Как не убить актеров на съемочной площадке и другие секреты художницы по костюмам «Перевала Дятлова»

«Перевал Дятлова» стал одним из самых обсуждаемых сериалов сезона. Продюсеры и режиссеры Валерий Федорович и Евгений Никишов использовали смелое сочетание жанров: детектив, военный экшен, мистика и ностальгическая драма в лучших традициях оттепельного кинематографа. Насколько точно воспроизвели в одежде героев приметы советской моды конца 1950-х? Как экранные дятловцы сумели бегать по сугробам в носках и выжить? И, наконец, почему все-таки персонажи Петра Федорова и Марии Луговой так легко одеты, несмотря на суровую уральскую зиму? Об этом и многом другом историку кинокостюма Катерине Крупновой рассказала художница по костюмам «Перевала Дятлова» Дарья Фомина.

Костюмы дятловцев и лайфхаки для утепления

Я начала работу над образами дятловцев с поиска и внимательного изучения архивных фотографий, на основе которых подготовила цветные эскизы. Передо мной стояла задача максимально приблизить одежду экранных дятловцев к оригиналу, но при этом сделать так, чтобы актеры не задубели на морозе.

В сериале едва ли не буквально восстановили архивные фото дятловцев
Получилась практически ожившая фотография
Походные костюмы дятловцев Фомина шила из тонкого синтепона и вкладышей
Чтобы светлая одежда не сливалась с фоном на черно-белой пленке, Фомина тонировала ткань в более темный оттенок

На сохранившихся фотографиях видно, что дятловцы были очень легко одеты. Они проходили по 15 километров каждый день с огромными тяжелыми рюкзаками за спиной, и им не было холодно. Я должна была максимально схитрить и сделать так, чтобы ребята на съемках не замерзли. В ход пошли термобелье и аккумуляторы с подогревом, которые прятались под одежду. Нам повезло, что, когда мы снимали финальную серию, было уже не так холодно, но все равно большинству актеров предстояло сниматься без верхней одежды да еще и бегать по снегу в вязаных носках. Выдержать 12-часовую смену было невозможно. И тут я стала думать, как же мне подвороваться. Сначала почти решила сшить специальные сапожки, поверх которых актеры должны были надеть вязаные носки, но это были бы уже дятловцы с огромными ногами, как у йети, так что этот вариант отпал. И тут меня осенило. Я поехала в дайверский магазин, где купила девятимиллиметровые гидроноски. Они реально не пропускали холод. И за время съемок актеры ни разу не жаловались, что у них замерзли ноги. Это мой личный лайфхак.

Зина Колмогорова
Эскиз Дарьи Фоминой

Семен Золотарев
Эскиз Дарьи Фоминой

Игорь Дятлов
Эскиз Дарьи Фоминой

Николай Тибо-Бриньоль
Эскиз Дарьи Фоминой

Людмила Дубинина (слева)
Эскиз Дарьи Фоминой

Юрий Кривонищенко (справа)
Эскиз Дарьи Фоминой

Рустем Слободин
Эскиз Дарьи Фоминой

Юрий Дорошенко
Эскиз Дарьи Фоминой

Кстати, проект, на котором я работала после «Перевала Дятлова», — остросюжетный шпионский триллер «Бансу», который тоже был связан со съемками в экстремальных условиях, поэтому я уже шучу, что когда-нибудь напишу пособие для художников по костюмам «Как не убить актеров на съемочной площадке». (Смеется.)

Почему Костин и Катя почти раздеты

Мы сразу договорились, что у нас не история про переодевания. Костин и Катя, персонажи Пети Федорова и Марии Луговой — два главных героя, которых нужно провести через весь проект и через костюмы показать изменение их состояния. Я читала возмущенные комментарии зрителей, дескать, чего это Костин отправился в горы в пальто нараспашку и шляпе, а Катя и вовсе щеголяет без головного убора? Но мы создавали художественные образы. И Катя, и Олег, потеряв своих близких во время войны, заморозили свои чувства и не ощущают внешнего холода. Помните сцену, когда Катя рассказывает Олегу, что, получив похоронку на мужа, она выбежала на улицу, упала в снег и долго лежала, хотела, чтобы этот холод проник в нее и боль заморозил? Наша задача была показать, что герои не чувствуют ничего снаружи, потому что холод внутри них.

Преобладающая голубая цветовая гамма в гардеробе Кати также соответствует образу Снежной королевы. Героиня — вариация на тему холодной хичкоковской блондинки. Основными стилистическими референсами для нее были Грэйс Келли и героиня Людмилы Гурченко из «Карнавальной ночи». Ее наряды — воплощение советского new look: приталенные силуэты, расклешенные юбки, юбки-карандаши и принт клетка. Опять же водолазки и платья с высоким воротом символизируют ее закрытость. Кто-то скажет, что уральский судмедэксперт вряд ли выглядит как модель с подиума, но повторюсь: мы выступали именно за эстетику, а не за правду жизни. Я всегда поддерживаю свободу полета фантазии художника, и там, где ты не откровенно врешь, а даешь свое художественное видение действительности, это допустимо. За стопроцентной достоверностью и точностью костюмов можно отправиться в исторический музей, а кино — это искусство.

Один из референсов для образа Кати — «Карнавальная ночь»
Персонаж Людмилы Гурченко в знаменитом платье new look
Второй референс — «Окно во двор» Хичкока
Джеймс Стюарт и Грэйс Келли

Костин же — собирательный образ нуарных героев вроде персонажей Хамфри Богарта в шляпе-федоре и пальто с поднятым воротником. У меня не было задачи одеть его в соответствии со стандартными представлениями о советском кагэбэшнике. Мы долго не могли определиться, в какой одежде Костин повторно отправится в горы, чтобы переночевать на перевале. У меня не выходил из головы образ Высоцкого из «Вертикали» — водолазка или свитер с высоким горлом, — на что Женя Никишов говорил: «Ой нет, это будет какой-то Хемингуэй». Потом я нашла коричневый свитер на барахолке в Питере, где мы снимали военный блок, и его сразу же утвердили. Так что в третьей серии, когда Костин приезжает в горы, на нем уже типичный походный комплект: тот самый свитер, теплая куртка с меховым воротником и шапка.

Костин а-ля Богарт
Хамфри Богарт в фильме «Мальтийский сокол»
Костин сменил шляпу на шапку
Тот самый питерский свитер

Финальное преображение героев

Мы долго обсуждали сцену объяснения героев и то, в каком виде они должны прийти к финалу. У меня сразу появилась идея снять с Костина галстук, закатать рукава рубашки, расстегнуть верхние пуговицы. И захотелось создать воздушный романтичный ансамбль для Кати — легкая шифоновая блузка, пышная яркая юбка и белые туфельки. Но, когда мы снимали эту сцену, было где-то 8 градусов тепла. Я уже была готова пожертвовать этим образом, чтобы не заморозить актрису, и предложила надеть на Машу Луговую голубой плащ. Но режиссеры отказались, потому что вся идея была в том, чтобы привести героиню к этому финалу, разморозить ее, чтобы сердце оттаяло и любовь восторжествовала. Так что Марии, которую мы утепляли между дублями, пришлось героически терпеть холод.

Образы манси

Моя любимая парочка — это мальчик-манси и его суровый дедушка. Перед первой примеркой я перерыла кучу книг по истории манси, изучила фотографии, как должны выглядеть малицы, нашла выкройки. Прочитала про торбаза — сапоги из оленьих шкур. Юный актер прилетел из Якутска вместе с мамой, и она рассказала, что у нее на родине есть знакомая мастерица, которая занимается пошивом национальной одежды. Я поняла, что, несмотря на рискованный характер такого дистанционного сотрудничества, так будет выгоднее. Творчество творчеством, но и в бюджет надо укладываться. И дальше мы уже держали с мастером связь онлайн. Мы с режиссерами смотрели фото промежуточных результатов, вносили правки. В итоге, когда Тимур прилетел уже на съемки, они с мамой привезли шикарный костюм, сшитый вручную из аутентичных материалов — настоящего оленьего меха и шкурок.

Мансийский шаман Степан Куриков
Петр Федоров и Ёндонгийн Цог в сериале

С дедушкой-манси была немного другая история. Очень долго не могли найти актера на эту роль. Через три дня уже должны были начаться съемки, и я понимала, что сшить с нуля уже точно не успею. И вот привозят актера из Монголии — Ёндонгийна Цога. Его утверждают. Я, конечно, ездила по прокатам Москвы, где-то даже удалось найти малицы, но это все были новоделы. Я тогда снова позвонила Алене, матери Тимура, и спросила, а вдруг у мастерицы есть готовые мужские охотничьи костюмы. И оказалось, что есть один. Я практически не глядя сказала: «Беру!» Этот костюм привезли из Якутска вместе с детским, и он сел на актера почти идеально. Единственное, пришлось немного перешить мех.

С миру по нитке

Когда собираешь гардероб для персонажей, то что-то арендуешь, что-то покупаешь, что-то шьешь. Так, половина нарядов для Кати была взята напрокат, а половина отшивалась по меркам актрисы. Символичный голубой плащ героини, в котором она приезжает в Москву, я вообще изначально принесла на площадку как образец модели, а в итоге все в него влюбились, и он оказался в кадре. Одежда Костина — в основном подлинный винтаж. Мы очень долго собирали его образ для Первомая. Перемерили кучу вариантов плащей и костюмов. В итоге идеальный серый плащ удалось найти в винтажном магазине, а подходящую шляпу — на барахолке. Многое нашли на «Авито»: свитеры, лыжные шапочки того времени — как для главных героев, так и для массовки.

Самую известную по фотографиям дятловцев шапочку с тремя полосками мы сшили. Я сначала хотела ее найти в готовом виде, но не получилось. Потом долго искала мастера по трикотажу, который смог бы сделать шапочку, максимально похожую на оригинал, — там особая вязка. В итоге у меня образовалась целая коллекция этих шапочек. И есть большая разница между тем вариантом, который для меня связали изначально, и тем, что мы видим в кадре. Характерную шляпу Тибо-Бриньоля тоже нашли на «Авито». Это был колпак, который я потом при помощи пара довела до нужной формы. Такой вот микс «Авито» и хендмейда. Иногда легче купить базовую вещь и довести ее до ума, чем делать все с нуля.

Кадры со съемок
Вот так сериальные дятловцы выглядели в цвете

Высшее признание

Для меня, как художницы по костюмам, высшее признание — когда актерам настолько комфортно в вещах героев, что они хотят что-то оставить себе на память. Так, Ваня Мулин, который играл Игоря Дятлова, хотел оставить себе походные штаны, приговаривая, что второго сезона точно не будет. Такой вот черный юмор. Петя Федоров прикипел к туристическим ботинкам, в которых его герой ходил в горы. Правда, они основательно убились к концу съемок. Но если я еще посотрудничаю с Петей, то обязательно подарю ему такие туристические ботинки советских времен.

Уже в подписке: новый сериал от создателей «Нормальных людей» о запутанных любовных связях
В главных ролях:Джо Элвин, Джемайма Кёрк, Саша Лэйн
Режиссер:Леонард Абрахамсон, Лиэнн Уэлхэм
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Ход королевы», «Перевал Дятлова» и продолжение «Мандалорца»: 10 главных сериалов осени
Выбор редакции

«Ход королевы», «Перевал Дятлова» и продолжение «Мандалорца»: 10 главных сериалов осени

4 декабря 2020
Оттепель на «Перевале Дятлова»: Как смотреть триллер о гибели советских туристов
Сериалы

Оттепель на «Перевале Дятлова»: Как смотреть триллер о гибели советских туристов

25 ноября 2020
Про группу Дятлова сняли сериал. Что нужно знать об этой истории?

Про группу Дятлова сняли сериал. Что нужно знать об этой истории?

14 ноября 2020
Петр Федоров о «Перевале Дятлова»: «Это добрая романтика и боль одновременно»
Интервью

Петр Федоров о «Перевале Дятлова»: «Это добрая романтика и боль одновременно»

16 ноября 2020

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

Как убийство Кеннеди превратило Оливера Стоуна из режиссера культовых фильмов в исследователя заговоров

Вчера
Как убийство Кеннеди превратило Оливера Стоуна из режиссера культовых фильмов в исследователя заговоров
«Варяг»: Роберт Эггерс пытает зрителя мясом с кровью
Рецензия

«Варяг»: Роберт Эггерс пытает зрителя мясом с кровью

16 мая
Как «Медленные лошади» иронизируют над британской разведкой
В предыдущих сериях

ПодкастКак «Медленные лошади» иронизируют над британской разведкой

Вчера
Российские критики выбирают самые интересные фильмы Канн. Зельвенский ждет фильм про Никарагуа!

Российские критики выбирают самые интересные фильмы Канн. Зельвенский ждет фильм про Никарагуа!

17 мая
«Мастерски сделанный и эмоциональный блокбастер»: за что критики хвалят новый «Топ Ган»? И Кодзима тоже!

«Мастерски сделанный и эмоциональный блокбастер»: за что критики хвалят новый «Топ Ган»? И Кодзима тоже!

Вчера
Канны-2022

СпецпроектКанны-2022

Вчера
5 причин посмотреть криминальный ромком «Добро пожаловать в семью»
Смотрите на Кинопоиске

5 причин посмотреть криминальный ромком «Добро пожаловать в семью»

Вчера
Комментарии
Сейчас происходят тяжелые для всех события. Кинопоиск не хочет становиться площадкой для какого-либо противостояния, поэтому на время мы закрываем комментарии. Просим вас отнестись к этому с пониманием.