всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  4.68 млн,    Великобритания  2.95 млн,    Франция  1.67 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (6):
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (436 430)
ожидание: 96% (10 278)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
277 + 11 = 288
9.0
в России
89%
24 + 3 = 27
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гиацинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7639 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Без сомнений, есть пересечения с Джанго освобожденным. Но здесь главный герой изначально свободный человек, который путем обмана попал в слуги. Соломон не просто раб, который строит из себя Крутого Уокера, он старается выжить, переходя от одного господина к другому. И здесь представлены различные типы хозяев. Как и следовало ожидать, Бенедикт Камбербетч был положительным персонажем, который проявил сострадание к главному герою, в результате чего был вскоре слит.

    Тем не менее, в фильме показаны сцены из реальной жизни черных рабов в Америке середины 19 века. Чем только не приходилось им заниматься в поместьях: рубить тросник, собирать хлопок, заниматься валом леса и т. д. При этом были показаны сцены насилия, порки кнутом и повешения, именно по этой причине у фильма ограничение к просмотру 16+.

    Замечателен фильм в кольцевом построении сюжета, во множестве флешбеков и статичных кадров. В этой среде рабовладения отчетливо видны границы между черными и белыми людьми, кроме того, даже в самом кругу чернокожих строгое разделение на одиночек. Сразу вспоминается закон джунглей «„каждый сам за себя“». За малейшую помощь чернокожему другу, за проявление к нему сострадания или неповиновения хозяину шкуры буквально летят с тел рабов. Это всё создает мощный резонанс на фоне красивейших пейзажей в картине.

    Однако, какие минусы на мой взгляд. Первое: в результате слабой PR-кампании на фильм ходит мало людей. В зале сидела я и один парень. Возможно, мое субъективное мнение связано с посещением кинотеатра в будний день. Второе: развязка показалась слабой, то есть кульминацией оказалось появление Бреда Питта. Он как рождественская звезда, которая дала надежду главному герою на спасение, и благодаря ему же, Соломон вернулся домой. Третье: очевидная перенасыщенность душещипательных моментов, которые давят из зрителя слезу. Скорее всего, такого не должно быть, либо стоило давать дозу сантиментов в гораздо меньшей степени, чем было показано. Это также сугубо мое мнение.

    Подводя итог скажу, что фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что он основан на реальных событиях, как было сказано выше. Хорошая работа съемочной группы и актеров. Моя оценка 8/10.

    22 декабря 2013 | 00:33

    «12 лет рабства» — такой своеобразный must-have кинолюбителя в череде главных оскаровских номинантов. МакКуин, Фассбендер и выразительный Эджиофор — думалось, что будет катарсис.

    Живущий в свободном от стереотипов (прямо-таки на уровне 90х годов 20 века) Нью-Йорке Соломон Нортап — умен, изящно воспитан и талантлив. Однако в результате удачно провернутого обмана он просыпается в кандалах и лохмотьях, ведь отныне он — «грязный нигер», и людям, которые теперь его окружают, не нравится красивая одежда на нигере. Жена, дети, уютный дом и друзья — обо всем этом придется помалкивать, если хочешь выжить. Теперь удел Соломона — работать на лесоповале, хлопковых полях, плантациях сахарного тростника и вообще везде, где скажут. Первое время наш герой строит планы побега, тешит себя надеждой, а потом, как и свойственно обычному человеку, приспосабливается и терпит.

    На этот раз талантливый МакКуин решил взять новую высоту, для чего снял фильм по канонам киноакадемии. Без провокации, бунта и откровения, но с очередной эксплуатацией бесконечной горечи и обиды чернокожего населения Америки, на долю которых имеет право в силу своего происхождения. Обидно, что в персонажах Брэда Питта и неудачливого надсмотрщика режиссер нащупал такую интересную изюминку темы как «white trash», но не рискнул связываться с ней.

    Игра актеров хороша. Чиветель Эджиофор идеально подходит на роль сохраняющего интеллигентность и одновременно загнавшего свою гордость подальше человека. В одиночестве он позволяет себе поддаться отчаянию, а в кадрах, где Соломон от души лупит тупого надсмотрщика с имения Фордов, актер показывает неподдельную ярость.

    Супружеская чета Эппс — актерское украшение фильма. Параноидальный, с приступами белой горячки плантатор в исполнении совершенно гениального Фассбендера и его ревнивая, стервозная жена могут посоперничать за звание большего садиста. Нет слов.

    Джиаматти удивительно хорошо играет подонков («Дневники няни»), хотя его тут и мало. Камбербэтч исполнил роль доброго, но слишком трусливого для аболициониста помещика. Питт предстал почти иконописным добряком, которого за такие замашки на Юге тех времен просто вздернули бы на ближайшем дереве. Лупита Нионго — очень трогательна, проблема лишь в нелепости ее героини, с выходным, шляпкой и платьицем при всем ее жалком статусе батрачки-наложницы.

    МакКуин здорово умеет нагнетать отчаяние, панику и безысходность, используя длинные планы, музыку и игру актеров. Но даже от сцен жестокости с эффектно разлетающимися брызгами крови не было того шока и слез, которые когда-то давно вызвала старая добрая «Хижина дяди Тома». «Прелести» сегрегации в жизнерадостно яркой «Прислуге» вызвали больше возмущения, в «Доблести» 1989 года была хотя бы борьба и воодушевление. Соломон, бегущий в порыве на афише — это ведь не совсем объективно. Он просто чудом вытерпел эти 12 лет, которые на экране выглядели как 2-3 года максимум.

    Фильм — качественный, сильный, с выраженным посылом и погружением в атмосферу. Однако далеко не все кинолюбители будут пересматривать его несколько раз — «12 лет рабства» все-таки довольно банальны.

    7 из 10

    17 января 2014 | 21:35

    Рабство существовало испокон веков, существует и сейчас, в различных проявлениях, в виде уголовно преследуемых похищений для различных целей, либо в виде нигде не прописанных обычаев в экономически отсталых странах. Можно говорить о рабстве эмигрантском или ультрасовременном офисном, но Стив МакКуин, как режиссёр, полюбивший темы заключения физического или психологического и борьбы за свободу идейную или духовную (тут стоит упомянуть его ранние полнометражные работы «Голод» и «Стыд»), своим третьим фильмом обратил внимание на рабство, существовавшее долгое время на территории нынешних Соединённых Штатов. Тогда страна только начинала развиваться, помогая себе трудом ввозимых на новые земли чернокожих африканцев, которые для своих белых покупателей являлись ничем иным как товар, вещь, без прав, без возможностей, абсолютно полностью принадлежащих «хозяину». В отличие от нашумевшего «Джанго освобождённого», картина «12 лет рабства» основана на реальных событиях, описанных в мемуарах некоего Соломона Нортапа, уже экранизированных в не особо известном телефильме 1984 года.

    Третий фильм Стива МакКуина, как многие заметили, подходит для более широкой зрительской аудитории и уже снискал признание в среде критиков, за что справедливо номинирован на несколько Оскаров. Согласно негласному обычаю, среди остальных четырёх (из девяти) избранных для «фильма года» картин «по реальным событиям», «12 лет рабства» разительно отличается жестокостью и реализмом рассказанной истории. Нет заводной музыки, нет юмора, нет динамики и масштаба. История повествует о двенадцати лет жизни в рабском заключении некогда свободного, талантливого (играл на скрипке) и предприимчивого человека, обманом попавшего под жестокое покровительство американских плантаторов. Режиссёрская работа МакКуина отличается от предшествующих картин, но в полный мейнстрим режиссёр не ушёл, что радует. Вопреки количеству знаменитых актёров и популярности, «востребованности» темы рабства, он сохранил почерк посредством длинных сцен или диалогов, оголяющих нюансы устройства общества и человеческих пороков. Порой казалось, что фильм, имеющий многочисленные клише для гонки за наградой, многим повторяет уже давно снятое, но он не обделён своей атмосферой и глубиной.

    История Соломона Нортапа, как неожиданный выход за порог светлой и счастливой жизни, двенадцатилетнее погружение в строй, в котором люди с обеих сторон варятся в уже привычном котле, ныне за которым можно наблюдать только с отвращением, ужасом и ненавистью. Таким мир предстал и перед главным героем, как вещь, кочующим от хозяина к хозяину. Подобно несправедливо осуждённому, просто за цвет кожи, Нортап встречает совершенно разных белых, с разным отношением к рабам и его моральное и физическое состояние становится только хуже, когда как мечта о свободе и возвращении к семье, изнутри греет душу, не оставляя надежды. Он старается абстрагироваться от такого мира, но то, что происходит по воле закона и владельцев, в его рамки понимания просто не укладывается. Именно так хотел показать жизнь МакКуин. Рабовладельческий строй, широко развитый в ранних веках, получил новую волну уже во вполне зрелом европейском и новом американском обществе, выглядит сейчас дико, так как культ силы превратился в культ власти денег и права. Что уж говорить, если в Библии, рабство — обычное дело, да и верующие именуются рабами Божьими.

    Отдельные сцены и интересные герои делают фильм запоминаемым в большей мере относительно отрицательных персонажей. Герой, великолепно сыгранный Чивителем Эджиофором (среди остальных картин с ним — в этой, его лучшая роль), держится за возможное освобождение и его образованность даёт преимущество перед остальными рабами, находящимися далеко от родных мест, угнетённых настолько жёстко, что даже беря в пример героиню Лупиты Нионго, терпящей хозяина, за голову хватаешься. Последний владелец в исполнении бессменного и любимого режиссёром Майкла Фассбендера, достоин особого упоминания. Эмоционально и живо сыгранный актёром персонаж, не всегда в балансе со своей головой и нетрезвым состоянием, живёт ярко, периодически избивая за невыполнение рабочего плана рабов, трахая молоденькую негритянку, избивая её, потом снова трахая всю в слезах, только лишь жена — белая гнида, мешает нормально жить. Суеверен и зависим от многих обстоятельств, совершенно не такой, каким был герой Бенедикта Камбербэтча. Тот хоть сострадал и дарил подарки со словами «надеюсь эта скрипка будет доставлять нам радость многие годы», или его сострадающая жена, обращаясь к новой рабыне: «подкрепитесь, отдохнёте и ваши дети скоро будут забыты». Так спокойно, обыденно.

    Признаваясь в своём равнодушии к Полу Джаматти, с уверенностью скажу, что его короткая роль торговца, самая яркая из всех виденных его персонажей, а камео не впечатляющего Брэда Питта, лишь для галочки смахивает на спасительное продюссирование от «Plan B». Надрывистый Пол Дано, который после «Пленниц», снова выдаёт безумного персонажа, на этот раз до крайностей заигравшегося парня, глумливо припевающего песенку про нигеров, такими темпами в скором времени по праву получит награду.

    «12 Years a Slave» среди многих произведений на тему рабства в Америке, не уходит на второй план из-за популярной, но заезженной темы. Наоборот, картина Стива МакКуина имеет сильные стороны в наглядном изображении социального устройства, наполненного небольшими элементами в поведении и речи того времени, когда владение одного человека другим с сопутствующим трудом, угнетением и законно безнаказанным издевательством было совершенно привычно и обыденно. Одиссея свободного человека в рабстве закончилась, но судьба главного героя оказалась не настолько страшной и эмоционально волнующей, как тех, кто остался. Кто просил у него об освобождении, но был «помилован» на дальнейшее существование.

    8 из 10

    26 февраля 2014 | 23:58

    12 лет рабства — эпическая историческая кинодрама режиссёра Стива Маккуина по сценарию Джона Ридли.

    «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (Ст.23) «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (Ст.29). В фильме, который представляет на суд зрителя режиссер Стив МакКуин, эти права были нарушены.

    Нортап был свободным гражданином свой страны, он любил семью, жену, свое дело. В одночасье, по нелепой случайности, лишился всего что имел. У него были отняты более 12 лет жизни. На протяжении этих лет, которые были представлены в фильме, мы видим разных людей, с которым сводит судьба Соломона. Ярко выделяются 3 человека. Это 2 плантатора Уильям Форд (Бенедикт Камбербэтч), Эдвин Эппс (Майкл Фассбендер), и Сэмюель Бэсс (Брэд Питт), представитель оппозиции, который выражает презрение к рабству. Если же Форд относится к нему доброжелательно, то Эппс это ярый рабовладелец, фанатично преданный своим устоям. Для него рабы — это его собственность, они как вещи, с которыми он может делать что угодно. Он создал свой мир, в котором он хозяин и бог; в нем есть черты психопата, безумца. И Майкл Фассбендер прекрасно справился с ролью.

    На исполнителя главной роли Чевителя Эджиофора выпадает немыслимая нагрузка. Но то, как актер справляется с ролью, делает из него одного из главных претендентов на «Оскар». За два экранных часа Соломон успевает пережить столь многое, испытать весь спектр эмоций, а через эти эмоции показать не только сам ужас рабовладения, но и то, как этот ужас выглядит изнутри.

    Больше всего меня зацепило то, как МакКуин и другие, сумели все преподнести очень детализировано: через речь, выражение лица, мимику, поступки. Я смотрела на сцену, где Нортап со всеми вместе рабами стал петь песню, и столько было боли в его голосе.

    Фильм — откровение, притча, такие определение приходят при воспоминании о событиях в нем.

    Этот фильм — история жизни человека, не властного над обстоятельствами, но сильного духом, и не сломленного ими. Он заставляет задуматься о своих поступках, о том, что человеческая жизнь одна, и не успеешь оглянуться, как она близится к завершению. Над этой историей нужно думать, и переварить её после просмотра.

    «Это прекрасная история о человеческом достоинстве, непоколебимости и вере в лучшее. Для нас важно было рассказать ее миру» (М. Фассбендер) Невозможно не проникнуться ею, желаю творению МакКуина всяческих наград, потому что это заслуженно.

    10 из 10

    15 декабря 2013 | 10:19

    Тема ограничения свободы всегда в том или ином виде превалировала в творчестве британских режиссеров. Достаточно вспомнить такие увековеченные в искусстве работы как «Бразилия», «Если…», «Бронсон», «Стюарт: Прошлая жизнь», одно из экранных воплощений «Процесса», концептуальную «Стену» Роджера Уотерса и Алана Паркера, «Заводной апельсин», «Экзамен» Стюарта Хэзелдайна, «28 дней спустя», «127 часов» и «Транс» Дэнни Бойла. Везде так или иначе находит свое отражение тема неведомой расплаты через ограничение свободы — временами самим собой созданной (как в случае с нашумевшей экранизацией альбома группы «Pink Floyd»), временами возникшей несправедливо (разве дети из фильма Линдсея Андерсона заслуживают такое с собой обращение?), временами — заслуженно ("this is me that is Alex and my three droogs»), а временами это и не ограничения вовсе, а, скорей, наоборот, обретение таланта (усатый Бэйн вам это подтвердит).

    Так вот, если рядовой британец готов часами беседовать о том, сколь сурова действительность, то Стив МакКуинн, видимо, каждую ночь проводит где-то на нарах. Будучи автором двух вполне состоявшихся фильмов об ограничении свободы (один из которых повествует о человеке, добровольно загнавшем себя в рамки во имя прав и свобод, а другой — он о том, что сексуальная зависимость есть не что иное как еще одна форма ограничения свободы), МакКуинн переходит к тому, что, несомненно, является на сегодняшний день главным фильмом в его карьере. Можете со мной не согласиться, но именно «12 лет рабства», сочетая в себе и абсурдность ситуации, в которой оказывается главный герой, и подлинные исторические факты биографии, добивается от зрителя самого главного — сопереживания за судьбу каждого действующего лица. Ведь воистину, тяжело остаться равнодушным, когда ты замечаешь, что даже в извращенном обществе есть свои нравы, отрицание которых незамедлительно приводит к расплате. Но кем бы стали мы, реши вдруг бездумно впускать в свою жизнь подобные законы? Стали бы мы такими как герой Бенедикта Кембербетча или съехали по наклонной подобно Майклу Фассбендеру?

    А, может, между двумя прагматиками нет никакой разницы?

    В особенности на такие вопросы провоцирует художественная выверенность картины — это вам не типичная слезовыжималка от Спилберга, здесь акцент смещен в пользу статичных кадров и немых сцен. Сцен, которые рождают пищу для ума, и кадров, которые хочется повесить на стену.

    Можно бесконечно говорить о качестве актерских работ и музыкальной составляющей (Ганс Циммер опять приятно удивил столь нехарактерным звучанием), но превыше всего здесь стоит совместный труд постановщиков. Именно они создают эту картину.

    Отныне тему рабства можно считать закрытой на долгие годы.

    Я искренне надеюсь, что «12 лет рабства» отыщет среди бесчувственной машины свой по праву заслуженный «Оскар».

    9 из 10

    P.S.: И все-таки фильм немножко страдает от отсутствия постоянного контраста и чувства времени — так и не скажешь, что двенадцать лет прошло…

    15 января 2014 | 00:26

    Продолжаю отсматривать фильмы с Майклом Фассбендером. Вообще-то, я не очень люблю period dramas, так сказать, но что поделать — если уж смотреть, так смотреть все.

    Начнем с того, что перевод названия немного не верен. Неверно (а зачастую и просто странно) называют многие фильмы в не родных странах проката, но тут этот маленький нюанс мне бросился в глаза. Правильнее бы было перевести «12 лет рабом», и это сразу меняет перспективу фильма. Это не история чернокожего раба, у которого взяли из жизни 12 лет по какой-то причине и сняли про них фильм, а это история свободного человека, по несчастливой случайности ставшего рабом, а потом обретшего свободу снова. Мелочь — а заметно.

    Это второй фильм Стива МакКуина, который я смотрю, и тут опять много слез. Прямо выжимает режиссер из зрителя соленую влагу. Такие темы, такие роли, такой сюжет. То ли потому что я не американец и не чувствую застаревшей вины перед всем черным населением земли за долгие годы рабства, то ли я просто циник такой бесчувственный, но меня не проняло. То есть я сидела и отмечала про себя «вот, тут надо плакать, ага» и все. В «Стыде» мне и то были ближе переживания героев, так что там я могла им сочувствовать (хотя и там мне показалось, что слез многовато). Ну, будет оказия — посмотрю еще творчество МакКуина, для статистики.

    Раз уж посмотрела этот фильм из-за Фассбендера, то о нем отдельно пару слов напишу. Играет тут он рыжебородую сволочь. Играет с южно-американским акцентом. Пытается, по крайней мере, но на мой тонкий слух у него не получается на 100%, скорее на 85%. Но это я придираюсь уже (кстати, не пойму, зачем нагнали в картину про американский юг столько британо-говорящих актеров — это я про Камбербэтча). Роль у него тут не особо дает развернуться, но сволочь у него все равно какая-то милая получается, на мой взгляд.

    Немного покоробило, что говорят они таким высокопарным слогом. Сначала грешила на экранизацию, мол, из книги слов понадергали, не адаптировали толком, но потом сообразила, что это просто 19 век и американский еще не упростился до одних предлогов и междометий, а больше похож на старо-английский. Может, именно поэтому и англичан нагнали в фильм, кстати.

    А вообще очень красиво снято. Вот тут претензий никаких. Очень красиво, правда. А, и еще саундтрек классный, музыка очень хорошо ложится. Но сам фильм меня не зацепил.

    6 из 10

    10 августа 2015 | 22:20

    Просмотр данного фильма вызвал во мне такую бурю отрицательных эмоций, что я до сих пор не могу прийти в себя и при этом не знаю, что же сильнее всего в нем меня убивает, так как вариантов сразу несколько.

    1) Через сто лет после событий, которые показываются в фильме, негров в США не пускали в бары, а в общественный транспорт они заходили через отдельную дверь, в связи с этим вопрос знатокам — откуда за сто лет до этого на улицах Америки взялись толпы гуляющих негритянских семей в изумительных одеждах, по-господски приветствующие своих светлокожих товарищей. Попахивает историческим передергиванием.

    2) Главный герой, как и все остальные персонажи, за исключением спасителя-Питта, настоящий Макиавелли, плетущий интриги, хлестающий плетью своих собратьев — тот ли это персонаж, из-за которого стоит раскатывать подобную трагедию?

    3) Естественно, практически все персонажи европейской внешности в фильме либо сумасшедшие, либо пропойцы, либо просто бездельники-плантаторы в соломенных шляпах. Был ли бы фильм столь одобрен критиками и общественным мнением, если бы рассказывал о тяжелой судьбе рабочих в шахтах или в каком-нибудь условном Клондайке? Налицо желание спекулировать на столь актуальной теме неравенства/ущемления прав чернокожих и добавления новых монет в копилку чувства вины белых людей.

    Иными словами, фильм не просто плох, а плох хуже Малахова.

    3 из 10

    14 декабря 2013 | 23:25

    «Для того чтобы рассказать историю, необходимо сохранить равновесие. Чтобы функционировал каждый кусок, ни одна часть не должна быть тяжелее или легче. Я добиваюсь этого почти хирургическим путем, постепенно отсекая все лишнее, и смотрю, что выходит.» — Режиссёр картины Стив Маккуин.

    Очень мудрая позиция для человека, взявшегося рассказать историю по реальным событиям. Заложив в основу картины автобиографию Соломона Нортапа, Стив Маккуин справляется с поставленной задачей, подключая сюда все возможные ресурсы.

    Недавно познакомившись с биографией данного режиссёра, я нисколько не удивился тому, что начинал он как художник. Основным его инструментом выступают краски: каждая плантация полна индивидуальных тонов, привязанных к характеру её владельца. В одном из интервью Стив делился впечатлениями о совместной работе с оператором Шоном Боббиттом: много сил и времени они тратили на проработку палитры, назначая каждому цвету важную роль. Даже музыка в фильме наложена мазками — резкими и внезапными — их можно разглядеть в эпизодах перепада эмоций или увидеть в них символы предвестника беды и страданий. «Шумовые» вставки, скрежет и «рваные» духовые как-то неприятно подстёгивают, словно у тебя самого над головой щёлкнул хлыст.*

    Ещё одним интересным режиссёрско-операторским ходом являются долгие планы: не те, что акцентируют молчаливое переживание на лицах актёров, а те, что держат оптический фокус на главном герое, при этом «смысловой» же фокус смещают на то, что происходит вокруг. Иногда это вызывает даже недоумение, но вскоре ты усматриваешь «второе дно» (подтекст), и почти слышишь шёпот режиссёра.

    Сама история довольно проста. Однако крайне сильная эмоционально, она легко удерживает зрителя перед экраном. Однообразие этой хроники жутких страданий освежают чувства и реакции героев, которые, не смотря на (порой) чрезмерную линейность характеров, вызывают живой отклик, даже если образ напрочь отрицательный! Персонажи отнюдь не однообразны и вовсе не блёклы, как замечают многие критики! Да, герои здесь очень простые для понимания, но их естественность и глубина не столь очевидны. Сбить столку нас может слишком чёткое разделение на «черное» и «белое».

    «Черное» (зло) оправдывается библией и Богом. И чем сильнее порок проникает в человеческое сердце, тем сильнее стремление укрыться в церковном праве безнаказанно вершить грех!** Если персонаж Бенедикта Камбербэтча пытается оправдаться лишь перед самим собой, прячась за библию, не в силах препятствовать обществу, в котором живёт, то герой Майкла Фассбендера упивается правом, дарованным свыше, совершая все грехи, которые возможно. «Белое» даже если угнетаемо, не теряет веры в человека. Той веры, что не спутаешь с показной набожностью.

    Стив Маккуин снискал обвинения в заискивании перед киноакадемией и зрителями, обратившись к такой же больной теме, как холокост. И всё же… пусть твердят вокруг, что фильмы о войне или рабстве набили оскомину, подобные картины должны сниматься именно для того, чтобы гнусный вкус скверных времён не стирался из памяти.… Ибо привыкнув к добру, человек из одной только скуки обратится к злу…

    * — В целом саундтрек Ханса Циммера не сильно выделяется из того, что он делал раньше, но… ведь того требует замысел автора фильма.

    ** — Согласно библейским источникам, потомки Хама (Хаммиты/ представители негроидной расы), были прокляты отцом (Ноем) и объявлены быть вечно рабами Сима и Иафета (двух других сыновей Ноя, которые дали начало человечеству).

    9 из 10

    15 марта 2015 | 18:59

    Какой же это потрясающий фильм! Жуткий, поражающий своей жестокостью, но потрясающий. Еще до момента выхода ждала его с нетерпением. Описание фильма очень заинтересовало, потому что ничего подобного до этого не видела, и вообще, мало чего знала о той ситуации, которая изображена в фильме. И вот, наконец, я добралась до фильма.

    После просмотра осталась под очень глубоким впечатлением. Весь фильм я думала о жестокой несправедливости жизни, о ее испытаниях, которые должен проходить ежедневно каждый человек, и что все-таки далеко не каждому уготовлена такая судьба, которая высасывает веру и надежду из человека. То, что когда-то представители негроидной расы были рабами, для меня — дикость. Это вызывает у меня недоумение, я этого не пойму никогда. Увидев, что происходило на самом деле (как это показано в фильме) в XIX веке в США, убедилась в этом. Считаю, что заключение чернокожих людей в рабство — одна из самых величайших ошибок мира, какие только были за все время.

    Актерский состав шикарен, что тут говорить. Все сыграли свою роль на 5+. Даже выделять кого-то одного, кто лучше всех сыграл, не буду. Единственное скажу, что не могла порой смотреть в глаза Майклу Фассбендеру, потому что взгляд этого человека — взгляд добряка, а не тирана, и это просачивалось. Либо это уже просто мое собственное воображение. Но игра этого актера все равно выше всяких похвал.

    Нельзя не отметить и потрясающей красоты пейзажи, на фоне которых разворачивались события этой истории, и музыку, берущую за душу каждого. Также очень тронул конец фильма.

    Спасибо за не зря потраченное время.

    16 июля 2014 | 02:10

    Ждал этого фильма с момента выхода «Стыд»,второй полнометражной работы С. МакКуина. К слову фильмов у режиссера всего три: Голод(пытался его осилить, но так и не смог), Стыд и, собственно, 12 лет рабства. От последнего творения ждал той же бескомпромиссности и неоднозначности, которая была в предыдущих лентах.

    Ожидания не оправдались, но от этого фильм ни чуть не потерял. Да, он для широкого зрителя. Да, на тему получившую новое дыхание с выходом Джанго и Линкольна. Но все сделано со вкусом, с пониманием дела и, конечно, душераздирающе. Нас погружает в мир человека, лишенного свободы, учесть которого страдания, нечеловеческий труд и полное унижение. Время восстановлено идеально: от обстановки мирного городишки и до плантаций зажиточных капиталистов. События через которые прошли люди и сам Соломон Нортап (кстати реально живший человек, опубликовавший свои мемуары, по мотивам которых и снят фильм),просто ужасают и не только фактом своего существования, но и благодаря труду создателей. Зрителя не оберегают от сцен насилия, жестокости и бесчеловечности, что совершенно правильно и соответствует стилю режиссера.

    Надеюсь все возможные киноассоциации оценят труд Ч. Эджиофора и операторскую работу. Исполнителю главной роли я поверил на 100%,по-моему, он выглядит очень гармонично и ни в коем разе не выпадает из действия. Как минимум 2 сцены заслуживают уважения к этому актеру. Так же не подвел 2-ой план, не подвел, конечно мягко сказано. Все актеры мирового класса. Но М. Фассбендер… это третья совместная работа актера и С. МакКуина, есть резон назвать это-творческим тандемом. Персонаж созданный М. Фассбендером, представляет из себя антигероя и в то же время воплощает в себе всевозможные отвратительные черты человеческой души. Жестокость, жадность, безразличие, глупость, слабость и т. д. Но как он живет на экране! Думаю, образ Л. ДиКаприо в «Джанго» все-таки уступает(возможно потому, что у него просто меньше экранного времени).

    Наверно, тематика борьбы за права темнокожих для россиян далека, но отмечу, различие с Русской историей, лишь в общей форме. Крепостное право в России-мрачное, густое и пропитанное кровью пятно, так и не было достойно отражено в Российской кинохронике, к сожалению.

    P.S. очень сильный, красивый, достоверный(для достаточно искушенного зрителя) и просто хороший фильм. История о человеке, свободе и цене за неё. И все же, что такое свобода? какой её критерий и есть ли предел? Обязателен к просмотру.

    9 из 10

    26 января 2014 | 20:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>