«Паразит: Серый» — кровавый и эффектный южнокорейский хит Netflix от режиссера «Поезда в Пусан»

Обсудить0

На вершину самых популярных релизов Netflix забрался корейский мини-сериал «Паразит: Серый», вдохновленный всемирно известной мангой Хитоси Ивааки. Свежую экранизацию взял на себя постановщик «Поезда в Пусан» Ён Сан-хо. Рассказываем, как амбициозный автор в этот раз обыграл новую угрозу человечеству.

О чем это

С небес на землю падают черви-паразиты, которые проникают в человеческий мозг, в конечном счете полностью захватывая разум и тело. С контролем родительского организма существа получают способность трансформировать голову в смертоносные щупальца. Если первого монстра, который устроил бойню на музыкальном фестивале, удалось устранить, то остальные зараженные теперь живут среди людей в вымышленном корейском городке.

Главной героине (Чон Со-ни) повезло чуть больше: по стечению обстоятельств паразит не захватил полный контроль над ее телом, а может проявлять себя лишь на короткое время. Сомнительному симбиозу предстоит выжить, когда опасность исходит и от людей, и от монстров.

Кто это снял

Ён Сан-хо

Написал сценарий в соавторстве и срежиссировал все шесть серий Ён Сан-хо — признанный, но, прямо скажем, нестабильный автор. Даже фанаты иронизируют, что постановщик взял за правило чередовать хиты с катастрофами: за триумфальным «Поездом в Пусан» последовали ненужный сиквел и сомнительный «Телекинез»; затем «Зов ада» на Netflix в моменте затмил «Игру в кальмара», но в прошлом году воображаемую корейскую «Золотую малину» можно было смело отдавать невразумительной научной фантастике «Чон-и». Сейчас, следуя своему графику, Сан-хо вновь выпускает успешный проект.

Роль девушки-мутанта исполнила Чон Со-ни, обычно играющая подростков в свои около-тридцати-лет (дерзкая старшеклассница из «Плохого копа» и подруга протагонистки в «Родной душе»). Напарника героини воплотил Ку Гё-хван, который уже в третий раз сотрудничает с автором проекта.

Сильнее всех из авангарда персонажей выделяется, пожалуй, начальница группы охотников за паразитами в исполнении Ли Джон-хён. Еще недавно она варила супы мужу-детективу в «Решении уйти», а теперь разгуливает с каре и агрессивным макияжем и дробовиком наперевес. Диапазон амплуа в карьере актрисы впечатляет: успела посниматься и у классиков прошлых поколений (Ким Су-ён), и в экспериментальном инди с историческими эпиками. А между делом закрепила за собой статус пионера техно в корейской музыке!

Связь с первоисточником

Сериал основан на культовой манге Хитоси Ивааки «Паразит», разошедшейся по миру тиражом в 25 миллионов копий. Манга успела получить ряд экранизаций на родине — две части лайв-экшен-фильма и аниме «Паразит: Учение о жизни».

Однако, в отличие от прямых японских адаптаций, «Паразит: Серый» заимствует лишь базовые идеи из работы Ивааки. Общий концепт, симбиоз главного героя с паразитом, отдельные сюжетные детали вроде пленника-локатора, помогающего вычислять полиции монстров, — этот список короче, чем может казаться. Все остальное, начиная с места действия и пола протагониста и заканчивая сюжетом, отличается целиком. Клиффхэнгер в конце сезона, где автор машет оригиналу в духе «эй, я знаю о твоем существовании», дает право называть корейский сериал спин-оффом. Равно как и оставляет много пространства под второй сезон.

Вместе с исходным сюжетом в корейской версии под нож пошли все философские изыскания. И временами это загоняет авторов в мотивационную ловушку. В оригинале процесс познания человеческой психологии и экзистенции паразитами, не имеющими эмоционального интеллекта, был ключевым инструментом в раскрытии темы человечности. Сериал начинается со схожей биологически примитивной вводной, в соответствии с которой цель паразитов — выживание, а их еда — люди. Но дальше сценарий перепрыгивает все остальное, и вдруг оказывается, что сочувствие и месть могут двигать инородными организмами. Это эффективно сработало на благо жанрового механизма триллера, но точно не в пользу фундаментальной концепции.

Как это выглядит

Кроваво, эффектно, увлекательно. Героиня, запертая между двумя сторонами конфликта, вынуждена безостановочно скрываться или убегать. Абсолютное большинство формирует критерий нормальности, поэтому правительственная спецгруппа нацелена на уничтожение монстра, а сами паразиты видят в ней инородного мутанта. Чувство постоянной угрозы здорово играет на руку богатому на саспенс сюжету.

Стоит понимать, что Ён Сан-хо — креативщик и двигатель фантастического жанра в Корее. Да, однозначно найдутся режиссеры мастеровитее и сценаристы талантливее. Но еще когда страна была одержима костюмными драмами эпохи Чосон и только-только снижался интерес к криминальному кино, Ён Сан-хо ставил зрелые анимационные картины («Подделка» и «Король свиней»). Затем были и возрождение зомби-жанра в игровом кино, и манхва по «Зову ада».

Бэкграунд автора важен для осознания того, насколько он чувствует разницу форматов произведений. Если японские постановщики зачастую грешат покадровым переносом манги или аниме в лайв-экшен, то Сан-хо лепит свою скульптуру без оглядки на форму оригинала. Претензию в излишней анимешности можно предъявить разве что к эпизоду, где героиня, провалившись в беспамятство, бродит в собственных болезненных воспоминаниях вместе с напарницей-паразитом. Но за сюжетным излишеством сцены и феерией VFX-эффекта распада частиц скрывается, скорее, другая проблема.

Все ключевые персонажи сериала одномерны, а номинальные внутренние конфликты необходимы исключительно для подходящей поворотной точки истории. Даже перспективный симбиоз в лице главной героини и ее паразита не приводит к метаморфозам персонажа — внутренний сожитель лишь нашепчет утешительные мысли отрешенной девушке. То же самое происходит с бесхитростными диалогами, когда и без того поверхностные переживания паразит проговаривает вслух. К счастью, недостаток фактуры частично компенсирует эксцентричная начальница спецгруппы, не сваливаясь в однобокое амплуа антагониста.

А вот все, что связано с экшеном, радует. Его много и он здорово поставлен. По высоким стандартам корейских боевиков значительная часть динамичных сцен снята на длинных кадрах, а побочный эффект в виде излишней тряски камеры при ручной съемке можно и простить.

Вердикт

Намеренно или нет, но Ён Сан-хо снял сериал-антипод своему «Зову ада». При близких вводных получилось все ровно наоборот. Вместо разделенной на две главы истории — насыщенный на события линейный сюжет. Вместо океана социальной и политической критики — исключительно развлекательный фокус. Если в прошлом сериале появление потусторонних существ, вершивших судьбы людей, почти погрузило страну в анархию, то здесь самой серьезной заботой власти остается проведение провинциального фестиваля с угрозой срыва сроков.

Хотя будто бы все начиналось в духе Сан-хо — концептуалиста. Сериал открывается вопросом из манги «Если человеческая популяция сократится в сто раз, уменьшит ли это выбросы в сто раз?». Затем появляются любимые религиозные организации. Но на этом автор вдруг останавливается, отдаваясь на волю стремительному течению сюжета.

Рационализм берет верх над концептуализмом. Выступая на совершенно ином сюжетном поле, сериал не способен разозлить фанатов первоисточника. Критики экспериментального «Зова ада» тоже должны быть удовлетворены. В этот раз Ён Сан-хо точно попадает в стриминговую коллекцию «сериал на вечер для запойного просмотра», пусть и ценой собственных амбиций.


Автор: Данил Юшков

Фото: TPG / Getty Images

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
На что они готовы пойти, чтобы завладеть семейным бизнесом? Сериал с Юлией Снигирь в духе «Наследников»
В главных ролях:Алексей Гуськов, Юлия Снигирь, Игорь Гордин, Ростислав Бершауэр, Наталия Вдовина, Павел Попов, Ангелина Пахомова
Режиссер:Илья Ермолов
Смотрите по подписке

Смотрите также

8 апреля18
5 апреля20
2 марта21

Главное сегодня

Вчера6
Вчера0
Вчера11
28 апреля2
28 апреля5
26 апреля2
28 апреля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации