всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  4.68 млн,    Великобритания  2.95 млн,    Франция  1.67 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (6):
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (436 724)
ожидание: 96% (10 278)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
277 + 11 = 288
9.0
в России
89%
24 + 3 = 27
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гиацинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7639 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Талантливо снятое, но за исключением нескольких сильных, можно сказать мощных сцен с участием Чевитела Эджиофора, показавшего невиданный доселе актёрский стержень, кино довольно неровное и нет-нет, да проваливается в категорию видеоинсталляций на политическую тему, при этом лишённых жизни и нерва. В итоге создаётся парадоксальное впечатление лоскутного одеяла, когда режиссёр мечется между привычным для себя фестивальным артхаусом и голливудским кино, которому продюсеры уже почти выбили все «Оскары» на ближайшем вручении этого приза. Один из них — Брэд Питт, тут сыграет пожалуй, самого неудачного с драматургической точки зрения персонажа, этакого dues ex machina во плоти, который сыплет прямолинейными фразами: «Рабство — плохо. Все равны. А что если тебя продадут в рабство?»

    А ведь история из тех, где нельзя остаться безразличными. История свободного человека, ставшего рабом, в теории легко могла быть перенесена и в наши дни, когда свобода мнимая, рано или поздно проходит проверку истинной неволей. Но Маккуину это удаётся. Уж от чёрного режиссёра я не ожидал, такого отношения к собственным собратьям, пережившем такой жестокий период истории. Да и в попытке обличить рабство Маккуин берёт и обходит такую важную тему, как расизм, как второстепенную и вообще якобы не актуальную! Можно сказать, что рабство здесь рассматривается вполне конкретное американское, а истоки его он видит в несовершенстве законов, которые его разрешали. Но ведь законы не пишутся от балды, а имеют вполне твёрдую почву под собой. Можно сказать, что «12 лет раб» — это всё равно, что фильм о Холокосте с точки зрения нехватки дешёвой рабочей силы для Третьего Рейха. И исследование психологии раба уже не так важно, при таком попустительстве в авторском взгляде.

    Может показаться после таких слов, что фильм плох, но это не так. Даже несмотря на все недочёты и довольно спорные мысли, когда британский режиссёр отказался пройтись по острому лезвию кино о расовой нетерпимости, с которого легко соскользнуть и убиться, предпочтя более прямолинейный путь, но главное безопасный, благодаря отличным актёрским работам, где кроме уже упомянутого Эджиофора, стоит упомянуть вечно пьяного плантатора в исполнении Майкла Фассбендера и его личной рабыни в исполнении Люпиты Ньонг`о, а так же отдельными сценами, которые потрясают своей натуралистичной атмосферой ужаса рабского положения человека без прав и свобод, это всё же кино.

    17 декабря 2013 | 17:51

    В век толерастии и лозунгов «no to racism» стало модным переписывать историю. Кто-кто, а уж американцы в этом мастаки.

    Чудеса да и только. На дворе 40-е годы XIX столетия, а чёрный парень расхаживает по улице в самой модной одежде того времени, имеет собственный дом, ездит на карете, покупает жене дорогие подарки, и белые снимают перед ним шляпы. Хотелось бы напомнить уважаемому режиссёру, что 100 лет спустя после описываемых событий чёрных актёров, игравших в «Унесённых ветром» не пускали на премьеру их фильма, а того знаменитого негра, который в 1936 году так удивил Гитлера на Олимпиаде, не пустили на пьедестал по законам того времени. А ещё в 1960-е годы чёрный не имел права садиться в автобусе рядом с белым. И многое другое.

    Поэтому убедить меня в том, что картина «12 лет рабства» основана «на реальных событиях» не сможет никто. Чёрный режиссёр МакКуин пытается нам выдать желаемое за действительное, ссылаясь на якобы написанное Соломоном Нортапом произведение. Если оно и вправду существовало (понятно, что некоторые хозяева пытались учить негров грамоте), то поверить там можно только в то, что происходило с Соломоном на плантациях, но никак не в «похищение» и развязку. Красиво не соврёшь, хорошо не напишешь, а уж негры здорово умеют приукрашивать различные истории.

    В принципе я увидел сегодня то, на что и рассчитывал. Уже из трейлера были видны многие мифы и легенды МакКуина, но были ещё и подводные камни, которые удивили даже меня.

    «12 лет рабства», если абстрагироваться от выдуманного начала, основной частью своего повествования должен вызывать жалость и сострадание. А значит главный герой фильма должен их у зрителя вызвать. Но этого не происходит. Соломон Нортап так покорно сносит все побои и унижения, что сам и опровергает свой тезис о том, что был свободным человеком. И при этом остаётся абсолютно равнодушным, таким же, как показаны прочие рабы. «Они рождены нигерами», — произносит один из персонажей фильма. Вот Соломон тоже получается рождён нигером. Ему говорят идти рубить тростник, он выполняет, ему велят собирать хлопок, он делает. Он показывает лишь сломленную волю раба, но не бунтарский характер свободного человека. Да, были в этом фильме душераздирающие моменты, вызывающие сочувствие к неграм. Но не к Соломону. Он сочувствия не вызывает.

    Смотреть «12 лет» надо по другой причине. Ради Майкла Фассбендера. Вот его персонаж абсолютно центральный в картине. Во-первых, респект ему за то, что он не побоялся играть такого персонажа во времена, когда даже слово «чёрный» нельзя произнести. А во-вторых, видно по всему, что актёр не просто играет в этом фильме, он наслаждается своей собственной игрой. Невольно на ум приходит сравнение персонажа Фассбендера с таким же суровым и жестоким персонажем ДиКаприо из «Джанго освобождённого». И сравнение это выходит в пользу Майкла. Мало того, что эта роль как будто написана под него, и он живёт жизнью плантатора Эббса, но он и отлично умеет перевоплощаться из злого в доброго, из прямолинейного в расчётливого персонажа. Я отмечал это, когда писал рецензию на «Прометей», сравнивая его персонажа того фильма с Магнето из «Первого класса». То же скажу и сейчас. Играл Фассбендер бесподобно, и он единственный кто достоин Оскара в этой картине. Это нисколько не умаляет заслуг Лео и его порезанной руки в создании образа плантатора Кэнди. Просто Эббс одним видом и непредсказуемым поведением вгоняет всех своих рабов в дрожь, и поэтому смотрится реальнее Кэнди.

    Заявлены в «12 годах рабства» и ещё некоторые весомые актёры: Бенедикт Камбербэтч, Брэд Питт и Пол Джаматти. И если в адрес Камбербэтча и Джаматти кроме добрых слов сказать нечего, то по Питту хочется пройтись катком. Так изгадить концовку в принципе достойной картины мог только он. Лучше бы он зомби отстреливал, ей-богу, а не лез бы со своими нравоучениями в чужой монастырь. И главное, что хвалил я его после раскритикованной «Мировой войны Z», так нет же, ему понадобилось явиться в фильм о XIX веке с гуманитарной миссией из XXI-го. Жена послала не иначе. Когда он начал говорить в конце, хотелось заткнуть уши. Какие-то пророчества, философские фразы, давление на совесть и жалость и прочие нюни. То, как его при этом осаждал герой Фассбендера, лишь немного скрасило общую картину. А ведь, по-хорошему, за такие разговоры в то время на Юге США можно было поиметь серьёзные проблемы. И неудивительно, что именно персонаж Питта сыграл основную роль в окончании этой истории. За этим жена и заслала. Нортапа должна была освободить Гражданская война, а не то, как это случилось.

    Как я говорил выше, я получил то, за чем и шёл в кинотеатр. Картина «12 лет рабства» действительно интересная, местами поучительная, жестокая и порой несправедливая ко многим своим героям. Нам показали историю одного человека в течение 12 лет его жизни, которые были насыщены различными событиями. Не то, чтобы она смотрится на одном дыхании, но несмотря на свои 2 с лишним часа затянутой не кажется. Но таких историй в реальной жизни, по крайней мере в те времена, быть не могло. Эту лапшу пусть американцы вешают на уши киноакадемикам, которые прослезятся и надают «12 годам рабства» все возможные и невозможные Оскары. Для себя же считаю, картина на один просмотр.

    6 из 10

    14 декабря 2013 | 03:29

    Третья большая работа Стива МакКуина, в которой он не отступает от своего фирменного стиля, отличительными чертами которого являются бескомпромиссное отношение к зрителю и внимание к деталям. На этот раз режиссер, однако, очевидно покорит массовую публику и получит массу кинематографических наград.

    Трагическая история Соломона Нортапа, который обманным путем был взят в рабство и, сменив нескольких владельцев, просуществовал в невыносимых условиях целых 12 лет. После своего освобождения в 1853 году мистер Нортап опубликовал книгу воспоминаний об ужасах рабства и стал одним из виднейших деятелей аболиционистского движения. Именно история Нортапа и была положена МакКуином в основу картины.

    Бесчеловечность ситуации, когда унижение одного человека другим является рядовым явлением, демонстрируется в фильме откровенно и без какой-либо цензуры. Мир, в котором живут герои «12 лет рабства» это антипод тому, как показывается рабство, во многих картинах, когда отношения «раб-хозяин» изображаются без какой-либо чрезмерной жестокости. О том, что мир рабства это настоящий ад, и именно таким он и будет показан, говорит присвоенный фильму рейтинг R. Даже в моменты, относительного спокойствия постановщики ни на минуту не дают зрителю забыть, что все происходящее не имеет к понятию «нормально» никакого отношения.

    Кто бы подумать, что этот режиссер-минималист сможет поставить такую по-настоящему масштабную историю, как по времени охваченному в рассказе, так и в плане действия. С технической точки зрения режиссура МакКуина не соответствует стандартам массового кинематографа — он слишком долго держит один и тот же ракурс, и очевидно многое снимает одним дублем. Такой подход, безусловно, требует умения и говорит о собственном стиле, возможно Стив это один из тех режиссеров, который не оглядывается на общепринятые стандарты, заменяя их своими собственными. Кроме того Стив, можно сказать, безучастен по отношению к своим героям в плане визуализации, он сквозь камеру смотрит на них беспристрастно констатируя происходящее. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в его «Голоде» и в «Стыде».

    Признать МакКуина гениальным будет совершенно правомерно, после того, как где-то во второй половине фильма будет продемонстрирована сцена, когда главный герой Соломон, начнет подпевать таким же как он униженным и оскорбленным. Тут Стив покажет, что он точно знает, что кино не должно быть прямолинейным и самые, казалось бы, простые вещи, верно истрактованные могут стать больше, чем они есть на самом деле.

    Единственная вольность, которую позволил себе МакКуин — это довольно своеобразное изображение свободных афроамериканцев. Даже в Вашингтоне, где прогрессивные взгляды были довольно распространены, положение тех, кого в южных штатах рассматривали как рабов, выглядит преувеличено благополучно. После официальной отмены рабства обстоятельства жизни афроамериканцев были по части гражданских прав совершенно не сопоставимы с теми свободами, которыми обладала белая часть населения США. В «12 лет рабства» же свободные афроамериканцы показаны, как совершенно уравненные в правах с «привилегированной» частью общества, в то время как это не так. Возможно, режиссер уделил недостаточно внимания жизни главного героя до того, как он попал в рабство, поэтому зрители и не увидели, что даже у формально свободного гражданина имелось довольно весомое поражение в гражданских правах, если он имел темный цвет кожи.

    Очевидно, что для актеров участие в подобном проекте является довольно престижной строчкой в резюме. «12 лет рабства» может похвастаться наличием таких знаменитых личностей как Пол Джаматти, Пол Дано, Сара Полсон, Скут МакНэйри, Бред Питт. Особо запоминающиеся роли у Бенедикта Камбербэтча, который играет рабовладельца, который с одной стороны понимает, что рабство это зло, а с другой — ничего с этим поделать не может, и у любимца режиссера — Майкла Фассбендера. Фассбендер показывает, что такое настоящее безумия, изображая абсолютно ненормального плантатора, который относится к рабам как к вещам в прямом смысле этого слова. Наверно, если кто и достоин получить Оскар в 2013 году, то это Майкл. Про экранного Соломона Нортапа и говорить не стоит, Чиветель Эджиофор гениален.

    Смотреть «12 лет рабства» нужно непременно, даже если вы не в восторге от авторских работ Стива МакКуина. Это фильм больше, чем просто кино это попытка осмыслить один из чудовищнейших периодов в истории, когда общество, казалось, докатилось до самого дна, но тут снизу постучали.

    29 ноября 2013 | 14:44

    Вот уже в третий раз режиссёр Стив МакКуин снимает полнометражный фильм. В третий раз в нём участвует Майкл Фассбендер, в третий раз фильм рассказывает о человеческих страданиях и в третий раз фильм оказывается, тем ради чего не стоит жалеть времени на просмотр.

    Изначально, лично меня смутила выбранная тема рабства, она показалась мне изрядно заезженной, особенно американскими режиссёрами. Однако, стоит признать, что и предыдущие темы не являлись чем то исключительным и тем не менее оказывались однозначно хорошими примерами своего жанра.

    Фильм, как понятно из описания, повествует нам о негре по имени Соломон Нортап, который будучи свободный попал в неволю, в которой и прожил всё основное действо фильма. Таким образом, его можно условно разделить на две части. Первая, повествует нам о том как Соломон жил и не тужил, а вторая как Соломон выживал и явно тужил. Всё это действие происходит во времена разделения страны на две части: часть, где Соломоны Нортапы могут быть свободны и часть где все они являются рабами. Всё это на протяжении фильма показывает два абсолютно противоположных мира, что в свою очередь очень хорошо подчёркивает печаль и уныние обстановки, в которой оказался Соломон. Такой диссонанс и контраст миров неизбежно приводит главного героя к множеству этических и моральных дилемм: то он подумывает о побеге, то размышляет о смирении, то его одолевает ярость и жажда справедливости, в общем, пищи для размышления в стиле: «а что бы сделал я?» вполне хватает, ведь провоцирующих на это ситуаций в жизни Нортапа, к его несчастью хватало с излишком.

    Стоит отметить и актёрскую игру, в частности игру Майкла Фассбендера. Считаю, что он отлично справился с очень интересной и сложной ролью, которая, меж тем, не может получить Оскар в США по понятным причинам не зависящим от талантов актёра.

    В заключение: фильм хоть и тяжёлый, печальный, грустный, но однако рекомендую его абсолютно всем для просмотра, так как картина безусловно заслуживает всех призов и номинаций, которых её удостоили.

    8 из 10

    1 мая 2014 | 00:05

    Фильм «12 лет рабства», как мы с вами знаем, выстрелил сразу после показа на кинофестивале в Теллуриде. Лента получила множество положительных рецензий от критиков.

    Я считаю, что этот фильм заслужил те награды, которые он получил.

    Во-первых, мы можем наблюдать реальную историю жизни Соломона Нортапа. От надписи» основано на реальной истории» мы сразу начинаем глубже вникать в фильм, мы больше верим в происходящее на экране. Все зверство людей, которое мы наблюдаем в фильме, имело место быть в реальной жизни — именно это заставляет нас ужасаться, испытывая различную палитру эмоций.

    Во-вторых, нельзя не хвалить актеров, которые свою роль сыграли на 10/10. От Эджиофора требовалось показать человека, все еще верующего в спасение, неунывающего, несмотря на такое тяжкое бремя. Он должен был показать душевные муки, но в то же время мужчину, который будет бороться за свою свободу и независимость. Фассбендер сыграл выше всяких похвал. Он должен был сыграть человека, к которому мы с вами, зрители, должны были испытывать отвращение и ненависть. Справился ли он с этим? Решать только вам, но мне кажется, что справился. Был персонаж, которого было жалко всю картину, который постоянно терпел издевательства и побои, имя этого персонажа — Пэтси. Люпита Нионго действительно шикарно исполнила свою роль, несмотря на малый опыт в киноиндустрии. Остальные актеры, безусловно, запомнились тоже, но они не проделали такой объем работ, какой проделали главные персонажи фильма.

    В-третьих, хочется отметить шикарный саундтрек, написанный Хансом Циммером (интерпретация имени вольная). Столько красок мы можем уловить в этой мелодии. Solomon — так называется произведение Циммера — идеально дополняет картину, заставляя пустить слезу в некоторых моментах.

    Есть, несомненно, и допущения, о которых можно рассказать. Так, к примеру, создатели фильма не рассказали о некоторых рабовладельцах, которые, как мне кажется, дополняли бы картину. Есть еще и другие допущения, но выявить их можно только тогда, когда вы прочтете книгу (что я и сделал после просмотра ленты).

    8,5 из 10

    28 июня 2015 | 17:52

    Вот уже второй срок во главе США стоит темнокожий президент Барак Обама, темнокожий актер Уилл Смитт который год возглавляет список самых высокооплачиваемых звезд Голливуда, а певица Риханна который год входит в рейтинг наиболее сексуальных женщин планеты, тем не менее, на экраны раз за разом появляются все новые фильмы, повествующие об ужасах рабства и притеснения афро-американцев.

    Мартин Лютер Кинг и Нельсон Манделла мечтали о мире, в котором все люди будут равны. Но если такие картины, как «Прислуга» «Джанго» и наконец «12 лет рабства» поднимают настолько большой резонанс, значит, проблема существует и о ней нельзя молчать.

    Кто-то, конечно, возразит: это касается одной Америки, но не следует забывать, что торговля людьми, что двести лет назад, что сегодня, остается одним из самых прибыльных и вопиющих в своей жестокости бизнесов. Если вам кажется, что это не так, сделайте, как предлагал адвокат в славно известном фильме «Время убивать» — закройте глаза и представьте на месте Соломона Нортупа белого человека.

    Режиссер Стив МакКуин создал очень сильный и невероятно тяжелый для просмотра фильм, который следует увидеть каждому человеку, особенно тем, кто до сих пор верит в иллюзию о беззаботной жизни колониальных рабов. Без купюр и гламура, без голоса за кадром, выступающего в роли арбитра, и даже без какого-нибудь финального вывода. Одна лишь хроника жизни обычного черного человека, сжатая в двухчасовой формат и поданная в череде кошмарных и пробирающих до костей эпизодов насилия, издевательств и унижения одних людей другими.

    Подобно своему предыдущему визионерскому шедевру, «Стыду», МакКуин выставляет напоказ все то, о чем принято помалкивать даже в среде интеллектуалов. Словно опытный хирург он вскрывает режиссерским скальпелем гнойные раны на теле псевдо демократической Америки средины 19 века, где цвет кожи превращал достопочтенного жителя и гражданина в бесправного скота, жизнью которого распоряжались с такой же небрежностью, как с половой тряпкой.

    В густой и пронзительной атмосфере, озвученной гением Ханса Зиммера, один шокирующий кадр сменяет другой, опуская и героев, и зрителя на самое дно пекла. Некогда так поступил Стивен Спилберг со своим «Списком Шиндлера», раз и навсегда поставив точку в оценке геноцида евреев. Теперь это с такой же хладнокровной последовательностью проделал и Стив МакКуин.

    Однако наибольшее впечатление производят не сцены, где юных девушек забивают до смерти кнутом за кусочек мыла, а молодые парни умирают от изнеможения прямо на хлопковых полях. Самыми ошеломительными стали моменты, когда вокруг задыхающегося в петле героя снуют и выселятся дети рабов, а их родители, как ни в чем не бывало, продолжают заниматься своими делами. Да, МакКуин не боится указывать на самый главный грех этих людей — смирение. Человека можно исполосовать плеткой, унизить ругательствами, надругаться над его честью и достоинством, но как только он сам примиряется с таким образом жизни, то теряет самое важное — свою волю. В «12 лет рабства» можно увидеть все стадии разложения людской души, неважно кого, плантатора или раба, ведь каждый из них сражается с собственным демоном.

    Но не только Стив МакКуин заслуживает теплых слов в свой адрес. Исполнитель главной роли Соломона Нортапа Чиветель Эджиофор, замеченный Спилбергом в не менее убедительном фильме о рабстве «Амистад», проделал колоссальную работу по перевоплощении. В его лице и в глазах можно найти отражение всех событий, происходящих перед нами или за кадром. То же касается и Майкла Фассбендера, еще в «Аквариуме» и «Стыде» доказавшего, что ему под силу играть одержимых героев, причем он соревновался на одном поле с Лео ДиКаприо из «Джанго». Ну и открытие сезона — юная Лупита Нионоа, чье пламя и хрупкость добавили фильму необходимую женскую линию на грани веры и отчаяния.

    Многие зрители могут обвинить работу МакКуина в пропаганде немотивированного насилия, а самого режиссера в однобокости изображение векового конфликта, но лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы говорить о прошлом с таким акцентом. Наоборот, только так, беспощадно и бескомпромиссно, можно донести до обывателя, привыкшего к цивилизованному обществу и конституционным правам, главную мысль: жизнь человека не может быть собственностью кого-либо, никогда и ни при каких обстоятельствах. Иначе вся наша напускная гуманность может отправиться прямиком в трубу.

    Как я и говорил, смотреть «12 лет рабства» тяжело, но еще тяжелее, начав, оторваться от экрана. Это признак мастера и это достойно признания. Но еще больше — памяти, чтобы подобные страницы истории больше не повторялись.

    9 из 10

    5 февраля 2014 | 20:41

    В качестве «маст си» фильма среди релизов последнего месяца 2013 года «12 лет рабства» Стива Маккуина появились не сразу. К данному проекту присматривался я постепенно, следя за всеми новостями, которые удавалось прочитать. Но слишком безрассудно действие, чтобы сознательно отказаться от похода в кинотеатр с целью выбора определенного сеанса на фильм Стива Маккуина, с Майклом Фассбендером в одной из ролей в придачу. Забегая вперед, стоит подытожить, что картиной лично я остался доволен, пусть и без абсолютно щенячьего восторга.

    В чем нельзя сомневаться? Это то, что британский постановщик от фильма к фильму растет. Во всех отношениях. Выбор материала для экранизации, бережное и привлекательное переложение истории на экран, а также виртуозная постановка кадров и превосходный упор на визуальное восприятие — всё это и не только раскрывает Стива Маккуина пред нашими глазами во всем том блеске, который заслуживает этот режиссер. И положа руку на сердце, давайте признаем, что, если бы не полный однофамилец и тёзка легендарной голливудской звезды, не быть Майклу Фассбендеру сверхпопулярным актером и новой иконой мужской красоты.

    Вот и в «12 лет рабства» мистер Фассбендер настолько вживается в свою роль жестокого плантатора, что к чёрту забываешь, играл ли один и тот же актер Магнето, Брэндона, Стелиоса, Рочестера, Юнга. При всём уважении к Чиветелю Эджиофору, но порой британский актер с немецкими корнями с легкостью перехватывал всё внимание на себя. И делал он это не нарочно — так уж у него выходит. Хотя в такой ситуации не теряются в своих эпизодах Бенедикт Камбербэтч, Пол Джаматти и Пол Дано. Отыгрывают свои партии ярко и мастерски.

    Во время просмотра появляются различные мысли, которые вряд ли дадут покой. Вот живешь в 21-м веке и представить трудно, как такое могло происходить в веке 18-м. Я про рабство. Насколько люди были слепы и глухи, настолько жестоки и беспощадны. Поминая имя Господа, люди вроде Эдварда Эппса совершали грехи, которые омыть чуть ли невозможно. Но и современные злые люди не слишком переменились. Неонацизм, расизм, шовинизм — живут все люди во всеобщем мире и ненавидят люди друг друга в этом всеобщем мире. Проявить доброту душевную или милосердие — это ведь очень легко и не требует огромных усилий. Но что Эдвард Эппс, что его жена, что другие подобные плантаторы стыдятся этого. Они думают, что покажутся слабыми и немощными, если откажутся от рабства и начнут противостоять ему. Может, Бог так устроил, чтобы люди всегда ненавидели себе подобных и это не происки одного лишь дьявола?

    Фильм получился, конечно, с «оскаровским» потенциалом. В том смысле, что могут быть обласканными главной кинонаградой «12 лет рабства». При всем при этом Стив Маккуин не ударяется в создание фильма «для всех». На самом деле фильм не для всех. Некоторые зрители не выдерживают и выходят из зала (сам был свидетелем). Несмотря на присутствие звезд первой величины, режиссер с помощью оператора Шона Боббита все равно оставляет время для представления визуально роскошных кадров. Всего лишь третья работа, а уже такая репутация у постановщика! Эх, то ли еще будет…

    И все-таки отныне у Чиветеля Эджиофора есть такая роль, которой можно гордиться до конца жизни, о которой можно рассказывать за бутылкой водки, о которой можно писать мемуары. В самом деле, не ролью же в «2012» хвастаться.

    Благодарю за внимание и фильм к просмотру рекомендую. Если в марте следующего года я услышу «and the Oscar goes to… „12 years of a Slave“, удивления не будет и в помине. Значит, действительно заслужил.

    8 из 10

    P.s. Мне одному показалось, что основная музыкальная дорожка отрывком походила на музыку из фильма «Начало» Кристофера Нолана? Ханс Циммер стал видоизменять свои произведения? Хотя какая разница?! Фильму сие действие не повредило нисколько.

    14 декабря 2013 | 21:38

    Рабство существовало испокон веков, существует и сейчас, в различных проявлениях, в виде уголовно преследуемых похищений для различных целей, либо в виде нигде не прописанных обычаев в экономически отсталых странах. Можно говорить о рабстве эмигрантском или ультрасовременном офисном, но Стив МакКуин, как режиссёр, полюбивший темы заключения физического или психологического и борьбы за свободу идейную или духовную (тут стоит упомянуть его ранние полнометражные работы «Голод» и «Стыд»), своим третьим фильмом обратил внимание на рабство, существовавшее долгое время на территории нынешних Соединённых Штатов. Тогда страна только начинала развиваться, помогая себе трудом ввозимых на новые земли чернокожих африканцев, которые для своих белых покупателей являлись ничем иным как товар, вещь, без прав, без возможностей, абсолютно полностью принадлежащих «хозяину». В отличие от нашумевшего «Джанго освобождённого», картина «12 лет рабства» основана на реальных событиях, описанных в мемуарах некоего Соломона Нортапа, уже экранизированных в не особо известном телефильме 1984 года.

    Третий фильм Стива МакКуина, как многие заметили, подходит для более широкой зрительской аудитории и уже снискал признание в среде критиков, за что справедливо номинирован на несколько Оскаров. Согласно негласному обычаю, среди остальных четырёх (из девяти) избранных для «фильма года» картин «по реальным событиям», «12 лет рабства» разительно отличается жестокостью и реализмом рассказанной истории. Нет заводной музыки, нет юмора, нет динамики и масштаба. История повествует о двенадцати лет жизни в рабском заключении некогда свободного, талантливого (играл на скрипке) и предприимчивого человека, обманом попавшего под жестокое покровительство американских плантаторов. Режиссёрская работа МакКуина отличается от предшествующих картин, но в полный мейнстрим режиссёр не ушёл, что радует. Вопреки количеству знаменитых актёров и популярности, «востребованности» темы рабства, он сохранил почерк посредством длинных сцен или диалогов, оголяющих нюансы устройства общества и человеческих пороков. Порой казалось, что фильм, имеющий многочисленные клише для гонки за наградой, многим повторяет уже давно снятое, но он не обделён своей атмосферой и глубиной.

    История Соломона Нортапа, как неожиданный выход за порог светлой и счастливой жизни, двенадцатилетнее погружение в строй, в котором люди с обеих сторон варятся в уже привычном котле, ныне за которым можно наблюдать только с отвращением, ужасом и ненавистью. Таким мир предстал и перед главным героем, как вещь, кочующим от хозяина к хозяину. Подобно несправедливо осуждённому, просто за цвет кожи, Нортап встречает совершенно разных белых, с разным отношением к рабам и его моральное и физическое состояние становится только хуже, когда как мечта о свободе и возвращении к семье, изнутри греет душу, не оставляя надежды. Он старается абстрагироваться от такого мира, но то, что происходит по воле закона и владельцев, в его рамки понимания просто не укладывается. Именно так хотел показать жизнь МакКуин. Рабовладельческий строй, широко развитый в ранних веках, получил новую волну уже во вполне зрелом европейском и новом американском обществе, выглядит сейчас дико, так как культ силы превратился в культ власти денег и права. Что уж говорить, если в Библии, рабство — обычное дело, да и верующие именуются рабами Божьими.

    Отдельные сцены и интересные герои делают фильм запоминаемым в большей мере относительно отрицательных персонажей. Герой, великолепно сыгранный Чивителем Эджиофором (среди остальных картин с ним — в этой, его лучшая роль), держится за возможное освобождение и его образованность даёт преимущество перед остальными рабами, находящимися далеко от родных мест, угнетённых настолько жёстко, что даже беря в пример героиню Лупиты Нионго, терпящей хозяина, за голову хватаешься. Последний владелец в исполнении бессменного и любимого режиссёром Майкла Фассбендера, достоин особого упоминания. Эмоционально и живо сыгранный актёром персонаж, не всегда в балансе со своей головой и нетрезвым состоянием, живёт ярко, периодически избивая за невыполнение рабочего плана рабов, трахая молоденькую негритянку, избивая её, потом снова трахая всю в слезах, только лишь жена — белая гнида, мешает нормально жить. Суеверен и зависим от многих обстоятельств, совершенно не такой, каким был герой Бенедикта Камбербэтча. Тот хоть сострадал и дарил подарки со словами «надеюсь эта скрипка будет доставлять нам радость многие годы», или его сострадающая жена, обращаясь к новой рабыне: «подкрепитесь, отдохнёте и ваши дети скоро будут забыты». Так спокойно, обыденно.

    Признаваясь в своём равнодушии к Полу Джаматти, с уверенностью скажу, что его короткая роль торговца, самая яркая из всех виденных его персонажей, а камео не впечатляющего Брэда Питта, лишь для галочки смахивает на спасительное продюссирование от «Plan B». Надрывистый Пол Дано, который после «Пленниц», снова выдаёт безумного персонажа, на этот раз до крайностей заигравшегося парня, глумливо припевающего песенку про нигеров, такими темпами в скором времени по праву получит награду.

    «12 Years a Slave» среди многих произведений на тему рабства в Америке, не уходит на второй план из-за популярной, но заезженной темы. Наоборот, картина Стива МакКуина имеет сильные стороны в наглядном изображении социального устройства, наполненного небольшими элементами в поведении и речи того времени, когда владение одного человека другим с сопутствующим трудом, угнетением и законно безнаказанным издевательством было совершенно привычно и обыденно. Одиссея свободного человека в рабстве закончилась, но судьба главного героя оказалась не настолько страшной и эмоционально волнующей, как тех, кто остался. Кто просил у него об освобождении, но был «помилован» на дальнейшее существование.

    8 из 10

    26 февраля 2014 | 23:58

    Просмотр данного фильма вызвал во мне такую бурю отрицательных эмоций, что я до сих пор не могу прийти в себя и при этом не знаю, что же сильнее всего в нем меня убивает, так как вариантов сразу несколько.

    1) Через сто лет после событий, которые показываются в фильме, негров в США не пускали в бары, а в общественный транспорт они заходили через отдельную дверь, в связи с этим вопрос знатокам — откуда за сто лет до этого на улицах Америки взялись толпы гуляющих негритянских семей в изумительных одеждах, по-господски приветствующие своих светлокожих товарищей. Попахивает историческим передергиванием.

    2) Главный герой, как и все остальные персонажи, за исключением спасителя-Питта, настоящий Макиавелли, плетущий интриги, хлестающий плетью своих собратьев — тот ли это персонаж, из-за которого стоит раскатывать подобную трагедию?

    3) Естественно, практически все персонажи европейской внешности в фильме либо сумасшедшие, либо пропойцы, либо просто бездельники-плантаторы в соломенных шляпах. Был ли бы фильм столь одобрен критиками и общественным мнением, если бы рассказывал о тяжелой судьбе рабочих в шахтах или в каком-нибудь условном Клондайке? Налицо желание спекулировать на столь актуальной теме неравенства/ущемления прав чернокожих и добавления новых монет в копилку чувства вины белых людей.

    Иными словами, фильм не просто плох, а плох хуже Малахова.

    3 из 10

    14 декабря 2013 | 23:25

    С режиссером Стивом МакКуином я познакомилась не так уж давно. Буквально месяц назад посмотрела «Стыд» и пришла в настоящий восторг от этой картины. Затем «Голод», ну а после я уже горела страстным желанием скорее же увидеть новое творение этого интереснейшего режиссера — «12 лет рабства», которое возлагало большие надежды на всех. У МакКуина уже есть свои отличительные черты, которые чувствуются и видятся во всех трех фильмов, у него есть свой вкус и свое видение определенных вещей, одним словом — у него свой стиль, который заставляет восхищаться, поражаться и удивляться.

    Фильмы на данную тематику мне интересны. Вышедший в прошлом году «Джанго» взорвал публику и сейчас его уже сравнивают с работой МакКуина, однако истории, рассказанные в этим фильмах, очень отличаются. И хотя на протяжении всего фильма ты замечаешь некие маленькие сходства, а музыка порой, кажется, была написана одним и тем же композитором — эти фильмы нельзя ставить рядом. История Соломона Нортапа, мало того, что реальна, она невероятна трагична, я бы даже сказала плачевна, и интересна, при всей ее жестокости. Некогда свободный и счастливый человек, обманом попадает в рабство. 12 лет он скитается от одного хозяина к другому, он терпит унижения, плеть, неуважение, вечные крики, плачи и стоны рядом с собой. Он умен, честен, вежлив, и он ничем не отличается от окружающих ему людей. За что же он получил это наказание? Эта очередная история о том, как тяжело жилось темнокожему человеку в те времена, какое неравенство существовало на протяжении веков и продолжает существовать. Мой любимый жанр кино — драма, а этот фильм является ярчайшим представителем жанра. Потрясающий сценарий и сюжет.

    Сегодня я открыла для себя Чиветеля Эджиофора. Такой восхитительной актерской игры я давно не видела. Соломон Нортап в его исполнении сражает наповал. Роль безумная и очень трагичная. Жизнь Соломона была оборвана на полпути, и вот мы видим как он пытается выживать в труднейших условиях, как изменилась его жизнь, как он помнит, но забывает свою семью, как ему тяжело и какой он сильный. Этот человек жил надеждой, веря в светлый исход. Последние 10 минут буквально вытягивают слезы, заставляют плакать, но здесь они были больше, чем просто необходимы. Я восхищаюсь такими людьми, вечно видящими и верящими. Эджиофор, я считаю, по праву заслуживает Оскар за «лучшую мужскую роль," потому что это была не просто игра. Это было нечто невообразимое, нечто совершенно прекрасное. Браво!

    Я не хочу выживать, я хочу жить…(с)

    И хотя фильмов у МакКуина всего три, кажется, это уже стало традицией приглашать на ведущие роли Майкла Фассбендера. Это, конечно, нисколько не плохо, потому что Фассбендер — актер удивительный, очень непростой и все его персонажи достаточно интересны. В этот раз Фассбендер впечатляет своей живой и столь качественной игрой. Персонаж у него злой, довольно мрачный и даже отталкивающий, но при всем при этом исполнил он свою роль так же как и всегда — замечательно. Я не ожидала от него чего-то плохого, а МакКуину очень благодарна за еще один шанс увидеть этого актера. Актерский состав в этот раз и вовсе радует. Такие имена, как Бенедикт Камбербэтч и Брэд Питт красят этот фильм еще больше. Оба актера на экране появлялись мало, однако впечатление произвести успели. И неизвестная для меня, и думаю не только, Лупита Нионго возлагает большие надежды. Персонаж у нее — сильная и смелая женщина, мне очень понравилась. Вся эта атмосфера XIX века передается зрителю, а актерам в этой среде, видно, очень и очень уютно.

    Музыкальная линия великолепна. В этот раз сам Ханц Циммер принимал участие в создании данной картины. Помимо его музыки в фильме звучит много приятных мотивов. Особенно радуют песни, спетые рабами во время работы. Это звучит как-то особенно. К прослушиванию рекомендую саундтрек Solomon, эту потрясающую композицию. В этот раз так же очень хочется отметить работу оператора, который снимал остальные работы МакКуина. Их дуэт, их отличительные черты очень видны и мне это нравится. Снято ярко и очень живо. Удивительные сцены порки — пугающие и устрашающие; удивительные пейзажи, а так же очень красиво сняты люди. Я в восторге от всего, что творит и в чем участвует МакКуин. Все то, что создал он в этом фильме — превосходно!

    «12 Years a Slave» — главное событие года. Это настоящий прорыв Стива МакКуина, а так же Чиветеля Эджиофора и Майкла Фассбендера. Это настоящая драма, повествующая реальную историю человека, потерявшего 12 лет своей свободной жизни. Фильм — надежда, открытие и трагедия. Все эмоции смешались, но все же вердикт таков: лучший фильм года, без сомнений. Я очень надеюсь, что картина получит не одну статуэтку в этом году, а Стив МакКуин(теперь мой любимый режиссер) продолжит радовать зрителей подобными шедеврами.

    10 из 10

    15 декабря 2013 | 23:05

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>