«Мальмкрог» Кристи Пую: Румынский классик пересказывает учение философа Соловьева

Обсудить0

Автор румынской волны, режиссер «Смерти господина Лазареску» представил на Берлинале экранизацию «Трех разговоров» русского философа-мистика Владимира Соловьева. По мнению Василия Корецкого, получилось длинно, тяжко, но, несмотря на сюртуки и французский, очень современно.

Прошлый фильм Кристи Пую — «Сьераневада» — был настоящим подарком российскому зрителю. История семейной встречи в малометражной квартире с узнаваемой советской мебелью и разговорами о том, как хорошо было при Чаушеску и кто на самом деле взорвал башни-близнецы, была почти что «Горько!», только без музыки и веселого угара (радость узнавания себя в восточно-европейском соседе и так была невероятной).

Сходства румынского менталитета с русским оказались неслучайными. В новом фильме, названном так же абстрактно-непонятно, топонимом (Мальмкрог — это немецкое название трансильванского села Маланкрав), Пую вновь дает слово интеллигенции, на этот раз русским аристократам, которых встречает XX век — Николаю, хозяину поместья, в котором собрались дискутирующие; Ингриде, княгине из рода Рюриковичей (где-то на заднем плане помирает от ран ее пожилой муж Антон Николаевич); атеисту и западнику, дипломату Эдуарду; юной пылкой христианке Ольге и спокойно-остроумной Мадлен. Обсуждают то же, что и сегодня: Европа ли Россия, или наоборот; возможен ли мир и Европейский союз; зачем Европа поддерживает борьбу чеченцев за независимость, а своих-то негров линчует; как важно быть вежливым и достаточно ли этой добродетели, чтобы выжить в нашем мире; плюс типичные для того времени разговоры о толстовстве, ненасилии, природе зла и существовании Бога.

Беседы (в основном на французском!) разделены на шесть актов, длятся в общем 200 тяжких минут, во время которых беседующие чинно стоят со стаканами в руках или сидят за обеденным столом. Но Пую, конечно, не так прост: пусть камера тут не выделывает таких фокусов, как в «Сьераневаде» (попробуйте снять динамичный разговорный фильм в 36-метровой «двушке» почти что одним кадром, ни разу не попав под ноги актерам и не отразившись в зеркалах!), получилась далеко не «Бедная Настя». Меняется время суток, меняется свет, наряды гостей, и все это еще и коррелирует с темой бесед. Разговоры о Боге и Антихристе, к примеру, начинаются после заката, когда все выходят к коньяку в темных вечерних туалетах.

Марафонский хронометраж требует от режиссера очень тонкого чувства времени, и оно у Пую имеется. Когда после первого часа, посвященного чтению вслух письма с турецкой войны (ужасы геноцида армян даны в натуралистических деталях), зритель уже готов грохнуться в обморок, на пол падает юная Ольга. Когда самодовольные разговоры о бремени белых вызывают невероятное желание раскулачить этих чванливых господ, нечто подобное случается и на экране (обойдемся без прямых спойлеров). Плюс второй план: пока баре предаются возвышенной дискуссии, на заднем плане шуршат слуги.

Собственно, слуги и становятся той рамкой, которая помещает все эти важные разговоры в отрезвляющий контекст. Мы из своего времени прекрасно знаем, что случится с этими людьми и Европой через 5, 14, 17, 39 лет. Предчувствие катастроф, масштаб которых не могут даже вообразить гости усадьбы, звенит в деталях: мажордом бьет по лицу провинившегося работника; больной генерал спрашивает у хозяина, как тот понимает строчки «Интернационала»; есть и более прямые намеки.

Эта атмосфера напряженно-интеллектуальных и в то же время пустопорожних дебатов на пороховой бочке кажется более чем узнаваемой, особенно нам, а не европейской публике, ни разу не засмеявшейся во время показа (зал хихикнул только один раз, когда один из героев высказал сомнение в возможности союза европейских государств). Вообще, надо признать, что перевод Соловьева на французский действует освежающе на текст «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории», изданный в 1900 году, делает его философию понятной европейской публике хотя бы на уровне языка, но совершенно убивает фильм для нашего зрителя. Читать философский трактат в субтитрах и одновременно изучать деликатные изменения сценографии никак не возможно. Утомленные чтением российские критики не оживились даже на споре о вежливых людях! Пытка русской философией способна довести неподготовленного зрителя до отчаяния. Но зато после фильма можно рассуждать о вкусах нынешнего руководства Берлинале (это первый год его управления): новый художественный директор Карло Шатриан до этого занимался фестивалем в Локарно, и фильм Пую — первое, что мы увидели из программы второго конкурса Encounters, введенного лишь с 2020-го. Кажется, важными критериями отбора тут являются маньеризм, высоколобость и эксперименты, далеко выходящие за рамки жанровых границ и арт-мейнстрима.

Новый сериал на КиноПоиск HD: Андрей Бурковский в роли гениального манипулятора.
В главных ролях:Андрей Бурковский, Юлия Пересильд, Дарья Мороз
Режиссер:Артем Аксененко
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

22 фильма Берлинале-2020, которые мы собираемся смотреть

22 фильма Берлинале-2020, которые мы собираемся смотреть

18 февраля 202011
Берлинале отменил премию имени Альфреда Бауэра из-за его связей с нацистами

Берлинале отменил премию имени Альфреда Бауэра из-за его связей с нацистами

31 января 20207
Итоги Берлинале: За что получили призы «Зла не существует», «ДАУ» и Хон Сан-су

Итоги Берлинале: За что получили призы «Зла не существует», «ДАУ» и Хон Сан-су

1 марта 20205
«Зла не существует» взял главный приз «Берлинале-2020». «Дау» выдали награду за операторскую работу

«Зла не существует» взял главный приз «Берлинале-2020». «Дау» выдали награду за операторскую работу

29 февраля 202021

Главное сегодня

Культовые сериалы

ВидеоЧем до сих пор восхищают «Семнадцать мгновений весны»

Сегодня0
Чем до сих пор восхищают «Семнадцать мгновений весны»
«Властелин колец»: Как Говард Шор создал музыку Средиземья
Шум и яркость

Подкаст«Властелин колец»: Как Говард Шор создал музыку Средиземья

Вчера5
Фильм недели: Корейцы ищут американскую мечту в фильме «Минари»

Фильм недели: Корейцы ищут американскую мечту в фильме «Минари»

8 апреля14
Узнаете «Балладу о солдате» по одному кадру? А «Летят журавли»? Тест на знание военного кино

ТестУзнаете «Балладу о солдате» по одному кадру? А «Летят журавли»? Тест на знание военного кино

30 апреля32
Happy End — самый откровенный сериал о производственных отношениях
Сериалы

Happy End — самый откровенный сериал о производственных отношениях

4 мая37
Что нового: Поиск, телевизоры, пульты и кнопки
Блог команды

Что нового: Поиск, телевизоры, пульты и кнопки

6 мая24
«Большинство людей уже потеряли надежду»: Финальный трейлер «Тихого места 2» с Эмили Блант и Киллианом Мёрфи

«Большинство людей уже потеряли надежду»: Финальный трейлер «Тихого места 2» с Эмили Блант и Киллианом Мёрфи

6 мая21
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт