Как сделать из испуганной зайчихи отважного копа? Что делали живые звери на студии Disney? КиноПоиск поговорил с одним из аниматоров «Зверополиса», нашим соотечественником Маратом Давлетшиным, и узнал, каково это — работать на главной мультипликационной студии мира.
Как сделать из испуганной зайчихи отважного копа? Что общего у актера Джейсона Бейтмана и хитрого лиса? Что делали живые звери на студии Disney? КиноПоиск поговорил с одним из аниматоров фильма «Зверополис», нашим соотечественником Маратом Давлетшиным, и узнал, каково работать на главной мультипликационной студии мира и что было самым сложным при создании антропоморфных персонажей животных.
Дорога в Голливуд
Я родился в башкирском городе Октябрьском с населением около 120 тысяч человек. С детства любил рисовать, писать рассказы, придумывать комиксы. Первый покадровый мультфильм я снял на любительскую камеру с подачи отца. Мне это настолько понравилось, что я стал постоянно брать эту камеру втайне от родителей и однажды сломал ее — технической базы и знаний мне явно не хватало. Я начал делать коммерческие ролики, потом работал фрилансером над мультфильмами «Смешарики», «Белка и Стрелка».
Мой путь в Голливуд начался с учебы у мультипликатора Александра Дорогова, который долго работал в компании Disney. Именно с его подачи я открыл для себя диснеевскую анимацию. Меня очаровали внимание к деталям, характерное для диснеевских мультфильмов, и очень живые персонажи, у каждого из которых, будь то человек или животное, есть неповторимый характер и душа. Вдохновившись этим, я сам поехал в США, чтобы учиться в школе, где преподавали аниматоры из Pixar.
Забавно вспоминать, но, когда я только приехал в Америку, я был очень самоуверенным. Думал, стоит мне только разослать портфолио, и на меня посыплются десятки выгодных предложений. Но в реальности все оказалось намного сложнее. Нужно было подняться до определенного уровня, отточить мастерство. Лишь спустя несколько лет мне наконец повезло. На конференции по анимации я познакомился с сотрудниками Disney, которым понравилось мое портфолио. В 2013 году я начал работать ассистентом аниматора на «Холодном сердце». После этого был «Город героев», несколько короткометражек и, наконец, «Зверополис».
Наблюдать и оживлять
В «Зверополисе» я занимался оживлением персонажей. В основном это был лис Ник Уайлд. Также у меня были сцены с зайчихой Джуди Хоппс, фенеком Финником и быком-шефом Бого.
Оживление персонажей — это сложный и длительный процесс. В персонажной анимации первая часть работы лежит на актере, который озвучивает того или иного героя, вторая — на аниматоре. Обычно все начинается с того, что мы получаем раскадровку со звуковым рядом — голосом актера. Опираясь на него и на заметки режиссера, мы принимаемся за дело: представляем себе конкретную сцену, делаем наброски, можем даже записать себя на камеру, разыгрывая какой-то эпизод.
При этом, конечно, первостепенное значение имеют актеры, озвучивающие персонажей мультфильма, их манера поведения и особенности речи. Например, работая над образом Ника Уайлда, мы использовали жестикуляцию Джейсона Бейтмана в качестве основных жестов для персонажа. Но одних жестов мало.
Роль аниматора заключается в том, чтобы объединить все составляющие образа персонажа и разыграть конкретную сцену. Для этого мы проводим серьезные исследования. Каждый аниматор пытается понять, о чем думает его персонаж, что чувствует, что он говорит на самом деле. Ведь, например, фразу «Я тебя люблю» можно произнести по-разному. Можно сказать это искренне, а можно и так, что это будет звучать как «Я тебя ненавижу». Задача аниматора — выразить подобные тонкости на языке тела персонажа.
Услышь мой рев
В «Зверополисе» перед командой аниматоров стояла непростая, но очень увлекательная задача — создать животных, которые были бы похожи на людей. Мы черпали вдохновение в диснеевском мультфильме «Робин Гуд», где также присутствуют антропоморфные животные, и опирались на опыт его создателей.
Чтобы мы лучше изучили зверей, ставших прообразами персонажей «Зверополиса», на студию привозили живую лису, фенека, зайца. Я и другие аниматоры долго наблюдали за ними и делали зарисовки. Чтобы изучить поведение животных в дикой среде, мы часами просиживали в интернете и неделями не вылезали из зоопарка.
Заниматься анимацией персонажа, который совмещает в себе повадки и животного, и человека, — это значит хорошо понимать все грани его личности. Например, в одной сцене животное могло вести себя как животное, затем как человек и потом вновь как животное, демонстрирующее свою звериную сущность. В период препродакшна аниматоры делали циклы зарисовок по разным животным. Каждый выбирал себе определенного персонажа и разбирался с тем, как он мог бы двигаться, став персонажем мультфильма. Я выбрал себе зайчиху и медведя.
Когда я работал с зайчихой, то придумал, что в самом начале она будет вести себя, как испуганное животное, опасливо озирающееся по сторонам. Затем происходит трансформация: она поднимает лапки, чистит мордашку и вдруг переключается в человеческое состояние — поправляет уши, как девушка прическу. Потом что-то ее пугает, и она вновь становится животным. Медведя же я попытался сделать косолапым, как в русских народных сказках. Его словно только что разбудили, и, недовольный тем, что кто-то нарушил его спячку, он идет по лесу и ворчит.
Чтобы персонажи получались живыми, чтобы у них была душа, нужно постоянно работать над собой, повышать уровень мастерства. Часто в выходные я иду в парк, наблюдаю за людьми, делаю зарисовки. Бывает, мы собираемся с коллегами, чтобы разобрать отдельные сцены в фильмах, которые нам нравятся, проанализировать действия актеров. Ведь аниматор — это не только человек, который рисует. Он должен обладать огромным багажом знаний, быть и актером, и мыслителем, и внимательным наблюдателем.