- В Европе мы вешали тех кто выполнял приказы. В Нюрнберге.
Приятная, многомерная драма не столько отсылающая нас к тематике 'Касабланки', сколько настаивающая на незыблемости установленных в ней традиций. Опять зритель оказывается в экзотическом месте в непростой исторический период. Опять любовный треугольник и страсть, противостоящая семейной жизни. Герои будут пить виски со льдом, размышлять о политике и сотворять со своей личной жизнью такое, что даже стыдно в этом признаться. Все будет тесно сплетено - тоталитарный режим на острове, несчастный брак, страстный роман, повстанцы, бегство от себя, двойная измена. Тут есть о чем порассуждать, а литературный материал позволяет многое.
Сложно пересказывать перипетии фильма. Можно запутаться в том, кто кому изменял, кто против кого интриговал и кто на самом деле стремился делать революцию в Гаити. Но сложилось все весьма пикантно. Британцы и американцы объединяются против нарушений прав человека, а мужчины находят в себе силы примириться с легкомысленностью женщины. И пойдите разберитесь, что тут более важное - измены и секс или борьба за свободу. Благо, что обе темы весьма подробно раскрыты. Уже достаточно двух трех упоминаний героя Ричарда Бертона о его сложных взаимоотношениях с матерью, чтобы осознать причины сложностей в личной жизни этого человека.
Однако фильм берет не столько вопросами психологии. Это так, подспудно. Главное тут нарастающая динамика и целая коллекция выразительных сцен. Многого стоят пьяные признания Алека Гинесса на ночном серпантине, жестокое убийство хирурга прямо за операционным столом, угрозы убийства и живописание лагеря повстанцев. Хотя, конечно настоящим 'бади бэгом' тут становится сцена у машины. Бертон безумно спрашивает у Лиз Тэйлор подробности ее личной жизни. Она достаточно сильна, чтобы признаться. Эта экспрессия выглядит неподдельной и искренней. Ради такого и делают кино. Да и пощечина Питера Устинова звонким эхом повисает в тишине даже после титров.
Конечно, сейчас этот фильм выглядит не таким уж и выдающимся. Но нужно понимать - 'Гавана', 'Куба' и 'Хороший человек в Африке', равно как и многие другие картины, сняты были уже после 'Комедиантов'. Именно картина с Бертоном и Тэйлор стала настоящим законодателем моды, предопределила стиль и формат последующих 'отражений'.
Ох, нелегкая это работа — Из болота тащить бегемота! Корней Чуковский.
Перед Питером Гленвилом была поставлена непростая задача, как то взять и создать фильм по роману Грэма Грина. На мой обывательский вкус, он с этой задачей справился. К числу шедевров этот фильм я бы не отнёс, но он вполне смотрибельный. Местами было немного скучновато, но я виню прежде всего себя, за то, что может быть я стал немного чёрствым и не проникся к тому, что происходило на Гаити в те досточтимые времена. А происходили там на самом деле ужасные вещи. К власти пришли жестокие люди и учинили полнейший беспредел, как для жителей страны, так и для людей приезжающих туда на отдых.
У героя Ричарда Бёртона был свой отель на Гаити. И чувствовал он себя не совсем уютно в сложившейся ситуации. И вероятнее всего он продал бы его и вернулся в Америку если бы...Как не трудно догадаться, если бы не женщина, жена посла США на Гаити, к которой он питал отнюдь не платонические чувства. А как вы думаете, кому доверили сыграть жену посла ? Правильно. Великой и ужасной в самом хорошем смысле, Элизабет Тейлор. Конечно, это вам не Вирджиния Вульф, где герои чуть ли не готовы поубивать друг друга. Здесь всё значительно спокойнее. Но вместе с тем, ловишь себя на мысли, что натуры темпераментные, страстные, коими являются и герои Тейлор и Бёртона самой судьбой вовлечены в круговорот жизни, контролировать который им очень нелегко. С одной стороны подпирают эти тонтон-макуты, будь они не ладны, с другой, у жены посла есть муж, который хоть и не самый последний ревнивец, но тоже человек, которому совестливым и Тейлор и Бёртону, лишний раз не хочется причинять боль, несмотря на чувства друг к другу. Такие вот дела в Гаитянском королевстве. А тут ещё, чувак к Ричарду Бёртону привязался, помоги мол нам, возьми в руки оружие, как ты есть самый лучший предводитель на свете. И оказался простой скромный владелец отеля, которому то в жизни только и хочется, что любви, оказался он между молотом и наковальней. Подруга дней его суровых естественно упорхнёт в даль светлую и бескрайнюю и останется он один на один пред лицом той дамы, которую обычно именуют дамой с косой, потому как ребята в его команде хоть и патриотичные, но не шибко обученные к ведению военных действий против противника превышающего его, как числом, так и умением. Такая вот перспектива.
Повторюсь ещё раз, я не очень проникся к диктаторскому режиму на Гаити. И не потому, что режиссёр или эти замечательные актёры не смогли донести. Возможно мне понадобится какое-то время, чтобы ещё раз посмотреть этот фильм. Возможно. А пока: