когда смотру было всего десять, в газете LA Times канадское мероприятие благодаря отличной программе назвали напористой принцессой, грозящей подвинуть королеву фестивалей — Канны. Так Торонто и сравнивали со старшими сестрами, пока в 1999 году на фестивале спустя три дня после мировой премьеры в Лос-Анджелесе не показали «Красоту по-американски». Шумиха в прессе, приз «Выбор публики» от канадских зрителей, а через несколько месяцев и пять статуэток «Оскар», включая награду за лучший фильм — именно тогда стало ясно, что канадский смотр не просто напористая принцесса.

«Огненные колесницы»

«Огненные колесницы»

Последние несколько лет обладатель награды от зрителей в Торонто почти гарантированно получает «Оскар» в одной из главных категорий. Так было с «Миллионером из трущоб», «Король говорит!», «Мой парень — псих», «Сокровищем», «12 годами рабства», «Игрой в имитацию» и «Комнатой». В прошлом году «Ла-Ла Ленд», покоривший публику в Торонто, чуть было не стал лауреатом премии «Оскар». Впрочем, «Лунный свет» тоже прогремел именно на канадском смотре.

«Лунный свет»

«Лунный свет»

Что же заставляет продюсеров и дистрибьюторов приезжать в Торонто и именно там презентовать свои фильмы и заключать сделки? Кажется, дело в комбинации факторов. Это престиж смотра, заработанный годами тщательной работы с программой и зрительской аудиторией (попадание в программу TIFF — знак качества и гарантия внимания публики). Удобное расположение тоже играет роль. Торонто для американской киноиндустрии — это не заокеанская дорогая Европа: лететь недолго, организовать мероприятия для американской прессы проще и дешевле.

Время проведения — аккурат в начале сезона, когда Канны уже подзабыты, а февральская церемония «Оскара» маячит на горизонте. Широкий выбор фильмов привлекает дистрибьюторов. В Торонто 16 программ самых разных категорий — от посвященной хоррорам, триллерам и всевозможной жести Midnight Madness до сфокусированной на экспериментальном, граничащем с видеоартом кино Wavelengths. В Торонто, несмотря на отсутствие официального кинорынка, заключаются сделки на десятки миллионов долларов. Так, в 2015 году именно в Торонто были проданы права на мировой прокат «Хардкора» за серьезные для российского фильма 10 млн долларов.

«Хардкор»

«Хардкор»

Причем Торонто — это, как и Канны, о любви к кино. Забавной перекличкой в этом смысле стал официальный каннский постер 2016 года с кадром из «Презрения» Жан-Люка Годара. Эта же лестница из фильма Годара (снятая на Капри) вдохновила архитекторов штаб-квартиры фестиваля в Торонто — шестиэтажного здания TIFF Bell Lightbox.

Соперничество с Теллурайдом

Торонто продолжает представлять публике фильмы, чьи премьеры уже отгремели в Канне или Венеции, однако статус серьезного фестиваля обязывает его соревноваться за мировые или хотя бы североамериканские премьеры. За право первым показывать будущих оскаровских номинантов Торонто отчаянно борется с Теллурайдом — небольшим фестивалем в США, что старше TIFF всего на два года и обгоняет собрата в календаре буквально на неделю. «Король говорит!», «Операция „Арго“», «12 лет рабства» — все эти фильмы, получившие «Оскар», были показаны в Торонто, но их мировая премьера прошла в Теллурайде.

«Король говорит!»

«Король говорит!»

В 2014 году художественный руководитель TIFF Кэмерон Бэйли поставил перед продюсерами условие: если премьера проходит в Теллурайде, то на попадание в первый и наиболее престижный уик-энд фестиваля в Торонто можно не рассчитывать. Однако ультиматум не сработал. Лишаться фильмов совсем TIFF не захотел, и в 2015-м правило смягчили, требуя премьерного статуса только для показов в определенных кинотеатрах в первые четыре дня.

Платформа для критиков

Колин Геддес, бывший программный директор секции Midnight Madness, в интервью IndieWire рассказывал, что сильная сторона фестиваля — то, что он в первую очередь ориентирован на зрителя. «Доступ, который публика получает к режиссерам и актерам, не имеет равного. Я не говорю сейчас об автографах на красной дорожке. Я видел, как зрители беседуют с авторами и в кинотеатрах во время сессии вопросов и ответов после фильма, и просто на тротуаре, причем с такими людьми, как Дэнни Бойл, Вернер Херцог или Пон Джун-хо. Так как это фестиваль для зрителей, когда я выбираю фильмы, я делаю это для публики. Поэтому принцип отбора остается прозрачным и честным». Особенностью Торонто и его населения является еще и то, что это город иммигрантов, в котором больше половины жителей родились за пределами Канады. Это настоящий микс национальностей и культур, открытый новому и готовый воспринимать кино из любой точки планеты.

Однако в 2015 году организаторы фестиваля решили, что только зрительского голосования для определения лучшего фильма из всей программы недостаточно. Чтобы обратить внимание публики и критиков на фильмы, которые могут затеряться среди голливудских звездных премьер, была создана конкурсная программа «Платформа» — тезка фильма Цзя Чжанкэ 2000 года. Как у любого порядочного конкурса, у «Платформы» есть жюри из трех экспертов и даже денежный приз в 25 тыс. долларов. Показывать фильмы из этой программы решили одновременно прессе и широкой публике, чтобы и критики, и обычные зрители определялись с фаворитами и болели за победу того или иного фильма.

Дэнни Бойл

Дэнни Бойл

Первый в истории приз «Платформы» (судить фильмы позвали самого Цзя Чжанке, а с ним Клер Дени и Агнешку Холланд) достался документальной ленте Алана Цвейга Hurt. Получилось ли у фестиваля привлечь внимание к фильму, обеспечить ему дальнейшую судьбу? Скорее нет. В этом году в программе «Платформа» есть новая картина британки Клио Барнард, экранизация французского комикса «Смерть Сталина», «Эйфория» с Алисией Викандер и Евой Грин, «Статус Брэда» с Беном Стиллером и еще восемь любопытных лент. А определять победителя будет жюри во главе с Вимом Вендерсом.

«Эйфория»

«Эйфория»

Среди других фестивальных нововведений последних лет — уже традиционные для многих смотров премьеры телесериалов (в прошлом году показывали новые эпизоды «Черного зеркала» и «Очевидного», в этом — серии второго сезона «Девушки по вызову», мировая премьера мини-сериала по роману Маргарет Этвуд «Она же Грейс» от режиссера «Американского психопата» Мэри Хэррон и канадская премьера «Двойки» с Джеймсом Франко и Мэгги Джилленхол) и, конечно, демонстрация фильмов в формате виртуальной реальности. Что делать, статус самого влиятельного фестиваля в мире, равного Каннам, надо поддерживать.

Читайте также
Статьи Башня, деньги, три билборда: Итоги фестиваля в Торонто Рассказываем о тенденциях 42-го киносмотра в Канаде, о скандалах, критике и о том, чем TIFF раздражает жителей Торонто.
Статьи История болезни: От «Недругов» до «55 шагов» Кристиан Бэйл сражается с индейцами, Хелена Бонэм Картер — с системой, Сирша Ронан — с неудачей в постели, а Ева Грин — с Алисией Викандер.
Новости В Торонто победили «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Черная комедия Мартина МакДоны стала лучшей по мнению зрителей кинофестиваля.
Статьи «Неповиновение» и разочарования: Ранее в других фильмах фестиваля Вкратце о «Кингах» с Дэниэлом Крэйгом, сатире от Эминема о рэп-баттлах, драме от режиссера «Стрингера» с Дензелом Вашингтоном, экранизации комикса и истории запретной любви, разыгранной Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс.
Комментарии (5)

Новый комментарий...

  • 2

    ВНЧ 6 сентября 2017, 13:40 пожаловаться

    #

    В Канне и Венеции засилье арт-хауса, а тут кино для народа. У меня сложилось такое впечатление.
    «Эйфория» заинтересовала, Викандер+Грин=дружба? Надеюсь, что получится лучше, чем «Жизнь Адель» с двумя другими красотками.

    ответить

  • 4

    Misen40 6 сентября 2017, 17:30 пожаловаться

    #

    Грин и Викандер играют сестер))) жизнь Адель тут далеко

    ответить

  • 1

    ВНЧ 6 сентября 2017, 18:46 пожаловаться

    #

    Хорошо, звучит обнадёживающе.
    Sisters in conflict travelling through Europe toward a mystery destination. (IMDb)
    Сестры в конфликте, путешествующие по Европе в поисках цели. (гугл-перевод)
    В ожидаемые!

    ответить

  • 1

    Misen40 6 сентября 2017, 17:32 пожаловаться

    #

    … едва ли не главное событие мировой киноиндустрии и чуть не потопил Венецию?…
    Понятно теперь почему о Венеции в этом году ничего не говорят

    ответить

  • 2

    borey909 12 сентября 2017, 15:56 пожаловаться

    #

    Хорошая статья! Легко и интересно зашла, спасибо. Вот сделали бы рубрику «История-кино». Про историю начала фестивалей, кинотеатров, техники создания кино и тв и т д.

    ответить

 
Добавить комментарий...