К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Если вы сейчас откроете страницу Википедии, посвященную ключевым историческим событиям 1987 года в СССР, то одним из первых пунктов увидите 'В СССР начинается показ фильма 'Покаяние''.

А если зайдете на страницу посвященную 'Десталинизации', то увидите упоминание фильма 'Покаяние' как одного из решающих событий, определивших массовое критическое восприятие образа Иосифа Сталина.

'Покаяние' (снятый в 1984 г. и выпущенный в 1987 г.)- действительно один из самых знаковых советских фильмов. К тому же обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля.

Он был снят полностью за деньги 'Грузия-фильм', дабы избежать необходимости согласовывать его создание в Москве. Грузинское кино в годы существования СССР славилось неповторимым национальным стилем и особым мастерством в создании социальных сатир и притч, высмеивающих общественные устои и проблемы.

'Покаяние' начинается с похорон. Умер один из самых прославленных представителей города. С большими почестями его хоронят. Но проснувшись утром родственники покойного обнаруживают его тело у себя в саду.

Что за нелепость? Что это значит? Дождавшись темноты, родственники закапывают его второй раз. Но на утро вновь видят его тело в саду...

Так повторяется несколько раз, пока родственники вместе с милицией не устраивают засаду и не ловят злодея копателя.

Злодеем оказывается местная женщина, которая на суде заявляет, что факт совершения преступления подтверждает, а виновной себя не признает. А затем добавляет: 'Пока я жива, Варламу Аравидзе не лежать в земле. Это приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Ибо вынесен он провидением нам обоим - и мне, и Аравидзе. Не трижды, а триста раз его выкопаю...'

Безумная какая-то дама... Однако дальнейший рассказ о событиях, заставивших ее мстить мертвецу, докажет, что она вовсе не сумасшедшая.

Зрителей перенесут в прошлое. Варлам Аравидзе становится главной города, а жизнь тогда еще 8-летней девочки и ее семьи резко пойдет под откос без всяких на то объективных оснований.

Ее отец, художник, окажется задержан. Также как окажутся задержаны многие другие неугодные новому главе люди. Основанием для этого будут служить нелепые доносы неизвестного происхождения.

А девочка и ее мать вместе с другими женщинами будут ломиться в закрытые двери, пытаясь выяснить куда делись их родные.

Одним из самых мощных эпизодов фильма является попытка женщинами найти высеченные имена на привезенных с Сибири лесозаготовках. Создатели фильма 'Покаяние' утверждают, что этот эпизод не их вымысел и люди действительно посылали известие о своем существовании своим родным таким способом.

Да и сама история с выкапыванием трупа - это не такая уж фантазия. В Грузии был случай, когда бухгалтер из небольшого городка выкопал скончавшегося чекиста и бросил его перед домом родственников в качестве мести за сфабрикованное дело.

'Покаяние' говорит со зрителями на необычном киноязыке и несмотря на то, что у него высочайшие рейтинги (8,0 в Кинопоиске), его просмотр может показаться довольно сложным современным зрителям.

Этот фильм является частью трилогии режиссера Тенгиза Абуладзе. Два других фильма 'Мольба' и 'Древо желания' тоже являются притчами, рассуждающими о природе социального устройства и возможности борьбы правды против лжи и зла.

05 ноября 2023 | 20:43
  • тип рецензии:

Безграничная жизнь вымышленных героев предстаёт перед зрителями. Кто эти мимолётные персонажи: мужчина в коридоре домашней кондитерской, старушка, желающая найти путь к святыне? Может быть, диктатор и хотел утопии, рая на земле, но кто уже разберёт. Перед ним необразованные лакеи с неограниченными полномочиями пытались выслужиться, собирая по городу всё больше и больше честных людей, уничтожая их, зачитывая им абсурдные, надуманные обвинения. Маленькая девочка, потерявшая всё кроме чести, никогда не смирится с телом диктатора в земле. 'Целый мир не стоит слезы ребёнка'.(с) Ф. М. Достоевский. Погибли тысячи людей под прессом 'мнения общества': имитируя мягкотелость, правитель, может быть, просто удовлетворял свою кровожадность.

Есть простор для мысли, хочется насытиться композицией и героями, открытыми для зрительских фантазий, непредсказуемыми. Тысячи мелких деталей во снах, умах действующих на экране людей. Шквал, буря неповторимых планов и реплик. В своей терминальной работе Тенгиз Абуладзе показал весь свой талант, растянул в необъятную ширь своё миропонимание, свой гений.

Трудно жить дальше, когда обрываются связи с прошлым, когда осознаешь, что в комнате, где жил всю жизнь, нет ничего, кроме страха за себя и свою чёрную, так и не пойманную кошку. Это одна из редких лент, в которых серьёзно поднимается вопрос существования. Позвольте процитировать 'Небо над Берлином': 'Когда ребёнок был ребёнком, это было время вопросов: почему я — это я, и почему я — это не ты, почему я здесь, почему не там, когда началось время и когда кончается пространство? Может быть, наша жизнь под Солнцем — это только сон? Может быть, то, что я вижу, слышу, чувствую — это только мираж мира в этом мире? Существует ли на самом деле зло и есть ли по-настоящему злые люди? Как получается, что до того, как я стал тем, кто я есть, меня не было, и что однажды я перестану быть тем, кто я есть?' Может ли быть самый ужасный диктатор по-настоящему злым? Может, он просто вносит в жизнь фрагмент истории, может, он делает жизнь после себя по-настоящему счастливой, даёт почувствовать счастье после репрессий. Ведь вечная радость - далеко не радость. Все эти забытые мысли взвивает режиссёр в уме каждого зрителя. В этом и заключается магия настоящего кино - передать авторские чувства сквозь экранное время.

'Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?'. К храму искусства, духа, где каждый чувствующий имеет больше веса чем 'тысяча идиотов'. Зачем нужна такая дорога, вымощенная безжалостными копьями? Куда она ведёт? Что есть дорога? Что есть жизнь?

22 апреля 2011 | 17:07
  • тип рецензии:

Перед тем, как обратиться к фильму и его создателям, хочется выразить огромную благодарность телеканалу «Культура» (нынче «Россия-К») за то, что приобщает современного российского зрителя к классике кинематографа. И приобщает, естественно, безвозмездно, то есть, без рекламы.

Как и многие-многие фильмы, «Покаяние» начинается со смерти одного из главных героев - Варлама Аравидзе, точнее с его похорон. И первое впечатление, которое производит видеоряд – это ассоциация с похоронами какого-то великого мафиози, где каждый присутствовавший должен был подойти к скорбящей семье и высказать свои глубочайшие соболезнования, а лучше положить конверт им в карман. Церемония проходит, виновника торжества закапывают, и прощаются с ним. До утра. Ведь утром семья покойника находит его у себя во дворе, и так повторяется трижды, пока не находят девушку, которая является инициатором этого «возрождения». Ей оказывается Кетеван, дочь семейства Баратели, которое Варлам неоднократно прижимал к ногтю. Благодаря ей мы и узнаем истинные заслуги гонителя, диктатора, градоначальника, и просто любящего отца и дедушки товарища Баратели.

Первое, что ярко отличает «Покаяние» от любого другого рассказа о жизни великого человека – это сюрреализм, коим обильно справлен этот фильм. Смешение эпох, властей, ценностей. Жители города уже ездят на автомобилях, в то время как правоохранительные органы (условно назовем их милиция) ездят на гужевых повозках и носят доспехи. Так сказать королевская рать! В масштабах города N, которым, как было сказано выше, руководит Аравидзе, нам демонстрируются события, происходившие в целом ряде стран. Будь то гонения на искусство, или низкий (ради спасения своей шкуры) донос на невиновного человека. В этом смысле показательна сцена встречи двух старых друзей на очной ставке. Один из них признал свою вину в преступлении, которого не совершал и назвал второго сообщником. И все бы ничего, да происходит сие действо в присутствии госпожи Фемиды. Символа правосудия, откровенности и мудрости. При всем этом, сам диктатор тоже далеко не туп, одним из ярких доказательств его образованности является 66 сонет Шекспира, который он однажды читает по ходу фильма:

«Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!»

Но история этого великого человека служит лишь предисловием к рассказу о его сыне (которого, кстати, играет тот же актер), показывает, насколько он беспомощен в тени своего отца, насколько беспомощно нынешнее поколение, по сравнению с предыдущим, которое, казалось бы, давно исчерпало себя. После смерти Варлама, Абель только и делает, что постоянно задается вопросами, копается в себе, и не может самостоятельно принять ни одного решения (вполне возможно, что это есть проекция на тогдашнего Горбачева): «Кто ты? Ради чего ты живешь? В чем смысл твоего существования?»

Возможно, сей по факту психоделический фильм и был поставлен для того, чтобы каждый его посмотревший задал себе перечисленные выше вопросы. Познал себя, поднялся с дивана. Скорее всего, именно поэтому режиссер так обильно использовал аллюзии. Ведь уход от действительности - есть еще большая действительность, а народу нужна Великая Действительность.

01 мая 2011 | 07:16
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: