Как человека превращают в мумию вампира, почему волк-оборотень становится кабаном, что делать, если у актера аллергия на грим — КиноПоиск рассказывает о компьютерной графике в картине «Ночные стражи».
На экраны выходит картина «Ночные стражи» режиссера Эмилиса Веливиса — российское фэнтези, наполненное вампирами, оборотнями, ведьмами и прочей нечистью. С ней ведет борьбу герой Ивана Янковского и его наставник Леонид Ярмольник. КиноПоиск уже делал материал о пластическом гриме в этом проекте, а теперь рассказывает о компьютерной графике: как Михаила Евланова превращали в вампира и обратно; зачем нужны цифровые дублеры второстепенных персонажей; почему волк вдруг стал кабаном.
Янкула, предводителя вампиров, сыграл Михаил Евланов. Помимо того, что он предстает в картине как в человеческом, так и в вампирском обличье, в самом начале фильма Янкул восстает после полувекового сна в виде полусгнившего трупа-мумии.
«Задача была нетривиальной, потому что нам нужно было заменить голову актера цифровой головой, — рассказывает VFX-супервайзер студии Main Road Post Александр Липилин. — Если превратить человека в вампира возможно при помощи пластического грима, то сделать из него ссохшуюся мумию при помощи грима не получится. Пластический грим добавляет объем, а там этот объем нужно уменьшить. Конечно, все вампиры перед съемками старались похудеть, но настолько похудеть нереально. Поэтому мы облепили Евланова маркерами, которые помогли потом восстановить движение головы и заменить ее головой цифровой мумии».
На создание образа главного вампира ушло несколько месяцев. После того как стало известно о том, что роль сыграет Михаил Евланов, решено было оттолкнуться от образа актера и просто его состарить. Но такой образ получился немного жалким и потрепанным жизнью, а хотелось чего-то более эффектного. Янкулу отпиливали нос, пытались скрестить его с летучей мышью, демонизировать, превратить в мумию. После всех этих экспериментов удалось получить эскиз, который всем понравился.
Создавать цифровую голову было довольно рискованно, поэтому гримеры все-таки сделали основу, чтобы можно было совместить грим и компьютерную графику, то есть какие-то элементы взять из съемочного материала, а какие-то (рот, глаза и череп) добавить на CGI. Художники отсканировали голову артиста в сушеном гриме и попытались дорисовать на ней придуманный образ. Получилось не очень: уменьшить скулы и лобовую часть было невозможно. Вампир вышел грустным и совсем не походил на маньяка-мерзавца.
На этом этапе и приняли решение делать компьютерную голову. Был нарисован новый эскиз, на котором Янкул смотрелся более хищным и злобным, а по нему уже создали модель головы. Ее покрыли волосами, раскрасили, добавили листики, труху (герой ведь полвека спал), оторвали часть губы, а количество зубов увеличили (их у него больше сорока). Получившуюся модель надо было приставить к актеру.
«Из-за того, что на этом проекте было много задач, связанных с серфстрекигом (восстановление движения поверхности) и мокапом (захват движения), во время съемок на площадке у нас работала целая бригада: два оператора, супервайзер и ассистент. Операторы снимали все происходящее на дополнительные камеры. Полученное видео дает нам представление о глубине кадра и расположении объекта на площадке, потому что основной материал показывает все с точки зрения пространства экрана, а для работы над персонажами нужна альтернативная точка зрения, — объясняет Александр. — В компьютерной графике есть несколько задач, связанных с восстановлением движения: восстановление движения камеры, восстановление движения объекта и восстановление движения поверхности. Последняя — например, восстановление мимики — была для нас в новинку».
Роль самого очаровательного вампира досталась Любе Аксеновой, сыгравшей в «Родине». Изначально предполагалось, что у нее будет пластический грим, но на пробах у Аксеновой проявилась аллергия на его компоненты. Пришлось задействовать план Б и превратить девушку в вампира при помощи компьютерной графики. Правда, в итоге кадров с графикой стало больше, чем планировалось, и героине Любы решили сделать острые зубы и красные глаза и на этом остановиться.
У каждого вампира в фильме есть цифровой дублер, который выполняет сложные трюки, помогает перевоплотиться в человека (и обратно) и сгорает.
Помимо вампиров, в фильме «Ночные стражи» есть оборотень. Поначалу его хотели сделать волком, оборотнем в погонах. Потом волка начали полнить. Творческая группа решила, что волк должен быть толстым, как герой мультфильма «Жил-был пес». Но в результате оборотень-волк превратился в оборотня-свина. Свинская природа лучше отражала суть персонажа.
Режиссер хотел видеть кабана реалистичным, а не кабаном-демоном или антропоморфным существом. Работа над персонажем заключалась в поиске баланса между реализмом и мистикой. Сначала обычному кабану пытались приделать клыки от реликтовых вымерших кабанов, но это выглядело так, будто свинье на площадке сделали тюнинг зубов.
Следующим этапом стала попытка стилизации и переосмысления. «Мы пытались добавить персонажу черты актера, чтобы они хотя бы отдаленно были похожи. Сделали скан головы, трехмерную модель и начали лепить из нее кабана. Добавили пятачок и свиные уши, — комментирует Александр Липилин. — Но тут сработал „феномен зловещей долины“: когда персонаж слишком похож на человека, он вызывает отторжение. В какой-то момент мы поняли, что ходим по краю. Еще чуть-чуть — и скатимся к Босху с его чудовищами. Поэтому мы вернулись к первоначальной идее — отталкиваться от анатомии свиньи, а не человека».
Для того чтобы сделать правдоподобную свинью, необходимо было отсканировать ее скелет. Скелет пожилого кабана нашелся в Тимирязевской академии. Сканирование позволило правильно разместить все мышцы и сделать внешнюю оболочку более реалистичной. Получившаяся свинья оказалась похожей на вьетнамскую вислобрюхую — длинное тело и короткие ноги. С таким строением нельзя участвовать в сцене погони, которая есть в фильме. Готового кабана пришлось укорачивать, таким образом увеличивая его потенциальную скорость. Во время съемок сцены погони свиньи на площадке, конечно, не было. Первый дубль делали с человеком на велосипеде. На руль была прикручена импровизированная поросячья морда из картона, позволившая оператору получить ориентир.
«Ночные стражи» выходят в российский прокат 25 августа.
концепт янкула, который в первом видео показывают на 1:19 'более демонический'. вот по-моему хороший образ был бы