К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Борис Годунов» Владимира Мирзоева - один из немногих вариантов современного прочтения великого памятника классической русской литературы. Здесь Мирзоев в который раз высказывает свои ультралевые взгляды, перенося беззаконие и беспорядок смуты в наши дни. И правда, действие пьесы не так часто выносили за рамки Смутного времени, этим и только этим, на мой взгляд, замечательна картина 2011 года.

События конца 16 – начала 17 века режиссер переносит в 21 век, почти не отступая от текста Пушкина и сохраняя стихотворное повествование. Мирзоев - мастер реализма, но вместе с этим он по какой-то причине оставляет такую форму общения героев, не желая заменить ее на прозаическую. Преследуя цель актуализации проблем «Бориса Годунова», он воссоздает пушкинских героев в 21 веке, но не берет в учет то, что разговор стихами в таких обстоятельствах выглядит более чем нелепо. Этот фильм не претендует на повторение канонов классики и уж тем более на становление ее частью, так почему бы всецело не приблизить сюжет к реальной жизни сегодняшних людей и не дать заговорить персонажам по-простому, без рифмы?

В пушкинских строчках и мирзоевских кадрах рождаются главные герои Максима Суханова ( Борис Годунов) и Андрея Мерзликина ( Григорий Отрепьев), которые блестяще справляются со своей актерской задачей. Артисты сделали своих героев фактурными и объемными, строго придерживаясь образов, созданных Пушкиным. Годунов действительно похож на Годунова, властного, «огромного» и задумчивого, а Отрепьев – на умного, мучимого совестью, настоящего самозванца. Хм, такой вот оксюморон! По отдельности персонажи раскрыты, а вот их конфликт у режиссера раскрыть не получилось.

Досмотреть до конца с первого раза фильм почти невозможно: большинство сцен не способно удержать внимание зрителя. Я могу выделить лишу пару сцен, которые показались мне действительно интересными. Одна из них - сцена откровенного разговора самозванца и Марины Мнишек в бассейне. К слову, стоит отдать дань литовской актрисе Агнии Дитковските ( Марина Мнишек); с Андреем Мерзликиным у них получился отличный дуэт, и как раз здесь она смогла наиболее полно раскрыть свою героиню. Отрепьев в воде, Марина на суше, растерянная и расстроенная - все ее надежды рухнули в один миг. Самозванец увлекает ее за собой в воду, и она все же становится частью большого обмана. Эта сцена действительно сделана красиво и со вкусом, в отличие от многих других. «Антидинамичный артхаус»- так приходит в голову описать всё действие фильма.

Заметно, что бюджет у фильма совсем невелик и что создателям фильма никак не удалось это скрыть. Режиссер чересчур увлекается авторским кино, порой забывая задавать себе вопрос: а действительно ли это качественно и хорошо? Must ли seen?

«Борис Годунов» - очень мрачная картина, до мельчайших деталей пронизанная либеральными настроениями. « Россия без Путина», « Власть Навальному!», «Медведева – под суд!» - не надоело?

2 из 10

05 мая 2017 | 13:31
  • тип рецензии:

Более трёх недель назад я имел счастье присутствовать на премьере в нашем городе нового (2011) фильма «Борис Годунов» режиссёра Владимира Мирзоева. Фильм этот, как и обстоятельства его просмотра, до сих пор ещё не отпустили меня окончательно. Но вот то времени не было, то точно и лаконично не излагалось, а особо растекаться мыслью по древу как-то даже и неохота.

Во-первых, про фильм. Весь текст, звучащий в картине, при надлежит исключительно перу А. С. Пушкина. А в остальном – действие перенесено в некую условную современность. Да, мы уже видели нечто подобное. Когда то Ричарда III и его солдат обряжали в форму, очень напоминающую германскую из из ½ XX в., а войска Тюдора были в беретах и «союзной» почти форме, бои шли с применением танков и ручного огнестрельного оружия… Или вот тоже шекспировская экранизация «Тит - правитель Рима», где были и байкеры, и много чего ещё… или вот совсем недавний «Кориолан» Р. Файнса, где разборки древних римлян и древних вольсков шли при помощи автоматов а не мечей и копий… Так вот – теперь и в нашей стране есть подобное кино! Только вот особой радости в этом нет…

Итак, фильм. Задуманный, кстати, ещё в середине 70-х гг. Основные же наброски были сделаны в середине 90-х, что наложило свой отпечаток на всё картину. Фильм, внезапно снятый в итоге менее чем за два месяца. И целиком на деньги некоего спонсора. Как с гордостью сказал сам режиссёр картины - «В моём фильме нет ни копейки государственных денег!». Фильм, родом из 90-х, несущий их стилистику и даже сам дух той эпохи…

Начнём же краткий обзор действия картины. Царевич Димитрий, милый мальчик в матросском костюме, играет сначала дома, а потом на улице Углича. Охрана – в форме российской армии на излёте Первой мировой… Потом появляются люди в чёрном. Или люди в штатском. Короче одеты они по моде примерно так 20-х гг. и почему-то, увидя их, так и хочется крикнуть – ОГПУ! Бесоопасность! Короче, мальчик Димитрий оказывается закрыт их широкими чёрными плащами – тут и происходит «несчастный случай с летальным исходом». Народ рвёт убивцев, мать-царица рыдает… А по первопрестольной несутся два представительских авто («БМВ» и «Мерседес») с великими боярами (умилил Д. Певцов ). Бояре по сути «забивают стрелку» и говорят за политику, про планы Бориса Годунова взойти на трон… всем страшно. Потом показывают уже Годунова. Гениальная актёрская работа Максима Суханова. Матёрый и умнейший политик. Используя прослушку и силу СМИ он становится царём. Правит.

Правит – но как часто видит он возле себя мальчишку в матроске… Мальчик просто хочет с ним поиграть… А видит его только он один. И Годунову страшно. Но он держится.

Потом мы видим древний монастырь. Монахи, одетые в крутые футболки, усердно качаются на импортных тренажёрах. А старый монах и помогающий ему Гришка Отрепьев в захламлённом помещении сканируют и ксерокопируют древние летописи и жития… Потом Отрепьев бежит на Литву. Очень показательна сцена возле границы. Кабак (эпохи поздней перестройки). Уже есть прибалтийский лоск – но ещё полно московитский дикости. Все бухают. Граница на запоре, но тропка есть… И тут вваливается московский дозор из двух то ли охранников, то ли ментов… Короче – это морды, тупой и хитрый. Отрепьев пытается их провести, зачитывая с экрана коммуникатора неграмотным стражам порубежья Российского свои собственные приметы…Но московиты хоть и не умеют читать, но не пущать обучены как надо… Потом побег, вода – и Свобода! Сиречь Литва и Польша там за нею…

И вот он уже грезит самозванством своим. И плавая в бассейне объясняется с М. Мнишек… Особо отмечу – актёрская игра на очень хорошем уровне.

И вот поход на Москву. Армия самозванца – с автоматами и в хаки, сам он едет на БТРе, рядом с небрито-бородатыми бойцами… А на Москве бояре втихушку думу думают, как бы так умудриться, чтоб и Годунова ненавистного свалить, и на плахе не оказаться, и самим потом править… Шуйский хорош!

Затем мы видим смерть Бориса. Сначала – придворный спектакль, очень сильная и многоплановая сцена, а потом – удар… и вот уже тень бывшего царя уходит в глубины подземелий вслед за мальчиком в матроске…

Разбитые чуть ранее самозванец ликует. А к царице и детям Бориса входят бояре и «люди в штатском». У них с собой чемоданчик со шприцами… И всё – самозванец венчается на царство. Бояре стоят важно, а народ… А вот с народом не всё так просто.

Дело в том что в данной кинокартине народ представлен в виде двух семей, смотрящих новости по ТВ. Как их назвал потом сам Мирзоев – семьи «рабочая» и «интеллигентная». Итак, рабочая семья. Сидят на кухне два мужика, один, весь такой небрито-нестриженный, в майке-«алкоголичке», второй – в какой-то рубашке… Что делают? Бухают, вестимо. Бутылки, огурчики, капусточка… Женщина вот ещё закуски несёт… комментарии – пролетарско-ухающие. Но погубленного Борисом ребёнка жалеют.

А вот и их, скажем так, коллеги уже из интеллигентной семьи. Две утончённые женщины и юноша почти байроновского вида. Семья группируется вокруг дивана, на заднем фоне книжный ЕМНИП шкаф… Переживают происходящее тонко.

Много чего ещё было в этом фильме… Но впечатления он по себе оставил очень неоднозначные и преимущественно тяжёлые. Пушкинский текст не препарирован – но на него наложен так хорошо подобранный ряд сцен, что чуть ли не волком взвыть готов…

«Борис Годунов» - это очень «фестивальное» кино. И драма, и притча, и артхаус…

зритель же картины в основном - та самая российская либеральная интеллигенция, что уже почти два века ведёт свою войну против своей же страны… Сначала против «царизма», потом против «коммунистического тоталитаризма», теперь вот против «кровавой гэбни» и чего-то там ещё. А ведь цель всегда – Россия… И это страшно.

Резюме: талантливый, но всёж спекулятивный фильм. Фильм-слепок настроений определённого слоя современного общества. Фильм, опоздавший (и слава Богу!) как минимум лет на десять… Умное кино. Умное – но слишком уж ядовитое.

20 марта 2012 | 00:28
  • тип рецензии:

Итак, ещё одна реинкарнация классики, ещё один... 'Борис Годунов'. И сложно сказать, вкладывали ли создатели ироничный смысл во всё происходящее, мол, столько лет прошло, а ничего не изменилось. Можно поверить и в это, но с уверенностью при этом сказать - происходящее на экране каждые две минуты грозится превратиться в дикий и никому не понятный фарс. Проблема власти - что же это такое? Человек берёт на себя ответственность за народ, за своё государство, и у него есть те же два выхода из этого пути, если это вообще можно назвать выходами. Упиваться своей властью до конца или страдать за свой народ, принимая такую ответственность. Всё это, в общем-то, одно и то же, и лишь условности разделяют два пути.

И у создателей этот путь мог быть как один, так и не сколько. Иронично насмехаться над современным государственным строем или всё же поддаться соблазну снять 'трансцендентный' фильм, необычную и современную интерпретацию Пушкинской классики? И если в том же «Ромео + Джульетта» Лурмана всё было достаточно гармонично, местами «стёбно», но не лишено своего шарма, то в новом «Борисе Годунове» на экране своевременно творится треш. И если в случае с том случае мы можем хвалить актёрскую игру ДиКаприо и засчитывать это в заслуги фильму – то и здесь актёрский состав не самый ужасный. Правда, говорить о заслугах актёрского состава в картине можно долго, но сцены, где простые «крестьяне» трут себе глаза луком – уже о многом говорит. Точнее говорит о том, что хочется перестать это смотреть.

И можно попытаться поверить им, поверить в их благие намерения снять ироничный фильм о том, как всё в России всегда было плохо и о том, как же тяжело «царю-императору-князю-президенту» восседать над народом и решать их судьбы.

Но поверим мы или нет – уже не имеет смысла, ведь смотреть такое точно не хочется.

18 декабря 2011 | 14:08
  • тип рецензии:

Сама идея 'реинкарнации' героев прошлых эпох в нашем времени, а еще точнее - 'проигрыш' неких исторических (или литературных) актов с современными декорациями и антуражем - не нова (вспомните, хотя бы, великолепного 'Ричарда Третьего' Р. Лонкрейна или неоднозначный, но не менее замечательный 'Ромео + Джульетта' с Л. Ди Каприо в главной роли). Здесь мы видим тоже самое...

То, да не то! Мы видим 'серый' театр марионеток, начитывающих текст на камеру, однобоко и безвкусно интерпретируя исторические события трагедии. Не производит впечатления ни подбор актеров (хотя, их состав и убедителен), ни их игра (её просто нет! за исключением, наверное, короткой, но вдумчивой и натуральной игры М. Казакова в роли отца Пимена), вобщем, ничего, что могло бы хоть немного 'задеть' за живое. Вместо действия и пушкинской 'глубины' (а ведь трагедия Александра Сергеевича, в первую очередь, доносит до нас силу народную, силу активную и непреклонную) нам 'впёхивают' разношерстное визуальное переложение второстепенных линий сюжета трагедии (как то - боярские интриги и польское 'участие').

Вот и получается, что идейно картинка и текст не совпадают. 'Борис Годунов' В. Мирзоева, в некотором смысле - вольная авторская интерпретация Пушкина. Не понравилось.

2 из 10

06 ноября 2011 | 21:36
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: