всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  4.68 млн,    Великобритания  2.95 млн,    Франция  1.67 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (6):
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (452 145)
ожидание: 96% (15 197)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
291 + 13 = 304
9.0
в России
89%
24 + 3 = 27
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гиацинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7627 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Без сомнений, есть пересечения с Джанго освобожденным. Но здесь главный герой изначально свободный человек, который путем обмана попал в слуги. Соломон не просто раб, который строит из себя Крутого Уокера, он старается выжить, переходя от одного господина к другому. И здесь представлены различные типы хозяев. Как и следовало ожидать, Бенедикт Камбербетч был положительным персонажем, который проявил сострадание к главному герою, в результате чего был вскоре слит.

    Тем не менее, в фильме показаны сцены из реальной жизни черных рабов в Америке середины 19 века. Чем только не приходилось им заниматься в поместьях: рубить тросник, собирать хлопок, заниматься валом леса и т. д. При этом были показаны сцены насилия, порки кнутом и повешения, именно по этой причине у фильма ограничение к просмотру 16+.

    Замечателен фильм в кольцевом построении сюжета, во множестве флешбеков и статичных кадров. В этой среде рабовладения отчетливо видны границы между черными и белыми людьми, кроме того, даже в самом кругу чернокожих строгое разделение на одиночек. Сразу вспоминается закон джунглей «„каждый сам за себя“». За малейшую помощь чернокожему другу, за проявление к нему сострадания или неповиновения хозяину шкуры буквально летят с тел рабов. Это всё создает мощный резонанс на фоне красивейших пейзажей в картине.

    Однако, какие минусы на мой взгляд. Первое: в результате слабой PR-кампании на фильм ходит мало людей. В зале сидела я и один парень. Возможно, мое субъективное мнение связано с посещением кинотеатра в будний день. Второе: развязка показалась слабой, то есть кульминацией оказалось появление Бреда Питта. Он как рождественская звезда, которая дала надежду главному герою на спасение, и благодаря ему же, Соломон вернулся домой. Третье: очевидная перенасыщенность душещипательных моментов, которые давят из зрителя слезу. Скорее всего, такого не должно быть, либо стоило давать дозу сантиментов в гораздо меньшей степени, чем было показано. Это также сугубо мое мнение.

    Подводя итог скажу, что фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что он основан на реальных событиях, как было сказано выше. Хорошая работа съемочной группы и актеров. Моя оценка 8/10.

    22 декабря 2013 | 00:33

    Я уверена, что каждый режиссер желает получить то, что является высшим досягаемым пределом в кино — премию Оскар. Стив МакКуин создал невероятное зрелищное полотно, которое, без всякого сомнения, награду свою получит. «12 лет рабства» — сложная, многогранная, мрачная картина, с превосходным актерским составом.

    МакКуин уже в который раз поработал с Фассбендером, и в который раз — не ошибся. Майкл совершенно удивительный актер, такое ощущение, что он душу дьяволу продает, чтобы так играть. Он воплощает своих героев настолько сложными и реальными, насколько это вообще возможно. «Стыд» и «Голод» наилучшее тому подтверждение. Вот и сейчас, исполнив роль плантатора Эдварда Эппса, отличного своей жестокостью по отношению к рабам, не мог не покорить зрителя. Под стать ему — супруга, прелестная и лучезарная Сара Полсон из ретро-комедии «К черту любовь», у МакКуина становится ненавистной, ревнивой, злостной и жестокой женщиной.

    Соломон Нортап в исполнении Чиветеля Эджиофора, да, это надо видеть, человека с более сложной судьбой, так сразу и не вспомнишь. Как оказалось, я видела много фильмов, с его участием, но, ни в одном он мне не запомнился. Скорее всего «12 лет рабства» стал на данный момент вершиной его актерского мастерства. Эджиофор поразительные эмоции выдает на экране. Страдание, боль, сожаление. Он не кричит не бьется в агонии. А вот его глаза, они как целый мир, темные, бездонные, такие добрые и любящие.

    Пусть многие скажут, о, да это еще один Джанго!, честно говоря, при просмотре мне иногда не хватало доброго доктора Шульца, однако следует понимать, что это совершенно разные истории. Криминальная, я бы сказала, драма Тарантино не может априоре соперничать с триумфальной драмой МакКуина. Тарантино любитель, кровавого кино, МакКуин же — не смотря на присущую картине жестокость, скорее за интеллектуальную составляющую. Для видавших его предыдущие работы, станет очевидным, что «12 лет» нечто новое и для самого режиссера. Что-то более глобальное, что-то далеко не массовое и не для каждого понятное. Мне нравится один его прием, кажется, что изображение замерло, герои не двигаются, а в этот самый момент происходит то удивительное действо, та игра, за которую актеры получают свои гонорары. Игра без слов, одними лишь глазами, когда эмоции самые что ни на есть настоящие. Музыка Циммера привносит еще больше драматизма в картину, что не удивительно — это же Ханс Циммер. Потрясающие декорации, обширные плантации и океаны хлопка в макросъемке. Чтобы все это ощутить — надо видеть.

    Совершенно точно — самая поразительная картина этого года. Фильм при просмотре которого понимаешь, наконец, что такое киноискусство.

    10 из 10

    13 декабря 2013 | 20:03

    Безусловно, рабство — одно из самых постыдных явлений в человеческой истории. Неудивительно, что многие книги и фильмы были направлены против рабовладельческого строя ("Хижина дяди Тома», «Цветы лиловые полей» и многие другие). А когда сказано уже очень много, сложно сказать что-то новое. Но Стива МакКуина это не остановило.

    Начну со сравнения с последней работой Тарантино, сходной по тематике с данной картиной. В «Освобождённом Джанго» Тарантино исследует причины рабства и предпосылки его отмены. К тому же, в свойственной ему манере высмеивает Ку-Клукс клан. В результате получается свежий взгляд, пусть и вызвавший массу споров за океаном.

    МакКуин же пошёл по другому пути. Всё, на чём строится фильм, и что, по задумке, должно удерживать у экрана все 2 часа времени, — это жалость к Соломону Нортапу и восхищение его стойкостью. Больше сказать нечего. О чём фильм? О том, что рабовладельческий строй — это плохо? Спасибо, Стив, я знал это и без тебя.

    (P.S. Побочная история с Пэтси намного интереснее и оригинальнее основной сюжетной линии)

    1 марта 2014 | 00:13

    «12 лет рабства» — экранизация одноименной автобиографии Соломона Нортапа, снятая темнокожим режиссером Стивом МакКуином. Безусловно, существует, множество мнений, но то с какой силой фильм раскручивался, как в России, так и, в первую очередь, на Западе склоняет меня к мысли, что снимался он, что называется «под Оскар». К примеру, драма «Дворецкий», которая так же вышла в 2013 года не имела такой сильно, местами даже пропагандистской, медийной «раскрутки». Если все-таки, попытаться оставить тем «Оскара» и всякого рода «закулисья» в стороне, то получилось вполне стоящее кино.

    Мы наблюдаем историю Соломона Нортапа — свободного, образованного чернокожего человека, который в результате похищения и последующей продажи на долгие двенадцать лет попадает в рабство. За весь срок пребывания, в котором Соломон вынужден пройти, образно говоря, все девять кругов ада.

    Бесспорно, все в фильме от декораций до актерской игры исполнено на высочайшем уровне. Все актеры справились со своими ролями, что называется «на ура». Но отдельно, конечно же, я выделил бы Майкла Фассбендера и Чиветела Эджиофора. Многие склоняются, что грядущий «Оскар» будет «имени Ди Каприо», но даже если так и произойдет, то конкуренция в лице Макконехи и Эджиофора составлена очень даже достойная. Из актеров только Брэд Питт, не подвергая сомнениям его способности, мне показался лишним в данной картине.

    В целом же из минусов, я бы отметил некую нецелостность сюжета, очень быстро герою случается попасть в плен и точно так же из него выбраться. Но это я могу списать на то что, вероятно, было отснято чересчур много материала, который впоследствии пришлось урезать. В остальном же получилась крепкая историческая драма, которая многим придется по нраву.

    8 из 10

    28 февраля 2014 | 20:17

    IMDB-шные 8,5, 97 томатных процентов и при этом главный ЗГ и номинация на главный Оскар — такой урожай дорогого стоит. Обычно мне тяжело критиковать такое кино, а зачастую попросту не за что. В данном случае — второй вариант. Я не знаком с предыдущими работами Стива МакКуина, поэтому о претензиях «да он продался, голливудщина» и т. д и т. п. мне сказать нечего. Я рассматривал этот фильм как нечто, к чему режиссёр шёл всю свою сознательную жизнь; как то, в чём он пытался отразить боль и горе огромного поколения людей, некоторые из которых были даже его родственниками. Примерно такое же отношения у меня к советским фильмам о войне. Рабство, как и война, это ужасное явление, и посредством ознакомления с подобными фильмами я понимаю это всё лучше и лучше. Такое кино не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда — оно остаётся в умах на века. Работа, которую провёл МакКуин, колоссальна, и если бы не столь жёсткая конкуренция в этом году, все кинематографические награды уже бы были его. Помогал Стиву в воссоздании жуткой атмосферы человек по имени Чиветель Эджиофор, и на его работе также надо остановиться подробней.

    Не секрет, что драма — один из самых «актёрских» жанров, и абы кого в неё играть не возьмут. На плечи Чивителя в этом фильме взгромоздилась колоссальная нагрузка, потому что его лицо мелькает в кадре более 90 процентов от полного объёма фильма. Были бы все 100, если бы не уделение режиссёром внимания на показ местности и некоторым операторским ходам. В уме всплывает только одна сцена без Чивителя — в ней его новый хозяин обсуждает с женой, опять же, рабов. Ну а в остальном — либо Соломон Нортап (имя героя Эджиофора) грустит в одиночестве, либо в компании, либо работает на поле, либо терпит побои и издевательства. Есть моменты, в которых он играет на любимом музыкальном инструменте, но даже тогда его глаза полны грусти и печали. Американец нигерийского происхождения сыграл в этом фильме на уровне выдающемся, выдав настоящий Шедевр в мире актёрского мастерства. На его беду, Мэтт МакКонахи тоже не Ваньку валял, и видимо оставит Чивителя без главной кинематографической награды. Однако теперь всем ясно, какого уровня актёр Эджиофор, и все самые главные награды у него ещё впереди.

    При том, что Нортап — наиглавнейший персонаж фильма, картина буквально напичкана великолепными персонажами второго плана. Я был бы не против посмотреть о каждом из них отдельный фильм, так сказать своего рода «спин-офф». Голливудская дебютантка Лупита Нионго впечатлила больше всех — дебютанты так не играют. МакКуин достоин похвалы ещё и за то, что открыл миру новую замечательную драматическую актрису. Ну и Фассбендер, в этом фильме он просто глыба. От него я всегда ожидаю только лучшей игры, и при этом он всё рано не перестаёт меня удивлять.

    Подводя итог, скажу, что не зачту этот фильм в число любимых, но это только из-за того, что он снят на не самую любимую мной тематику. При этом однозначно признаю, что кино выдающееся и заслуживает наград, уже полученных и будущих. Молодцы.

    8 из 10

    20 января 2014 | 19:47

    Потрясающий фильм. МакКуин гений. Режиссер с собственным стилем. Постоянный оператор МакКуина Шон Боббитт делает великолепную работу. Такое ощущение, будто Шон и Стив понимают друг друга с полуслова и это замечательно.

    Красивейшие пейзажи Луизианы. Появилось сильное желание оказаться в этих красивых местах.

    Актерский состав безупречен. Глаза Чиветеля Эджиофора никого не оставят равнодушным. просто потрясающая глубина. Ярчайший дебют в большом кино Люпиты Нионго. Обязательно буду следить за ее карьерой. Также на высоте отыгравшие свои не большие роли Пол Дано и Бенедикт Камбербэтч. Страшно раздражала героиня Сары Полсон. Фассбендер продолжающий играть противоречивых персонажей великолепен. Как писали раньше «конченый, но честный маньяк». Эти слезы, ненависть, которую испытывает Эппс избивая Пэтси. Ему хочется сопереживать, т. к. он застрял под колпаком собственных убеждений и чувств. Эппс напоминает Амона Гёт из «Списка Шиндлера», однако он намного жестче.

    Особенно хочется отметить музыкальное сопровождение. Сцена, в которой они поют песню Roll Jordan Roll гениальна. Обратите внимание на эмоции Соломона: он не хочет петь, он наблюдает за остальными, он начинает подпевать и вот он поет во весь голос освобождаюсь от нахлынувших чувств.

    Не понимаю людей, сравнивающих 12 лет рабства и Джанго Освобожденного. Это совершенно разные жанры. Если во поклонник Тарантино вы пересматривать Джанго бесконечно как и все его фильмы. 12 лет рабства тяжелый, пронизывающий фильм, обязательный к просмотру.

    Возможна тема рабства избита. Возможно многим фильмам о рабстве дают награды из-за толерантности. Но история Соломона будет актуальна всегда. Неважно где и в какое время вы живете, вы в любой момент можете потерять близких. Дорожите каждым моментом с родными вам людьми.

    10 из 10

    4 января 2014 | 19:34

    Шел в 1841 год. До принятия Тринадцатой поправки к Конституции США оставалось 24 года. Но на богатом и цивилизованном Севере некоторые черные парни уже были свободны. Одним из них и был Соломон Нортап. У него даже был большой дом, жена и двое детей, а его белые соседи здороваются с ним за руки и по всей видимости уважают. Как-то не очень правдоподобно выглядит, но книга, вроде, автобиографическая. Поэтому не буду придираться, а приму на веру, что Соломон Нортап — это не чернокожий Джон Доу, а особый случай. Именно ему, свободному человеку, в самом начале фильма предстоит стать Платтом, рабом на одной из южных плантаций.

    Но почему в фильме нет ни одного плохого черного? А вот хороших белых практически нет. Цивилизованные белые на Юге почти полностью оказываются за кадром. Хотя к чести мистера Паркера, он все-таки приехал за Соломоном сразу после письма. Герой Камбербэтча (первый хозяин Соломона), вроде, и придерживается прогрессивных взглядов, но о настоящем имени Платта и слышать не хочет. О доброте семьи Эппсов и говорить нечего. У них на плантациях нам параллельно показывают историю Пэтси — чернокожей девушки, которой пользуется мистер Эппс и которую за это ненавидит его жена. Еще есть Армсби — предатель, которому мало просто денег, ему нужно еще и нарушить свое слово держать язык за зубами. Ну и наконец, герой Питта, такой хороший, но не заявляющий открыто, что готов помочь. Он способен только передать письмо, а там, как выйдет. К тому же он — канадец, то есть идею о допустимости рабства не впитал с молоком матери.

    Что касается игры актеров, то она на высоте. Хотя обреченность на лицах на протяжении всего фильма немного надоела. Почему никто не пытался сбежать???

    И еще минус один балл (первый был за хороших черных и плохих белых) за отсутствие смысла в сюжете. Сегодня никого не удивишь идеей, что рабство — это плохо. И Стэнфордский тюремный эксперимент хорошо показал то, что делает с людьми власть. Так в чем же смысл этого фильма? Быть может, фильм учит нас терпению? Соломон ждал 12 лет, чтобы вернуться домой. Но не попадись ему на пути Басс, он бы так и остался на плантации… Он не борется, он ломается. Соломон не остается верен себе, но он возвращается домой. Ему просто повезло — жизненно, но в фильме мне хотелось бы увидеть больше борьбы со стороны главного героя. А Соломон просто терпел, делал вид, что покоряется, и ждал подходящего момента.

    25 ноября 2014 | 00:56

    Слышал многое о фильме, еще до его выхода. Но не ставил его в разряд must see. Однако спонтанное решение сходить на сеанс, подтвердило — один из лучших фильмов уходящего года.

    И ведь самое то что интересное, казалось бы тема не новая, фильмов про рабство довольно много, но все таки здесь несколько иной ход событий. Нам не показывают борьбу рабов, нету никаких восстаний, нам показывают самое пекло отношений между «хозяевами» и «рабочими». И тут, пожалуй, фильм во многом выигрывает.

    Соломон Нортап — свободный человек, обладатель множества талантов, женатый человек и любящий отец. Попав в руки к «аферистам» его похищают, увозят на юг и объявляют беглецом и рабом. И единственное что помогает ему пережить все это — как раз желание не выжить, а жить.

    Наблюдая за всеми этими испытаниями, с ужасом осознаешь, что ведь так все и было. Были единицы, которые относились к рабам как к чему то вынужденному, с добротой, как герой

    Бенедикта Камбербэтча. А таких как герой Майкла Фассбендера было к сожалению больше. И даже веруя в бога, такие люди совершали настолько ужасные грехи, что даже трудно представить все это. Природа отношений между двумя классами людей показана столь точно, столь правдиво, что во время сеанса меня не раз посещало отвращение. Если в начале все смотрится с жалостью, то дальше гораздо сложнее. Сам фильм очень тяжелый. Не попкорн муви, как говорится и не для любителей шумных больших компаний для похода в кино. Смотрите сами, анализируйте, вкушайте прелесть повествования без спецэффектов.

    Все люди равны.

    9 из 10

    15 декабря 2013 | 17:43

    Многие обвиняют «12 лет рабства» в плакатности, банальности высказывания и конъюнктуре. Многие утверждают, что этот фильм изначально создавался как пустышка на тему политкорректности с прицелом на основные оскаровские номинации. Именно для таких недальновидных зрителей в фильме присутствует занятный спич Брэда Питта, в котором он в двух-трех предложениях излагает все очевидные причины несправедливости рабовладельческого уклада. В лоб, коротко и ясно каждому. Так режиссер демонстрирует, что вся эта политкорректная хрень очевидна, неопровержима и вообще, кино только об этом снимать не имеет никакого смысла. Тем самым МакКуин оставляет «привет» всем будущим хейтерам, его-то фильм рассматривает проблему гораздо глубже.

    «12 лет рабства» скорее о духовном рабстве, чем о физическом, о том, как мировоззрение свободного человека трансформируется в мировоззрение раба. Соломон Нортап (Чиветель Эджиофор) попадает к работорговцам, смотрящим на мир, как свободный, поэтому не может смириться с тем, что его товарищ, которого выкупает прежний хозяин, тут же забывает про него вместо того, чтобы помочь выбраться. Рабское мировоззрение формирует не происхождение, а обстоятельства, в которых человек попадает. Это хорошо видно из эпизода с белым сборщиком хлопка Армсби (Гаррет Диллахант), который оказывается на плантации из-за долгов. Де-юре он свободный человек, поденщик, но де-факто обладает абсолютным мировоззрением раба, при первой же возможности сдает героя с потрохами, пытается выслужиться перед господином. В фильме есть и обратная ситуация. Старая негритянка, жена плантатора ведет себя как госпожа, с рабами разговаривает снисходительно, но высокомерно, хотя чем она отличается от них?

    Каждый из плантаторов тоже по-своему раб. Герой Бенедикта Камбербатча, вроде бы справедливый и порядочный человек, в момент опасности не способен противостоять системе и, несмотря на высокое положение, является ее заложником. Герой Майкла Фассбендера — раб своего непреодолимого влечения к негритянке, с которым он не в состоянии бороться, и ему остается лишь ненавидеть себя за это и вымещать свой гнев на «нигерах». По-настоящему свободен только плотник (Брэд Питт), который способен, открыто высказывать свою позицию, и который обладает достаточной смелостью, чтобы восстановить справедливость.

    Недоброжелатели ошибочно приписывают фильму голливудский слезливый хеппи-энд, ведь это, несомненно, история крушения личности. Несмотря на трогательное возвращение в семью, с героем происходят необратимые изменения. Постепенно на протяжении всех выпавших на его долю мучений, он идет на все большие компромиссы ради того, чтобы выжить и в виртуозной однокадровой сцене порки героини Лупиты Нионго наконец ломается.

    То, что Соломон Нортап в душе перестал быть свободным человеком, становится ясно в финале, когда он как бы меняется местами с рабом из начала фильма и в счастливые минуты спасения бросает свою подругу Пэтси, не предпринимая никаких попыток ее спасти.

    Безусловно «12 лет рабства» — история актуальная и для наших дней. И хотя классовое неравенство утратило законодательную поддержку, людей с мировоззрением рабов меньше не становится.

    8 из 10

    27 мая 2014 | 02:38

    История, основанная на реальной биографии Соломона Нортапа, наконец-то экранизирована чернокожим британцем Стивом МакКуином.

    Сюжет в этой экранизации имеет явно вторичное значение. Но все же: чернокожий, но свободный Соломон Нортап, у которого есть жена и дети и который живет на свободном Севере, «покупается» на предложение циркачей поиграть на скрипке на их представлениях, а они продают его в рабство…

    Условная интрига состоит разве в том, умрет или все же вернется к родным экранный Соломон. А в остальном сюрпризов и вовсе нет. Ну разве кто-то из зрителей думал, что рабство — это хорошо? И не представлял себе всех «прелестей» этого явления? Да даже отечественный зритель насмотрелся этого еще в «Рабыне Изауре». Не говоря уже о том, что и в «Пятнадцатилетнем капитане» Жюля Верна и в его экранизациях тема зверств работорговцев, прежде всего, также затронута…

    И если присмотреться, то Стив МакКуин в своем фильме делает такие же повороты, как в уже знакомой «Изауре»… Одаренные темнокожие люди, разлученные семьи, цивилизованный рабовладелец, рабовладелец-демон…

    Впрочем, если учесть, что рабство везде одинаково, а книга Нортапа была опубликована еще до 1861 года, то это и неудивительно. Удивительно другое: почему именно сейчас фильм об ужасах рабовладения вдруг получает признание? Неужели до сих пор не было сколько-нибудь убедительной ленты об этом позорном явлении в США? Как ни грустно, но не было…

    И вообще кажется, что тема освобождения рабов известна в европейской культуре больше, чем в американской. Попробуйте запросить в поиске в Интернете «фильмы о рабстве в США» и ничего путного не выйдет. Большие компании (Голливуд) просто ничего не выпускали на эту тему… Разве что «Унесенные ветром», да и тот, если не оправдывает рабовладение, то не сильно осуждает. Тема расовой дискриминации в современности и то поднималась чаще…

    Так что Стив МакКуин в некотором роде попал в не паханную политкорректную «струю». Но надо признать, что несмотря на «мыльные» повороты, позорная сторона рабства показана им не только достоверно, но даже по-эстетски натуралистично. По всем «оскаровским» канонам картина берет нужную высоту — работа художника, костюмы и, конечно, актерские работы. Особенно хороши изыски рабовладения в исполнении благородного, но слабохарактерного героя Камбербэтча и, разумеется, совсем неблагородного психопата в исполнении Фассбиндера. И если последний не получил наград, то именно из соображений политкорректности — негодяй у него получился явно сильнее страдающих рабов. Хотя и Чиветель Эджиофор, и Лупита Нионго тоже недурны.

    Вот с самим МакКуином сложнее. На первый взгляд, он всего лишь аккуратист, со знанием ремесленника сделавший свою работу. Но не все столь однозначно. Ведь, судя по первым пробам, Соломон Нортап должен был быть бунтарем, разоблачающим лживость идеи рабства. В итоге же он стал человеком, вынужденным просто ждать своего шанса, поскольку сопротивление лишь обрекает на гибель. Экзистенциальные мотивы смирения с безжалостной системой насилия становятся превалирующими. Самый впечатляющий эпизод: подвешенный герой в равнодушном, не замечающем его страданий окружении. Есть и совсем уж революционный в условиях даже современной Америки антирелигиозный мотив: ведь Библия освящает несвободу. От режиссера требовалась недюжинная выдержка, чтобы не свалиться в пафос полного обличения. Видимо, поэтому совсем кратко обозначена тема, мешающая американцам обращаться к периоду, предшествующему Гражданской войне: противоречие между правом собственности и естественным свободным состоянием человека. Что из этого для американцев и их государственности важнее — это большой вопрос… Ответы на него, видимо, еще впереди.

    А пока что качественная, но весьма сдержанная и отнюдь не радикальная по европейским меркам работа ("Стыд» того же МакКуина был куда более провокационным) остается редким кинематографическим высказыванием на тему. И для ее создания требовалась художественная и, наверное, и политическая смелость. К слову, российская киноистория до сих пор не познала достойного высказывания на тему крепостного права, хотя оно было отменено одновременно с рабством в США. Стоит ли воротить при этом нос, глядя на выбор американских академиков и объясняя его только соображениями политкорректности (тем более, что снят фильм темнокожим человеком, для которого рабство, само собой, болезненно)? Пожалуй, нет. Для американцев фильм стал шоком, вызвавшим у многих из них недоумение: «Неужели такое было?» А ведь картина даже для нас небезынтересна. Так что отмечание «Оскарами» вполне логично и объяснимо — прежде всего, исторически.

    24 марта 2015 | 10:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>