Куртка Марата, олимпийка Адидаса, пальто Пальто: стиль и мода «Слова пацана»

Обсудить0

«Слово пацана. Кровь на асфальте» уже растащили на цитаты и мемы, а спортивный шик главных героев — от олимпиек до шапок-фернанделек — стал новым модным трендом. О том, как собирались образы персонажей сериала и что стало источником вдохновения, киножурналисту Катерине Крупновой рассказала художница по костюмам Дарья Фомина.

Весь сезон уже доступен на Wink и Start.

Как Жора Крыжовников все придумал

Когда осенью 2022 года мне в руки попал сценарий Жоры Крыжовникова и Андрея Золотарёва, я прочитала его на одном дыхании, настолько увлекательной мне показалась история. Тут же начала делать мудборды и буквально не могла остановиться, хотя это было еще до моего официального утверждения в проект.

При этом, до того как я подключилась к работе, было собрано огромное количество материала о той эпохе. Андрей Николаевич (Андрей Николаевич Першин — настоящее имя Жоры Крыжовникова. — Прим. ред.) сам составил список фильмов, статей, отрывков из интервью и телепрограмм, откуда можно было черпать вдохновение, и отправил мне ссылку.

Активная подготовка к съемкам заняла три месяца (а подготовительный этап, включая написание сценария, — примерно три года). Мы очень много разговаривали с режиссером и оператором Юрой Коробейниковым о художественном решении. Договорились, что в кадре будет преобладать синий и красный цвета (как это и было в СССР), обсуждали референсы, разбирали каждую примерку.

Консультантом по некоторым вопросам на проекте выступил Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Он подсказал мне некоторые фишки пацанской моды: кепки-сеточки, какие свитера предпочитали пацаны, какие они носили шапки и так далее.

СССР, 1980-е годы

Собственно, мой подход со времен работы над сериалом «Перевал Дятлова» не изменился. Я со всей скрупулезностью изучила позднесоветский период — конец 1980-х. Брала во внимание определенные приметы и правила той эпохи и занималась не только историческим воспроизведением, но и художественной стилизацией, чтобы вдохнуть жизнь и настроение в костюмы героев, сделав истории персонажей объемнее и драматичнее на визуальном уровне.

Как появился Пальто

Идею костюмов черпала отовсюду по чуть-чуть. Конечно, смотрела документальную хронику (цикл передач «Намедни», «До 16 и старше»), пересматривала художественные фильмы того времени («Меня зовут Арлекино», «Асса», «Шантажист», «Авария — дочь мента» и др.). Так, образ Андрея Пальто вдохновлен главным героем культовой ленты Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра» (1987). В этой картине пятнадцатилетний парень Руслан Чутко (его сыграл Антон Андросов) по прозвищу Плюмбум (лат. «plumbum» — «свинец») мнит себя санитаром родного города и помогает оперотряду ловить преступников, но постепенно начинает злоупотреблять появившейся у него властью. Его серое пальто в елочку с темным меховым воротником и шапка-ушанка перекочевали в чушпанский гардероб Андрея.

Пальто мы шили с нуля из новой шерстяной ткани, а вот оригинальный советский воротник я купила на «Авито». Учитывая занятость актера Леона Кемстача, мы собрали этот образ очень быстро, буквально за три дня.

Руслан Чутко из «Плюмбум, или Опасная игра»
Андрей из «Слова пацана»

Дефицитные фернандельки и варенка

«Слово пацана» — это моя самая масштабная работа. Мы с командой одели больше 1 100 персонажей с учетом артистов массовки. Для зрителя это просто куча парней, а ведь у каждого пацана свое имя, своя история, свой образ: Лампа, Демид, Зима, Турбо и прочие. И все эти образы должны были соответствовать эпохе.

Я старалась находить предметы времени и использовать их в выигрышном свете: олимпийки, шапки-петушки, куртки-аляски, бушлаты. Искала на «Авито», на барахолках и в костюмерных. В основном в Москве, хотя какие-то единичные вещи находили в Питере. Что-то удавалось достать в Ярославле, где проходили съемки. Актеры массовки часто приносили свои вещи. Кто-то отдавал просто так, кто-то продавал. Один дедулечка притащил ватные штаны и телогрейки.

Очень непросто было отыскать шапки-фернандельки, которые были дико популярны среди казанской молодежи конца 1980-х. Фернанделька (очевидно, названная в честь французского комика Фернанделя, который в одном из своих многочисленных фильмов носил похожий головной убор), также известная как фирманделька (исковерканное название), казанка (очень ее любили участники казанских ОПГ), змиевка (за змеевидный зигзагообразный узор), — вязаная шапочка, которую еще в 1950–60-х выпускала чехословацкая фирма Tonak. Модель могла быть как с помпоном, так и без, позднее к ней добавился вязаный козырек с жесткой вставкой. Именно такую фернандельку по пацанской дружбе дарит Андрею Марат, так что шапка-ушанка Пальто остается в его чушпанском прошлом.

Необходимое количество фернанделек мы нашли в Набережных Челнах и с нетерпением ждали доставку, а сейчас с этим ажиотажем вокруг сериала их, кажется, вообще не купить. В начале съемок у нас было 25 штук фернанделек, а под конец осталось только 8. Какие-то подарили артистам, какие-то потерялись после массовой сцены драки на озере, в которой участвовало 250 человек. За всеми не уследишь!

Французский комик Фернандель в фильме «Закон есть закон»
Трансформация его головного убора в фернандельку
Она же фирманделька
Она же казанка
Она же змиевка

Также очень долго я не могла найти вареную джинсовую рубашку для Джона (Иван Макаревич). Я долго искала такую варенку потому, что мне хотелось видеть в кадре не новодел, а винтаж. Постоянно мониторила «Авито». В костюмерных, увы, ничего не нашлось. За день до съемки выскочило объявление, я скинула его Андрею Николаевичу. Спросила: «Берем?» И он ответил: «Да, это она». Повезло!

Варенка Джона

Кто самый модный на улице

Марат (Рузиль Минекаев), пожалуй, самый модный среди всех пацанов. Сказываются благосостояние родителей и заграничные командировки отца. Спортшик как он есть: синяя дутая куртка, бордовая олимпийка без ворота, спортивные штаны с лампасами ну и неотъемлемые аксессуары того времени — шапка-петушок (форма этого головного убора, который носили все советские спортсмены, напоминала петушиный гребень, отсюда и название) и мохеровый клетчатый шарф. Мы нашли ноунейм-куртку для Марата в костюмерке и потом просто отшили похожую. Потому что использовать в съемках только одну винтажную вещь — дело неблагодарное, тем более если в проекте есть экшен.

Что касается черных кепок-сеточек с надписью USA California, которые воруют Марат с Андреем, то найти их было нетрудно: такая модель популярна и сейчас. Они не особо изменились с конца 1980-х, кто-то уже выпустил их с надписью УФА. Расширилась цветовая палитра, появились розовые модели, но логотип и сеточка остались прежними. Изменился козырек — раньше был картонный, сейчас пластиковый. В сериале сыграли современные кепки, поскольку винтаж в хорошем состоянии найти не удалось.

Мохеровый шарф Марата
Куртка и шапка-петушок Марата
Олимпийка Марата
Кепка-сеточка Марата

Образ Вовы Адидаса

Большая часть вещей находилась на барахолках или «Авито». А дальше я принимала решение: либо мы будем делать аналогичную вещь, либо использовать оригинал — тут в зависимости от сцены. Что касается серой куртки-олимпийки Montana Вовы Адидаса, мы хотели ее использовать как некий штамп времени. Но вот в чем сложность: с одной стороны, надо было шить с нуля, поскольку нам нужны были куртка и ее дублер, с другой — могла потеряться фактура, потому что сейчас ткань уже не та. И я нашла две оригинальные куртки на «Авито». Мне очень повезло, потому что это большая редкость. Одна куртка была аж в Новосибирске!

Свитеры Вовы (сначала он носит зеленый свитер со скандинавским узором, затем менее приметный серый) сразу начинают сравнивать со свитером Данилы Багрова. Действительно, у Вовы Адидаса с Данилой из «Брата» прямое сходство. Оба героя вернулись с войны, оба не понимают, как жить в мире с новыми устоями и правилами. Оба искренне жаждут справедливости по любому аспекту. Герой Ивана Янковского в смятении. Он вернулся из Афганистана и чувствует перемены, которые происходят, пытаясь понять, сможет ли он найти себе место. Сначала он появляется в военно-полевой форме, хотя мог бы прийти и в парадном кителе. Потом он ходит в «Монтане» — супертрендовой вещи того времени. А потом просто носит обычный свитер вне привязки к моде или военному прошлому. Что как раз символизирует его растерянность и внутреннее бегство.

Афганская военная форма
Летная техническая куртка
Куртка-аляска Вовы Адидаса
Зеленый свитер
Серый свитер
Олимпийка Montana

Почему Айгуль все время в белом фартуке

Для главных героев, Марата и Андрея, школьную форму шили с нуля. У каждого было по четыре комплекта-дубля из-за производственной необходимости: многочисленные сцены драк, нелинейная последовательность съемок, когда в одной сцене герой весь в крови, а потом снова в чистой рубашке. Ну а для массовых сцен брали форму на складах Студии им. Горького и «Мосфильма».

Для Айгуль (Анна Пересильд) тоже шили специально, потому что хотелось, чтобы форма хорошо сидела по фигуре. В сети спорят: почему она постоянно в белом фартуке, который надевали только по особым случаям? Неужели не смогли найти черный фартук? Еще раз подчеркиваю: костюм в кино несет не только историческую достоверность, но и помогает раскрытию характера персонажа. Светлый образ девочки в белом фартуке со скрипкой в руках символично говорит о чистоте и невинности Айгуль, которые будут поруганы. Мы прекрасно понимали, что обычно девочки носили черные фартуки, и использовали их для других школьниц, но в этих эпизодах не было Айгуль. Ее белый фартук — осознанное художественное решение для создания более тонкого и нежного образа героини. Более того, цвет фартука Айгуль — один из приемов подчеркнуть столкновение двух миров, первую любовь отличницы и хулигана.

Повседневная школьная форма
Праздничная форма Айгуль
Айгуль вне школы

Но мой самый любимый образ Айгуль — жилетка и юбка, в которых она убегает с дискотеки, когда по ДК проносится слух, что ее изнасиловали. Мы долго обсуждали, как героиня должна выглядеть в этой сцене. Одеться с вызовом, мол, несмотря на то что с ней произошло, она все равно самая классная девчонка в ярком свитере и мини-юбке? Или же она должна выглядеть как жертва, причем не только Колика, но и девочек с дискотеки, и своих родителей, всего общества? Но мне нужно было показать не провокацию, а глубокий надлом, и я сознательно выбрала сдержанную бежево-коричневую гамму.

Айгуль на дискотеке

Наташа и Ирина: модницы вне работы

Женских персонажей в сериале не так много, в отличие от пацанов. Поэтому каждую девушку мне хотелось сделать особенной. Наташа (Елизавета Базыкина) — медсестра. В больнице она носит белую униформу — медицинский халат. Этакий образ прекрасного ангела-спасителя. С ее появлением Вова Адидас вдруг понимает, что не обязательно жить уличными разборками, что можно жениться, обзавестись домом и семьей. Наташа — его попытка изменить жизнь, она его якорь и надежда. Не хотелось одевать ее во все серое а-ля советская грусть-печаль. Хотелось, чтобы она выглядела как манящий маяк, как путеводная звезда. В ее гардеробе преобладает спасительный белый цвет. И даже на дискотеку она надевает пестрое цветное платье с белым воротником.

Наташа на работе
Наташа вне работы

Любовный интерес Андрея — Ирина Сергеевна (Анастасия Красовская), инспектор по делам несовершеннолетних, женщина в форме. Эту милицейскую форму мы сшили с нуля, чтобы подчеркнуть грацию актрисы. Героиня в ней поразительно женственно и хрупко выглядит. Когда же Ирина не при исполнении, то носит модные наряды. Она объемный персонаж: добросовестная сотрудница милиции, но при этом в свободное от работы время увлекается андерграундной музыкой и явно разбирается в моде. Нам очень хотелось уйти от шаблона, и, кажется, это удалось.

Ирина в милицейской форме
Ирина в гражданском
Ирина и ее наряд на день рождения

Кулек на ножках и серая мышь

По сюжету мама Андрея, Светлана Михайловна (Юлия Александрова), которая одна без мужа еле сводит концы с концами, воспитывая сына-подростка и пятилетнюю дочку Юлю (узнаваемый и невероятно трогательный образ типичного советского ребенка в мутоновой шубке и пятнистой шапке мгновенно украл сердца зрителей; этакий кулек на ножках, по словам режиссера. — Прим. ред.), неожиданно проигрывает в наперстки 100 рублей и свою меховую шапку, которая для любой женщины того времени была статусной и дорогой вещью. Чтобы порадовать мать друга, Марат решает сорвать похожую шапку с головы ненавистной учительницы английского языка и преподнести ее в качестве подарка. Мы долго думали, какой должна была быть шапка у Светланы Михайловны, чтобы она действительно представляла ценность. Сначала хотели взять лисью шапку а-ля Барбара Брыльска из «Иронии судьбы», но потом прикинули, что она стоила 40 рублей, и это был совершенно неподъемный капитал для героини. При этом слишком простая вязаная шапка тоже бы не подошла. В итоге первую шапку из песца мы взяли на «Авито». И когда выбрали шапку для мамы Андрея, потом уже решали, что делать с шапкой Флюры Габдуловны, которая должна была быть похожей.

Доминирующий цвет гардероба матери Андрея — серый как символ серости и беспроглядности жизни, монотонности каждого дня и попытки найти выход из сложившегося тупика. Мы намеренно минимизировали количество ее костюмов. Есть уличный образ, есть домашний. Есть рубашка, которая появляется, когда она поджигает себе волосы в момент пошатнувшегося душевного равновесия. Мне хотелось с помощью гардероба подчеркнуть безысходность и печаль жизни женщины с двумя детьми в сложной ситуации. Вроде и малышка славная, и сын — музыкант, скоро вырастет и станет поддержкой и кормильцем. А тут что-то пошло не так.

Светлана Михайловна, мать Андрея
Ее шапка
Украденная шапка Флюры Габдуловны
Юля, сестра Андрея

Турбо и Кащей

Многим запомнилась сцена из первой серии, когда универсамовские ребята едут в Москву шакалить среди местных студентов. Так, одного такого парня они буквально раздевают и разувают. Турбо (Слава Копейкин) достается его кожаная куртка — бомбер спортивной команды, который мы нашли на «Мосфильме» за несколько дней до мотора. Точно такую же можно увидеть в сериале «Лада Голд» у персонажа Эльдара Калимулина, и вот почему. Актеров «Слова пацана» утвердили в последний момент, а «Лада Голд» уже была в производстве, и я, конечно же, не знала, что куртка уже снималась этом проекте. В целом любой художник по костюмам должен отдавать себе отчет в том, что когда находишь вещь на складе, то вполне вероятно, что до тебя ее заметил кто-то другой. У нас тот случай, когда проекты вышли один за другим. Ну, значит, куртка больно хороша!

Эльдар Калимулин в «Ладе Голд»
Слава Копейкин в «Слове пацана»

На дворе 1989 год, а на экране — кроссовки Nike. Поскольку с винтажной обувью очень трудно работать (я брала 30–40 пар для массовых сцен на «Мосфильме», десять сразу разваливались, десять пришлось отдать в ремонт), мы купили новые кроссовки Air Force 1 High (в США их начали выпускать в 1982-м), благо они не особо изменились в части дизайна, и отфактурили, то есть состарили.

Студент МГУ
И его модные кроссовки Nike

В каждый образ мне хотелось добавить часть личных переживаний, поэтому есть вещи, которые стали буквально родными, как будто я сама их когда-то носила, а потом отдала героям сериала. Одна из таких вещей — кожаное пальто Кащея (Никита Кологривый). Мы долго обсуждали, каким должен быть образ этого персонажа. И как-то неожиданно нашлось это пальто. Моя знакомая разбирала залежи гардеробной и нашла его в одном из трех мешков старой одежды. Мы сразу поняли, что это точное попадание.

Плащ Кащея

Хайп и месседж

Я счастлива, что стала частью команды, работавшей над этим сериалом. В процессе никогда не знаешь, каким будет финальный результат, выстрелит проект или пройдет незамеченным. Просто каждый день выкладываешься со своей командой, насколько возможно. А теперь вокруг сериала такой ажиотаж, и на «Авито» продаются винтажные вещи в стиле героев за астрономические суммы.

«Слово пацана» получилось очень личным проектом для меня, и даже если бы вокруг него не случилось такой шумихи, то оно все равно заняло бы особое место в моей фильмографии.

В «Слове пацана» чувствуется некоторая ностальгия людей, которые его делали, и я не исключение. Сразу вспоминаются строки из «Маленького принца» Сент-Экзюпери: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». На момент действия в сериале мне был годик, а моей маме — 35 лет, как мне сейчас, поэтому, создавая некоторые образы, я вдохновлялась старыми фотографиями из семейного альбома.

Создатели сериала в художественной форме рассказали в том числе и свои воспоминания. Этот сериал — собирательный образ, он про возмездие, а не романтизацию преступлений. Всегда были и будут хорошие и плохие, и «Слово пацана» рассказывает про выбор и его последствия.


Автор: Катерина Крупнова

Фото: Предоставлены пресс-службой Start и Wink, Валерий Христофоров / Фотохроника ТАСС, Михаил Медведев / Фотохроника ТАСС, Евгений Логвинов / Фотохроника ТАСС, Евгений Петрийчук /Фотохроника ТАСС, Юрий Белинский / Фотохроника ТАСС

На что они готовы пойти, чтобы завладеть семейным бизнесом? Сериал с Юлией Снигирь в духе «Наследников»
В главных ролях:Алексей Гуськов, Юлия Снигирь, Игорь Гордин, Ростислав Бершауэр, Наталия Вдовина, Павел Попов, Ангелина Пахомова
Режиссер:Илья Ермолов
Смотрите по подписке

Смотрите также

28 декабря 202334
26 декабря 20237
26 декабря 20232
5 декабря 202328

Главное сегодня

Вчера9
Вчера0
Вчера12
28 апреля2
28 апреля5
26 апреля3
28 апреля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации