К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Нацистская Германия оставила впечатляющий след в истории. И впечатляет она отнюдь не в положительном смысле слова. Никому не надо рассказывать, что представляли из себя нацисты, какие идеи проповедовали и какой мир хотели построить. Нас знакомят с этой частью человеческой истории еще в школе, потом мы взрослеем и начинаем выказывать уже свои собственные соображения по поводу этих страниц мировой истории. Главная героиня ленты «Воровка книг» проходит примерно такой же путь. От юной девочки, ребенка, брошенного в незнакомую среду к чужим людям, до понимающей и осознанной личности, которая сформировалась в таком еще детском теле.

Нацизм покалечил не только мир в целом и судьбы многих отдельно взятых людей, нацизм покалечил свою родину, которую провозгласил землей обетованной для арийской расы, то есть для самих себя. Нацизм уничтожил культуру родной страны, убил ее человечность и доброту. Но культура живет в самих людях, и гуманизм присущ каждому человеку. И этот фильм как раз именно об этом. Перед зрителем разворачивается история дружбы, первой любви, история крепких отношений и простых людей, которым не посчастливилось родиться в таком государстве. Людей осознанных и понимающих, людей способных на сострадание и проявление простой человечности. Людей, чьи жизни отнимались зря. Война — страшная вещь. В ней не бывает проигравших и побежденных — каждый теряет слишком много.

Этот страшный и нелицеприятный мир мы видим глазами девочки. И ее личные проблемы отходят на второй план, когда в свои права вступает война, собирая жатву на поле брани и среди мирных улочек города, который в любой момент могут начать бомбить. Ребенок растет в таком мире, но за счет чистоты своей души, за счет отрешенности и кристальности взгляда понимает гораздо больше, чем взрослые. Лизель — удивительно сильная девочка, обладающая характером и светлой душой, что отражается в ее лучистых глазах. Мечтательная, находчивая, сообразительная и совершенно бесстрашная, та, кто для ребенка перенесла слишком много в своем возрасте, но не сломалась, поражая своей силой духа и непомерным осознанием, которого так не хватает многим людям, несмотря на большие цифры в паспорте.

Ленту можно обвинить в затянутости, в неспешности, в не совсем цельной проработке образов. Но перед нами все равно живые люди и их беды, принесенные им войной. Они вынуждены под нее подстраиваться. Гуманистический посыл данной картины настолько велик, что на технические недостатки и огрехи закрываешь глаза, прощаешь кое-где провисающее действие и неоправданность определенных эпизодов.

Но это кино — не только о том зле, что влечет за собой война. Это еще на удивление созидательное кино. Оно учит жизни, слову и букве. Каждый из нас — творец своей истории. Лизель, перенеся в детстве все страшные события нацистского режима и Второй Мировой войны, стала личностью, о чем нам говорят финальные кадры ленты. Это кино учит любить книги, учит ценить любой добрый посыл, учит искать прекрасное даже в самом уродливом и оставаться человеком в любой ситуации. Книги — это символ жизни и неудержимой человеческой души, для которой рамки и запреты никогда и ничего не значили. Рано или поздно каждый ответ за все, и это пройдет совсем не в том мире, в котором мы живем.

Актеры органичны. Очень понравились Софи Нелисс и Нико Лирш. Дети всегда так естественны и играю с той искренностью, которую взрослые почему-то утрачивают. Джеффри Раш и Эмили Уотсон создали цельные образы двух зрелых людей, справляющихся с тяготами военного времени и притом остающихся людьми в полном смысле этого слова. Оба прекрасные актеры.

Несмотря на тему фашизма и события Второй Мировой войны, которые служат фоном для основной истории фильма и неотъемлемо становятся частью жизни героев, «Воровка книг» остается очень гуманным и духовным фильмом, воспевающим все самое лучшее в человеке, его силу духа и умение не растерять богатства души, как бы мир кругом ни был черен. Лизель — воплощение этой идеи, а ее воровство книг — всего лишь тяга к жизни и знаниям, что у нее так безбожно отнимают.

17 января 2014 | 19:08
  • тип рецензии:

“You never told me,” he said to a dead Erik Vandenburg and the Stuttgart skyline. “You never told me you had a son.”

Книга Маркуса Зусака, которая провела в списке бестселлеров The New York Times более 230-ти недель и стала обладателем премий различного авторитета и достоинства (в диапазоне от списка лучших книг для детей, до признания Американской книжной ассоциации), получила жизнь на экране благодаря Брайану Персивалю. Изменив многое в оригинале, Персиваль тем не менее точно передал дух и суть истории о девочке Лизель, и том невыносимом времени, которое пришлось на ее детство. А главное – с филигранной точностью изобразил персонажей книги, что будто так и просились на экран.

Зусак написал нетипично сложное и лексически богатое для современной литературы произведение. Не затрагивая напрямую политику, и не используя топорных и общеизвестных приемов, он ведет речь об ужасах Третьего Рейха. В центре истории жизнь девочки по имени Лизель, которая больше всего на свете любит книги. Но, книги очень дороги, а приемные родители бедны, так что не грех и украсть книгу с волшебными буквами, что складываются в столь драгоценные слова. Слова, что придают смысл существованию, когда весь мир окрашен в цвета фашисткой свастики, цвета крови и тьмы. Слова не просто значат что-то, они значат ВСЕ.

Красть вовсе не грешно, если книга спасена из костра, где горит все, что противоречит нацистской идеологии. Лизель крадет книги, ее отец Ганс «крадет» честь, а гонимый везде и всюду (лишь потому, что он еврей) Макс «крадет» жизнь. Макс Ванденбург – парень, который выжил, и если он чего и боялся то, только того, что забудет солнечный свет. «Одна крала книги, а другой – украл небо», - так написал о нем Маркус Зусак. Именно по тому, каково ваше отношение к Максу и можно определить к какой возрастной категории вы относитесь: для подростков главная героиня всего Лизель, а вот для тех, кто постарше – это Макс, пусть формально он и не занимает центрального места, но именно он тот магический элемент, который в полной мере проявит характер каждого героя.

Говоря о фильме «Воровка книг» в первую очередь нужно помнить о литературном первоисточнике. Многое из того, что рассказано в книге, было видоизменено Брайаном Персивалем. Изменено, но не упрощено – все основополагающие смысловые ориентиры остались на своих местах. Так же как Зусак, Персиваль ведет свое повествование иносказательно – пусть подарок Макса Ванденбурга из самодельной книги о запуганном мальчике превратился в чистый блокнот с единственной надписью на иврите – суть осталась прежней. В этом видно мастерство Персиваля, он смотрит на мир Лизель немного под другим углом, что-то дополняя, что-то оставляя за кадром, но в конечном итоге режиссер строго следует замыслу Маркуса Зусака, становясь со-творцом Вселенной, где есть только два бытийных вопроса: «Вы Ганс Губерман?» и «Вы все еще играете на аккордеоне?».

Но, самое необычное, как в книге, так и в фильме, так это то, что повествование о златоволосой воровке книг и первом среди еврейских парней драчуне ведет ни кто иной, как Ангел Смерти, ибо он как ни кто другой знает все оттенки красок тех темных времен, когда прекрасный Макс Ванденбург должен был бороться со всем миром за каждый миг своего существования. Даже беспристрастная Смерть содрогается от ужасов войны и восхищается храбрецами, не зная что такое Жизнь, она благодаря наблюдению за Лизель, ее родителями и Максом, в каком-то смысле завидует им, и человеческое существование при всей его бренности становится для Смерти загадкой с недостижимым ответом. В этом фильме есть лишь поэзия, но не сантименты.

«Воровка книг» - это единое кинематографическое полотно, которое говорит со зрителем языком намеков, взглядов украдкой и полутонов. Это настоящая драма, и режиссер не использует дешевых трюков для излишней драматизации происходящего. Персиваль просто показывает жизнь Лизель Мемингер как она есть. И если тот факт, что молодому человеку по имени Макс приходится отказаться от солнечного света и дуновения ветра и прятаться от людей в подвале, чтобы выжить, не кажется вам ужасающим и стократ превосходящим иные трагедии, то боюсь с вами что-то не так.

«Вот оно! Вот та подлинная красота, что встречается так редко! Разве вы не видите?!?», - эта мысль придет вам с первыми секундами фильма и не оставит не только на всем его протяжении, но и после. Лизель Мемингер крала книги, а фильм «Воровка книг» украдет ваше сердце, и ничего с этим вы поделать не сможете.

10 из 10

P.S. Книга Маркуса Зусака к прочтению обязательна.

16 января 2014 | 23:07
  • тип рецензии:

'Воровка книг'. Безумно теплое, душевное, доброе, грустное, сильное, красивое и человечное кино. Для меня - это шедевр. Это тот редкий фильм, который действительно тронул меня до глубины души, и пускай у него нет кучи номинаций и града хвалебных од от критиков, лично для меня это лучший фильм не только этого года, но и один из лучших, что я видел в жизни.

История девочки - подростка, которой страшно не повезло родиться в Германии накануне самой кровопролитной войны в истории человечества. История ребенка, потерявшего маму и любимого брата, но нашедшей свое счастье в книгах и приемной семье, в которую занесла ее судьба.

Это кино о том, что и в такое страшное время, как война жизнь продолжается.

Дети впервые влюбляются, трогательно-заботливый отец учит свою дочку читать, человек, которого однажды спасли от смерти, рискуя своей жизнью, прячет у себя в подвале сына своего спасителя. Это фильм о том, что в войне нет ничего героического или хорошего, настоящий подвиг- это просто жить и ценить каждый момент своей жизни и оставаться человеком, даже когда кажется, что весь мир сошел с ума.

В этом фильме прекрасные актерские работы, начиная от мэтра Джеффри Раша и заканчивая совсем молодой Софи Нелис. Атмосфера фильма просто завораживает. За два часа я успел испытать весь спектр эмоций от одиночества и всепоглощающего горя, что приносит война, до теплого, почти волшебного уюта, который дарит семья и любовь. Не последнюю роль в очаровании фильма играет гениальная музыка Джона Уильямса.

Посмотрев эту картину, я в очередной раз понял, что все эти премии, споры какой фильм лучше, какой актер убедительней, все это не важно, все это мелочи. Важны лишь те чувства, что ты испытываешь во время и после просмотра фильма и какие изменения происходят в твоей душе под воздействием той магии, которую кто-то, когда-то назвал одним словом... искусство. Важно только это, а все остальное мелочи. Церемонии пройдут, статуэтки потускнеют и покроются пылью, да даже фильм может бесследно пропасть, но те чувства, что он вселял в сердца своих зрителей, вечны

10 из 10

22 января 2014 | 21:08
  • тип рецензии:

Российско-советским патриотам фильм уже не понравился, ибо не отражает «руководящей роли партии и Советского Союза в деле освобождения Германии от немецко-фашистских захватчиков», неонацистам и юдофобам по всему миру он не нравится потому, что «ну сколько уже можно про Холокост?!», любители экшена разочарованно кричат «где действие? где отвага?», кинокритики осуждают картину за слезовыжимательство и фестивально-наградную нацеленность. Возможно, чтобы «Воровка книг» вам понравилась, вы должны быть, как и герои картины, в первую очередь, просто человеком.

И тогда, абстрагировавшись от обид, претензий, любви или неприязни к тем или иным идеям и народам, вы увидите то, что увидела я — потрясающую, щемяще-трогательную историю о том, как четыре чужих друг другу человека стали семьей и оставались «просто людьми» в любых обстоятельствах.

Каждый из них реален в своей неидеальности, эгоизме, страхах, мелких, но порой бесящих остальных недостатках. Ежедневная рутина нищей и полной тревог повседневности, в которой они обитают, — не экшен и не триллер, она ничем не отличается от быта сотен и тысяч людей по всему миру и, на мой взгляд, именно эта часть — с момента приезда Лизель на Химмельштрассе и до последних 25 минут — лучшее, что есть в картине. Ночные перешептывания с папой и Максом, дневные догонялки с Руди, волшебный мир книг из бургомистровой библиотеки, лучшее в мире Рождество — все это может не понравиться только, если вы уже окончательно и навсегда забыли, что значит быть ребенком.

Если же вернуться в исторический контекст, то фильм показывает зрителю «другую» Германию, Германию обывателей, которые, может, и не верят словам фюрера, но на всякий случай ходят на митинги и вывешивают флаги, потому что иначе не выжить, не получить работы и не прокормить детей. «Вечная сцена! Слуги насилия, их жертва, а рядом — всегда и во все времена — третий, зритель, тот, что не в состоянии пошевелить пальцем, чтобы защитить, освободить жертву, потому что боится за свою собственную шкуру. И, может быть, именно поэтому его собственной шкуре всегда угрожает опасность», — писал об этой Германии Ремарк.

Такие же обыватели, «не нюхавшие пороху» и потому обожающие наблюдать войны и опасности на экранах своих телевизоров, с готовностью берутся рассуждать о том, что герои скучны, ничего особенного не происходит, а «с отвагой как-то все уныло». Многие ли из них решатся в реальности приютить с риском для собственной жизни и семьи хотя бы кошку, не говоря уже о человеке, замолвить слово за осужденного властью на глазах у всех — вопрос риторический.

Я не люблю пафоса и слезовыжимательства, особенно, когда речь идет о детях. И поверьте, в картине их нет. Есть некоторая неуклюжесть, в которой, на мой взгляд, виноваты исходный материал (книга Маркуса Зусака) и недостаточная его проработка режиссером Брайаном Персивалем и сценаристом Майклом Петрони.

Излишний пиитет перед автором или неуверенность в собственных силах — не берусь судить, что в большей мере вынудило их стараться следовать книге буквально, хотя даже неспециалисту очевидно, что книга несценична, в первую очередь, за счет временного фактора — одни события, которые не возможно коротко показать на экране, описываются вскользь, другие, много раз повторяющиеся, увеличивают хронометраж. Что касается такого персонажа, как Смерть, казавшегося мне лишним и неубедительным в романе, то он оказался лишним и в фильме, несмотря на существенное урезание реплик.

Но самый серьёзный недостаток романа, ставший «ахиллесовой пятой» и экранизации тоже — финал. Книга во многом рассчитана на детскую и подростковых аудиторию, поэтому многие следствия войны и фашизма описываются в общих чертах, без могущих шокировать подробностей. К такому приему удобно прибегнуть в книге, где визуализация текста не является обязательной, но не получится в фильме. Во всяком случае, не получилось у создателей «Воровки книг». Поэтому последние 25 минут фильма, после искренности и реалистичности основной части, смотрятся ненатурально и неловко. Чудесной девочке и начинающей актрисе Софи Нелисс здесь можно только посочувствовать, потому что автор и режиссер в натужных, кукольных декорациях ставят перед ней непосильную исходя из ее возраста и опыта задачу.

И все же, на мой взгляд, замечательные актерские работы (не только признанных и любимых мастеров, таких как Джеффри Раш и Эмма Уотсон, но и, в первую очередь, «молодежи» — Софи Нелисс (Лизель), Нико Лирша (Руди) и Бена Шнетцера (Макс)), потрясающая музыка Джона Уильямса, незабываемое ощущение возвращения в детство перевешивают огрехи режиссуры и сценария и делают этот фильм достойным просмотра и положительного отзыва.

16 января 2014 | 23:19
  • тип рецензии:

«Воровка книг» – это пронзительная, замечательная, искренняя драма, которая затрагивает самые острые и интересные темы, произошедшие с людьми во время войны. Фильм подкупает своей искренностью и некой таинственной теплотой исходящей от героев. Хорошее кино, которое должен посмотреть каждый.

«Воровка книг» немного напоминает знаменитый фильм «Мальчик в полосатой пижаме», поскольку действие происходит в одно и тоже время, также замешаны евреи и конечно мир показан глазами ребенка. Но если «Мальчик в полосатой пижаме» больше был настроен на дружбу между немцем и евреем, то «Воровка книг» копает намного глубже.

Фильм построен таким образом, чтобы любой зритель мог сочувствовать и понимать героев. Несмотря на то, что они немцы, несмотря на то, что из страха им приходиться подстраиваться под окружающую среду, все равно они люди, люди которые вынуждены во время военных действий нести свой крест и если понадобиться пойти биться за свою страну, даже если они ее ненавидят.

Мир, который показан нам глазами маленькой девочки по имени Лизель жесток и непредсказуем. Казалось, что про Вторую мировую войну уже все рассказали и ничего нового уже не найти. Но то, как видит его Лизель, все меняет. Она – воровка книг и ее жажда жизни и знаний, дает надежду окружающим.

Кроме того стоит заметить интересный стиль изложения данной истории, который ведется от смерти. Смерть, которая преследовала Лизель с самого начала, но забирала других, самых близких ей людей. Смерть придет за каждым из нас, вопрос лишь в том, каково стремление к жизни человека и вообще заслуживает ли он жизнь. Лизель была интересна смерти, может, поэтому она даровала ей жизнь.

19 января 2014 | 20:10
  • тип рецензии:

История о войне, не показывающая боевых действий. Вдохновляющий роман взросления. Очередное проклятие фашизму. Грустный гимн литературе. Всё это и много что ещё можно сказать о фильме «Воровка книг».

Такое кино обычно не пользуется мощной рекламной поддержкой: прокатчики заранее знают, что не соберут полные залы, поэтому не считают нужным тратить деньги на рекламу. И действительно, многим ли сегодня интересно смотреть кино о суровом военном времени, о том, как изменяет людей диктатура? Изначально ведь понятно, что этот фильм не будет очередной развлекательной жвачкой со спецэффектами, что он рассчитан на зрителя, который привык идти в кинотеатр не поржать и пожрать, а испытать катарсис.

За два с небольшим часа экранного времени мы увидим фрагмент жизни юной Лизель Мемингер, которая в 1939 году волей судьбы и… матери-коммунистки попадает в приёмную семью Ганса и Розы Хуберманов. Ей предстоит пережить тяготы войны, найти и потерять друзей, первый раз в жизни влюбиться, а ещё – научиться читать и понять, какую невероятную силу скрывает в себе литература.

«Воровка книг» скроена по канонам лучших антивоенных гуманистических фильмов («Жизнь прекрасна», «Мальчик в полосатой пижаме»), действие которых обращено к душе человека. Повествование ведётся неспешно, чтобы зрители могли как можно лучше узнать главных героев, каждый из которых интересен и самобытен.

Совершенно бесподобен Джеффри Раш («Король говорит») в роли Ганса Хубермана – ярого антифашиста, который в обстановке тотального страха вынужден скрывать свою ненависть к Гитлеру и его режиму, чтобы спасти свою семью. Тем не менее, когда к нему за помощью обращается сын его однополчанина по первой мировой войне Макс, Мемингер идёт на огромный риск, пряча еврейского юношу в своём подвале.

Именно Ганс и Макс открывают для Лизель увлекательный мир литературы, которая подвергается в эти суровые годы таким же гонениям, как и все неарийские нации. И вытащить томик Уэллса из огромного костра равносильно подписать себе приговор…

Книги становятся той волшебной силой, которая не позволяет впасть в отчаяние, а иногда и оказывает самое настоящее целительное воздействие, врачуя не только душу, но и тело.

Тонкое получилось кино, виртуозно балансирующее между взрослой и подростковой аудиторией. В нём много говорится о смерти, и мы не раз увидим её бесстрастный лик, однако здесь нет даже намёка на смакование жестокости.

Вдумчивый зритель сполна прочувствует ужас, безысходность и бессмысленность войны, однако не увидит ни море крови, ни вывороченных внутренностей, так любимых отечественными кинематографистами (достаточно вспомнить чудовищное михалковское «Предстояние»). Страх заключается в другом: в детях, которые упоительно поют в школьном хоре о верховенстве германской нации, в горожанах, вскидывающих руки во время сжигания целой библиотеки из классики «расово неполноценных» авторов, в том, как люди отворачиваются при виде полицаев, избивающих прямо на улице их соседей…

Однако даже в этих нечеловеческих условиях можно сохранить в себе человека. Именно об этом говорит нам «Воровка книг», и почти каждый её герой служит превосходной иллюстрацией: и Роза Хуберман, за внешней суровостью которой скрывается добрая и отзывчивая душа, и отважный мальчуган Руди Штайнер, готовый ради своей подружки на подвиг, и жена бургомистра Ильза Герман, которая видела, как девочка спрятала под пальто запрещённый томик, но не выдала Лизель, а впоследствии впустила её в свою библиотеку и в своё… израненное утратой сына сердце.

Это печальное кино. Однако эта печаль светла. Таинственный закадровый рассказчик, мистическую сущность которого мы узнаем не сразу, завершит своё повествование на той неминуемо-щемящей ноте, когда сдержать слёзы практически невозможно. Да и не хочется, ведь это слёзы очищения, которое и есть – призвание настоящей литературы…

21 января 2014 | 12:47
  • тип рецензии:

Я не люблю смотреть фильмы о войне. Все эти кровопролитные сражения, разрывы снарядов... Не моё это. Но зарубежные фильмы (каким бы не патриотичным это ни казалось), событиях в которых разворачиваются во время Второй мировой войны, не оставляют меня равнодушной. Они не показывают столь ненавистные мне военные действия, но рассказывают целые истории о судьбах.

Так и с 'Воровкой книг'. Действие начинается накануне Второй мировой, когда девятилетняя Лизль попадает к приёмным родителей на Небесную улицу. Только сейчас, в процессе написания этого текста, я поняла, насколько символично это название... Напуганная девочка, успевшая перенести потерю близких людей оказывается в семье, где мать словно грозовая туча, но чуткий и добрый отец, с которым она осваивает чтение. Лизль знакомится с новыми людьми, а спустя несколько лет в её жизни появляется еврей Макс, который помогает сформироваться её взгляду на мир.

Обычно от фильма ждёшь вступление, кульминацию, связанную с основным сюжетным наполнением и логический финал. Несколько раз мне казалось, что фильм уже близится к концу, но я ошибалась. На самом деле в 'Воровке книг' несколько кульминаций, которые связаны с разными сюжетными линиями. Точнее даже было бы сказать - с разными этапами. Сюжет фильма выстроен как полноценная история, состоящая из нескольких глав жизни главной героини. Главной линии тут нет.

Одновременно с этим невозможно и героев истории выстроить по важности. Каждый по-своему влияет на судьбу Лизль, её мировоззрение, формирует характер и учит жизни. Софи Нелисс отлично удалось показать формирование своей героини, в свои 13 лет она играет на очень хорошем уровне. Не могу не отметить, как она владеет эмоцией и умеет её передавать. У девочки большое будущее.

Про всех актёров сказать невозможно, но я позволю себе отдельно сказать ещё о двоих. Джеффри Раш. Что тут скажешь - высокий класс, профессионализм опыт. Ему досталась роль Ганса, приёмного отца Лизль. И этот герой мой любимый. Умный, глубокий, тонкий, невероятно добрый и честный.

И Эмили Уотсон, супруга Ганса по имени Роза. Когда впервые видишь её в кадре, пропитываешься неприязнью. Но, как и у любой розы, её бутон раскрылся не сразу. Постепенно понимаешь, отчего эта женщина обладает таким тяжёлым характером, что в действительности она прячет внутри.

Хоть я и выделила всего троих актёров, весь состав заслуживает быть упомянутым, потому что у них на лицах читаются судьбы и характеры. А это дорогого стоит.

Фильм номинирован на 'Оскар' в категории лучшая музыка. У меня была внутренняя установка вслушаться в музыкальное сопровождение и оценить его. Периодически оно ускользало от моих ушей, я даже подумала, что ничего особенного я уже не услышу. Это была грубая ошибка. В определённых моментах музыка не только создавала настроение, но и помогала актёрам вызвать правильные эмоции. Всего одна нота, и из глаз уже текут слёзы. Я почти физически чувствовала, как мелодия трогает самые тонкие струны моей души. Честное слово.

Про режиссуру тоже хочется поговорить поподробней. С работами Брайана Персиваля мне раньше не приходилось сталкиваться. Сегодня состоялось приятное знакомство. Брайан мастерски уместил в два с лишним часа события, разворачивавшиеся в течение 6 лет. Переходы плавные и логичные. Особенно мне понравился ход с введением рассказчика. И не смотрите актёрский состав, не портите себе интригу (там есть спойлер). Его разоблачение важно для восприятия фильма.

'Воровка книг' - это завершённый рассказ. Его основная ценность в том, что он напоминает о том, что не надо бояться рисковать, быть любознательным и милосердным. А главное - быть честным перед собой. Хорошо, когда фильмы о военном времени оставляют в душе след и вызывают чистые и искренние слёзы, как слезы радости, так и слёзы грусти.

P.s. Не удержусь и процитирую комментарий пользователя Instagram olgamalina: 'Хороший фильм для меня вот такой, без претензий и пафоса, честный, искренний и глубокий. А нам всё пытаются подсунуть какой-то 'Сталинград''. Ольга, надеюсь, вы не будете против.

9 из 10

19 января 2014 | 16:20
  • тип рецензии:

Военная драма, рассказывающая историю девятилетней Лизель, которая накануне Второй мировой войны переезжает к своим приемным родителям в Мюнхен. Здесь она учится читать, и очень скоро чтение становится для нее единственной радостью в жизни. Но новые книги не так просто достать, и Лизель приходится прибегнуть к воровству.

Так уж получилось, что я не люблю книги и фильмы про войну. Мне страшно смотреть на это даже сквозь книжные страницы или экран кинотеатра. Но я наткнулась на эту книгу и решилась читать. И я начала влюбляться в эту книгу с первых строчек. Хоть я еще и не дочитала книгу Маркуса Зусака, но она мне уже нравится, я уже готова записать ее в любимые. И поэтому я не могла пропустить фильм. И пошла в первый день проката.

Война - это страшно. Особенно глазами ребенка. Лизель потеряла брата, ее отдают к приемным родителям. И я думаю в это страшное время ее жизнь была бы совсем невыносимой, если бы не книги. Чтение было для Лизель всем, папа Ганс научил ее читать и она уже не могла остановиться. Чтение было ее спасением. Это фильм не только о книгах и о воровстве, это фильм о человечности. Могли ли мы представить, что Роза будет спасать беглого еврея - Макса Вандербурга, эта вечно недовольная женщина с любимым словом “свинуха”. А она стала спасать. Потому что они люди. И потому Ганс Губерман хороший человек, который помнит добро.

Макс - еще один друг Лизель, с которым ей повезло и который научил ее что слова - это ВСЕ. Парень, который должен бороться за свою жизнь, за право существовать. Руди, этот мальчик, который стал первым настоящим другом Лизель. Друг, которому можно доверять. Мальчик, который хотел быть Джесси Оуэнзом, а над ним смеялись. Лизель - дуреха, которая не умеет читать (не умела). Как им не подружиться?

Потрясающие актеры. Джеффри Раш - это тот Ганс, которого я себе представляла, глядя на него я не могла не улыбаться. Он такой милый и добрый. Мне хотелось просто взять и расцеловать Джеффри, настолько он был хорошим и человечным. Так он любил свою приемную дочь и жену. Эмили Уотсон - вот она книжная Роза, прекрасно сыграла. И ее мне хотелось обнять. Я влюбилась в фильм еще и благодаря хорошо подобранным актерам. Так же очень понравились молодые актеры Софи Нелисс, Нико Лирш, Бен Шнетцер - вот они герои, сошедшие со страниц. Особенно хочу отметить Софи, мне кажется она вырастет в прекрасную актрису.

И да, я плакала. Не могу сдержать слез, когда происходят такие вещи. Не могу сдержать слез, когда смотрю на войну. Если бы я смотрела дома, то я бы точно не сдерживала рыданий. Тяжелый, трогательный и такой долгожданный фильм.

Спасибо Маркусу. Спасибо книжной воришке. Читать и смотреть. Смотреть и читать. 'Воровка книг' - экранизация мирового бестселлера, которую нельзя пропустить в кино.

17 января 2014 | 22:14
  • тип рецензии:

Скажу сразу: 'Воровка книг', на мой взгляд, замечательное кино! И вряд ли когда-нибудь я изменю своё мнение...

Сказать хочется о другом. Во-первых, я решительно не разделяю мнения, что 'Воровка книг' расчитана, в первую очередь, на подростковую и юношескую аудиторию. Это далеко не так, хотя бы по той простой причине, что история о Лизель ведется от лица Смерти (что весьма симптоматично и важно в контексте романа Зузака), а вопросы смысла и бренности бытия - главные вопросы людей, находящихся в экзистенциальном состоянии - чужды и непонятны молодым людям. И пусть никого не вводит в заблуждение возрастной рейтинг картины. Это кино для взрослых и зрелых людей.

Второе замечание. Обманывают те, кто заявляет, что это фильм о войне. Это не совсем так. Точнее, война в картине присутствует, но не в том качестве, в котором привыкли её изображать. Война по-Зузаку - производное, всего лишь роковое следствие, а не первопричина - это жертвенное искупление немцев. Расплата миллионов за тот массовый психоз 'вождизма' и жажды реваншизма, ненависти и высокомерия к другим народам и расам, которые обуяли Германией в начале 30-х годов прошлого века. И 'досадная ошибка летчика', сбросившего бомбы на дома спящих мирных жителей, в свете постижения истинного смысла происходящего (причинно-следственной связи, как сказал бы философ), уже не кажется трагической ошибкой, но Божьим промыслом...

Третье, о чем хотелось бы сказать. Очень важно, чтобы, как в известной поговорке, лес не терялся за деревьями. Просто поразительны желание и настырность людей, неустанно выискивающих мелкие несоответствия, ничтожные промахи и малозначительные ляпы. Они готовы давать оценку всему произведению, основываясь на сомнительных аргументах, типа: 'Зрителю не показали название книг, которые читала Лизель, и поэтому моё отношение к картине сильно подпорчено...' Что это? Юношеский максимализм или старческий маразм? Или банальное отсутствие ассоциативного мышления, неспособность к соавторству, к сопереживанию?..

Резюме. Фильм хороший. Несколько сентиментальный, но безумно поэтичный. И архи-актуальный...

8 из 10

30 апреля 2014 | 07:33
  • тип рецензии:

Недавно вышедший на экраны фильм 'Воровка книг' меня заинтриговал - Третий Рейх глазами создателей фильма (Германии и США), Джеффри Раш и Эмили Уоттсон в главных ролях, очаровательные дети, тема угнетения евреев... Можно сказать, что кому-то все это уже изрядно надоело и даже у кого-то завязло в зубах, но я из другой группы людей - мне наоборот интересно, что из всего этого получилось.

Как человеку, не читавшему первоисточник, мне придется судить исключительно по самому фильму. Нужно сказать, что он превзошел мои ожидания, потому что после просмотра трейлера я ожидала увидеть очередной пафосный пшик. Но нет, это очень хорошая работа, и она заслуживает внимания.

У меня сложилось впечатление, что 'Воровка книг' рассчитана преимущественно на молодую аудиторию. Неслучайно в фильме про времена фюрера мы не видим типичных для картин о Третьем Рейхе зверских сцен насилия и убийства. По разговорам и отдельным эпизодам (арест евреев, например), да и по ситуации с сокрытием Макса в подвале самый маленький ребенок может понять, что нацисты - люди нехорошие, и при этом он не увидит ужасающих подробностей, да и не узнает о них до поры до времени. Главное, что в голове, во-первых, сложится мнение, что Гитлер - человек страшный, а во-вторых, что не все немцы такие. В общем и целом, подход неплохой, правда, при условии, что человек подрастет и узнает эту историю в остальных подробностях, потому что столь упрощенно думать о Второй Мировой Войне, фюрере и Германии нацистских времен просто непозволительно.

Оговорюсь, что фильм мне действительно понравился. Очень порадовало то, как сыграли дети - это что-то потрясающее. И исполнительница роли Лизель, и маленький актер, воплотивший неповторимого Руди прожили свои роли, их история была живой, она заставляла сопереживать. Нельзя не отметить и 'старший батальон' - Джеффри Раша и Эмили Уотсон - выше всяких похвал. Особенно удивила Эмили, такой я еще ее не видела. Ее героиня эволюционирует от невыносимой придирчивой мегеры к глубокому, верному, смелому, любящему человеку, причем главный фокус в том, что меняется не она сама - ведь никуда не уходят ее излюбленные словечки 'свинтус' и 'свинюшка', скорее это зритель начинает смотреть другими глазами, как бы 'читая между строк'.

Действительно, были немецкие люди, не согласные с происходящим, не испытывающие восторг от Гитлера - и смелые, смелые настолько, что способны остаться хорошими людьми даже при самых тяжелых обстоятельствах. 'Безумству храбрых поем мы песню'. Это большое искусство - оставаться человеком, что бы ни происходило, и какая бы опасность не угрожала.

Отдельно хочется похвалить исполнителя роли Макса - этот юноша поразил меня в самое сердце, его актерская игра действительно берет за живое - трудно не сопереживать, глядя в эти большие грустные глаза и не радоваться этой искренней, доброй улыбке. Очень надеюсь, что на его творческом пути будут новые сложные, интересные роли.

Наверно, я бы поставила фильму 10 - потому что в отдельных эпизодах он трогал меня до слез (игра в снежки в подвале, описание погоды, прощание с Максом, бомбардировки). Герой Джеффри Раша с гармошкой порой даже казался мне сбежавшим из киноленты Кустурицы - это в его духе изображать, как во время бомбардировки кто-то играет на музыкальном интрументе, как бы показывая, что жизнь - это самое большое чудо. Но все же несмотря на описанные мной эмоции придется добавить ложечку дегтя, а посему, увы, 10ка отменяется.

На мой взгляд, фильм изрядно подпортили голливудские создатели. Прежде всего, меня до слез рассмешило такое изображение Второй Мировой - как будто Россия в этом совсем не участвовала (понятно, что глупо было бы ждать кадры со знаменем над Рейхстагом в американско-немецком фильме, но не упоминать об участии и заслугах Советского Союза вообще и изображать американских солдат-пебедителей - это, простите, перебор). Изрядно испортили восприятие штампы Страны Грез - солдат, зрелищно несущий девочку над обломками взорванных зданий (странно, что на нем была не американская форма), киношное прощание с Руди (это сцена должна бы растрогать, но она настолько сахарная и шаблонная, что по спине идет холодок, и слезы не выступают). Непонятно лично мне еще 2 вещи: во-первых, кто заботился о Лизель после войны (неужели не до конца раскрытый персонаж - жена Бургомистра?) и, во-вторых, где все это время был Макс и что с ним происходило. Из-за этого у меня осталось чувство незавершенности. Про концовку в лучших традициях 'Титаника' и 'Воды слонам' я умолчу.

Но если постараться закрыть на все это глаза, то нельзя не сказать, что фильм заслуживает высокой оценки. Он очень красиво снят, в нем есть идея и проповедуются вечные гуманистические ценности, а главное, он берет за живое. Поэтому, наверно, когда у меня будут дети, я с удовольствием пересмотрю данный фильм с ними, правда, с оговоркой, что это только часть истории, верхушка айсберга, и обязательно нужно будет узнать ее больше и подробнее.

Напоследок отмечу, что градус моей любви к Джеффри Рашу растет с каждым просмотренным фильмом. Гениальный актер, и в этой роли он очень трогателен.

8 из 10

25 января 2014 | 20:44
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: