Земля в иллюминаторе: На съемках фильма «Живое»

Обсудить0

Джейк Джилленхол и Райан Рейнольдс провели много месяцев на МКС в состоянии невесомости и теперь точно знают, есть ли жизнь на Марсе.

КиноПоиск побывал на съемочной площадке фильма «Живое», который выходит в российский прокат 23 марта. Рассказываем о своих впечатлениях.

Научная ФАКТастика

Август 2016 года. В павильонах студии Shepperton тихо и прохладно. Ни за что не догадаешься, что здесь снимается крупный голливудский фильм со звездами первой величины. А все потому, что площадка картины «Живое» шведского режиссера Даниэля Эспиносы — это узкие коридоры и тесные отсеки Международной космической станции. Это небольшое интимное пространство, где все разговаривают шепотом и перемещаются на цыпочках.

«Живое» — клаустрофобический триллер, в котором команда из шести астронавтов, квартирующихся на МКС, обнаруживает в марсианской почве некую форму жизни. Форма эта оказывается куда более развитой, чем хотелось бы членам экипажа. И куда более агрессивной. В задачи команды входит не только выживание, но и изолирование инопланетного нечто, прежде чем оно явится на Землю.

«В 2012 году мы занимались постпродакшеном фильма „G. I. Joe: Бросок кобры 2“, и в это же время на поверхности Марса совершал посадку ровер Curiosity, — вспоминает глава компании Skydance и продюсер фильма «Живое» Дэвид Эллисон. — Мы с Дэной (Голдберг, еще один продюсер проекта — Прим. ред.) шутили: „Представь, если сейчас этот марсоход обнаружит на Красной планете новую форму жизни и притащит ее с собой на МКС“. В реальной жизни это казалось забавным, но в какой-то момент мы посчитали, что это не такая уж плохая идея для фильма. Тем более мы с Дэной давно хотели снять напряженный триллер в замкнутом пространстве МКС в состоянии невесомости».

«Живое» «Живое» 

Действие фильма происходит в недалеком будущем, настолько недалеком, что его вполне можно принять за настоящее. «Это кино снято в жанре „научная ФАКТастика“ (science faction — Прим. ред.), — смеется Дэна Голдберг. — Мы хотели, чтобы все в нем выглядело предельно реалистично — так, как если бы вы включили телевизор и увидели МКС в новостях».

Сценарий фильма написали Ретт Риз и Пол Верник — дуэт, ответственный не только за уже упомянутый сиквел «Броска кобры», но и, что важнее, за «Дэдпула» и «Добро пожаловать в Zомбиленд». Очевидно, команду продюсеры собирали аккурат под Рейнольдса, потому что и в режиссеры они позвали Эспиносу, уже работавшего с Райаном над фильмом «Код доступа „Кейптаун“».

Эллисон заверяет, что у фильма было три основных научных консультанта: сотрудник Европейского космического агентства, микробиолог и доктор. Они постоянно присутствовали на площадке, когда снимались сцены, так или иначе связанные с их областью знаний. Тот факт, что действие происходит в недалеком будущем, дало создателям немного творческой свободы. Они позволили себе включить в фильм некоторые элементы, которые сейчас человек в космосе делать не может, но, вполне вероятно, сможет лет через пять-десять.

Ольга Дыховичная в роли капитана Головкиной

Как и в реальной жизни, в фильме «Живое» на МКС собраны люди из разных стран, и у каждого из них есть своя специализация: доктора, механики, бортинженеры, микробиологи. Исходя из всего этого и был сформирован максимально эклектичный актерский состав из двух американцев, двух англичан, японца и россиянки. «У нас на площадке сплошной интернационал, — говорит Рейнольдс. — Такое ощущение, будто я попал в ООН. Только, в отличие от ООН, мы друг с другом ладим».

Шесть человек на одной площадке, в течение полугода постоянно работающие вместе почти в каждой сцене — у них не было ни единого шанса не подружиться. «Нам пришлось стать одной семьей, хотели мы этого или нет», — сетует Ребекка Фергюсон.

На съемках фильма «Живое» На съемках фильма «Живое» 

Их дружность становится очевидной, когда всех актеров в ряд сажают перед группой международных журналистов, посетивших съемочную площадку в этот жаркий августовский день. Всех, кроме Джилленхола — его приводят позднее. Остальные пять актеров одеты в свои костюмы — коричневые и синие комбинезоны. Джейк же приходит в трениках, кроссовках, с капюшоном на голове, садится в самом углу и долго и угрюмо молчит. За веселье в этот момент отвечает Рейнольдс, который примерно каждую свою реплику небезуспешно пытается превратить в шутку. Только когда им приносят стаканчики с кофе, Джейк оживляется: «Это виски?» Райан, протягивающий ему стаканчик, тут же передумывает, мол, виски, пожалуй, оставлю себе.

«Живое» «Живое» 

Райан играет Роя Адамса — инженера-механика, который специализируется на работе в открытом космосе. Он чинит и приводит в порядок все, что находится снаружи МКС. «Я не ученый, не доктор, я парень попроще, поэтому я ужасно боюсь всего, что начинает происходить на станции», — признается Рейнольдс.

Проба марсианской почвы, принесенная на МКС зондом, попадает в руки микробиолога Хью Дерри. Анализ и обнаружение разумной формы жизни в этой почве — самый ответственный момент в его карьере, и он совсем не хочет эту миссию запороть. «Он добрый и пытается со всеми дружить, даже с инопланетным разумом», — поясняет намерения своего персонажа британский актер Эрион Бакаре.

Правда, этой прекрасной дружбе мешает Миранда Норт в исполнении Ребекки Фергюсон. «Она доктор, эпидемиолог и специалист по контролю заболеваний, — говорит актриса. — В ее обязанности входит защита Земли от инопланетной заразы любой ценой». Также осторожничает герой Хироюки Санады, бортинженер Шо Мураками. Пока он там работает на МКС, на Земле у него рождается ребенок, и это во многом влияет на его решения. «Мой персонаж — голос разума, потому что ему совсем не хочется подвергать себя риску, до того как он познакомится со своим первенцем», — говорит японская звезда, которая, кстати, уже исследовала космос в фильме «Пекло» Дэнни Бойла.

«Пекло»«Пекло»

Джилленхол играет доктора Дэвида Джордана, который находится на борту МКС дольше всех остальных членов. Он опытный, разумный и не любит рубить с плеча. Джейка после «виски» пробивает на откровения: «Я при работе над персонажем часто вспоминал своего деда, который был хирургом и попадал в ситуации, схожие с теми, что сваливались на голову Джордана. Дед умер года два назад, так что мне было приятно взять его с собой в космос».

И, самое главное, для нас — то, что руководит всей этой пестрой компанией российская женщина, командир экипажа и космонавт Екатерина Головкина в исполнении Ольги Дыховичной. «Моя героиня очень резко и быстро реагирует на угрозу, ведь мы находим инопланетную форму жизни, а когда имеешь дело с чем-то новым, правило „Лучшая защита — это нападение“ подходит идеально. Тем более у нас нет времени на раздумья — надо действовать», — говорит Ольга, и все остальные актеры ей вторят. «Головкина крутая, смелая и бескомпромиссная! Она реально дает всем прикурить», — энергично кивает Рейнольдс.

«Мы связались с целым рядом российских директоров по кастингу, и они предложили нам около 10—12 актрис на эту роль, — вспоминает Голдберг. — С каждой из них мы записали пробы, а Ольгу и вовсе позвали для прослушивания в Лондон. Даниэль долго и мучительно выбирал нужную женщину, многие из них были поразительно талантливыми. Но Ольга в итоге покорила его своим энтузиазмом. Она очень хотела получить эту роль и много для этого работала».

Перед журналистами Ольга предстала со стильной короткой стрижкой — в невесомости длинные волосы ужасно мешают, вздымаются и парят, так что на экране девушки выглядели бы так, как будто они сбежали из мультфильма «Тролли». К тому же чисто технически это никак нельзя было бы сделать без цифровых эффектов. Так что двум женским членам экипажа волосы убрали: Ольгу коротко постригли, а Ребекке собрали в тугую косу.

Леди и джентльмены, вы парите в космосе

Вообще одна из самых сложных задач при съемках «Живого» — создание эффекта невесомости, ведь действие происходит хоть и слегка в будущем, но все же на самой настоящей МКС. Так что облегчать всем жизнь и вводить в сюжет искусственную гравитацию на космической станции в планы авторов картины не входило.

«Живое» «Живое» 

Движение человеческого тела в невесомости сильно отличается от движений в любой другой среде, даже в воде. А несчастным актерам «Живого» приходится все эти замедленные кульбиты проделывать, будучи подвешенными тросами к потолку. Это потребовало серьезных хореографических усилий, поэтому создатели фильма наняли тренера по движению Алекс Рейнольдс. Именно она работала с Эдди Редмэйном, когда тому надо было изображать больного с мышечной атрофией («Вселенная Стивена Хокинга») и жеманного трансгендера («Девушка из Дании»).

Иногда актеров спускают на землю для крупных и средних планов. Но, по словам Фергюсон, даже когда они не подвешены на тросе, им все равно нужно двигаться с характерной для отсутствия гравитации плавностью. «Мы все делали медленно, печально и без резких движений, а это требует серьезной подготовки», — признается шведская актриса.

Райан Рейнольдс, впрочем, рассчитывал на то, что все будет проще пареной репы. «Ну, смотрите: декорация маленькая, высоко летать не придется, далеко тоже, — говорит он. — Так что ты совершенно справедливо надеешься, что все будет легко и просто. А потом ты приходишь на площадку, и тебе на пояс и на ноги надевают крепежную систему. Не знаю, как у девушек, но у парней яйца тут же оказываются в горле. И потом в течение ближайших двух часов тебе надо непринужденно парить в невесомости. На днях я в таком подвешенном состоянии чихнул и нечаянно самокастрировался».

На съемках фильма «Живое» На съемках фильма «Живое» 

Актер говорит все это с каменным лицом, глядит жалостливо и всячески выпрашивает хоть немного сочувствия. Ребекка же утверждает, что девушкам, напротив, этот опыт был приятен, и ей хотелось находиться в этом ярме подольше. И тут же краснеет под одобрительный гул всех присутствующих парней.

Голдберг считает, что им повезло с актерами: они оказались достаточно гибкими и спортивными. При этом с ними все равно занималась целая толпа людей, чтобы подготовить к роли. «Диетолог, тренер по физподготовке, специалисты по передвижению на тросе — все они не давали актерам расслабиться ни на секунду. Наши звезды постоянно работали и постоянно находились в тонусе. Они невероятно выносливы. Я вот вам сейчас это рассказываю и устаю только от одной мысли об этом», — смеется Голдберг.

По словам Ребекки, она во многом обязана проекту «Миссия невыполнима», съемки в пятой части которого помогли ей прийти в нужную спортивную форму. А скромный Райан признается, что он таким и родился.

Внутри МКС: Люки, марки, козинаки

В этот день на Shepperton снимают сцену, в которой микробиолог Хью Дерри в своей лаборатории вовсю анализирует образец марсианской почвы, а тот хватает его за руку. В это же время Миранда Норт и Рой Адамс смотрят за всем происходящим из-за герметично закрытой двери и тревожно переглядываются. Эта дверь, эта лаборатория, этот коридор и вообще вся МКС были полностью отстроены на студии руками умелых декораторов.

«Живое» «Живое» 

Как мы помним, тут все как в жизни, а в жизни разные части МКС созданы разными странами. Первые модули были российскими, к ним достраивали свои секции японцы и американцы. И все они не только выглядят, но и звучат совершенно по-разному. Так, в российской части много фонового шума просто потому, что она старше остальных. В фильме «Живое» все это соблюли по максимуму, хотя некоторые из модулей были адаптированы и изменены в угоду сюжету. Например, японская секция «Kibo» была переделана в герметичную лабораторию с непробиваемым шлюзом. Ту самую, в которой происходит действие сегодняшней сцены.

Сама МКС в жизни выглядит не очень опрятно. Там везде торчат провода, коммуникации, оборудование, изоляционные материалы. Поэтому, по словам художника-постановщика Найджела Фелпса, они решили немного переделать дизайн интерьеров, сделать его более киногеничным, хоть и оставить предельно реалистичным. «Все выглядит старым и потертым, потому что МКС уже отживает свой век, и в 2024 году ее спишут в утиль,— говорит Фелпс. — Поэтому все, что мы видим на экране, — стилистический симбиоз почти винтажных технологий конца прошлого века и сияющего хай-тека недалекого будущего».

В отличие от «Гравитации», где МКС была почти полностью цифровой, «Живое» снимают в реальных декорациях, а это для Фелпса отдельная головная боль. В специально отведенной для этого комнате он выстроил белые макеты на столах, а по стенам развесил репродукции, чертежи и прочие иллюстрации торжества инженерной мысли.

«Гравитация»«Гравитация»

Задачи у Фелпса были не из простых: все потолки и стены должны были быть разбиты на секции, открываться и убираться, чтобы можно было поместить на площадку камеры и тросы, а некоторые модули должны были еще и вращаться вокруг своей оси. При этом Фелпс и его команда полностью стараются избегать использования зеленого экрана. Хотя Рейнольдс признается, что как раз зеленый экран иногда пригодился бы, потому что им постоянно тесно. «Мы сейчас работаем над сценой в таком маленьком помещении, там так все плотно друг к другу прижаты, что, если бы кто-то из съемочной группы умер, он так бы и остался в стоячем положении», — говорит актер по-прежнему с каменным лицом.

Пока съемочная группа ютится у одной части декорации, журналистам разрешают походить в другом углу павильона и пощупать кухонный отсек МКС под названием «Unity». Там все сделано из реального металла, а круглые двери отделаны мягким стеганым материалом. К панелям приделаны ручки на спиралях, магнитами пришпилены листы с заметками, а скотчем приклеен маленький стикер с отчаянной надписью «Я бы сейчас все отдал за холодную бутылку пива».

Вдоль стен стоят встроенные шкафы с сетчатыми дверцами, до отказа забитые едой в специальных космических упаковках. Хотя среди них просматривается нормальная земная еда, как, например, большие коробки с шоколадными батончиками. Там же в стену встроена кофе-машина известного бренда, а рядом на небольшой полке стоит пластиковая бутылка меда и как ни в чем не бывало лежит пачка российских козинаков. Здесь явно подкрепляется командир Головкина.

На съемках фильма «Живое» На съемках фильма «Живое» 

После кухни нас ведут в медицинский отсек под названием «Tranquility». Огромный шлюзовый люк, серый коридор из матового металла, прозрачные сумки с одеялами, приделанные к стенам — Фелпс не обманул: все это выглядит так, будто мы и вправду попали на космический корабль. Кто-то из героев явно коллекционирует марки, потому что ими полны застегнутые целлофановые пакеты, а рядом со стены на веревочке свисает книга о филателии. Но вообще такие понятия, как потолок, пол, стены, в невеcомости довольно условны.

Например, именно к тому, что нам на Земле кажется стеной, привинчена болтами кожаная медицинская кушетка с ремнями-креплениями — никто не хочет захворать, уснуть и проснуться от удара головой об огнетушитель. Наша малочисленная группа журналистов ходит по модулю «Tranquility» в полном восхищении, потому что таких не берут в космонавты, и ближе, чем вот эта самая декорация, мы к космосу уже точно не подберемся. Довершает убедительность впечатлений огромный иллюминатор на всю стену, из которого виден запечатленный на заднике приветливый изогнутый горизонт планеты Земля.

Пережив встречу с андроидом, полицейские переезжают в Москву. Продолжение народной сай-фай комедии
В главных ролях:Зоя Бербер, Антон Филипенко, Сергей Гармаш, Кузьма Сапрыкин, Федор Лавров
Режиссер:Максим Пежемский, Александр Карпиловский
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Доктор Стрэндж и Зеленый Гоблин вернулись! А кого еще показали в трейлере фильма «Человек-паук: Нет пути домой»?

Доктор Стрэндж и Зеленый Гоблин вернулись! А кого еще показали в трейлере фильма «Человек-паук: Нет пути домой»?

24 августа63
Что происходит в прокате: «Главный герой» обошел «Отряд самоубийц», но не в России
Сборы

Что происходит в прокате: «Главный герой» обошел «Отряд самоубийц», но не в России

17 августа17
Фильм недели: «Главный герой», которым сегодня может стать даже Райан Рейнольдс

Фильм недели: «Главный герой», которым сегодня может стать даже Райан Рейнольдс

12 августа11
Душевный экшен: что говорят о фильме «Главный герой» его создатели
Интервью

Душевный экшен: что говорят о фильме «Главный герой» его создатели

11 августа7

Главное сегодня

«Море волнуется раз» Николая Хомерики стал лучшим фильмом 32-го «Кинотавра»

Вчера1
«Море волнуется раз» Николая Хомерики стал лучшим фильмом 32-го «Кинотавра»
Док о Сергее Бодрове, мелодрама с эротикой, победитель «Кинотавра» и еще 7 фильмов с фестиваля

Док о Сергее Бодрове, мелодрама с эротикой, победитель «Кинотавра» и еще 7 фильмов с фестиваля

Вчера0
11 лучших трейлеров недели: Oxxxymiron руководит вампирами, а Бенедикт Камбербэтч рисует котят

11 лучших трейлеров недели: Oxxxymiron руководит вампирами, а Бенедикт Камбербэтч рисует котят

24 сентября24
Почему «Клиника» не просто ситком
Культовые сериалы

ВидеоПочему «Клиника» не просто ситком

Вчера0
«Герда»: Спящая красавица в поисках лучшей жизни

«Герда»: Спящая красавица в поисках лучшей жизни

24 сентября7
#щелкнапамять: звезды снимают фестиваль «Кинотавр» на пленочные фотокамеры

#щелкнапамять: звезды снимают фестиваль «Кинотавр» на пленочные фотокамеры

23 сентября10
Что смотреть дома: «Основание», «Общага», «Мартин Иден»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Основание», «Общага», «Мартин Иден»

24 сентября15
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт