К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В фильме использована реальная история из досье канадских сил спецназначения (JTF2). Только понадобилось добавить в события передоз сентиментальности, геройства и антинигерийства.

Ещё использовали эмоционально-ценностную ориентацию и предрасположенность аудитории к сочувствию.

А вместо канадцев в кадре бойцы из Штатов — «морские тюлени» (US Navy SEAL) или, что не очень точно, «котики». Что делало в Африке тактическое подразделение Сил специальных операций (ССО) ВМС США?

По справочникам выясняем, что оно оперативно подчинено Командованию спецопераций (КСО) ВС США (U.S. Special Operation Command, USSOCOM). Официально эти спецы ведут разведку, участвуют в диверсиях, поисково-спасательных операциях и «ряде других».

Про «ряд других» всегда интереснее всего и всегда секретно, потому что всегда за гранью — раз агрессивный наскок не привёл к большой войне, называют «спецоперацией».

Подозрение: если это фильм и не был заказан авторитетными пентагоновцами, то произошло это наверняка случайно. Ну, а канадская история попала в американские руки за семь лет до съёмок «Слёз солнца» из-за другого фильма-сказки о супергероях спецназа.

Любопытно, что фильмом будто накликали: в прошлом году осенью писали, что бойцы именно этого подразделения вывезли из Африки американского гражданина. И именно из Нигерии.

История в фильме точно заденет зрителя: спецподразделение получило приказ вывезти из опасной нигерийской зоны гражданку США, а за указанной персоной увязалась большая группа местных бедолаг. И среди них тоже оказалась ценная персона, хоть и по-другому, но это ещё и становится ясно не сразу.

Такой «обоз», уходя в Камерун, вынужден отбиваться от преследователей — стрельбы и бега по джунглям в фильме хватит на два-три боевика, а ведь есть ещё и лирика...

Если оценивать фильм, как относительно современное военное приключение в дикой местности, то получится увлекательное кино.

Если пытаться использовать в качестве материала для понимания сути африканских проблем, то не получится ничего, кроме очередной пропентагоновской «развесистой клюквы».

Суть дела: хаотизация Африки началась частично одновременно, частично раньше, чем раздербан арабско-тюркского мира в Азии, но теми же руками — колонизаторы на континенте, почти не знавшем уклада империй, удерживали население в рамках первобытно-общинного строя, трайбализма, насаждая понятия о власти и границах, выгодные для грабежа колоний.

Национально-освободительную борьбу (НОБ) Запад стремился так модифицировать, чтобы получились «те же яйца, только сбоку» — грабительская система старого типа менялась на неоколониализм в пользу тех же хозяев.

Где народ упирался, грабители применяли агрессию своими руками, наёмными силами или соседскими, которых подначивали укротить опасных лидеров НОБ и их местные группировки.

Вот это как раз и есть то, что в натовских стратегиях покорения «третьего мира» обозначалось, как «хаотизация», иногда лукаво именуемая «управляемый хаос».

А для возбуждения в мире сочувствия колонизаторам и их подручным широко распространяются трогательные истории о спасённых и потерянных. Такую историю мы и видим в «Слезах солнца».

В 2003 году заказчикам «Слёз солнца» было выгодно представить своих нигерийских оппонентов инфернальными злодеями, склонными к геноциду.

Кто не поленится разобраться, увидит, что геноцидом в Африке несколько веков подряд занимаются заказчики сентиментальных кинофильмов типа «Слёз солнца». Однако, разобравшись, второй раз это кино смотреть не захочется...

6 из 10

02 июля 2021 | 14:30
  • тип рецензии:

- Храни Вас Бог!
- Бог забыл об Африке...


Сорвав аплодисменты критиков и восхищенные отзывы зрителей своим 'Тренировочным днем', положившем начало современному отражению в криминальном кино коррупции в правоохранительных органах, Антуан Фукуа, видимо, решил попрактиковаться в кино военном - чему результатам стал очередной миротворческий боевик 'Слезы солнца' (Tears of the Sun, 2003).

Вообще история создания данной ленты примечательна тем, что очередной ура-патриотичный американский военный фильм вырос из недописанного сценария очередного сиквела к на тот момент крайне успешному 'Крепкому орешку' (ведь не было еще четвертой серии...). И вот, после череды хождений по голливудским рукам, сценарий попал в поле зрения талантливого чернокожего режиссера Антуана Фукуа, который именно в тот период времени снимал свои лучшие фильмы. В результате текст был реализован путем съемок очередного боевика в стиле 'Черного ястреба', 'Отряда особого назначения', 'Уцелевшего' и т.д. и т.п. Уверен, что фильм также имеет много общего с двумя последними боевиками Криса Хэмсворта.

Ну так вот, взяв черновик нового 'Крепкого орешка' с Джоном Макклейном в придачу, а также прихватив ему в спутницы главную красотку мирового кинематографа, Фукуа отправился снимать кино о черной войне в джунгли и американский авианосец 'Гарри С. Трумэн'.

В итоге получился типичный голливудский боевик, не столько об ужасах войны, сколько о предсказуемых ужасах гражданской войны (на этот раз, в Нигерии) и сердобольном американском спецназе, который отправляет свой армейский цинизм куда подальше и начинает героически спасать местных жителей от местных головорезов. При этом делается все это тривиально, предсказуемо, клишированно, но зрелищно и со вкусом.

Рейтинг R фильм полностью оправдывает за счет кровавого экшена и демонстрации жестокости повстанцев (вожделенной обнаженки исполнительницы главной женской роли можно не ждать). Перестрелки, рукопашка, резня, устраиваемая головорезами, а также 'стелс'-режим от бравых Морских котиков - все это в визуальной обработке полюбившихся Фукуа ярких фильтров из 'Тренировочного дня' выглядит сочно и достаточно вкусно, чтобы порадовать глаз. И весь этот бравый патриотичный, и, безусловно приятный глазу и зрелищный, стелс-экшен с приключениями американцев в тылу врага нам демонстрируют на фоне впечатляюще красивых пейзажей Африканских джунглей с их закатами, рассветами, дождями, пожарами и сумерками. В общем, кино визуально очень впечатляет.

Драматизма лента нагоняет то внезапным развитием (или переобуванием, кому как нравится) командира спецназа, то трепетным изображением несчастной жизни мирного населения (с милыми эпизодами заботы о них американских военных), то милыми диалогами Крепкого орешка с соблазнительной докторшей. Причем наивность и простота командного состава удручают не меньше, чем инициативность самого, еще недавно несгибаемого как скала, главного вояки. Хотя кто устоит перед объятиями женщины, которая даже спустя почти двадцать лет выглядит привлекательнее юных голливудских старлеток?

Что касается актерского состава, то Фукуа себе не изменил - звезд мало, зато какие. Он вооружился главным голливудским супергероем Брюсом Уиллисом, а в спутницы ему определил томную итальянскую красотку Монику Беллуччи, по праву считающуюся эталоном женской красоты в кино. Причем даже при отсутствии ее обнаженки, оператор умело эксплуатирует ее присутствие в ленте, акцентируя внимание на самых волнующих изгибах ее тела. Потрясающе сексуальная фигура актрисы, как и ее прекрасное лицо, и словно скульптурный профиль, при каждом своем появлении в кадре захватывают зрительское внимание. В любой сцене, в любой позе, что бы она не делала в кадре, с кем бы его не делила, и что бы ни говорила - она всегда на высоте и всегда соблазнительна, и умелые руки оператора лишь подчеркивают это. И даже пот, грязь и кровь враждебных джунглей ей ни по чем. Уиллис же вновь крут в роли крутого парня, типичный командир армейского спецназа, одинаковый в своих ролях и убедительных в своей брутальности в каждом фильме. Вот так этот крутой мужик и роскошная женщина нашли друг друга в подобной постановке, где романтическая линия между двумя главными персонажами остается некой пунктирной линией, обозначенной полунамеками.

6 из 10

22 июня 2020 | 01:22
  • тип рецензии:

Купил посмотреть этот фильм, когда увидел настоящий 'коктейль Молотова' из имен с большой буквы в одном фильме: режиссер Антуан Фукуа (большой мастер по части боевиков), актер Брюс Уиллис (не меньший мастер в этих боевиках играть) и композитор Ганс (или Ханс, если у кого дед не воевал) Циммер (этот мастер по всем жанрам и каннонам). Результат - боевая ничья: Циммер и его музыка великолепны, Уиллис в своей стихии, а вот Фукуа подкачал.

Итак, перед нами предстает боевая единица американской армии под названием 'несколько хороших парней' под руководством бравого и матерого лейтенанта (Брюс), задача которых - точечные задания на континенте Африка. И вот, едва умывшись, единица отправляется на очередную операцию - эвакуировать американскую медсестру (которая не читала в детстве Корнея Чуковского и не знала, что 'не ходите, дети, в Африку гулять'), пару монахинь да священника к месту, где их может забрать вертолет и перевезти в безопасное место. Но, прибыв на место, оказывается, что медсестра горячих кровей и в такую прогулку одна с таким количеством мужчин она не пойдет и требует взять с собой аж целый табор местного населения. Лейтенант отказать не может и веселая роад-муви по лесам Африки начинается.

Если же серьезно отнестись к данной ленте, то мне понравились только две вещи: как уже отмечал, музыка (хотя последнее поколение немецких композиторов вообще моя слабость) и операторская работа. Сьемки пейзажей Африки и сцен боевых действий впечатляют. Но вот все остальное...Про сюжет надо как о покойнике: лучше ничего не говорить. Непонятной осталась аудитория фильма: если это мужчины, то зачем весь фильм показывать эти сантименты и сопли (плачут все, даже бабуин на дереве, кажется); если аудитория - женщины, то это это должны быть какие-то очень воинственные и одновременно сентиминтальные дамы, таковых я знаю немного. В общем, явный режиссерский провал.

Брюс, как всегда хорош, но с его опытом ему это не стоило сверхусилий, как мне кажется. Боевики - явно не жанр Моники (примерно как ромкомы - не жанр Брюса), скажем дипломатично. Второстепенные актеры не блещут, но и не переигрывают. В общем, такой крепкий середнячок на один раз. А жаль, исходны параметры были очень заманчивы...

09 июня 2010 | 15:12
  • тип рецензии:

Название у фильма, как часто бывает, мало что о фильме повествует. Все кино морпехи ведут беженцев по джунглям, а солнца там и не проглядывается даже практически. Назвали бы кино «тропический гром» было бы немного ближе к повествованию. Хотя слез конечно достаточно.

Брюс Виллис – лейтенант морских котиков (или дельты, или рейнджеров, это не уточняется) получает задание, вывезти из объятой мятежом Нигерии, врача (Монику Беллуччи) из благотворительной миссии. Тетка заартачилась, сказала: «У меня тут 70 человек, я без них не пойду»

Что должен сделать, прожженный до костей командир спецназа? Правильно, стукнуть тетку легонько по башке и пойти к вертолету. Что делает Виллис? Соглашается и ведет к вертолету толпу из 70-ти человек. Охраняет которых восемь, пусть и крутых, но всего восемь маринов.

Ну и дальше в кино логики мало. Американцы не могут оказать поддержку с воздуха, по тому, как не контролируют воздушное пространство. Ну, вы в это верите? Американцы не контролируют воздушное пространство в Нигерии. Да в Нигерии вообще из средств ПВО только автоматы калашникова.

Сценарий, короче говоря, ни к черту. Актеры конечно с именами. Но толку-то. Брюс Виллис пол фильма в темноте, вторую половину он мучается – брать или не брать беженцев. Собственно говоря, только ради него и начал смотреть это кино, по тому, как это единственный фильм, где он в форме пехотинца. Были полицейские, космонавты, ковбои временами, гангстеры были, а вот морпехов не было. И не получилось к сожалению. Ну это не его вина. Это дурацкий сценарий.

Тоже самое и к Монике относится. Играет совершенно бестолковую тетку, которую ничему не научила даже смерть собственного мужа (это не трейлер, мужа у нее убили еще до начала фильма, но зритель об этом узнает после середины почему-то, хотя Брюс знал все с начала самого). Ну и справляется она не очень хорошо, хотя тут сложно придираться, т. к. психованные люди и в обычной жизни выглядят нелепо.

Пострелялки поставлены неплохо, не совсем правдоподобно (патронов как обычно тонна, хорошо хоть мины закончились), но динамично более менее, но их всего две за фильм, и картины они не спасают. А то, что в конце наши (ну ладно, проклятые янки) несут потери, то это вина сценариста, который наделил командира душевными терзаниями.

Из фильма, конечно, все что можно выжали, и звезд пригласили, и консультанты по боевым сценам постарались, и оператор красивые крупные планы и ночные съемки устроил, и пару ящиков с пиротехникой не зря взорвали. Но не поверю я, что американцы вот так вот бездарно проводят спецоперации.

На вопрос 'а что бы ты сделал на месте того лейтенанта?' я так отвечу:

Вы сначала станьте лейтенантом спецназа.

итого: 6. Люблю я морпехов, Виллиса и Беллуччи, а так бы меньше поставил.

UPD: совсем забыл про пафос американский, он есть, кудаж без него. Ну и политкорректность, один спецназовец из восьми, как и положено, чернокожий.

08 января 2010 | 16:46
  • тип рецензии:

Военно-патриотическую сагу о том, как отряд спецназа США «Морские котики», будто Моисей своих, выводят по джунглям от опасности группу нигеро-бабаев, — эту чудную историю, премьера которой состоялась в разгар иракского кризиса, можно было бы немедленно списать в утиль. Кабы не ряд обстоятельств.

Перво-наперво особо рекомендую вам музыку фильма: протяжные и драматические африканские мелодии исполнены красивой тоски, оскароносный композитор Ганс Циммер («Гладиатор») свое дело знает. В общем, встретите саундтрек — берите…

Во-вторых, Брюс Уиллис и Моника Беллуччи.

Вообще сыну американского офицера Уиллису удивительно идет военная форма. А если она к тому же вся изорвана сучками и пулями, заляпана африканской грязью (по уши в которой съемочная группа фильма безвылазно просидела несколько месяцев), а то и забрызгана кровью — это вообще писк. Что же касается актерской игры, то сию роль г-на Уиллиса лучшей явно не назовешь. Его персонаж — главный «котик» лейтенант Уотерс — получил приказ вывезти из охваченной гражданской войной Нигерии белых людей. Героиня Моники Беллуччи, которая зрело хорошеет от роли к роли, — доктор из затерянной в джунглях христианской миссии. Ее подопечным афро-африканцам грозит смерть, поэтому доктор безапелляционно заявляет спасителям: или, мол, вот с ними выводите, или вообще никуда не пойду. И — о чудо! — Уотерс-Уиллис буквально за 10-15 минут морально перековался: сначала коварно улетел на вертолете без негров с Беллуччи через плечо, а потом узрел с неба масштабы гуманитарной катастрофы и вернулся за представителями угнетаемого племени.

Такую этическую метаморфозу нужно было играть или на грани гениальности, или изначально придать бравому вояке пару-тройку черт Махатмы Ганди (благо что своим бритым черепом на блаженного индуса он слегка смахивает)…

Итак, Уиллис повел африканцев пешим строем к спасению; а негры обрадовались и по обыкновению затянули свои походные песни, безнадежно демаскируя колонну. По дороге к спасительной границе с Камеруном «котикам» приходится отбиваться от наскоков плохих черных парней с физиономиями исхудавших Кинг-Конгов. А также произвести непредусмотренную планом зачистку африканской деревушки, где отвратительные мятежники устроили форменный геноцид своих сограждан. Душевных спецназовцев галетами не корми, как дай распластать глотку какому-нибудь чудовищу о двух ногах.

(Сюжетные повороты «Слез солнца», особенно ближе к финалу, подозрительно напоминают относительно недавний фильм «Три короля» о приключениях в Ираке, но тот был поциничнее, почестнее и посмешнее).

«Слезы солнца» — фильм гуманистический сразу в нескольких аспектах. С одной стороны, он показывает рядовой и офицерский состав американской армии в ходе выполнения Акта Беззаветного Милосердия. С другой стороны, сотни нигерийских статистов смогли изрядно подзаработать, убедительно изображая груды трупов — жертв межэтнического конфликта. Вот вам и гуманитарная помощь!

Если бы в названии фильма фигурировала другая физиологическая жидкость, которая из носа, попадание было бы стопроцентным. А так не обходится без толики символизма: даже светило не может спокойно смотреть вниз. Но в Африке солнце жаркое, и посему все его слёзки моментально уходят в соленый пшик.

02 декабря 2009 | 19:20
  • тип рецензии:

Жизнь многих живет в храбрости нескольких. Многие - это те, которые, так или иначе, пытаются что-то оценить, не отходя от экранов своих мониторов. Некоторые - это те, которых оценивают за какие-то поступки. Весь прогресс, как по мне, на последних и держится.

Огорчают, на фоне красивых картинок и умопомрачительного саундтрека, актеры, постоянно изрыгающие куски обгоревшей пластмассы, и режиссер, постоянно посыпающий свою голову пеплом.

Фильм фильмом, а осадок осадком. И в осадке этом осознание того, что где-то там жизнь живут, в то время как ты ее больше проживаешь.

07 апреля 2009 | 20:29
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: