К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Когда в обществе тонет высшее, а под высшим я подразумеваю духовную высоту, ибо все остальные высоты показные, и торжествует низменное, это предвестник катастрофы». Тенгиз Абуладзе.

Есть фильмы, которые являются знаковыми, переломными для целой эпохи, страны, миллионов людей. Картины, которые являются не просто художественным произведением, но морально-нравственным ориентиром в сознании нескольких поколений зрителей и остаются таковыми через десятилетия. «Покаяние» Тенгиза Абуладзе – третий, завершающий фильм его трилогии, первые два которой «Мольба» и «Древо желаний». В рабочих тетрадях фильма «Древо желаний» Абуладзе сделал запись: «Как же нам не хватает сил, чтобы любить друг друга. Может фильм плачет о мире без любви? Идея фильма: люди, проснитесь!». Все три картины объединяет общая, извечная тема – борьба добра со злом, проблема постоянного пришествия зла в этот мир. Идею создания фильма Тенгиз Евгеньевич вынашивал с тех пор как услышал рассказы невиноосужденных и репрессированных в 30-е годы. В Грузии нет семьи, которая не пострадала тогда. Эти истории потрясли режиссера, так появилась задумка снять «Покаяние». Незадолго до начала съемок Абуладзе попал в страшную автокатастрофу, после которой долго не приходил в себя. Очнувшись, Тенгиз Евгеньевич сказал, что остался жить, чтобы сделать очень важный фильм о покаянии. Картина рассказывает об ужасе времени, в котором торжествует зло, прикрываясь волей народа, масс. «Большинство решает все», «нравственно то, что полезно для общего дела», «если мы захотим, мы поймаем кота в темной комнате, даже если его там нет», – такими аргументами доказывает свою правоту главный злодей Варлам Аравидзе, символизирующий дьявола в картине. Фамилии Аравидзе нет в грузинском языке, её образовали от слова «аравин», которое означает «никто», точнее вершитель судеб, градоначальник Аравидзе является никем.

Фильм полон аллюзий и метафор. Варлам – это собирательный образ тирана, зла в обличии человека. В нем угадываются и Гитлер, и Сталин, и Берия. А его имя ассоциируется с библейским Варлаамом, что значит «губитель народа».

Режиссер показывает через этого персонажа, что дьявол бездарен. И поэтому ему нужен тот, в ком есть Божья искра. Таким человеком в картине является художник Сандро Баратели, семья которого подверглась преследованию и жестокому уничтожению. Супругу Сандро, красавицу Нино, сыграла дочь режиссера Кетеван Абуладзе.

«Представители «голубой крови», аристократы», – издеваясь, с усмешкой бросает Варлам художнику, который пришел к нему с просьбой не разрушать храм, простоявший в городе на протяжении многих веков. «Разрушить храм – это перерубить корни, которые питают и духовно обогащают народ. Это, как бросить в костер произведения Гомера, Данте, Толстого, уничтожить музыку Баха, Шопена, Моцарта, разрушить Собор Св. Петра в Риме или храм Светицховели», – в отчаянном порыве пытается объяснить Баратели. Но получает в ответ циничную ухмылку.

Тема веры и фарисейства проходит через весь фильм. Автор картины говорит не о конкретной религии, а противопоставляет веру со злом и деспотизмом отдельного человека, возомнившего себя всемогущим, для которого есть только один Бог – он сам.

Подобно инквизиции, смертоносная волна, которая пришла к власти, истребляет, на корню пресекает полет души человека, потому что сама не достигает тех вершин. И хочет всех подогнать под свой рост. «Мазня некоторых живописцев носит индивидуалистский характер. Эти анархисты – враги нации. Их нужно уничтожить», – так рассуждает Варлам, увидев в доме Баратели вдумчивую, глубинную живопись. За квартиры и грамоты приспешники Аравидзе сажают в тюрьму целыми семьями ни в чем не повинных людей.

Время Варлама настолько абсурдно, что Абуладзе показывает его с помощью абсурдных же средств. «Из каждых трех, четвертый – враг», «так и быть – посадим всех!», «труп надо арестовать», – обычные фразы тирана. Здесь вспоминаются строки Микеланджело:

«Отрадно спать, отрадней камнем быть.

О, в этот век, преступный и постыдный, –

Не жить, не чувствовать – удел завидный…»

Действие фильма происходит, образно говоря, нигде, никогда и всегда. Драма и трагедия, которые разворачиваются в «Покаянии», извечны и известны ещё с библейских времен. В фильме есть эпизод, когда Варлам пришел в дом Баратели, прикрываясь маской добродетели. И, словно комедиант, цинично кривляясь, читает 66 сонет Шекспира:

«Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж.
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье…»

Словно на картинах Иеронима Босха, апокалиптическое царство зла завладело страной. Но даже в самые страшные времена в страданиях людей присутствует надежда на спасение. В фильме есть гениальная сцена с бревнами, на которых ссыльные вырезали свои имена и адреса мест пребывания, чтобы родные могли узнать, что они живы. Когда в город привозили бревна, жены, матери, дети осужденных бежали на вокзал, чтобы найти на срезах имена своих родных. Одна женщина плачет, разговаривая и гладя срез бревна, на котором нашла заветные слова. Эту роль пронзительно сыграла Мзия Махвиладзе – актриса Тбилисского театра, жена Тенгиза Евгеньевича.

Режиссеру и его семье выпала доля пройти испытания, через которые проходили герои его фильма. КГБ следило за Абуладзе, отснятые материалы под разными предлогами уничтожались, картину несколько раз пытались закрыть. И если бы не помощь и поддержка Эдуарда Шеварднадзе, который плакал, читая сценарий фильма, мы, возможно, никогда бы не увидели его. На премьере фильма, после долгого молчания, он сказал: «Это очень нужный фильм. Я потрясен. Спасибо».

Картина практически поменяла политический строй страны, была удостоена множества наград, но не была понята современниками.

Тенгиз Абуладзе – один из лучших режиссеров не только грузинского, но и всего советского кинематографа. Трудно переоценить его вклад в культурное и духовное наследие страны. Он создал фильмы, которые живут вне времени.

«Покаяние» – пронзительный, гуманистический, мощный, отрезвляющий фильм. Он говорит о том, что расплата придёт. Через поколения, через детей и внуков, но она настигнет. Герои фильма расплатились за грехи, но какой страшной ценой!

«Фильм», на мой взгляд, входит в число лучших кинопроизведений мира. Он задает векторы, заставляет задуматься о духовной нищете общества, переосмыслить все ценности. И заканчивается открытым финалом – сценой, ставшей самой известной в фильме. По улице, названной именем Варлама, идет одинокая старушка (её сыграла великая грузинская актриса Верико Анджапаридзе). Она стучит в дом Кетеван Баратели, дочери Сандро и Нино, и спрашивает: «А эта дорога приведет к храму? – Это улица Варлама, не эта улица ведет к храму. – Тогда зачем она нужна, к чему дорога, если она не ведет к храму?».

11 марта 2018 | 18:37
  • тип рецензии:

Как известно, во второй половине 1980-ых гг. в советском кинематографе появилось новое направление — покаянская чернуха. Жанр, когда фильмы стали стыдиться и каяться за наше ужасное тоталитарное, бездуховное прошлое: «Сделано в СССР», «Людоед», «Чекист», «Троцкий» и др. Но мне «повезло», я смог найти самый первый подобный фильм, с которого и началась покаянская истерия. Это грузинский фильм 1984г. с символичным названием — «Покаяние». Настолько уродливого, отвратительного фильма я давно не видел.

События фильма происходят в грузинском городке N, где хоронят уважаемого градоначальника Варлама Аравидзе. Однако, объявляется городская сумасшедшая которая начинает каждый раз выкапывать Варлама из могилы и кричит, что он злодей и не достоит лежать в земле. После, нам в виде флэшбеков показывают прошлое города и режим Варлама.

Фильм, конечно, наполнен кучей художественных аллегорий. Мэр Варлам изображён тучным и с короткими усиками из-за чего он похож одновременно на Сталина, Гитлера, Муссолини, Берию и Гиммлера. С одной стороны, респект гримёрам за отличную работу. С другой стороны это похоже на безумие и как бы намекает нам: Сталин = Гитлер; Коммунизм = Национал-социализм; СССР = Третий Рейх.

При этом, характером Варлам напоминает именно Сталина. Он тоже типа спокойный и рассудительный, но если он ухмыльнулся, завтра ты уже враг народа.

И в принципе, как сатира на сталинские репрессии фильм хорош. Хорошо показано как Варлам улыбается всем, а завтра этот человек уже враг народа. Хорошо показано как все кто не по нраву Варламу, идут под нож. Репрессии и чистки были и с этим не поспоришь.

Правда, не показывают, для чего устраивают эти чистки. В фильме есть, конечно, сцена, когда сын Варлама — Авель оправдывает репрессии, говоря что «времена были такие, мы были окружены врагами». И есть сцена как сам Варлам недоволен, что в городе есть преступники и проститутки. Но на деле никаких врагов нам не показывают, никаких угроз городу нет, никакого криминала тоже нет. Сам город показан благоустроенным, что до Варлама, что после него.

В этом отличие от реального Сталина. Я не оправдываю его репрессии, но чистки 1930-ых происходили, когда в стране было ещё много элементов старого строя, которые не приняли советскую власть и это в условиях грядущей в Европе Второй Мировой Войны и противостояния с капиталистическим Западом, а потому необходима была централизация и безопасный тыл. В «Покаяние» же никаких причин для репрессией нет, Варлам это проводит просто по приколу. Вы же помните, Сталин это Гитлер!

Тем не менее, если бы фильм был просто аллюзией на Сталина и репрессии, я бы даже похвалил его. Потому что показывает он этот период хорошо. Но, к сожалению, режиссёр Тенгиз Абуладзе двигает нас к другой мысли:

Наше прошлое и наша история ужасны, а потому надо раскопать прошлое из могилы и выбросить нафиг со скал. Тогда мы покаемся за прошлое. И этот посыл фильм оправдывает концовкой и прямым текстом говорит что так и надо!

Вот у меня один вопрос: «Что за маньяк это снял»?! Фильм напрямую призывает раскапывать могилы и избавляться от своих родственников, если у тех были какие-то грехи. Во-первых, это просто какое-то психопатство.

Во-вторых, оказывается, есть те, кто согласны с подобным посылом. Представьте, вы узнали, что когда-то давно ваш дедушка ударил конкурента за сердце бабушки и сломал ему нос. Вы пойдёте выкапывать его из могилы и выбрасывать? Нет, а почему? Вам не жалко того конкурента и вы не хотите покаяться за его нос?

В-третьих, финальная сцена явно является указанием, что мы должны сделать с телом Ленина и всеми кто похоронен у Кремлёвской стены. Очистить свою душу и покаяться за кровавую историю. Покаяться за страну, которая победила мировой фашизм, безработицу, подарила тысячи великих построек, покорила космос, дала всем бесплатное образование и медицину. Вот за это мы должны покаяться! Нет, я понимаю, что при Сталине было много плохого, но каяться и раскапывать всех из могил это же неуважение к истории и самим себе. Самое смешное, что в фильме есть сцена, когда герои осуждают снос храма, говоря, что это неуважение к предкам. А финальная сцена это не считается!

Самое трагичное, что сын Варлама, Авель пытается защитить отца. Но его за это все клеймят, мол, он малодушный трус. Ну, вы поняли, да? Защищать свою историю это трусость и рабство, а вот бороться с ней это духовно, да!

Казалось бы, на этом можно ставить точку. Но мне не давало покоя кое-что. Фильм был снят в 1984г. потом положен на полку и забыт, понятно почему. Но, в 1987г. его вспомнили и показали широкой публике. И мне было интересно, кто вытащил этот фильм? Как оказалось, съемку, и прокат фильма одобрили Шеварднадзе и Ельцин (что неудивительно при их деятельности) и… Элем Климов! Режиссёр «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён», «Агония» и «Иди и смотри».

Оказывается, в 1986г. Климов был избран председателем Союза кинематографистов СССР, и он тут же взял курс на Перестройку в кино и разрушение государственно-партийного аппарата СССР. Именно благодаря нему в 80-ых и расцвела вся «чернуха». Климов лично откопал «Покаяние» и под угрозой ухода потребовал, чтобы «Покаяние» отправилось на Каннский кинофестиваль 87. Ради этого он даже потеснил фильм Никиты Михалкова «Очи чёрные».

Вывод: 1) «Покаяние» это омерзительный и отвратительный фильм, который учит нас, что наша история ужасна, и мы должны избавится от неё. Вот такие фильмы и разрушили СССР и привели нас к современной ситуации, когда нас продолжают считать виновниками в развязывании Второй Мировой Войны.

2) Касаемо Элема Климова. Я никогда не был его поклонником, но имел к нему уважение. Его «Агония» это один из моих любимейших фильмов и я до сих пор каюсь, что в своё время ругал его «Иди и смотри» за скучность. Но узнав, что он натворил на посту председателя, моё уважение исчезло. Такую вот «благодарную» интеллигенцию вырастил СССР: Климов, Кикабидзе, Волонтир, Рязанов, Говорухин, Ахеджакова, Вайкуле, Михалков, Окуджава, Гердт, Табаков, Баталов, Басилашвили, Броневой и прочие которые сделали себе имя благодаря СССР, а потом сами же в него плюнули.

1 из 10

07 августа 2022 | 16:11
  • тип рецензии:

'Покаяние' самый обласканный фильм Абуладзе. Но, если сравнивать 'Покаяние' с предыдущими фильмами режиссёра: 'Мольбой' и 'Древом желания', то на их фоне 'Покаяние' выглядит откровенно халтурно. В нём Абуладзе не смог достичь, ни поэтической выразительности, ни глубины философской проблематики, ни интеллектуального уровня присутствующего в 'Мольбе' и 'Древе желания'. Многие образы созданные Абуладзе в 'Покаянии' выглядят не органично, кажутся суетливыми и нелепыми, скорее всего, режиссер намеренно пошёл на упрощение содержания для вовлечения наибольшего числа зрителей. Хотя смысл режиссерского послания понятен, и он чудесным образом совпадает с политической конъюнктурой сложившейся на то время. Абуладзе вкладывает в фильм идеологические штампы, притом довольно не свежие, использовавшиеся для критики советской действительности ещё Гебельсом и Хрущевым, и которые до сих пор активно используются для очернения советского прошлого. Это наводит на мысль, что Абуладзе выполнял политический заказ - нанести удар по советской идеологии.

НО.

Ведь фильм запрещался. По легенде его пытался запретить сам Шеварнадзе, который был тесно связан с КГБ, и только 'апологет' чистого искусства Эдем Климов смог пробить его на экран. Версия довольно наивная - чтоб в неё верить. Любая нормальная власть защищает свою идеологию: можно вспомнить судьбы борцов с системой Дэвида Кроули, Далтона Трамбо, травлю Бунюэля, и даже если бы мозги Абуладзе пришлось оттирать от асфальта на центральной площади, это была бы нормальная реакция политической системы на попытки её подрыва, и вряд ли, вызвало бы много вопросов. То есть, без лобби во властных структурах Абуладзе не только бы не смог бы выпустить фильм на экран, но и просто снять, тем более, там явно была видна инсинуация на советскую власть, а тут ещё премию дали на Всесоюзном фестивале и Нику. Если учесть, что сам запрещающий Шеварнадзе, являлся активным сторонником перестройки, и в последствии одним из её главных бенефициаров. Поэтому, запрет властных структур был номинальный, и являлся маркетинговым ходом, нужным для того что бы подогреть интерес к фильму, вызвав соответствующий резонанс - подсунув наибольшему числу людей вредоносные для советского строя идеологемы.

КАКИЕ.

Тут играет самая заезженная пластинка: обличение 'культа личности' - в образе диктатора Варлама Аравидзе отчётливо виден Сталин. Его фигура рисуется грозным махровым тираном - жестоким и злым, а период его правления предстаёт кровавой тоталитарщиной. Уже сейчас, когда потихоньку начал подыматься ветер истории: такая трактовка личности Сталина и его эпохи видится откровенным не пониманием реальных исторических процессов. О роли Сталина в 20 веке, можно судить по результату - взяв отсталую аграрную страну, после первой мировой и гражданской войны, где 80 процентов были безграмотные крестьяне, имея экономическую блокаду, - эту страну он сделал индустриально развитой сверхдержавой, попутно выиграв самую большую войну в истории человечества. Путь, который западные страны прошли за столетия, СССР в период правления Сталина прошёл за 30 лет.

Обычно рядом с 'культом личности' соседствуют репрессии. Популярная тема идеологических спекуляций и сейчас. Хотя работы историков (например: Жуков, Земской, Некрасов, Пыхалов) на этой теме поставили точку. Никаких репрессий в том значении которое придаётся в фильме Абуладзе не было: была естественная работа пенитенциарной системы в сложный исторический период, и большинство осужденных были осуждены правомерно, а не как выставляется - одни невиновные. Невиновные то же были, но они были в относительно небольшом числе, и являлись недостатком работы, а не её сутью. Кстати, первые реабилитации невинно осужденных прошли в 1937-1938 году, ещё при Сталине. Любопытно сопоставить такие цифры: сегодня в США находится людей в заключении больше чем единовременно во всех советских лагерях. Процент оправдательных приговоров в сталинские времена был около 10 процентов, в современной Российской Федерации он 0.36

Конечно, какой-нибудь Роман Романович может потребовать реквестировать в тред Сванидзе, Познера, дух покойного Ветрова-Солженицына и все общество 'Мемориал'. Но, учитывая какой бред несут эти люди, тут нужно вызывать санитаров...

Ещё одна идеологическая фишка: уравнивание фашизма и сталинского периода. Фашизм есть определённая стадия развитие капиталистического общества, а коммунизм, особенно сталинского образца есть отрицание капитализма. То есть, эти системы противоположны друг другу, и их уравнивание представляет грубую политологическую ошибку.

Довольно несуразно, Абуладзе делает акцент в фильме, на необходимости возвращения религии, критикуя советский атеизм. Что такое религия - это феодальная идеология, притом довольно дремучая. Вполне логично, что в эпоху построения индустриального общества была выработана своя идеология, в данном случае коммунистическая. В эпоху технического развития, по одному меткому выражению: верить в бога, то же самое, что пытаться на телеге взлететь в космос. Притом, именно советский коммунизм, отрицая религию, тем не менее впитал в себя православную мораль, которая откинув сказочные оковы Моисеев и непорочных зачатий, стала этикой коммуниста.

Прошёлся Абуладзе по отношениям власти и художника, дескать при диктаторах они очень притеснялись. Тут можно посмотреть на количество советских премий и наград самого Абуладзе, да и в материальном плане он далеко не нищенствовал. Можно посмотреть на лауреатов Сталинских и Ленинских премий, в тот же сталинский период правления, и на их размеры. Например во времена Сталина произошел небывалый рассвет литературы, искусства, и того же кино: Довженко, Эйзенштейн, Эрмлер, Пудовкин, Барнет и т.д. Если всех притесняли, откуда же они взялись? Не помешает для наглядности посмотреть на современные реалии, когда провозглашается полная свобода самовыражения, а по итогу: дешёвые проститутки и кабацкие шуты возводятся в ранг поп-звезд, всякие дебилы прибивающие половые органы на площади, или дающие их там же потрогать всем желающим считаются искусством - перформансом, протестом против какой-нибудь галиматьи.

ЭТОТ

Откровенно художественно слабый фильм получил много наград, в том числе международных. Секрет здесь прост: многие кинофестивали и так называемые международные премии часто выступают инструментом идеологического влияния. И на премии, очень часто выдвигаются как и получают, не за художественную ценность, а за идеологическую составляющую. Можно посмотреть что в большинстве случаев западные международные премии советским деятелям давали именно за осуждение советской системы, так осталось до сих пор например: только за поддержку западной идеологии международное признание получили довольно средние режиссёры: Сокуров, Звягинцев, Лозница. Сигарев и т. д

ЕЩЁ

Абуладзе, на основе отснятого им в фильме политологического и исторического вздора призывает покаяться за Сталинский период. Это конечно не красит его ни как человека, ни как режиссёра...

ВЕДЬ

Явное обслуживание политических интересов в ущерб художественным - дело довольно гнусное. Как и участие в постыдном процессе перестройки, ведь 'Покаяние' достигло своей цели, нанеся удар по советской идеологии.

11 сентября 2017 | 05:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: