Красота по-канадски: Чем важен фестиваль в Торонто

Обсудить0

Как Торонто из провинциального фестиваля фестивалей за 40 лет превратился в едва ли не главное событие мировой киноиндустрии и чуть не потопил Венецию?

С фестиваля в Торонто неофициально стартует оскаровская лихорадка. То, какие картины получат призы киноакадемии, начинают обсуждать именно после него. Десятидневный смотр ежегодно привлекает почти полмиллиона зрителей и более тысячи журналистов.

Фестиваль фестивалей

Вот уже несколько лет в последние дни Венецианского кинофестиваля можно наблюдать типичную картину: в пресс-центре на острове Лидо вдруг становится ощутимо просторнее, речь звучит преимущественно итальянская, очереди на показы для журналистов редеют. Все это указывает на простой факт: стартовал смотр в Торонто, и большая часть аккредитованной прессы покидает Европу, несмотря на то что до конца фестиваля остается еще несколько дней. Все знают: первые дни показов в Торонто пропускать нельзя ни в коем случае, ведь именно там стоит ловить будущих оскаровских номинантов.

Собрать все лучшее, что было на мировых смотрах (в Каннах, Венеции и Берлине), и показать это разношерстной публике, населяющей Торонто, — именно с такой целью в 1976 году создавался фестиваль в столице канадского штата Онтарио. Мероприятие так и назвали — Фестиваль фестивалей. Публика оказалась благодарной: 127 фильмов первого фестиваля посетило 35 тысяч человек, а к 2015 году аудитория выросла до полумиллиона зрителей.

Актер Вуди Харрельсон на кинофестивале в 2016 году / Фото: Getty ImagesАктер Вуди Харрельсон на кинофестивале в 2016 году / Фото: Getty Images

Смотр обзавелся собственным зданием на участке, который безвозмездно предоставила семья режиссера и продюсера Айвена Райтмана, и работает, по сути говоря, круглый год, организуя выставки, ретроспективы, поддерживая канадских режиссеров, знакомя детей и подростков с миром кино. Спустя 40 лет миссия и цели фестиваля в Торонто звучат куда амбициознее: стать глобальным центром мировой кинокультуры, поменять взгляд на мир через кино.

Для того чтобы показать в Торонто все лучшее, что есть в мировом кинематографе сегодня, в 2016 году отборщики отсмотрели почти семь тысяч фильмов, выбрав из них 400 (сотня из которых — это короткометражки). С 1994-го Фестиваль фестивалей сменил название на более солидное TIFF (кстати, эту аббревиатуру фестивалю приходится делить со схожими мероприятиями в Токио, Трансильвании, Трумсе и Салониках), но свою концепцию смотр не поменял. Это по-прежнему фестиваль для зрителей, а купить билеты на показы, пусть и по очень хитрой, но весьма демократичной схеме, может любой желающий. Нет у TIFF и конкурса в традиционном понимании, но есть награда «Выбор публики», которая вручается по итогам зрительского голосования в нескольких категориях — игровому фильму, документальному и фильму из программы Midnight Madness («Полуночное безумие»).

Статусный и удобный

В 1981 году приз зрительских симпатий в Торонто достался спортивной драме «Огненные колесницы», и за этим сразу последовало четыре «Оскара». А пять лет спустя, когда смотру было всего десять, в газете LA Times канадское мероприятие благодаря отличной программе назвали напористой принцессой, грозящей подвинуть королеву фестивалей — Канны. Так Торонто и сравнивали со старшими сестрами, пока в 1999 году на фестивале спустя три дня после мировой премьеры в Лос-Анджелесе не показали «Красоту по-американски». Шумиха в прессе, приз «Выбор публики» от канадских зрителей, а через несколько месяцев и пять статуэток «Оскар», включая награду за лучший фильм — именно тогда стало ясно, что канадский смотр не просто напористая принцесса.

«Огненные колесницы»«Огненные колесницы»

Последние несколько лет обладатель награды от зрителей в Торонто почти гарантированно получает «Оскар» в одной из главных категорий. Так было с «Миллионером из трущоб», «Король говорит!», «Мой парень — псих», «Сокровищем», «12 годами рабства», «Игрой в имитацию» и «Комнатой». В прошлом году «Ла-Ла Ленд», покоривший публику в Торонто, чуть было не стал лауреатом премии «Оскар». Впрочем, «Лунный свет» тоже прогремел именно на канадском смотре.

«Лунный свет»«Лунный свет»

Что же заставляет продюсеров и дистрибьюторов приезжать в Торонто и именно там презентовать свои фильмы и заключать сделки? Кажется, дело в комбинации факторов. Это престиж смотра, заработанный годами тщательной работы с программой и зрительской аудиторией (попадание в программу TIFF — знак качества и гарантия внимания публики). Удобное расположение тоже играет роль. Торонто для американской киноиндустрии — это не заокеанская дорогая Европа: лететь недолго, организовать мероприятия для американской прессы проще и дешевле.

Время проведения — аккурат в начале сезона, когда Канны уже подзабыты, а февральская церемония «Оскара» маячит на горизонте. Широкий выбор фильмов привлекает дистрибьюторов. В Торонто 16 программ самых разных категорий — от посвященной хоррорам, триллерам и всевозможной жести Midnight Madness до сфокусированной на экспериментальном, граничащем с видеоартом кино Wavelengths. В Торонто, несмотря на отсутствие официального кинорынка, заключаются сделки на десятки миллионов долларов. Так, в 2015 году именно в Торонто были проданы права на мировой прокат «Хардкора» за серьезные для российского фильма 10 млн долларов.

«Хардкор»«Хардкор»

Причем Торонто — это, как и Канны, о любви к кино. Забавной перекличкой в этом смысле стал официальный каннский постер 2016 года с кадром из «Презрения» Жан-Люка Годара. Эта же лестница из фильма Годара (снятая на Капри) вдохновила архитекторов штаб-квартиры фестиваля в Торонто — шестиэтажного здания TIFF Bell Lightbox.

Соперничество с Теллурайдом

Торонто продолжает представлять публике фильмы, чьи премьеры уже отгремели в Канне или Венеции, однако статус серьезного фестиваля обязывает его соревноваться за мировые или хотя бы североамериканские премьеры. За право первым показывать будущих оскаровских номинантов Торонто отчаянно борется с Теллурайдом — небольшим фестивалем в США, что старше TIFF всего на два года и обгоняет собрата в календаре буквально на неделю. «Король говорит!», «Операция „Арго“», «12 лет рабства» — все эти фильмы, получившие «Оскар», были показаны в Торонто, но их мировая премьера прошла в Теллурайде.

«Король говорит!»«Король говорит!»

В 2014 году художественный руководитель TIFF Кэмерон Бэйли поставил перед продюсерами условие: если премьера проходит в Теллурайде, то на попадание в первый и наиболее престижный уик-энд фестиваля в Торонто можно не рассчитывать. Однако ультиматум не сработал. Лишаться фильмов совсем TIFF не захотел, и в 2015-м правило смягчили, требуя премьерного статуса только для показов в определенных кинотеатрах в первые четыре дня.

Платформа для критиков

Колин Геддес, бывший программный директор секции Midnight Madness, в интервью IndieWire рассказывал, что сильная сторона фестиваля — то, что он в первую очередь ориентирован на зрителя. «Доступ, который публика получает к режиссерам и актерам, не имеет равного. Я не говорю сейчас об автографах на красной дорожке. Я видел, как зрители беседуют с авторами и в кинотеатрах во время сессии вопросов и ответов после фильма, и просто на тротуаре, причем с такими людьми, как Дэнни Бойл, Вернер Херцог или Пон Джун-хо. Так как это фестиваль для зрителей, когда я выбираю фильмы, я делаю это для публики. Поэтому принцип отбора остается прозрачным и честным». Особенностью Торонто и его населения является еще и то, что это город иммигрантов, в котором больше половины жителей родились за пределами Канады. Это настоящий микс национальностей и культур, открытый новому и готовый воспринимать кино из любой точки планеты.

Однако в 2015 году организаторы фестиваля решили, что только зрительского голосования для определения лучшего фильма из всей программы недостаточно. Чтобы обратить внимание публики и критиков на фильмы, которые могут затеряться среди голливудских звездных премьер, была создана конкурсная программа «Платформа» — тезка фильма Цзя Чжанкэ 2000 года. Как у любого порядочного конкурса, у «Платформы» есть жюри из трех экспертов и даже денежный приз в 25 тыс. долларов. Показывать фильмы из этой программы решили одновременно прессе и широкой публике, чтобы и критики, и обычные зрители определялись с фаворитами и болели за победу того или иного фильма.

Дэнни БойлДэнни Бойл

Первый в истории приз «Платформы» (судить фильмы позвали самого Цзя Чжанке, а с ним Клер Дени и Агнешку Холланд) достался документальной ленте Алана Цвейга Hurt. Получилось ли у фестиваля привлечь внимание к фильму, обеспечить ему дальнейшую судьбу? Скорее нет. В этом году в программе «Платформа» есть новая картина британки Клио Барнард, экранизация французского комикса «Смерть Сталина», «Эйфория» с Алисией Викандер и Евой Грин, «Статус Брэда» с Беном Стиллером и еще восемь любопытных лент. А определять победителя будет жюри во главе с Вимом Вендерсом.

«Эйфория»«Эйфория»

Среди других фестивальных нововведений последних лет — уже традиционные для многих смотров премьеры телесериалов (в прошлом году показывали новые эпизоды «Черного зеркала» и «Очевидного», в этом — серии второго сезона «Девушки по вызову», мировая премьера мини-сериала по роману Маргарет Этвуд «Она же Грейс» от режиссера «Американского психопата» Мэри Хэррон и канадская премьера «Двойки» с Джеймсом Франко и Мэгги Джилленхол) и, конечно, демонстрация фильмов в формате виртуальной реальности. Что делать, статус самого влиятельного фестиваля в мире, равного Каннам, надо поддерживать.

Суровый боевик о немногословном инкассаторе: новый фильм Гая Ричи уже онлайн
В главных ролях:Джейсон Стэйтем, Холт Маккэллани, Джош Хартнетт
Режиссер:Гай Ричи
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Башня, деньги, три билборда: Итоги фестиваля в Торонто

Башня, деньги, три билборда: Итоги фестиваля в Торонто

18 сентября 201721
История болезни: От «Недругов» до «55 шагов»

История болезни: От «Недругов» до «55 шагов»

18 сентября 20177
В Торонто победили «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

В Торонто победили «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

17 сентября 201710
«Неповиновение» и разочарования: Ранее в других фильмах фестиваля

«Неповиновение» и разочарования: Ранее в других фильмах фестиваля

17 сентября 20179

Главное сегодня

#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD

18 июня7
#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD
Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

18 июня16
Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»

18 июня1
Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

18 июня20
Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

18 июня2
Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

18 июня4
9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

18 июня5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт